– От этого яства будь здоров! И диакон сейчас же почувствовал облегчение и стал здоров. В Москву приехал Иринарх вместе с учеником своим старцем Александром. Приехали они ночью, за час до рассвета. Утром отправились в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы и помолились Владычице и чудотворцам Петру митрополиту и Ионе. Один сын боярский, именем Симеон пошел к царю и известил о приходе старца. Царь обрадовался и приказал, чтобы Иринарх пришел в Благовещенский собор. Старец пришел в церковь, помолился Пресвятой Богородице, благословил царя честным крестом и целовал его. Царь также целовал старца любезно и подивился великим «трудам», которые он носил на себе. Старец сказал царю Василию Иоанновичу: – Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел город Москву, плененную ляхами, и все Российское государство, И вот, оставя многолетнее сиденье в темнице, я сам пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью. Сказав сие, Иринарх направился вон из церкви. Царь Василий Иоаннович взял старца под руку, а ученик его Александр под другую. Царь сказал старцу, чтобы он благословил и царицу. Старец не ослушался, пошел в палату к царице вместе с царем благословить царицу Марию Петровну и вышел из палаты. Царица вслед послала старцу два полотенца, но он не хотел взять. Царь Василий уговаривал его: – Возьми Бога ради! Но Иринарх сказал царю: – Я приехал не ради даров; я приехал возвестить тебе правду! Царь проводил Иринарха из палаты царицыной и приказал во дворце боярину потчевать старца. Затем царь приказал дать старцу свой возок и конюха и проводить его до Борисоглебского монастыря. Вкусивши хлеба у боярина, Иринарх пустился в обратный путь, пробыв в Москве всего двенадцать часов. Вернувшись в Борисоглебский монастырь, Иринарх вошел в свою келью и вновь предался своим трудам и подвигам в посте и молитве, а конюха государева и возок отпустил к Москве, помолившись, чтобы Господь утолил свой гнев и смиловался над Москвой, как древле над Ниневией. Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю литва, злые и свирепые люди и немилостивые ругатели.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве Преп. Иринарх, поселившись в Борисоглебском монастыре, первою обязанностью счел сходить в храм Божий и возблагодарить Бога за великие к нему милости. Пришедши в храм, стоял со страхом и трепетом, молился Богу усердно, взирал на святые иконы с особенным благоговением. Взглянув же на образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа, вдруг прослезился и со слезами начал молиться так: «Владыко человеколюбче Иисусе Христе, ты претерпел распятие, прободение, поругание и поношения для нашего спасения! Как бы мне, Свете мой, грешному и не разумному селянину спастись и Тебе Иисусу Христу угодить. Буди воля Твоя со мною!» Во время сей слезной молитвы вдруг он слышит глас от образа Иисуса Распятого: «Иди в келью свою, буди затворник, не выходя из ней; и там спасешься». После сих слов от образа Иисуса Распятого старец Иринарх идет (1586 г.) к строителю Варлааму и просит у него благословения на затворническую жизнь, будучи от роду 38-ми лет 4 . Строитель благословил его на этот великий подвиг, который преп. Иринарх принял с особенною радостию, припоминая первых монахов, как они жили в дебрях, вертепах и пропастях земных; желая избегнуть тленного сего мира, они хотели лучше быть в темнице, нежели смотреть на сей тленный мир. Затворившись в своей келье, преп. Иринарх заказал себе сделать ужище железное в три сажени и приковал себя к стулу деревянному, сделанному из березового комля, трудясь и постясь день и ночь. За такой свой великий подвиг он терпел от братии поругания и насмешки. Преподобный же молился за них Богу говоря так: «Господи, не постави им сего греха, они не ведят что творят». §2. Об ученике его Александре Некто Алексей, узнав о великих трудах преп. Иринарха, пожелал и сам также подвизаться. Пришедши к преподобному, стал просить его, чтобы он постриг (Алексея) в иноческий образ и взял его к себе в ученики. Преп. Иринарх с радостию принял предложение его, призвал священника и диакона и с благословения строителя Варлаама постригли Алексея и нарекли ему имя Александр. С сих пор инок Александр был его неотлучным учеником до конца жизни (1616 г.) и вместе участвовал в трудах, посте и молитве. §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком 5

