Из этого замка освободил его князь Феодор Данилович, напав внезапно в Страстной четверг 1408 года на польско-Литовскую стражу и перерезав её… Усилив свои дружины наёмными волохами и татарами, Феодор мужественно действовал против Сигизмунда Кейстутовича, которого Польша противоставила Свидригайлу – в претендента на Литовско-русский престол. В 1432 году он взял у поляков Луцк, главный из городов Волынских, укреплённый двумя каменными замками и значительным гарнизоном. Затем – в том же 1432 году – Свидригайло поручил кн. Феодору защищать землю Подольскую, которою поляки, под начальством Бучацкого, старались завладеть под видом помощи Сигизмунду Кейстутовичу. Теснимый превосходными силами, кн. Феодор успел, однако, удержаться на Подоле, отнял у поляков Смотрич, овладел Скалею, сжёг Брацлав, снабжённый польским продовольствием, и, таким образом очистив Брацлавщину, по словам южно-русского, «все Подолье на Швидригайла до Русл вырвал у поляков». Словом, среди этой борьбы с поляками князь Феодор, этот, по словам современного ему польского историка Длугоша, «муж из всех вождей Литвы и Руси, великой смелости и огромного авторитета в войсках», является самым деятельным, храбрым и распорядительным сподвижником Свидригайла… В 1441 году кн. Феодор назначен был наместником в г. Владимир-Волынск, но впоследствии отказался от славы мира и воинских трудов, удалился в Киево-Печерскую Лавру, облёкся там в схиму под именем Феодосия и умер в глубокой старости во второй половине 15 века. По смерти он прославился чудесами и был причтён к лику святых. Мощи его открыто почивают в Киеве в дальних пещерах. В жизнеописании святых отцев дальней или Феодосиевой пещеры, составленном в 17 веке (игуменом Модестом), о князе Феодоре Острожском сказано, что он, «оставив прелесть мира сего и княжескую славу, взял на себя иночество святое и так подвизался крепко о спасении своём, угождаючи Богу, аж до смерти душу свою украшаючи, Господеви в руце отдал, и тело его зде положенное опочивает». Память его чтится 28 августа, когда празднуется «собор преподобных отец, в дальней пещере преподобнаго Феодосия почивающих».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

к. Симеону гордому († 1353 г.), тогда как смоленское княжество, при умножении князей смоленских (их было в одно и тоже время до 17) раздроблено было на мелкие части. Неудивительно, что при дележе достояний произошли ссоры между родичами, как это бывало тогда. По древнему памятнику сын кн. Андрея, кн. Феодор удалился в Тверь. 499 Конечно в тоже время и блаж. кн. Андрей, наскучив тревогами жизни и их нравственною тяготою, скрылся из Смоленска, чтобы в неизвестности совершать подвиги благочестия. Время кн. Андрея Феодоровича Фоминского не далеко и от времени в. к. Иоанна 3 , так что до последнего легко могли сохраниться перстень и цепь первого. Но таким соображениям блаженная кончина св. кн. Андрея последовала не раньше 1390 года. Около того же времени полагается кончина блаженного князя и в ркп. святцах. 500 Преставление преп. Иова почаевского Преп. Иов, в крещении Иоанн, сын православных родителей из Покутья, прозываемых Железо, 501 полагал начало подвижнической жизни в Угорницком Спасском монастыре, одном из карпатских. Сюда поступил он 10 лет и спустя два года пострижен был в монашество. – Возрастая послушанием, чистотою и кротостью в жизни духовной, он утешал друзей благочестия жизнью своею. Здесь же удостоился он, против воли своей и по воле настоятеля, сана священства, что было, конечно, не прежде, как на 30 году жизни его. В сане священства Иов удвоил ревность свою к подвижничеству. Известность добродетелей его разносилась по Украйне. По любви к благочестью и чистой вере кн. Константин Константинович острожский, узнав о духовной твердости его, выпросил его у угорницкого игумена для должности настоятеля Дубенской обители своей. 502 Дубенский крестный монастырь расположен был на острове, омываемом с трех сторон рекою, близь г. Дубно. Благочестивый князь с тем вызвал блаж. Иова в свою обитель, чтобы поддержать искреннее благочестие в иноках обители, среди разливавшейся порчи нравов, распеваемых папизмом. Кн. Константин, при всем том, что владел огромным богатством, старался жить по уставу православной церкви, в великий пост вкушал хлеб с водою и занимался только молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прибывшее в Москву груз. посольство 19 апр. 1591 г. присутствовало на приеме у Московского патриарха. Через год в Кахети отправилось рус. посольство, к-рое везло грамоту И. царю Александру, написанную в мае 1591 г. Он сообщал, что царь Феодор Иоаннович будет свое «жалованье и во обороне и в защищенье ото всяких… недругов держати», царю он послал «крест золот» (Там же. С. 250). Обмен дарами и посланиями продолжался до 1604 г. Из Москвы посылались «образы, и книги, и ризы, и всякое строение церковное» (ПСРЛ. Т. 14. С. 46). Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Литография. XIX в. Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Литография. XIX в. 4 июля 1604 г. кн. Константин Константинович Острожский прислал И. «поминок невеликий» - зафиксированный в описи Успенского собора 1701 г. драгоценный выносной или воздвизальный хрустальный крест, на одной стороне к-рого были изображены недавно канонизированные Московские святители: «...на середине Петр, а на ручках Алексей да Иона», ниже помещалось изображение свт. Леонтия Ростовского (РИБ. Т. 3. Стб. 701). Кн. Константин Острожский обратился к И. с посланием, к-рое имело большое значение для формирования на юго-западнорус. землях представлений о Московском патриархе, «держащем скипетр столнаго, и славнаго, и великаго града Московского и всего православнейшаго народа русскаго… на котором столпе и стене основание святые християнские Церкви Христа Спасителя нашего непобедимые крепкие», как о правопреемнике по сути К-польского патриарха ( Турилов. 1991. С. 138, 139). 15 мая 1591 г. в Угличе погиб младший сводный брат царя св. Димитрий Иоаннович . По указу Феодора Иоанновича для расследования обстоятельств смерти царевича была назначена комиссия во главе с кн. В. И. Шуйским (см. Василий Иоаннович ), к-рая по возвращении в Москву представила материалы расследования И. Состоялся Собор, на котором были зачитаны выводы комиссии. На основании представленных материалов было сделано заключение, что Димитрий погиб в результате приступа болезни. Мать Димитрия царицу Марию Феодоровну постригли в монашество с именем Марфа, ее родственники были обвинены в убийстве 12 чел. и сосланы в разные города. Мн. угличан казнили или выслали в сибирский г. Пелым; колокол, возвестивший о смерти царевича, был лишен языка и увезен в Тобольск.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Некоторые древние обители Киева возобновлены были в сем периоде, и кроме того построено несколько новых 384 . Великую церковь Печерской Лавры, от которой со времени Батыя оставались только полуразрушенные стены, в 1470 г. воздвиг снова и великолепно украсил Симеон Александрович, благочестивый князь слуцкий и наместник литовского князя в Киеве 385 . В Виленском наместничестве православного митрополита известны четыре обители: Троицкая, Георгиевская и Благовещенская в Вильне, Рождественская в Троках. Первую после супруг князей Ольгерда и Александра особенно украшал знаменитый Острожский князь – Константин Иванович – полководец, каких мало имела Польша 386 . Рождественский монастырь, основанный супругой Витовта, кн. Ульяной, в 1384 г. получил от Витовта некоторые пожертвования, его охраняли впоследствии то наместники в. князя литовского, то разные дворянские фамилии Литвы, тогда православные 387 . В епархии Пинско-гродненской видим к концу XVI стол. 14 монастырей 388 . Из 11 обителей Смоленской епархии особенно знамениты были в духовной жизни монастыри пр. Герасима: Болдин Троицкий с 1526 г. и Вяземский Предтечев с 1542 г. 389 . В Полоцкой епархии известны 16 обителей, существовавших в XV и XVI стол. 390 . Об обителях епархий Владимиро-Брестской и Луцко-Острожской мало известий, ещё менее о монастырях Червонной Руси. Однако в первых двух епархиях знаем до 24 монастырей 391 , и о существовании в XVI веке некоторых монастырей Червонной Руси сохранились воспоминания 392 . Южные русские князья под властью иноверной сохраняли старинную русскую набожность. Многие из князей и бояр не только поступали в монашество, но были священниками православной Церкви 393 . Особенно отличались благочестием дом князей Острожских и родственный с ними дом князей Ольшанских-Дубровицких. Феодор Васильевич, кн. Острожский, был ревностным православным христианином, строил церкви и приписывал к ним имения. Когда Ягелло стал стеснять веру и права русских, кн. Феодор принял сторону низверженного Свидригайла, разбивал несколько раз поляков (в 1432 г.), взял г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

