Осенью 1382 г., во время конфликта между Владимирским и Московским вел. кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским и Киевским митр. свт. Киприаном , прп. Афанасий Старший поддержал святителя и вместе с ним через Киев уехал в К-поль. После этого Н. ушел из Серпухова в Троицкий мон-рь и был принят прп. Сергием в состав братии. Возможно, на это повлияли события кон. авг. 1382 г., когда во время нашествия Тохтамыша на Москву погибло большое число настоятелей обителей и др. представителей черного духовенства. Их должны были заместить в московских мон-рях выжившие опытные в монашеской жизни иноки, напр., из Троицкого мон-ря, на место к-рых могли быть приняты др. иноки, в т. ч. Н. В 1-й пол. 80-х гг. XIV в. Н. не входил в число ближайших учеников прп. Сергия. Его имя не упоминается среди имен иноков, бывших свидетелями прижизненных чудес прп. Сергия (таких как преподобные Исаакий Молчальник, Михей ). По-видимому, сближение Н. с игуменом произошло в последние годы жизни прп. Сергия, когда одни ученики преподобного Сергия, авторитетные старцы уже умерли (келарь прп. Илия ; † 29 мая 1384), другие (святители Феодор , архиеп. Ростовский, Михаил , еп. Смоленский) покинули обитель. Н. стал келейником игумена, затем был назначен келарем. Обретение мощей прп. Сергия Радонежского. Хромолитография. 1866 г. Обретение мощей прп. Сергия Радонежского. Хромолитография. 1866 г. В марте 1392 г., после ухода прп. Сергия в затвор, Н., по мнению В. А. Кучкина , стал исполнять обязанности настоятеля Троицкого монастыря ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 88; он же. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2003. 2(12). С. 127-130). Сведения из Жития прп. Сергия об этом событии подтверждаются вкладной грамотой Семена Федоровича Морозова, старейшего боярина Московского и Звенигородско-Галицкого вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича (крестника прп. Сергия), Троицкому мон-рю, в к-рой записано: «Дал есмь Святой Троици, и старцю Сергею, и игумену Никону з братьею половину свое варници и половину колодязя, что у Соли оу Галицские, что на Подолце» (АСЭИ. Т. 1. С. 27. 3). Ряд исследователей, однако, относит данную грамоту к более позднему времени - к 1-й четв. XV в. ( Арсений. 1884. С. 172; Веселовский. 1969. С. 198; Клосс. 1998. С. 66-67. Примеч. 75).

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА Рождество прп. Макария Калязинского. Клеймо иконы «Прп. Макарий Калязинский в житии». Нач. XIX в. (частное собрание) Рождество прп. Макария Калязинского. Клеймо иконы «Прп. Макарий Калязинский в житии». Нач. XIX в. (частное собрание) (Кожина; † ок. 1419-1420, с. Гридково (позднее Кожино), близ г. Кашина (совр. Тверская обл.)), прав. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Кашинская, супруга прав. Василия Кашинского , мать прп. Макария Калязинского. Происхождение И. неизвестно, но сведения о ее семье позволяют предположить, что она была представительницей знатного тверского рода. Ссылаясь на прп. Иосифа Волоцкого, Досифей (Топорков) в составленном им Иосифо-Волоколамском патерике называет прп. Макария Калязинского «сродником большим боляром тверьским». Судьба детей и внуков И., посвятивших себя церковному и гос. служению, дает основания полагать, что святая была грамотной женщиной. У прав. Василия Кашинского и его супруги было четверо детей: Матвей (прп. Макарий), Александр, Григорий, Ксения. Григорий, принявший монашеский постриг, в 1461 г. был хиротонисан во епископа Тверского (см. Геннадий (Кожин) ). Внуком И. (сыном Ксении) был прп. Паисий Угличский . Др. внук - Василий Александрович Кожин - был сыном боярским Тверского вел. кн. Михаила Борисовича. Дата смерти И. устанавливается по биографии прп. Макария Калязинского. Святая и ее супруг скончались через год после свадьбы сына. (Прп. Макарий род., вероятно, в нояб. 1401 (или в нач. 1402) и овдовел в возрасте 20 лет, т. е. в 1421, прожив в браке 3 года, следов., брак был заключен в 1418.) И. почиталась вместе с супругом (см. в ст. Василий Кашинский ). В нач. XX в. имена И. и прав. Василия были внесены Тверским архиеп. Димитрием (Самбикиным) в перечень местночтимых святых Тверской епархии ( Димитрий (Самбикин). 1907. Прил. С. XI). Св. супруги не названы в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Общецерковной канонизацией следует признать включение имен И. и прав. Василия в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 379), состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., при подготовке к изданию богослужебных Миней.

