Литература социнианская чрезвычайно обширна; столь обширной литературы, как у социниан, не имела никогда ни одна секта. Как бы символическою книгою социнианства, в которой в системе представлено вероучение этих сектантов, служит „ Раковский катихизис“. Процветало социнианство особенно в Польше и Литве в конце XVI и первой половине XVII в. Центром его здесь был г. Раков, где сектанты имели даже особую „гимназию добрых наук“, число учеников которой доходило иногда до 1000, и свою типографию. Изгнанные отсюда в половине XVII в., они рассеялись по разным странам и в небольшом количестве продолжают существовать и доныне в Семиградии (до 40 т. душ), Англии (ок. 37 т.) и С. Америке; в последней впрочем они совершенно отделились от христианства и распались между собою. Робертсона. Ист. церкви. Пер. А. Лопухина . Спб. 1891 г. II т. 926–927 стр. См. также в указ. исследов. проф. Будрина. 325 Диалектические соображения социниан против догмата о Св. Троице см. у проф. Будрина, в ст. Теол. социн. о единстве Бож. (Пр. Соб. 1889, I т. 135–142 стр.). 326 Местопребыванием арминиан и доныне является Голландия; вне её пределов их нет. Число сектантов незначительно (ок. 6 тыс). 327 О сведенборгианстве см. в статьях: прот. А. Судакова (перев. с шведск.). Сведенборг, его жизнь и деятельность (Хр. Чт. 1877, II). N. Сведенборг и его вероучение (там же, 1866, I). В. Лебедева. Сведенборг и его последователи (Чт. люб. дух. пр. 1879, I). 328 По собственным словам Сведенборга, свое учение он получал частью из непосредственных откровений самого Бога, ангелов и духов, – это было духовидение, частью из указанного ему внутреннего и действительного, но дотоле неизвестного значения слов Библии, – это было т. н. учение о соответствии. Духовидение состояло в том, что 1) дух Сведенборга будто бы имел позволение посещать жилища умерших, блаженных и отверженных, и из того, что там видел и слышал, заимствовал высшие, сверхъестественные сведения, и 2) что он удостоивался часто принимать у себя души умерших и даже призывать их для получения сведений о разных предметах духовных, исторических, иногда обыденных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

К стр. 425 – 431 примеч. В конце первой половины XVIII в. состав ниженазванных епархий был следующий: I. Суздальская епархия: Суздаль – 27 ц., в уезде – 315, Юрьев-Польский – 5 цер., в уезде – 110 ц., Шуя – 4 ц., в уезде – 23 ц., всего – 485 цер. 1184 В начале 30 – х гг. XVIII в. в Суздали были следующие храмы: соборы – Рождественский и Покровский, прих. церкви – Знаменская, Успенская, Николаевская, Предтеченская, Тихвинская, Петропавловская, Ильинская, Живоприемного Источника, Дмитриевская, Златоустовская, Смоленская, Царя-Константиновская, Входосошественская, Воскресенская, Космодамианская, Знаменская, Архангельская, Афанасьевская, Похвал Богородицы, Лазаревская, Крестовоздвиженская, Георгия Страстотерпца и Григория Богослова (Дел. Арх. Св. Син. 1731 г. 502, лл. 806 – 807), всего 25 цер. В г. Юрьеве-Польском – соборная Георгиевская, прих. – Воскресенская, Еленинская, Введенская и Сретенская – всего пять (л. 822), в г. Шуе – Воскресенский собор, прих. – Воздвиженская, Спасская и Покровская – всего 4 храма (л. 829). II. Вятская епархия. Вятской провинции – Хлынов – 4 соб. и 9 церквей ружных и приходских, в уез – 66 ц., Слободской – 2 соб., 4 цер., в уез. – 46 ц., Шестаков – 2 ц., в уез. – 1 ц., Орлов – 1 соб. 2 цер., в уезде – 8 ц., Котельнич – 1 соб., 3 цер., в уезде – 18 ц., Кайгород – 1 соб. и 1 ц., в уезде – 11 цер., всего 9 соб. и 171 ц. Пермской провинции – Кунгур – 1 соб. 3 ц., в уезде – 24 ц., Соликамск – 1 соб., 5 цер., в уезде – 1 соб. и 68 цер., Чердынь (а не Ярдынь, как напечатано) – 1 соб., 6 цер., в уезде – 30 цер., всего в Пермской провинции – 4 соб. 136 ц.; во всей епархии – 13 соб. и 307 цер. Храмы – в Хлынове большой собор Троицкий Николаевский, придельная – Ильинская; Спасский соб., Воскресенский соб.; прих. и ружные – Богородичная, Владимирская, Покровская, Сретенская, Вознесенская, Царя-Константиновская, Предтеченская, Всесвятская, Стефановская, Покровская; в Слободском – собор. Преображенская, соб. Вознесенская, прих. Афанасьевская (лл. 404, 464 – 465); в г. Шестакове – Благовещенская, Петропавловская и Вознесенская (л. 404 об.); Истобешкого стана – Покровская, Архангельская и Спасская; в г. Орлове – соб. Архангельская, прих. Николаевская и Благовещенская (л. 409); в г. Котельнич – соб. Троицкая, прих. Николаевская (л. 413); в г. Кунгуре – соб. Благовещенская, прих. Успенская, Преображенская и Тихвинского женск. монастыря (л. 431); в г. Кайгороде – соб. Воскресенская, прих. – Спасская и Николаевская (л. 437); в г. Чердыни – соб. Воскресенская, прих. Богоявленская, Преображенская, Николаевская, Прокопьевская, Губдорская(?), Воздвиженская, Рождественская, Спасская, Троицкая, Сергиевская, Войнесская (Иоанна Воина?) л. 439; в г. Соли Камской – соб. Троицкая, прих. Богоявленская, Рождественская, Спасская, Преображенского девичьего монастыря (л. 443), в г. Орле городке – соб. Похвалы Пр. Богородицы, прих. Николаевская (л. 454).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

о вере л. 196). Раскольники возражают, что и предания изменять запрещается («Кирилл. кн.» л. 369, «Ник. Черног.» л. 559). Должно разъяснить, что преданиями называются в Писании: учение догматическое ( 1Кор.11:34 ), общее учение св. апостол о вере ( 1Кор.11:34 , 2Сол.2:15 , 1Тим.6:20 ), апостольские постановления обрядового характера ( Деян.16:4 ) и учение нравственное ( 2Сол.3:6–8 ). Указываемые раскольниками места из книг говорят о неприкосновенности догматических и нравственных преданий; другие же предания в Церкви Христовой изменялись. Следует при этом объяснить, что обряд (от слова «обряжать») служит только для внешнего «выражения» той или другой догматической истины, которая может быть выражена во внешних вещественных знаках и средствах различно. Отсюда, обряды, как видимая вещь, могут подлежать изменению. (5 пр. св. апост.; 12 пр. шест. вс. соб.; 37 пр. св. апост.; 5 прав. перв. вс. соб.; 19 пр. четв. вс. соб.; 8 пр. шест. вс. соб.; 6 пр. седм. вс. соб.; 26 пр. св. апост.; 10 пр. анкир., 6 пр. шест. вс. соб.; 3 пр. неокесар. соб.; л. 574 кн. «Корми.»; 15 пр. неокесар. соб.; 16 пр. шест. вс. соб.; 1 пр. св. ап. Петра и Павла; 29 пр. Лаод. соб.; 41 пр. Карф. соб.; 29 пр. шест. вс. соб.; 11 и 19 прав. Лаод.; 82 пр. шест. вс. соб.; 101 пр. шест. вс. соб.). Раскольники возражают, что изменение обрядов допускалось только во времена вселенских соборов. Но это мнение неправое («Кн. о вере» л. 107, 135–136). Раскольники возражают: у нас в русской Церкви обряды не нуждались в исправлении (Кн. «Кормч.» Иосифовск. л. 9 и 15). В опровержение этого прочитать («Стогл. соб.» гл. 4; гл. 41; вопр. 30; гл. 68, «Кормч.» л. 3–4) и указать примеры изменения чинопоследований, напечатанных в потребниках первых пяти русских патриархов. В заключение спросить у раскольника: кто может лишить святую Церковь права поступать в отношении обрядов так же, как поступала и древняя Церковь ? Раскольники переходят к вопросу о перстосложении для крестного знамения. VI. О перстосложении для крестного знамения Во вступительной речи нужно выяснить, что перстосложение для крестного знамения есть обряд церковный и, как таковой, может подлежать изменению, поскольку о нем нет указаний ни в священном, ни в святоотеческом писании, не упоминается о нем и в постановлениях вселенских и поместных сборов, и – в разные времена употреблялись разные перстосложения (единоперстие: Злат. 54 бес. на Ев. Матф.; пролог 2 ноября, твор. св. Епифания ч. 1, стр. 234; троеперстие: Вып. Озерск. ч. 2; Правосл. Собеседн. 1869 г. ч. 2, стр. 329; Русск. Паломн. 