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606 - 1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель. Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: " Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю " . Сапега отвечал: " Правда в батьке велика - в которой земле жить, той земле и служить " . После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть. Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: " Увидите славу Божию " . В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой (+ 13 января 1616 года). После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, " связни " , которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

http://pravicon.com/info-2570

Старец Борисоглебский Леонтий, желая провождать такую же трудную подвижническую жизнь, какую провождал преп. Иринарх, сделал себе железные вериги и носил их на своем теле, да еще тридцать крестов медных. Желая отправиться в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре, пошел к преп. Иринарху попросить благословения на путь, оставив свои кресты у ученика его. Преп. Иринарх пророчески знал, что если пойдет, то непременно будет убит, не советовал идти. Леонтий же неотступно просил у преп. Иринарха благословения в путь. На неотступную просьбу Леонтия преп. Иринарх согласился, благословил его и прощаясь с ним, сквозь слезы сказал ему: «О чадо мое драгое Леонтие! уже сюда за своими честными крестами ты не воротишься». Если так, сказал ему Леонтий, будет по твоему пророчеству, то тебе завещаю мои кресты. Поклонившись преподобному, пошел в Переславский монастырь Пресвятой Богородицы, что на Кубре. На дороге действительно был убит разбойниками, как предсказывал преп. Иринарх. Кресты же его, по его завещанию преп. взял к себе, прилагая труды к трудам. §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем Ужища железного у преп. Иринарха было двадцать сажен. Три сажени он сам заказал сделать, три сажени дал ему человек из Углича, и три сажени дал Борисоглебский старец Феодорит, которому Игумен Гермоген (1598 года) приказал оставить труды и ходить за службу. Остальные 11 сажен дал ему старец Тихон, трудившийся на ужище железном семь лет. Убоявшись нашествия панов, отдал свое ужище преп. Иринарху 6 . На ужище трех сажен преп. Иринарх трудился 6 лет, на ужище в шесть сажен – шесть же лет, на ужище в 9 сажен трудился 13 лет, а на ужище 11 сажен с прибавлением прежних 9-ти сажен трудился 5 лет. Всего он трудился 30 лет и четыре месяца. Во время праведных своих трудов иногда он вязал свитки (власяные одежды), власяные клобуки, шил на нищих одежду. Иногда от великих трудов и изнемогал. Спал не более час, два, три и то ночью. Тело свое бил железною палкою, непрестанно творя молитву. §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его Илия, пришед в монастырь св. страстотерпцев Бориса и Глеба, сильно возрадовался духом. Пошел к игумену, поклонился ему до земли и испросил благословения. Игумен, благословив его спросил: зачем ты пришел к нам? Илия сказал ему: «Желаю отче, ангельского образа, постриги меня Бога ради, невежу и селянина и причти к избранному стаду и к святей обители сей». Игумен, провидев духом, что Илия пришел в св. обитель по внушению Божию, принял его с радостию, облек его в Ангельский образ, нарек имя ему Иринарх, и отдал на испытание одному опытному старцу. Преп. Иринарх проводил все время у своего наставника в послушании, посте и молитве. §2. Первое послушание его – в пекарне После испытания у старца игумен дал преп. Иринарху послушание – заниматься печением хлебов в пекарне. Сие послушание он исполнял с покорностию, трудился там и днем и ночью. Насмешки от некоторых из братии переносил безропотно. В церковь Божию ходил прежде всех, ни с кем не говорил, во время чтений церковных не сидел и прежде конца службы из церкви не выходил. §3. О друге его Агафонике Ростовский друг его Агафоник, узнав, что преп. Иринарх уже постригся в монашество, пришел посетить его в Борисоглебском монастыре. Тут пробыл он у преп. Иринарха не мало времени. Когда Агафоник пошел домой, то Иринарх проводил своего друга две версты, поцеловав о Господе простился с ним и отпустил его с миром, а сам пошел в монастырь. Идя дорогою, размышлял сам с собою, как бы ему спастись, не идти ли лучше в Кирилов или Соловецкий монастырь. И был ему голос свыше: «Не ходи ни в Кирилов, ни в Соловки, здесь спасешься». И этот голос был ему трижды. Преп. Иринарх осмотрелся кругом, думая, что это привидение, но никого вокруг себя не видал. Слыша сей голос трижды укрепился в мыслях не ходить ни в Кирилов, ни в Соловецкий монастырь, а оставаться в Борисоглебском. Здесь он начал прилагать труды к трудам больше, нежели в первые дни своей монастырской жизни. §4. Другое послушание – пономарство

