Этим, однако, мы не хотим сказать, что есть только одно небо. В Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, весьма часто упоминается – и небо, и небеса; а св. апостол Павел говорит о себе, что он «восхищен был до третияго небесе» ( 2Кор.12:2 ). К сему же хвалению призывает и воду, находящуюся превыше небес, т.е. тот атмосферный воздух, из которого изливается вода, в виде дождя. Под небесами небес нужно разуметь и то видимое небо, которое сотворено в начале всего ( Быт.1:1 ), и то, которое находится выше его и невидимо для людей. «Да хвалят они, – говорит, – имя Господа, ибо Он сказал – и они сделались, повелел – и сотворились; поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет (по пер. с евр.). По Его творческому слову, или повелению, все получило начало своего бытия: как Он сказал, так и стало, как повелел, так и сделалось. И солнцу, и луне, и каждой из звезд (в числе их нужно разуметь и планеты) Он указал свое место; а также и тому небу (тверди небесной), на котором указал место и утвердил каждое из этих светил, Он дал устав (повеление положи), по которому они должны выполнять назначенные им действия, и каждому свое круговращение, – и все это выполняется (и не мимо идет). У людей ученых, в науках, так называемых, физических, эти творческие повеления, например, относительно перемены погоды, дня и ночи, четырех времен года, и проч., известны под именем законов природы. Пс.148:7–10 Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты. Призвав к похвалению Бога небеса и светила небесные, пророк низводит взор свой к земле, и здесь прежде всего обращает внимание на бездны морские и на живущих в них змиев, разумея под именем последних китов и других громадных морских животных. Читая описание или слушая рассказы о сих животных, нельзя не удивляться и не восхвалять Творца этих животных, Который определил в жилище им ни для кого недоступные области моря (бездны) и указал пределы, за которые они не должны переходить, так, чтобы они не вредили плавающим кораблям и не могли истреблять различные, полезные для человека роды рыб.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

146 не к быстроте ног человеческих благоволит. Бог судит о человеке не по физическим данным, а по его отношению к своему Творцу. 146 к боящимся Его. См. ком. к Пс. 35,2 . Глава 147 См. Псалом 146. 147 Сион. См. ком. к Пс. 2,6 . 147 Он укрепляет вереи ворот твоих. См. вводные замечания к рассматриваемым псалмам. Ворота с надежными запорами обеспечивали безопасность города (о том, что случалось, когда они оказывались недостаточно крепкими, см. Наум 3,13 ). 147 туком пшеницы насыщает тебя. Плодородие земли Палестины забота Господа о Своем народе. 147 быстро течет слово Его. Слово Божие (Его воля) исполняется немедленно (см., напр., Быт. 1,3 ). 147 Он возвестил... уставы Свои и суды Свои Израилю. Тем самым Господь дал Израилю возможность жить жизнью, угодной Ему. Глава 148 Пс. 148 Этот псалом продолжает славословие, завершающее Псалтирь (см. вводные замечания к Пс. 144 и 145). Призывы вознести хвалу Господу обращены к небесам (ст. 1–6), к земле (ст. 7–12) и к избранному народу (ст. 13,14). 148 Хвалите Господа. См. ком. к Пс. 145,1 . Псалом завершается этим же призывом (ст. 14). с небес. Подразумеваются небесные создания ангелы. 148 воды, которые превыше небес. См. Быт. 1,7 . 148 Он... повелел, и сотворились. См. статью «Бог–Творец». 148 Хвалите Господа от земли. В последующих стихах псалмопевец призывает земные создания восславить своего Творца. великие рыбы и все бездны. Морская стихия сильно воздействовала на воображение израильтян, зачастую внушая им страх перед собой. Неоднократно в Писании море предстает нем-то враждебным устроенному Богом миропорядку (см. ком. к Пс. 17,5; 28,3.10; 45,3 ). Данный стих и его призывает преклониться пред величием Творца. 148 цари земные и все народы. Псалмопевец призывает всех людей воздать хвалу Господу, поскольку Всевышний сотворил не только избранный народ, но все народы. 148 имя Господа. См. Пс. 8,2 . 