А сам между тем с отборным войском засел не вдали в горах, выжидая неприятеля. Не подозревая никакой хитрости, Бучацкий дался в обман, и в полном уверении, что это точно небольшие отряды беспокоят город и его окрестности, вышел из крепости, чтобы наказать разбойников и погнался за татарами. Татары стали незаметно отбиваться и отступать, пока не привели его на данное место. Теперь только Бучацкий понял в чем дело, но уже было поздно. Отрезанный от крепости; он принужден был уступить ее, и, не смотря на самое отчаянное сопротивление, достался в плен Феодору. 279 Феодор тотчас отправил его к Свидригайлу, а сам, немедля, пошел к Каменцу Подольскому и здесь, овладев крепостью, подчинил ее своей власти без великого сопротивления. 280 Теперь вся Подольская страна была в руках Феодора, или точнее в руках Свидригайла, во имя которого Феодор действовал. Потому, покончив, поляками в Каменце, Феодор оставил надежную стражу на Подольи, а помимо Теребовля и Олеска, вверх по Бугу, снова отправился на Волынь к Владимиру. Там в это время действовал во имя Свидригайла другой русский полководец – Нос, управлявший значительными отрядами Волынского войска. Неутомимый Острожский князь тотчас соединился с Носом и вместе «ним отправился чрез Любовлю в Подлясье осаждать замок Брест-Литовский, занятый польскими войсками. Правда на этот раз счастье не совсем благоприятствовало Феодору у Бреста. Уже русские полководцы сожгли окрестности и, осадивши замок, «за малым чим не взяли его во власть свою»; как в то самое время к Бресту прибыли польские войска, посланные королем на выручку замка, и Феодор должен был снять осаду. Но вслед за сим он ударил снова на другие Вольские войска и, соединившись с Носом, прогнал поляков за Буг, и таким образом мало не всю Литву очистил для Свидригайла. Теперь поляки по неволе должны были понять, что с православным русским народом вовсе не так легко справиться, как это казалось с первого взгляда. Вследствие этого, не смотря на всю свою фанатическую преданность Польше и католицизму, Ягелло должен был наконец уступить, и как борьба, очевидно, шла за православие и русскую народность, то, благодаря победам Феодора, польский король вынужден был «не только особым законом оградить свободу православной церкви на Волыни, но и сравнить русское дворянство с польским в правах и преимуществах и обязался оставить без исполнения все замыслы, враждебные православию (1433).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В Витебске король пожаловал (1522) церкви святого Иоанна Богослова землю на горе Плоской с правом селить там людей и с освобождением их от городских повинностей и светского суда. В Пинске замковому Дмитриевскому собору король Сигизмунд и королева Бона дали подтвердительные грамоты (1522–1523) на денежные и другие дани, назначенные строителем собора князем Федором Ярославичем. Этот же князь Феодор Ярославич дал (1522) сельской церкви в имении своем Ставке право на владение езом и озером Мороченским. Основатель Супрасльского монастыря маршалок Ходкевич подарил ему еще три села, которые и утверждены за монастырем королевскою грамотою (1529). Некто Юрий Хрептович назначил (1528) на Николаевскую церковь в селе Попортях, близ Трок, десятину с своего имения Корейвишек. А подскарбий королевский Иван Андреевич Солтан назначил на ту же церковь в имении своем Попортях десятину с этого самого села и на Воскресенскую церковь в городе Троках десятину с имения своего Мигутян . В начале 1534 г. скончался митрополит Иосиф III, а еще за три года прежде него, именно в 1530 г., почил и князь Константин Иванович Острожский, бывший при трех, если даже не при четырех, последних митрополитах главнейшим защитником православной Церкви в Западнорусском крае, как главнейшим защитником и самого края от внешних врагов, редкий герой, столько же славный христианскими добродетелями и несокрушимою твердостию в вере отцов, сколько воинскими доблестями и победами. Чтимый и благословляемый всеми, особенно единоверными, соотечественниками, для которых столько потрудился, он достойно погребен в Великой церкви Киево-Печерской лавры, где покоились уже ближайшие его предки и где прадед его благоверный князь Федор Васильевич Острожский доселе нетленно почивает в Дальних пещерах . Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/436041/

