Итак, весь мир есть не что иное, как обширный храм Божий, в котором Бог приемлет поклонение от твари, как Творец и Правитель всего. В этом общем, посредственном и непосредственном, служении и поклонении твари Богу участвует и человек. Все невольно выражает свое поклонение свету, и человек оказывал богопочтение ему во времена непросвещения; все трепещет и благоговеет пред земным солнцем, и он имел его предметом поклонения и благоговейного трепета. Вся Средняя Азия и вся Америка поклонялись свету и огню. Может быть скажут, что этот взгляд наш неестествен, что он или слишком учен, или поэтичен. Нет! Когда Давид всю тварь – от Ангелов до гадов – призывает к поклонению и прославлению имени Божия (псалом 148), то это не поэзия и не школьные мысли. Такой взгляд свойствен и здравому рассудку и метафизическому уму. В означенном псалме выражен в точности взгляд простого рассудка и чувства. Метафизические взгляды такого рода мы можем находить в сочинениях некоторых немецких философов. Если под именем религии разуметь связь между Богом и тварью, то из сказанного видно, что весь мир имеет свою религию, ибо все чувствует свою зависимость от Бога и выражает Ему свое чувство. Но не имеет ли мир религии и в том значении, в каком определяет ее блаженный Августин , то есть в значении союза между Богом и падшим человеком? Нет ли в твари некоторого отпадения от Бога и стремления к первобытному состоянию? Не выражает ли натура какими-либо действиями, что союз между Творцом и тварью или расторгнут, или ослаблен, и что она стремится восстановить сей союз или скрепить? Найдем и это в природе. Без сомнения, мы не можем видеть в ней это в надлежащей полноте и подробности, ибо наше познание о ней очень ограничено; но все же нельзя не заметить в ней явных и разительных следов отпадения твари от Бога и стремления к сближению с Ним. Прежде всего заметим, что этот взгляд на мир не есть какой-либо вымышленный или слишком ученый, произвольный или неестественный. Мы находим непреложное основание ему в словах апостола Павла ( Рим. 8:19–22 ), которые явно выражают этот религиозный взгляд: тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь подверглась суете (не сама собою, но тем, кто подверг ее) в надежде, что и сама она освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится (как бы родами) доныне. Такое мнение о тварях имели и древние: и они видели несовершенство и бедность тварей, состояние суеты, веровали в будущее восстановление их в состояние совершенное, и предполагали некоторое благословенное семя, от коего родится их восстановитель. Эти мнения являлись в школах философских; но большей частью терялись во множестве философов, противоречащих друг другу. В самой лучшей чистоте они сохранились у индийцев. То же самое найдем и мы, если здравым рассудком и непредубежденным чувством будем смотреть на вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Того же Феодорита: Никому из народов не дал закона чрез Моисея и не доставил пользы чрез пророков. Но только их одних удостоил такового орошения (попечения), но они сделались неблагодарными к Благодетелю; а язычники, приняв зарю умственного света чрез святых апостолов, познали своего Творца и приносят Ему честь непрестанно. Псалом 148 В других списках надпись такова: Аллилуиа. Аггея и Захарии. По свидетельству божественного Златоуста, у святых есть обыкновение, по чувству великой признательности и стремления к благодарности, когда намерены благодарить Бога, приглашать и других сообщников к содействию им в сем добром и должном служении Богу благодарением. Это делали и три отрока, находясь в пещи: они призывали всю тварь с одной стороны для хваления Бога за оказанное им благодеяние и милость, которыми они сохранены без вреда от огня, с другой к прославленно Его, как Владыки твари. То же самое делает и Давид здесь: призывая к себе оба мира—горний и дольний, умственный и чувственный, побуждает их к исповеданию Творца их, Бога. Не находя достаточных сил к достойному прославленно Бога, святые обращают посему свое слово ко всем тварям и приглашают оные к принесению хваления Творцу. Сим же воззванием к двум мирам Давид подает и другую глубочайшую мысль, т. е. показывает, что один Творец обоих миров— горнего и небесного, и дольнего, или земного; и такими словами явно заграждает уста тем, которые допускают двух творцов—одного умственного или ангельского мира, а другого чувственного. Ибо чтобы, смотря на различие сих двух миров, кто либо не подумал, что есть и два творца их, Давид посему, составив из всех тварей мысленных и чувственных один стройный хор, сочинил одно славословие одному и единственному Творцу их. Заметь, что по руководству святого Марка Ефесского, настоящий и оба последующие псалмы мы называешь хвалениями, потому что в них содержится благословение и хваление Бога посредством всех исчисляемых в них творений; ибо хвалите, говорит, Господа те и те (в изъяснении церковного последования).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

