Молитва невинно гонимого о помощи Божией против жестоких, нечестивых гонителей Псалом 17. Благодарственная песнь Господу за избавление от врагов и другие Его милости Псалом 18. Песнь и молитва Богу, являющему славу Свою в небесной тверди и в откровенном законе Псалмы 19 и 20 Псалом 19. Молитва за царя пред отправлением его на войну Псалом 20. Благодарственная песнь за дарованную царю победу с надеждою на полное поражение в будущею всех врагов его Псалом 21. Молитва гонимого праведника, пророчественно предызображающая страдания и прославление Христа Спасителя Псалом 22. Пастырское попечение Господа об уповающем на Него праведнике Псалом 23. Приготовление верующих к достойному принятию Господа при вступлении Его на Сион Псалом 24. Молитва наказуемого Богом грешника о милостивой защите от врагов и наставлении на правый путь жизни Псалом 25. Самооправдание пред Господом оклеветываемого врагами праведника, с мольбою, чтобы Господь не погубил его вместе с нечестивыми Псалом 26. Уверенность в безопасности под защитою Господа среди окружающих врагов и мольба об этой защите Псалом 27. Молитва об избавлении от жребия нечестивых и праведном воздаянии им, и благодарение Господу за услышание Псалом 28. Глас Божий в грозных явлениях природы, предвозвещающий о действиях Промысла в устроении церкви Христовой Псалом 29. Благодарственная песнь Господу за избавление от смертельной болезни Псалом 30. Исполненная упования молитва гонимого праведника с благодарением Господу за явление милости Псалом 31. Блаженны получившие от Бога прощение грехов Псалом 32. Хвала Творцу и Промыслителю вселенной, милостиво хранящему верующих в Него Псалом 33. Благодарение Господу за Его милость и наставление страху Божию Псалом 34. Молитва о божественном заступлении и избавлении от злобных и неблагодарных врагов Псалом 35. Величие благости и правды Божией в охранении и утешении верующих среди нечестия мира     Введение 1) Место Псалтири в Библии По принятому у нас разделению книг св. Писания (Простр. Катих.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалом 71-й. Пророчествуется о Сыне Божием – вечном Царе, о Его пришествии на землю и о распространении мирного и блаженного царства Его во всех народах. Псалом 72-й. Описывается искушение праведных, которые иногда соблазняются, видя в счастии нечестивых, но паки ободряются, чувствуя к себе любовь Божию... Псалом 83-й. Описывается блаженство истинных членов Церкви. Далее Псаломщик прославляет силу и действия Божия слова, и просит Бога, чтобы Он сохранил его в Церкви Своей ненарушимо. Псалом 86-й. Пророчествуется о непоколебимости Церкви Христовой, и что в Ней люди от всех племен отродятся в жизнь новую, и возвестятся тайны, от веков сокровенныя. Псалом 87-й. Праведник жалуется на уныние духа, происходящее от отчаяния в милосердии Божием; причем исчисляет и другие искушения, как-то: бедность, презрение от всех, непостоянство друзей и измену домашних... Псалом 91-й. Возвещается многоразличная премудрость Божия, какую являет Он в управлении Церковию... Псалом 94-й. Псаломник говорит о Божеском величестве Иисуса Христа. Псалом 100-й. Изображается, каким должен быть и сам государь и служители правления его... Псалом 108-й. Христос жалуется на вероломство предателя Своего Иуды, и на жестокость Иудеев, распенших Его. Псалом 109-й. Пророчествуется о воплощении Сына Божия, о Его царстве и священстве... Псалом 117-й. Христос купно с Церковию приносит благодарение небесному Отцу, что победил диавола, смерть, мир и ад. Псалом 118-й. Доказывается