Относительно многочисленных самовольных заимок, завладений и поселений на землях казенных, владельческих, городских и слободских, межевая инст. содержит в себе множество правил, имеющих ту же цель: оставить, где можно и безобидно, заимщика и поселенца на занятой земле, дав ему вместо неизвестного известное владение, в иных случаях без платы, в других со взысканием закладенных денег; или владение объявляется самовольным и уничтожается (см. Меж. Инст. VIII, 10, 11, 15, 16. ХХ, 5. XXII, 7, 14. XXIV, 11. XXV, 3, 8, 15. XXVII гл. Ук. 1804 нояб. 29. 1805 мая 20). За помещиками оставлено межеванием множество казенных земель, по оброчному содержанию до 1765 года, по завладению до 1765 года по угодьям, населенным без утвердительных дач и пр. (см. Сен. Ук. 1808 марта 2). Генеральное межевание еще продолжается. Однако ж, предположенная цель – прекратить неизвестность владения – достигнута была генеральным межеванием только отчасти, а само оно только отчасти могло иметь ее в виду. Генеральное межевание должно было определить только границы окружной дачи; если бы эта дача вмещала в себе исключительно единое право собственности, принадлежала одному только владельцу, то цель достигнута была бы вполне и генеральным межеванием. Но такое единство владения существовало только в редких случаях. Напротив, в большей части случаев в пределах каждой окружной дачи находилось по несколько владельцев, которые владели всею дачей в границах неопределенных, по неровным частям. Такое владение, особенно в местностях, составляющих центральные части Российского государства, образовалось исторически, преимущественно там, где основания поземельных прав коренились в поместной системе. К концу XVIII стол. составились самые разнообразные и разнопоместные дачи, в коих общественное владение однодворцев сталкивалось и перекрещивалось с владением крупных и мелких вотчинников, так что иные дачи принадлежали, кроме однодворцев, десяткам, иногда более чем сотне владельцев; и нередко случалось, что никто из этих владельцев не мог определить совершенно ясно местность своего владения, и не мог дать себе отчета, где оно начинается и где оканчивается. К устранению этого неудобства, сделавшегося, наконец, великим общественным бедствием, служили правила специального или внутреннего размежевания дач, которое, так же, как и генеральное межевание, не приведено еще к концу в России. Вот краткий очерк того пути, которому следовало у нас приведение в известность владения, соединенного с собственностью. Путь этот еще не вполне пройден нашей историей, и многое остается еще впереди. (См. статью Неволина «Об успехах государственного межевания в России» – в полном собрании его сочинений, и далее, § 67, с приложением: «Однодворческие земли».) Глава вторая. Состав и содержание права полной собственности

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

XXIV Вопрос. Что называют отцы воображением? Ответ. Простое понятие вещи или попавшегося на мысль какого-нибудь предмета. Вопрос. Что разумеют под вниманием? Ответ. Беседу с явившимся предметом, хотя бы то было со страстию, хотя бы без всякого пристрастия. Вопрос. Что согласием называют? Ответ. Когда душа на представившийся ей предмет с услаждением склоняется. Вопрос. Что раболепство? Ответ. Насильное сердца нашего к виденному предмету влечение, или закоснелую к нему привязанность, которая нарушает благосостояние и тишину душевную. Вопрос. Что борьбою именуют? Ответ. Равносильное против неприятеля сражение, где борец добровольно или побеждает, или теряет победу и поражается. Вопрос. Наконец, что называют недугом души? Ответ. Развращение, чрез долгое время в душе нашей гнездящееся, и оную так к нему приковывающее, что она сама к нему волею и неволею стремится (ст. 16). XXV Как телесные болезни, так и душевные недуги входят разными путями – отвне и извнутрь. О последних св. Лествичник написал, что, по мнению