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затворник Ростовский, во святом Крещении Илия, родился в июне 1548 года в селе Кондаково, в 43 верстах от Ростова Великого. Он был третьим сыном в благочестивой крестьянской семье Акиндина и Ирины. С раннего детства в мальчике обнаружилось стремление к монашеской жизни: в детских играх он не участвовал, но старался сдерживать свои желания и во всем ограничивать себя. Шестилетний Илия однажды сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога...» С юных лет Илия мечтал подражать подвигам преподобного Макария Калязинского (†1483; память 17 марта и 26 мая), тайно носившего тяжелые вериги, житие которого услышал от приходского священника Василия. Когда в округе случился голод, восемнадцатилетний Илия отправился на заработки в Нижний Новгород. После кончины отца, о которой он был извещен свыше, Илия вместе с матерью и старшим братом Андреем переселился в Ростов Великий. Здесь родные Илии стали вести торговлю, но Илия тяготился мирскими заботами и находил утешение в чтении Священного Писания. Стремление уйти в монастырь окончательно окрепло. В 1578 году, испросив благословение матери, Илия ушел в Борисоглебский монастырь на реке Устье близ Ростова Великого, где принял постриг с именем Иринарх. Игумен монастыря благословил Иринарха жить под руководством опытного старца и назначил ему послушание в пекарне. С первых дней монашеской жизни преподобный Иринарх отказался от своей воли и смиренно предал себя во власть братии; первым приходил он на церковные службы, ни с кем не разговаривал в храме, благоговейно стоял во время богослужения и никогда не уходил прежде отпуста. Однажды преподобный Иринарх увидел в монастыре босого странника. Сжалившись, он отдал ему свои сапоги, а сам с тех пор не надевал обуви. Вместо рясы Иринарх носил рубище, за что претерпевал насмешки. Игумен стал давать ему суровые послушания. Преподобный Иринарх все переносил с благодушным терпением, но когда ему назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь, основанный преподобным Авраамием Ростовским (1073 – 1077; память 29 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Игумен по монастырскому обычаю, отдал Иринарха под начало старцу, у которого молодой инок и стал пребывать в послушании и покорении, в посте и молитве. После того, как Иринарх с успехом прошел первое послушание, игумен для испытания и смирения послал Иринарха в пекарню, где он и трудился на братию день и ночь в послушании и смирении, нисколько не заботясь ни о чем телесном, и никогда не уклоняясь от посещения церкви Божьей, куда приходил прежде всех братий; стоя в церкви, он ни с кем не разговаривал; во время чтений не садился, а всегда выстаивал на ногах, как твердый камень, и никогда не выходил из церкви до отпуста. Узнав о пострижении Илии, друг его Агафоник пришел в монастырь посетить Иринарха и пробыл у него в монастыре немало дней. Иринарх проводил друга за монастырь версты за две и, облобызав его, стал возвращаться обратно. На пути он размышлял в своем сердце, о том, как бы ему спастись, и давал обещание идти в Кириллов Белозерский монастырь, или в Соловецкий. И вот послышался ему голос свыше: – Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки, здесь спасешься! Он усомнился относительно этого голоса, но услышал вторично тот же голос: – Здесь спасешься! Иринарх убоялся, стал плакать и помышлять, что сие означает. И в третий раз он услышал тот же голос: – Здесь спасешься! Осмотревшись кругом Иринарх никого не увидел и укрепился в той мысли, что голос сей был ему откровением свыше. Возвратившись в монастырь, он снова стал трудиться в прежнем послушании, предаваясь по ночам молитве и бдению и ложась спать лишь ненадолго, и то не на постели, а прямо на земле. После сего послушания, игумен назначил Иринарха в пономарскую службу, которую он стал отправлять с радостью. Раз Иринарх увидел одного странника, который был бос и, сжалившись над ним, обратился к Господу с такою молитвою: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, сотворивший небо и землю и первого человека, прародителя нашего Адама, по образу Своему, и почтивший его теплотою в святом рае, да будет воля Твоя святая со мною, рабом Твоим: дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на ноги его!