Отсюда после пожара 1825 г. образ этот был перенесен в старинную Острожскую Николаевскую церковь , а отселе по упразднении ея в нынешнюю церковь Пятницкую. 403 Судя потому, что эта икона возобновлена, и самое возобновление ее относится, по свидетельству знатоков, к прошедшему веку, – надобно думате, что нроисхождение ее восходит к XVII или к началу XVIII в. 404 Между тем на этой иконе пр. Феодор изображен в мантии, с книгою в руке и в епатрахили. В таком же виде изображается он и в церкви Кирилло-Мефодиевского Острожского братства и др. Значит, на Волыни издревле было предание о посвящении пр. Феодора в иеромонаха. И это предание довольно вероятно, потому что вообще в древности всегда любили отличать высоких подвижников благочестия священным саном; тем более право на таковое почтение по всем правам заслуживал пр. Феодор, соединившей вместе с высоким благочестием подвижника знаменитое происхождение и громкую историческую славу в свете. Подобно тому, как ничего почти не знаем мы о жизни и деятельности пр. Феодора в Киево-Печерской Лавре, также точно неизвестно нам и о времени его кончины. Старинное малороссийское сказание говорит только, что пр. Феодор Данилович, князь Острожский, оставивши прелесть мира сего и княжескую славу, аж до смерти душу свою всяко украшаючи, Господеви в руце отдал. 405 Но когда это было, оно не отвечает на это ни слова. Г. Максимович , соглашаясь с Преосв. Филаретом касательно поступления пр. Феодора в печерскую обитель после 1438 г., не разделяет мнения митрополита Евгения, относительно предполагаемой последним, кончины пр. Феодора в конце XV в. 406 И точно, не смотря на то, что это мнение повторяется в словаре и указателе святыни Киева и в других книгах, оно на самом деле не заслуживает вероятия по той простой причине, что оно назначает для пр. Феодора необыкновенно длинный период жизни. Ибо если даже считать рождение пр. Феодора за 20 лет до первого его появления в истории (1386 г.), то, приложив это время к 1438 г., мы получим таким образом 72 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

«Мы и теперь видим развалины этого замка, и можно судить, какая это была сильная крепость по-тогдашнему; её одну из всех крепостей русских не могли взять татары и даже сам Батый, по преданию, должен был со стыдом и проклятиями отступить от неё» 276 «Стоят и теперь стены этого замка на высокой каменной горе, куда и одному человеку пешком даже трудно взойти, а подняться на нее целому отряду с пушками и лошадьми и осадными орудиями было почти невозможно, тем более, что с высоких стен стреляли раскаленными ядрами и осыпали картечью всякого, кто хотел приступить». Туда-то засадили враги Свидригайла, и понятно, как это обстоятельство должно было опечалить православную Волынь и Литовцев, для которых Свидригайло был единственною защитою против латино-польских затей Ягелла и Витовта. Но особенно ближайшее участие в судьбе Свидригайла привял блаженный князь Феодор. 277 С этою целью он подослал в Кременецкий замок двух испытанных человек рыцарского-шляхетского звания, Димитрия и Гелиаша (Илии), которые должны были прежде всего, под предлогом разных услуг войти в милость у замкового старосты Франкельберга. После этого, заручившись их содействием, Феодор в страстной четверг 1408 года явился с пятьюстами вооруженных воинов под стенами Кременецкого заика. «Тихо и осторожно, один за другим, стали подниматься воины Феодоровы в разброд по скалам» – и овладев укреплениями замка при помощи Димитрия и Гелиаша, которые нарочно стояли на карауле в то время в замке и секретно впустили туда воинов и самаго Феодора, умертвили старосту, Кондрата, перерезали польско-литовскую стражу и Ягелловых комиссаров, и, освободивши Свидригайла, отпустили его на воли», – откуда и тот под прикрытием ста пятидесяти Волынских всадников удалился в Венгрию, а отсюда в Москву. «С нетерпением ожидал св. Феодор вестей из нашей первопрестольной столицы. Там княжил тогда сын Димитрия Донского Василий и был Великим князем всей северной Руси. Увидев Свидригайла с другими князьями литовскими и русскими и, выслушав их уверения, что войско Витовтово готово перейти на половину на сторону Свидригайла. Великий князь Московский двинул было свою армию до берегов Угры, (что ныне в нынешней Калужской губернии), а князь Острожский, собрав Волынские войска, стоял наготове, чтобы пособить им. Но Витовт не допустил далее Московскую рать. К довершению горя Свидригайло закутил, и не успел во время поднять киевских князей и все это замечательное предприятие кончилось почти ничем для него. Впрочем, Витовт согласился на мир, с обязательством не допустить никаких захватов в пользу латинства, а Свидригайлу пока Великий князь Василий дал удел у себя, во Владимире на Клязьме. 278

