Старец Симеон, которому было более трехсот лет, встретил Богомладенца Христа и Приснодеву Марию в Иерусалимском храме, согласно пророчеству Исаии (Исаии. 7:14; Мф. 1:23). Здесь, в Сретенском храме, благочестивые паломники могут побеседовать со священноиноком и получить ответ на недоуменные вопросы… В Сретенском храме находится чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Через названную икону Богородицы, написанную на Святой Горе Афон, паломники получают чудесную помощь и исцеления при различных болезнях… Одной из святынь Сретенского храма, постоянно открытого для посещения народа, является гробница (рака) со святыми мощами преподобного Симеона Псково-Печерского. По вере приходящих, Старец помогает людям в создании семьи или оставить вредные привычки и в других трудных обстоятельствах жизни… Келья старца Симеона Псково-Печерского [ править править код ] Старец Симеон подвизался в обители Псково-Печерской 64 года. Он имел от Бога дар исцелений и прозрения будущего. Жил он в детской простоте веры. Перед смертью Старец молился такими словами: «Господи, Пресвятая Богородица! Я верую и правдою служил Вам в обители 64 года. Теперь к Вам иду… Как Вы меня примете? Как Вы меня примете?..» Здесь, в келье, ему было несколько раз видение Божией Матери с Апостолами. Музейная комната [ править править код ] В музейной комнате находятся старинные деревянные сосуды и книги XVI века. Здесь собраны некоторые личные вещи царя Иоанна Грозного, подаренные им в Псково-Печерский монастырь в знак покаяния за невинное убиение святого Игумена Корнилия. Святая гора [ править править код ] Монастырский сад находится на Святой горе. В XIV веке охотники из Изборска слышали здесь пение церковных песнопений и назвали его - ангельским, а место - Святой горой. Со смотровой площадки на Святой горе видна почти вся обитель: берега речки Каменец, башни Верхних и Нижних решеток, Михайловский собор, святой колодец, трапезная и братский корпус, цветочные клумбы… Три камня, у которых молились преподобные пустынники… Купола Успенского собора… Домик иконописца… Храм в честь Собора Преподобных Псково-Печерских… Древний святой дуб… Изборская башня с воротами для военного гарнизона... Петровская беседка... Монастырские послушания [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

В 1957 г. в Псково-Печерский монастырь переселяются валаамские старцы иеросхимонах Михаил (Питкевич, 1877–1962), схимонах Герман (Соколов, 1879–1965), схиигумен Лука (Земсков, 1880–1968), схимонах Николай (Монахов, 1876–1969). Традиции старчества продолжались через таких псково-печорских насельников, как местночтимый преп. Симеон (1869–1960), архимандрит Афиноген (Агапов, в схиме – Агапий, 1881–1979), прибывший из Макарьевской пустыни, архимандрит Никита (Чесноков, 1883–1963), архимандрит Иероним (Тихомиров, 1905–1979), схиигумен Савва (Остапенко , 1898–1980), бывший духовным чадом афонского старца схиархимандрита Илариона, иеродиакон Анатолий (Семенов, 1905–1985), архимандрит Серафим (Розенберг, 1909–1994). Непосредственно с афонским старчеством были связаны схиархимандрит Гермоген (Крылов, 1878–1971), в 1902 г. начавший иноческий путь в Свято-Андреевском скиту на Святой горе Афон, с 1962 г. он находился на покое в Псково-Печерском монастыре, и архимандрит Досифей (Сороченков, 1928–1998), с 1966 г. по 1982 г. подвизавшийся на Афоне. С глинской традицией – схиархимандрит Пимен (Гавриленко, 1883–1976), поступивший в 1901 г. в число братии Глинской пустыни, где прожил десять лет, земной путь его закончился также в Псково-Печерском монастыре, куда он прибыл в 1958 г. С афонским и глинским старчеством был связан также схимонах Варсонофий (Середа, 1878–?), в 1910 г. он был принят в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, откуда в 1915 г. был призван в русскую армию, в июле 1957 г. поступил в Глинскую пустынь, после закрытия которой в 1961 г. был принят в Псково-Печерский монастырь. В Оптиной пустыни под водительством старцев, учеников преподобного Амвросия, начинал свой монашеский подвиг игумен Никон (Воскресенский, 1877–1968), в 1959 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I он стал насельником Псково-Печерского монастыря. Проживавший здесь на покое с 1958 г. митрополит Вениамин (Федченков , 1880–1961) часто посещал Оптину пустынь до ее закрытия, близкие духовные отношения связывали его с преподобным Нектарием Оптинским (†1928), общался он и со старцем Анатолием 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Как говорится в составленном о. Наместником монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым) отчете о ходе церковной канонизации старца Симеона: «XX век в Псково-Печерской обители был отмечен житием