Последование А. в целом не изменилось со времени действия Студийского устава (напр., ГИМ. Син. Л. 142об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 52). Оно помещено в совр. печатных греч. и рус. Минеях и состоит из цикла стихир на Господи воззвах 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа и канона 4-го гласа с акростихом «ρδβλθυοτεΑρχιππον μν τν σοφν θεηγρον» (Архиппа воспеваю мудрого, богоглаголивого), принадлежащим гимнографу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. По греч. рукописям известен еще один канон А. 2-го гласа без акростиха, с началом: « Ως ορανς σμερον/ Εκκλησα Χριστο» (Ныне Церковь Христова как небо) гимнографа Георгия, имя его вписано в богородичны (Ταμεον. Ν 504. Σ. 169). Этот канон не вошел в печатные богослужебные книги. О. В. Венцель Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) Иконография. А. изображается средовеком, в хитоне, гиматии; бывает представлен с ап. от 70 Филимоном и Апфией (как правило, в мучении), чья память празднуется в тот же день, или единолично, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен на миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 200, 976-1025 гг.,- в мучении); в Минологии (ГИМ. Греч. 183. Fol. 101, посл. четв. XI в.,- в мучении, с ап. Филимоном и Апфией); в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 100об., XV в.,- в рост, с ап. Филимоном и Ананией, память к-рого приходится на 4 янв. и 1 окт.). В настенных минологиях на февраль: в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?); в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг.; возможно, изображение мученичества представлено под 22 нояб. в церквах мон-рей Дечаны и Козия. В рус. памятниках: на минейной иконе на февраль, кон. XVI в., на иконе из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В Соборе апостолов представлен слева внизу на иконе «Апостольская проповедь», 1660-1662 гг., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/76546.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец (+ 1522) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 19 мая в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Князь Иоанн был сыном угличского князя Андрея Васильевича (брата вел. князя Иоанна III) и супруги его княгини Елены. До 13 лет он жил мирно в своей семье. Он хорошо учился, имел кроткий, мирный характер и во всем любил умеренность. Но в 1490 г. все их семейство постигло несчастье. Вел. князь за то, что брат его по какой-то причине не послал по его требованию войско против татар, заточил его и его сыновей Димитрия и Иоанна в тюрьму в Переяславле-Рязанском, где князь Андрей через три года умер, а за год до него — супруга. Тогда братьев перевели сначала на Белоозеро, а потом в Вологду. Князь Димитрий сильно унывал, брат же утешал его: «Брат, не скорби о том, что ты заключен в темницу и страдаешь от этих оков. Бог внушил великому князю так поступить с нами, чтобы доставить пользу душам нашим, ибо через это Он сделал для нас невозможным заботиться о суете мира сего. Будем молиться Господу Богу, чтобы Он послал нам милость Свою с радостью перенести во имя Его страдания и избавиться от вечных мучений». В оковах князь Иоанн стяжал мир душевный и сокрушение о грехах своих. Так прожил он 32 года и скончался 19 мая 1522 г. сорока пяти лет от роду, приняв постриг с наречением ему имени Игнатий. Перед кончиной он причастился Святых Тайн и умер, осеняя себя крестным знамением. Брат его Димитрий получил впоследствии свободу и бьш погребен, согласно своему завещанию, у ног св. Игнатия. Келейная икона св. Игнатия осталась в тюрьме и неизвестно по чьему распоряжению оставалась в тюрьме Вологды до последнего времени. • Князь Иоанн принял постриг с наречением имени Игнатий от игумена Спасо-Прилуцкого монастыря. • Погребение св. Игнатия совершено в самом монастыре рядом с прп. Димитрием Прилуцким (память его 11февр.). После многих чудесных исцелений, начавших происходить со дня отпевания святого, его стали почитать как чудотворца Вологодского. • Спасо-Прилуцкий монастырь, находящийся недалеко от Вологды, стал первым монастырем в епархии, в котором была возрождена монашеская жизнь после прекращения гонений на Церковь в Советском Союзе. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437225/