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Наконец и для Фотия наступило время отшествия в вечность, еще за несколько месяцев пред сим, указанное ему в сонном видении на Светлой Неделе 20 апреля 1430 года. 262 Он мирно почил 1 июля 1431 года, и погребен в Успенском Московском соборе вместе с своими предшественниками. Его святые мощи обртены в 1471 году. Память его 2 июля и 27 мая. 4) Преподобный Феодор, князь Острожский, в монашестве Феодосий (11 и 28 августа) 1. Происхождение и род преподобного Феодора и его родители У старинных польских писателей издавна существует мнение, будто князья Острожские, а с тем вместе, конечно, и преподобный Феодор, были потомками Романа Мстиславовича I, князя Галицкого, чрез Василия Романовича II, предполагаемого деда Феодорова, правнука Романа I, князя, будто бы на Остроге, «Острожского». От того-то, между прочим, и в старинном «Летописце Южнорусском, составленном в XVII веке», сын Даниила Роман Данилович II, называется прямо князем «Острожским», Заславским и Дубенским, и соответственно этому представляется следующее родословие их княжеского «Острожского» дома: Роман Данилович II, родной брат князя Льва (старшего сына Даниила Романовича известного основателя города Львова), оставил сына Василия, князя «Острожского»; тот Василий оставил по себе сына Даниила II, князя на Остроге, «Острожского»; от Даниила остался сын Феодор, князь «Острожский», Владимирский и Северский, и т.д. 263 Но это мнение также не имеет основания, как и другое старо-польское сказание о происхождении самого Романа Галицкого, будто бы от Давида Игоревича, правнука Михаила – Святополка Изяславича, не смотря на то, что у того же старинного «Летописца Южнорусского», этот последний т.е. Давид даже прямо именуется предком княжат Острожских; 264 ибо по прямому свидетельству нашей отечественной истории, князь Даниил I, отец Романа Галицкого, вовсе не был потомком Ярослава Святополковича, деда Давида Игоревича, а происходил по прямой линии от Владимира Мономаха , чрез блаженного сына его Мстислава I и правнука Мстислава Изяславича II, отца Романа Галицкого. 265

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Последние решили действовать самостоятельно и продолжали тайно сноситься с иезуитами. Об этом узнали ревнители православия. Один из них – князь Константин Острожский написал и разослал повсюду послание, в котором разоблачал намерения и действия митрополита и епископов – сторонников унии. Последние тогда увидели, что медлить нельзя. В конце 1595 г. Кирилл Терлецкий и Ипатий Поцей тайно отправились в Рим и там осмелились от лица всего русского духовенства и народа просить папу о принятии западно-русской православной Церкви под свое верховное главенство. Папа охотно согласился исполнить просьбу самозванных представителей православной западно-русской Церкви, которые принуждены были при этом прочитать публично искаженный символ веры . Когда об этом поступке Кирилла Терлецкого и Ипатия Поцея узнали в Западной Руси, то все были возмущены. Князь Острожский и другие православные западно-русские дворяне, бывшие на сейме в Варшаве в 1596 г., потребовали от короля Сигизмунда III, чтобы он лишил места епископов, изменивших православной вере и позволивших себе самовольные действия. Король не сделал этого, но поручил митрополиту киевскому созвать церковный собор в г.Бресте Литовском, для рассмотрения дела относительно введения унии в западно-русской Церкви. В октябре 1596 г. состоялся, действительно, собор. Православные, собравшиеся в Брест, сразу разделились на две неравные половины: одна – большая – собралась под председательством экзарха константинопольского патриарха, как главного архипастыря западно-русской Церкви, архиепископа греческого Никифора, а другая – меньшая – имела у себя во главе митрополита и епископов, принявших унию. Собор, бывший под председательством патриаршего экзарха, несколько раз приглашал к себе митрополита и епископов – униатов, но они не пожелали явиться. Тогда православные провозгласили их лишенными сана, а самую унию отвергли. Униатское собрание, в свою очередь, предало проклятию все православное духовенство, не пожелавшее принять унию, и открыто провозгласило унию с латинскою церковью, обратившись ко всему православному западно-русскому населению с воззванием, приглашавшим его принять унию. Так хитростью, обманом и лестью совершилась и проклятиями началась пресловутая Брестская церковная уния. Преследования православия. Уния хитростью и насилием была навязана западно-русской православной Церкви. Народ западно-русский ненавидел унию и не желал принимать ее. Поэтому, распространение унии в Западной Руси, как и самое введение ее, совершалось