Христова. 1472 1) Явление 134 иконы Пресвятыя Богородицы Успения, старой, в пещере Псково-Печерского монастыря и начало оного. 1523 2) Начат строением Псково-Печерский монастырь на нынешнем месте, а до того времени стоял на горе. Тогда же начались и чудеса от новой Печерской иконы Божией Матери Успения (в житии). 1532 3) Августа 15 погорело во Пскове Стадище, за Варлаамом, «а в то время Псковичи к Пречистой в Печеру ходиша». 1537 4) Старцы Печерские во Пскове, в своём дворе приезжем поставили церковь каменную на погребе, за Николою Святым (на Усохе), Пречистыя Одигитрии, на Иванове дворе Познякове Тверитина сведенного. 1540 5) Освящена церковь Благовещения Богородицы с трапезою в монастыре Печерском, а церковь тамошняя, 40 мучеников, перенесена на гору в приезжий монастырский двор. 1547 6) Царь Иоанн Васильевич, с братом своим Юрием, из Новгорода заезжал во Псков 28 Декабря и, пробыв сутки, ездил на Вороничь и в Печерский монастырь, а возвратясь, поехал в Москву. 1562 7) Выгорело во Пскове Застенье, но Печерский двор и церковь во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы уцелели. 1563 8) В Сентябре Литва нечаянно ворвалась во Псковские области, а в следующем году произвела страшные опустошения, убийства и пожары в окрестностях Красного, Белья, Воронина и Печер. 1564 9) В Псково-Печерском монастыре над Святыми вратами устроена каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. 1566 10) Литва произвела разорения около Печер. 1581 11) Жестокая осада Псково-Печерского монастыря войсками польского короля Стефана Батория и чудесная защита обители Царицею Небесною. 1592 12) Шведы напали на Псково-Печерский монастырь, разорили и сожгли оный с церквами, а братию убили. 1598 13) При избрании Бориса Годунова на Российский Царский престол, были на соборе в Москве и подписались: из Пскова Епископ Геннадий, Псково-Печерский Игумен Иоаким, Снетогорский Игумен Исаия, Крыпецкий Игумен Феодосий и Святогорский строитель Зосима Завалишин. 1601 14) Епископом Геннадием утверждён чин или устав ежегодного крестного хода в Псков, с чудотворными иконами Псково-Печерского монастыря в неделю седьмую по Пасхе, для благодарственного воспоминания об избавлении обители сей и Пскова от осады польского короля Стефана Батория.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Социальное служение [ править править код ] Древней основой социального служения монастыря является исполнение заповеди Христа Бога о милосердии (Мф. 5:7). При Псково-Печерском монастыре работает Дом милосердия для престарелых тружеников обители. Социальная служба при монастыре ежедневно выдает до 100 обедов нуждающимся. Рассматриваются и выполняются более 300 социальных прошений ежегодно. На дому социальными работниками монастыря обслуживаются несколько престарелых человек. Духовно-просветительское служение [ править править код ] Чудесная помощь от святых икон Божией Матери и живое утешительное с рассуждением о добре и зле слово старцев издревле привлекает паломников в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Паломники узнают в обители о Христе Распятом и Воскресшем ради нашего спасения и становятся более внимательными к своей духовной жизни. Упомянутое выше - основа духовно-просветительского служения Псково-Печерской обители. Затем, начиная с Преподобномученика Корнилия в XVI веке в монастыре создана библиотека, монастырскими миссионерами вне монастыря строились храмы для местных жителей по берегам Псковского и Чудского озер. В настоящее время духовно-просветительские традиции продолжаются: строятся храмы, старцы беседуют с паломниками, проводятся духовно-просветительские Православные Корнилиевские чтения, через Интернет дается духовно-просветительская информация, издаются книги… Молебен перед чудотворным образом Божией Матери «Умиление» Псково-Печерским в День города Печоры на Соборной площади. 11 августа 2012 года Скиты и подворья Псково-Печерского монастыря [ править править код ] С древних времен скиты Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря были духовно-просветительскими центрами вокруг обители. В настоящее время Псково-Печерский монастырь имеет Приозерный (1998 г.), Мальской (2000 г.) и Иверский (2009 г.) скиты. Во всех скитах монастыря совершается в определенные дни Богослужение, что является духовной основой для местного населения. В Мальском скиту ведутся многолетние археологические раскопки и реставрационные работы.