превосходство Божия слова, и что все блаженство человека состоит в познании и исполнении онаго... Псалом 144-й. Прославляется Божие всемогущество, благость, правосудие и премудрый о всем Промысл. Псалом 146-й. Описывается промысл Божий, как общий о всех тварях, так и особенный о верующих. Псалом 147-й. Церковь прославляет Бога за то, что особенно промышляет о ней, распространяя в ней проповедь Евангелия и ниспосылая ей Духа Святого. Псалом 149-й. Псаломник возбуждает хвалить Христа Царя нашего, и радоваться о благах, Его заслугами нам приобретенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

При этом в нем отсутствует упоминание о частом употреблении вина, что для Руси, в отличие от Византии, не было свойственно. Роль вина, которое византийские монахи употребляли не ради опьянения, а из-за содержащихся в нем полезных веществ, на Руси выполняли продукты из ягод и т.п. Соловецкий устав ближе всего стоит к реальной практике пощения на Руси. IV. Практическое применение устава о посте: некоторые замечания Завершая анализ уставных указаний о Рождественском посте, прежде всего необходимо сделать следующее замечание. Список почитаемых праздников, содержащихся в печатном Типиконе (см. выше Ι.3.Б), содержит только памяти древних святых. Это неудивительно – в основе Типикона лежат уставы тысячелетней давности. Но среди святых ноября-декабря немало и новых русских памятей, которые также должны быть включены в разряд особо почитаемых. Можно указать на памяти: святителя Филарета Московского (19.11 ст. ст./2.12 н. ст.), святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (23.11 ст. ст./6.12 н. ст.), освящения церкви великомученика Георгия в Киеве («Юрьев день»: 26.11 ст. ст./9.12 н. ст.), явления иконы Божией Матери «Знамение» (27.11 ст. ст./10.12 н. ст.), священномученика Серафима (Чичагова) (28.11 ст. ст./11.12 н. ст.), священномученика Илариона Верейского (15.12 ст. ст./28.12 н. ст.), праведного Иоанна Кронштадтского (20.12 ст. ст./2.01 н. ст.; совпадает с памятью святого Игнатия Богоносца), святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси (21.12 ст. ст./3.01 н. ст.). Большим почитанием пользуются памяти великомученицы Екатерины (24.11 ст. ст./7.12 н. ст.), святителя Спиридона Тримифунтского (12.12 ст. ст./25.12 н. ст.), несмотря на то, что устав указывает им службу без особого празднования. Напротив, память святых Пяточисленных мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13.12 ст. ст./26.12 н. ст.), – хотя она и не перечислена в общей главе об уставе Рождественского поста под 14 ноября, имеет полиелей и также должна быть включена в разряд особо почитаемых.

http://pravoslavie.ru/108588.html

Псалом 17-й. Давид, избавившись от всех врагов своих, благодарит Бога, проповедует гнев Его против нечестивых и Божие к праведным благоволение. Псалом 18-й. Изъясняется, колико слово Божие просвещает душу, и когда сила Его бывает спасительна. Псалом 19-й. Образец молитвы народной за царя. Псалом 20-й. Описывается слава Христова, какую приял Он после истощания Своего, и далее говорится об отвержении Иудеев и всех неверных. Псалом 21-й. Описываются многие обстоятельства страданий Христовых. Потом просит Христос небесного Отца, чтобы укрепил Его в совершении спасения нашего. Наконец пророчествует о величии царства Своего и о призвании языков. Псалом 22-й. Церковь прославляет Господа, верховного своего Пастыря, что ее хранит, питает словом Своим, укрепляет таинствами и обогащает дарами Духа Святого. Псалом 23-й. Говорится о распространении