и подвигами многих подвижников благочестия, которые бережно сохраняли традиции старческого окормления, были молитвенниками, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Более 60 лет таким духовным отцом, истинным светильником был в Псково-Печерской обители иеросхи- монах Симеон (Желнин, 1869–1960). Это был и духовный наставник, и просветитель, и многозаботливый утешитель многих людей. Он полностью пребывал в общецерковной отечественной традиции. Такой осмотрительностью, мягкостью и отзывчивостью, требовательностью к послушанию отличались и знаменитые Оптинские старцы. Благодарным чувством искренней признательности старцу исполнены рассказы самых разных людей – образованных и малограмотных, мудрых и простых. Любили отца Симеона все, потому что он питал нищих, помогал советами инокам, скорбел о «неверах», находил убедительные слова о вере и смысле христианской жизни для каждого. Все чувствовали силу его провидческой мудрости и любви. Жизнь его была полностью отдана Богу и людям. На Духовном Соборе 2000 года Наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном было предложено начать деятельность по канонизации старца Симеона в лике святых. Духовный Собор во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, свя- щенноархимандритом Свято-Успенской Псково-Печерской обители, благословил собирать материалы для канонизации иеросхимонаха Симеона». Тогда же было направлено и соответствующее письмо в Синодальную комиссию по канонизации святых следующего содержания: Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых Высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ваше Высокопреосвященство! Почтительнейше препровождаем в Комиссию по канонизации святых на рассмотрение житие старца Симеона (Желнина, 1869–1960 гг.), Псково-Печерского подвижника XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме часов богослужения и часов выполнения келейного правила его келья была открыта для братии, для мирян и паломников, которые получали от отца Симеона духовную помощь, ответы на вопросы духовной жизни. Он утешал печальных, многих наставлял на путь спасения, читал молебное пение над стужаемыми от духов нечистых, давал на благословение просфоры, образочки Божией Матери «Умиление Псково-Печерская», вид Псково-Печерского монастыря... Как духовник отец Симеон ежедневно прилежал поминовению на проскомидии духовных чад и всех просивших его святых молитв. Деньги он сдавал на ремонт монастырских храмов. Нет возможности описать и перечислить множество тех добрых дел отца Симеона, которые он, по-евангельски, творил втайне. Их знают те посетители, которые с верою посещали келью отца Симеона и пользовались его духовным руководством... После войны монастырь вынужден был ликвидировать последствия военных разрушений (на монастырь было сброшено 10 фугасных бомб). Архиепископ Псковский и Порховский Григорий, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский, по освобождении города Печоры от немцев в 1944 году посетил и обозрел состояние монастыря и рапортовал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, что в Псково-Печерском монастыре все требует исправлений. Сразу по прохождении фронта в Псково-Печерском монастыре испытывались большие нужды и трудности. При сохранении монастырского уклада жизни, при большой нужде в средствах и продуктах питания (была карточная система), при необходимости как можно скорее произвести многие ремонтные и реставрационные работы и восстановить сельское хозяйство приходилось работать очень много. Не представлялось в то время возможности вести какие-либо описания монастырской жизни и жизни отдельных насельников монастыря, не могли и думать о каких-либо летописях, описаниях, фотографиях. В связи с этими трудностями и Наместник монастыря ни в коем случае не допустил бы этого. А теперь, когда возникла необходимость описать жизнь Псково-Печерского монастыря после войны и жизнь отдельных его насельников, не так-то легко все это описать. Многое утратилось из памяти, и почти все свидетели тех лет отошли в жизнь вечную. Да и при тех трудных обстоятельствах не хватало времени регулярно и часто посещать старца отца Симеона и запечатлевать его жизнь, а потому трудно теперь в настоящее время составить его жизнеописание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ничтожество характера Симеона и мелочность его деятельности обнаружи­ваются уже в том, что он действовал, главным образом, из личных, своекорыстных расчетов: напротив Петр был воодушевлен одной идеей – принести благо России, и он всю свою жизнь и деятельность посвятил на служение этой идее. Собственно говоря, сопоставлять эти два характера и этих двух деятелей можно только для курьеза. А между