На Часах : Первый: 5-й, 89-й, 100-й. Третий: 16-й, 24-й, 50-й. На Часах : Шестой: 53-й, 54-й, 90-й. Девятый: 83-й, 84-й, 85-й. На Вечерне: Предначинательный псалом: 103-й, «Блажен муж»: 1-й, на «Господи воззвах»: 140-й, 141-й, 129-й, 116-й, в конце вечерни: 33-й. На Литургии : 102-й, 145-й. Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию. Благодарственные и хвалебные: 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150. Прославляющие Бога: 8, 17, 92, 102, 103. Назидательные: 1, 40, 32, 45, 84, 89, 100, 111, 126. Изливающие скорбь: 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142. Выражающие надежду на Бога: 53, 85, 90, 111, 120. Просящие о защите от врагов и неприятностей: 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142. Покаянные: 38, 50. Выражающие радость: 32, 83, 114. Книга Притчей Соломоновых Главным автором книги «Притчей» был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р. Хр. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем книги Притчей, как Давид – Псалтыри. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе». Соломон просил у Бога одного лишь: мудрости, чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты не просил себе богатства, имения, славы, побед, долголетия, а попросил премудрости и знания, дастся тебе премудрость и знание, а богатство, имение и славу Я дам тебе такие, каких не бывало у прежних царей и не будет после тебя» ( 3Цар. 3:11–14 ). И действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в книгу Притчей. В еврейской библии книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников (греческий перевод библии 3-го века до Р. Хр.) – «Паремии», в славянской библии – «Притчи Соломона». У свв. Отцов она называется София» – «Премудрость всякой добродетели». Написана книга Притчей в форме стихотворного параллелизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