одних, страсти входят в тело посредством сердечных помыслов; а по мнению других, худые помыслы рождаются от чувств телесных. Кто в сем знает силу, тот да наставит нас о Господе, – присовокупил к сему св. Иоанн Лествичник . Так или иначе, но то несомненно, что тело есть главное гнез дилище и орудие греха. Посему-то св. Лествичник, обращаясь душою своею к плоти, взывает к ней: скажи мне, о любезная моя супружница и природа! скажи, как мне пребыть от тебя неуязвлену? Как избегнуть природной опасности, когда я Христу обещался против тебя вооружаться?. XXVI Вопрос. Что ответствует плоть душе на сии вопросы? Ответ. Я в себе имею отца – самолюбие; внешняя разжигания моего причина есть чрезмерное мне угождение и незаграждение чувств зрения, слуха и пр., а внутренняя движения моего вина происходит от овладевшего мною послабления... Я, зачав в себе, рождаю пороки, а они, родившись от меня, сами рождают смерть отчаяния. Ежели крайнюю мою и свою познаешь немощь, то тем самым свяжешь мне руки. Ежели пресечешь обжорство и заградишь чувства, то свяжешь мне ноги. Ежели прилепишься к послушанию, то чрез сие разрешишься от меня. Ежели снищешь смирение, то отсекаешь главу мою (ст. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

107 Если увидят нечаянно рыбу, – принимают это за хорошее предзнаменование, бывают очень рады, спешно трясут подами своей одежды, как бы в знак того, что они повергают на нее свои грехи. Понавшуюся им на глаза таковую рыбу, сравнивают с козлом, который в некогда с грехами еврейского народа изгоняем был в пустыню ( Лев.16 ). 108 Едят рыбу длл того, чтобы их заслугя и добрые дела умножались подобно рыбам в воде. Buztorf, de Synag jud. c. XXIV. стр. 505. 110 В эти 10 дней запрещено им есть хлеб, взятый не у еврея, как, по их мению, нечистый. Посему, во избежание сего, каждый отец семейства заботится иметь потребное количество хлеба на все эти дни. Если же кто не успел запастися, то позволяется спечь у христианина, лишь бы только его печь наперед была приготовлена так, как требует того обычай еврейский. День субботний, случающийся в эти дни, освобождается от поста, впрочем называется Субботою покаяния, в которую, обыкновенно, собираются в синагогу, побуждают народ к изучению и соблюдению закона, к добрым делам, покаянию, к прекращению ссор и пр. 112 Употребляется такой петух потому, как думают, что внешняя белизна есть символ его внутренней чистоты; а цвет красного петуха считают символом нечистоты, потому такой петух и не может быть употреблен при очищении. Причиною, почему употребляется петух, a не другое какое-либо животное, по мнению их, то, что муж по еврейски, а петух по халдейски называются одиинаковым именем: Гебгер. Посему, говорят, если Гебгер согрешил, то Гебгер должен быть и наказан. Поскольку же наказание, за грехи положенное, столь тяжко, что никто из евреев не может вынести его, то вместо себя поставляют и петуха, как имеющаго одинаковое название, т. е. Гебгер. Buztorf. de Synag Iud. с. XXV стр. 511. 113 Непраздная женщина берет петуха и курицу для того, что если она родит дитя мужеского пола, то для очищения его должен служит петух, а ддя ней курица. Если же родится дитя женского пола, в таком случае, одна курица достаточна для очищения их обеих. 114 Троекратпо ударяет петухом и троекратно произносит слова во 1) за себя, во 2) за свое семейство в в 3) за странников или прислугу, у него находящуюся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