Синодское. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Михайло-Архангельский храм. Каменный, с приделами во имя прп. Димитрия, Прилуцкого и Вологодского Чудотворца (справа) и Покрова Пресвятой Богородицы (слева). Деревянная однопрестольная церковь во имя Архистратига Михаила была сооружена в 1749 г. Каменный храм построен на средства прихожан в 1803 (1805) г., освящен в 1805 г. Правый придел устроен усердием г-жи Варвары Подреевской (Падревской) в 1859 г., левый – прихожанами в 1865 гг. В 1872 г. церковь была перестроена по новому плану, причем восьмерик и купол сделаны деревянными, а крыша обоих приделов – возвышена. Колокольня сооружена новая, трехъярусная. На заседании постоянной комиссии по вопросам культов при оргкомитете ВЦИК Саратовского края от 22 ноября 1934 г. церковь, как бездействующую с 1929 г., постановили передать с государственный фонд. Источник: «Inpenza.ru» ,  «Пенза Православная» До настоящего времени деревянное завершение храма не сохранилось. В плане храм имеет квадратную форму, с включенными в него тремя алтарями, расположенными по одной линии. Центральный алтарь выше боковых. Колокольня трехъярусная, верхний ярус восьмериковый, нижние - четвериковые. Декор довольно скупой и сейчас в него при начавшемся восстановлении храма внесено некоторое оживление за счет выделения средней части южного фасада тремя аттиками в виде килевидных кокошников. Информация с диска «Православные храмы земли Пензенской», автор Дворжанский Александр Синодское (Архангельское, Верхозим), село, центр сельсовета, в 22 км к югу от районного центра. Возникло между 1722 и 1743 годами, заселялось синодскими, принадлежавшими Синоду, крестьянами (Гераклитов, 1923, с. 313). Отставной капрал Григорий Федорович Галабурда (Халабурда), получив не позже 1701 года за службу поместный оклад, завещал в 1722 году свою поместную землю 20 четвертей в поле, а в дву по тому ж, на речке Верхозиме Николаевскому Амвросиеву Дудину монастырю (Нижегородский уезд), который числился в домовой вотчине московского патриарха, а с 1721 года – в ведении Синода. На этой земле село основал Дудин монастырь. Первоначально оно именовалось Верхозимом (1743 г.), затем (1762 г.) Архангельским, Верхозим тож, жители – синодальные крестьяне, в XIX веке – государственные крестьяне.

http://sobory.ru/article/?object=25736

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «КИЛИКИЕВСКИЙ» КРЕСТ запрестольный выносной 8-конечный крест (160×89,5×8,5 см) из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря; в наст. время - в собрании ВГИАХМЗ. Украшен окладом из медной позолоченной басмы, деревянная основа креста на обеих сторонах прорезана углублениями-нишами, в к-рые вставлены костяные пластины с резными изображениями (сюжетные композиции, фигуры святых, поясные и в рост - всего более 80). Временем создания К. к. принято считать 1-ю пол. XVI в. Костяные пластины на К. к. были собраны в процессе его создания. Нек-рые пластины, видимо, появились во время разновременных поновлений, даты к-рых установить не представляется возможным. Часть утраченных изображений была восполнена в ходе научной реставрации (напр., композиция «Предста Царица» на оборотной стороне в 1999). «Киликиевский» крест. Рубеж XV и XVI вв. (ВГИАХМЗ) «Киликиевский» крест. Рубеж XV и XVI вв. (ВГИАХМЗ) На кресте нет вкладной надписи, большинство подписей к фигурам, за исключением тех, что были вырезаны вместе с изображениями, не сохранились. В опубликованных монастырских документах XVI-XVII вв. К. к. легко узнать по описанию и местоположению: в 1593 и 1688 гг. он упомянут за престолом как крест «выносной болшей», резной из «рыбина зубицы» (моржовая или слоновая кость) в металлическом окладе, украшен изображениями Распятия, праздников, пророков и «иные многие святые»; никаких связей с именем основателя монастыря эти описания не дают. Происхождение креста из Киликии (область в М. Азии), отразившееся в названии, представляется легендарным. Предание о привозе запрестольного креста из Киликии и о передаче его в дар вел. кн. Димитрием Донским прп. Димитрию Прилуцкому существовало в кон. XIX в. и было закреплено в историко-краеведческой лит-ре в нач. XX в. ( Лукомский Г. К. Вологда в ея старине. СПб., 1914. С. 249; сомнение в ее достоверности было высказано Г. И. Вздорновым - см.: Вздорнов. 1972. С. 82-83).