путем насилий, принуждения и преследований. Преследованиям, прежде всего, подверглись первые противники унии и защитники православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Сивках, в маетности Ясновельможнаго Его Милости Пана Хорунжаго Короннаго» (т. е. Яблоновского); метрика эта писана полууставом; Севериан Томашевич служил до 25 июня 1757 года; при нём 8 марта 1725 г. последовала от княгини Теофилы Сапеги, урождённой Яблоновской, презента на земли и угодья, издавна составлявшие фундуш этой церкви; 3) сын Севериана – Василий Тимошевич, сначала коадъютор Сивковецкой церкви, а потом её пресвитер до 1763 года; затем – до 1765 г. – было несколько викариев: 4) парох Сивковецкий Иван Хмелевский (с 10 июня 1765 до 1771 г.); при нём 19 сентября 1700 г. была визитация генерального визитатора Луцкой епископии, Острожского официала Георгия Туркевича, который и оставил заметки касательно церкви и её внутреннего украшения, церковных земель, причта и прихожан; затем – до 1773 г. – приход был под наблюдением: 5) священник Василий Барталович (с 1774 до 1803 г., до дня своей смерти); при нём в 1780 г. метрические акты были свидетельствованы униатским епископом Киприаном Стецким, который собственноручно сделал на них следующие надписи: «Die sexta Julij v. s. (veteris styli) 1780 in Zozulince sub tempus visitationis generalis Liber Metrices Baptisatorum, copalatorum et sepultorum productus et revisus. Cyprianus Stecky Episkopus Laceoniensis et Ostrogiensis»; 6) сын его – свящ. Феодор Барталович (с 1803 г. до дня своей смерти – 29 октября 1816 г.); он в 1806 г., согласно резолюции Данила епископа Волынского и Житомирского, сделал хранящуюся и доселе опись церкви и её имущества; до 1821 г. приход состоял под наблюдением: 7) свящ. Даниил Сингалевич (с 1821 до 1822 г.); 8) свящ. Лев Горлецкий (с 1822 до 1830 г.), перешёл в полк; 9) священник Иосиф Омеляновский (с 1830 до 1842 г., до дня своей смерти); 10) свящ. Андрей Кондрацкий (с 1842 до 1854 г.), перешёл в Острог; 11) свящ. Аполлоний Сендульский (с 17 октября 1854 г. по день своей смерти – 7 января 1882 года); это был один из наилучших представителей Волынского духовенства, будучи образцовым пастырем в своей пастырской деятельности – он ещё много потрудился на научном поприще исследования местной старины, описав много городов, местечек и сёл Волынской епархии (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

597 В имуществе воеводы Ивана Мещеринова по описи 1676 года мы находим среди книг Московских книги: Меч Духовный, цена четыре рубля, Ключ разумения, семь рублей, Библия острожская шесть рублей, Псалтирь киевский, цена два рубля, Небо Новое цена рубль, Житие чудотворца Николая цена двадцать алтын, Апостол киевский, цена рубль, Новый Завет киевский, цена два рубля. 598 В 1676 г. 13 февраля была послана царская похвальная грамота Барановичу за книгу О плаче вечернем и радости утренней, присланную с архимандритом Лукою Григорьевым и уставщиком Иоилем. 599 В описи Соловецкого монастыря, составленной после 1676 года, упоминаются восемь экз. острожской библии, три экз. киевских Деяний апостольских толковых, два Дорофея поучений, четыре экз. Зерцала киевской печати, четыре Маргарита киевских, три Номоканона, один Октоих и три Часовника киевской же печати. 600 Около того же времени окольничий Федор Васильевич Бутурлин внес в Успенский девичий монастырь патерик печерский. 601 В 1679 г. Иоаким указал справщикам Иосифу, Никифору и Сильвестру (Медведеву) чести книгу апостол, сравнивая её с киевскими, кутеинскими и виленскими переводы. 602 В 1679 году Меч Духовный положен вкладом в Мологский Холопий монастырь. 603 Псалтирь рифмотворная Симеона Полоцкого пользовалась таким распространением, что была даже положена на ноты для пения (трио). 604 В Воскресенском Новоиерусалимском монастыре по описи 1680 года было два киевских евангелия, апостол, беседы на деяния 1624, (3 экз.), библия острожская, четыре киевских часослова, двадцать две киевских псалтири, книга певчая киевская, Маргарита два, служебник, Новый Завет (7 экз.), О священстве, О св. Духе, каноник, Лексикон Берынды (три экз.), Цветники (2 экз.), Зерцало (3 экз.), Патерик (3 экз.), Аввы Дорофея (10 экз.), О вере (1 экз.), Странник латинская. 605 Сам царь Феодор Алексеевич послал в подарок книгу Полоцкого Обед Самойловичу, Гизелю и Ясинскому в 1681 г. 606 В 1681 году представился о. Корнилий, духовник Успенской обители (в г. Александрове, Влад.