Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Савватий Тверской (Оршинский), прп. - житие Преподобный Савватий Тверской Начиная со времен Ивана Калиты, центр русской церковной жизни перемещается в Москву. На этом фоне многие святые, подвизавшиеся в удельных княжествах теряют общенациональное значение. Подобная ситуация усиливается в послепетровские времена, когда частые перемещения епископов с кафедры на кафедру приводили к тому, что епископы даже не знали подвижников, прославленных в пределах их епархии. Сильно в этом отношении не повезло тверским святым. Тверская епархия, будучи довольно престижной являлась одновременно и проходной, — с нее молодые епископы отправлялись на высокие места в Петербург, Москву или Киев. Сегодня мы расскажем об одном из самых значительных тверских подвижников — преподобном Савватии Тверском и Оршинском. Подробности жизни преп. Савватия известны не полностью. Родился он в середине XIV века. Принял постриг и подвизался в Оршинском Вознесенском монастыре, в то время еще мужском. В 1380-х годах предпринял путешествие в Св. Град Иерусалим, где познакомился с жизнью палестинского монашества. Возвратившись в родную обитель, решил перейти к пустынному жительству. Для этой цели, испросив благословение своего духовника Святителя Арсения, удалился в глухой лес вверх по реке Орше, где ископал пещеру, в которой молился о спасении человеческих душ. Там же преподобный выкопал прудик, а на берегу реки по молитвам святого пробился цельбоносный источник. Вскоре вокруг преподобного Савватия стала собираться братия. Так возник Савватьевский монастырь. Святой находился в братской переписке с прпп. Сергием Радонежским, Корнилием Комельским и многими другими святыми иноками. Обитель устроенная преподобным Савватием считалась одной из самых строгих и организованных. Сюда в поисках образца для подражания приходил прп. Иосиф Волоцкий, и хотя уже не застал св. Савватия в живых, но многому научился у его ученика и приемника прп. Евфросина. Еще при жизни прп. Савватий прославился чудесами. По его молитве получила исцеление дочь тверского князя Бориса, Мария, будущая жена Ивана III. Скончался прп. Савватий ок. 1438 г. В последствии его обитель постигла участь многих русских монастырей. В XVIII веке она была закрыта. Мощи прп. Савватия почивали в приходской церкви с. Савватьво, ныне храм этот разрушен и судьба св. мощей неизвестна. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Савватий Тверской (Оршинский), прп. " .

http://pravicon.com/info-3311

В 1515 г., провидя духом кончину прп. Иосифа, прозорливый святитель сказал: «Брат наш Иосиф преставился, да простит ему Господь Бог!» Сам он скончался 16 марта 1516 г., со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!» При этом лицо его просияло необыкновенной радостью. К лику святых святитель Серапион был причислен в 1559 г., когда святые мощи его были обретены нетленными; при этом произошли два исцеления. В 1608 г. во время осады Троице-Сергиевой лавры видели святителя Серапиона молящимся с воздетыми руками пред иконой Пресвятой Богородицы со словами: «О всепетая Мати, от всякия скорби избави нас!» •  Святитель родился в с. Пехорка недалеко от Москвы. Постриг принял в Дубенском Успенском монастыре, основанном св. Димитрием Донским (память его 19 мая) на месте, указанном ему прп. Сергием Радонежским (память его 25 сент), в 40 верстах от Троице-Сергиевой лавры, а 15 янв. 1506 г. хиротонисан в архиепископа Новгородского.  •  После отлучения свт. Серапионом прп. Иосифа Волоцкого (память его 9 сент.) соборным решением архипастырей свт. Серапиону было определено пребывать в Спасо-Андрониковой монастыре, что на левом берегу Яузы в окрестностях Москвы (ныне в черте города).  •  Нетленные мощи свт. Серапиона были обретены 7 стр. на следующий год после преставления. Преподобный Давид Серпуховский (+ 1520) Память его празднуется 18 оюп. в день преставления Прп. Давид полагал начало монашескому житию под надзором прп. Пафнутия Боровского (память его 1 мая), в его обители. Потом подвизался в безмолвном уединении. В 1515 г. построил на реке Лопасне, в 23 верстах от Серпухова, храм Вознесения Господня и тем положил начало пустынной обители, известной под именем Давидовой Вознесенской пустыни. Мощи старца, почившего 18 октября 1520 г., почивают в соборном каменном храме обители, где хранится и гроб прп. Моисея Угрина, подвижника Печерского. Преподобные Геннадий (+ 1520) и Никифор (+ 1557) Важеозерские (Олонецкие) Память их празднуется 9 февр. в день преставления прп. Никифора Прпп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В Житии прп. Авраамия Галичского есть сведения о том, что нек-рое время П. жил в небольшой хижине близ Покровского мон-ря прп. Авраамия (в с. Ножкино на берегу Чухломского оз.), он приходил в обитель в субботу и в воскресенье и причащался Святых Христовых Таин. «Пища бо его бяше хлеб един сух и гнил, и питие ему бяше едина вода прокисла, и того единова в седмицы причащашеся» ( Дорофеева. 2011. С. 35). Видимо, в одно время с прп. Авраамием, к-рый также удалился в отходную пустыню безмолвствовать, П. покинул Покровский мон-рь и ушел «во внутреннюю пустыню за реку за Сухону». В 1393 г. он поселился на расстоянии 2 поприщ от мон-ря прп. Дионисия Глушицкого, где прожил около года. Однако св. Дионисий через своего ученика попросил П. покинуть это место. Подвижник передал свой поклон настоятелю и ушел. В тексте Жития, вероятно, есть хронологическая ошибка: если П. покинул Покровский мон-рь до 1375 г. (год смерти прп. Авраамия), а на Глушицу пришел только в 1393 г., то не менее 18 лет оказались в тексте пропущены. Можно предположить, что подвижник все эти годы жил на р. Письме у др. ученика Сергия Радонежского - прп. Макария Писемского. Не исключено, что святые действительно были знакомы друг с другом. Тесные связи существовали между их мон-рями и во 2-й пол. XVI в., когда Макариева Писемская пуст. была приписана к Обнорскому мон-рю. Согласно описи 1683 г., придел Преображенской ц. Макариевой пуст. был освящен во имя Павла Обнорского, здесь хранилась почитаемая икона святых: «образ преподобных чудотворцов Павла и Макария, а промеж ими крест» ( Суворов. 1864. Вып. 3. Стб. 162-190; Вып. 4. Стб. 306). Ок. 1394 г. П. добрался до Комельского леса и остановился на берегу р. Грязовицы, где поселился в дупле старой липы. Ее фрагменты, как и медный крест, подаренный Сергием Радонежским, хранились в мон-ре вплоть до пожара 1909 г. ( Воскресенский. 1914. С. 18, 22). Спустя 3 года, вероятно во 2-й пол. 1390-х гг., если верить дате из Жития прп. Дионисия Глушицкого, П. перешел на р. Нурму и остановился на ее правом берегу. Здесь он построил себе келью и выкопал колодец. Так было положено начало Павлову Обнорскому мон-рю. Пять дней в неделю святой проводил без пищи, только в субботу и воскресенье ел немного хлеба и воды. Однажды на келью старца напали «разбойники», избили его, связали и забрали все, что нашли в келье. П. неск. дней пролежал связанный, пока проходившие мимо люди не освободили его.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Троицкий цветник Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников – преподобного Варнаву Гефсиманского, иеросхимонаха Александра Гефсиманского и других. Во все времена благочестивые миряне и монашествующие искали духовных советов и наставлений иноков Троицкой обители, с неизменным тщанием и прилежностью слушали поучения, проповеди и рассказы святых подвижников. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Троицкий цветник Предисловие Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В его стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

До 1917 г. в Москве имелось неск. чудотворных Нерукотворных образов Спасителя. Первый был привезен из К-поля митр. Московским свт. Алексием и с 1357-1358 гг. находился в соборе Андроникова мон-ря, освященном в честь этого образа. Икона Спаса Нерукотворного (под записями 1-й трети и кон. XIX в.), упомянутая в 1859 г. в описи монастырского собора (опубликована Н. П. Кондаковым ), ныне хранится в ГИМ и предположительно является тем древним образом, к-рый привез свт. Алексий. В янв. 1647 г. еще один Нерукотворный образ Спасителя («Спас Вятский») был принесен из Хлынова (ныне Киров) и поставлен в Успенском соборе. 