508 (Ст. 1–4). Об учреждении Пасхи см. Ucx. XII, 1–27 , Лeb. XXIII, 1–3 , Чucл. IX, 1–14 и XXVIII, 16–25. (См. также пр. in loco). Напоминание о Пасхе и праздниках потому было весьма важно, что в продолжении тридцати девяти лет жизни в пустыне религиозная жизнь парода, приговоренного к скитанию, временем была как бы приостановлена. Все молодое поколение не только не совершало Пасхи после Пасхи упомянутой в Чucл. IX, 1–3 и совершенной во второй год исхода, но даже не было обрезано как явствует из Иис. Hab. V, 2, 5, 6, 7 . Только и Галгале, после обрезания совершали израильтяне третью Пасху со дня ее учреждения. Впрочем, раввины утверждают, что по смыслу основного повеления о Пасхе данного в Ucx. XII, 25 и XIII, 5, она должна была совершаться ежегодно лишь при занятии земли обетования. Это замечание согласуется с тем, что мы говорили выше, со следующей оговоркой; закон о Пасхе, данный в Египте, имел в виду непрерывное празднование дня избавления, что и подтверждается приказанием совершить Пасху под горою Синайскою ( Чucл. IX, 1–3 ); из полуострова Синайского вождь израильский повел их пряно на занятие Палестины, и Пасха третьего года по Исходе должна была совершаться в земле обетования. Мы знаем из главы XIV Чисел, как возмущение народа было наказано повелением Господним скитаться в пустыне, и потому, действительно закон, данный о Пасхе, совершился буквально; лишь перейдя Иордан совершили новую Пасху израильтяне; в продолжении же 39 лет жизнь народа как бы приостановилась, он вымирал в лице старого поколения, не имеющего будущности, лишь в новом поколении снова возрастают надежды Израиля, и к нему обращается в последний речи своей Моисей, вспоминая вкратце главнейшие обязанности народа и не касаясь особых обязанностей священников, которые должны были знать их из писанного закона, т. е. кн. Левит и XXVIII и XXIX Чисел. 509 (Ст. 5–7). Мы говорили не раз о важности, которую придавал Моисей сбору всего народа в лице его домохозяев к центральному месту Богослужения Израиля. Пасху законно было есть только в том месте, которое изберет Господь. Заметим, что по стиху 7-му достаточно было пробыть только одну Пасхальную ночь и день Пасхи в месте Богослужения и на другой же день можно было возвратиться домой. Торжественное Богослужение ( Чucл. XXVIII, 16–24 ) всей седмицы (и как увидим ниже даже в день очищения) отправлялось без обязательного присутствия народа, который мог возвратиться «в шатры свои», соблюдая лишь постановление об опресноках в течении семи дней и не работая первый и седьмой день Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

к кн. Исхода § 29, стр. 420); полное же исполнение пророчества кажется можно видеть в отсылке в Египет Фронтоном, вольноотпущенным Тита, толпы пленных взятых в Иерусалиме для работ в Египте, т. е. именно туда, откуда вывел их Господь (Война Иуд. кн. VI, гл. 44). «Не будет покупающего» означает и избыток на рынке рабов – евреев и призрение к ним. 642 (Ст. 1). Главы XXIX и XXX составляют особый отдел в речи Моисея, руководящая мысль которого возобновление в памяти Израиля завета постановленного Господом с Израилем торжественным окроплением кровью жертвы с произнесением слов: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.» ( Ucx. XXIV, 8 и пр. 7-е). Не новый завет заключается Господом с Израилем, и церемония заключения завета не повторяется, а Господь приказывает в земле Моавитской объявить о продолжении завета, столь часто нарушенного народом». Поэтому Моисей напоминает Израилю его прошедшее и увещевает его оставаться верным «словам завета» (ст. 1 и 9). Заметим впрочем, что многие еврейские ученые относят стих первый в предыдущей главе и считают его заключительными словами этой главы, разумея однако, что главы XXIX и XXX суть развитие мысли о возобновлении завета, как сказано выше. 645 (Ст. 9–15). В стихах этих особенно указывается, что никто из входящих в состав народа израильского (ст. 11) не изъемлется из завета, точно так же как и все будущие поколения Израиля (ст. 15). Так понимают это место и все Иудейские авторитеты (Еспин). 646 (Ст. 16–21). Повторение угрозы в случае тайного отпадения от Бога Израилева (ср. XXVIII, 15) при убеждении, что Господь не покарает преступника. Ниже Моисей указывает, что тайное идолослужение навлечет гибель на весь народ; здесь он указывает отпавшему от Господа, что первым будет наказан он сам и весь род его и будет выделен на погибель от колен израилевых. Это пророчество может в обширном смысле быть применено к отделившимся десяти коленам израилевым, не только уведенных в плен Салманассаром (4Ц. XVII, 3, 6), но и память о которых исчезла без следа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