тем, г. Татарский, называя Симеона «самым характерным представителем своего времени», а его время считая очень важным, признавая ближайшей подготовительной ступенью к реформе Петра, тем самым указывает на Симеона, как на предтечу Петра, яко бы подготовившего реформу последнего. Мы кончили характеристику личности и деятельности Симеона. Наш Симеон далеко не похож на Симеона г. Татарского. Его Симеон – человек превосходный во всех отношениях, святой человек и великий деятель: наш Симеон – и как человек, и как деятель, имеет крупные недостатки и слабости. Далее, мы уверены, что наш Симеон гораздо более походит на действительного Симеона Полоцкого , жившего в 17 в., чем Симеон г. Татарского. Уверенность эту мы основываем частью на том, что все люди имеют недостатки, а Симеон Полоцкий не может же составлять единственное исключение из всего человеческого рода, а главным образом, на том, что характеристику на­шего Симеона, мы составили почти исключительно на основании фактов, приведенных в книге самого же г. Татарского. Беда не в том, что Симеон г. Татарского не похож на нашего Симеона, а в том, что в его собственной книге Симеон двоится: из фраз выглядывает у него один Симеон, а в фактах и указаниях обрисовывается другой Симеон. Вот тот то Симеон, т. е., описанный фразами и не похож на Симеона действительного. Для читателя особенно невыгодно то, что этот «дутый» Симеон фигурирует в книге на первом плане и совершенно заслоняет собой другого Симеона, неясные черты которого едва мелькают там и сям в разрозненных фактах. Причины, по­чему Симеон в книге г. Татарского двоится, и почему он изобразил его в преувеличенных и неверных чертах, заключаются – частью в пренебрежении самыми элементарными научными приемами или в незнании их, частью в неуважении к правде, частью в отсутствии прямого и здравого взгляда на вещи, и критического анализа, частью в неясности и шаткости нравственных суждений автора, но, главным образом, в фальшивой тенденции его – восхвалить Симеона, во чтобы то ни стало.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

«Деточки, деточки! Спешите делать добро! Не скупитесь делать добро! Это то, что впереди нас пойдет в вечную жизнь и встретит нас, когда будем покидать землю». Преподобномученик Корнилий (1501–1570) прославлен в XVI в. Его святые мощи покоятся в Успенском храме Псково-Печерского монастыря. 69 Архимандрит Филарет (Кольцов Иван Николаевич) родился 22 марта 1958 г. в дер. Малые Убеи Татарской АССР. В 1975 г. окончил среднюю школу г. Ульяновска. В 1976 г. вступил в число братии Псково-Печерского монастыря. С 1977 по 1979 г. служил в рядах Советской армии. В марте 1984 г. пострижен в рясофор и рукоположен во диакона. В 1985 г. принял монашеский постриг и рукоположен во иеромонаха. В 2000 г. возведен в сан архимандрита. С 2003 по 2008 г. обучался в Московской духовной семинарии. С 1984 по 2003 г. исполнял послушание эконома. Последние годы был келейником о. Иоанна. 70 Преподобный Иона (священник Иоанн Шестник) – основатель Псково-Печерского монастыря, преподобная Васса (Мария, супруга священника Иоанна) – первая постриженица обители. Гробницы с их мощами почивают в Богом зданных пещерах. 71 Храм Успения Божией Матери – самый древний на территории Псково-Печерско-го монастыря. В 1470 г. священник Иоанн (прп. Иона) поселился у реки Каменец и выкопал в горе пещерную церковь Успения Божией Матери, которую освятили в 1473 г. Вокруг этого храма и образовался впоследствии монастырь. 72 Схиархимандрит Александр (Васильев Владимир Васильевич) родился в 1927 г. в дер. Орехова Гора Палкинского р-на Псковской обл. По окончании Великой Отечественной войны поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию. В ноябре 1955 г. епископом Псковским и Порховским Иоанном (Разу-мовым) был рукоположен во диакона в г. Дно, 24 ноября в Псково-Печерском монастыре пострижен в рясофор с именем Александр, в честь св. блгв. кн. Александра Невского, а 25 ноября рукоположен во иеромонаха. Три года служил в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Пскова. В октябре 1958 г. поступил в братию Псково-Печерского монастыря и в декабре того же года пострижен в монашество с именем Александр, в честь сщмч. Александра Иерусалимского. С сентября 1959 г. в течение 22 лет исполнял послушание благочинного монастыря. С 1993 г. – братский духовник. С 1960 г. хранил святыни упраздненного Дивеевского монастыря, которые в 1992 г. передал в возрожденную обитель. Скончался 15 октября 1998 г., перед кончиной принял Великую схиму с именем Александр, в честь св. блг. кн. Александра Невского. Похоронен в Богом зданных пещерах рядом с родителями (монахом Василием и монахиней Марией) и сестрой (монахиней Ольгой).