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пришли однажды три ротмистра с полками, чтобы окончательно разорить монастырь, но им было страшное видение: они увидели вооруженного воина, идущего с востока прямо к церкви Иоанна Богослова, из которой вышел ему на встречу другой воин, тоже вооруженный, – оба эти воина пошли к гробнице преп. Саввы, откуда явился третий ратник с оружием. Потом стали отовсюду выходить из келий, из гробниц вооруженные воины, так что ими наполнился весь монастырский двор. С ужасом смотрели литовцы сквозь святые ворота на это чудное явление и в страхе рассеялись по окрестным лесам и болотам. Только на третий день могли они разными путями собраться в свой стан и поведали королю, что большое войско московское стоит в обители Крыпецкой. Напрасно однако допытывали пленных о войске; все единодушно свидетельствовали, что в обители нет ни одного ратника. Король, пораженный чудом, запретил своим воинам приближаться к обители и наносить ей малейший вред; так как понял, что кто-либо из угодников Божиих ограждает монастырь своим присутствием. Отпущенные на свободу пленники пришли в Псков и рассказали о чудном событии. Тогда игумен с братиею возвратились в обитель и, увидев ее совершенно целою, воспели благодарственный молебен Господу, Богоматери, св. Иоанну Богослову и пр. Савве, чудно сохранившему свое жительство. (Пролог. Ист. слов, о свв. стр. 237. Русс. свв. Филарета, арх. черн. Жит. свв. Муравьева). Преп. Феодор князь Острожский, отдаленный потомок Владимира святого, усердно строил и украшал православные храмы на Волыни в то время, когда папизм старался разрушать их. Ревностный сын православной церкви, князь Феодор был мужественным защитником православных против насилий папизма. Когда Ягелло, отступник от православия, для жены своей Ядвиги стал теснить св. веру и права русских, князь Феодор, по словам современного польского историка, «самый храбрый из всех князей Литвы и России и самый опытный в военном деле», приняв сторону низверженного защитника православных Свидригайлы, в 1432 году несколько раз разбивал поляков, взял Смотрич и едва не уничтожил польскую армию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть также известие, что Князю Даниилу принадлежит построение каменных укреплений Острожского замка. Для этого князь Даниил вызывал из-за границы самых лучших мастеров, архитекторов, живописцев и других ученых людей, и они начали строить при нем эти башни, развалины которых мы видим и до сих пор. 340 Но когда именно скончался князь Даниил, равно также когда умерла его Княгиня Василиса, об этом сами даже Польские писатели, так падкие на разные догадки, не говорят ни слова. Длугош пишет, будто еще в 1410 году Острожский Князь Даниил участвовал в битве Ягелла с Крестоносцами под Грумвильдом; 341 по это явная ошибка, потому что, как увидим далее, в этом походе участвовал не Даниил, а сын его Феодор, и история вообще после 1386 г. совершенно умалчивает о личности Князя Даниила и на его место является приснопамятный сын его Феодор Данилович. 2. Первоначальные действия Феодора на Волыни и его участие в Гусситских войнах в Чехии до вступления в союз с Свидригайлом для борьбы с поляками Когда родился Препод. Феодор, об этом также нет сведений, как и о смерти отца его. Известно только, что он был старший из трех сыновей Даниила и с молодых лет «любил учиться и любил узнавать, что и как делается в других землях, – но все-таки любил свое больше и только старался придумать, как приложить в полезу России и своего любезного Княжества на Волыни все, что было хорошего у других, однако не брезгал своим родным, не переменяя и не истребляя того, что было хорошего у нас». 342 В истории имя Преподоб. Феодора встречается первый раз в 1386 г., должно быть вскоре после кончины его отца, когда Король Польский Ягелло и Великий князь Литовский Витовт утвердили за ним его наследственное Острожское владение и увеличили его удел округами Заславским и Корецким. – В 1390 году, Ягелло снова подтвердил за ним княжества Острожское и Заславское, и в том же году Великий Князь Витовт особою грамотой утвердил Феодора в его имениях: Бродове, Радосиолках, Радогоще, Межиречах, Дьякове, Свищеве и др. 343 После этого история молчит о Препод. Феодоре до 1408 г. За несколько лет пред этим (1399 г.) Литовский князь Свидригайло, не любимый Ягеллом и Витовтом за его преданность к Православной Вере и русской народности, был схвачен Польским войском, находящимся на Волыни под начальством Петра Шафранца Медусского, и по распоряжению Витовта посажен в Кременецком замке, в цепях под присмотром тогдашнего Кременецкого старосты Кондрата Фалькенберга (поляка). 344

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010