6. Среда 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Прп. Виссариона, чудотворца Египетского. Прп. Илариона Нового. Прп. Паисия Угличского. Свт. Ионы, еп. Великопермского. Прп. Ионы Клименецкого. Служба прп. Виссариона, чудотворца Египетского, и прп. Илариона Нового не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Вознесения (Триоди). На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Виссариона, глас 8-й – 3, и прп. Илариона, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Приидите, верных собрание...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Господи, вземлющу Ти ся...». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Отпуст: «Иже во славе...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Вознесения 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Виссариона на 4 и прп. Илариона на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (прп. Илариона). По 3-й песни – кондак прп. Виссариона, глас 2-й, кондак прп. Илариона, глас тот же; седален прп. Виссариона, глас 1-й. «Слава» – седален прп. Илариона, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки...» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...» (см. в праздник Вознесения). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас тот же: «Недр Отеческих...». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-19/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 19 июня 2023 года 6. Понедельник. Прп. Виссариона, чудотворца Египетского. Прп. Илариона Нового. Аллилуия. Прп. Паисия Угличского. Свт. Ионы, еп. Великопермского. Прп. Ионы Клименецкого. По Уставу, совершается аллилуйная служба (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прп. Виссариона и прп. Илариона не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Виссариона, глас 8й – 3, и прп. Илариона, глас 4й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, солнцезрачная луче…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Небесных чинов…». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…». Кафизмы 4я и 5я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), прп. Виссариона на 4 и прп. Илариона на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (прп. Илариона). По 3й песни – кондак прп. Илариона, глас 2й; седален прп. Виссариона, глас 1й. «Слава» – седален прп. Илариона, глас 4й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак прп. Виссариона, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Святейшая святых…». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), прп. (пам. в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Симоновский, Московский, иконник. Впервые упоминается прп. Иосифом Волоцким в «Духовной грамоте» (Пространная редакция монастырского устава, нач. XVI в.; Слово 10. «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Русской земле») в связи с уставными неурядицами в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , возникшими после поставления игум. св. Феодора на Ростовскую кафедру (1388/89) и ухода из обители прп. Кирилла Белозерского (до 1397). Волнениям противостояли насельники прп. Варфоломей , Иоанн Златый, И., названные старцами, а также буд. митр. Киевский и всея Руси свт. Иона ( Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота//ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13. Стб. 552). Во 2-й редакции Жития свт. Ионы, входящей в 14-ю степень «Книги степенной царского родословия» (1560-1563), в связи с приходом будущего митр. Ионы на иночество в Симонов монастырь также приводятся имена насельников: «…и тамо подвизашеся… со блаженными Варфоломеем и со Иваном Златым и Игнатием иконником» (ПСРЛ. 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 505). В компилятивном сб. «Сказание о святых иконописцах» (кон. XVII - нач. XVIII в.) И. ошибочно назван Златым, очевидно, по причине смешения с др. старцем Симонова монастыря, упоминаемым прп. Иосифом Волоцким вместе с И., Иоанном Златым: «Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, сопостник прп. Кирилла Белозерского, писаше многия святыя иконы чудныя»; там же он назван собеседником буд. митр. Ионы (цит. по: Барсуков. 1882. Стб. 206; см.: Ровинский. 1856. С. 146 (назван Игнатием Златым)). Е. Е. Голубинский отождествлял И. с архим. московского в честь Преображения Господня (Спаса на Бору) мон-ря Игнатием, упоминаемым В. Н. Татищевым, полагая, что до 1404 г. он был монахом Симонова мон-ря. Утвердившееся в науке с сер. XIX в. именование И. Греком ( Снегирёв И. М. Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. C. 26; то же см.: Ровинский. 1856. С. 150) и приписывание ему авторства росписи собора Симонова мон-ря в 1338 г. (монастырь основан ок. 1370) были опровергнуты Н. П. Собко ( Собко. 1895. Стб. 445-446); эти сведения относятся к Исаии Греку (Гречину), расписавшему в 1338 г. новгородскую ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (НПЛ. С. 348).