1887 г. 26 и двуперстие: «Учебн. Псалт.»; «Кн. Кирил.», «Б. Катих.», «Кн. о Вере»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Соб. пр. 31, 59; VII Всел. Соб. пр. 10; Лаод. Соб. пр. 58; Двукр. Соб. пр. 12), исключая Таинства Крещния в случае крайней нужды, напр. при тяжкой болезни крещаемого. Назначенный для служения в известной церкви пресвитер не может без грамоты епископа переходить к другой церкви, а тем более в епархию другую; в противном случае он лишается предоставленных ему прав и преимуществ (Ап. пр. 15; I Всел. Соб. пр. 15–16; IV Всел. Соб. пр. 5, 10, 20; VI Всел. Соб. пр. 17 и 18; Ант. Соб. пр. 3; Сард. Соб. пр. 16 и др.). Карфагенский Собор простирает строгость в этом отношении до того, что если кто из клириков хотя однажды исправлял должность при церкви, к которой рукоположен, то принадлежит к ее клиру, и ни сам произвольно, ни по вызову других епископов, но без воли и согласия своего епископа, уже не может быть принят в клир другой церкви (Карф. соб. пр. 101). Когда же пресвитер переводится из одной церкви к другой по изволению или распоряжению епархиального епископа, то уже не должен числиться при двух церквях и не должен принимать никакого участия в делах прежней церкви и причисленных к ней храмов мученических, находящихся при богадельнях или странноприимных домах (IV Всел. Соб. пр. 10). Впрочем, VII Всел. Соб. пр. 15 не распространяет силу этого требования на те места, в которых был недостаток в клириках, и где невозможно было назначить особый клир к каждой домовой или приписной вообще церкви. Не только переход из одной епархии в другую или перемещение от одной церкви к другой, хотя бы одного округа, без воли епископа возбраняется пресвитеру под угрозой лишения прав и преимуществ, но и произвольное путешествие. Предпринять путешествие пресвитер может только с грамотой епископа – по воле его, и то по нужде и на короткое время (Лаод. Соб. пр. 41–42, сн. Ап. пр. 12, 33; IV Всел. Соб. пр. 13; Сард. Соб. пр. 16 и 11–12), и только в таком случае пресвитер, отправляющийся по нужде в чужую епархию, мог пользоваться там полным уважением: ему, как почетному гостю, могли предоставить право совершать литургию и сказать поучение, вообще оказать братское общение и знаки уважения, как делали эту честь путешествующим епископам (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

13) Основание монастыря или молитвенного храма без соизволения на то епархиального епископа (IV Всел. соб. прав. 4). 14) Обращение монастырей в мирские обыкновенные жилища (Карф. соб. прав. 53). 15) Рукоположение во пресвитера или дьякона хорепископом без соизволения епархиального епископа (Антиох. соб. прав. 10). 16) Самовольное удаление клириков от назначенной им церкви к другой (I Всел. соб. прав. 16; Сардик. соб. прав. 16). 17) Отправление должности при двух церквах одновременно, т. е. в той, в которую переведен, и в той, в которой служил прежде (IV Всел. соб. прав. 10; ср. 20). 18) Совершение сельскими пресвитерами службы в городских церквах (Неокесар. собор пр. 13). 19) Самовольная отлучка клириков и монашествующих в Константинополь и прожитие там (IV Всел. соб. пр. 23). 20) Подача прошений императору без соблюдения установленного для клириков порядка (Антиох. соб. прав. 11). b. Неповиновение и противление власти. 1) Сопротивление епископа принять управление епархией, в которую он законно рукоположен (Антиох, соб. прав. 17 и 18). 2) Совершение священных служб лицом, лишенным епископства или священства (Антиох. соб. пр. 4). 3) Возмущение пресвитера против епархиального епископа, самовольное отделение от него и совершение службы с своими сообщниками (Ант. соб. пр. 5; Карф. соб. пр. 10 и 11). 4) Сопротивление клирика возведению его на высшую степень по желанию епархиального епископа (Карф. соб. пр. 40). 5) Удаление клириков в иную епархию и их упорство возвратиться в свою по призыву и увещанию епархиального епископа (Ант. соб. прав. 3; Карф. соб. прав. 65 и 66). 6) Неподчинение епархиальному епископу со стороны клириков и мирян, состоящих при мученических храмах, богадельнях и монастырях. (IV Всел. соб. пр. 8). 7) Составление скопищ против епископа или соклириков (IV Всел. соб. прав. 18). 