По самому законодательству мы видим, что если прелюбодейство наказывалось весьма строго, даже жестоко, то обольщение девицы имело последствием лишь женитьбу на ней и уплату вена. Раввинское предание не помнит исключения из общества лица рожденного от девицы до брака или вне брака; но оно утверждает, что дитя, рожденное от прелюбодеяния и не признаваемое отцом семейства, не принималось в общество. Это толкование весьма вероятно, но сравнивая его с первым стихом, со ст. 17–18 этой главы, и мыслями высказанными нами в 1-м примечании, мы позволяем себе присовокупить мнение, что здесь в настоящем тексте параллельно с иноземцем евнухом, говорится о всяком рожденном от блудницы посвященной Астарте (ср. Быm. XXXVIII пр. 14-е, 16-е), т. е. специально занимающейся этим ремеслом и посвященной известному циническому культу. Этот сын блудницы не мог быть принят никогда (даже в десятом поколении) в общество Господне, которое он осквернял своим происхождением. В этом случае конечно было безразлично, происходил ли он от иноземки или от еврейки, так как он не мог указать своего отца, и был сын (только) блудницы. 565 (Ст. 3–6). Как «сын блудницы» так и аммонитянин и моавитянин даже и в десятом поколении, т. е. через триста лет не могли быть приняты в общество Господне. На это указывают две причины: нечистое происхождение этих племен ( Быm. XIX, 36–38 ) и преданность нечистым натуралистическим культам с циническими обрядами, которые из каждой женщины этих племен делали блудницу (Ср. Чucл XXV, 1–2 и прим. 2-е. Этим и объясняется повторение для этих племен того же выражения « и в десятом поколении» которое употреблено для «сына блудницы». Как причина не дозволения принимать в общество израильское указано призвание Валаама для проклятия: но надо помнить, что тот же Валаам дал совет прельщать израильтян женами к служению Ваал-Фегору ( Чucлa XXXI, 16 ), поэтому то Израиль должен был во веки (ст. 6) чуждаться общения с этими нациями. Между тем общение с отдельными личностями по-видимому не представлялось преступным, так как Руфь, прабабушка Давида, была моавитянка.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вся книга разлагается на VII отделений, из коих в каждом помещены речи или описания действий Пророка, имеющие особенный характер. Первое отделение составляют речи, произнесённые с начала пророческого служения Иеремии до разрушения Иерусалима (II–XXIV). Главная мысль всех этих речей, или средоточный пункт, около которого они группируются, это – приближение и неминуемость великого бедствия для Евреев, плена Вавилонского, как решительного наказания народа за его крайнее нечестие. Потому характер речей его – обличительный и увещательный. Собственно, деятельность Пророка во всем этом отделении изображена лишь в общих чертах. Начнем с начала книги: Введение в книгу составляет первая глава, предмет которой – изображение призвания Иеремии к пророческому служению. Надписание ( Иер.1:1–3 ), по аналогии всех пророческих книг, имеет отношение ко всей книге, т. е., показывает период времени всей пророческой деятельности Иеремии. Потому слова – «до 11-го г. царствования Седекии» и пр. – нельзя принимать за предел окончания пророческой деятельности Иеремии, так как из самой книги известно, что он действовал в пророческом звании и после этого времени. Здесь означается только главный период пророческой деятельности, в продолжение которого изречены были его главные пророчества, и в отношении, к которым пророчества, изложенные после 40 гл., т. е. те, которые изречены были после 11-го года Седекии, имеют