6 . За то=вследствие всего вышесказанного, т. е., так как состояние грешника тяжело, а получившего прощение – блаженно, Господь же милостиво дарует прощение всякому чистосердечно кающемуся, то пусть помолится Тебе, Господи, в случае своего грехопадения, каждый праведник (слав. вскъ прпбный, евр. хасид), т. е. каждый израильтянин ( Пс.49:5 ср. 7; 148:14; 149:1 и 2) и вообще всякий верующий ( 1Петр.2:9–10 ), во время благопотребное, – т. е. пока еще возможно раскаяние (ср. Ин.12:35 ; 2Кор.6:2 ; Апок.3:20 ; противоп. Пс.6:6 ; Ис.6:9–10 ; Евр.6:4–6 ), пока не истощилась еще мера долготерпения Божия ( Быт.6:3 ; Рим.2:4–5 ): тогда разлитие многих вод не достигнет его, т. е. хотя бы он своими грехами заслуживал самого строгого суда Божия, подобного истреблению нечестивых потопом (ср. слав.-греч.-лат. въ потоп; и вообще воды – образ бедствий, Пс.17:17 , и наказаний Божиих, Иов.27:20 ), но, по принесении раскаяния, Господь приложит гнев свой на милость, и угрожавшие бедствия праведного наказания Божия не постигнут его (ср. Ин.3:8–10 ; Иер.26:13 ). Обаче (=однакоже) нужно относить к словам: къ нему не при приближатс, и все 2-е полустишие в слав. т. для ясности следовало бы читать: баче въ потоп водъ многихъ к нему miu не приближатс (ср. зам. Боголюбского), что по-русски, в соответствии 1-му полустишию можно бы переложить: тогда «хотя бы он (преподобный) был или оказался и при разлитии многих вод, однако же они не приблизятся к нему» (ср. русск. пер. с греч. еп. Порфирия). з. Ты прибжище мо скорби м: радосте мо, избави м бышедшихъ м. 7. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. и. Вразмлю т, и наставлю т на пть сей, воньже пойдеши: утверж на т чи мо. 8. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою». 7–8. Мысль о избавлении кающихся от грозных наказаний суда Божия возвращает псалмопевца к недосказанному им в ст. 5 воспоминанию об испытанном им самим, вслед за раскаянием, подобном же избавлении (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

5:1 и дал.), обыкновенно в защиту своей гипотезы указывают на употребление в Пс. слова (ст. 9), утверждая, что будто бы под именем этих святых или избранных нельзя никого более разуметь кроме Асидеев Маккавейского времени ( 1Мак.2:42,7:13 , 2Мак.14:6 ). Но имя это, как мы видели уже при рассмотрении Псс. 73, 78 и 43, употреблялось и в древнейшие времена в значении людей благочестивых или всего народа Израильского, а чтобы в приведенном месте следовало понимать его в значении Асидеев, – на это псалом не дает ни малейшего основания. Мнение о происхождении псалма в древнейшие времена встречается только у тех из толкователей, которые сынов Кореевых не признавали писателями псалмов и приписываемые им псалмы усвояли Давиду или современным ему певцам: Асафу, Еману и Ефану (см. напр. Cramer s, Einleit in die Psalm c 3), или же которые всю Псалтирь считали произведением Давида, каковы напр. Св. Амвросий, бл. Августин, Феодорит и др. Но они в этом случае основываются только на названии Псалтири Давидовой или на надписании этих псалмов в некоторых переводных списках именем Давида, но не указывают никаких внутренних оснований своего мнения в самом содержании псалмов. 1411 Именно, следующие 43 псалма: 65, 66, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136 и 145–150. 1418 О значении этих и других подобных терминов, как свидетельств древности, см. выше о Псс. Давида стр. 148 и д. Употребление и тем больше обращает на себя внимание, что первое из них встречается в Псалтири 55 раз, последнее 71 раз и, за исключением настоящих двух анонимных псалмов, всегда только в псалмах, надписывающихся именем Давида и певцов его (см. Делича на Пс. 3 и 4). 1421 См. надписания этих псалмов. В нынешнем греческом и славянском тексте, равно как в Вульгате и других известных списках нет, но, по свидетельству Калмета, в некоторых древних списках оно находилось. Какие это были списки, латинские или греческие или другие, этого Калмет не указывает. Comm in h Ps Ср выше примеч. на стр. 289. 1422 Как св Иларий и Евсевий Кесар, также Calmet о Пс. 65 , Belanger о Пс. 66 (в Scr S curs compl T 15 p 688–689, 701), Hengstenberg; у нас: Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Припев: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. Сотворити милость со отцы нашими и помянути завет святый Свой. Припев: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. На 8: Клятву, еюже клятся ко Аврааму, отцу нашему, дати нам без страха, из руки враг наших избавльшимся. Припев: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. Служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего. Припев: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. На 6: И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися, предыдеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его. Припев: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. Дати разум спасения людем Его во оставление грех их, милосердия ради милости Бога нашего. Припев: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. На 4: В нихже посети нас Восток с высоты, явитися во тьме и сени смертней седящим. Припев: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. Направити ноги наша на путь мирен. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва по окончании Библейских песней Боже, Боже наш, умныя и словесныя составивый силы Твоею волею! Молю Тя: приими мое, по силе, славословие, со всеми создании Твоими, и богатыми Твоея благости воздаждь дарованьми. Яко Тебе преклоняется всякое колено небесных, и земных, и преисподних, и всякое дыхание и создание поет непостижимую Твою славу: Един бо еси Бог, Истинный и Многомилостивый.   Псалом 148 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его, Небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече - и быша, Той повеле - и создашася. Постави я в век и в век века, повеление положи - и не мимо идет. Хвалите Господа от земли: царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси.

