Ясновидящий – обладающий способностью ясновидения ( предугадывать будущее, распознавать что-то недоступное восприятию обычных людей), проницательный, прозорливый.                                                             Иверская и Иверская Монреальская Празднования: 12(25) февраля, 13(26) октября, Вторник Светлой седмицы               Монреальский список иконы Божией Матери " Иверская "     2. АФОНСКИЙ ПАТЕРИК     ЯНВАРЬ     4 – прмч.Онуфрия Хиландарского ( Афонского)  ( +1818)   4 – сщмчч. Ватопедских – игумена Ватопедского ( Афонского) и 12-ти иноков,          пострадавших    от  латинян    ( +1276 – 1280)   4 – свт. Евстафия I-ro , архиепископа Сербского ( около +1285)   5 – прмч. Романа Карпенисийского (+1694) 11 – прп. Феодосия, митрополита Трапезундского ( + Х1У в.) 12 – свт. Саввы I-ro, архиепископа Сербского (+1237) 13 – прп. Максима Кавсокаливита Афонского ( +1354) 16 – прп. Ромила Бдинского, ученика прп. Григория Синаита ( после +1375) 16 – свмч. Дамаскина Нового, Габровского игумена (+1771) 21 – прп. Неофита, просмонария Ватопедского (Афонского) (+ ?) 21 – прп. Максима Грека (+1556) 24 – прп. Дионисия Филофеевского, Олимпийского игумена и чудотворца (+XYI) 30 – мч. Феодора Митиленского (+1784) 31 – прмч. Илии Ардуниса (+1686)       ФЕВРАЛЬ     1 – прп. Василия, архиепископа Солунского (Фессалоникийского) (+ около 870)   8 – свт. Саввы II-ro , архиепископа Сербского (+1271) 13 – прп. Симеона Мироточивого Хиландарского  (Афонского), ктитора Хиландара          ( в миру Стефана Немана, царя Сербского ) (+1200) 16 – прмч. Романа Карпенисийского ( +1694) 23 – прп. Дамиана Есфигменского (+1280) 23 – прмч. Дамиана  Нового, Филофеевского, Ларисского (+1568)     МАРТ     1 – прп. Агапия Ватопедского ( Афонского ) ( + ?)   5 – мч. Иоанна Болгарина (+1784) 19 – прп. Иннокентия Вологодского, Комельского ( в миру  князя Охлябинина)  (+1521) 22 – прмч. Евфимия Нового, Афонского, Константинопольского (+1814) 23 – прмч. Луки Одринского, Митиленского, Афонского ( +1802)  

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Голубев высказал мнение (см.: Попов, Рындина. 1979. С. 368), что комплекс икон К. ч. был создан в Твери после пожара 1449 г., когда погорел весь город, в т. ч. церкви. Однако не исключено, что в Спасо-Преображенский собор К. ч. попал из др. большого тверского храма, возведенного во время правления вел. кн. Бориса Александровича Тверского (1425-1461), возможно одного из храмов великокняжеской резиденции - Борисоглебской ц. (1435-1438) или собора во имя арх. Михаила (1452-1455). Период правления вел. кн. Бориса Александровича был для Твери эпохой расцвета, особенно на фоне изнурительной междоусобной войны представителей московского великокняжеского дома. В пользу версии о происхождении икон К. ч. из церкви княжеского двора свидетельствуют известия о пожаре в Твери 22 июля 1537 г., во время которого полностью выгорел интерьер древнего Преображенского собора кон. XIII в. (ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 302; см. также: Сочинения прп. Максима Грека в рус. переводе. Серг. П., 1910. Ч. 1. С. 164-174 (Слово 20)). За короткий период собор был обновлен «со всеми святыми образами», написанными, по выражению прп. Максима Грека, «искусными художниками, с дорогими на них украшениями из золота и серебра» (Там же. С. 183-185 (Слово 22)). Следует отметить, что Тверь и ее епископская кафедра в начале длительного правления еп. Акакия (1522-1567), после множества предшествующих погромов, великокняжеских и царских контрибуций не располагала материальными и кадровыми ресурсами для проведения крупных художественных работ. Скорее всего для обновления соборного иконостаса были использованы старые иконы из иконостаса одного из названных выше храмов на бывш. княжеском дворе. О том, что он горел, летопись не сообщает; следов пожара на иконах К. ч. не имеется (за исключением «попорченного» молнией образа «Вход Господень в Иерусалим»). В свое время все иконы были украшены серебряной, чеканной и, видимо, золоченой басмой, что соответствует «дорогим украшениям» из цитированного Слова прп. Максима Грека. Оба храма на тверском княжеском дворе, очевидно, были связаны с дворцом, источники упоминают их как находящиеся «на сенях» (ПСРЛ. 1965. Т. 15. С. 480-491; Лихачев Н. П. Инока Фомы Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче. СПб., 1908. С. 22, 52; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2: XIII-XV ст. С. 395-396). Борисоглебская ц. была белокаменной, вероятно скромных размеров. «Полатный» собор арх. Михаила был деревянным, достаточно обширным и скорее всего сложным по конструкции, раз на его возведение ушло неск. лет. Т. о., сложившееся в науке мнение о происхождении К. ч. именно из каменного сооружения небесспорно. Известны примеры создания монументальных иконостасов для деревянных храмов, напр. деисусные иконы 20-х гг. XV в. из Успенского собора в Дмитрове ( Сорокатый В. М. Деисусный чин нач. XV в. из Успенского собора в Дмитрове//ДРИ. 1984. [Вып.:] XIV-XV вв. С. 243-252).