http://pravoslavie.ru/118853.html

Князь Димитрий Пожарский, готовясь идти на освобождение Москвы, опасался атамана Заруцкого, по проискам которого убит был Прокопий Ляпунов. Преп. Иринарх послал князю просфору с учеником своим Александром и велел сказать: «ступай в Москву, не боясь Заруцкого; там узрите славу Божию». Князь пришел сам у святому подвижнику, и преподобный Иринарх дал ему свой крест на благословение. По очищении Москвы от врагов, Пожарский возвратил крест затворнику, и грамотою освободил монастырь его от доставления припасов для войска. За два года до кончины, блаженному старцу пришлось вытерпеть от своей братии такое насилие, какого не терпел он и от ляхов: его выгнали из затвора и при том переломили ему руку. После того снова явились ляхи в Ростове; монахи разбежались, и преп. Иринарх остался в своем затворе. Сюда пришел к нему один из панов с известием, что Сапега, по предсказанию затворника, убит под Москвою. «И вам не быть живыми, сказал старец, если не уйдете в свою землю». На этот раз ляхи оставили Ростов, не тронув никого, по уважению к преп. Иринарху. Блаженный подвижник преставился на 69 году от рождения, 13 января 1616 года, оставив по себе подражателей дивного своего жития и погребен в ископанной им самим могиле. Над гробницею позднее поставлен придел, посвященный его имени. Тяжести или «праведные труды» преп. Иринарха, сохранившиеся в Борисоглебском монастыре, состоят из 142 крестов, тяжелого камня, множества цепей, железного кольца на голову, железного пояса, железной палки и толстого кнута. Все это составляет вес в 9 пуд. 34 фунта (жизнь преп. Иринарха, сост. архим. Амфилохием, с рисунками). Житие написано иноком Ростовского Борисоглебского монастыря Александра (Филарет, «Обз. Русск. Духовн. Литер.», стр. 313). По «Иконописному Подлиннику» под 27 ноября: «подобием надсед гораздо, брада аки Пофнутия Боровскаго, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 40). 235. Преподобный отец Пимен затворник Богоявленский чудотворец Жил в XVII в., на острове озера Неро, принадлежащем Богоявленской обители. Об нем упоминается в житии преп. Иринарха затворника и в грамоте на монастырские земли, данной царем Михаилом Феодоровичем 20 марта 7126 (1618) года, «по прошению архимандрита Иосифа и затворника старца Пимена». Обстоятельства

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Суровая жизнь Иринарха и строгое учительное слово его служили обличением для тех иноков, которые не старались соблюдать иноческие обеты, а во многом нарушали их. Такие иноки из Борисоглебской братии, подстрекаемые внушением вражеским приступили к игумену Гермогену, осуждая образ жизни Иринарха и жалуясь на него. – Старец Иринарх, – говорили они, – сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест, да и братию учит делать тоже: пребывать «в трудах» и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует говорить, монахам быть, как ангелам ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22), не велит братии ходить в службы, то есть работы монастырские, а полагает на них «труды» великие. По внушению вражьему и по своему немилосердию, игумен Гермоген внял сим наветам, и сослал старца Иринарха из монастыря, не убоявшись Бога и не уважив подвигов и трудов старца. Старец Иринарх смиренно покорился, поминая слово Господне: «если вас изгонят из дома, идите в другой, а Я с вами до скончания века» ( Мф.10:23, 28:20). Изгнанный из Борисоглебского монастыря, Иринарх опять направился в Ростов и снова поселился в монастыре святого Лазаря, где и провел там год и две недели, пребывая непрестанно в посте и молитве и помышляя о смертном часе. Между тем игумен Гермоген сознал свой несправедливый поступок с Иринархом покаялся перед братией и послал одного из иноков звать Иринарха обратно. Посланный сказал: – Отче, не помяни нашей вины пред тобой, пойди на свое обещание, в наш монастырь, ко святим страстотерпцам Борису и Глебу. Старец Иринарх возвратился в монастырь, молясь: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не лиши меня вечных Твоих благ, дай мне, грешному старцу, дотерпеть свое обещание. Возлагая всю вину удаления из монастыря на самого себя, он говорил: – Господи, я живу в темнице сей вопреки братии; они праведны и праведные труды тебе приносят, я же, смрадный, лишен добродетели.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондакове Ростовского уезда. В крещении получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисо-Глебском монастыре. Там он усердно трудился в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги, и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей кельи или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Авраамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то во время пения Херувимской преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась»! Архимандрит удивился. Еще не окончилась Литургия, как пришел к Иринарху брат Андрей и сообщил, что мать их Ирина умерла. Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в ростовский монастырь Святого Лазаря, поселился в уединенной келье и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель — Борисо-Глебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к древесному комлю, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. В то время его навестил давний друг блаженный Иоанн Юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву.

http://e-vestnik.ru/reports/borisoglebsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010