http://azbyka.ru/chaso-slov/home/

1126 Migne P. Gr. t. LXV, col. 416 (Περ το γββ Σεραπωνος). Достопамят­ные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 4-е (СПБ 1874), стр. 375. 1127 The Lausiac History of Palladius. Texts and Studies, ed. Robinson, VI, 2 (Cambridge 1904), p. 81–82. Migne P. L. t. LXXIII, col. 1133 (cap. 32). Лавсаик русск. пер. стр. 139 (гл. 30). 1128 Revue del’ Orient chrétien v. XIII (1908), p. 51 (§. 150). Migne P. L. t. LXXIII, col. 871 (Verba seniorum, lib IV, 57). Древний Патерик, изложен­ный по главам. М. 1874, стр. 74. 1129 Per universam Aegyptum et Fhebaidem duodenarius psalmorum numerus tam in vespertinis, quam in nocturnis solemnitatibus custoditur, ita dumtaxat, ut post hunc duae lectiones veteris scilicet ac novi Testamenti, singulae subsequantur. De caenobiorum institutis, liber II, cap 4. Migne P. L. t. XLIX, col. 83. Др. иноч. Уставы, стр. 560. 1133 Migne P. L. t. XLIX, col. 14–15 (с. VIII) Др. иноч. Уставы, стр. 534. Несколько иначе обстояло дело на воскресном бдении: «бдение они де­лят между священными действиями, чтобы некое удовольствие, доста­вляемое разнообразием труда, облегчало утомление тела. Ибо сначала, стоя, пропевают они три антифона; потом, сидя на земле или на низеньких стульях, отвечают на три псалма по подсказыванию (канонаршески) одного, так однакож, что не все вместе, а один за дру­гим попеременно отвечают на достающийся стих. Наконец к этому присоединяют три чтения, оставаясь в том же спокойном положении. Таким образом, умаляя телесный труд, они совершают свои бдения с большим напряжением ума». Др. иноч. Уставы, стр. 552. Подобный же порядок псалмопения описывается в «Истории монахов» Руфина (гл. 29): «в собрании был такой порядок: в то время, как все сидели, один говорил псалом, другие или слушали или отвечали (respondentibus)... после псалма братия поверглись для молитвы». Migne P. L. t. XXI, col. 40. Жизнь пустынных отцев, стр. 104. 1134 P. L. t. XLIX col. 127 (lib. III, c. IV). Др. иноч. Уставы, стр. 547–548 Ср. Др. иноч. Уставы, стр. 550: старцы, положив прибавить эту новую службу (1-й час), ничего не изменили в древнем употреблении псал­мов. Но и в нощных собраниях служба совершается непрерывно в том же порядке, как прежде, и в конце нощных бдений, кончаемых обычно после пения петухов до зари, даже доселе поют те же псалмы, т. е. 148, коему начало: «Хвалите Господа с небес», и прочие, следующие за ним, которые в этой стране входят в состав утрени. Migne, P. L. t. XLIX col. 135–136 (lib. III, c. VI.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Ангелина 2018/04/13, 16:08:58 Животворящий Крест Господень, благодарю за помощь, помоги мне исцелить душу и тело от одержащих недугов - по женской части и от др.болезней, от оккультного дара и порчи, помоги моему ребенку исцелить спину, чтобы ее позвоночник стал прямым и ровным как до болезни, помоги собрать нужные документы для нее и поступить в муз.училище, помоги ей вырасти хорошим человеком, защити от колдунов и дьявола, защити мой дом от соседей сплетников, ком.служб, должников, домкома, помоги мне сдать в аренду дом побыстрее и установить новый электросчетчик, открой все пути дороги на хор.работу, оплату долгов, замужество счастливое, помоги вернуть в дом Божью благодать, радость, достаток, счастье, любовь, помоги мне оставаться молодой, красивой, полной сил и энергии, жизнерадостной, помоги М. и его семье востановить бизнес и снять с них порчу. Аминь.Аминь.Аминь. Ангелина 2018/04/12, 20:56:13 Псалом 148.Хвалите Господа с небес,хвалите Его в вышних.Хвалите Его ,все Ангелы Его,Хвалите Его,все воинства Его.Хвалите Его,солнце и луна,Хвалите Его,все звезды света.Хвалите Его ,небеса небес и воды,которые превыше небес. р.Б.Лариса 2018/04/12, 15:40:07 Честной Животворящий Крест Господень, благодарю за помощь, помоги мне исцелить душу и тело от одержащих недугов - по женской части и от др.болезней, от оккультного дара и порчи, помоги моему ребенку исцелить спину, чтобы ее позвоночник стал прямым и ровным как до болезни, помоги собрать нужные документы для нее и поступить в муз.училище, помоги ей вырасти хорошим человеком, защити от колдунов и дьявола, защити мой дом от соседей сплетников, ком.служб, должников, домкома, помоги мне сдать в аренду дом побыстрее и установить новый электросчетчик, открой все пути дороги на хор.работу, оплату долгов, замужество счастливое, помоги вернуть в дом Божью благодать, радость, достаток, счастье, любовь, помоги мне оставаться молодой, красивой, полной сил и энергии, жизнерадостной, стройной, помоги М. и его семье востановить бизнес и снять с них порчу. Аминь.

