Земная и мимотекущая, яко уметы, вменив,/Христа единаго вожделел еси,/к Немуже союзом любве приблизив душу свою,/того обрести потщался еси ненасыщаемыя доброты.  Припев: Преподобне отче Аркадие, моли Бога о нас. Процвел в пустынных удолиях, прехвальне отче наш, яко шипок благовонен,/и, якоже крин, облагоухал еси совести верных добродетельми и чудесы./Темже, преподобне, отжени от нас страсти смердящия.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Желанием зельным, преблаженне, последовал еси Богоноснаго отца Ефрема житию:/того бо ученик изрядный был еси,/с нимже молися Господеви помиловати души наша.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Христа нам родила еси, Пречистая Владычице, Богорадованная Дево./Темже спаси град и люди, на Тя уповающия.  Кондак, глас 2 К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой,/в Небесныя обители востекл еси/и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа,/молися непрестанно о всех нас. Икос Услышав Христов Евангельский глас,/оставив плотская мудрования,/богатство и славу мира сего, яко прах, вменив,/от младости последовав наставнику и учителю своему духовному отцу Ефрему/и от того всякия добродетели навык,/и бысть ему ученик добрым послушанием,/и над страстьми, яко Безплотен, подвизався,/и Безплотных ликостоянию сочетався,/иже подай разум мне, недостойному рабу своему,/аще не ты ми подаси и не просветиши ми ум,/како тя восхвалю и воспою, окаянный?/Дерзаю на твое незлобие и вопию сице:/радуйся, Небесный человече и земный Ангеле;/радуйся, яко последовал духовному наставнику своему во всем, постом и молитвами,/тем вкупе с ним угодив Богу,/и бысте великия светильники, сияюще чудесы,/ныне предстояще у Престола Христа, Бога нашего,/молитеся непрестанно о всех нас. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Заступница скорбящим,/спасение и упование ненадеемым, Богородице Всепетая,/моли Христа Бога избавитися нам от бед.  Седален, глас 5 Добродетели светлостию просвещаема/и мучения подвигом украшаема,/паче солнца, премудрая, сияеши тверде/и просвещаеши воистинну творящих верно память твою светоносную,/преславная страстотерпице Иулиание, великая княгине,/покланяющихся мощем твоим спасай. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Ужасно чудо зачатия/и несказанен образ рождества/в Тебе познася, Чистая Приснодево,/ужасает мой ум и удивляет помысл,/слава Твоя, Богородице, во вся концы вселенныя достиже во спасение душ наших. Песнь 4 Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества/во облаце легце,/прииде Иисус Пребожественный/Нетленною Дланию и спасе зовущия:/слава, Христе, силе Твоей.  Припев: Святая благоверная княгине Иулиание, моли Бога о нас. Уязвивши сердце твое любовию Жениха твоего,/всяку плотскую любовь отвергла еси твердо,/внегда убиваемей быти, болезненне вопиющи:/не разлучит любве Твоей, Христе, мук прещение.  Припев: Святая благоверная княгине Иулиание, моли Бога о нас. Была еси непоколебим и непреклоним во время обстояния столп, всеславная,/целомудрия основание,/положено на камени веры, преблаженная.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Претерпела еси мужески подвиг, мученице многострадальная./И первее умовредно вельми хвалящагося с шумом погубила еси/Крестною силою, о Иулиание всеблаженная.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Виждь милостивым оком Твоим, и посети озлобление, еже имам,/и лютых напастей, и вреда, и бед, и искушений мя избави/безмерною милостию Твоею, Богородице Приснодево.  Песнь 5 Ирмос: Ужасошася всяческая/о Божественней славе Твоей:/Ты бо, Неискусобрачная Дево,/имела еси во утробе над всеми Бога/и родила еси Безлетнаго Сына,/всем воспевающим Тя/мир подавающая. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blago...

