Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Несмотря на то что местное почитание началось до XVIII в., изображений М. ранее XIX в. не обнаружено. В иконописном подлиннике содержится описание облика святого: «Сед, брада меньше Власиевы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 154 об., под 13 мая; 20-е гг. XIX в.). В ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого мон-ря в дер. Покровское Вологодской обл. справа от царских врат находится икона «Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие» (XIX в.) с гробницы этих святых. Преподобные изображены традиционно для надгробного портрета - в рост, с закрытыми глазами; М.- в центре. В отличие от святых Тарасия и Феодосия, руки к-рых сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, М. правой рукой благословляет, на приложенной к сердцу левой руке - лествица. Он изображен средовеком с темными вьющимися волосами, лежащими на плечах, и с короткой округлой бородой также без проседи, облачен в мантию, темную рясу, епитрахиль вишневого цвета. Образ М. не был включен в композицию икон Собора Вологодских святых до XIX в. Так, на иконе «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» (ВГИАХМЗ), написанной в 1778 г. московским иконописцем Лазарем Климовым Ершовым и мастерской, образ М. отсутствует. Тогда как на иконе кон. XIX в. «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми» (ц. св. Лазаря Четверодневного в Вологде) М. изображен крайним во 2-м ряду левой группы святых как седовласый старец, в коричневой мантии, в схиме, куколь опущен на плечи ( Рыбаков. 2014. Ил. 64). Образ М. входит в состав Собора Глушицких святых. Так, на изображении «Святые преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие» (опубл. в кн.: Филарет (Гумилевский). Жития святых. Окт. СПб., 1892. С. 133) М. изображен фронтально, с поднятой правой рукой и раскрытой ладонью, в опущенной левой - лествица, его голова не покрыта, борода короткая, щеки впалые; М. в мантии, в схиме, куколь опущен на плечи. Образ М. представлен в галерее русских святых работы художников иеродиаконов Паисия и Анатолия в ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., роспись поновлена в 70-х гг. ХХ в., ок. 2010), в группе с преподобными Тарасием Глушицким и Александром, игум. Куштским. М. первый в ряду изображен в профиль с чуть склоненной головой, с седой бородой клиновидной формы, на нем зеленые мантия и епитрахиль, на голове куколь.

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Чудо 22 повествует о видениях инока Антония. Однажды во время болезни он увидел бесов, угрожавших ему расправой. После молитвы Антония к преподобному они исчезли. По мнению Пигина, данное Чудо является переработкой лит. памятника 1-й трети XVI в. (этот факт отмечали в свое время Ключевский и А. П. Кадлубовский ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 378; Кадлубовский. 1902. С. 207-208)). Чудо 23 повествует об обретении мощей святого. Игум. Протасий решил поставить над гробом П. каменную церковь и освятить ее во имя преподобных Павла Обнорского и Сергия Радонежского. Когда монахи, копавшие землю, дошли до места погребения П., земля осыпалась и открыла часть гроба, к-рый оказался совершенно целым. Размышляя о том, можно ли открыть гроб и осмотреть мощи святого, игумен пришел в келью и задремал. Во сне он увидел преподобного, к-рый гневно произнес: «Почто помышляеши смотрити мощей моих. Да не огнь выидет и пожжет вас. И вели гроб мои оделати вскоре». Испугавшись, игумен призвал мастера Григория и, рассказав ему о своем страшном видении, повелел как можно скорее исполнить волю святого. В наст. время в Обнорском мон-ре находятся святыни, связанные с подвигами П.: камень, на к-ром он молился, и ископанный им источник. В 2002 г. по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко ; ныне архиепископ Песоченский и Юхновский) было обнаружено место погребения святого. Над ним построили деревянную часовню, в к-рой установили новое надгробие. Ист.:АИ. Т. 1. 257. С. 485-486; Суворов Н. И. Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. 1864. Т. 5. Вып. 3. Стб. 162-190; Вып. 4. Стб. 260-308; Розанов С. П. Отрывки из неизв. древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского//РФВ. 1912. Т. 68. 