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Лики Псково-Печерской обители ФОТОГАЛЕРЕЯ Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь был основан более 500 лет назад. В годы жесточайших советских гонений ХХ-го века он оставался единственной мужской обителью на территории СССР, не закрытой большевиками. Благодаря этому монастырь не только сохранил древние иноческие традиции, но и вобрал в себя цвет русского старчества. Во 2-й половине ХХ-го века в нем подвизались ныне прославленный в лике святых иеросхимонах Симеон (Желнин) , архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , архимандрит Алипий (Воронов) , схиархимандрит Агапий (Агапов), схиигумен Савва (Остапенко) , валаамские старцы и множество других подвижников благочестия. Предлагаемая ниже фотогалерея подготовлена порталом Православие.Ru в связи с огромным интересом читателей к недавно вышедшей книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «“Несвятые святые” и другие рассказы» . Большинство фотографий снято Анатолием Горяиновым. vk fb tw ok @ g+ lj Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj На скотном дворе Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь летом vk fb tw ok @ g+ lj Епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Беседа с прихожанкой Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj На богослужении Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Адриан (Кирсанов) Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Крестный ход на Успение Божией Матери с чудотворной Ее иконой Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Братия в Богом зданных пещерах vk fb tw ok @ g+ lj Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь летом vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Братия на отдыхе vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь зимой vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/49051.html

II. «...Мой духовный отец, сосед и благодетель» Преподобный Симеон Псково-печерский и его ученик – старец Серафим «Верю – слышит и многое может…» Жизнеописание преподобного Симеона. Отец Серафим о старце Симоне Весь духовный путь архимандрита Серафима оказался определен его встречей с замечательным наставником и, по сути, основоположником псково-печерского старчества нашего века – преподобным иеросхимонахом Симеоном (Желниным). Мудрый, добрый и, одновременно, в меру строгий руководитель отца Серафима – отец Симеон – направил его на монашеский путь еще в ту пору, когда тот переживая жесточайший духовный кризис, опытно еще не знал ни Христа, ни Его Истины. И тот же старец Симеон вел отца Серафима по пути иноческого подвига на протяжении почти тридцати лет – до самой своей блаженной кончины. Именно старец Симеон объяснил молодому человеку, что такое быть настоящим христианином, что есть монашеский путь, показал ему своим возвышенным примером – как надлежит любить Бога и ближнего, стремиться ко Спасению, бороться с грехом, каяться, стяжать подлинную молитву и радость Богообщения. Тем самым, учение преподобного старца Симеона легло в фундамент, основание всей монашеской – труднической и молитвенно-подвижнической жизни архимандрита Серафима. Личности и учению преподобного Симеона Псково-Печерского, а также некоторым обстоятельствам его взаимоотношений с отцом Серафимом и посвящена эта глава нашей книги. Преподобный иеросхимонах Симеон 51 (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в крестьянской семье – в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии; крещен он был в храме погоста Вехнево. Уже с детских лет – под впечатлением от рассказов о преподобном Серафиме Саровском (еще задолго до причисления того к лику святых) – Василий загорелся стремлением встать на иноческий путь посильного подражания этому великому молитвеннику Русской земли. Как повествует сам преподобный Симеон в своей «Автобиографии», «будучи десяти лет, я пас своих лошадей и слышал, как люди рассказывали про жизнь отца Серафима, Саровского чудотворца. Как он молился на камне в лесу. Вот я и задумал подражать ему. Нашел в поле большой камень и стал на нем молиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Преподобный Корнилий, как игумен Псково-Печерского монастыря, является светильником нравственного совершенства, исключительным примером честности и усердия, высочайшим молитвенником перед Богом, помощником и покровителем всех, притекающих к нему и идущих по великому пути спасения. Замечательный носитель русской культуры, государственный деятель, игумен Корнилий был необыкновенной и самой замечательной личностью из истории Псково-Печерского монастыря. Следует обратить серьезное и глубокое внимание на всю долгую жизнь преподобного Корнилия, как гражданина великого Русского Отечества, поборника его крепости и славы. Вот уже более 400 лет, как «преподобный Корнилий был предпослан от Царя земного к Царю Небесному», и весь опыт прошедших лег во взлелеянной им «Богом зданной обители» свидетельствует о предстательстве за нас в тиши явленной благодатной силы этого молитвенника, печальника Земли Российской. Подводя итог обширной деятельности самого выдающегося игумена в истории Псково- Печерской обители, можно в заключение сказать, что Преподобный Корнилий много послужил возрождению Псково-Печерской обители «Корнилий был, поистине, для Псково-Печерского монастыря тем, чем Феодосий для Киево-Печерского монастыря. Оба были подлинными основателями своих монастырей и первыми основателями их, как монастырей деятельных. Поэтому-то всякий, кто попадает в таинственный и темный пещерный древний храм Успения Пресвятой Богородицы, вырытый в горе, с его узкими рытыми коридорами- переходами, невольно ищет глазами гробницу того, кто своими трудами сохранил Псково- Печерскую обитель для современников. Молча он подходит к стене с гробницей, там, в сумерках сияния ее серебра, смиряется его душа и благоговейно склоняются колена» . Небесный заступник Преподобный Корнилий много послужил возрождению Псково-Печерской обители. Его управление возвысило значение монастыря и как оплота славянства перед тевтонской силой и как рассадника христианского просвещения. О памяти игумена Корнилия «из рода в род» поет «Корниловский» колокол, который «делаша мастеры псковичи».