33:2). Услышим Давида, повелевающего нам: Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте… разумно(Пс. 46:7); Пойте Господеви в гуслех и гласе псаломсте (Пс. 96:5). Но и: пойте Ему со восклицанием (Пс. 32:3); Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил (Пс. 70:23); и опять: Пойте Господеви, преподобнии Его (Пс. 29:5); Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом (Пс. 2:11); хваление Его в церкви преподобных… и сынове Сиони возрадуются о Царе своем (Пс. 149:2); воспою и пою во славе моей (Пс. 56:8); Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь(Пс. 38:4); и еще: Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим (Пс. 118:103); Тако благословлю Тя в животе моем и о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя(Пс. 62:5-6), и потоком сладости Твоея напоиши я (Пс. 35:9), то есть воспевающих Тебя. Но зачем нужно приводить все свидетельства Давида, которые известны, о благодати и радости, возникающей в сердце у поющих псалмы с трезвением и сокрушением? Ибо это знают испытанные, а мне как бы и болтуном не прослыть. Посему прекрасно во время памятования о Боге многократно увеличивать моление, чтобы, когда забыли мы, воспомянул бы нас Господь. И станем бодро на псалмопении, обновленные, и будем молиться бодро, отвращаясь от помыслов, забот и [мирских] побуждений. Ибо бесы имеют обыкновение, когда видят кого-то усердно поющим псалмы или молящимся, влагать помыслы о разных делах, якобы необходимых и побуждающих ум к размышлению о них, чтобы ум, растекшись к исследованию их, погубил бы сладость псалмопения. Почему жеиз уст верных, которые суть младенцы на злое (1 Кор. 14:20), Христос совершает хвалу, как не затем, еже разрушити врага и местника (Пс. 8:3), [Col. 1753] тиранствующего великим образом, врага добродетелей, мстителя за порок — диавола? Так и мы, в простоте хваля Господа, истребим и уничтожим коварства вражии. Посему пусть будет псалом непрерывным, ибо призываемое имя Божие прогоняет демонов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Эти то четыре стороны евхаристийного возношения мы и рассмотрим отдельно. При этом заметим, что некоторые части, повторяющиеся в евхаристии дважды (напр. предуготовительные молитвы пред возношением и причащением), в проскомидии, вследствие отсутствия в ней приобщения,даже и в самой евхаристии в древнее время, могли быть объединены и размещены в другом порядке, так что мы, для удобства обозрения, имеем полное право соединить их в общие рубрики. А. По теперешнему тексту предначинательные действия и молитвы, предваряющие евхаристийное возношение, пресуществление, причащение, и стоящие в разных частях Евхаристии, представляют только общее сходство соответствующим частям проскомидии и великого входа. Так, лобзание любви, исповедание веры, преподание мира (пред началом возношения) представляют соответствие проскомидийным и великовходным: преподанию мира, прощению, взаимным молитвам священнослужащих. Дальнейшее чинопоследование Евхаристии сходствует с проскомидией и великим входам в следующем: помяни мя Владыко святый, помянет тя Господь Бог во царствии своем (после пресуществления), Боже очисти мя грешного (пред раздроблением), псалом 50-й (пред пресуществлением), молитвы: се прихожу бессмертному царю и Богу нашему, воскресение Христово видевше. Но в рукописных вариантах это соответствие простирается гораздо далее и во многих случаях доходит до полного тожества. Так во всех трех частях литургии (т. е. на проскомидии, великом входе и Евхаристии) эти предначинательные молитвы и действия не имеют устойчивого места, помещаются то в начале, то в конце, а иногда и в середине каждой части, что дает нам право видеть в этих молитвах в сущности один момент, послуживший типом для соответствующего момента в проскомидийном священнодействии. Из наиболее важных для нас вариантов отметим здесь следующие: Господиустне мои отверзеши... пред началом возношения, 149 или по окончании оного; 150 брате и сослужителю, прости мне грешному, – Бог да простит ти, 151 – братие помолитеся о мне; 152 в некоторых нет теперешнего – помяни мя; многа лета честный отче; 153 Благословен Бог наш;...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Апофегма — краткое остроумное изречение или назидательный рассказ из жизни какого-нибудь философа. 142 Карл Пиллар фон Пильхау. — Лесков не совсем точен. Речь идет о кавалергардском поручике, бароне Адольфе Яковлевиче Пиллар фон Пильхау (1814–1870). 143 Фрейганг — Андрей Васильевич Фрейганг (1809–1880), адмирал, писатель (сотрудничал главным образом в «Морском сборнике»), учредитель общества «Спасение на водах». В статье «Русские деятели в остзейском крае» Лесков писал о нем: «Человек удивительно доброй души, нежнейшего сердца и вообще возвышеннейших нравственных качеств. Нежность и доброта заставили его «изменить немцам и предаться их невольникам — латышам и эстам» («Исторический вестник», 1883, декабрь, стр. 506–507). 144 …«отыди от зла и сотвори благо»…— цитата из Псалтыри, псалом 33, ст. 15. 145 Стращенный — смешанный, разбавленный. 146 Левит — священнослужитель у древних евреев. Первоначально — человек из Левитова колена. 147 Клирик — служитель культа. 148 Катехизатор — наставник в вопросах веры. 149 Пресвитер — старец, старейшина. В первые века христианства так часто называли епископов в знак уважения к их возрасту и мудрости. 150 …друг Исаака-сирийца…— Речь идет об Исааке — патриархе сирийских христиан (ум. в 411 году). 151 Слова, взятые Лесковым в качестве эпиграфа, за исключением первой фразы, не входят в основной текст «Египетских ночей» Пушкина, известный по академическому и другим советским изданиям его сочинений. Лесков заимствовал эпиграф или из «Русского архива», 1882, кн. 1, где в числе других материалов, под общим заглавием «Египетские ночи», напечатан отрывок «Ах, расскажите, расскажите!», или же из «Собрания сочинений А. С. Пушкина» под ред. П. А. Ефремова, т. IV (М., 1882), в котором были помещены «Пять подготовительных отрывков «Египетских ночей». Цитируя Пушкина по одному из этих изданий (см. соответственно стр. 224 и 472), Лесков намеренно, в целях соблюдения гармонии между эпиграфом и содержанием повести, подменил пушкинское слово «торг» словом «случай». 152