3. С. 226-236; Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2005; Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий, Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 110-111; ПСРЛ. Т. 26, 37; Дорофеева К. В. Житие прп. Авраамия Галичского//ВЦИ. 2011. 1/2(21/22). С. 5-55.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 17.03.1371, Вологда - 9.06.1439, Александров Куштский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых). О жизни А. К. известно преимущественно из его жития, составленного предположительно иноком основанного А. К. мон-ря. Автор жития записал, что об А. К. он слышал «от отец своих» - монахов Савватия и Симеона, помогавших А. К. устраивать мон-рь. В нек-рых списках жития ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 300. Прим. 2) отмечены 20 чудес, совершившихся при гробе преподобного, последнее датируется 1575 г., на этом основании В. О. Ключевский считал, что житие было написано ок. 1575 г. Списков жития сохранилось немного, в основном XVII-XIX вв. (ГИМ. Увар. 422, XVII в.; ГИМ. Увар. 107, XVII-XVIII вв. и др.). Под 9 июня житие включено в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (РГБ. Троиц. 677, 1627-1632 гг.). Кроме того, об А. К. сообщает также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). Алексий в юном возрасте пришел из Вологды в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. к игум. прп. Дионисию Греку (1389-1418; пам. 23 мая) и через неск. месяцев был им пострижен в монашество с именем Александр. Афонский устав мон-ря способствовал подвижнической жизни А. К. Строгой жизнью, послушанием, непрестанной молитвой он заслужил уважение братии. Ища уединения, А. К. удалился из мон-ря на сев. берег Кубенского оз., затем перешел на берег р. Сянжемы. Из-за близости своей кельи к деревням А. К. оставил и это место и ушел к устью р. Кушты. В 5 км от юго-вост. берега Кубенского оз. и в 4 км от с. Устья произошла его встреча с прп. Евфимием Сянжемским († 1465; пам. 20 янв., 11 апр.), к-рый уступил А. К. свою келью, а сам отправился на Сянжему, где построил ц. Покрова Богородицы и мон-рь. Вскоре на новом месте подвигов А. К. собралась братия. А. К. ходатайствовал перед Ростовским архиеп. Дионисием Греком (1418-1425), бывш.

http://pravenc.ru/text/64374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. Источником сведений об основании А. К. м. является житие прп. Александра Куштского , составленное насельником обители (XVI в.), а также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). На месте А. К. м., в 2 верстах от впадения р. Кушты в Кубенское оз., в нач. XV в. подвизался прп. Евфимий Сянжемский († 1465). Ища уединения, к нему пришел постриженик Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря и основатель мон-ря на р. Сянжеме прп. Александр. Подвижники поменялись построенными ими кельями: прп. Александр остался на Куште, а прп. Евфимий поселился на Сянжеме. Ок. 1420 г., когда к прп. Александру пришли еще 2 старца, он испросил благословение у свт. Дионисия Грека , архиеп. Ростовского, на строительство храма. Ростовский святитель, некогда управлявший Спасо-Каменным мон-рем, благословил своего постриженика и снабдил его богослужебной утварью «на устроение пустынное». Близ первоначальной кельи прп. Евфимия прп. Александр построил ц. Успения Пресв. Богородицы. Деятельную поддержку новооснованной обители оказал владевший Заозерской вотчиной близ Кубенского оз. кн. Димитрий Васильевич, дав жалованные грамоты на неск. деревень, а также некий боярин Василий, пожертвовавший дер. Колябино. Кнг. Мария и после смерти князя передавала новому храму иконы и напрестольное Евангелие, продолжила благотворительствовать мон-рю. После кончины первого игумена А. К. м. прп. Александра (1439) по его завещанию братия (в житии упомянуты иноки Савватий и Симеон) построила деревянный храм свт. Николая Чудотворца, освятив его в день преставления своего наставника - 9 июня. В 1519 г. при игум. Нафанаиле в результате пожара обе церкви сгорели, однако вскоре были выстроены заново. С сер. XVII в. до 1764 г. А. К. м. управлялся строителями: Митрофаном, Варсонофием, Маркеллом, Иосифом, Феодосием, Варлаамом, Иринархом, Варлаамом (другим). Не отличавшийся большим количеством насельников и материальным благосостоянием (в 1744 к обители были приписаны 60 крестьян), мон-рь при учреждении штатов в 1764 г. был закрыт, а Никольская ц. обращена в приходскую. В 1833 г. обитель была восстановлена и приписана к Спасо-Каменному мон-рю, в ведении к-рого состояла до 1918 г.