http://pravenc.ru/text/673951.html

Его письмо, в ответ на которое прп. Афанасий Паросский составил апологию, имело широкое хождение на Св. Горе весной 1786 года - это обстоятельство, вероятно, и подвигло известного колливада к решительным действиям . Письмо прп. Афанасия озаглавлено так: " Апология в отношении написанного дидаскалом Сергием и посланного на Св. Гору против священнейшей и непорочнейшей книги, учащей о постоянном божественном причащении " . В этом сочинении прп. Афанасию снова приходится защищать анонимность книги, используя те же аргументы, которые он применил при защите издания 1777 года. Далее прп. Афанасий опровергает иные обвинения Сергия Макреоса, в частности, доказывает искусность составителя книги как переводчика святоотеческих текстов (практически все святоотеческие цитаты в издании 1783 года приводятся также в переводе на новогреческий язык: именно эти переводы привлекли внимание дидаскала и вызвали его недовольство). Макреос обвинял составителя книги в перетолковании святоотеческих высказываний, в особенности принадлежащих свт. Иоанну Златоусту и прп. Симеону Новому Богослову , однако никаких конкретных примеров он не привел. Прп. Афанасий, напротив, тщательно указывает страницы и анализирует смысл толкований и переводов. Отдельные указания Макреоса приводят прп. Афанасия к мысли, что тот вовсе не читал разбираемой книги целиком, а то и вообще ее ни разу не раскрывал . В ответ на обвинения Макреоса в том, что в книге Хлеб Божественной Евхаристии преподносится как " обыкновенный " , к которому всякий может приступать без кого-либо приуготовления, прп. Афанасий, ссылаясь на конкретные места рассматриваемого сочинения, показывает, что, напротив, причащение, согласно мысли составителей книги, требует тщательного приуготовления, заключающегося в сокрушении сердца, внимании, хранении помыслов, исправлении ошибок, воздержании, бдении, молитве, умилении, благоговении и во всяком ином доброделании. Прп. Афанасий отвергает мнение, согласно которому очищение означает строго определенное время приуготовления, которым и определяется частота приступания к причащению; он настаивает на том, что искреннее покаяние, чистота и верность соборному мнению Церкви являются единственным условием причащения Св.

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

Свято-Троицкая Сергиева лавра Дата создания: 1337 г. Описание: История Обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. на холме Маковец в 70 км к северо-востоку от Москвы. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. Владимир (Богоявленский; †1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-10 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). С 1688 г. монастырь является ставропигиальным. В 1744 г. обитель получила статус Лавры.  С 1814 г. на территории Лавры располагается Московская духовная академия  — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах XVII в. В 1920 г. Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В 1949 г. в стенах Лавры возобновила свою деятельность Московская духовная академия. В 1971, 1988, 1990 гг. в Троице-Сергиевой обители проходили Поместные Соборы.  В 1993 г. архитектурный ансамбль Лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храмы и часовни Подворья и скиты Святыни Раки с мощами прп. Сергия Радонежского и Никона Радонежского (Троицкий собор); прп. Максима Грека и прп. Антония Радонежского (храм Сошествия Святого Духа); свт. Иоасафа, митрополита Московского, прп. Дионисия Радонежского и свт. Серапиона, архиепископа Новгородского, частицы мощей свт. Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, вмч. Пантелеимона, часть пояса Пресвятой Богородицы и др. святыни (Серапионова палата); Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (Троицкий собор), икона свт. Николая (в храме прп. Сергия) и др.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244596...