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Баптистерий Сен-Жан в Пуатье. VIII в. В отличие от рим. практики, где для освящения храма просто совершалась месса, в Г. о. существовал развитый чин (Missale Francorum. 56-58; Ordo Romanus XLII). Он проводился в неск. этапов. Сначала совершалось приготовление. Вдоль церковных стен зажигались 12 свечей, процессия с епископом подходила к дверям, и епископ трижды ударял в порог посохом со словами из Пс 23. 7: «Поднимите врата, верхи ваши», а хор пел этот псалом полностью. Затем процессия шла с литанией святым к алтарю и все священнослужители простирались ниц. На полу храма начертывали буквы алфавита. Затем совершалось очищение престола и всего храма. Приготовлялась «заклинательная» вода (с солью, пеплом и вином), и епископ окроплял 4 угла престола, а потом кропил иссопом 7 раз вокруг престола с пением антифона Asperges и Пс 50. Затем к нему присоединялся весь народ, певший Пс 67 с антифоном «Exsurgat Deus» (Да восстанет Бог) и Пс 90 с антифоном «Qui habitat» (Живущий под кровом). Помощники епископа кропили вне храма. Затем епископ возвращался к алтарю при пении Пс 42 с антифоном «Introibo ad altare» (Подойду к жертвеннику) и совершал помазание престола и храма. Он кадил и дважды помазывал елеем оглашенных, 4 угла и поверхность престола, припевая Пс 83 с антифоном «Erexit Iacob lapidem» (Поставил Иаков камень) и Пс 45 с антифоном «Sanctificavit Dominus tabernaculum suum» (Освятил Господь жилище Свое). Затем помазывал престол и храм св. миром при пении Пс 86 с антифоном «Ecjc odor filiimer» (Вот, запах от сына моего). На престоле частицы ладана выкладывались в форме креста. Читалась молитва благословения престола «Боже Всесильный, в честь Которого» и пелся антифон «Confirma hoc, Deus» (Утверди, Боже, то). Далее освящались покровцы и сосуды, а под престол полагались мощи. Во время последнего действа, совершавшегося с пением Пс 149 с антифоном «Exsultabunt sancti» (Да торжествуют святые), епископ отделялся от народа завесой. И только после всех этих действий служили мессу. Службы суточного круга

http://pravenc.ru/text/161580.html

140. Ответ на 149 такие здесь в большинстве... Слава Богу, что в России большинство тех, кто не поддерживает врагов, а любит свою страну и гордится великой победой 1945 г. 139. Ответ на 147, Русский Иван: Всё,спасибо разобрался! Алилуйя! Алилуйя! Алилуйя! )) PS. Попробуйте 44-й заучить, очень легко идет, 64 также. 138. Советский недобиток Всё,спасибо разобрался! 137. Советский недобиток Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.(пс 36).Разучил наизусть данный псалом,почти до конца(точно понимаю значение).Знаю наизусть пс.21,50,51,52,90.Не понял Вы,ругаетесь или туда же-решаете за Господа Бога?Вы,вроде бы адекватный человек?Было,всего лишь обличение с моей стороны,со стороны оппонента-это то,что он провидчески знает решение,которое примёт Господь..Хотя он представитель из красных-дарвинистов не признающих Духовных Законов и Божественной Благодати.Смешно слышать. 136. Ответ на 140, Русский Иван: http://www.molitvoslov.com/psaltir Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их, умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы. (Пс.54:21) Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху.(Пс.61:4) Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши.(Пс.34:20-21) Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша: положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли.(Пс.72:8–9) 135. Ответ на 142, Русский Сталинист: Мозговых боятся гораздо больше, чем Стрелковых, ибо они не просто являются возможными соперниками в борьбе за власть, но и ментально, и социально глубоко чуждыми. Истинно так, уважаемый Дмитрий! Например, сегодня в интернете развелось огромное число блогеров, которые агитируют за " левую идею " , но их никто и не думает трогать, потому как кроме болтовни, никакими реальными практическими делами для претворения своих идей - в жизнь, они не занимаются.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/12/be...