8) Составление мирянами молитвенных собраний без законно поставленного пресвитера (Гангр. соб. пр. 6). с. Злоупотребление по управлению и распоряжению церковным имуществом и доходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Независимо от самого места священнодействий, некоторые из них или совершенно не могут быть совершаемы пресвитером, или только с известными ограничениями. Так пресвитер не имеет нрава освящать миро (Карф. Соб. пр. 6 2 и антиминс (VII Всел. Соб. пр. 7), принимать от кого-либо торжественное публичное покаяние или подвергать кого-либо этому покаянию, исключая тех крайних случаев, когда публично кающимся угрожала смертная опасность, и когда епископ сам не мог принять публичного покаяния от падших и преподать им разрешение: в таких случаях и пресвитер, с дозволения епископа, мог примирять с Церковью открыто кающихся (I Всел. Соб. пр. 13; IV Всел. Соб. пр. 16; Карф. Соб. пр. 6, 7, 52 и др.). Возбраняется лицам пресвитерского достоинства совершать, без дозволения епископа, и обряд иноческого пострижения (Карф. Соб. пр. 6. сн. VII Всел. соб. пр. 14; см. толков. на 6-е пр. Соб. Карф. в Опыте курса церков. законов. Иоанн. т. II, стр. 131 и сл.). В знак своей зависимости от епископа и уважения к ному пресвитер обязан при совершении богослужения «возносить имя его в молитве» (Двукр. Соб. пр. 13, сн. 14 и 15 пр. того же Соб.). Во время священнодействий пресвитеры из уважения к епископскому сану не могут входить в святилище алтаря и садиться на своих седалищах прежде епископа. При входе епископа в алтарь они должны сопровождать его и за ним восходить к горнему месту (Лаод. Соб. пр. 56). г) по заведованию церковным имуществом В качестве помощника епископу, приходский пресвитер распоряжается церковным имуществом, назначенным на содержание церкви, служащих при церкви и призреваемых церковью бедных, больных, странников (Ап. пр. 4; Феоф. Алекс. пр. 8; Гангр. Соб. пр. 7 и 8). Но и в деле заведования церковным имуществом пресвитер подлежит контролю своего епископа; – без воли его пресвитер ничего не может сделать и здесь (Ап. пр. 38, 39 и 41), напр. продать недвижимую церковную собственность (земли и угодья) (Анк. Соб. пр. 15, сравн. Карф. соб. пр. 42), или произвольно распоряжаться приношениями со стороны верных деньгами и натурой (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Над обращающимся к Церкви Крещение могло быть совершено только после некоторых предварительных действий: прежде всего Церковь наблюдала предосторожность, чтобы не допустить кТаинству Крещения недостойных, т. е. таких, которые не искренно обращались к вере и, оставаясь по духу язычниками или иудеями, притворно – по какой-либо нужде или по каким-либо выгодам просили крещения (VII Всел. Соб. пр. 8). Потому было положено, чтобы просящих крещения испытывать в образе их мыслей, намерений и всей прежней их жизни и потом наставлять их в вере и благочестии (Лаод. Соб. пр. 46; 1 Всел. Соб. пр. 2; VI Всел. Соб. пр. 78). Такое наставление известно в Церкви под именем оглашения, которому должны были подлежать и дети с семилетнего возраста (Тимоф. Алекс. пр. 1). Обыкновенный порядок принятия в Церковь новых лиц изображается в следующих чертах: «обращающихся к вере (язычников и еретиков) в первый день делали христианами 24 ; во второй – оглашенными, потом в третий – заклинали с троекратным дуновением в лицо и уши, после чего наставляли в вере и заставляли ходить в Церковь для слушания Писаний (II Всел. Соб. пр. 7). Наставления в истинах веры и в правилах благочестия продолжались не равное время: срок оглашения увеличивался до 2-х и 3-х лет или сокращался, смотря по обстоятельствам и успехам ищущего крещения. Обыкновенно оглашение продолжалось 40 дней и происходило преимущественно в св. Четыредесятницу 25 . В течении этого времени ищущие крещения обязаны были вести строгую, благочестивую жизнь, иначе время оглашения значительно удлинялось (I Всел. Соб. пр. 14 сн. Неок. Соб. пр. 5). В это же время они должны