http://pravenc.ru/text/293417.html

Скит Кавсокаливия (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Кавсокаливия — скит с 40 каливами, некоторые не имеют храма, половина келлий в настоящее время пустует. Находится за Пустынью, по дороге к Великой Лавре , на скалах. Название («сожженные хижины») происходит от имени основателя — прп. Максима Кавсокаливита († 13 января 1365), который всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, сжигал ее, поднимаясь все выше в горы. Около пещеры прп. Максима возникло монашеское поселение, его центром был храм Преображения Господня, располагавшийся выше к северо-западу от нынешнего скита (в настоящее время представляет собой развалины). Вероятно, здесь произошла встреча прп. Григория Синаита с прп. Максимом . Первым биографом прп. Максима стал его сподвижник прп. Нифонт Кавсокаливит († 14 июня 1411), ученик преподобных Нила Эрихиотиса и Феогноста Кавсокаливита, известный своей подвижнической и созерцательной жизнью. В кон. XVII — нач. XVIII вв. монашеская жизнь в Кавсокаливиях была возобновлена прп. Акакием Новым Кавсокаливитом († 12 апр. 1730). 20 лет (с 1660) он подвизался в окрестностях храма Преображения, затем ниже по склону горы основал кириакон скита в честь Святой Троицы на месте, где в сейчас находится кладбищенский храм. По молитвам прп. Акакия был изведен источник, существующий до сих пор. Неофит, проигумен Великой Лавры , назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником) и вручил ему жезл, но тот по своему смирению никогда не носил его. Последние годы своей жизни проигумен Неофит († 26 дек. 1732) провел в Кавсокаливиях, исполняя при прп. Акакии обязанности дикея и заботясь о благоустройстве скита. В 1745 г. благодаря стараниям иером. Ионы († 1765), автора жития и службы прп. Акакию, был воздвигнут новый кириакон в честь Святой Троицы, расписанный в 1776 г. монахом Митрофаном. В мае 1746 г. лаврский игумен Исаия официально признал скит и утвердил его внутренний устав, регламентировавший отношения скита с Великой Лаврой. В 1759 г. было завершено строительство Успенского храма в пещере, где подвизался прп. Акакий. В 1790 г. вместе со многими афонскими обителями скит пострадал от землетрясения. В 1804 г. к кириакону был пристроен экзонартекс (расписан в 1820), в 1897-1898 гг. на пожертвование Константинопольского Патриарха Иоакима III воздвигнута колокольня.

http://azbyka.ru/palomnik/Скит_Кавсокали...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРФОЛОМЕЙ († 1442; Старый Симонов мон-рь в Москве), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве. Сведения о В. сохранились в духовной грамоте (Пространной редакции Устава) прп. Иосифа Волоцкого ( 1515), к-рый узнал о В. от его младшего современника игум. Спиридона, настоятеля Троице-Сергиева мон-ря (1467-1474). Из духовной грамоты прп. Иосифа рассказ о В. был вставлен в житие митр. св. Ионы (сер. XVI в.), позднее - в «Сказание отчасти жития» (2-я редакция жития свт. Ионы), помещенное в 14-й степени Степенной книги царского родословия (1560-1563). Названные источники рассказывают о времени, когда В. являлся келарем и строителем Старого Симонова мон-ря (с 10-х или 20-х гг. XV в.) - одной из самых влиятельных обителей Великого княжества Московского, ктиторами к-рой были члены великокняжеской семьи. В., «о монастырьском благочинии и о подвизе иноческом великое попечение имея с прочими тогда подвижьными иноки обители», стремился к восстановлению строгих норм иноческой жизни в мон-ре. (Необходимость исправления монашеской жизни, возможно, была вызвана изменением имущественного положения Симонова мон-ря: в кон. XIV - 1-й пол. XV в. он приобрел много сел, деревень и угодий, рыболовные ловли на Волге; среди его вкладчиков и иноков были представители московской знати,- все это могло негативно отразиться на внутренней жизни обители.) Среди сподвижников В. были свт. Иона, впосл. митр. Киевский и всея Руси, Иоанн Златый и прп. Игнатий Иконописец. Вместе они «не дадуще никакову бесчинию, ни мятежю бывати в монастыри», в т. ч. «самому архимариту не попущаху о неисправлении благозакония». Деятельность подвижников натолкнулась на сопротивление остальной братии, подвижники «многу скорбь и опечаление приимаху от архимаритов обители тоя» (возможно, от архимандритов Ионы и Иоанна). Однако ревнители благочестия во главе с В. «о сих не стужаху си и сего ради от Бога прославлени быша». В. и его сторонники получили поддержку со стороны главного ктитора обители - вел. князя (Н. П. Барсуков и А. А. Зимин полагали, что им был Василий I , Л. И. Ивина считает, что Василий II ). Преподобный был погребен в Старом Симонове мон-ре. Степенная книга рассказывает о чуде, бывшем после кончины В.: «Блаженнаго Варфоломия и по мнозех летех преставления его показа Бог стояща в церкви на месте, идеже в животе еще обычай име молитися».