http://pravenc.ru/text/64478.html

3 . Мч. Лукиллиана и иже с ним: 4 отроков: Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия, и Павлы девы; сщмч. Лукиана и с ним Максиана и Иулиана; перенесение мощей блгв. царевича Димитрия, Москов. чудотв. 4 . Свт. Митрофана, патр. Константинограда; сщмч. Астия, еп. Деррахийского, мчч.: Конкордия, Фронтасия, Северина, Севериана и Силана; пр. Зосимы киликийского, еп. Вавилона египетского; преставление прп. Мефодия, игум. Пешношского. 5 . Сщмч. Дорофея, еп. Тирского; преставление блгв. кн. Феодора Ярославича, мчч.: Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона; прпп. Феодора чудотворца и Анувия исповедника н пустынножителя Египетского; блж. Константина, митр. Киевского; убиение вел. кн. Игоря Олеговича Черниговского. 6 . Прп. Виссариона чудотв. Египетского; прп. Илариона нового, игум. обители Далматской; прмцц. дев: Архелаи, Феклы и Сосанны. 7 . Сщмч. Феодота, еп. Ликийского, мцц. жен: Кириаки, Калерии и Марии; сщмч. Маркелла, еп. Римского, и с ним: Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана комментарисия, Сатурнина, Папия и Мавра воинов, Крискентиана; св. жен: Прискиллы, Лукины и Артемии царевны. 8 . Вкмч. Феодора Стратилата, прп. Ефрема, патр. Антиохийского, прп. Зосима Финикийского. 9 . Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского; Кирилла игум. Белоезерского; прп. Александра, игум. Куштского, мцц.: Феклы, Марфы и Марии. Свт. Кирилл Алекс. в одном своем слове пишет: «иже Церкви Божий и причастия себе святых Христовых тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи» (Б. Собор. л. 118). 10 . Сщмч. Тимофея, еп. Прусского; мчч.: Александра и Антонины девы: свт. Вассиана, еп. Лавдийского; прп. Феофана Антиохийского. В город Ровенку, где жил угодник Божий, Вассиан, пришло от царя повеление казнить одного чиновника, по имени Вижмния, невинно оклеветанного: его тотчас взяли, заключили в оковы и привели на место казни. Не сознавая за собой никакой вины, Вижмний вспомнил угодника Божия Вассиана и, преклонив главу под секиру палача, молился: «Угодниче Божий! Благодатию, данною тебе от Бога, будь мне ныне помощником». И что же? Едва только палач поднял секиру, она вырвалась из рук и упала на землю. Утвердивши в руках смертоносное оружие, исполнитель казни опять хотел ударить, но секира вторично выпала из его рук, и в третий раз случилось то же. Градоначальник, подозревая в этом намеренную измену своему долгу со стороны палача, призвал другого для совершения казни. Но и у этого секира тоже троекратно вырывалась из рук. Народ, бывший свидетелем столь необычайного происшествия, познал в этом невидимое Божественное покровительство осужденному и требовал его освобождения. Когда донесено было царю о случившемся, и царь приказал произвести строгое следствие о виновности Вижмния, то оказалось, что он был жертвою клеветы. Царь велел его освободить и возвратить ему все чины и достоинства. Вижмний всенародно прославил угодника Божия Вассиана, которого молитвами был избавлен от напрасной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Память его празднуется 27 марта и 23 янв. вместе с Собором Костромских святых. Александр Куштский (в миру Алексий), игумен († 1439), уроженец Вологды. Поступил в юности в Спасо-Каменный монастырь, что на Кубенском оз., при игум. Дионисии Святогорце. Избегая похвалы человеческой за свои подвиги, он оставил монастырь и поселился в глухом лесу, на берегу р. Сянжемы. Там он встретил отшельника-инока Евфимия. Подвижники обрадовались друг другу и ради безмолвия