была изучать веру под надзором пресвитеров и епископа и давать им отчет (Лаод. Соб. пр. 46 сн. того же Соб. пр. 45 и 47 и VI Всел. Соб. пр. 78). Само собою разумеется, что все участие пресвитеров и епископа в изучении оглашенным веры ограничивалось требованием от него ответа в известный день недели 26 , иначе говоря – ограничивалось проверкой успехов оглашенного, когда между низшими клириками были лица, способные научить ищущего крещения истинам веры, или когда ищущий крещения мог посещать так называемые огласительные школы и учиться в них; в противном случае руководствование оглашенного и наставление его в истинах веры возлагалось на пресвитеров и епископа. Самое оглашение не должно состоять в удовлетворении любопытства или в усилии изъяснить непостижимое (Вас. Велик. пр. 91–92). Пред крещением оглашенный должен быть испытываем в познании веры, в чувствах благочестия, в знании молитв и ответов, которые должно давать при совершении крещения (Лаод. Соб. пр. 46; VI Всел. Соб. пр. 78), наконец, торжественно пред всей Церковью должен отречься от прежних своих заблуждений, мнений, правил и обычаев, какие были у него в язычестве или иудействе (VII Всел. Соб. пр. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

23 «Самочинным сборищем» правила называют составление обществ ради религиозных целей, или в видах открытого противодействия распоряжениям епископа. Таково, наприм., отделение пресвитера со своей паствой от епископа, сооружение храма и отправление в нем богослужения вопреки воле епископа (Ап. пр. 31, сн. Карф. Соб. пр. 64; IV Всел. Соб. пр. 18). 25 «По двух седмицах св. Четыредесятницы – говорится в 45 пр. Соб. Лаодикийского, – не должно принимать крещение». Смысл этого правила такой: в древней Церкви крещение совершалось преимущественно в Великую субботу (в вечер и в ночь ее); оглашенные, готовящиеся принять крещение в этот день, обязаны были начинать свое приготовление с первого дня Четыредесятницы. Посему приведенное правило Собора Лаодикийского и запрещает крестить в Великую субботу тех, которые начинали приготовление к крещению спустя две недели Великого поста (по двух седмицах св. Четыредесятницы). Таких должно было крестить после (Опыт. курс. церк. зак. Иоанна т. I стр. 445). Таким образом, видно, что полное оглашение продолжалось не менее 40 дней. 27 «Под возложением рук» над кафарами (последователями Новата), присоединяющимися к Церкви, упоминаемом в 8 пр. I Всел. Соб., по толкованию Аристена должно разуметь Миропомазание, а не хиротонию; так это поясняется и в толковании Славинской Кормчей; так должно быть и по другим правилам Церкви (сн. 8 пр. 1 Всел. Собор, с 7 прав. II Всел. Соб., 95 пр. VI Всел. Соб. и 1 пр. Васил. Вел.). 28 Литургия может быть совершена только в храме и притом устроенном с дозволения епископа (ап. пр. 31; Ант. Соб. пр. 5, Лаод. пр. 58; Карф. пр. 10) и на мощах святых, или, по крайней мере, имеющем частицы мощей, положенные самим епископом (Карф. Соб. пр. 14; VII Всел. Соб. пр. 7). К богослужебным местам, в которых может быть совершена пресвитером литургия, несомненно, должны быть отнесены домовые церкви и находящаяся при богоугодных заведениях, как освященные епископом и часто упоминаемые в правилах Вселенских Соборов (IV, VI и VII) и Поместного двукратного. Но совершение литургии в каком-либо частном доме, не освященном от епископа безусловно запрещается (Лаод. Соб. пр. 58). Запрещается совершать литургию полную (т. е. приношение и освящение даров) во дни св. Четыредесятницы, в какие дни должна быть совершаема литургия преждеосвященная, за исключением субботних, воскресных дней и праздника Благовещения, случающихся во св. Четыредесятницу (Лаод. соб. пр. 49; VI Всел. Соб. пр. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