е. Феодор) Васильевич Острожский подарил в монастырь законникам Св. Доминика Церковь Божией Матери (по догадкам Стебельского в г. Заславле на Волыни)»; отсюда заключаете Несецкий, видно само собою, что помянутый выше Даниил имел сына Василия, а тот Феодора Князя Острожского». Но 1) мы увидим далее, что по сказаниям других Польских же писателей, Князь Даниил жил несравненно долее 1349 г., а именно: даже будто бы до 1419 г , так что Пр. Феодор мог не более 80 – 90 лет и все таки иметь отца Даниила; и 2) самые Польские писатели, приведенным доводам Несецкого, многие не дают такой веры, чтобы считать их несомненными. (см. Стебельск. Przydat do Chronol. стр. 69 – 70, в примет. Сравн. Гвагнина Opisanie XX Ostrogskich кн. III, ч. 1, стр. 317). Может быте Даниил, отец Феодора, по старинному обычаю, имел два имени, как напр. в последствии потомок его Константин-Василий, и тогда Пр. Феодор также без сомнения мог быть назван Васильевичем, как и Даниловичем, хотя последнее отчество должно по необходимости остаться за Феодором как несомненно историческое и исключительно ему принадлежащее. 335 Стебельск. Przyd. do Chron. т. III, стр. 67 сравн. Бельского, кн. III, стр. 192. Кром., кн. IX, стр. 1071, хотя последний впрочем для этого события назначает не 1343, а 1344 год. 337 Стебельского: Przydatek do Chronol, т. III, стр. 68 – 69 Крушинского «Историч. Очерк Волыни», стр. 65 – 66. 339 Выпись 1634 г. помещается в «Кратком описании гор. Острога», составленном Перлштейном в дополнение к Острожской старине Домбровского. Киевлянин, 1840 г. Сравн. II, о княз. Острожск., стр. 9. 343 Там же. – Грамоты Литовск. В. Князей с 1390 по 1569, собранные и изданные под редакцией В. Алтондвига и К. Козловского. Киев 1868 г., грам. 1, стр. 2, в примч. – Сказ. о Преп. Феодоре, стр. 9, 10 344 Кремер, стр. 394. История Российского Госуд. т. V, стр. 167 – Описан. Киев. Соб. Евгения, стр. 106. 346 Развалины древнего замка на горе Бонне, в городе Кременце. Иллюстрированная газета, 1868 года. 347 Надобно заметить, что у историков, у которых говорится об этом событии, Острожский Князь, принимавший участие в судьб Свидригайло, называется не Федором, а Дашком.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

407 Не говорим уже о том, что Несецкий, как мы видели, потому именно и не признает Феодора сыном Даниила, что таковое ироисхождение, по его мнению, назначает для жизни последнего много времени. См. Стебельск. Dodatck do Chronologii, т. III, стр. 69 – 70. 408 А это очевидно не дает нам возможности согласиться с пр. Филаретом, будто бы «в 1442 г. кн. Феодора уже не было в живых». (Русск. святцы, Август 20 д.). 410 Говоримъ об этом между прочим для того, что у нас на Волыни существовало мнение, будто пр. Феодор был погребен въ Остроге, и даже указывали надгробную доску, которая там была некогда над его могилой. Доска эта ныне помещается пред престолом в Хоровской церкви (Острожского уезда). Ныне доказано, что эта доска позднейшего происхождения, и если точно была над гробом какого-либо Острожского князя, то одного из потомков пр. Феодора, напр. Василия или Ивана, но отнюдь не Феодора. 414 См. Служб, пр. отцам печерским, их же нетленные мощи в дальней пещере почивают. Киев 1855 г. Канона песнь 6-я, троп. 4, стр. III, на обор. 415 Тропарь пр. Феодору, гласи 5. Княжеских дароношении и всего суетского мирскаго спешне отвергся, Божиих же дарований премудре Феодоре, преискренни приобщитися желая, приял еси иноческий образ и в нем смиренным послушанием, и безмолвным житием Царю Небесному благоугождая, получил еси от него безсмертныя дары, ихже и нам чтущим тя получити молися. (Модеста, краткие сказания стр. 61). 416 Карамзин, упоминая о Дубровицких князьях, между прочим замечает, что «Дубровна есть местечко Могилевской губернии, в Оршанском округе. (Истор. Госуд. Российск. Т. III, примеч. 304). Но в том же месте в примечании под чертою он оговаривается: «на реке Нижней Горыни есте место Дубровица: оно у поляков долго называлось княжеством (сообщено З. Ходаковским)», из прибавлений в конце XIII, издан. 1819 г. – А это-то именно и есть Домбровица, в Ровенском уезде, Волынской губернии, на реке Горыни. 418 Киевлянин 1840 г., стр. 244 – 246. Сравн. Карамзина, изд. 1842 г. кн. 1, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

