«Демократизм образов и лаконичная конкретность художественного языка сочетаются с разнообразием палитры, подчас по-народному грубоватой, но сильной и впечатляющей, где ведущая роль принадлежит различных оттенков охрам в сопоставлении с киноварью и лазорью» (Искусство земли Вологодской: Кат. выст. С. 8). Среди наиболее выдающихся памятников того времени - Деисус и храмовая икона из Покровского Глушицкого мон-ря, праздничный чин из Корнилиева Комельского мон-ря (ВГИАХМЗ), Деисус 1517 г. из Троицкой ц. Филиппо-Ирапской пуст. (Череповецкое музейное объединение), иконы «Св. Иоанн Предтеча» из Дюдиковой пуст. (ВГИАХМЗ), «Снятие с Креста» из Сретенской ц. (ГТГ) и «Чудо св. Георгия о змие» (ГРМ), «Преображение» из Куржекской ц. (Вытегорский музей), «Арх. Гавриил» и «Св. Иоанн Предтеча» из ц. Успения Пресв. Богородицы с. Девятины, стиль к-рых характерен для новгородской школы; резные иконы «Чудо св. Георгия о змие» и «Св. Параскева Пятница» (ВГИАХМЗ). В XV-XVII вв. был создан 5-ярусный тябловый иконостас Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Из 60 уцелевших икон 33 находятся в КБМЗ, остальные - в ГРМ, ГТГ и ЦМиАР. К XVI в. относятся еще 2 частично сохранившихся тябловых иконостаса из Кириллова: из церквей прп. Иоанна Лествичника (местный ряд в ГРМ) и Преображения Господня. В последней, а также на св. вратах с казнохранилищем и сушилом частично сохранились фрески. Наиболее ранние дошедшие до нас образцы книжной миниатюры представлены в Евангелии апракос (кон. XIV - нач. XV в., ВГИАХМЗ), в Канониках 1408 и 1423 гг., в 3 Евангелиях XIV - 1-й трети XV в. (в т. ч. в Христофоровом Евангелии), Псалтири 1424, Апостоле 1-й трети XV в. (все в ГРМ). Замечательными памятниками прикладного искусства XV-XVI вв. являются панагии и потир из Спасо-Каменного мон-ря и т. н. Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого мон-ря (оба во ВГИАХМЗ), напрестольный резной крест из Кириллова Белозерского мон-ря, образ «Св. Троицы» из Сямского Богородице-Рождественского мон-ря (оба в ГРМ). Древнейшие произведения лицевого шитья - 2 покрова на раки преподобных Димитрия Прилуцкого (XV в.?) и Григория Пельшемского (XVI в.; оба во ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Напротив гробницы прп. Димитрия в XIX в. располагался киот с иконой Божией Матери «Страстная» (XVII в.; ВГИАХМЗ), к-рая в описях мон-ря ошибочно называлась келейной иконой основателя. Наиболее ранней из сохранившихся икон является каменная икона Божией Матери «Троеручица» (нач. XV в.; ВГИАХМЗ). В Д. м. почитались иконы Божией Матери «Корсунская», «Казанская» (XVII в.; ВГИАХМЗ) и «Скоропослушница» с частицами мощей, привезенная 17 янв. 1910 г. из афонского мон-ря вмч. Пантелеимона. К 2007 г. в Димитриевской ц. находится др. икона «Скоропослушница» - работы афонских иконописцев 1889 г., перед которой каждую пятницу братия совершает молебен. В Димитриевской ц. хранился т. н. Киликиевский крест (1-я треть XVI в., резьба по кости; в настоящее время в ВГИАХМЗ), к-рый игум. Арсений носил в 1552 г. в Москву для моления перед Казанским походом Иоанна IV Васильевича. Среди церковной утвари Д. м. высокохудожественным уровнем исполнения отличаются литургические сосуды, водосвятная чаша работы нижегородских серебряников - вклад Нижегородского митр. Филарета († 1694) (потир и чаша находятся в ВГИАХМЗ). Из убранства гробниц сохранились покровы, выполненные в московских мастерских: 1-й трети XVI в. и два (на раки преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких) сер. XVII в.- вклад боярина И. Д. Милославского (ВГИАХМЗ). Замечательными произведениями церковного лицевого шитья являются пелена «Свт. Николай Можайский» 60-х гг. XVI в., вероятно, работы мастерской Евфросинии Старицкой, литургические покровы 60-х гг. XVII в. из сольвычегодских строгановских мастерских (ВГИАХМЗ). В Д. м. отмечался 3 июня праздник Сретения чудотворной иконы прп. Димитрия Прилуцкого. Установление праздника связано с присылкой в 1503 г. вел. кн. Иоанном III в Вологду и с принесением в мон-рь образа прп. Димитрия в память о помощи святого рус. войскам и о явлении святого вел. князю во время похода на Казань 1487 г. Чудотворный образ встречали горожане во главе с Вологодским и Великопермским еп. Никоном (икона, присланная в Вологду, не сохр.). В Д. м. почиталась икона прп. Димитрия с Житием работы Дионисия Московского кон. XV - нач. XVI в., которую считали даром вел. кн. Иоанна III (ныне в ВГИАХМЗ). В память об этом событии ежегодно устраивался крестный ход из города в мон-рь, где правящий архиерей с настоятелем обители и клириками епархии служил литургию; затем совершался молебен прп. Димитрию, и крестный ход возвращался в Вологду. Празднование продолжалось 3 дня. Почитаемую икону преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких, по сообщению еп. Вологодского Израиля (Никулицкого), «издревле» носили крестными ходами по соседним с монастырем селениям «по особенной просимости жителей вследствие данного ими обета в особо назначенные ими самими дни». Библиотека