148 Он возвысил рог народа Своего. Рог в Библии обычно символизирует силу, славу и доблесть. Данные слова могут относиться как ко всему народу в целом, так и к его царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Псалмы в Богослужении и молитве. Псалмы были частью храмового богослужения. Многие из них написаны царем Давидом. Господь наш Иисус Христос часто молился в Храме и знал псалмы наизусть. Много раз Он ссылался на них в Своем учении. С самых ранних дней Христианства псалмы стали частью нашего богослужения. Если мы побываем на церковных службах, то услышим, что многие псалмы, частично или полностью, поются и читаются в храме. Псалтирь даже называется «книгой молитвословий Церкви». Псалмы могут быть и частью наших собственных молитв. Не обязательно всегда молиться по-своему: мы можем молиться вместе с Церковью . Просто читать псалмы, повторяя дивные слова царя и псалмопевца Давида. В Псалтири содержатся разные молитвы: песнопения хвалы и благодарности Богу, обращения к Нему о благословении и помощи, прошения о помиловании нас, смиренные просьбы о прощении и пощаде, возгласы торжества и радости. Какое бы чувство мы ни переживали, обращаясь к Богу, мы всегда можем найти псалом, выражающий его поразительно ясно. Многие люди, избравшие путь монашества, учили Псалтирь наизусть и молились, повторяя слова псалмов. Прочтите псалмы перечисленные слева. А потом выберите из другой колонки наиболее точное описание его содержания и напишите соответствующую букву после номера псалма. Псалом 85 A. Давид воспел эту молитву, исповедаясь Богу после греха с Вирсавией ( 2Цар.12:1–5 ). Он служит молитвою и нам, когда мы просим Бога очистить нас от грехов. Священник произносит его, когда совершается каждение храма. Псалом 8 Б. Псалом, призывающий все творение вознести хвалу Господу. Псалом 50 B. Псалом, помогающий нам обратиться к Богу, когда мы обеспокоены и очень нуждаемся в Его любви и поддержке. Псалом 103 Г. Псалом с радостной вестью. Бог предоставил нам почетное место в Своем творении. Второй стих этого псалма – пророчество, возглашенное детьми, когда Иисус Христос вошел в Иерусалим. Мы празднуем это событие в Вербное Воскресенье. (Смотри: Мф.21:15–16 ). Псалом 148 Д. Псалом, напоминающий нам о необходимости возложить на Бога все наши надежды и упования, ибо в Нем Одном наше спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пс.144:7. Память множества благости Твоея отрыгнут.    Как благий Бог, всем явил Он благость и ущедряет все дела Свои. Но спасутся те, которые пожелают воспользоваться Его благостью. Псалом 145 Пс.145:1. Хвали душе моя Господа: восхвалю Господа в животе моем. Пс.145:4. В той день погибнут вся помышления его,    то есть, во время смерти разглашено будет все, о чем помышлял он, и ничто не скроется, о чем ни мечтал на земле. Пс.145:7. Дающаго пищу алчущым,    то есть, пищу духовную алчущим всего доброго. Псалом 146 Пс.146:1. Хвалите Господа, яко благ псалом.    В предыдущем псалме сам себя увещевал — иметь надежду на единого Бога, а в настоящем представляет Апостольский лик, который поучает множество народа — хвалить Бога за благодеяния человеческому роду. Пс.146:6. Приемляй кроткия Господь.    «Кроткими» называет приявших веру Его, соделавшихся подражателями Сказавшему: «кроток есмь» (Мф. 11:29). А я, говорит, ненавижу грешников, каковы суть нечистые демоны, живущие в огне. Пс.146:8. И злак на службу человеком.    Службою человеков называет волов, мулов и прочий скот. Псалом 147    Толкования псалма 147 у Афанасия Великого нет.Редакция «Азбуки Веры» Псалом 148 Пс.148:7. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны.   Святый Дух, повелев небесным чинам хвалить Господа, обращает повелевающее слово к чинам земным. Из трех же чинов, — небесных, земных и преисподних, преклоняющих колена пред Иисусом, — небесные побуждаются к песнопению сказанным ранее, а земные — словами: Пс.148:11-12. князи и вси судии земстии, юноши и девы.   Но прежде чем сделать упоминание об этих, обращается к преисподним, которых обозначает словами: «змиеве и бездны». И самые души тех древних исполинов, неверовавших и противоборствовавших Богу, обозначаются именем «змиеве». А всё прочее множество вселенной, существовавшее в родах первых и держимое смертью, преклоняет колена, как освобожденное от нее: ибо сказал «сущым во узах: изыдите, и сущым во тме: открыйтеся» (Ис. 49:9). Поэтому и они призываются к песнопению вместе с князьями их и великими людьми. А что и неверовавшие никогда и противившиеся Богу были освобождены, это объяснил Петр, сказав в Соборных Посланиях: о «немже и сущым в темнице духовом сошед проповеда, противльшымся иногда» (1 Петр. 3:19–20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148 Настоящий и два последующих псалма называются хвалениями, потому что содержат благословение и хваление Бога посредством всех исчисляемых в них творений. Не находя достаточных сил к достойному прославлению Бога, святые обращают свое слово ко всем тварям, приглашая их принять участие в принесении хвалений Творцу. Весь этот псалом особенно научает тому, что за все надо прославлять Бога (Златоуст, Марк Ефесский). Пс.148:1.   Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Это долг твари в отношении к Творцу — воздавать Ему «хвалу» , потому что молитва к Богу и богохваление должны быть делом всякой разумной твари немолчным и непрестающим. Моисей научает нас, что два неба сотворены Богом: одно вместе с землею, а второе — посреди вод и вод, и его-то назвал Бог «твердию», на которой находятся солнце и луна, звезды и свет. А на высшем небе, расположенном выше тверди — находятся все небесные горние силы. Итак, светилам, которые мы видим, повелевается «хвалить» Творца с чувственных «небес» , а ангелам, как невидимым, повелевается «хвалить» Творца с «вышних» горних небес (Григорий Богослов, Симеон Солунский, Евсевий, Феодорит). Пс.148:2.   Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его. К славословию вначале призывает высшие твари. Это знак пламенной души и горячей любви — побуждать всех к славословию Возлюбленного; это — знак души, постоянно услаждающейся мыслию о Боге и преданной Ему. Не в том смысле говорит он так, что будто «ангели» не хвалят, а он приглашает их к тому, но, как бы хваля их, что они имеют это собственным и непресекаемым своим делом по любви к Богу, и себя к ним присоединяет (Златоуст, Симеон Солунский). Пс.148:3.   Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет. Не эти твари созывает Пророк, но нам дает повеление, взирая на них, изучать Божию премудрость и непрестанно слагать песнопения Богу. «Хвалою» называет красоту тварей, которая доставляет хвалу Создателю (Златоуст, Феодорит). Пс.148:4.   Хвалите Его Небеса небес, и вода, яже превыше небес.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

При этом необходимо провести следующее разграничение: одни псалмы занимают свое место в чинопоследовании в силу того, что они входят в состав утрени, структуру которой воспроизводит чин погребения, иные встречаются и в других службах погребения и, следовательно, суть характерный элемент всякой службы по усопшим, третьи, наконец, присущи именно чину погребения священников в нынешнем богослужении. Псалмы 148, 149 и 108 встречаются в тексте службы только потому, что это — хвалитные псалмы и как таковые неотъемлемы от утрени непраздничных дней, форма которой повторяется в чине погребения священников, во всяком случае в антифонной части его. Псалом 50, завершающий эту часть, занял здесь своеместо, поскольку его читают во всякой утрени перед каноном и он присутствует в любом чине погребения. Он напоминает, что каждый христианин призывается испытать свою совесть перед смертью и что всякая молитва об усопших неизбежно есть молитва покаяния. Псалом этот может рассматриваться как произносимый усопшим за самого себя и одновременно — от лица общины, которая молится за усопшего и вместе с усопшим 19 . Служба погребения священников, как и остальные службы погребения, включает в себя Псалом 118; Блаженны непорочные , охватывающий собой всю 17ю кафизму, один из 20-ти разделов богослужебной византийской Псалтири. Этот псалом входит также в парастас — утреню, посвященную памяти умерших, которую служат в субботу накануне мясопустной 20 недели и в субботу накануне Троицына дня. Парастас входит и в чин утрени Великой Субботы, когда пение стихов псалма сопровождается тропарями, прославляющими смерть Христа и Его положение во гроб, свидетельствующими о Его сошествии во ад и возвещающими Его близкое Воскресение. В чинопоследованиях погребения этот псалом стал традиционным задолго до XIV века 21 . В нем прославляется Божественный закон и те, кто этому закону следует и любовью к закону и его повелениям доказывает свою любовь к Самому Богу. В утрени Великой Субботы псалом этот должен быть отнесен к Самому Христу, Который пришел, чтобы исполнить закон и Свою любовь к Отцу ( Флп.2:5–10 ).

http://azbyka.ru/smert-svyashhennika-kak...

