Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя воспоминания Адамова изгнания. Прощеное воскресение Есть известное изречение, что первородный грех — единственный из христианских догматов, доступный непосредственному наблюдению. 16.03.2024 Прощеное воскресенье 2024 Подборка материалов журнала «Фома» к Прощёному воскресенью: смысл и традиции, как, у кого и зачем просить прощения. Как научиться прощать? 29.02.2020 День прощеного воскресенья: научиться прощать Протоиерей Максим Первозванский о Чине прощения, прощении непрощаемого и умении прощать по-настоящему. 13.03.2021 Прощеное воскресенье и чин прощения Вообще в Прощеное воскресенье принято просить прощения у ближних и вне стен храма. Люди звонят друг другу, шлют письма или просят прощения при личной встрече. 26.02.2023 Как и кого прощали святые: 5 примеров из жизни обычных людей Христос, оставленный всеми, страдая на Кресте, сказал своему Отцу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Образ этого прощения каждый христианин носит на своей груди: кто на серебряной цепочке, кто на обычной веревке. Святые, подражая Христу, прощали измены, предательства, насмешки, презрение. Но не всегда делали это легко. Иной раз святой прощал, но не находил в себе силы забыть о пережитых мучениях и несправедливости. 05.03.2022 16.03.2024 Мы стали обществом людей, не думающих о душе, но помешанных на психологии, — священник Стивен Фриман Когда вы в последний раз слышали, чтобы кто-то всерьез тревожился о состоянии своей души? А когда терпеливо выслушивали жалобы друга о его проблемах? Чувствуете разницу? 14.03.2024 Обида, чувство вины, прощение: что нужно знать каждому? Проблема в том, что люди очень часто просят прощения или прощают формально: «Ой, прости, пожалуйста» — «Да ну, что ты, я на тебя не обижаюсь». А реального отпускания проблемы нет. Поверьте, что формальные «прости — прощаю» не работают. 02.02.2024 Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают периода перед Великим постом. В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения.

http://foma.ru/tag/proshhenoe-voskresene

Одеяние, Богом сотканное,/я совлек с себя, несчастный,/Твоего божественного повеления ослушавшись, Господи,/по совету врага;/и листьями смоковницы,/и кожаными одеждами ныне облечен:/ибо в поте лица осужден был хлеб скудный вкушать;/земля же проклятием обречена была/терния и колючки приносить мне./Но в последние времена от Девы Воплотившийся,/призвав меня, введи снова в рай. Рай драгоценный,/совершеннейшая красота,/Богом созданная обитель,/радость непрестанная и наслаждение,/слава праведных, пророков услада, и святых жилище,/шумом листьев твоих Создателя всех умоляй/открыть мне врата, которые я преступлением затворил,/и удостоить меня приобщения к древу жизни,/и радости, которою я прежде в Тебе наслаждался. Адам изгнан был из рая за ослушание,/ из обители наслаждения извержен, речами жены обманутый,/и нагой сидит напротив места того, – «увы мне», – сетуя./Потому постараемся все провести время поста/слушаясь евангельских преданий,/чтобы чрез них став угодными Христу,/получить нам снова райское жилище.   Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски Последовнаие богослужения на 6 марта       М. Красовицкая «Литургика»   Неделя сыропустная — последний день перед заговеньем. В сырную седмицу уже ни о каком мясе не может быть и речи, а в неделю последний раз вкушают молочные продукты и яйца. Литургическая тема этого дня обозначена так: Изгнание Адамово. И еще одно название имеет эта неделя — Прощеное воскресенье. Эти разные названия дня соответствуют разным пластам того единого, что в этот день совершается. В последний раз в этот день поют На реках вавилонских — 136-й псалом. Стихиры, назначенные для этого дня, стремятся как бы показать нам всю глубину и остроту того, что мы вспоминаем. Они говорят об Адаме, который только что был изгнан из рая: вот он сел и видит рай перед собой, и понимает, что его потерял, и горько плачет. Гимнографы влагают в его уста слова, которые не могут нас не растрогать: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиво Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго».

http://predanie.ru/tema/proshhennoe-vosk...

Масленица 2010 года начинается 8 февраля. Сырная, или масленичная, неделя — последняя перед великим постом, она посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. Масленица 2013 года начинается 11 марта по 17 марта. Сырная, или масленичная, неделя — последняя перед великим постом, она  посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу. Празднование масленицы — это очень древняя русская традиция. Но, как отмечал священник Сергий Сидоров:  « Нам нельзя забывать, что эта традиция восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны. Блины — это символ Ярила, славянского языческого бога солнца. Празднование масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой, православной, традиции в пылу народного гуляния, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя — это последняя неделя подготовки к Великому посту, что ей предшествует воспоминание о Страшном суде. Во время масленицы в храмах уже поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой масленицей, — это Прощёное воскресенье». Священник Сергий Звонарев подчеркивает: «Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса. Поскольку масленица – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