решили обменяться пустынями: прп. Евфимий остался на Сянжеме, а прп. Александр ушел на Кушту. Рядом со своей кельей он воздвиг большой крест и стал подвизаться. Вскоре к нему стали сбираться иноки. Бывший настоятель прп. Александра – архиепископ Ростовский Дионисий – благословил его соорудить церковь во имя Успения Божией Матери и снабдил иконами, книгами и богослужебной утварью. Святого Господь сподобил даром исцеления, и многим св. Александр помог в болезнях. Перед своей кончиной преподобный наставил иноков пребывать в смирении, терпении и братолюбии и не забывать странников. Память прп. Александру отмечается 9/22 июня. Александр Ошевенский Игумен (1427–1479), родился в 60 верстах от Белоозера, вблизи оз. Воже (на севере вологодских земель), в благочестивой семье землевладельца Никифора Ошевена. Св. Александр, в миру носивший имя Алексий, не был единственным ребенком у своих родителей. После рождения его старших братьев и сестер несколько лет Господь не давал им младенца. Скорбя об этом, жена Никифора – Фотиния много молилась. И однажды во время молитвы в церкви Фотинии было видение, которым ей было предсказано о рождении Алексия. Воспитанный в благоговении и страхе Божием, Алексий с юных лет любил молиться. Когда ему исполнилось 18 лет, родители хотели его женить, но юноша предпочел уйти в Кирилло-Белозерский монастырь и принять монашество. Вскоре его родители переселились в Каргопольский край. Спустя много лет прп. Александр приехал навестить своих родителей, и Никифор уговорил сына поселиться недалеко от них. Инок, тронутый просьбой родителей, получил разрешение игумена Кириллова монастыря. В знак благословения святому были даны 2 иконы – Богородицы «Одигитрии» и свт. Николая. Новгородским архиеп. Ионой преподобный был рукоположен в священники. Вскоре св. Александр заложил основание новой обители, воздвигнув крест на берегу р. Чупурги. Св. Александр обладал даром духовной рассудительности, и многие приходили к нему за наставлениями. Перед кончиной он дал наставления своим духовным чадам и с миром отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вера , 1768–69. Ксанфия , 1769–84. [Из адрес-календарей]. Игуменьи Таисия , 1765–75. Александра , 1775–80. [Из адрес-календарей]. 15 Киево-Андреевского [VI, 835]. Игумены Григорий , 1115, 1127 (П. С. Л., II, 6, 11). Симеон , 1169 (Там же, 100). Симеон , 1231 (П. С. Л., I, 194). 16 Киево-Спасского [IV, 245]. Игумены Герман , 1071–78, хирот. в Новгородского еписк. Савва , 1115 (И. С. Л., II, 6). Пётр , 1231 (Там же, I,194). 17 Киево-Феодоровского: Игумены Анания , 1147 (П. С. Л., II, 34). Корнилий , 1231 (Там же, I, 194). 18 Киево-Троицкого [IV, 516]. Игум. Иринарх , 1646. Иезекииль , 1690. Никон , бывший Донской архим., занимал игуменское место; с 1700 архим. Черниговский Елецкий. [Сравн. выше 7]. Разных монастырей Киево-Васильевского игум. Афанасий , 1231. Киево-Воскресенского игум. Симеон , 1231. Киево-Кирилловского игум. Климент , 1231. [П. С. Л., I, 194]. Кловского игум. Пётр , 1115. (И. С. Л., II, 6). Переяславльский игум. Николай , 1071. Лебединского Николаевского, 2-го класса [V, 8]. Игуменья Магдалина , 1845–58. – Филарета , 1859–69. [Из адрес-календарей]. Стодольского игум. Пимен , 1603. Киево-Введенского игум. Лаврентий , в авг. 1651. Ординской Уманьской пустыни игум. Герасим , 1660. Мошногорского (Ист. Иер., IV, 133, 211, 774. V, 111) игум. Иоасаф Раковин , 1719. Корсунского Богородицкого игум. Моисей , в июле 1664. Корсунского Спасского строитель Антоний , в авг. 1664. Скитского