Не могу простить обидчика. Что делать? Ответы пастырей Прощёное воскресенье прошло, а необходимость и дальше прощать обидчиков осталась. Как сделать это в случае большой обиды, когда умом мы понимаем необходимость прощения, но сердце этому всячески противится? Наши обиды – от самости и гордыни Священник Александр Дьяченко : Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого обиды растают, как прошлогодний снег – Замечаю, бывает так, что человек обижается на самого себя. И не может себе простить ту или иную оплошность. Или вспоминает, как обижал родного человека, недодавал ему любви. Это распространённое явление, особенно после смерти кого-то из близких. Бывает, обижаются на тех, кого на земле уже нет, и не могут простить давно умерших. Чаще всего таят обиду на родителей, особенно на маму. Помню, как одна женщина сказала, что не может простить своего рано умершего супруга. Он умер, а я осталась одна. Как он мог оставить меня одну?! Трагедия одиночества. Священник Александр Дьяченко И, конечно же, обижаемся на тех, кто ныне пока ещё здравствует. Обижаемся – и не понимаем, что внутренний негатив от всех этих наших обид разрушает не тех, на кого держим обиду, а в первую очередь нас самих. Что толку обижаться на того, кто давно истлел в могиле? Или я затаил зло на какого-то своего знакомого, а тот и знать об этом не знает. Живёт в другом городе, про меня забыл и не вспоминает, а я всё никак не успокоюсь. Отсюда и болезни: от депрессии, сердечно-сосудистых – до онкологии. Наши обиды – от самости и гордыни. Что делать, как себе помочь? Просить о помощи Господа и молиться о тех, на кого держишь обиду. Злишься на усопшего – молись о его упокоении, подавай в храм записочки и ставь на канун свечи. То же самое и о живых. Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого все обиды растают, как прошлогодний снег. Сомневаетесь? Сами проверьте. Мы начинаем прощать, лишь когда взрослеем духовно Священник Валерий Духанин : – Прощение дается непросто. Иногда нужны годы, чтобы кого-то простить. И трудно подобрать нужные слова для тех, кто не может простить.

http://pravoslavie.ru/119839.html

Елена 22 ноября 2016, 11:00 Елена, я знаю сама такой случай и, по моим наблюдениям, такие " треугольники " и " четырёхугольники " часто имеют ужасный конец. Включая внезапную смерть одного из участников, поломанные судьбы и тяжёлые болезни детей и внуков. Особенно когда ситуация длится много лет, а иногда и десятилетий. Вы совершенно правы, это не жизнь, а ад на земле. Вы должны благодарить Бога, что Он отвёл вас от этого. Инна 2 марта 2017, 19:17 Как правильно отвечать, когда у меня просят прощение в Прощёное воскресенье. Я знакомой ответила " Бог простит " , а она на меня обиделась. София Васильевна 1 марта 2017, 22:33 В отношениях мужчины и женщины и государства все слишком сложно. Можно быть женатыми и венчаными и при этом жить через силу. Где уж тут говорить о правильности такого союза. Вот поэтому и не понятно, что поставив печать в паспорте, ты не занимаешья блудом. Перед кем получается не грешен? Перед людьми. А если люди, особенно уже не молодые, просто создали свой союз для помощи друг другу, чтобы скрасить свое одиночество? Ведь брак с печатью в паспорте придуман государством, а не Господом Богом. К венчанию многие пары не готовы по ряду причин. Ирина 1 февраля 2017, 01:28 Отношения без любви-это и есть блуд.Но любовь именно духовная,душевная,не плотская. Если человек воцерковленный,то странно не призвать на свой союз Божью Благодать,то есть венчание здесь естественно.Если человек малоцерковный,или околоцерковный-то ему для практической жизни нужна регистрация в ЗАГСе,чтобы быть защищенным морально и материально,в случае разных жизненных ситуаций.А венчание для него будет нечто вроде ритуала.Но все проблемы и возникают,когда встречаются два разных по своим ценностям, установкам и степени воцерковленности человека.Весь вопрос-зачем им сходиться,что у них общего? Не будет ли этот союз основан только на плотском устремлении,желании земных благ? Надо выбирать. Дмитрий 17 января 2017, 13:14 Интересная мысль: " в браке закон на стороне женщины с ребенком, и по суду нерадивого отца можно привлечь к очень большой ответственности " - да, а как привлечь нерадивую мать-изменщицу? Закон на ее стороне, и она может делать всё, что ей угодно.