уже второстепенное значение. При общем обозначении, какое содержится в надписании, они потому и не упоминаются, хотя и не исключаются им. Собранию пророческих речей предпослано повествование о призвании Иеремии в пророческое служение (4, до конц. гл.). Юношу Иеремию, отрекающегося от служения пророческого, Бог воодушевляет прикосновением руки к его устам, символ очищения, посвящения и сообщения потребных для пророческой деятельности даров ( Иер.1:4–10 ). Видением миндального жезла Бог изображает неусыпность и верность в исполнении своих слов, а другим видением – котла кипящего, которого передняя сторона у севера, указывает на содержание будущих речей Иеремииных, т. е., Иеремия должен будет предвещать беды народу, грозящие с Севера ( Иер.1:11–16 ); и наконец, определив будущее его положение среди общества, в котором он должен будет действовать, обнадеживает его своею помощью ( Иер.1:17–19 ). Думают, что это повествование присоединено к собранию речей после, когда положено и надписание. Так это или иначе, решить трудно, потому что нет твердых данных для такого или другого решения этого вопроса; впрочем, от такого или другого решения это изображение нисколько не теряет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

3.26 48. Какая жертва приятна Богу? 3.27 49. О вреде толкования сновидений 3.28 50. Произносить слова примирения следует не духом рвения и гордости, а духом смирения и кротости 3.29 51. Должно терпеть от родителей 3.30 52. Святое таинство брака совершается по воле Всемилостивого Бога 3.31 53. Испытания случаются попущением Божиим для познания человеческих немощей. Память о смерти научит внимать самому себе. Клятва Богу, сделанная без рассуждения, не угодна Богу. Когда предадим себя со смирением, терпением и самоукорением в волю Всемогущего Господа, Господь избавит от всех скорбей 3.32 54. О монастырских испытаниях 3.33 55. Отчаяние доказывает явную гордость. Вражее коварство можно изринуть из сердца молитвой к Богу 3.34 56. «Никто же ко мне приидет, аще не Отец привлечет ко Мне» (Ин., VI, 44) 3.35 57. Совет об отдаче долга 3.36 58. Приобучайте себя к терпению, смирению и самоукорению 3.37 59. Тщеславие лечится хранением совести и неутаиванием помыслов 3.38 60. «Семь раз упадет праведник, и восстанет..» (Пр., XXIV, 16). Следует молиться в часы уныния. Умеренно наслаждайтесь земными благами и пекитесь о вечном спасении 3.39 61. Если после моления чувствуется смущение, то лучше не делать задуманного 3.40 62. «У человек сие невозможно есть, у Бога вся возможна» ( Мф., XIX, 26). Молитва - первейшее и самонужнейшее средство к примирению 3.41 63. «В терпении вашем стяжите души ваши» ( Лк., XXI, 19) 3.42 64. Художество художеств есть дело спасения. Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный 3.43 65. Не оставляйте делать дружеские христианские советы. Не скорбите о неприятностях, ибо они кратковременны и бывают не без воли Божией 3.44 66. Священнослужители, яко молитвенники о нас, заслуживают предпочтение перед прочими 3.45 67. Если будем уповать на Бога, ничто не повредит нам 3.46 68. О необходимости молиться за духовного отца 3.47 69. Господь силен послать благодать для душевного подкрепления 3.48 70. Если упал, паки восстань 3.49 71. Уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров. Не скорбите, Господь утешит во всем