http://pravoslavie.ru/137789.html

Обитель стали посещать знаменитые спортсмены, которые тренировались на базе: биатлонисты, лыжники гонщики. В 2008 году спортивной базе исполнилось 20 лет. Нами была послана поздравительная телеграмма следующего содержания: «Генеральному директору спортивно-оздоровительного центра «Юность» Мищенкову Павлу Геннадиевичу Уважаемый Павел Геннадиевич! От лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита и от себя лично поздравляю Вас с 20-летием плодотворной работы спортивно-оздоровительного центра «Юность».Вашими кропотливыми трудами в непростое время создан европейскогоуровня спортивный центр по подготовке лыжников и биатлонистов высочайшего класса! За короткий период времени в Вашем центре подготовлено много замечательных спортсменов, среди которых яркой звездой сияет Олимпийский Чемпион Михаил Иванов! Нас духовно радует тот факт, что сборная России по лыжам перед Олимпийскими играми и Мировыми первенствами посещает Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где получает духовное подкрепление. Молитвенно желаем Вам, уважаемый Павел Геннадиевич, и всемуВашему трудолюбивому коллективу помощи Божией в распространении среди россиян здорового образа жизни, счастья побед на Олимпийских играх в Сочи и успехов в других престижных соревнованиях! 20 мая 2008 г. С уважением – Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон с братией». Четки В. А. Третьяка 13–14 июля 2008 года, в день памяти Собора Псково-Печерских преподобных, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь посетилВладислав Александрович Третьяк с супругой. Мы знаем его как великого спортсмена, трехкратного Олимпийского чемпиона, легенду мирового хоккея. Но при посещении обители перед нашим духовным взором просияла и его душа… В личной беседес Наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандритом Тихоном Владислав Александрович рассказал удивительнуюисторию о простых монашеских четках, которые ему подарила послушница ставропигиального женского монастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербурге… С этими четками он посещал все хоккейные матчи сборной России в последнее время и, перебирая бусинки, усердно молился за спортсменов: «Господи, помоги!..» На матч с финнами на чемпионате мира в Москве в 2007 году он забыл четки вдругом пиджаке, и наши проиграли… На чемпионате мира в Канаде в год 100-летия хоккея четки сопровождали Владислава Александровича… Он усердно молился, и труднейший финальный матч был чудом выигран… В благодарность за Божию помощь сборной России в хоккейных баталиях Владислав Александрович пожертвовал финансовые средства на реставрацию фасада Успенского собора Псково-Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