Псалмопевец возбуждает себя (и народ свой) к решимости, не терять мужества, но радостно всегда хвалить Господа, избавившего от плена, и спокойно с уверенностию предаться Ему (ст.1). Так как некоторые израильтяне в деле приостановки постройки храма слишком много придавали значения благорасположению персидских вельмож и слишком мало надеялись на Бога, то псалмопевец заявляет, что надежда на людей суетна (ст.3–4) и внушает надеяться на Бога отцов (Бог Иаковль), Который всемогущ (ст.5–6), верно исполняет обещания (хранящего истину) и всегда и везде помогает угнетенным и безпомощным всякого рода (ст.7–9), а следовательно поможет и Своему угнетенному народу. Бог навеки Царь Своего народа, Царь над Сионом, и поэтому Он и останется таковым, язычники и самаряне не могут уничтожить Его власти. Псалом 146. Призыв к прославлению Господа, снова благословившего народ и страну Этот псалом написан после плена вавилонского, может быть, в позднейшие времена Неемии, который особенно занят был восстановлением и укреплением Иерусалима (ср. Неем.2:5 , 7ст. этого псалма). Во время написания этого псалма Иерусалим, как кажется, был уже восстановлен, бывший в рассеянии между язычниками народ (в массе) возвращен в отечество и нанесенные ему раны были исцелены (ст.2,3). За все это Израиль должен благодарить Господа, всеведущего и всемогущего (ст.4,5), к свойствам Которого принадлежит, милостиво снисходить кротким, но наказывать угнетателей (ст.6), за все это Израиль должен достойно хвалить Господа. Далее он должен прославлять Его (начало второй строфы ст.7), потому что Он с народом благословил и благословляет и землю, потому что Он благотворными дождями удаляет неурожай, и заботится даже о животных (ст.8, 9). Спасши так чудесно Свой обессиленный и угнетенный народ, Господь ясно показал, кому Он благоволит: не язычникам, полагающимся на свое естественное могущество (сила конская – конница; лысты мужеские – могущественная пехота), но надеющимся на Него и исполняющим закон Его иудеям (ст.10,11) 979 . Псалом 147. Приглашение возобновленному Иерусалиму прославлять Господа Этот псалом также из после-пленного времени и может быть подобно предыдущему написан во времена Неемии, который, как известно, строил стены и ворота Иерусалима (ср. Неем. гл.7. ст.2 с этим псалмом). Псалмопевец побуждает укрепленный снова и густо населенный (благослови сыны твоя в тебе), пользующийся миром и внешним также благосостоянием (тука пшенична) Иерусалим, к прославлению Господа (ст.1–3). Могущественное слово (ст.4) Господа, Который с великою легкостью суровую зиму может превратить в мягкую весну (ст.5–7), произвело это спасение, тяжкий жребий Израиля (плен – зима) переменило на лучшее. Да и не могло быть иначе; Израилю вверено Откровение (ст.8) и тем он существенно превосходит все народы, есть любимец Божий (ст.9) 980 . Псалом 148. Приглашение всей природы к прославлению Бога Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Псалом 138 имеет надписание: «Давиду, псалом Захариин, в рассеянии». Имя Давида присутствует в надписаниях в масоретском тексте, в Септуагинте и в Вульгате. Имя Захарии добавлено только в Септуагинте. Псалмы 137, 145, 147, 148 имеют надписания «Аггея и Захарии». Возможно они написаны этими пророками. Однако имена Аггея и Захарии поставлены в надписаниях, видимо, довольно поздно. Блаженный Феодорит по поводу имени Захарии в надписании псалма 138 замечает: «Сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у Семидесяти, ни у других переводчиков; сделал же прибавление сие к надписанию кто-нибудь, уразумев псалом по своему усмотрению». 117 Объясняя надписание псалма 145, блаженный Феодорит также замечает: «В иных списках приложено Аггея и Захарии. Но сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у Семидесяти в гексаплах». 118 Об авторстве остальных псалмов трудно сказать что-либо достоверное. 8.2. Характер надписаний над псалмами Говоря о надписаниях над псалмами, мы вступаем на достаточно зыбкую почву. Буквальный смысл надписаний часто не ясен, что дает место многочисленным гипотезам и догадкам. Все псалмы в Псалтири имеют цифровое обозначение. Кроме того, они имеют другие надписания. Их смысл не всегда понятен и вызывает различные толкования. Надписания можно условно разделить на пять групп: 1 .Надписания, указывающие характер содержания псалма. 119 Например: «Молитва», «Хвала», «Учение», «Столпописание». Значение последнего термина, встречающегося в надписаниях над псалмами 15 и с 55 по 59, не совсем ясно. Святители Василий Великий и Григорий Нисский полагали, что за богословскую глубину мыслей, выраженных в этих псалмах, они признавались достойными быть вырезаны на столбах. 2 .