царства Христова во всех народах; описываются свойства истинных членов Церкви и второе пришествие Христово во славе. Псалом 24-й. Испрашивается у Бога, чтобы Он хранил нас в несчастии и, оставляя нам согрешения наши, направлял бы нас на стези заповедей Своих. Псалом 25-й. Молитва , чтобы не лишиться своея непорочности, которую приобретаем верою в Бога. Псалом 30-й. Давид, или паче Христос, прообразуемый Давидом, просит Бога, чтобы Он не оставил Его в страданиях. Псалом 31-й. Здесь говорится, что блаженство человека состоит в том, когда Бог прощает ему согрешения его, и что для сего со смирением должно исповедать пред Ним грех свой. Псалом 32-й. Из созерцания тварей доказывается всемогущество творца и Божеский о всем промысл; описывается суетность советов человеческих. Псалом 34-й. Давид, или паче Христос, Давидом прообразуемый, жалуется Богу Отцу на жестокость нечестивых врагов и просит праведного суда. Псалом 36-й. Пророк научает, чтобы мы не завидовали людям беззаконным, когда они – в счастии, и показывает, какой конец ожидает праведника и грешника. Псалом 39-й. Сын Божий, предвещая собственное воплощение и страдание ради примирения человека с Богом, просит небесного Отца, чтобы Он укрепил и прославил Его в подвиге христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ст. 7. ...тысяча – вероятно, подразумеваются стрелы. Ст. 10. ...шатру – церковносл. «телеси», в греч. букв. «селению». Переводчик следует греч. варианту. Ст. 11. Ср. упоминание об Ангеле-Хранителе в Книге Бытия (см.: Быт. 24:7; 48:16 ). Ст. 12. ...понесут тебя – образ, выражающий особую заботу Бога о человеке (ср.: Исх. 19:4 ; Ис. 63:9 ). Ст. 13. Животные, перечисляемые в этом стихе, олицетворяют врагов и всяческие опасности. Аспид -ядовитая змея. Василиск – сказочное животное, полуптица-полузмея, взгляд его приносил смерть. Ст. 16. Долголетие считалось благословением Божиим за исполнение заповедей (см.: Исх. 20:12; 23:26 ).   Псалом 91 Ст. 1. Псалом, песнь – см. примеч. к пс. 29:1; ...в день субботний – надписание указывает, что псалом как гимн благодарения пелся в храме в субботу. Ст. 4. ...на десятиструнной псалтири и на гуслях –см. примеч. к пс. 80:3. Ст. 11 . Единорог – животное неукротимой силы. См. также примеч. к пс. 21:22; 28:6. Ст. 13. Ливанский кедр – символ силы и величия. Ст. 14. Праведники сравниваются с деревьями, растущими во дворе храма. Ст. 16. Ср.: Втор. 32:4 .   Псалом 92 В день перед субботой – т. е. в день, когда сотворены были все живущие на земле (см.: Быт. 1:24–31 ). Тогда и населялась земля. И в «шестой день» пострадал Господь наш Иисус Христос, основал Церковь навеки. Исторически надписание предполагает, что псалом пелся в память о возвращении евреев из вавилонского плена в 538–537 гг. до Рождества Христова. Весь псалом -гимн величию и могуществу Божию. Ст. 1. ...воцарился – восклицание, которым приветствовали в древности нового царя (см.: 2Цар. 15:10 ); ...облекся...силою и препоясался – образное выражение из военного быта – ср. слова Давида: «Ты препоясываешь меня силою для войны» ( 2Цар. 22:40 ). Прокимен «Господь воцарися» поется в православном богослужении в субботу вечером, когда воспоминается Искупление людей Воскресшим Спасителем и Его воцарение. Ст. 4. Господь царствует над стихиями.   Псалом 93 ...