http://pravoslavie.ru/93603.html

И снова поставим перед собой вопрос: кто мы, где мы? Где находимся мы в этой толпе? Стоим ли мы с надеждой или с отчаянием? А если мы стоим с бесчувствием, то мы тоже – часть этой страшной толпы, которая окружала Христа, которая перемещалась, слушала – и уходила, как мы будем уходить из храма...» 492 . [Вход Господень в Иерусалим. 30 марта 1980 г.] Эта проповедь посвящена следующему за Вербным воскресеньем времени Страстной недели. Митрополит Антоний живо представляет образы тех людей, которые окружали Христа в последние дни Его земной жизни. Экспрессивность высказывания создаётся вопросительным призывом к отождествлению себя с этими лицами, внутреннему самоопределению своей позиции относительно Христа. Таким образом проповедник актуализирует прошлый опыт апостолов и других действующих лиц в настоящей жизни своей паствы. То есть евангельский рассказ становится не просто сообщением истории, произошедшей с Иисусом Христом и Его современниками, но оказывается метавременным действием, разворачивающимся «здесь и сейчас» в индивидуальной жизни каждого христианина. Такая личностная соотнесённость, несомненно, требует активной самоактуализации личности относительно всего, что описано в Евангелии. При таком переносе ретроспективного восприятия в реальный и проспективный планы становятся возможными подлинно личностные отношения с Иисусом Христом, в которых каждый верующий становится субъектом Священной истории. Другим наиболее часто встречающимся приёмом организации мнимого диалога в проповедях митрополита Антония является постановка риторического вопроса. Как отмечает Д.Э. Розенталь, этой стилистической фигурой «вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению» 493 . На самом деле этот приём так же, как и несобственно-прямая речь, служит удачной формой организации, кажущейся коммуникативной активности адресата. В действительности однозначный ответ всегда присутствует в сознании слушателя уже в момент артикуляции вопроса. Таков, например, вопрос в проповеди, произнесённой в Прощёное воскресенье:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

протяжённость протяжённый, -ён, -ённа профессорёнок профессорёночек прохлаждённый, -ён, -ена процвёл [процвести] процветёт [процвести] прочёл [прочесть] прочёркивание прочёркивать(ся) прочеркнёт [прочеркнуть] прочёркиваться (НВРЛ) прочёркнутый прочёс прочёсанный, -ан, -ана прочёска прочёсывание прочёсывать(ся) прочёт прочихнёт [прочихнуть] прочтённый, -ён, -ена прочтёт(ся) [прочесть(ся)] прошвырнёт(ся) [прошвырнуть] прошёл [пройти] прошёптанный, -ан, -ана прошибёт(ся) [прошибить(ся)] прошлёпать, -аю, -ает прошлёпаться (БСРЖ) прошмыгнёт [прошмыгнуть] прошпаклёванный, -ан, -ана и прошпатлёванный, -ан, -ана прошпаклёвывать(ся) и прошпатлёвывать(ся) проштемпелёванный, -ан, -ана прошьёт(ся) [прошить(ся)] прощёлкать, -аю, -ает прощённый, -ён, -ена (прич.) прощёное воскресенье прощёный (прил.) прояснённый, -ён, -ена прУженный и пружённый, -ён, -ена прульё (Е) прыгнёт (для рифмы у А.С. Пушкина) прядёт(ся) [прясть(ся)] прямёхонький прямёхонько прямёшенький прямёшенько прямлённый, -ён, -ена (прич.) прямлёный (прил.) наш брат – прямьё! (РСЯР) прямьём и прёт (РСЯР) псарём [псарь] псевдотуберкулёз псевдоучёность псевдоучёный псевдоучёт (НВРЛ) псёльский (от Псёл) психанёт, психанём [психануть] птеродактелёнок птицелётная пора (РСЯР) птичьё (РСЯР) пугачёвец, -цы (ист.) пугачёвец (СГЖСССР) пугачёвка (БСРЖ) пугачёвский (ист.) пугачёвцы (СГЖСССР) пугачёвщина пугачёныш (Е) пугач-пулемётчик (СРВЖ) пугнёт [пугнуть] пуделёк пузотёр (НВМ) пузочёс (Е) пузырёк, а также (БСРЖ) пузырём [пузырь] пузырёчек пукёныш (БСРЖ) пуклёвка (термин в металлообработке) (О.К.) пулемёт, а также (БСРЖ) пулемётный пулемётом (Е) пулемётчик, а также (БСРЖ) пулемётчица пульнёшь [пульнуть] пустобрёх (прост.) пустобрёшка пустозёва (РСЯР) пустозёр пустозёрка пустозёрки пустозёрец пустозёрцы пустозёры пустозёрница пустозёрность пустозёрный пустонаселённый (НВМ) пустоплёс (СРГС) пустоплёт пусторёва (РСЯР) пустулёзный пустырём [пустырь] путёвка путево’й (напр., сторож) путёвочка путёвочный путёвый (напр., человек) путём (нареч. и предлог)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