Воздвиженского [VI, 141] игум. Досифей , 1648. Иов , в апр. 1687. Софоний , 1694. Чигиринского Троицкого игум. Мартирий , в февр. 1627. Ржичовского Троицкого игум. Вениамин , 1654. Больницкого Печерского Троицкого игум. Сильвестр , 1658. Никон 1700 перев. в Елецкий. Игум. Феофилакт Слонецкий определён 1786, наместн. Лавры 1792–95; в авг. архим. Киево-Михайловский. Киево-Печерского игум. Иринарх , 1646. Никон , 1597. Киево-Почовского игум. Софроний , в дек. 1685. Киевского (какого?) игум. Павел , в сент. 1625. Корсунского игум. Феодосий углецкий 1664 перев. в Выдубицкий. Особые заметки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на рыбн. ловли), 179 (Порядная 1577 г. на рыбн. ловли в устье р. Умбы; игум. Козма), 181 (Порядн. 1581 г. Макарова на дворничество), 200 (Поряд. 1655 г. о провозе съестн. припасов для Цесар. послов; игум. Иосиф), 209 (Платежная 1552 г. в поземельн. деньгах; игум. Матфей), 221 (Платежн. 1602 г. в церковн. дани и пошлин.), 231 (Выписка 1674 г. из Белозер. писцов. книг), 241 (Заемная и закладная 1559 г. кн. Вас. Пронского в 300 руб.), 259 (Рядная 1551 г. кн. Кемских о разделе наследств. их отчины по третей. суду игум. Афанасия), 270 (Мировая 1560 г. Леонтьева с монастыр. крестьянами по делу об убийстве), 364 (Проездная гр. 1606 г.; игум. Матфей), 366 (Отписка 1626–46 г. старцев м-ря с просьб. напомнить цар. Евдокии Лукиановне о милостыне), 381 (Настольн. гр. 1506 г. игум. Иоанну), 382 (Настольн. гр. 1571 г. о поставлении черного диакона Марка в игумены Усть-Шехон. м-ря), 385 (Ставленная 1676 г. священникам), 386 (Ставлен. 1604 г. диаконам), 389 (Благословен. грам. 1588, 1601 и 1654 г. священникам на отправл. богослужения), 390 (Благословенная гр. 1617 г. диакону на отправл. богослужения), 421 (Духовная 1568 г. Мясоеда Вислого; игум. Кирилл), 422 (Духов. 1571 г. Вас. Шкуля, в монаш. Вассиана; игум. Кирилл); “Собр. государ. грам. и договор.», I, 96 (Духов. 1472 г. кн. Юрия Василь.), 121 (Духов. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского), 122 (тоже самое под II и VII), 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 147 (Духов. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.), 192 (Приговор. гр. 1566 г. об отказе в перемирии с Польшею; игум. Кирилл), 196 (Клятв. запись 1571 г. кн. Ив. Фед. Милославского; игум. Кирилл), 200 (Духовн. собор о недвижим. собств. м-рей; в 1580 г. игум. Козма, в 1584 г. игум. Варлаам), 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; игум. Матфей); II, 59 (Освящ. собор 1589 г.; игум. Марк); III, 90 (Указ 1623 г. об освобождении кн. Ив. Хворостинина, сосланн. в м-рь), 149 (Отписки 1652 г. по делу о перевозке мощей св. Филиппа, см. стр. 477); Калачов, “Пис- цов. кн. XVI cm.», I, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Исаия Шулякевич (Рум. Муз., 117). Шкловского Воскресенского [VI, 730]: Игум. Иоанн Тудорович , в янв. 1761 (1771?). – Кирилл Жилко , 1776. – Гавриил , 1780–82. – Иосиф Блажиевский , 1786. Строит. Самуил , 1790. Игум. Иларион , 1793. Строит. Игнатий , 1794. – Пётр , с 1799. Игум. Досифей Силинич , 1803–15. Строит. Герман , 1816. – Арсений , 1817. – Пётр , 1820. Игум. Феоктист , с 1821. – Никодим , 1831–33. – Орест , 1838–41. Борколабовского Вознесенского [III, 428]: Игуменьи Фотиния Киркоровна , 1648. Ксенофонтия Косиловна , 1649. Паисия Юхневичева , 1672. Севастияна Одолевичева , 1736. Анфиса , 1737. Антонина , 1752. Христофора , 1753. Аполлинария Коробанкова , 1760, 1775–1780. Дионисия Федоровичева , 1778. Мавра Павпоровская , 1781. Елисавета