Надписания, указывающие на способ исполнения. а) «Псалом» – указывает на исполнение данной песни на псалтири. б) «Песнь» – указывает на вокальный способ исполнения. Встречается и смешанное обозначение: «псалом песни», «песнь псалма» или «песнь псалом». Первый из приведенных вариантов означает, что преобладать должна музыка, а вокальное исполнение – сопровождать ее. Во втором и третьем вариантах – все наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Псалом 148 Пс.148:1 . Аллилуиа, Аггеа и Захарии. Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Пс.148:2 . Хвалите его вси ангели его: хвалите его, вся силы его. НАДПИСАНИЕ Аллилуиа означает хвалите Бога, но Аггеа и Захарии в Еврейском тексте нет, как сказано выше. СОДЕРЖАНИЕ Пророк призывает здесь к хвалению Бога не токмо всех людей всякаго состояния и возраста, но и безсловесных и даже неодушевленных тварей, повелевая им прославлять Творца не потому, чтоб оне призывание сие разумели, но чтоб мы посредством их находили обильную материю к прославлению небеснаго Владыки. Слыша имя небес, надлежало бы по порядку разуметь самое небо и воздух, и все, что зрится тамо; но поскольку вскоре следует разделение, в котором первее призывает Ангелов, потом звезды и прочия небесныя светила, сего ради и первый стих относить должно к Ангелам, которые в первом чине поставляются потому, что созданы для непрестаннаго хваления Бога, как и Пророк Исаиа в видении своем глаголет о них: взываху друг ко другу, и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф ( Ис. 6:3 ). И на других премногих местах Священное Писание вводит их таковыми же восклицаниями славословящих Бога. Толикая ревность к хвалению Бога требует ли каких-либо побуждений? Како убо Давид, который не только не мог сравниться с ревностию Ангелов, но издалече следовал за ними, мог возбуждать их к хвалению Бога? Нет, он не такое намерение имел, но просто засвидетельствовать хотел, что для него нет ничего приятнее и желательнее, как соединиться духом с Ангелами и вместе с ними прославить общаго Владыку: и потому, дабы ревностнее и лучше расположить себя к пению Божиих похвал, не неприлично призывает в сообщники Ангелов, хотя они и сами добровольно притекали к нему, да еще и другим путь показывали. Во второй части стиха тех же Ангелов нарицает силами, потому что всегда предстоят готовы исполнять повеления Божия, по оному: тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему. Пс.148:3 . Хвалите его, солнце и луна: хвалите его вся звезды и свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Возьмем для примера конец псалма 71-го; в нем мы читаем: «кончились молитвы Давида сына Иессеева». Как увидим, Псалтирь состоит из пяти книг или отдельных сборников, и псалом 71-й есть последний псалом второй книги. Но после этого псалма собрано еще в трех последующих книгах восемьдесят псалмов, из которых многие озаглавлены как псалмы Давида и по содержанию своему несомненно принадлежать ему. Очевидно, что когда Иудеи начали собирать с тщанием священный книги 341 , то вначале успели составить лишь первые два сборника псалмов: один, кончающейся на сороковом псалме, и другой кончающийся на семьдесят первом псалме. Эти два сборника древнейшие; но вслед за их составлением и закончанием начали находить в устах ли левитов, – потомков и наследников преданий певцов Давидовых, или в свитках книжных, – псалмы, не вошедшие в первые две книги, и из этих псалмов образовались последующие сборники, которых еще три книги. Поэтому-то Псалтирь в той форме, в которой он дошел до нас от ветхозаветной церкви, делится на пять книг, из которых каждая оканчивается славословием, и именно тем, которое мы находим записанным в 1Nap. XVI, 36 : «Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, Аминь!» Это славословии (с незначительными изменениями) мы находим в конце тех псалмов, которые заканчивают первые четыре книги в псалмах 40-м, 71 -м, 88-м и 105-м. В пятой же книге 342 три последние псалма 148, 149 и 150 составляют обширное славословие, начинающееся с 1-го стиха 148-го псалма словами: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних»... и до последнего стиха псалма 150: «Все дышущее да хвалит Господа!» Таким образом очевидно, что Псалтирь складывался постепенно в течение вероятно довольно долгого времени, по мере того, как собиратели священных книг имели возможность прилагать к первым сборникам новые сборники. Мы видели, что первая книга псалмов состояла из сорока псалмов по нашему тексту, – или из сорока одного по тексту еврейскому. Но наш 40-й псалом есть 41-й еврейского счисления, и везде далее, где мы будем указывать номер псалма по нашему счислению, надо разуметь (после девятого псалма)псалом одним номером выше для еврейского и западного счисления 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010