Ирмос: Купина в горе огненеопальная/и росоносная пещь халдейская/яве предписа Тя, Богоневесто:/Божественный бо Невещественный/в вещественнем чреве Огнь неопально прияла еси./Темже из Тебе Рождшемуся поем:/благословен еси, Боже отец наших.  Припев: Преподобне отче Аркадие, моли Бога о нас. Яко воистинну тленных оставль/и непостоянная мира сего за уметы вменив,/наставнику своему последовал еси,/темже с ним у Престола Божия предстоиши, молися спастися всем нам.  Припев: Преподобне отче Аркадие, моли Бога о нас. Яко доброплодная маслина, в доме Божии, преподобне, процвел еси,/елеем убо радования духовнаго умащай души любовию поющих тя,/преподобне отче Аркадие.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Житие твое, отче Аркадие преподобне, всечестне, дивно на земли показал еси:/великое бо пощение и смирение стяжал еси./Сего ради на Небесех жизнь вечную со учителем своим преподобным Ефремом наследовал еси./Темже молися присно ко Господу, от бед избавити ны, поющия тя.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Тя Предстательницу имамы, грешнии, о Пресвятая Дево:/Ты бо благопременна к нам твориши Сына Своего и Бога нашего/матерними Твоими молитвами.  Песнь 8 Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго/и пламень в росу преложшаго Бога,/пойте, дела, яко Господа/и превозносите во вся веки.  Припев: Преподобне отче Аркадие, моли Бога о нас. Яко светильник света, душу свою сияньми добродетелей украсив,/нетленный венец от Бога приял еси,/и ныне со Ангелы и со учителем своим Престолу его предстояще,/о нас молися, воспевающих:/благословен Бог отец наших.  Припев: Преподобне отче Аркадие, моли Бога о нас. Весь от юности Богови освятился еси/и к Нему добродетелию приближился еси,/тленная бо, яже на земли, оставив,/Небесное обрел еси богатство.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих. Да хвалится брат униженный высотою своею» ( Иак.5:8-9 ), — читаю я в сегодняшнем апостольском послании. Когда я пришел на первое собрание АА, о, каким мудрым я почитал себя, а остальных пьяниц круглыми дураками. Но сейчас, спустя какое-то время, обретя некую стабильность в трезвости и посещая группы поддержки, я «поумнел», т.е. перестал во всем полагаться на свои силы и ум. Оказалось, что сил у меня не так уж много, а ум по привычке нередко рождает алкоголические идеи и мысли. Я стараюсь направить свой ум в единое русло, к Богу и трезвомыслию, но вижу, что иногда он двоится, и тогда я начинаю колебаться на пути выздоровления. И всё ж есть повод хвалиться тем унижением, которое принесла болезнь алкоголизма в мою жизнь, потому что благодаря ей я увидел, что со мною творит Бог, когда я меняю ветхое и безобразное на новое и прекрасное. Наверно, это происходит во многом из-за того, что я начал замечать кого-то кроме себя. В нашем Содружестве я учусь жить для других и отказываться от эгоизма. Житие празднуемого сегодня святого — преподобного Аркадия Новоторжского для меня пример жертвенности и любви. Он происходил из города Вязьмы от простых и благочестивых родителей. Кроткий и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство ради Христа. Он питался подаянием, спал, где придется. Я знаю, что моя проповедь трезвости для большинства окружающих выглядит как юродство: какие-то непьющие алкоголики, какие-то тайные собрания, шаги, традиции. Ценности, о которых я пытаюсь говорить, часто вызывают смех. Этот смех и пренебрежение адресованы часто мне самому. Я осознаю свою трезвость как подаяние, дар от Бога, а не как что-то заслуженное мною. Хотелось бы быть честным, искренним и жертвенным с другими. Конечно, не всегда это удается, но я только начинаю свой духовный путь. Пусть моя новая трезвая жизнь, которая для других (многие из которых горько пьют горькую) является юродством, будет маленькой жертвой ради Христа.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский 2 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, — настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (— Имя Христово есть мистическая Церковь! —), воцерковляет их”[ 1 ] . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие вÎдения и, значит, — явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (— то есть Духа Святого —) и одухотворению всей твари”[ 2 ] . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” (Еккл 4:9—12). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита”[ 3 ]. Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира — Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских;  преподобных  Ефрема  и Аркадия  Новоторжских;  Трифона  и Прокопия Вятских;  Иоанна и Лонгина Яренгских,  Вассиана и Иону Пертоминских,  Авксентия и Онуфрия Вологодских,  Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-aleksandr-...

Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Чтобы приблизить себя к искреннему покаянию, смотри на Ниневитян. Они обречены были на гибель: но поскольку покаялись, то Бог увидел дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион. 3, 10)... Помни, что Господь готов на милость и на исцеление: скор на помощь и прилежен на избавление. Просящим Он дает, толкущим отверзает. Умоляющим Его подает прощение, дает милости, просящим их, сретает ищущего Его, щадит падших и подает им руку помощи " . Итак, вот в чем, по слову св. Ефрема Сирина, должно состоять приготовление себя к таинству покаяния. Христианин должен очистить душу и Тело от всякой скверны; укрепить в душе своей чувства смиренья, сокрушения о грехах и умиления, и помнить, наконец, что милосердие Божие и цена заслуг Христовых беспредельны. Да, так и на самом деле должно быть, братья мои! Не приидох, говорит Господь, призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 13). Тако возлюби Бог мир, говорит Он же, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй к Он не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3, 16). Спешите же к благодатному источнику! Врачуйте ваши душевные недуги. - Спешите и не отлагайте до неопределенного времени очистить вашу совесть покаянием и старайтесь пользоваться наступающим благоприятным временем. Аминь. Родные братья должны подавать друг другу пример благочестия (Память преподобного отца нашего Ефрема, Новоторжского чудотворца. Прол. янв. 28) Когда, за последнее время, посмотришь на семьи, в которых живут несколько братьев вместе, то, в большинстве, встречаешься с очень грустною картиною. Почти всюду видишь нестроенья, вражду, распри. Брат брата ненавидит, брать брату старается сделать зло, каждый из братьев только и думает о том, как бы разделиться с другим. Отчего это? Оттого, что в сердце таких братьев нет страха Божия, нет благопоспешности к молитве, нет и усердия ко всякому делу благому. А будь в них последнее, живи они по другому, живи благочестиво, представляй себе чаще, что есть над ними Бог всевидящий и правосудный, тогда бы дело было другое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Так, в 1879 году директор А. Г. Баранов, сообщая начальству округа сведения о воспитанниках Новоторжской учительской семинарии, занимающих должности учителей народных училищ, пишет: «По отзыву бывшего директора народных училищ Тверской губернии г. Малова и инспекторов народных училищ, a также многих других служащих и частных лиц, воспитанники Новоторжской учительской семинарии заявили себя с самой лучшей стороны. Будучи весьма достаточно подготовлены к учительской деятельности как по своим научным знаниям, так и по навыку к ведению преподавания, они при поступлении в школы с первых же шагов обнаруживали преимущества своего специального образования. Лучшие учителя в сельских двухклассных училищах Тверской губернии – воспитанники Новоторжской учительской семинарии; лучшие учителя в сельских одноклассных училищах в тех уездах, в которых служат воспитанники семинарии, например: Бежецком, Новоторжском и др., – опять-таки эти воспитанники. Доказательством служит, во-первых, то, что с 1877 года было предпринято дирекцией народных училищ Тверской губернии постепенно заменять в сельских двухклассных училищах учителей из воспитанников духовных семинарий учителями из воспитанников Новоторжской учительской семинарии; в настоящее время во всех таких училищах остается только 4 учителя из духовной семинарии. Затем те уездные земства, которые пригласили на должность учителей воспитанников 1-го и 2-го выпусков, продолжают уже на основании опыта приглашать их до настоящего времени, назначая при этом им большие сравнительно с другими оклады жалованья. Если принять во внимание, что некоторые представители земства Тверской губернии весьма враждебно смотрели на преобразование Новоторжской земской учительской школы в правительственную семинарию, что, с другой стороны, представители дирекции народных училищ не могли ожидать в первое время благоприятных результатов от Новоторжской семинарии, так как первые воспитанники ее были приняты из прежней земской школы и пользовались дурной репутацией, то нельзя не прийти к тому заключению, что вышеуказанное доверие к себе воспитанники заслужили только благодаря своим достоинствам в качестве учителей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего совету семинарии пришлось озаботиться приобретением необходимого имущества для открываемого учебного заведения. Большая