в четвертый день недели – надписание указывает, что в ветхозаветной Церкви псалом пелся в этот день недели – по нашему исчислению в среду, когда был предан Господь наш Иисус Христос предателем Иудой. Святые отцы видят в пс. 93 пророчества, относящиеся к этому событию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом 19 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Псалом составлен как бы от лица друзей Давида. Этот псалом толкователи понимают как пророчество о победе иудейского царя Езекии над ассирийским царем Сеннахиримом, когда весь народ вместе с царем Езекией молил Бога о заступлении и помощи (см.: 4Цар. 19:14–19 ).   Псалом 20 В этом псалме толкователи видят продолжение пророчеств об Езекии (см. пс. 19), который в дни смертельной болезни вымолил себе у Бога продление жизни (см.: 4Цар. 20:1–7 ). Святые отцы усматривают здесь торжествующую песнь Церкви о победе Господа нашего Иисуса Христа над грехом, смертью и адом.   Псалом 21 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...о заступлении утреннем – возможно, это надписание означает «о раннем наступлении помощи Божией».В святоотеческой литературе этот псалом понимается как мессианский, как явное пророчество о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа: ст. 2–12 выражают душевную муку Господа нашего Иисуса Христа, ст. 14–19 говорят о Его предсмертных страданиях. Ст. 2. Начальные слова этого стиха произнес пригвожденный к Древу Спаситель (см.: Мф. 27:46 ; Мк. 15: 34 ). По толкованию свт. Афанасия Великого , Господь наш Иисус Христос, не имея греха, молится от лица всего грешного человечества, берет на себя грехи всего мира. Ст. 8. Ср.: Мф. 27:39 . Ст. 9. Ср.: Мф. 27:43 . Ст. 16. Ср.: Ин. 19:28 . Ст. 17. Ср.: Мф. 27:27 . Ст. 18. Ср.: Лк. 23:35 . Ст. 19. Ср.: Мф. 27:35 ; Мк. 15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин. 19:24 . Ст. 22. Единорог – животное очень сильное, непокорное людям (см.: Иов 39:10 ). Мстительное – такова злоба врагов видимых и невидимых. Ст. 23. Ср.: Ин. 20:17 ; Евр. 2:12 . Ст. 30. Не только сам пророк Давид будет прославлять Бога всю жизнь, но и потомство его, рожденное от него по духу (свт. Иоанн Златоуст ).   Псалом 22 Ст. 1. ...пастырь – в Библии: наставник, руководитель (ср.: Ис. 40:11 ; Иер. 23:4 ; Иез. 34:23 ; Ин. 10:11–12 ; 1Пет. 2:25 ). Ст. 5. Святые отцы видят в этом стихе прообраз Тайной вечери. Слова стиха прямо указывают на Таинство св. Причащения.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ст. 9. Речь идет о приговоре Бога ассирийцам, которые произнесли хулу на Господа (см.: 4Цар. 19:32–34 ). Ст. 11. ...всяким помыслом – букв. «остатком, малейшей частью мысли», т. е. не будет ни малейшей части мысли, которая не прославляла бы Господа: человек «всем помышлением» своим возлюбит и прославит Бога (см.: Лк. 10:27 ). Ст. 12. ...собравшиеся в храме – букв. «те, кто окружают Его». Ст. 13. ...жизнь – букв. «дыхание, дух».   Псалом 76 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...через Идифума, псалом Асафа – смысл этих слов, по-видимому, в том, что псалом исполнялся хором Асафа (см. примеч. к пс. 72) вместо хора Идифума, носящего имя своего основателя (см. примеч. к пс. 38:1). Этот псалом по своей структуре близок пс. 73: мрак скорби, готовый перейти в отчаяние богооставленности, сменяется светлым воспоминанием о былой помощи Божией. Псалом поется от лица вавилонского пленника. Ст. 2. Этот стих формулирует весь смысл того, о чем говорится в последующих стихах. Ст. 3–10. В этих стихах постепенно нарастает напряженность: напряжены чувства (скорбь, малодушие, тревога, бессонные ночи – ст. 3–5), упорно работает ум (ст. 6–7), дух ищет ответа на недоуменный и страшный вопрос: неужели Бог перестал любить народ Свой (ст. 8–10)? Ст. 5. ...