19 сент. 1647 г. он был торжественно перенесен в Новоспасский мон-рь и помещен в Спасо-Преображенском соборе (утрачен после 1917) ( Мохова Г. А. Нерукотворный образ Спасителя (Хлыновский) - жемчужина Вятской земли//Церковь в истории и культуре России: Сб. мат-лов Междунар. науч. конф. Киров (Вятка), 22-23 окт. 2010 г. Киров, 2010. С. 79-82). Над Фроловскими воротами со стороны Кремля была написана (не позднее 1673) ныне утраченная композиция «Богоматерь Владимирская с предстоящими свт. Петром и Алексием, митр. Московскими», увенчанная образом «Вятского Спаса». В память о взятии Смоленска (1514) над Фроловскими воротами Кремля со стороны Красной площади был помещен образ Спаса Смоленского. Согласно преданию, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 г. слепой инокине Вознесенского кремлевского мон-ря было видение, в к-ром восставшие из гробов святители (московские митрополиты Петр, Алексий и Иона, ростовский еп. Леонтий (Леон, Леонт) и др.) пошли из города крестным ходом, унося с собой икону Владимирской Божией Матери. По выходе из Фроловских ворот они были встречены прп. Сергием Радонежским и прп. Варлаамом Хутынским, умолившими их остаться и спасти Москву от разорения. В 1-й пол. XVII в. в память об этом чуде в надвратном киоте башни темперой была написана настенная икона «Спас Смоленский с припадающими прп. Сергием Радонежским и прп. Варлаамом Хутынским» размером 2,2×1,5 м. В связи с «порухами» образ поновляли в 1673, 1738, 1813, 1851, 1866 (или 1868) и 1895 гг. В 30-х гг. XX в. его закрыли металлической решеткой и заштукатурили. В 2010 г. образ был раскрыт, отреставрирован и освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Здесь мы видим очень важное понятие акривии, которое свт. Софроний, точнее, передающий его мысль еп. Стефан, очевидно, противопоставлял «икономии», ставшей главным лозунгом униатов. Согласно гипотезе Янковяка 253 и разделившего ее Бута, свт. Софроний отправил Стефана с миссией в Рим в 636 г. или чуть позднее, то есть при жизни Гонория. Но первая его миссия не увенчалась успехом (о последнем свидетельствуют слова Стефана на Латеранском соборе) 254 . Вторая же поездка Стефана в Рим приходится на более поздний период (возможно, на 640 или 641 гг.), когда его обращение встретило поддержку Рима. Нет сомнений, что о духовном завещании свт. Софрония, как и о миссии Стефана Дорского, было известно и прп. Максиму, который после смерти свт. Софрония становился главным богословом того неформального братства 255 , о котором мы говорили выше. От прп. Иоанна Мосха и свт. Софрония главная ответственность за борьбу за православие теперь перешла в пределах этого сообщества, к которому, конечно, принадлежал и еп. Стефан Дорский (сам он был бесстрашным и упорным борцом, но, кажется, не крупным богословом) 256 , к прп. Максиму. В Палестине оппозиция учению свт. Софрония сформировалась, вероятно, еще при его жизни, а после его смерти монофелиты, многие из которых были обязаны рукоположением Сергию Яффскому, оказались более влиятельны, чем последователи свт. Софрония, так что Стефан Дорский, который будет послан папой Феодором в качестве апостольского викария из Рима в Палестину в 646 г., потерпит поражение в обращении Палестины к православию 257 . К этому эпизоду мы еще вернемся 258 . Итак, по мнению большинства исследователей, новая фаза полемики прп. Максима с униатами Сергием, Пирром и их единомышленниками начинается примерно с 640 г. 259 В этот и два следующих года прп. Максим написал несколько произведений, направленных против принявшей форму антидиофелитства 260 унионистской идеологии церковно-политических властей империи. Ниже мы скажем о том, что было характерно для этой фазы (закончившейся около 643 г.), и чем она отличалась от последующих. Пока же опишем кратко обстоятельства включения прп. Максима в полемику на ее новом этапе.