640 Документ для внутреннего пользования: А. Семейкина. «Ряд общих вводных замечаний для лекторов на семинарах по курсу «Мой мир и я», стр. I. 641 Документ для внутреннего пользования: А. Семейкина. «Ряд общих вводных замечаний для лекторов на семинарах по курсу «Мой мир и я», стр. 2. 643 Это следует из сопоставления времени начала преподавания курса в школах – 1.09.93 и дат, проставленных на первых полученных авторами рецензиях и, особенно, со временем официальной регистрации МФО в России – 1995 год. 644 Комплект пособий: учебник «Мой мир и я. Путь любви». М. Станеки-Козвоски, У. Хейнс, А. Бжиска под редакцией проф. Битинаса. МФО. 1994 год. «Мой мир и я. Путь любви». Руководство для учителя. М. Станеки-Козвоски,. У. Хейнс под ред. Проф. Б.П.Битинаса. МФО 1994. «Мой мир и я. Путь любви». Пособие для родителей. 645 Цифра, приведённая Чон-Фан Куаком при чтении речи С.М. Мун. «В поисках первоисточника Вселенной». Московская конференция Федерации семей за мир во всём мире. 15.10.96. 646 Сан-Мён Мун. «В поисках первоисточника Вселенной». Московская конференция Федерации семей за мир во всём мире. 15.10.96. стр.7. 647 «Я в мире людей». Пособие для учащихся в 2 частях. Под. ред. проф., д.п.н. Б.П. Битинаса. Москва. Международный фонд образования. Издательство «Республика». 1997. 648 В то же время, в тексте есть множество весьма спорных положении и сомнительных выводов. Есть и откровенные глупости. Как, например, отнестись православному христианину к такому представлению о Прощёном воскресении: «В православной традиции также есть особый день, который проникнут духом раскаяния, прощения и любви к ближнему. Это – «прощеное воскресенье», бывающее накануне Великого поста. ... Как вы понимаете, такого рода традиции важны в нашей жизни вне зависимости от их религиозных истоков. Вот только копить все обиды в течение целого года, надеясь, что их можно будет разрешить за один день, наверное, не очень разумно». («Я в мире людей». Стр.32). 649 «Первая вершина. Путь к поступку». Д. Фелленц. «Фонд духовного и нравственного образования». «Международный фонд образования». 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/munizm-v...

В Прощёное воскресенье Вера Ивановна всегда старалась лечь пораньше. Всегда старалась, и никогда у нее не получалось. Сперва хлопоты по храму (она была старостой), потом оживленное заговенье в семье, а потом всегда находилось что-то еще. Улеглась поздно, долго ворочалась, а когда всё же почувствовала приближение сна, раздался звонок. – Прости меня, дорогая Вера Ивановна! – с чувством сказали из трубки. – Леночка, у тебя память есть? – сурово ответила Вера Ивановна. – У нас уже ночь! – Я знаю, знаю, – заволновались в телефоне, – но вот почему-то захотелось позвонить… – голос виновато поник. – Бог простит, и ты прости меня, грешную, – интонации Веры Ивановны потеплели на один градус. Несколько лет назад общий духовник познакомил их с формулировкой: «Надо поддерживать друг друга». В поддержке чувствовалась острая нужда: обе тяжело болели. Они были очень разные люди… но в тот момент одинаково лысенькие и испуганные – как птенцы – и легко перешли на «ты». Теперь у них тоже было о чем поговорить, и то, что они очень разные, тоже чувствовалось. Леночка пыталась долго и с чувством рассказывать, какие мытарства пришлось пережить при очередном обследовании, а Вера Ивановна прерывала: – Ты хочешь, чтобы у меня инфаркт случился? Говори сразу: какой результат?! Результат был довольно-таки ничего, и потому за ним закономерно последовал вопрос о здоровье Веры Ивановны. – Да, по части онкологии вроде ничего нет – слава Богу, – без обычного подъема сказала Вера Ивановна. – А по какой части есть? – Леночка обнаружила тонкий слух. По другой части проблема была, и она усугублялась тем, что в их поселке единственный доктор этой специальности сам уехал лечиться. Надолго. Аккурат за день до того, как Вера Ивановна осознала свою проблему всерьез и испугалась ее неконтролируемости. В тот же день на месячную вахту вышел муж, и отпала возможность съездить в больницу соседнего города, никого не напрягая. Ехать на перекладных 200 км было неудобно и трудно, надолго оставлять детей – тревожно, а храм – совестно… Плюс ко всему было очевидно, что в другом городе никто ее особо не ждет. В общем, Вера Ивановна подергалась, написала паре-тройке знакомых, не получила внятных ответов и затихла с чувством обреченности средней степени.