http://pravenc.ru/text/1683971.html

В 1522 и 1525 гг. Г. участвовал в церковных Соборах. На Соборе 1525 г. в ходе обсуждения позиции прп. Максима Грека в вопросе о каноничности поставления Московских митрополитов рус. епископами прп. Максиму напоминали, что «также и архимандрит Герасим симановской и иные многие речи на тобя сказывали с очей на очи с тобою, и ты тогда того запрелся» (СГГД. Т. 1. 149, 154; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 111). Во время настоятельства Г. в Симонов мон-рь перешли бывш. насельники Волоколамской обители Досифей (Топорков) и Иона Голова (Пушечников) (после февр. 1522, когда на митрополичий престол был поставлен настоятель Волоколамского мон-ря Даниил ), в Симоновом мон-ре жил старец-кн. Вассиан (Патрикеев) , пришедший туда почти одновременно с Г.- ок. 1509 г. Перепиской книг Г. занимался в Волоколамском мон-ре. В описях обители 1545, 1573 и 1591 гг. перечислены созданные Г. рукописи: Евангелие апракос, Устав, Октоих 5-го гласа, Триодь (по описи, существовали 2 списка: один - письма прп. Иосифа Волоцкого, другой - созданный Г.). Сохранилась упомянутая в описях Следованная Псалтирь, «Кипреянов перевод», письма Г.- РГБ. Ф. 113. 152 (конволют кон. XV - 20-х гг. XVI в.; почерк Г.- Л. 1-239 (по Плигузову - Л. 240-454 об.)), являющаяся копией Псалтири митр. Киприана (РГБ. Ф. 173/I. 142). Копия была сделана для монастырской б-ки, в записи отмечено: «А по келиамъ ея не даютъ, а держатъ ея на свидетельство» (Л. 454). Рукопись представляет интерес также тем, что сохранила следы работы прп. Максима Грека: в конце ее (Л. 454 и 455 об.), на свободных от рус. письма местах его рукой заостренной деревянной палочкой (каламом) процарапан значительный по объему греч. текст, по-видимому из 109-го псалма, однако здесь он имеет значительные отличия от текста, представленного рукописной традицией греч. Псалтири ( Фонкич Б. Л. Максим Грек - узник Иосифо-Волоколамского мон-ря// Он же. Греч. рукописи и док-ты в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003. С. 85-88). Рукой Г. написана значительная часть Псалтири РНБ. F. I. 11 (Л. 1-146 об., 196-593 об., запись на 593 об.).