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В село Лавры Печорского района в третий день после праздника Святой Троицы совершается крестный ход из Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Крестный ход со святым Крестом и чудотворными иконами Божией Матери освящает участников и окружающую природу, объединяет людей, совершает чудеса спасения от стихийных бедствий… Михайловский собор [ править править код ] Михайловский собор построен в благодарность Божией Матери за спасение Пскова и обители от нашествия Наполеона. Архитектор Алоизий Иванович Руска. Строители: архимандрит Венедикт и генерал-фельдмаршал Петр Христианович Витгенштейн. В Михайловском соборе находятся: чудотворные иконы Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия»; Знамя Псковского ополчения и мемориальные доски с именами погибших в 1812 году воинов. В память 200-летия победы над французскими завоевателями для Михайловского собора написаны новые иконы: святого великомученика Георгия Победоносца - написана на Святой Горе Афон - и Собор Псковских князей - иконописец Псково-Печерского монастыря монах Андрей (Кожевников). В храме находится также десница святой мученицы Татианы, переданная в Собор старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). В Михайловском соборе совершаются самые торжественные Богослужения Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – Чудо России [ править править код ] Божия Матерь прославила с древности Псково-Печерскую обитель Своей чудесной помощью страждущим людям. Исцеление глазных болезней происходило после молитвы с верой во всесильную помощь перед чудотворной иконой «Успение Пресвятой Богородицы»… В настоящее время чудесная помощь Божией Матери продолжается по молитве с верою к Ней обращающихся… Например, после молитвы к Пречистой Деве Богородице перед Ея образом «Всецарица» некоторые онкологические больные получают исцеление. Многие в тяжелых жизненных обстоятельствах молятся перед чудотворным образом Богородицы, именуемым «Троеручица», и умиротворенные после молитвы возвращаются домой…

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Должно быть, и Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной иконы Ея «Умиление» Псково-Печерской, и Акафист Преподобным Псково-Печерским первоначальникам и старцам, устроителям обители, также, как и многочисленные тропари, кондаки и молитвы Псково-Печерским чудотворцам, списаны отцом Павлом с церковных книг Псково-Печерского монастыря. Кое-где он прямо указывает на это: «Молитва со службы преподобной Вассе в Псково-Печерской обители». Период оживления церковной жизни в России в военные и послевоенные годы был недолгим. В конце 50-х снова один за другим стали закрываться храмы. Это гонение на Церковь было более скрытым, чем в 20 – 30 годы, но духовный урон от этого не становился меньше. Вскоре после возвращения своего из Псково-Печерской обители отец Павел услышал нерадостную весть: Воскресенский храм села Борзово Рыбинского района подлежит закрытию... Глава XI. «Уж ты ветка бедная, ты куда плывешь?» Кажется, еще в раннем детстве началось странничество о. Павла – в годы первой мировой войны, когда его, как старшего, отправила мать по дворам куски собирать. Уже тогда, в четырехлетием возрасте, дорога привела его к храму – в Мологскую Афанасьевскую обитель. А потом – Новгород, Молога, Тутаев, уральские лагеря, Северный Казахстан... Словно невидимая мощная сила гонит его из одной разгромленной обители в другую, из родного отечества на чужбину, из храма – за колючую проволоку... Враг ежедневно гонит Веру, надежду, любовь. Гонят тебя, моя вера! Гонят тебя, надежда! Гонят тебя, любовь! Каким-то чудом – всемогущим промыслом Божиим – успевает Павел Груздев принять священство от руки такого же на склоне лет рукоположенного церковнослужителя, архиерея Исайи, в короткий период «оттепели» церковной жизни. И вот, не прослужив и двух лет в Воскресенском храме села Борзово, вынужден оставить свой приход, оставить храм на медленное умирание. Жалко было о. Павлу расставаться с прихожанами, которые успели полюбить его – многие из них приезжали потом к о. Павлу на службу в Верхне-Никульское; жалко было оставлять без присмотра прекрасные старинные иконы, обреченные на неизвестность – сколько было случаев святотатства по закрытым храмам! Как-то раз признался даже о. Павел: хотел увезти с собой древнюю икону Богородицы, а вместо нее вставить в киот копию, написанную братом Алексеем, талантливым художником. Но не поддался на это искушение: «Не буду первым храм зорить» (то есть разорять). Оставил всё как есть на волю Божию. А что поделаешь?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