http://pravenc.ru/text/1684610.html

И. Верюжский, на самой гробнице были изображены в клеймах 4 чуда, связанные с исцелениями при гробе в 1680-1706 гг. Свящ. И. Верюжский приводит их описание, включающее имена исцеленных, даты, особо подчеркивает тот факт, что о чудесах известно именно благодаря сохранившимся изображениям на гробнице. Из этого следует, что сюжеты в клеймах сопровождались пространными надписями или сами клейма могли представлять собой тексты с описаниями чудес. Единоличные образы святого XVIII-XIX вв. неизвестны. Его изображение присутствует на неск. иконах среди Вологодских святых, самые ранние могут быть датированы 1-й четв. XVIII в., напр. икона «Спас на престоле, с предстоящими и припадающими Тотемскими и Великоустюжскими святыми» (Тотемское музейное объединение). М. изображен в верхнем регистре левой части композиции седым старцем, лик в 3/4-ном повороте вправо, руки в молении перед грудью. На нем длинная светлая рубаха с длинными рукавами. У святого высокий открытый лоб с обширными залысинами, короткие вьющиеся волосы, едва достигает груди окладистая борода, надпись: «Максимъ блаженный Тотемский». Напротив него, в правой части композиции, помещен др. Тотемский святой - блж. Андрей, Христа ради юродивый. Их изображения в иконописи составляют устойчивую пару. Исключением является образ 1-й четв. XVIII в. редкой иконографии, происходящий из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ). В центральной части композиции помещен ростовой образ Божией Матери «Оранта» в круглой мандорле, украшенной звездами, в к-рые вписаны фигуры Киево-Печерских преподобных. Сложносоставная композиция иконы включает изображения Св. Троицы, праздников, сюжетов из Киево-Печерского патерика и предстоящих святых, расположенных в 4 регистра по сторонам Пресв. Богородицы. Слева в верхнем ряду 5 святых, среди к-рых - М. (ближний к центру, вместе с прав. Прокопием и блж. Иоанном Устюжскими). Его образ близок к изображению на иконе «Спас на престоле, с предстоящими святыми». На иконе 2-й пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

Э. Кинан выявил текстологические параллели между «Плачем...» и «Жалобой» И. К., с одной стороны, и 1-м письмом кн. А. М. Курбского царю Иоанну Грозному (написано в 1564 в Литве) - с другой; исходя из этого, исследователь сделал вывод о подложности переписки Курбского с царем. Наблюдения Кинана вызвали дискуссию. Скрынников, считая «Жалобу» ответом на «Список с листочка...» 1562 г., датировал ее 2-й пол. 1562 г. и писал, что письмо Курбского вторично по отношению к сочинению И. К. Данная гипотеза была оспорена А. А. Зиминым и др. исследователями. Зимин и М. Д. Каган писали о существовании несохранившегося текста, которым пользовались как И. К., так и кн. Курбский. Высказывалось мнение, что И. К. испытал на себе влияние сочинения кн. Курбского. Н. Андреев и др. исследователи указали на возможность знакомства западнорус. книжника с текстом Курбского в сент.- дек. 1565 г., когда царь ездил на богомолье, во время к-рого посетил Ростов; кто-нибудь из сопровождавших царя дьяков мог ознакомить И. К. с письмом Курбского. И. К. также мог получить сочинение Курбского, когда находился в вологодской тюрьме, от жившего в вологодском Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня монастыре прп. Феодорита Кольского, бывш. духовного отца Курбского. К маю 1567 г. И. К. в Ростове написал оправдательное сочинение, сохранившееся с заголовком «Список с листа Исаино слово в слово, который писал до великого князя Московского Ивана Васильевича: Верую же сице, и се есть истинная вера моя» («Большое исповедание»). Заголовок скорее всего имеет позднейшее происхождение, т. к. в тексте нет ни обращения к царю, ни указания на адресата. Сочинение начинается изложением Символа веры, к к-рому на полях сделаны примечания, направленные против католицизма и «Аполлинариевой ереси». Затем следуют рассказы об обращении имп. равноап. Константина I Великого в христианство, о его чудесном исцелении от проказы после крещения, об утверждении папского престола в Риме и об основании Византия (см. в ст. Константинополь ). В основе повествования лежит подложная грамота о правах папы «Константинов дар» (Donatio Constantini Magni). И. К. восхвалял Константина Великого за человеколюбие, выражавшееся, в частности, в освобождении заключенных из темниц.