http://pravenc.ru/text/164577.html

Более ясно обстоит дело с судебным процессом 1531 году, на к-ром был осужден главный вождь нестяжателей Вассиан (Патрикеев) и вместе с ним прп. Максим Грек . Одно из главных обвинений было связано с Кормчей книгой . Князь-инок обвинялся в том, что он нарушил традиционный порядок размещения текстов в Кормчей, исключил неудобные для него части и ввел сочинения, проповедующие его взгляды. Вассиан обвинялся и в том, что он взялся за составление Кормчей по собственной инициативе, никем не уполномоченный, будучи простым монахом. На Соборе 1531 года вновь был поднят вопрос о переводах прп. Максима с греческого, в которых были допущены серьезные, по убеждению митр. Даниила и других участников Собора, смысловые искажения. Также обвиняемым по этому вопросу стал инок Вассиан (Патрикеев) , который обвинялся в искажении Кормчей книги, внесении в нее " елинских мудрецов учения " , проповеди учения нестяжателей . В речи митр. Даниила на Соборе 1531 года прп. Максим рассматривался как отступник от христианства, использовавший для воздействия на вел. князя магические практики - " хитрости еллинские " , хвалившийся " еллинскими и жидовскими мудровании и чернокнижными хитростьми волшебными " . Свидетели говорили, что в Италии Максим Грек " оступил... в жидовской закон и учение " и, спасаясь от смертной казни, бежал на Св. Гору. Наконец, митр. Даниил выдвинул против греков Максима и Саввы обвинение в том, что они побуждали султана напасть на Россию. Сложно составить представление о решениях Собора 1531 года, т. к. ни в судном деле прп. Максима Грека, ни в судном деле Вассиана (Патрикеева) не сохранились приговоры. Исследователи отмечают, что, хотя на Соборе 1531 года против прп. Максима были выдвинуты гораздо более тяжкие обвинения, чем на Соборе 1525 года, он не был отослан обратно в Иосифов Волоколамский монастырь (как Вассиан), но его перевели в Отроч монастырь под начало Тверского еп. Акакия, где, хотя и по-прежнему лишенный причастия, преподобный вскоре получил благоприятные условия для работы. Из заключения прп. Максим в 1531-1539 гг. написал митр. Даниилу послание, в котором вновь отверг предъявленные ему обвинения . Сотрудники прп. Максима, книгописцы Исаак Собака и М. Медоварцев, после Собора были отправлены соответственно в Юрьев монастырь и в Коломну.

http://drevo-info.ru/articles/13677302.h...

21. Суббота. Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофита. Прп. Максима Грека. Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы. Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой «Отрада», или «Утешение». Служба прп. Максима Исповедника и мч. Неофита не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Максима Грека (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если в пятницу (20 января) в честь прп. Евфимия Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Молитвами, Господи, всех святых...», 3-й: «Еже на судищи...», 4-й: «О, добрыя вашея купли...», припевы обычные со стиховны – см. Часослов) . «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-03/