http://pravenc.ru/text/172064.html

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» На иконах XVIII-XIX вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) На иконах этого извода 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются - пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

http://pravenc.ru/text/187778.html

А. в Вологде и Угличе. В Серебряниковской редакции Угличского летописца отмечено, что лицо Д. А. после смерти просияло, как свет (РГБ. Ф. 178. Муз. 934. Л. 81). В сб. ГПБ. Q.I.365 (кон. XVII-XVIII вв.) на л. 226 об.- 230 об. читается общая молитва Д. А. и прп. Игнатию. В 1737 г. на подворье Спасо-Прилуцкого мон-ря в Москве существовала ц. во имя Д. А. и прп. Игнатия (ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 5. Смесь. С. 8). В нач. XIX в. митр. Евгений (Болховитинов) внес имя князя в список святых Вологодской епархии. Во 2-й пол. XIX в. в тюремной церкви Вологды находилась икона Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радосте», к-рая, согласно преданию, являлась родительским благословением Д. А. и его брату. (Этот образ не мог принадлежать угличским князьям, т. к. данная иконография возникла не ранее посл. трети XVII в. под влиянием католич. искусства.) Канонизация Д. А. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых (празднование установлено в 1841) и в Собор Ростово-Ярославских святых (празднование установлено в 1964). Ист.: Житие Кассиана Учемского//Ярославские ЕВ. 1873. 14. Ч. неофиц. С. 114-115; Житие Паисия Угличского//Там же. 17. Ч. неофиц. С. 137; Житие Иоанна-Игнатия Угличского//Там же. 28. Ч. неофиц. С. 223-224; ПСРЛ. Т. 12. С. 214; Т. 13. С. 135; Т. 20. Ч. 1. С. 357; Т. 24. С. 209; Т. 25. С. 330; Т. 29. С. 39; Т. 34. С. 26, 178, 180; Т. 37. С. 98; Угличский летописец: По списку Е. В. Барсова из собр. рукописей Ростовского музея/Отв. ред.: А. А. Севастьянова; Подгот.: Я. Е. Смирнов. Ярославль, 1996. С. 43-44, 46. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Собрание разных известий о Вологодской епархии и губернии. СПб., 1811; Верюжский. Вологодские святые. С. 387-404; Вологодская старина: Ист.-археол. сб./Сост.: И. К. Степановский. Вологда, 1890. С. 146-147, 285; Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 гг. СПб., 1891. Т. 2. С. 149-150; Ярославский К. , свящ. Князья угличские: (Угличские владетельные князья из рода вел. кн. Московских)//Ярославские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/178189.html