часть учебных пособий была приобретена из земской учительской школы, a отчасти и из закрытой в том же году Ржевской технической школы Тверского губернского земства, на остатки от сметных сумм. 18 октября 1875 года состоялось постановление Тверской губернской земской управы, которым она уступала семинарии следующие предметы: 1) почти весь хозяйственный инвентарь земской учительской школы, стоимостью по описи в 1 529 р. 22 к.; 2) физические приборы, выбранные семинарией из кабинетов частью Ржевской, частью Новоторжской школ; стоимость его по описи определена в 886 р. 37 к.; 3) инвентарь для нормальной школы, цена коего определена огулом в 25 p.; 4) разного рода классные пособия, по описи на сумму 103 р. 20 к.; 5) пособия для рисования, по огульной цене в 10 p.; 6) пособия для ремесленных занятий, в том числе: токарный станок, 1 верстак и 11 верстаков, хранящихся во Ржеве, по огульной цене в 220 р.; 7) учительская библиотека, составленная большею частью из библиотеки Новоторжской школы и частью из библютечного инвентаря Ржевской технической школы; по описи цена определена в 1 861 р., 78 к.; 8) ученическая библиотека, составленная из библютечного инвентаря обеих школ, на сумму 234 р. 50 к.; 9) естественно-исторический кабинет, на сумму 263 р. З8 к. Всего по описи семинария приобретает имущества на сумму 4 133 р. 45 к. При этом губернская управа постановила: «ввиду того, что семинария должна некоторые хозяйственные вещи и физические приборы исправить, сделать уступку из показанной выше суммы на исправление 223 р. и для округления цифры – 155 р., всего скинуть 378 р. 45 к., так что все выбранное семинарией имущество уступлено за 3 755 р». 2 В 1876 году была окончена постройка четырех больших флигелей для служащих в семинарии лиц, которые до того времени жили на частных квартирах в городе. 22 августа хозяйственный комитет семинарии, в присутствии архитектора Московского учебного округа и уполномоченных от Тверской губернской земской управы: председателя, князя Б. В. Мещерского, и председателя Новоторжской уездной земской управы Т. Н. Повало-Швейковского, принял от Тверского губернского земства все постройки и планы их и земель. После этой передачи Тверским ведомством всех строений для семинарии, последняя имела следующие здания:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

принадлежностей храма, то все блестит золотом и отличается изяществом и богатством, редко доступным для многих соборных и приходских храмов, a тем более для домовых церквей при учебных заведениях. Достаточно будет сказать, что за иконостас уплачено более 2 700 р. и за церковную утварь около 6 000 р. Образцом богатства из священнических облачений может служить фелонь с епитрахилью, сделанные из покрова, который находился на гробе усопшего сына В. А. Козьминых – Павле († 1885 г. 20 марта). Ценность этих предметов восходит до 800 р. Вообще, обозревая храм – художественную работу иконостаса, живопись икон, простоту и изящество церковно-богослужебных принадлежностей, невольно вспоминаются имена храмоздателей – Василия с Любовью , и является мольба ко Господу: Христос истинный Бог наш, души раб Твоих Василия, Любови и усопших их сродников в селениях праведных учини, в недрах Авраама упокой и к праведникам сопричти. Законоучитель, священник П. Постников. 4. Садоводство и огородничество 4.1. Очерк развития учреждений по садоводству и огородничеству Правильные занятия, теоретические и практические, садоводством и огородничеством в Новоторжской учительской семинарии начались со второй половины 1892 года. Ранее этого в семинарии существовал лишь небольшой огород, обрабатывавшийся наемными людьми под картофель, при посадке которого принимали участие и воспитанники. Только с 1892 года, когда министерство государственных имуществ (предложение управляющего округом окружного инспектора Я. Вейнберга за 8536 от 12 июня 1892 года) назначило пособие на устройство обучения садоводству и огородничеству, возможно было начать это дело. По предложению г. директора Новоторжской учительской семинарии В. А. Флерова теоретическое преподавание садоводству и огородничеству поручено было г. наставнику семинарии Н. А. Казанскому; для практических же указаний предполагалось пригласить достаточно опытного садовника; впрочем, последнее предположение не приведено было в исполнение. Поэтому г. Казанский осенью 1892 года впервые начал как теоретические курсы, так и практические занятия по садоводству и огородничеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010