сменялась стража – у древних евреев ночь делилась на три стражи (смены караула): первая от 6 до 10 часов вечера, вторая от 10 до 2 часов ночи, третья от 2 до 6 часов утра. Ст. 11. Псалмопевец видит во всем свершившемся волю Божию. Ст. 12–13. Эти стихи перекликаются со ст. 6–7: снова Псалмопевец видит великую милость Бога, явленную Своему народу (ст. 14–21). Ст. 14. ...исполнен святости – букв. «во святом»; некоторыми толкователями понимается как «в святилище». Ст. 16–21. Речь идет о бегстве из Египта (см.: Исх. 12 и след.). Ст. 17–20. Воспоминание о переходе древних евреев через Красное море (см.: Исх. 14:19–15:19 ). Ст. 18. ...стрелы – молнии. Ст. 19. ...огласили небосвод – букв. «голос в колесе»; некоторые толкователи понимают эти слова как намек на колесницы египтян, затонувшие в море (см.: Исх. 14:25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1) Головеньки – ст. Ясенки Карамышево – ст. Лазарево Колядино – ст. Ясенки Кочаки 5) Ламиносово – ст. Ясенки Мясоедово Переволоки – г. Крапивна Потемкино – ст. Ясенки Пришня – г. Крапивна 10) Спасское на Солове Трасна – ст. Ясенки 3-й округ Благочинный, священник села Покровского-Ушакова Николай Глаголев. Духовный следователь, священник села Пирогова-Зыкова Димитрий Глаголев. 1) Архангельское – ст. Горбачево Голощапово – ст. Лазарево Драгуны (Кудрино) – г. Крапивна Красное – ст. Сергиево 5) Красногорье Лапотково – ст. Лазарево Новая Локна – ст. Горбачево Покровское-Ушаково Пирогово-Зыково – станц. Сумароково М.-К. жел. дор. 10) Рахманово – ст. Сергиево Синявино Старая Локна Частые Колодези 4-й округ Благочинный, протоиерей села Сергиевского Евгений Озерецковский. Духовный следователь, священник села Сергиевского Василий Ивановский. 1) Змиево-Ильинское – ст. Лазарево Камынино-Покровское – ст. Сергиево Липово – ст. Сумароково М.-К. ж. д. Нарышкино (Петровское) – ст. Теплое Р.-У. жел. дор. 5) Ново-Никольское – ст. Лазарево Пирогово-Спасово – ст. Сумароково М.-К. ж. д. – ст. Лазарево Сергиевское – ст. Сергиево 10) Сорочинка-Димитриевское Спасское на Уперте-Тихие Затоны – ст. Лазарево Теплое – ст. Теплое Р.-У. ж. д. Царево Юрьево, прип. к с. Сергиевскому – ст. Сергиево 5-й округ Благочинный, священник села Панина Александр Глаголев . Духовный следователь, священник села Воронков Димитрий Петровский. 1) Богучарово – ст. Ясенки Бородино Воронки Головлино 5) Горячкино-Нижнее Костомарово Долгое Иконки – ст. Лазарево Колычево Костомарово-Вышнее – ст. Ясенки 10) Кобелево-Пречистеское Крутицы – ст. Лазарево Крутое – ст. Ясенки Миленино Панино – ст. Ясенки 15) Хилково – ст. Лазарево Новосильский уезд 1-й округ Благочинный, священник Казанской Кладбищенской ц. г. Новосиля Николай Борисоглебский. Духовный следователь, священник села Воротынцева Петр Вознесенский. Гор. 1) Соборная Успенская – г. Новосиль Николаевская Казанская Кладбищенская 5) Воротынцево Зарецкая Слобода Петушки Ямская Слобода

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

98 Например, в псалме на Неделю ваий 8/3 Враг Твоих ради, еже разрушити изменен «Врагов Твоих ради разрушиши»; в Неделю антипасхи 106/14 изведе я изменен «извел еси ны»; на Вознесение 17/11 и лете изменен «и возлете» и 9/9 судити имать изменен «судит». 99 На Преображение «И буди светлость Господа Бога нашего на нас от ныне и до века», 89/17; 120/8, преподобному: «Пойте Господеви, преподобнии Его, и им поведайте память святыни Его, во всех людех чудеса Его» – 29/5; 95/3. 