http://pravenc.ru/text/154393.html

22. Четверг. Ап. от 70-ти Кодрата (с 21 сентября) . Сщмч. Фоки, еп. Синопийского. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера, отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (службу зри 22 января) . Прп. Ионы Яшезерского . Службы ап. Кодрата (с 21 сентября) и сщмч. Фоки не имеют праздничного знака, совершаются вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 12-я . На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 4-й – 3, и священномученика, глас 1-й – 3. «Слава» – священномученика, глас 4-й: «Измлада был еси...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Имуще Тя, Богородице...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Аз, Дево Святая...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Слово Отчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), апостола (Минеи) на 4 и священномученика (Минеи) на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (священномученика). По 3-й песни – кондак и икос священномученика, глас 6-й; седален апостола, глас 3-й. «Слава» – седален священномученика, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха, светилен апостола (Минеи). «Слава» – светилен священномученика (Минеи), «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Исхити мя, Владычице...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-05/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 5 октября 2024 года 22. Суббота. Ап. от 70-ти Кодрата (с 21 сентября) . Сщмч. Фоки, еп. Синопийского. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера, отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (службу зри 22 января) . Прп. Ионы Яшезерского . Службы ап. Кодрата (с 21 сентября) и сщмч. Фоки не имеют праздничного знака, совершаются вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18я . На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 4й – 3, и священномученика, глас 1й – 3. «Слава» – священномученика, глас 4й: «Измлада был еси…», «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2й: «Щитом веры…», 3й – тот же, 4й: «О земных всех…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Обрадованная, ходатайствуй…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3й. «Слава» – тропарь священномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5й: «Радуйся, двере Господня…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ксения Миласская, прп. Описания иконы Ксения Миласская, прп. - житие Житие преподобной матери нашей Ксении, в мире Евсевии Жил в Риме один знатный и почтенный муж, принадлежавший к сословию старших сенаторов, по вере христианин, глубоко благочестивый, имевший единственное дитя, как зеницу ока, - дочь, по имени Евсевию. Когда она достигла девического возраста, один вельможа, также из сословия сенаторов, просил родителей Евсевии отдать дочь свою за сына его. Родители Евсевии, посоветовавшись между собою, обручили ее благородному юноше, равному им почестями и богатством, и уже назначен был день, когда должен был совершиться законный брак. Девица же, исполненная любви к Богу, пожелала остаться вечною невестою нетленного Жениха, прекраснейшего по своим совершенствам всех сынов человеческих, Самого Христа Господа, и сохранить свое девство навсегда. Однако она утаила свое желание от родителей, ибо знала, что если бы они угадали ее намерение, то не захотели бы и слышать об этом. Они всячески препятствовали бы ей, и то лестью и ласками, то приказаниями, прину[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Прп. Ксения. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 7640.jpg:   Размер: 439x1200, 0.53 MPix, 93 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (194) , (7) . Описание: [Русь. 1551.] Прп. Ксения с житием. Икона. Русь. 1551 г. 69.5 х 55.5. Вклад княгини Киликии Ушатой, жены князя Ивяна Васильевича Третьяка-Ушатого, в иночестве Ионы, погребенного в Сергиевой Лавре. " Ризница Троице Сергиевой Лавры " . Файл 7641.jpg:   Размер: 1417x1800, 2.55 MPix, 604 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (345) , (21) . Описание: [Русский Север. XVI.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург.