Корбинова , 1795–97. Сусанна Томашевская , 1798–1820. Петрония Булаева , 1821. Кутеенского Успенского [IV, 886]: Игуменьи Евфросиния Киркоровна , 1631–35. Фотиния , 1660. Ираида, княжна Куракина , 1663, перев. в Смоленский Воскресенский. Трофимия , 1663–68, в янв. (sic) 1696. Иннокентия Потемкина … Екатерина Лапицкая , 1742–60. Акилина , 1776. Анфиса , 1777–80. Александра , 1796. Капитолина , 1845–69. Невельского Преображенского [V, 138]: Игум. Кирилл , 1778. – Ферапонт , 1778–80. Особые заметки Вознесенского Полоцкого – игум. Ферапонт , 1553. Оршанского уезда, Варкалабовского – игум. Ксенофонт , в дек. 1674. Мстиславского Анофреевского: Архим. Варсонофий , 17 нояб. 1508. – Филарет , 24 авг. 1515, в июле 1529. Игум. Исаия , 1 мая 1641. Мстиславского Николаевского, на Горе, игум. Нифонт , 1507, 1517. Дисненского игум. Афанасий Глазок , 1687. Друйского игум. Варфоломей , 1687. Михайловского Городецкого Полоцкого игум. Антоний , 1509. Полоцкого Троицкого – игум. Симон , 1509. Полоцкого Иоанно-Предтечева (А. 3. Р., II, прим. 111) на Острове. Игум. Евфимий , 1509. Архим. Мисаил , 12 ½ лет, после архиепископ Полоцкий (А. 3. Р., II, 174). – Стефан Рагоза , в апр. 1534. – Антоний , 1544 (А. 3. Р., II, 234). Настоят. Арсений Шишка 22 окт. 1562 определён в архиепископа Полоцкого. (Тоже, III, 29, 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

стат. опис. Чернигов. епар., Общий обзор”, 46 (Феодосий, Чернигов., быв. игумен); “Кратк. ист. опис. Киев. лавры”, 1817 г., 282; А. Муравьев. “Киев и его святыни”, 1864 г., 121; Н. М., “Паломн. Киев.”, 1849 г., 42; Н. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достопам.”. 1864 г., с видом; “Указат. святыни и свящ. достопам. Киева”, 1867 г., 206; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II. 91, III, 50; IV, 168; Строев, “Список иерар. и настоят. м-рей”, 23, 5; Проценко, “М-ри в России”, 19; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, III, 17 (Отписка 1640 г. о прибытии в Путивль Киев. монахов; игум. Селивестр), 18 (Челобитн. 1640 г. митроп. Могилы; игум. Селивестр Ясинский), 19 (Челобит. 1640 г. монахов и игум. Селивестра Тимофеевича Ясинского о милостыне), 20–24 (доклады и памяти 1640 г. о запасах и жалованье для Киев. монахов), 42 (Челобитн. 1640 г. игум. Сильвестра о дозволении ему по царской грам. в Москву для милостыни на церков. строение), 44 (Доклад 1640 г. о просьбах приезж. Киев. монахов), 71 (Челобитн. 1646 г. игум. Игнатия о милостыне); IV, 58 (Наказ 1658 г. о наградах Войску Запорож.; игум. Кле- ментий Старушич); VII, 31 (Дело 1668 г. об обвин. еписк. Мефодием; игум. Феодосий Углицкий), 44 (Благодар. письмо 1668 г. за присл. милостив. грам.); X, 15 (Акты о делах Малоросс. 1664 г.; статья XI, игум. Клементий), 16 (Посольство Малоросс. духовенства 1654 г., статья IX, грам. Богд. Хмельницкого с просьбою о подтвержд. прежних прав м-ря и пожалов. ему милостыни на строение; статья XI, под 5, челобитн. игум. Клементия Старушевича); “Собр. Госуд. грам. и договор.”, IV, 187 (Акт избрания 1687 г. в гетманы Мазепы; игум. Феодосий Углицкий); “Акты Зап. Р.”, II, 209 (Гр. 1541 г. Киево-Печер. м-рю о неприсвоении угодьев Выдубец. м-ря и необиде тамошних старцев), 210 (Гр. 1541 г. Митр. Макария бояр. Коташевичевой о неприсвоении угодьев м-ря; игум. Ефрем); III, 44 (Ж. гр. 1568 г. на владение землею Зверинцем; игум. Григорий Шваба), 165 (Судная гр. 1586 г. о возвращ. во владение м-ря острова Котошни; игум. Феодор); IV, 58 (Деяния духовн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010