В 1553-1554 гг. на Соборе рассматривались еретические взгляды М. Башкина и др., разбирались обвинения, выдвинутые Башкиным против бывш. троицкого игум. Артемия . Во время соборных заседаний К. «начя хулити книгу преподобного Иосифа, еже сей преподобный списа на ересь новгородцких еретиков... яко не подлинну быти свидетельству книги сея» ( Бодянский. 1847. С. 1). Выступление К. упомянуто в Сказании о Соборе, составленном, по всей видимости, в 70-80-х гг. XVI в. в связи с подготовкой канонизации прп. Иосифа Волоцкого. Контекст рассказа позволяет думать, что Рязанский епископ выступил против предлагавшихся прп. Иосифом суровых мер по отношению к еретикам (позиция К. была близка к позиции старцев Кириллова мон-ря, с к-рыми Рязанский епископ был тесно связан). Не исключено, что К. на Соборе выступил в защиту Артемия, против к-рого были выдвинуты ложные обвинения. Последним свидетельством архиерейской деятельности К. является соборная грамота от 24 янв. 1554 г. о заточении Артемия в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь ; в грамоте К. назван среди иерархов - участников Собора (ААЭ. Т. 1. 239. С. 250). По-видимому, вскоре К. оставил кафедру: грамота об Артемии датирована янв. 1554 г., а 17 марта того же года Рязанским епископом стал Гурий (Лужецкий) . Из сведений о жизни К. после ухода на покой следует, что он не был осужден и сослан, бывш. Рязанский архиерей жил в Кирилловом Белозерском мон-ре. В Сказании о Соборе сообщается, что К. ушел на покой из-за паралича руки, ноги и языка, что трактуется как Божие наказание за выступление против прп. Иосифа. В Сказании описан конфликт К. (после оставления кафедры) с Вологодским архиереем во время пребывания К. в Вологде, куда он прибыл поклониться мощам прп. Димитрия Прилуцкого: Вологодский епископ не встретил К. и не оказал ему почтения, хотя К. считал себя старшим архиереем (подразумевается старшинство кафедр). В Сказании имя Вологодского архиерея не названо; в 1547-1558 гг. Вологодскую кафедру занимал еп. Киприан .

http://pravenc.ru/text/1681263.html

К ним относятся, напр., иконы XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье и из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу в Вологде (ВГИАХМЗ), икона «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) и др. На иконе «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из вологодской ц. Преображения на Болоте (XVIII в., ВГИАХМЗ) К. в коленопреклоненном молении - справа ближайший к центру. Прп. Кирилл Белозерский. Фрагмент иконы «Собор русских чудотворцев». Кон. XVIII — нач. XIX в. Выг (МИИРК) Прп. Кирилл Белозерский. Фрагмент иконы «Собор русских чудотворцев». Кон. XVIII — нач. XIX в. Выг (МИИРК) Изображения К. иногда вводились в композиции «Собор Новгородских святых», как на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде, куда включены мн. Белозерские чудотворцы, и «Собор Радонежских святых», как на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ (на зап. грани юго-зап. столпа и на вост. грани сев.-вост. столпа). Образ святого присутствует в уникальной композиции «Собор Печерских и Вологодских святых» 1-й четв. XVIII в. (?) в чеканном окладе 1732 г., изготовленном «тщаниемъ града Вологды купецкаго человека Антона Леонтъева сына Колмогорова» (надпись именует икону образом Божией Матери Печерской, ВГИАХМЗ). В центре композиции - Богородица в короне (тип Оранты), вокруг - сонм Киево-Печерских и Вологодских чудотворцев; ростовой образ К. в схиме - в левой группе предстоящих, в одном ряду с преподобными Иоасафом Каменским, Амфилохием Глушицким и Кириллом Новоезерским. Образ К. обязательно писали на иконах «Собор русских святых» разных иконографических вариантов, напр. на выговской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на старообрядческих иконах нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) и 1-й пол. XIX в. из моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР, изображен дважды) и др. Примерами включения образа К. (вместе со свт. Кириллом Александрийским) в минейные циклы являются иконы: «Минея на июнь» кон. XVI в. из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ; см.: Рыбаков. 1995. Кат. 81) и «Минея на май и июнь» XVII в. из старообрядческого скита в Судиславле Костромской обл. (поновление - 1-я четв. XIX в., ГРМ); листы из гравированных святцев Г. П. Тепчегорского 1714 и 1722 гг. (экземпляры 2-й четв. XVIII в. в РГБ; см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание колл. отд. изоизданий РГБ. М., 2004. С. 44, 48. Кат. 33. 10, 34. 10); святцы в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, проиллюстрированном в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева/Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. 208), и др.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