1 . Причислить иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского к лику местночтимых преподобных святых Псковской епархии, отмечая следущие его добродетели: – благочестивая и праведная жизнь, проведенная в высоком смирении, молитве, посте и послушании; – милость в отношении страждущих и помощь ищущим спасения; – чудотворения и исцеления, происходящие от иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского, бывшие как при его жизни, так и после кончины. Телесные останки преподобного иеросхимонаха Симеона, покоящиеся в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре, считать отныне святыми мощами и воздавать им должное церковное поклонение. Празднование церковной памяти сему угоднику Божию установить в следующие дни по Юлианскому календарю: 5 января – день его блаженной кончины; 19 марта – день его церковного прославления. Службу преподобному иеросхимонаху Симеону Псково-Печерскому составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления его, отправлять общую, по чину преподобных. Писать новопрославленному святому честную икону для поклонения и чествования, согласно правилам VII Вселенского Собора. Напечатать житие преподобного иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского для назидания и наставления чад церковных. О сей благой и благодатной радости прославления нового святого возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве Псковской епархии. По молитвенному предстательству святого иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского да ниспошлет Господь милость Свою всем с верою и любовию призывающим имя сего угодника Божия. Аминь. Божией милостью смиренный ЕВСЕВИЙ, APXIENUCKON ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ По окончании чтения «Деяния» был пропет тропарь преподобному Симеону, кондак и величание. В этот момент архиепископ Евсевий на кафедре осенил молящихся иконою преподобного на четыре стороны... По окончании Литургии начался торжественный Крестный ход с перенесением мощей преподобного Симеона из Михайловского собора на место их установления в Сретенский храм. Радостно светило весеннее солнце. Несколько тысяч паломников с сияющими радостью лицами были участниками Крестного хода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2) «Повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря, взятая из древних летописцев, обретающихся в книгохранительнице оного монастыря», несколько раз перепечатанная. 3) Описание Псково-Печерского Монастыря, напечатанное в Дерпте 1832 года. 4) История княжества Псковского, напечатанная в Киеве 1831 года. 5) Псковская летопись. 6) Рукописные «записки или замечания о Псково-Печерском монастыре, выбранные из разных источников монастырских по распоряжению Евгения I Архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского, впоследствии Митрополита Киевского, 1821 года месяца Мая 18 дня». 7) «Трехсотлетий юбилей славной защиты Пскова во время осады его Польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. Речь, по сему случаю сказанная Псковским и Порховским Епископом Павлом в Троицком кафедральном соборе, пред благодарственным молебствием, 8 Сентября1881 года». Псков 1881 г. 8) «Празднование в Печерах, 8 Ноября 1881 года, трехсотлетия чудесной защиты Псково-Печерского монастыря при осаде его войсками Польского короля Стефана Батория 1581 года. Речь, по сему случаю сказанная Епископом Псковским и Порховским Павлом в Михайло-Архангельской церкви того монастыря после литургии пред панихидою». Псков 1882 года. Период первый. История постепенного устроения Псково-Печерского монастыря (1470–1581) События, предшествовавшие основанию монастыря, и неизвестная обитель Место, где стоите теперь Псково-Печерский монастырь – и ближайшие окрестности его, – всё это некогда покрыто было непроходимыми лесами. Крутые горы и глубокие овраги, окружающие монастырь, служили тогда приютом диких зверей, в таком множестве наполнявших эти пустынные места, что для ловли их, за 20 верст, приходили сюда Изборские звероловы. В этой-то дикой пустыне, среди гор и лесов, в соседстве с дикими зверями, поселились некоторые благочестивые мужи, удалившиеся от мира для спасения души. Местом своих благочестивых подвигов они избрали одну из тех гор, среди которых расположен теперь монастырь. Гору эту издавна называют святою. В ней нашли они пещеры, служившие для них и жилищем, и вместе храмом, где совершали они богослужение. Добровольные изгнанники мира, они заживо погребли себя в этих пещерах, как бы в могилах, их же руками отчасти после ископанных. Ещё живя на земле, они уже не принадлежали ей, и, до отшествия на небо, жили подобно небожителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

«Держит меня в Своей руке Господь» Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) Часть 1: «Миром правит только Промысл Божий» Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт. Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото, – наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева). Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта/1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон. Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников. Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

http://pravoslavie.ru/118322.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010