831 Так показано место ее на плане г. Вильны 1671 г. в собр. грам. Вильны, Вильно 1833 г. Здесь же показан другой храм св. Николая, перенесения мощей святителя, построенный в 1514 г. кн. острожским, существующий поныне. 833 По грамоте каменный храм св. Троицы построен там же, где «издревле был деревянный с монастырем». Собр. вилен. грам. 2, 14. Вильно 1843, у м. Сильвестра (patericon р. 176) читаем: повешены «на том месте, где стоит церковь св. Троицы; христиане, похоронив их на том же месте, построили тут деревянную церковь св. Троицы». 834 Собр. л. 2, 250. м. Сильвестр (patericon р. 176) о св. Алекие: «снесшись с п. Филофеем, включил он литовских мучеников в число святых и установил праздновать им в 14 д. апреля». Дубовича hierarchia lib. 4 p. 173. «новоявленным чудотворцам, – пострадавшим при Ольгерде нечестивом – в сборнике XVI в. 397, стр. 595. 842 Пролог Румянцева 319. Опис. муз. стр. 452. Недавно еще стал известен белградский синаксарь 1340 г., где также показана под 15 апр. память «благоверного князя Мстислава, ему же в св. крещении имя Феодор». Здесь помещено то же самое сказание о благов. князе Мстиславе, что и в синаксаре (прологе) Румянцева. Сказание белградского списка напеч. в VI т. зап. имп. акад. наук стр. 114, 115. И самое дело и частью язык показывают, что в этих списках синаксаря как сказание о кн. Мстиславе, так сказания о кн. Ольге и о кн. Борисе и Глебе сочинение русское. Справедливо указывают особенно на слова сказания об Ольге: «от Ольги возрастоша князья наши». См. записки акад. VI, 111, 114–116. 843 Лет. у Карамзина 2 пр. 163, 172. Собр. л. 1, 89. Мстислав родился в 1076 г. (собр. л. 1, 85). В повести о чуде св. Николая сказано, что кн. Мстислав назывался по крещении Георгий. Но в Мстиславовом евангелии писец благодарит Бога, что написал евангелие «Богу честимому князю Феодору, а мирски Мстиславу, внуку сущему Всеволоду, и сыну Володимиру, князю новгородскому». И потом: «о Господи! спаси князя нашего Феодора много лет, а мирски Мстислава». Современник без сомнения знал имя князя своего. В опис. древностей пр. Макария к. Мстислав называется Георгием (1, 15, 404), т.е. вслед за повестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так, патриаршего экзарха, архиепископа Никифора король Сигизмунд III потребовал для суда на сейм, происходивший в Варшаве в 1597 г. Тут взвели на него разные обвинения и клеветы, будто он – самозванец, турецкий шпион, не имевший никакого полномочия от вселенского патриарха. Архиепископ Никифор защищался сам. Защищал его пред королем и князь Острожский, который отстаивал при этом и все дело православного собора в Бресте, как дело законное и справедливое. В сильной речи кн. Острожский напоминал королю его клятвенные обязательства уважать права православной Церкви в Западной Руси, говорил о своих и всего православно-русского дворянства заслугах королю и государству, просил справедливости для невинно-судимого Никифора, грозил, наконец, судом Божиим за неправду. Но все было напрасно. Никифора осудили, заключили в крепость, где он и умер мучеником. Это была первая жертва латинско-польской и униатской неправды, совершенной в обиду православному Востоку, у которого нашла себе помощь Западная Русь в борьбе с унией. Для того, чтобы совсем лишить Западную Русь этой помощи, король Сигизмунд III издал вскоре указ, которым повелевалось не пропускать в Западную Русь никаких пришельцев и посланцев с Востока, а тех, какие явятся, гнать и преследовать. Сильным преследованиям от латинян и униатов подверглись и те два епископа западно-русские – львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстенский, которые остались верными православию. Тотчас же после Брестского собора, 10 октября 1596 г. митрополит – униат объявил окружною грамотою по всей митрополии, что епископы львовский и перемышльский, равно как и все вообще архимандриты, игумены, протопопы и священники, не последовавшие за ним в унию, преданы проклятию и лишены сана навсегда, и потому православные не должны признавать их за своих епископов и вообще за своих духовных отцов, как проклятых, а кто станет их признавать, тот сам да будет проклят со всеми своими детьми. Король не только подтверждал это незаконное распоряжение митрополита – изменника, но и с своей стороны издал (15 декабря 1596 г.) приказ всем православным западно-русским, чтобы они не признавали Гедеона Балабана и Михаила Копыстенского своими епископами и не имели с ними никакого общения, как с низложенными и проклятыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Митрополит Иосиф был особенно близок с кн. К. И. Острожским и с