На образе 1838 г. И.- крайний справа во 2-м ряду, изображен вполоборота влево, средовеком в белой рубахе, с кочергой в руке. На иконе кон. XIX - нач. XX в. блаженный написан прямолично в верхней части левой группы, полуобнажен, руки скрещены на груди. Его образ включен также в иконописные композиции Собора Ростовских чудотворцев XIX - нач. XX в. (ГМИР, см.: Коробко. 2006. С. 217, 409. Ил. 8; Минея (МП). Янв. Прил.). На иконе Ростовских и избранных чудотворцев нач. XX в. из часовни Обретения главы св. Иоанна Предтечи в Елеонском Вознесенском рус. мон-ре в Иерусалиме (согласно надписи на обороте, пожертвована в 1909 г. А. Ф. Мальгиной из Ростова) И.- крайний справа во 2-м ряду, старец с длинными волосами и густой бородой с проседью, придерживает 3 кочерги, голова склонена, на груди - цепь (воспроизводит образ блж. Прокопия Устюжского в росписи Владимирского собора в Киеве). В 1-й пол. XIX в. И. (иногда вместо него блж. Прокопия Устюжского) нередко изображали вместе с блж. Иоанном Большим Колпаком в одном из клейм на нижнем поле палехских икон «Шестоднев» (ЦМиАР). Изображения И. известны в составе минейных циклов, как правило, под 14 мая вместе с мч. Исидором: на иконе посл. четв. XVI в. (дар мч. имп. Николая II, ГРМ) И. опоясан тканью, перекинутой через плечо; на вологодской иконе кон. XVI в. (происходит из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде, ВГИАХМЗ; см.: Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.: Альбом. М., 1995. Кат. 80. Ил.); на образе «Святцы на май и июнь» XVII в. со старообрядческими поновлениями 1-й четв. XIX в. (ГРМ, см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 222. Кат. 195; в руке у И. посох); на палехской или вязниковской иконе 1-й пол. XIX в. предположительно письма Т. И. Гагаева (до 2007 комплект минейных икон находился в собрании А. Глезера в Германии, затем в собрании М. Е. Елизаветина; см.: Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э.

http://pravenc.ru/text/674886.html

В этом положении, не обладая крупными привилегиями, Д. показал себя умелым организатором хозяйства, ему удалось накопить средства, на к-рые был приобретен ряд владений для митрополичьей кафедры (АФЗХ. Ч. 1. С. 70-74. 61-67; С. 79-81. 75; С. 102-102. 108; С. 142-144. 161). При Д. уточнялись границы митрополичьих земель (Там же. С. 112-113. 119; С. 253. 303), митрополичьи владения давались в оброк (Там же. С. 114. 122; С. 190. 216; С. 270. 314). Покровительство монастырям Д. способствовал укреплению положения мон-рей. В 1526 г. митрополит дал жалованную грамоту прп. Даниилу Переславскому, освободив от уплаты митрополичьих податей приписной к его обители храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1531 г. в Москве находился прп. Корнилий Комельский и испрашивал благословение Д. на построение храма в Сурской пуст. Д. благословил прп. Стефана Озерского († 1542) на строение храма и создание обители ( Верюжский. Вологодские святые. С. 423, 452-453). В 1537 г. в Димитриевом Прилуцком в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня муж. мон-ре по благословению Д. был построен собор, об этом сообщает надпись на камне в зап. паперти ( Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря/Испр. и доп. Н. Суворовым. Вологда, 1884. С. 16). В 1533, 1540 гг. митрополит дал жалованную грамоту в обитель прп. Саввы Сторожевского о невзимании податей с храмов, находящихся в монастырских вотчинах ( Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в.//РД. 2003. Сб. 9. С. 430). Кроме того, Д. давал жалованные грамоты в Покровский на Богоне мон-рь в Переславском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 126. 139), в Антониев мон-рь в Переславском у. (Там же. С. 128-129. 143), подтверждал жалованные грамоты своих предшественников (Там же. 190. С. 173; 269. С. 238-239). Не забывал Д. и о месте своего пострижения и игуменства. Иосифову Волоколамскому мон-рю он пожертвовал 210 р. (на них были куплены «селцо Начапино, да Иванково, да Комяково, да Скурълово, да две пустоши: Ярилово, да Кузнечково»), «а за то быти корму в вторую суботу Великаго поста по всех православных христианех, доколе монастырь Пречистыя стоит, да другому быти корму на память митрополита Данила, на его преставление, доколе монастырь Пречистыя стоит». Позднее митрополит прислал 220 р., «а велел по старце Иосифе кормить сентября 9, а другой корм в Дмитреевскую субботу по всей братии, доколе монастырь Пречистыя стоит. Да иконы обложены: Спасов образ, да Пречистыя, да Предтечев, да тъцка и Евангелие сребрена, да сень у царскых дверей, а дал на то митрополит 100 рублев, а ворота Святые и зделали и подписали, а дал на то митрополит 60 рублев, а иконы обложены и ворота доспеты и подписаны при великом князе Василии Ивановиче всея Руси» ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 24-25). Соборы 1525 и 1531 гг.