Согласно К. Н. Григоряну, «в основных своих элементах рассказ хронографа совпадает с национальным вариантом армянской исторической литературы, известным по “Истории” Агафангела» . Проанализировав сохранившиеся редакции «Жития св. Григория, епископа Великия Армении» (а также «святых дев Рипсимии и Гаянии и дружыны ея»), в древнерусских рукописях XII–XV вв., находящихся больше всего в «Прологах» и Минеях на сентябрь (день их памяти — 30 сентября по ст. ст.), К. В. Айвазян отмечает, что «Житие св. Григория Просветителя» «в основном совпадает с составленной в IX в. в Византии греческим писателем Метафрастом редакцией, кратко и точно излагающей армянский вариант, данный в “Истории Армении” Агатангелоса» . Таким образом, текст жития св. Григория Просветителя был достаточно известен на Руси, содержится в «Русском хронографе», во многих «Прологах» и Минеях, послужил и источником для «Послания Российского духовенства Углицкого князю Дмитрию Юрьевичу», где история армянского царя, смирившегося перед Богом и Его угодником-христианином св. Григорием Просветителем, является наглядным примером, призывающим возмутившегося русского князя к смирению и примирению. 7. «Слово против армянского зловерия» прп. Максима Грека Прп. Максим Грек (в миру Михаил Триволис) родился около 1470 г. в греческом городе Арта. Примерно в 1492 г. он переехал в Италию, дабы продолжить образование (учился, занимался преподаванием, переводами, имел связи с известными деятелями того времени во Флоренции, Падуе, Ферраре, Верчелли, Венеции, Милане). Около 1506 г. Максим возвратился в Грецию и вскоре принял монашеский постриг на Святой Горе Афон, в Ватопедском монастыре . В 1516 г. Прот Афона, отвечая на просьбу великого князя московского Василия III Иоанновича прислать к нему на время ученого монаха для перевода книг, избрал для этой цели Максима Грека по рекомендации игумена Ватопедского монастыря Анфима и отправил в Москву. Вместе с Максимом выехали святогорские старцы: духовник иеромонах Неофит, Лаврентий Болгарин (который, вероятно, выполнял роль переводчика и обучал прп. Максима Грека славянскому языку) и проигумен Пантелеимонова монастыря Савва . Соединившись в Стамбуле с делегацией Константинопольского патриарха Феолипта I (во главе с митрополитом Зихны Григорием), они в начале 1518 г. прибыли в Москву . Вскоре по приезде в Москву прп. Максим Грек начал широкую литературную деятельность, работая над переводами Толковой Псалтири, затем Толкового Апостола, «Бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна», его же «Толкования на книгу Деяний апостольских» и многих других святоотеческих произведений . Кроме того, прп. Максим занимался исправлениями различных текстов церковно-славянских богослужебных книг (сличая их с греческими оригиналами) и сам написал множество сочинений. Однако в 1525 г. он был несправедливо осужден, а в 1531 г. — вторично .

http://bogoslov.ru/article/6192778

При Д. дважды на Соборах (в 1525 и 1531) были осуждены прп. Максим Грек , его сотрудники по книжной справе, др. связанные с ним люди. Сведения об этих Соборах дошли не в подлинных судных списках, а в текстах, составленных позднее на основе этих документов и прошедших специальную лит. обработку. Поэтому в них с большим трудом удается отграничить материалы, относящиеся к 1525 г., от материалов 1531 г. На соборных заседаниях в апр.-мае 1525 г., проходивших в палатах вел. князя под председательством Д., были осуждены прп. Максим, отправленный в заточение в Иосифов Волоколамский мон-рь, архим. Новоспасского мон-ря Савва Грек, посланный в Возмицкий мон-рь, и ученик прп. Максима Селиван, сосланный в Иосифов или в Соловецкий мон-рь. Собор признал главной виной прп. Максима внесение искажений в рус. богослужебные книги в ходе исправления их по греч. образцам. На Соборе были представлены соответствующие тексты и показания свидетелей (очевидно, писцов) о том, что правка делалась по указаниям Максима Грека. Участники Собора пришли к выводу, что ошибки были сделаны сознательно и отражают еретические взгляды переводчика. Прп. Максим не признал справедливость данного обвинения. Второстепенный характер имели выдвинутые на Соборе против прп. Максима обвинения в том, что он считает незаконной практику поставления Московских митрополитов местными епископами и предлагает митрополиту ездить на поставление к патриарху в К-поль (справедливость этих обвинений Максим признал). Как видно из материалов Собора 1531 г., Максиму Греку приписывались и гораздо более острые высказывания о том, что, поступая т. о. (самостоятельно избирая Главу Церкви), рус. епископы «во всем христьянстве смуту великую» учинили. Возможно, одной из причин осуждения святогорца в 1525 г. была его позиция по отношению к разводу и 2-му браку вел. князя. 24 мая 1525 г. Д. послал грамоту волоколамскому игум. Нифонту (Кормилицыну) , в к-рой помимо изложения причин осуждения прп. Максима даны указания о режиме его содержания в Волоколамском мон-ре. Прп. Максиму было запрещено причащаться, вместе с тем в послании митрополита определен круг сочинений отцов Церкви и житий святых, к-рые следовало дать осужденному «в прочитание», чтобы он мог осознать свои ошибки.