Крещение прп. Димитрия. Клеймо иконы «Прп. Димитрий Прилуцкий, с 18 клеймами жития». 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Крещение прп. Димитрия. Клеймо иконы «Прп. Димитрий Прилуцкий, с 18 клеймами жития». 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) По свидетельству Минейной редакции Жития, Д. происходил из Переяславля Залесского, из богатого купеческого рода (по преданию, род. в дер. Веслево Переяславского у. в купеческой семье Покропаевых; см.: Смирнов М. И. Переславщина. Переславль-Залесский, 1921. С. 60). Святой принял постриг в переславль-залесском Горицком в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , где затем был рукоположен во иерея. Покинув через нек-рое время Горицкую обитель, Д. основал ближе к городу, «на болоте от озера», общежительный переславль-залесский на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Житие сообщает о неоднократных посещениях святым Троице-Сергиева мон-ря и беседах с прп. Сергием Радонежским (по мнению свящ. И. Верюжского, их знакомство произошло в 1354, когда прп. Сергий был в Переяславле на поставлении в игумены). Монашеский постриг прп. Димитрия. Фрагмент иконы «Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития». 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Монашеский постриг прп. Димитрия. Фрагмент иконы «Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития». 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Из Жития известно, что Д. был одарен телесной красотой и старался скрывать ее, пряча лицо под куколем. Он подвизался в посте, для того чтобы увяла красота, но лицо его еще более просветлялось. Святой почти не беседовал с мирянами и никогда - с женщинами, кроме необходимых случаев духовного наставления (женщина, пытавшаяся против воли святого увидеть его лицо, была наказана расслаблением, исцелилась по молитве Д.). Поскольку горожане часто посещали службы в монастырской Никольской ц., о святом стало известно и в Переяславле, и за его пределами. Приняв приглашение вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича , Д. посетил Москву и крестил одного из его сыновей (возможно, Василия I Димитриевича (род. 30 дек. 1371), деда вел. кн. Иоанна III, особо почитавшего Д.). При Д. в Никольском мон-ре был переписан летом 1377 г. Паренесис прп. Ефрема Сирина.

http://pravenc.ru/text/178017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых). О В. и Н. сообщают «История в память предьидущим родом» (Сказание) Авраамия (Палицына) (ок. 1613-1617) и Житие прп. Сергия (рассказы о чудесах прп. Сергия), составленное Симоном (Азарьиным) (1646-1654). Во время осады Троице-Сергиева мон-ря отрядами Я. Сапеги и А. Лисовского (23 сент. 1608 - 12 янв. 1610) (см. Смутное время ) прп. Сергий явился пономарю Иринарху и сказал, что для помощи осажденным он послал в Москву «в дом Пречистой Богородицы и к Московским чудотворцам, чтобы совершить молебны, трех учеников своих, Михея, Варфоломея и Наума, в третьем часу ночи. Видели их и враги ваши литовцы». Иринарх тотчас сообщил об этом, и воеводы стали расспрашивать и своих, и пленных, не видел ли кто посланных прп. Сергием учеников. Из мон-ря были посланы разведчики, захватившие в плен поляка; он подтвердил, что осаждавшие видели, как из мон-ря выехали 3 монаха, за ними послали погоню, но не догнали. Один инок, находившийся в больнице, усомнился в этом известии и гадал, на каких конях прп. Сергий мог послать учеников в Москву. Тогда прп. Сергий явился иноку и удостоверил его: «Я на самом деле послал учеников своих... на тех трех слепых конях, которых конюх Афанасий Ощерин выгнал за монастырь в огороженное место». Когда стали искать коней, то нигде их не обнаружили. Согласно троицким преданиям, В. и Н. были учениками прп. Сергия, однако Житие преподобного в таком качестве В. и Н. не упоминает. В Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201; 2-я четв. XVII в.), в разд. «Преп(одобнаго) ж Сергия ученицы, свидетельствованы быша в Житии его и в прочих повестях», отмечен «преп(одобный) Наум, иж в Осадной книге свидетельствован во явлении от самаго Сергия чюдотворца» (Л. 333). В «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.) В. и Н. уже упоминаются вместе. Местная канонизация преподобных подтверждена включением их имен в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/154411.html