106 Примечание редактора. При подготовке к публикации данной работы обнаружено отсутствие в рукописях святителя Афанасия одного, по-видимому, первого, раздела, условно именуемого: «Общие величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем». Надеемся, что при дальнейшей работе с архивами в Фонде епископа Афанасия (Сахарова) будет найдена и в последующие издания включена в сборник эта интереснейшая работа, содержащая предположительно: Псалом Богородице первый: Возвеселюся и возрадуюся о Тебе... и (или) Псалом Богородице первый: Помяну имя Твое... (Боголюбской ??). Псалом Богородице второй: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое... Псалом Богородице третий: Исповемся Тебе всем сердцем моим... Псалом святителю: Священницы Твои облекутся правдою: Псалом святителю-равноапостолу: Воскликните Богови, вся земля... Величание и псалом общие песнописцу-святителю. Псалом общий священномученику: Священницы Твои облекутся правдою... Величание и псалом князю-мученику, пострадавшему от близких: Вознесох избраннаго от людей Моих... Псалом князю-правителю: Вознесох избранного от людей Моих... Величание и псалом общие князю-юноше. Величание и псалом князю-иноку: Блажен муж, бояйся Господа... Величание всем преподобным Киево-Печерским в Неделю 2-ю Святыя Четыредесятницы и псалом: Соберите Ему преподобных Его... (здесь ссылка см., Триодь Постную, но в Триоди только служба свт. Григорию Паламе ). Величание и псалом песнописцу-преподобному.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Псалом 41-й. Сокрушается верующий о том, что разлучен с Церковию, с верными собратиями своими; жалуется на несчастия и все упование возлагает на Бога. Псалом 43-й. Пророчествуется о гонениях христиан, а паче – первенствующей Церкви. Псалом 44-й. Под именем царя и царицы описывается Христос, Царь неба и земли, и  Церковь , непорочная невеста Его, украшенная дарами Его благодати. Псалом 45-й. Здесь под именем укрепления говорится о Церкви, что она под покровительством Божиим среди всех нападений не подвижится во век. Псалом 46-й. Проставляется Христос, вознесшийся на небо и распространяющий духовное царство Свое на языки, обращая их в веру Свою. Псалом 47-й. Прославляется пришествие Мессии и Церкви красота и величие. Псалом 48-й. Пророчествуется об учении Христовом в притчах, и о воскресении праведных в живот; потом говорится о суете мира и всех видимых благ. Псалом 49-й. Пророчествуется о пришествии Христовом, о начале Евангелия, о избрании верующих и о уничтожении жертвоприношений; наконец осуждаются грешники за неисполнение закона Божия. Псалом 50-й. Давид, сокрушаясь о грехе своем, прибегает к милосердию Божию, представляет первородный грех, и что человек сам собою оправдаться не может; потом просит Бога, чтоб сердце и дух его обновил Духом Своим Святым, и научает какая – жертва приятна Богу. Псалом 52-й. Описывается крайнее развращение рода человеческого, простирающееся даже до безбожия; наконец предвещается искупление и спасение человеков... Псалом 54-й. Описывается развращение жителей градских, вероломство друзей и погибель нечестивых... Псалом 66-й. Молится Пророк о пришествии Мессии и пророчествует, что и язычники познают Его и уверуют. Псалом 67-й. Торжественная песнь о победе Христовой над Его и нашими врагами; далее пророчествуется о распространении царства Христова чрез проповедь Апостольскую. Псалом 68-й. Жалуется Христос на жестокость страданий и на злобу врагов своих; просит у Бога Отца помощи и избавления; ожесточенных в неверии осуждает на вечную погибель и предвещает утверждение и распространение Своея Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010