http://pravenc.ru/text/171216.html

В ответ на составленные противником И. Вассианом (Патрикеевым) 3 редакции Кормчей книги, в к-рых тот стремился показать неканоничность существования монастырских вотчин, митр. Даниил составил Сводную Кормчую (РГБ. Унд. 27), в которую вошли правила, обосновывающие неприкосновенность церковных и монастырских имений. В окружении митр. Даниила был создан сборник РНБ. Соф. 1452, в котором представлено 2 компиляции - в защиту заупокойно-поминального богослужения (заупокойные вклады были основным источником монастырского землевладения) и церковного имущества ( Алексеев А. И. Под знаком конца времен: Очерки русской религиозности кон. XIV - нач. XVI в. СПб., 2002. С. 155-157). В опровержение мнения о ненужности покаяния и заупокойных молитв составитель сборника приводит 53 статьи из сочинений отцов Церкви. В компиляцию «О церковных и монастырских стяжаниях движимых и недвижимых» вошло 19 статей в защиту владельческих прав Церкви. В одном из сочинений митр. Даниил писал, что «церковная же, и монастырская, и священническая, и иноческая и дела их, и стяжаниа их вся Богови суть освященна» (ЛЗАК. 1908. Вып. 21. С. 37). По решению Собора 1525 г. Волоколамский мон-рь стал местом заточения прп. Максима Грека. Надзор за ним был поручен соборному старцу Тихону (Ленкову). В мае 1531 г. на новом соборном суде прп. Максиму наряду с обвинениями в упорстве в прежних заблуждениях митр. Даниилом были предъявлены новые: «Да ты же, Максим… церкви и монастыри укоряеши и хулиши, что они стяжания, и люди, и доходы, и села имеют» (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 50, 96). Тогда же Вассиану (Патрикееву) были предъявлены обвинения в самовольном составлении Кормчей и в искажении канонов. Главными свидетелями обвинения против Вассиана выступили Крутицкий еп. Досифей (Забела) и племянник прп. Иосифа Досифей (Топорков). Вассиан обвинялся также в непризнании святости «новых чудотворцев» митр. св. Ионы , преподобных Макария Калязинского и Пафнутия Боровского. Решением Собора 1531 г. Вассиан был осужден и сослан в Волоколамский мон-рь, надзор за ним был поручен старцам Тихону (Ленкову) и Феогносту (Ленкову) ( Зимин. 1963. С. 134-135). Согласно позднейшему известию кн. А. М. Курбского , в смерти Вассиана в Волоколамском мон-ре были виновны И. (РИБ. Т. 31. Стб. 164). После того как митр. Даниил в 1539 г. был сведен с кафедры, ее занял не принадлежавший к И. митр. Иоасаф, к-рый приблизил к себе осужденного на Соборе 1531 г. Исаака Собаку и назначил его архимандритом Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ря . Ставший в 1542 г. митрополитом свт. Макарий провел расследование о причинах прощения Исаака и назначения его на этот пост. На Соборе в февр. 1549 г., вновь осудившем Исаака Собаку, свидетелем обвинения являлся архим. Новоспасского мон-ря Нифонт (Кормилицын), ранее занимавший пост игумена Волоколамского монастыря (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. 1971. С. 138).