За каждой Божественной литургией мы сейчас возносим сугубые молитвы о единстве Православной Церкви. Мы верим в то, что происходящие события не поколеблют ни нашу Русскую Православную Церковь, ни мировую Православную Церковь. Были в истории Церкви константинопольские патриархи-еретики, были константинопольские патриархи, ставшие отступниками от Православия, были константинопольские патриархи-униаты, а Церковь как стояла, так и будет стоять. И никто не сможет поколебать нашу святую православную веру — мы ее свидетельствуем всей своей жизнью. И то, что вы, дорогие братья и сестры, сегодня в таком множестве собрались в Псково-Печерской обители, чтобы почтить Пресвятую Богородицу, является красноречивым и видимым свидетельством силы нашей веры. Завершив Божественную литургию, мы отправимся в путь вокруг стен святой обители и пройдем его с молитвами и песнопениями, с чтением Евангелия. Мы пройдем этот путь вслед за Пресвятой Богородицей, Которая Своей чудотворной иконой будет предшествовать нам. Хотел бы всем нам пожелать, чтобы, как мы сегодня пойдем по кругу вокруг этой святой обители вслед за Пресвятой Богородицей, так и на своем жизненном пути мы шли за Богом, за Богородицей и за святыми. Верю, что Матерь Божия всегда будет покрывать от всякого зла честным Своим омофором и нашу святую Церковь, и наше возлюбленное Отечество, и всех нас. С праздником! Храни вас Господь!» Далее иерархи, священнослужители, монашествующие и миряне, прибывшие на торжества, приняли участие в традиционном крестном ходе вокруг Псково-Печерского монастыря. На торжественной трапезе по случаю праздника прозвучали приветственные речи. В слове к присутствовавшим митрополит Волоколамский Иларион констатировал, что Псково-Печерский монастырь всегда имел особое значение для Русской Православной Церкви, подчеркнув: «Во второй половине XX века у этого монастыря была совершенно особая миссия: подобно тому, как Оптина пустынь в XIX столетии была местом, где жили старцы, к которым со всей России и из-за рубежа стекались люди, дабы получить совет, утешение, наставление в духовной жизни, точно так же и Псково-Печерская обитель в XX веке стала местом, где пребывали старцы, к которым со всей страны съезжались люди. Я хорошо помню это время, потому что впервые посетил Псково-Печерский монастырь около сорока лет назад, когда еще ничто не предвещало то возрождение церковной жизни, в котором мы все сейчас участвуем. Тогда Церковь жила очень обособленно, она была изолирована от общества. Нигде — ни в газетах, ни на телевидении — Церковь никогда не упоминалась, как будто ее вообще не было.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5491881...

В три большие колокола звон производится качанием посредством Повсему видно, что колокольня эта современна Успенской церкви. Рядом с колокольней устроена часовая башня " . (Из книги " Первоклассный Псково-Печерский монастырь " . Остров, 1893. С.: Имеется ввиду очепной способ звона. Псково-Печерский монастырь является единственной в России обителью, где этот способ используется и в наши дни. Более подробно о звоннице и колоколах Псково-Печерского монастыря можно прочитать в книге: Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000 Очепные колокола Псково-Печерского монастыря В дополнение к приведенной выше статье следует добавить, что в ней описании допущен ряд серьезных неточностей. Согласно данным Никанорова А.Б., надпись на полиелейном колоколе читается так: «Божиею милостию и поспешением Пресвятой Богородицы помощию преподобных отец Антония и Феодосия Печерских и святых великомучеников сорока иже в Севастии в лето 7066 (1558) маия 21 дня на память святых равноапостольных царя Константина и христолюбивыя матери его Елены слит бысть колокол сей во области Святой Троицы в обитель Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения в Печерский монастырь, при державе царствия благовернаго и христолюбиваго царя и государя, великаго князя Ивана Васильевича Всея Руси, при архиепископе Великаго Новагорода и Пскова Пимене, повелением игумена Корнилия яже о Христе с братиею, а делаша мастеры псковичи из-за Великих ворот Козьма Васильев сын да Логин Семенов сын. Слава Свершителю Богу. На великопостном: «Божиею милостию пособием и помощию Святыя Живоначальныя Троица лета 7049 (1541) месяца ноембрия в 21 день слит колокол сей при державе царства благовернаго и христолюбиваго великаго князя Ивана Васильевича царя и державца Всея Руси Владимирскаго, и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тферскаго, и Югорскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Болгарскаго и инех, а делали мастер Тимох Андреев, сын Псковитин».

http://sobory.ru/article/?object=01980

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010