http://pravoslavie.ru/129435.html

Милосердие, незлобие, самоотверженность — Господь действительно ждёт святости не только от подвижников, но от каждого христианина. И хотя Христос и говорит, что бремя Его заповедей — легкое бремя (см. Мф 11:30), — жизнь показывает, что быть христианином тяжело. Но есть один утешительный момент: Господь судит нас нашим же судом: каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:2). То есть, если бы нам научиться прощать всех наших обидчиков, то и наши грехи не помянутся Богом — мы будем чисты пред Ним. Подумать только: все наши несовершенства, небрежность и даже беззакония Бог простит только за исполнение одной маленькой заповеди о прощении ближних! И в главной христианской молитве, которую дал нам Сам Спаситель, есть замечательное прошение: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Всё очень просто и понятно. Может быть поэтому последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощёным. В этот день на литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (ст. 14–15). Нам может быть не по силам труд молитвы или смирения, сердечной чистоты и кротости, но простить-то мы можем? Что же тут такого сложного? Но только жизнь показывает, что прощать — нелегко. Оказывается, это настоящий подвиг. Заставил себя человек простить обидчика и забыл уже и успокоился, но достаточно одной бессонной ночи, чтобы всё снова ожило, да ещё и в новых красках и ощущениях. Нет, прощать совсем нелегко. И дело не в особенностях памяти или характера. Прощение — это подвиг, который берётся трудом; часто это годы кропотливого собирания и воспитания себя ради подлинного, чистого прощения ближних. Но ведь не только ближних нам надо научиться прощать. Каждый человек хоть раз в жизни роптал на Бога, обижался на Него. Это наш опыт, хотя и стыдно и неприятно об этом говорить.

http://pravmir.ru/propovedi-igumen-savva...

Другим не менее значимым элементом масленичных гуляний является величание молодожёнов. Вокруг них построена вся масленичная обрядность. Это также отсылает зрителя к первой семье, пребывавшей в Раю, а также к заповеди, данной людям тогда же: «Плодитесь и размножайтесь». Величание молодожёнов и обратная сторона — корение, ругание неженатых и незамужних — в контексте надвигающегося Великого поста понятно. Корили именно тех, кто достиг брачного возраста, но не исполнил заповедь: «Осталися наши девки до лета». Значимым атрибутом масленицы является ряжение, присутствие медведя, козы и других животных, что напоминает о райском состоянии, когда человек давал имена животным и пребывал вместе с ними. Однако самым большим соблазном увидеть в масленичной атрибутике именно языческие корни является чучело, которое более всего другого смущает совесть православных христиан, мало знакомых с народной культурой, целенаправленно уничтожавшейся в советский период нашей истории. Обращает на себя внимание то, что чучело не было повсеместным атрибутом Масленицы. Далеко не везде оно присутствовало, и не во всех местах, где оно было, его сжигали. Действительно, где оно было, там подчёркивалась его несуразность, пренебрежение им. Оно символизировало ветхость, как и сам материал, из которого его изготавливали, — сено, солома, камыш. Но повсеместно, независимо от наличия или отсутствия чучела, в финале масленичных гуляний, перед началом чина прощения, перед действом Прощёного Воскресенья жгли масленичный костёр. Масленичный костёр — это сжигание мусора, ветхости. Бесчисленное множество экспедиционных записей говорит о том, что Масленицей называли кучу мусора, собранную детьми и подростками по всей деревне. Дети бегали по селению с призывом «подать на Масленицу». И в финале гуляний поджигали эту кучу на высоком холме, где до этого проходило катание с горы. Таким образом, масленичное чучело или более распространённый вариант Масленицы, куча мусора — это символ ветхости и страстности того, от чего необходимо отказаться с наступлением Великого поста. В пользу именно такого восприятия этого элемента традиции говорит и свидетельство внешних. Уже упомянутые сето считали, что в этом огне сжигали грехи: «В некоторых деревнях сето жгли масленичные костры, но большинство уверяют, что у них это не было принято: «Мама говорила: жечь костёр у сету считается грехом, а русские жгут костры — они, наоборот, свои грехи сжигают»» .

http://sueverie.net/problema-sootnosheni...