http://isihazm.ru/1/?id=657&c_pid=7

5. νεκεν может иметь значение как конечной цели (ради чего), так и действующей причины (Имя — действующая сила, осуществляющая действия с результатом). 6. Этот псалом не является моим личным переводом, но лишь стилистическим перекладом с перевода М. Г. Селезнёва, сделанного с древнееврейского источника. Перевод Селезнева верен филологически, но стилистически не пригоден для богослужебного исполнения. 7. См: Лосский 2012. 8. Подробнее по истории развития Символа веры см: sThg 171. 9. Краткий обзор этих теорий см. в моей кандидатской диссертации: sThg 24. 10. Ириней Лионский. Против ересей 3: 20:2.//PG 7a: 944. Для нас имеют значение два слова: assuesceret (assuesco — приучаться к чему-либо, вырабатывать в себе искусство и навык) и percipere (percipio — получать, охватывать, занимать, понимать, постигать, принимать, ощущать). 11. Интересный обзор богословских мнений по этому вопросу дает Кесич 2006. 12. Об этом см. два наших труда: sThg 122 и ThgYtb 3. 13. Для русского менталитета «благодарить ради величия славы» нелогично, а вот славословить — вполне, этому я поменял славословие и благодарение местами. 14. Этот абзац взят из службы Пятидесятницы, он гармонично восполняет упущенный пневматологический аспект славословия. 15. В некоторых славянских текстах «и на дела милосердия Твоего подвизаюся», т. е. приступаю к свершению дел милосердия во Имя Твоё. 16. Из Constitutiones Apostolorum, VII: 45. 17. Ωρολογιον 1772. 18. В оригинале κτστης и δημιουργς.Это не просто повторение: ктиторство — это созидание, а демиургия — это собственно «оформление для человека», т. е. включение созданной единичной вещи в гармонический строй универсума. 19. В славянской версии эта молитва сильно отличается от греческого оригинала, с которого я сделал этот перевод. 20. В оригинале греческое слово «каталепсия». 21. ασχρς — непристойный, уродливый, достойный порицания и стыда. 22. Арранц, III, 297. 23. По Синайскому Евхологию [SIN, 959 (лист 148 об. — 149), Х век//Дмитриевский. ОГРБВ, II:63-64].