http://pravenc.ru/text/673717.html

магистр богословия, преподаватель КДС. В 1877 г. рукоположен во иерея. В 1883 г. пострижен в монашество, назначен ректором Киевской ДС свозведением в сан архимандрита. 09.05.1888 г. хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. С 12.07.1890 г. епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. С 19.12.1892 г. епископ Могилевский и Мстиславский.С 17.07.1893 г. епископ Тульский и Белевский. С 02.11.1896 г. епископ Подольский и Брацлавский. С 29.03.1900 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский.С 28.03.1902 г. епископ Орловский и Севский. В 1904 г. внезапно скончался от разрыва сердца. Издавал и редактировал журнал «Воскресное чтение». Редактировал журнал «Руководство для сельских пастырей». Подробнее о епископе Иринее см.: Мануил (Лемешевский) , митр. 1986. Т. 4. С. 49–51.) (Он теперь занимается... изучением сочинений Максима Грека и думает написать в «Богословском вестнике» целый ряд статей « Максим Грек как публицист». – В начале 1903 г. профессор Н.Ф. Каптерев опубликовал статьюо взглядах прп. Максима Грека на монашество, см.: Каптерев Н.Ф. В чем состоит истинное монашество по воззрениям преп. Максима Грека ?//БВ. 1903. Т. 1, С. 114–171. Других статей Н. Каптерева о прп. Максиме Грекев журнале опубликовано не было. Максим Грек (Триволис Михаил, ок. 1470–1556) – церковный деятель, преподобный. Из семьи крупного греческого чиновника. Учился в Италии, во Флоренции. 14.06.1502 г. постригся в монахи доминиканского монастыря во Флоренции. Затем покинул его, возвратился в Грецию. В 1505 г. прибыл на Афон, где в 1507 г. принял православный монашеский постриг с именем Максим в монастыре Ватопед. В 1518 г. по просьбе московского Великого князя Василия III прибыл в Россию для исправления переводов церковных книг. Благодаря широкому образованию, блестящемууму занял заметное положение при великокняжеском дворе и в кругах русскогодуховенства. Обличал сильных мира сего в пороках и злоупотреблениях. Принял деятельное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами. Осудил действия митрополита Даниила во время развода Великого князяВасилия III с Соломонией Сабуровой. Был заключен в Симонов монастырь. На Соборах, специально созванных в 1525 г. и 1531 г., осужден за преднамеренную порчу книг и государственную измену в пользу Турции (фактически за поддержку взглядов нестяжателей). Содержался в Иосифо-Волоколамском монастыре, затем в Успенском Отрочь монастыре в Твери. В 1551 г. освобожден. Последние годы провел в Троице-Сергиевом монастыре. Митрополит Макарий включил ряд его сочинений в «Великие Четьи-Минеи». Максим Грек признавал божественное происхождение царской власти, считая, что царь обязан действовать в согласии с духовенством и боярами. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г. День памяти 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля. Подробнее о нем см.: Синицына Н.В. Сказанияо преподобном Максиме Греке вв.). М., 2006; Она же. Максим Грек . М., 2008.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Когда архимандрит Дионисий уезжал в Москву, Дорофей был уже слаб и лежал на одре болезни, и преподобный Дионисий попросил, чтобы до его возвращения тот не умирал. На что преподобный Дорофей смиренно ответил: «Да будет воля Божья! Как угодно Ему, так пусть всё и устроит». Вернувшись в обитель, архимандрит Дионисий начал благословлять братию, и в крайнем изнеможении к нему вышел преподобный Дорофей, испрашивая благословение. И только он его принял, как сразу отошёл ко Господу. Преподобные Максим Грек и архимандрит Антоний В Трапезном храме находятся раки с мощами преподобных исповедника Максима Грека и архимандрита Антония (Медеведева; 1792–1877). Преподобный Максим Грек – страдалец за веру, учёный муж, приехавший из Греции в Россию. Преподобный Антоний – наместник Троицкой обители, собеседник и духовник святителя Филарета Московского (Дроздова; 1782–1867). Придел прп. Серафима Саровского и мощи прп. Антония (Медведева) в Трапезном храме Лавры Преподобный Максим Грек Труды преподобного Максима Грека актуальны и в наше время. Всякий благочестиво живущий христианин умудряется наставлениями этого ученого монаха, который был несправедливо осужден на Русской земле. Укрепляясь незыблемой верой, преподобный Максим утешался словами и до сих пор утешает и нас: «Не столько отец печется о своих детях, сколько Преблагой наш Создатель и Промыслитель промышляет и печется о тех, которые право в Него веруют и твердо уповают на Него» (из поучений преподобного Максима Грека). Преподобный Антоний был духовным чадом преподобного Серафима Саровского , который и предрёк ему будущее настоятельство великой Сергиевой лавры. Мощи преподобного Антония находятся перед алтарём, который освящён в честь Святого Серафима Саровского. «Горо Маковецкая избранная, собором мученик светло украшенная» Ежегодно на Бутовском полигоне в день убиения преподобного Кронида братия служит Божественную литургию Вместе с сонмом учеников игумена Радонежского и преподобных, живших в лавре до 1919 года, прославляются и новомученики ХХ века во главе с архимандритом Кронидом, который вместе с насельниками был расстрелян на Бутовском полигоне в 1937-м году.

http://pravoslavie.ru/140578.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010