Последние годы жизни святителя Серапиона были омрачены тяжелым испытанием: волоколамский князь Борис притеснял монастырь прп. Иосифа (память его 9 сент). Монастырь этот принадлежал к Новгородской епархии, но в Новгороде был мор, и посланец прп. Иосифа не был пропущен в город к архиепископу. Тогда прп. Иосиф обратился за помощью к вел. князю московскому. Вел. князь взял прп. Иосифа под свое покровительство, успокоив тем, что в отношении его к архиепископу ничто не изменилось, и обещал ему быть посредником между ним и владыкой, как только сношение с Новгородом сделается возможным. Однако же, узнав о происшедшем, святитель Серапион так огорчился, что отказался принять старца, отказался выслушать его объяснения и наложил на него запрещения. Тогда прп. Иосиф обратился к Собору, и дело кончилось тем, что архиепископ был низложен, запрещен и заточен в  Спасо-Андроников монастырь.  Новгородцы были неутешны. Но в 1511 г. он примирился с митрополитом Московским и с прп. Иосифом и провел последние годы своей жизни в молитвенных подвигах в Троице-Сергиевой лавре, окруженный всеобщим почитанием.  В 1515 г., провидя духом кончину прп. Иосифа, прозорливый святитель сказал: «Брат наш Иосиф преставился, да простит ему Господь Бог!» Сам он скончался 16 марта 1516 г., со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!» При этом лицо его просияло необыкновенной радостью. К лику святых святитель Серапион был причислен в 1559 г., когда святые мощи его были обретены нетленными; при этом произошли два исцеления. В 1608 г. во время осады Троице-Сергиевой лавры видели святителя Серапиона молящимся с воздетыми руками пред иконой Пресвятой Богородицы со словами: «О всепетая Мати, от всякия скорби избави нас!» •  Святитель родился в с. Пехорка недалеко от Москвы. Постриг принял в Дубенском Успенском монастыре, основанном св. Димитрием Донским (память его 19 мая) на месте, указанном ему прп. Сергием Радонежским (память его 25 сент), в 40 верстах от Троице-Сергиевой лавры, а 15 янв. 1506 г. хиротонисан в архиепископа Новгородского.  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Преподобный Афанасий Высоцкий (Серпуховской) был одним из учеников прп. Сергия Радонежского. Он родился в семье священника Авксентия из Новогородской области (Обонежской пятины) и в миру носил имя Андрей. Родителями своими Андрей воспитан был в правилах христианского благочестия и еще в детстве обучен чтению, письму и церковному пению. С ранних лет полюбил он храм Божий, часто молился в нем, и самое решение посвятить себя иноческой жизни созрело в юноше во время богослужения. Однажды во время литургии Андрея поразили слова Господа из дневного евангельского зачала: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34); и в этих словах он услышал призыв к иночеству. В то время распространилась уже на Руси слава о великом подвижнике Радонежском прп. Сергии и об основанной им пустынной Троицкой обители. Под руководством прп. Сергия и пожелал Андрей проходить подвиг иночества; пешком пришел он из Обонежья в Троицкую обитель и со слезами упал к ногам святого старца, прося принять его в число своих учеников. Прп. Сергий исполнил пламенное желание Андрея, принял его в обитель и для испытания назначил ему послушание — трудиться на поварне. Проходя это испытание, Андрей показал себя благопокорным тружеником и усердным молитвенником, и потому прп. Сергий постриг его в монашество, дав при этом иноческое имя Афанасий. Новый инок отличался добронравием, чистотою мысли и совершенным послушанием. «Во все время, пока ты был при мне, — говорил ему впоследствии прп. Сергий, — ты ни разу не оказал непослушания не только мне, но и братии». В то же время Афанасий отличался среди других братией знанием Священного Писания и любовью к переписыванию книг. Он оставил в Троицкой обители много «доброписаний» своей руки и за свою начитанность и любовь к книгам особенно любим был прп. Сергием. Такой инок способен был не только проходить монастырское послушание, но и руководить других на иноческом пути. И действительно, прп. Афанасий стал основателем и игуменом одного из первых монастырей, происшедших от великой лавры Сергиевой, — монастыря Высоцкого Сурпуховского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