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

В связи с этим частично цитируется «16 пение» («сице в етере месте имущю: «хранить бо кости праведных», якоже поет въспеваа Давид в песниих») 366 , которое исследователи продолжают отождествлять с упомянутым выше кондаком, его 16-м икосом 367 . Однако совершенно очевидно, что в данном случае имеется в виду Псалтирь, которая могла петься сколь угодно долго в любых ситуациях. Во-первых, автор «Слова» сам ссылается на Давида, а во-вторых, в отличие от современной нам иерусалимской практики, Псалтирь в богослужении Великой Церкви делилась не на 20 кафизм, а на 68 антифонов. Шестнадцатый антифон состоял из 33-го псалма 368 . Именно 33-й псалом (21-й стих) и цитирует Константин, говоря о «16 пении»: «Хранит Господь вся кости их, ни едина от них не сокрушиться». Во время исполнения этого антифона была обретена голова св. Климента, а затем и все его кости («якоже подобает по чину блаженым удом явити ся, еиже тлевше свойством, съхранене же сущи своею твердостию») 369 . Константин специально обращает внимание на обнаружение вместе с останками якоря, с которым, согласно преданию, он был утоплен. Он также приводит возглас одного из участников поисков, первым увидевшего останки: «Радуйте ся, отцы и братия, о Господи!...». Когда утром 30 января поиски увенчались успехом, присутствующие восслали «хвальну песнь Богу», которая после обретения всех останков переросла в «крепко и обще пение хвально» или «славословие Божие» 370 , продолжавшееся до литургии. Вероятно, после кратковременного ликования по поводу нахождения искомых мощей хор продолжил пение псалмов, соответствующих моменту (в том числе наверняка так называемых «хвалитных псалмов»148,149 и 150-го), а те, кто вел поиски, продолжили копать до тех пор, пока не обрели все останки. После этого участвовавшие в поисках присоединились к поющим. Что за совместные хвалебные песнопения продолжались с этого момента до литургии, сказать трудно. Известно, что после песненной утрени Типикон Великой Церкви допускал пение и чтение до начала литургии 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

carit. (Главы о любви) – Capita de caritate, ed. A. Ceresa-Gastaldo [Massimo confessore. Capitoli sulla carità, Rome, 1963]; Capita de caritate=PG 90, 960–1080. disp. Pyrr. (Диспут с Пирром или Диспут) – Dispute de Maxime le Confesseur avec Pyrrhus, introd., texte crit., trad. et notes par M. Doucet, Montréal, 1972 (Thèse ronéotypée). ep. (Письма) – Epistulae XLV=PG 91, 364–649, ed. Combefis. exp. Ps. 59 (Толкование на 59 псалом) – Expositio in Psalmum LIX, ed. P. van Deun [Maximi confessoris opuscula exegetica duo, Turnhout, 1991 (Corpus Christianorum, Series Graeca 23)]. lib. ascet. (Главы подвижнические) – Liber asceticus, ed. R. Cantarella [S. Massimo Confessore, La mistagogia ed altri scritti, Florence, 1931]; Liber asceticus=PG 90, 912–956, ed. Combefis. myst. (Мистагогия) – Mystagogia, ed. R. Cantarella [S. Massimo Confessore, La mistagogia ed altri scritti, Florence, 1931]; Mystagogia=PG 91, 657– 718, ed. Combefis. opusc. (Богословско-полемические сочинения) – Opuscula Theologica et Polemica=PG 91, 9–285, ed. Combefis. or. dom. (Толкование на молитву Господню) – Expositio orationis dominicae, ed. P. van Deun [Maximi confessoris opuscula exegetica duo, Turnhout, 1991, p. 27–73 (Corpus Christianorum, Series Graeca 23)]; Maximus Confessor, Verklaring van het Onze Vader [Uit het Grieks vertaald, ingeleid en toegelicht door P. Van Deun, Bonheiden, 1993 (Kerkvaderteksten met commentaar 10)]; Expositio orationis dominicae=PG 90, 872–909C, ed. Combefis. qu. dub. (Вопросы и недоумения) – Quaestiones et dubia, ed. J. H. Declerck [Maximi confessoris quaestiones et dubia, Turnhout, 1982 (Corpus Christianorum, Series Graeca 10)]. Thal. (Вопросоответы к Фалассию) – Quaestiones ad Thalassium, ed. C. Laga, C. Steel [Maximi confessoris quaestiones ad Thalassium, 2 vols., Turnhout, vol. 1, 1980; vol. 2, 1990 (Corpus Christianorum, Series Graeca 7, 22)]; Quaestiones ad Thalassium=PG 90, 244–785, ed. Combefis. comm. (Воспоминание или Краткая история о том, что было сделано против блаженного Мартина, папы Римского, и святого Максима и тех, кто был с ним) – Theodore Spudaeus, Hypomnesticum (Greek), ed. P. Allen and B. Neil [Scripta Saeculi VII Vitam Maximi Confessoris Illustrantia, Turnhout, 1999, p. 197–227 (Corpus Christianorum, Series Graeca 39)]; repr. Maximus Confessor 2002, p. 148–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010