Александром Ходкевичем. Род князей Острожских, потомков русских князей, туровских-пинских или черниговских, получил особое значение с XIV в. В 1340– 49 гг. кн. Даниил Острожский вооруженно защищал Галицко-Владимирское княжество от польского короля Казимира. Сын его, умный, мужественный и отважный кн. Феодор, держа сторону Свидригайла против короля, защищал Подолию и Волынь. Позднее он удалился в Киево-Печерский мон. и преставился в 1441–2 г. иноком Феодосием, будучи затем причислен к лику святых. Сын его Василий соорудил, при дворце своем, Богоявленскую церковь и основал Дерманский мон. Внуком его был кн. Константин Иванович Ocmpoжckiй (1460–1530). Занимая крупное положение в литовско-русском государстве, имея звание «наивысшего гетмана», обладая огромными средствами, он всем значением этим пользовался для покровительства и помощи Церкви. Чтобы упразднить запрещение сооружать православные храмы в Вильне, он, в присутствии знатных русских и литовцев, дал перед сражением при Орше обет выстроить в Вильне две каменные церкви Св. Троицы и Св. Николая, если выиграет сражение. Победив, он получил от короля право на это, чем нарушалось распоряжение короля Казимира. Сверх того, он обновил кафедральный Пречистенский собор. Строил он монастыри и храмы в других частях государства. Приближаясь к кончине, владыка Иосиф поручил князю митрополичью кафедру и все достояние ея. Он исполнял это завещание до самой кончины. Происходя из старинного литовско-русского рода, Александр Иванович Ходкевич был Новогродским воеводой и маршалом вел. княжества Литовского. Верный Православию, как и его предки, он отличался особым благочестием и усердием к Церкви. Он был ктитором Супрасльского мон. Митр. Иосиф был его соктитором. Они оба богато одаряли и устрояли обитель, получившую устав, основанный на древних правилах монастырского общежития. Супрасльский мон. стал для всей православной Литвы примером. Тогда еще были и другие знатные и богатые православные ктиторы и патроны, заботившиеся о монастырях и церквах на своих землях. Лишь небольшая часть панов и бояр, и то, главным образом в Литве, были в те времена католиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

После себя князь Даниил оставил трёх сыновей – Феодора, Алексея и Андрея, из коих своими высокими нравственными качествами особенно выдавался старший – Феодор. Впервые в истории имя князя Феодора Даниловича упоминается в 1386 году, – когда, вероятно, вскоре после кончины отца его, – Владислав-Ягелло, король польский и Витовт, вел. князь Литовский, грамотою, данною в Луцке 4 ноября 1386 года на имя князя Феодора, не только подтвердили за ним права его отца (Даниила) на г. Острог с округами (castrum Ostrog cum districtibus), по ещё придали ему – Корец, Заслав, Хлапотин (ныне – с. Красностав Новогр.-Волын. уез.), Иванин, Хрестович (ныне – с. Хрестовка в Заслав уез.), Красное и Крупу (быть может, ныне – с. Крупец Острож. уез.), – с условием, чтобы он и потомки его служили Короне польской так же, как раньше они служили Любарту князю Владимирскому 154 . Затем – в 1390 г. 18 декабря грамотою, данною в Козеницах на имя князя Феодора Даниловича, – Владислав-Ягелло снова подтверждает ему права на замок Острог с аллодиями – Заславом в Бородами (ныне с. Бродов Острож. у.), и со всеми сёлами, к ним относящимся 155 . Далее – 4 ноября 1393 года в Кракове – королева Ядвига тоже подтвердила за князем Феодором 156 . Наконец – в 1396 году 3 июля – вел. князь Литовский Витовт грамотою в Луцке подтверждает кн. Феодору отцовские права на г. Острог и кроме того, надаёт ему ещё – «село Бродов, а также Радоселки, Радогощу, Межиречъе, Дьяков, также Свищово ис приселки: Озеряны, Городницу, два Ставки» 157 . Князь Феодор Данилович известен своею горячею преданностью Льву Свидригайле Ольгердовичу (родному брату Ягайлы), князю Литовскому, в котором он всегда видел настоящего Волынского князя, истинно преданного интересам православия и русской народности. В тяжёлое правление Витовта, когда Волыняне стали входить в сношения с Свидригайлом, чтобы позвать его на престол, Свидригайло в 1399 году был схвачен польским войском, находящимся на Волыни под начальством Петра Шафранца-Медусского, и, по распоряжению Витовта, посажен в Кременецком замке (развалины коего видны и до настоящего времени на горе Боны), в цепях под присмотром Кременецкого старосты Кондрата Фалькенберга (поляка).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010