              а) Оживи меня по слову Твоему: Пс 118:25.37.107.             б) Оживи меня по обетованию Твоему: Пс 118:154.             в) Оживи меня по суду Твоему: Пс 118:149.156.             г) Оживи меня правдою Твоею: Пс 118:40.             д) Оживи меня любовью Твоею: Пс 118:88.159.   Нет сомнений, существует определенная связь меж всеми сими выражениями. Не только потому, что во всех выраженьях присутствует одно и то же слово, и не только потому, что все они одной синтаксической конструкции, но и ввиду аналогичности меняемого элемента: слово, обетование, суд – три из восьми используемых псалмопевцем обозначений Торы. Два других – правда и любовь (слово «любовь» появляется в псалме семь раз) используются всякий раз, когда псалмопевец хочет подчеркнуть личное принятие Торы. Все они, таким образом, термины одной, исключительно однородной области мышления:               Вот, я люблю повеления Твои ;             животвори меня правдою Твоею (Пс 118:40).               Зри, как я люблю повеления Твои;             любовью Твоею , JHWH, оживи меня (Пс 118:159).   Эти два стиха совершенно идентичны: варьируются лишь термины «правда» и «любовь», что наводит на мысль о совпадении последних. Это больше, чем синонимы, это эквиваленты. Правосудие Торы есть отражение любви Божьей. Нам, христианам, непросто войти в этот идейный строй, в эту мистику Торы. Псалму, неустанно повторяющему одно и то же с едва различимыми вариациями, трудно оказаться в числе псалмов, которые мы читаем с охотой. Но именно в этих вариациях любви и жизни открывается великая глубина.   Любовь и страдания. Псалом 140. В 140-м псалме содержится очень оригинальная идея: забота о том, чтобы не согрешать даже языком. В псалме 37 псалмопевец молчал, как безгласный агнец, перед обвинениями других. В Пс 38:3 молящийся исповедал, что был нем и не подавал голоса даже в добром. Любовь к безмолвию, молчание, непротивление злу – евангельские величины, широко засвидетельствованные уже в Псалтири. Это Левинасу позволило сказать: «В Псалтири евреи не чувствуют себя за теми горизонтами, которые были открыты Евангелиями» .

http://bogoslov.ru/article/3540495

6 . За то=вследствие всего вышесказанного, т. е., так как состояние грешника тяжело, а получившего прощение – блаженно, Господь же милостиво дарует прощение всякому чистосердечно кающемуся, то пусть помолится Тебе, Господи, в случае своего грехопадения, каждый праведник (слав. вскъ прпбный, евр. хасид), т. е. каждый израильтянин ( Пс.49:5 ср. 7; 148:14; 149:1 и 2) и вообще всякий верующий ( 1Петр.2:9–10 ), во время благопотребное, – т. е. пока еще возможно раскаяние (ср. Ин.12:35 ; 2Кор.6:2 ; Апок.3:20 ; противоп. Пс.6:6 ; Ис.6:9–10 ; Евр.6:4–6 ), пока не истощилась еще мера долготерпения Божия ( Быт.6:3 ; Рим.2:4–5 ): тогда разлитие многих вод не достигнет его, т. е. хотя бы он своими грехами заслуживал самого строгого суда Божия, подобного истреблению нечестивых потопом (ср. слав.-греч.-лат. въ потоп; и вообще воды – образ бедствий, Пс.17:17 , и наказаний Божиих, Иов.27:20 ), но, по принесении раскаяния, Господь приложит гнев свой на милость, и угрожавшие бедствия праведного наказания Божия не постигнут его (ср. Ин.3:8–10 ; Иер.26:13 ). Обаче (=однакоже) нужно относить к словам: къ нему не при приближатс, и все 2-е полустишие в слав. т. для ясности следовало бы читать: баче въ потоп водъ многихъ к нему miu не приближатс (ср. зам. Боголюбского), что по-русски, в соответствии 1-му полустишию можно бы переложить: тогда «хотя бы он (преподобный) был или оказался и при разлитии многих вод, однако же они не приблизятся к нему» (ср. русск. пер. с греч. еп. Порфирия). з. Ты прибжище мо скорби м: радосте мо, избави м бышедшихъ м. 7. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. и. Вразмлю т, и наставлю т на пть сей, воньже пойдеши: утверж на т чи мо. 8. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою». 7–8. Мысль о избавлении кающихся от грозных наказаний суда Божия возвращает псалмопевца к недосказанному им в ст. 5 воспоминанию об испытанном им самим, вслед за раскаянием, подобном же избавлении (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