http://pravenc.ru/text/171216.html

1895. Кн. 4. С. 23-34; Описание о российских святых. С. 127-128. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 62; Волков П. Сказание о упраздненном Троицком Авнежском мон-ре и о преподобных его основателях//Вологодские ГВ. 1848. 8. С. 83-85; 9. С. 93-95; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. Чернигов, 1863. С. 92-93; Мелетий, иером. Исторические сведения об упраздненном Авнежском Троицком мон-ре Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1869. 10. С. 351-359; 11. С. 383-406; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 160; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 438-439, 529; Ч. 2. С. 35, 44, 211; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 136-137; Ключевский. Древнерусские жития. С. 278-280; Верюжский. Вологодские святые. С. 86-103; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 84-85; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966 (по указ.); Колобанов В. А. Владимиро-Суздальские лит. памятники XIV-XVI вв. М., 1982. С. 52-53; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 207-208; Дмитриева Р. П. Варлаам//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107; Белоброва О. А., Соколова Л. В. Иоасаф//Там же. С. 407-408 [Библиогр.: с. 408]; Свистунов М. А. И в погибели нетленны: Сказание об Авнежском Троицком мон-ре: (Легенды и факты). Вологда, 1991. А. В. Кузьмин, Е. В. Романенко Иконография Прмч. Григорий Авнежский (в нижнем ряду в центре). Фрагмент иконы «Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского». 2-я пол. XIX в. (ТСЛ) Прмч. Григорий Авнежский (в нижнем ряду в центре). Фрагмент иконы «Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского». 2-я пол. XIX в. (ТСЛ) Ранние и единоличные иконы Г. и К. в наст. время неизвестны. В иконописных подлинниках посл. трети XVII - 1-й пол. XIX в., где внешность Г. уподобляется, как правило, прп. Димитрию Прилуцкому, а внешность К. сравнивается со свт. Николаем Чудотворцем или прп. Сергием Радонежским, облик святых описан под 15 июня: «Кассиан преподобный надсед, кудреват, брада Сергиева» (РНБ. Погод. 1930.

http://pravenc.ru/text/166842.html

отец Павел праздновал день Ангела 10 (23) января, в день памяти прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Также своим Небесным покровителем отец Павел считал прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147), чей день памяти, 3 (16) августа, совпадает с официальной датой рождения батюшки. 42 Образ Господа Иисуса Христа, именуемый Всемилостивым Спасом, – наиболее почитаемая и любимая верующими святыня Воскресенского собора. По преданию, он был написан в первой трети 15 в. св. прп. Дионисием Глушицким и первоначально располагался в куполе древней деревянной монастырской церкви св. князей Бориса и Глеба. Позднее его перенесли в собор, построенный на месте церкви. В 1749 г. Ростовский митрополит Арсений (Мациевич) распорядился забрать чудотворную икону в архиерейский дом, но в 1798 г. она была возвращена в Воскресенский собор. В память о перенесении святыни и был установлен крестный ход по правой, Борисоглебской, стороне. А в конце 19 в. в память 900-летия Крещения Руси стали совершать крестный ход и по левому. Романовскому, берегу. 45 Эта икона, находящаяся сейчас в Воскресенском храме Тутаева, была написана в 1900 г. в Москве по заказу сенатора В.П.Мордвинова для Успенской церкви Вауловского скита (бывшее имение Мордвинова, переданное им в дар Санкт-Петербургскому монастырю, созданному трудами св. прав. Иоанна Кронштадского). Икона являлась копией с образа «Благодатное Небо» из иконостаса Архангельского собора Московского Кремля. Празднование совершается 6 (19) марта. 46 Свято-Троицкий Павло-Обнорский Комельский монастырь находится в 15 км от г. Грязцова Вологодской епархии, на левом берегу р. Нурмы. Основан учеником прп. Сергия Радонежского прп. Павлом Обнорским в 1414 г. по благословению Московского свт. Фотия. Монастырь был закрыт в 1924 г. Вновь открыт в 1994 г. Обитель, бывшая когда-то ставропигиальным монастырем и имевшая приписными Спасо-Преображенский Макариево-Писемский и Свято-Благовещенский Иннокентиево-Комельский монастыри, сейчас является подворьем Вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010