http://pravenc.ru/text/674854.html

Оленегорск. Церковь Димитрия Прилуцкого. Карта и ближайшие объекты Церковь Димитрия Прилуцкого находится в городе Оленегорск Мурманской области Первые упоминания о поселении относятся к августу 1949 года, когда город образовался на месте саамского погоста Масельга. Местные жители занимались такими промыслами, как рыболовство, охота, чуть позже - оленеводство. Статус города поселение получило в 1957 году. В 1994 году официально зарегистрирована православная община, был выкуплен жилой дом, который ныне переоборудован под церковь. Строительство храма продвигалось очень медленно, в основном, силами прихожан. Сначала над храмом возвели главный купол с шестиконечным крестом, далее был построен алтарь, над зданием надстроили высокую колокольню. Колокола для звонницы были отлиты в городе Каменск-Уральский на пожертвования Союза предпринимателей Оленегорска. Здание церкви целиком деревянное, внутри обшитое тесом. 24 февраля 1995 года с благословения епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона здание было освящено как храм иерейским чином в честь прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца. 24 февраля 1995 года, сразу после освящения была совершена первая литургия. http://olenegorsk.prihod.ru/istoriya-prixoda/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14165

Визит Святейшего Патриарха Алексия в Вологду. Посещение Спасо-Прилуцкого монастыря. 18 июня 2007 года 16 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл с Первосвятительским визитом в Вологодскую епархию . Прямо из аэропорта Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении архиереев отправился в Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный учеником Сергия Радонежского преподобным Димитрием Прилуцким. Сегодня в монастыре отмечается праздник в честь сретения иконы прп. Димитрия Прилуцкого. По прибытии в монастырь Святейший Патриарх поклонился святыням обители, а затем обратился к верующим с Первосвятительским словом , в котором отметил, что за годы, прошедшие после его предыдущего посещения обители в 1992 году, ее облик заметно изменился, возрождается былое величие и красота Спасо-Прилуцкой обители. Святейший Патриарх выразил благодарность руководству области, правящему архиерею Вологодской епархии, наместнику и братии обители, прихожанам — всем, кто трудился и трудится ради восстановления древнего монастыря. Как уже сообщалось, на колокольню Спасо-Прилуцкого монастыря в преддверии визита Святейшего Патриарха подняли новые колокола . Сотрудники Международного центра колокольного искусства отлили новые колокола по образцу звонницы Софийского собора в Вологде. Из монастыря Святейший Патриарх Алексий направился в родовую усадьбу Брянчаниновых в деревне Покровское Грязовецкого района. Затем Предстоятель вернется в Спасо-Прилуцкий монастырь и совершит здесь всенощное бдение. Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Храм прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке/Фотогалереи сайта Православие.Ru ПРАВОСЛАВИЕ.RU Фотогалереи  »  Сердце Северной Фиваиды. Фотовыставка архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана Сердце Северной Фиваиды. Фотовыставка архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана Храм прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке Крепостные стены Кирилло-Белозерского монастыря Фото: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан Один дома © Фотогалереи сайта Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/gallery/image76_15...

Архив Пн В Вологде прошла конференция для монашествующих 25 февраля 2024 г. 15:22 24 февраля 2024 года в Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре г. Вологды состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности». Мероприятие прошло в рамках регионального этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений и было приурочено к дню памяти преподобного Димитрия Прилуцкого. В мероприятии приняли участие епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря г. Санкт-Петербурга игумения Илариона (Феоктистова), настоятели, наместники и монашествующие монастырей Вологодской митрополии . Модератором конференции выступил благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков). Перед началом форума его участники помолились за Божественной литургией. Конференция прошла в актовом зале Спасо-Прилуцкого монастыря. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель форума митрополит Вологодский и Кирилловский Савва . С докладами выступили: В завершение конференции митрополит Савва поблагодарил участников за продуктивную работу. Вологодская митрополия / Патриархия.ru   Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010