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Это единство настолько тесное, что прп. Максим говорит даже о «едином деле (ργον)» воплотившегося Бога-Слова, «будь то страдание или чудо» 97 . Выражение «единое действие» тем не менее вызывает у прп. Максима сомнение, которое он высказывает, хотя и осторожно, но вместе с тем давая понять Пирру, что вопрос этот для него принципиальный: «до сих пор не смог понять в точности, в каком смысле и как следует говорить и мыслить о едином действии. Мы ведь не просто произносим бессмысленные слова, а выражаем словами мысли. По этой причине я часто обнаруживал, что богословствующие Отцы уступали в словах, но никогда – в мыслях, потому что не в слогах, а в мыслимом и действительном состоит тайна нашего спасения. То они делали, заботясь о мире, а это – укрепляя души истиной» 98 . Здесь прп. Максим четко обозначает границы икономии: если выражение «единое действие» имеет смысл, который он лично сочтет еретическим, то он его не примет, почему он и просит Пирра разъяснить его. Как бы то ни было, не приходится сомневаться, что Псифос, хотя и с определенными оговорками, прп. Максим принимает. В принятии Псифоса прп. Максимом (важно подчеркнуть, в той интерпретации, которую он ему дал) 99 нет ничего удивительного, поскольку и предводитель диоэнергистской партии св. Софроний, если верить посланию Сергия Гонорию, получив исповедание патриарха Сергия, отбыл из Константинополя, удовлетворенный этим исповеданием и не порвав общения с Сергием, о чем последний и сообщил папе Гонорию. Главное, что вызвало удовлетворение и св. Софрония, и прп. Максима, – Псифос налагал запрет на выражение «одна энергия», которое содержалось в заключенном Киром униональном соглашении. 7. Патриаршество свт. Софрония, вопрос о «Кипрском соборе» – альтернативная история Прежде чем перейти к анализу полемики с моноэнергизмом в Трудностях к Фоме, следует затронуть два весьма спорных, но существенных для понимания истории христологической полемики VII в. вопроса. Первый касается обстоятельств, при которых свт. Софроний стал патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Серапионовская палатка Серапионовская палатка или «палатка трех мощей», построенная в 1783 г. митрополитом Платоном (Левшиным) , находится у южной стены Троицкого собора на предполагаемом месте кельи прп. Сергия, где ему было явление Божией Матери. В Серапионовской палатке хранятся мощи свт. Серапиона, архиепископа Новгородского († 1516), архимандрита Лавры прп. Дионисия (Зобниковского) († 1633), здесь же погребен митрополит Московский Иоасаф (Скрипицын) († 1555). В 1829 г. крыша на палатке была переделана в одну линию с папертью Троицкого собора и восточная стена ее заменена каменной. В 1853 г. иконостас палатки позолотили, а 1879 г. устроили новый, украшенный серебряными ризами. В палатке в особых ковчегах хранились десница первомученика архидиакона Стефана и камень от Гроба Господня, привезенный А.Н. Муравьевым из Иерусалима в 1850 г. Троицкий собор Собор во имя Святой Живоначальной Троицы, построенный прп. Никоном в 1422–1423 гг. – первая каменная постройка на территории монастыря, являющаяся одним из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного зодчества. В соборе почивают мощи прп. Сергия Радонежского. Первоначально на этом месте находилась малая деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, построенная прп. Сергием. Роспись Троицкого собора осуществляли монахи Московского Андроникова монастыря Андрей Рублев и Даниил Черный с ближайшими учениками, их кисти принадлежат 43 иконы средних рядов пятиярусного иконостаса. В местном ряду справа от царских врат находилась величайшая православная святыня – икона Пресвятой Троицы кисти прп. Андрея Рублева, ныне хранящаяся в храме свт. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Благоукрашение собора как внутри, так и снаружи продолжалось и в XIX в. В южном отделении алтаря (диаконнике) ранее находился придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы (впервые упоминается в 1559 г.). Гефсиманский скит Гефсиманский скит при Свято-Троицкой Сергиевой лавре, устроенный в 1843–1844 гг. митрополитом Московским Филаретом в 2 км от Лавры в местности, называемой Корбухой, состоял из трех отделений: собственно скита, Черниговских пещер (или иначе Черниговского скита) и Боголюбской киновии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1681 г., при митр. Иларионе, для Рождественского собора столичным иконописцем Г. Т. Зиновьевым был написан местный образ Христа Великого Архиерея (ГВСМЗ), в нижней части которого помещены фигуры коленопреклоненных Е. и прп. Сергия Радонежского (а не святителей Феодора и Иоанна, чьи мощи почивают в храме). Эта икона, напоминающая по замыслу икону Богородицы с Е. и архидиак. первомч. Стефаном из того же собора (не сохр.), продолжает