5. νεκεν может иметь значение как конечной цели (ради чего), так и действующей причины (Имя — действующая сила, осуществляющая действия с результатом). 6. Этот псалом не является моим личным переводом, но лишь стилистическим перекладом с перевода М. Г. Селезнёва, сделанного с древнееврейского источника. Перевод Селезнева верен филологически, но стилистически не пригоден для богослужебного исполнения. 7. См: Лосский 2012. 8. Подробнее по истории развития Символа веры см: sThg 171. 9. Краткий обзор этих теорий см. в моей кандидатской диссертации: sThg 24. 10. Ириней Лионский. Против ересей 3: 20:2.//PG 7a: 944. Для нас имеют значение два слова: assuesceret (assuesco — приучаться к чему-либо, вырабатывать в себе искусство и навык) и percipere (percipio — получать, охватывать, занимать, понимать, постигать, принимать, ощущать). 11. Интересный обзор богословских мнений по этому вопросу дает Кесич 2006. 12. Об этом см. два наших труда: sThg 122 и ThgYtb 3. 13. Для русского менталитета «благодарить ради величия славы» нелогично, а вот славословить — вполне, этому я поменял славословие и благодарение местами. 14. Этот абзац взят из службы Пятидесятницы, он гармонично восполняет упущенный пневматологический аспект славословия. 15. В некоторых славянских текстах «и на дела милосердия Твоего подвизаюся», т. е. приступаю к свершению дел милосердия во Имя Твоё. 16. Из Constitutiones Apostolorum, VII: 45. 17. Ωρολογιον 1772. 18. В оригинале κτστης и δημιουργς.Это не просто повторение: ктиторство — это созидание, а демиургия — это собственно «оформление для человека», т. е. включение созданной единичной вещи в гармонический строй универсума. 19. В славянской версии эта молитва сильно отличается от греческого оригинала, с которого я сделал этот перевод. 20. В оригинале греческое слово «каталепсия». 21. ασχρς — непристойный, уродливый, достойный порицания и стыда. 22. Арранц, III, 297. 23. По Синайскому Евхологию [SIN, 959 (лист 148 об. — 149), Х век//Дмитриевский. ОГРБВ, II:63-64].

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

По поводу этой записи утреннего богослужения проф.Скабаллонович говорит, что “невероятно, чтобы за целой вечерней или утренней не пелось ни одной песни христианского составления, если такие песни уже во II веке (по Плинию) и даже в апостольском веке составляли главное содержание богослужения... Маловероятно и то, чтобы на целой службе пелся один только псалом, как и то, чтобы не ней не было чтений священного писания и поучения” (Толк. тип., вып.2, стр.149) . С мнением проф.Скабаллановича нельзя не согласиться. В самом деле, те же Постановления апостольские в VII книге приводят полный текст великого славословия в ранней его редакции. Спрашивается, зачем оно было здесь помещено с надписью “утренняя молитва”, если оно не употреблялось на утрене? Поэтому правильнее будет смотреть на утреню Постановлений апостольских как только на часть утреннего богослужения, точнее сказать, на конец его. По-видимому, сама эта запись была вызвана необходимостью урегулирования вопроса чтения в конце утрени молитв об оглашенных и верных. Середина III столетия представляет собой как раз то время, когда институт оглашенных достигает своего наивысшего развития. “Около начала этого века, – пишет проф.Алмазов, – главная задача церкви предыдущей эпохи – распространение вовне – если не была совсем покончена, то, по крайней мере, в значительной степени была уже выполнена, а посторонние и внутренние обстоятельства церкви заставили все силы обратить на устройство своей внутренней организации. В чем же состояла эта организация? Говоря прямо, эта организация состояла в том, что все оглашенные при своем приготовлении к крещению были разделены на известные классы. Такое деление вызывалось самим составом общества оглашенных. Будучи обширно по своему количеству, оно состояло из людей различных между собой по возрасту, по способностям, по своему образованию, по времени поступления и по усердию к изучению и к усвоению преподаваемых им истин. Иначе говоря, в числе оглашенных были малолетние, взрослые и старики, люди ученые и простые, необразованные и т.п. Все это, естественно, делало необходимым для большего успеха и правильного ведения дела, разделять оглашенных на известные классы или разряды, более или менее различные между собой и обнимающие разряды людей только известного рода” (История чинопоследования крещения и миропомазания. Казань, 1884 г., стр. 76–77) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010