пр. 41, сравн. Ант. Соб. пр. 25; Гангр. Соб. пр. 7, 8 и др.), обращая эти приношения в свою пользу, с притеснением нуждающихся из клира, с обидой убогих и с причинением бесславия домостроительству церковному (Ант. Соб. пр. 25). д) по суду Пресвитер, как лицо, подчиненное епископу, от него одного получает свои права и власть в размерах, определенных канонами. Епископ же вправе и лишить пресвитера всех дарованных ему полномочий, если он окажется недостойным их, может удалить виновного и недостойного пресвитера от совершения священнодействий и даже совершенно извергнуть из сана, так что после сего пресвитер не может быть принят в качестве священнослужителя никаким другим епископом, разве только в том случае, когда отлучивший его епископ умрет, между тем как отлучение его окажется несправедливым (Ап. пр. 32; I Всел. Соб. пр. 5; II Всел. Соб. пр. 6; Ант. Соб. пр. б; Сард. Соб. пр. 13 и др.). Суду епархиального епископа подлежат не только чисто церковные дела, но и гражданские дела пресвитеров и других клириков (IV Всел. Соб. пр. 9). Епископ производит суд между ними или сам, или избранные обеими сторонами судьи, но с его соизволения (IV Всел. Соб. пр. 9). Правда, Собор Карфагенский предписывает, что для суда над пресвитером должно быть не менее 6-ти епископов, кроме епархиального, но и здесь председательство на суде принадлежит последнему; следовательно, и руководит судом, и произносит приговор все-таки тот же епархиальный епископ (Карф. Соб. пр. 12 и 29). Решение епископского епархиального суда остается во всей силе, доколе высший суд не изменит его, и лицо, подвергшееся отлучению от церковного общения или от священнослужения, не имеет уже права касаться священнодействия, хотя бы оно и считало таковое решение несправедливым (Сард. Соб. пр. 14; Карф. Соб. пр. 38, сравн. 11 и 12 пр. того же Собора). В противном случае осужденный навсегда лишается надежды на восстановление в прежний чин и права на принесение оправдания – аппелляций в высшую церковно-судебную инстанцию (Ант.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

3 Правилами церковными постановлено было, чтобы, между прочим, для рассмотрения жалоб клириков на епископов были созываемы областные Соборы (Ап. пр. 37; I Всел. Соб. пр. 5; II Всел. Соб. пр. 6; Авт. Соб. пр. 20 и др.). Такие Соборы сначала созывались по два раза в год (Ап. пр. 37; I Всел. Соб. пр. 5; IV Всел. Соб. пр. 19), а затем – однажды в год (VI Всел. Соб. пр. 8; VII Всел. Соб. пр. 6). С течением времени областные Соборы периодические перешли в постоянные сначала при митрополичьих кафедрах, а потом – при патриарших, наконец – в постоянные Соборы и без патриархов, каковы: Афинский Синод и наш РусскиЙ Св. Синод. 4 Соб. Карф. пр. 29 как будто делает исключение в этом отношении для клириков низших диаконов, когда говорит: «Дела же по винам прочих клириков един местный епископ да рассмотрит и окончит». Но это относится собственно до епархиального суда, на котором по делам пресвитеров и диаконов принимали участие, кроме своего, и соседние епископы, 6 или 3 (Карф. Соб. пр. 12:29). Тот же Карф. Соб. в 139 пр. и низшим клирикам дает право, наравне с высшими их, апеллировать к высшему верховному суду – соборному, если они недовольны решением своего епископа. 5 Порядок судопроизводства соборного по обвинениям, возводимым на епископа, указан в след. прав.: Ап. пр. 74, 75; Карф. Соб. пр. 12, 29, 90; IV Всел. Соб. пр. 9. 6 Запрещение духовным лицам обращаться к светским судам не только по делам церковным, или касающимся священнослужения, но и по делам частным и личным, – спорным, тяжебным, по взаимным неудовольствиям, обидам и т. п., не было и не могло быть безусловным. Церковь не хотела навсегда и во всем освободить своих служителей от суда гражданского, или признавать их совершенно не подчиненными этому суду, ибо есть дела, которые по самому свойству своему подлежат гражданскому суду, напр., дела по уголовным и тяжким государственным преступлениям, по которым Церковь никогда не присвояла себе прав судных; и даже в некоторых делах Церкви сама предавала виновных своих служителей гражданскому суду (Ант.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010