А вывод уж совсем «католический»: более, чем в данных. (Tractaus de Ecclesia Christi Amselodami, 1913, р. 189–190; VanHoort). ДОКОНЧУ «НАЧАЛЬНЫЕ УРОКИ». ТАИНСТВА Крещение. «Тотчас некоторая часть страданий (petite part des souffrangs) Господа нашего Иисуса Христа даётся его душе» (крещённого) (р. 112–113). Обливание. Что это значит? Подобное и в другом месте (116, в покаянии). У нас иначе. При покаянии нужно рассказывать подробности: сколько раз согрешил. Малые грехи очищаются молитвой, сокрушением и добрыми делами и помазанием благословенной водой. Если после исповеди вспомнил о забытом грехе, то за «маленький» помолись и «не беспокойся»; если «большой», тяжкий забыт был тобою, при условии, что ты внимательно испытывал себя пред исповедью, то исповедуй его в следующую исповедь, а «до того времени не нужно беспокоиться». (Удобно. Но неправильно). Если же плохо готовился, значит, сам виноват; тотчас же должен возвратиться и исповедаться снова, иначе и другие прощённые грехи не прощены (р. 121). Индульгенции. Но об этом особо напишу. Евхаристия есть продолжение тайны воплощения (р. 127), а затем и страдания. Причащаются часто ли? Насколько возможно чаще, при всяком посещении мессы даже. Для этого не нужно каждый раз исповедоваться, если: 1) нет смертного (тяжкого) греха, 2) в простительных грехах – нужно помолиться или сделать подвиг (жертву – sacrifice) (p. 133). Нужно обещаться быть лучше. И не вкушать ничего после полуночи. Визиты к Св. Тайнам в течение дня: они стоят в Табернакле (Дарохранительнице) в середине над алтарём (р.134). Эта сторона особенная у них (см. «Мысли...»). А в особенных случаях, особенно по воскресеньям, после обеда или вечером бывает «салют» (salut) – приветствие, почитание, поклонение Св. Тайнам: «гостия». (Тело в виде ? – так у них причащают, – выставляется напоказ в остензуаре (вроде металлического солнца, а в середину пустую вставляется «гостия». См. «Мысли...») (ib.). Миропомазание совершается только епископом. Возлагаются руки, делается знак креста пальцем на лбу святым миром и даётся по щеке «лёгкая пощёчина» в знак «освобождения от демона» (Какого же? Это что-то новое). В древности это делали, когда отпускали на свободу рабов, так и здесь! (р. 140)

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Самое первое, сильное веяние этой запредельной и радостной правды Весны ощущается всегда за несколько недель до её начала, когда начинают в храме в воскресный день петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Тогда гаснет в храме свет, и душа погружается в состояние какого-то особенного, трепетного предстояния Богу… и так это всегда бывает волнительно, светло и грустно… Вот где так остро чувствуешь необходимость и даже крайнюю необходимость поста, скучание по нему, живое, искренне стремление к Богу! Осознание того, как удалился от Него в «естественной» сутолоке будней и развлекающей пестроте дней. Вот это чувство да не оставит нас и да поможет войти в сугубые дни. Если на Масленицу, что называется, «покатился» в чревоугодие и плотоугодие, то вероятность того, что войдёшь в пост «правильно» – уменьшается многократно. А это очень важно: «правильно» войти. Это, знаете, как в картинную галерею: иногда даже к одной картине, к шедевру, идут не от порога музея, а откуда-то изнутри, из глубины сердечной, несмотря на обстоятельства внешние… Идут иногда годами… Вот так и в пост нужно входить – благоговейно, тихо, с чуткостью и трепетом. Иначе никак не услышать то, к слышанию чего приглашает пост. К слышанию глаголов жизни вечной, обращённых ко всем вообще и к каждому в частности. «Правильно» – это значит и внешне в соответствии с требованиями Устава, и внутренне – в собранности и сосредоточенности на покаянном, смиренном осознании своих грехов и на живом устремлении к Господу, к Его правде. Так что хорошо бы уже в Масленицу почаще вспоминать о грядущих днях и внутренне «подтягиваться», собираться, готовиться к их началу. Важно в день Прощёного воскресенья не просто формально попросить прощения у тех, кто окажется рядом, но и в глубине сердечной помолиться обо всех тех, кто причинил нам душевную боль, и о тех, кого сами обидели, но кто в силу обстоятельств находится «вне зоны доступа». Помолиться, чтобы Господь и всем этим людям даровал радость познания Истины. Очень это важно, даже если не всегда получается «наяву» примириться с тем или иным человеком и попросить у него прощения.

http://pravmir.ru/vesna-dushi/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010