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Объявления Приглашаем всех желающих на XXIV Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж». С 22 по 25 ноября в Москве в Центральном доме кинематографистов СК России пройдет XXIV Международный фестиваль кино и телепрограмм «Радонеж». Фестиваль «Радонеж» -  является признанным мировым лидеров в области религиозного, духовно-нравственного, просветительского кино. МКФ «Радонеж» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Москвы, Союза кинематографистов России. Целью Фестиваля " Радонеж " является привлечение внимание к вопросам православия со стороны общества,  повышение качества православной проповеди в средствах массовой информации, возможность обмена опытом журналистов, режиссеров, операторов - всех творческих работников этой области, а также получение ими достоверной информации о жизни Русской Православной Церкви. 22 ноября в  11.00 в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее  (м. Третьяковская,  Малый Толмачёвский переулок, 9) состоится Торжественный молебен и пресс-конференция открытия XXIV Международного кинофестиваля " Радонеж " , в которой примут участие организаторы и члены жюри фестиваля: Президент фестиваля - Евгений Константинович Никифоров; Председатель жюри народный артист РФ, кинорежиссер В.И.Хотиненко,  заслуженная артистка России Валентина Теличкина;  исполнительный продюсер фестиваля и оргсекретарь Союза кинематографистов РФ Михаил Германович Калинин, программный директор фестиваля Татьяна Викторовна Москвина-Ященко. В тот же день, 22 ноября и в последующие, 23, 24, и 25 ноября, с 10 часов в Белом и Малом залах Дома кино (Васильевская, 13) начнутся показы.  Сеансы в 10.00: 13.00, 16.00, 19.00.22 ноября в 19.00 в Белом зале Дома кино пройдет официальное Открытие XXIV фестиваля «Радонеж». 25 ноября в 12.00 совместно с Издательским советом РПЦ будет проведен Круглый стол " Церковь и современный кинематограф " . Ведущий - писатель, д.и.н. Д.М.Володихин. Торжественное Закрытие и награждение лауреатов состоится 25 ноября в Большом зале Дома кино. Начало в 19.00. Полная информация о фестивальной программе доступна на сайтах:  www.radonezh.ru  или    http://fest.radonezh.ru/ Программа фестиваля © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/notices/...

932 Костомаров, Собр. сочинений, I, 164, 166. Житие преп. Нифонта, изд. Общ. Др. Письм., выпп. XXXIX, LXII, LXX, соответствующие страницы–22, 23 и 61. Замечания о Житии см. у Срезневского, Др. памятники рус. письма и яз. 2 , 93, 122; у Голубинского, История, I, I 2 , 909; у Сергия, Полный месяцеслов Востока, II 2 , под 23 дек. В Житии передается еще, что Нифонт исповедывал грехи свои непосредственно Спасителю и апостолу Павлу (стр. 70–72, 124 –125).–В Великом Зерцале есть рассказ «О некоей жене, яже предстательством Пресв; Богородицы по смерти паки оживе и покайся». Проф. Петухов, Очерки по истории Синодика, 205–207. Содержание его показывает, что ежедневная исповедь пред иконой Богоматери недостаточна для отпущения греха, неисповеданного иерею, но это склоняет Матерь милосердия к ходатайству за грешницу пред Спасителем. Женщина оживает и кается священнику. 933 Она обращена в христианство еп. Нонном и скончались в Иерусалиме ок. 457 г.; память 8 октября. 935 Хождение архим. Агрефения (ок. 1370 г.). Пр. Пал. Сб. XLVIII, 11: „И вышед ту есть гроб св. Пелагии, а камень червлен в пояс, к ньомуже исповедаются. И есть проход ко главе гроба тесен, и обходет гроб друзи по тесну, а друзии слабо». Хождение Зосимы, Пр. Д. Сб. XXIV, 16: «Пелагия блудница и гроб ея, от стены яко локоть, и кто хощет поитти мимо гроба ея, и она не пускает, аще недостоин». 936 Трифон Коробейников (1593–1596 гг.) уноминает об обычае, как бывшем прежде (Пр. П. Сб. XXVII, 42: «А преж того странники приходя и дому гробу грехи своя исповедали»); между тем греческие паломники XVI и даже нач. XVII в. говорят о нем, как о современном. Приводим в хронологическом порядке данные греческой паломничъей письменности об исповеди при гробе св. Пелагии. Краткий рассказ о св. местах Иерусалимских Безымянного 125 3 / 4 г. Пр. П. Сб. XL, 3 и 13. «Там (на горе Елеонской) находятся те два мрамора, где происходит исповедъ: при них, как говорят некоторые, св. Пелагия испросила у Христа милость, чтобы тот, кто подойдет благочестиво и исповедается над ее гробом, получил окончательное прощение своим грехам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010