http://pravicon.com/icon-2234

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 21 октября 2023 года 8. Суббота. Прп. Пелагии. Прп. Трифона, архим. Вятского. Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского. Собор Вятских святых . Свт. Ионы, архиеп. Вятского и Великопермского . Служба прп. Пелагии не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры преподобной, глас 8й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобной, глас 4й: «Идеже умножися грех…», «И ныне» – догматик, глас 2й: «Прейде сень законная…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2й: «Иже земныя сласти…», 3й: «Святым мучеником…», 4й: «Лицы мученичестии…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Спаси от бед…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь преподобной, глас 8й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2й: «Вся паче смысла…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобной, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ради…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), преподобной на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699. В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобной на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. В храме святого – канон преподобной со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Савино. Церковь Саввы Вишерского. Церковь. Действует.   Престолы: Саввы Вишерского Год постройки:1992. Ссылки:   Адрес: 173527 Новгородская обл., Новгородский р-н, с. Савино, ул. Речная Координаты: 58.54717, 31.447279 Проезд:Из Новгорода по направлению на Москву, поворот на Савино слева (по указателю). Далее прямо до моста, церковь перед мостом справа. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Название д. Савино сохраняет имя великого христианского подвижника — прп. Саввы Вишерского, тайно пришедшего в Великий Новгород под видом нищего странника и поселившегося на берегу р. Вишеры. Случилось это в 1417 г., а уже через год новгородские летописи сообщают о строительстве деревянной церкви «Вознесение Христово в Савине пустыни». Так начиналась история Савво-Вишерского монастыря. Преставился прп. Савва 1 (14) октября 1461 г., 80 лет от роду, и погребен был в основанной им обители. Уже в 1464 г. над мощами прп. Саввы на средства архиепископа Ионы возводится «теплая» церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Новгородские летописи сообщают о разгроме, учиненном в монастыре «ратными людьми» Ивана Грозного. Одумавшийся и раскаявшийся государь повелел соорудить новую раку за счет своей казны. Пережил монастырь и шведское разорение, после которого остались в нем «Храм Вознесение да Савва Преподобный». В 1662 г., после осмотра обветшавших церквей, повелением царя Алексея Михайловича в монастыре воздвигается новый каменный храм Вознесения Христова на месте построенного Саввой. В том же году рухнула церковь Покрова, в которой почивали мощи, и раздробила деревянную раку, не повредив лишь образ Преподобного, вырезанный на верхней доске.э Церковь вскоре была восстановлена, а мастера Государевой Оружейной палаты изготовили новую раку, украшенную резными кругами. Круги эти, побывав в фашистском плену,сохранились до наших дней в фондах Новгородского музея. В 1764 г. по указу Святейшего Синода обитель была упразднена. Монастырские строения разрушались: даже на церкви Вознесения, где к тому времени почивали мощи прп. Саввы, не было уже и креста. Возобновление обители и возрождение монастырских построек началось с 1770 г. К 1805 г. были отремонтированы все храмы, сооружена каменная ограда с колокольней над входом и четырьмя башнями по углам. В одной из башен хранился деревянный крест, по преданию воздвигнутый Саввой на месте будущего монастыря. Сейчас этот крест выставлен в экспозиции резного дерева Новгородского музея.

http://sobory.ru/article/?object=10331

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010