традицию совместных изображений суздальского преподобного и его «собеседника о Христе» прп. Сергия и, вероятно, отражает аскетические настроения митр. Илариона, к-рый до возведения на кафедру основал Флорищеву пуст., где вел строгую подвижническую жизнь. С прп. Сергием, а также с прп. Евфросинией Суздальской Е. был представлен на иконе, к-рая, согласно описи 1771 г., находилась в ц. Сретения Господня Евфросиниева Ризоположенского монастыря в Суздале ( Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. Прил. С. 46). В той же описи упомянуты «вновь построенные» или вложенные отдельные образы преподобного (Там же. С. 47, 49), очевидно напоминавшие иконы 1-й пол.- сер. XVIII в., где Е. изображен в молении Спасителю, с воздетым свитком (надпись: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами…»), причем иногда с широкой бородой, без куколя, с одетой поверх мантии епитрахилью вместо парамана. Во 2-й пол. XVII-XIX в. во Владимирской и Суздальской епархии довольно часто создавались иконы или ансамбли икон местных чудотворцев, в т. ч. Е. Кроме несохранившейся иконы из Рождественского собора и фрески жертвенника Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря к ранним примерам таких композиций относились иконы местного ряда иконостаса собора суздальского Покровского мон-ря, заказанные в 1674 г. вязниковскому иконописцу М. И. Пономарёву казначеем архиеп. Стефана - старцем Иоасафом (Гребенщиковым) (в 1686 иконостас был заменен новым). Е. был изображен вместе с прп. Софией Суздальской; кроме того, в состав ряда входили иконы прп. Евфросинии, святителей Иоанна, Феодора, Дионисия и Симона Суздальских ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 495). Др. вариант развернутой трактовки этой темы представлен упомянутой В. Т. Георгиевским ( Георгиевский В. Т. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание с рис. Вязники, 1896. С. 127) иконой из Флорищевой пуст., где были изображены святые Феодор, Иоанн, Симон, Дионисий, Е. и Евфросиния Суздальские, а также свт. Димитрий Ростовский (судя по изображению последнего, икона была создана не ранее 1757).

http://pravenc.ru/text/187661.html

В ряду монументальных изображений Радонежских святых образ И. (с нимбом) исполнен в живописной манере в стенописи храмов ТСЛ. Так, его фигура в мантии, омофоре и клобуке, с панагией и жезлом помещена на оконном откосе в алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842(?), поновления - 1871, 1947). Также И. (с седой бородой) написан в алтаре юж. придела во имя прп. Серафима Саровского трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления XX в.). Возможно, И. был представлен в росписи зап. части храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 84; назван Иосифом). Примером изображения святого в тиражной графике являются литографии «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» 1845 г. (экземпляр в СПГИАХМЗ; И. в левой части композиции за прп. Сергием Радонежским), «Вид Троице-Сергиевой лавры» (сер.- 3-я четв. XIX в., издание ТСЛ; лист с раскраской - РГБ). В иконописи XX в. изображения И. встречаются в произведениях мон. Иулиании (Соколовой) : на прямоличной ростовой иконе нач. 50-х гг. XX в. на столбике сени над ракой мощей прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора ТСЛ (И. в крещатом саккосе и белом клобуке, борода на конце раздваивается; правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 139); на иконе «Радонежские чудотворцы» (фотография иконы - Там же. С. 227); с крестом и жезлом в руках - в одном из картушей в стенописи 1955 г. старой братской трапезной лавры; в группе Радонежских чудотворцев - на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ - Там же. С. 236-237). На раке И. (ок. 1949, Серг. Посад) в Серапионовой палатке Троицкого собора помещен ростовой прямоличный образ святителя в зеленом саккосе и клобуке, руки сложены крестообразно (левой придерживает Евангелие), борода острая на конце, глаза закрыты. Кроме того, образ И. имеется в росписи алтаря ц. Покрова Богородицы МДА (1987-1988), на иконе Радонежских чудотворцев кон. XX в. из ризницы ТСЛ (во 2-м ряду слева рядом с прп. Михеем).

http://pravenc.ru/text/578036.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010