А. В. Кузьмин Иконография Наиболее ранние изображения И. известны в лицевых рукописях Жития прп. Сергия Радонежского, в частности в троицком списке 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21). В нем содержится неск. миниатюр с образом И.: «Прп. Сергий благословляет ученика Исаакия на подвиг безмолвия» (4 миниатюры в составе цикла «О начале монастыря, иже на Кержаче» - Л. 210 об.- 212), «О видении ангела, служаща со блаженным Сергием» (Л. 237 об.- 240), «Прп. Сергий рассказывает о явлении Божией Матери ученикам Исаакию и Симону» (2 миниатюры в составе цикла «О посещении Богоматери к святому» - Л. 263 об.- 264) и др. И. представлен в монашеском одеянии - рясе, мантии и клобуке, с широкой раздвоенной или окладистой бородой (длиннее Сергиевой). В нек-рых композициях его имя подписано («Исакие»), иногда добавлен нимб, в др. случаях образ идентифицируется на основе текста. В изображении благословения на молчальничество фигура И. окружена благодатным пламенем (Л. 211); на л. 212 рассказ о подвижничестве И. сопровождается сценой его преставления (в правом верхнем углу). На мн. др. миниатюрах фигуры иноков в группе братии обители не персонифицированы. В кон. XVII - нач. XVIII в. рукопись была скопирована (из б-ки имп. Петра I - БАН. П I. А 38). Житие прп. Сергия в сокращенной редакции включено во 2-й Остермановский том Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 379 об.- 435). В состав клейм на житийных иконах прп. Сергия Радонежского иногда вводится композиция сослужения ангела прп. Сергию во время литургии, свидетелями чего стали И. и прп. Макарий. Как правило, за стеной показан наблюдающий за явлением инок средних лет с небольшой бородой, одетый в мантию и клобук (или с клобуком на плечах), имя к-рого не подписано, нимб отсутствует (напр., икона мастера Феодосия из Успенского собора в Дмитрове, ок. 1510, ЦМиАР; икона 2-й пол. XVII в. из Варницкого мон-ря под Ростовом, ГМЗРК). Подобные сюжеты (без именования И.) имеются и в печатной графике, напр. на литографии 1859 г. (?) (СПГИАХМЗ; см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 107. Кат. 120. Ил. 83).

http://pravenc.ru/text/674764.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с временно исполняющим обязанности губернатора Самарской области Д.И. Азаровым и митрополитом Самарским Сергием 15 августа 2018 г. 16:01 15 августа 2018 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с временно исполняющим обязанности губернатора Самарской области Дмитрием Игоревичем Азаровым и главой Самарской митрополии митрополитом Самарским и Тольяттинским Сергием . Во встрече принял участие первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва . «Самарская митрополия занимает особое место в жизни Русской Православной Церкви, по всем показателям она выглядит достаточно хорошо, — сильная митрополия, с развивающейся церковной жизнью», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, приветствуя Д.И. Азарова и митрополита Сергия. В ответном слове Д.И. Азаров рассказал Его Святейшеству о динамике церковно-государственных отношений в Самарской области. «Русская Православная Церковь, Самарская митрополия, владыка Сергий вносят огромный вклад в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, укрепление нравственных принципов всего общества, — отметил глава региона. — Мы проводим большое количество совместных мероприятий; широко, с привлечением общественности отмечаем православные праздники». Также временно исполняющий обязанности губернатора коснулся темы взаимодействия Церкви и государства в области образования. «Эта работа будет безусловно продолжена, и я хотел бы поблагодарить Вас за Ваше благословение на труды», — добавил Д.И. Азаров. Также глава региона рассказал о строительстве православных храмов, в том числе о возведении храма в честь Святой Софии Премудрости Божией в Самаре на набережной Волги, ознакомил Святейшего Патриарха с материалами о деятельности Поволжского православного института в Тольятти и пригласил Предстоятеля посетить Самару в следующем году. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5251746.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010