http://pravmir.ru/maslenica-smysl-tradic...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Когда Масленица в 2024 году? С принятием христианства традиция наполнилась новым содержанием. Теперь Масленица – это неделя перед Великим постом, и каждый год она приходится на разные дни в зависимости от даты Пасхи. 09.02.2017 Как провести Масленицу — совет священника Масленица — народное название, в Церкви мы называем этот период иначе — Мясопустной, или Сырной, седмицей. Это подготовительная неделя перед Великим постом. 10.03.2016 Блины от Максима Сырникова Максим СЫРНИКОВ, известный кулинар, исследователь русских гастрономических традиций, автор нескольких книг и сайта syrnikov.ru, предлагает читателям журнала «Фома» рецепты блинов на Масленицу. 13.03.2013 Пошаговый рецепт блинов с фото Каждый традиционный русский праздник имеет свое отражение и в русской кухне. Так блины — неотъемлемый символ Масленицы. Мы взяли мастер-класс по приготовлению блинов в пекарне «Усадьба Княжичи». 28.02.2019 Богослужения Масленицы В среду и пятницу Божественная Литургия не служится. В эти же дни нет поста. На Часах (богослужениях суточного круга) произносится молитва преподобого Ефрема Сирина, во время которой верующие стоят на коленях. 08.03.2021 4 замечательных рыбных рецепта к Масленице из северной кухни Рыба — совершенно масленичный продукт. Не менее масленичный, чем блины и сметана. Когда мясо уже есть нельзя, рыба солёная и варёная, запечёная в тесте и порезанная в салат украсит любое масленичное застолье. 08.03.2021 Прощеное воскресенье 2024 Подборка материалов журнала «Фома» к Прощёному воскресенью: смысл и традиции, как, у кого и зачем просить прощения. Как научиться прощать? 29.02.2020 Масленица. Пост. Брейгель К картине «Битва  Масленицы и Поста»можно относиться двояко. Например, как к живописи абсурда. Ведь что может быть абсурднее на картине длинного уродца с серым лицом и корзиной на голове. Вооружившись пекарской лопатой и селедкой он вступает в бой против оседлавшего винный бочонок толстяка. Но обратившись к исторической действительности, мы понимаем, что картина Брейгеля — это опыт этнографического исследования. 02.03.2019 Да. Сыропустная неделя — это воскресный день, после которого мы перестаем есть молочные продукты, также как и мясопустная неделя — воскресенье. после которого мы уже не едим мяса до самой Пасхи. Заговенье — последний день, в который разрешается есть скоромные продукты. Мясопустная неделя — заговенье на мясо, сыропустная — заговенье на сыр. 12.03.2016 16.02.2015 12.03.2013 Традиции Масленицы Масленица — не церковный, а народный праздник. Однако народные традиции Масленицы можно использовать для духовной пользы. 11.03.2024 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-prazd...

Одна пожилая прихожанка и рассказала, как Великим постом кто-то из домашних попросил её почистить селёдку. Женщина стала её разделывать и случайно облизнула палец. Свой рассказ она заключила такими словами: «Вот окаянные, попросили меня почистить селёдку». Где же здесь пост? Сразу же вспоминаются слова святых отцов: «Все ешьте. Ближних не ешьте». Если постишься — не надо осуждать тех, кто не постится. Время Великого поста — время нашего покаяния и пути к Пасхе. И я бы хотел напомнить вам о самых главных вещах, непонимание которых может обессмыслить наш пост. То, что я хочу сказать по поводу поста, во многом почёрпнуто из опыта исповедования. Во-первых, о масленице . С одной стороны, конечно, празднование масленицы — это очень древняя русская традиция. Но с другой стороны, нам нельзя забывать, что эта традиция восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны. Блины — это символ Ярила, славянского языческого бога солнца. Празднование масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой, православной, традиции в пылу народного гуляния, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя — это последняя неделя подготовки к Великому посту, что ей предшествует воспоминание о Страшном суде. Во время масленицы в храмах уже поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой масленицей, — это Прощёное воскресенье. Во-вторых, о самом посте . Очень распространено мнение, что пост заключается лишь в том, чтобы не есть скоромного, прежде всего мяса. В сознании многих людей пост сводится к запретам на употребление некоторых продуктов, но ведь суть его — совсем не в этом. Ограничения в пище — только средство, помогающее обрести добродетели, восстановить утраченные духовные силы. Когда обуздываешь свою плоть, то через лёгкость плоти приходит и лёгкость души. А когда предпочтение отдаётся лишь тому, чтобы мяса не вкушать, то настоящий смысл поста пропадает. Помню, когда-то давно ко мне на исповедь пришла одна пожилая прихожанка и рассказала, как Великим постом кто-то из домашних попросил её почистить селёдку. Женщина стала её разделывать и случайно, по привычке, облизнула палец. Свой рассказ она заключила такими словами: «Вот окаянные, попросили меня почистить селёдку». Где же здесь пост? Сразу же вспоминаются слова святых отцов: «Все ешьте. Ближних не ешьте». Если постишься — не надо осуждать тех, кто не постится.

http://pravmir.ru/postimsya-postom-priya...

Юлия Хусаинова, мама шестерых детей: Никаких особых семейных традиций, связанных с Масленицей, у нас нет. Разве что едим вкусные блины, которые особенно удаются нашим бабушкам — моей маме и маме мужа. Так что чаепитие с блинами в семейном кругу — неизменный атрибут последней недели перед постом. Еще со всеми детьми ездим к старшему в гимназию «Плесково», где устраиваются уличные гуляния, с ярмаркой, с играми для детей. Смысл Прощеного воскресенья с детьми пока не обсуждали. Потому что мы их учим по жизни всегда извинятся за свои поступки независимо от того, какой день. И сами регулярно извиняемся перед ними. То есть мы считаем, если человек сделал что-нибудь неправильное, хоть чуть-чуть, он должен извиняться. Поэтому акцент на Прощеное воскресенье мы пока не делали. Мне сейчас непонятно, как объяснить детям, почему в определенный день все просят прощение друг у друга, даже у незнакомых людей. После Евангелия о Страшном суде не до широких гуляний Анна Пищелева, мама пятерых детей: В нашей семье очень скромные традиции празднования Масленицы. После чтения воскресного Евангелия о Страшном суде как-то нет особенного настроения праздновать широко. Но мы любим блины! Вообще-то я пеку их и безо всякого повода. Но на Масленицу — каждый день. Дрожжевые и пресные, на молоке, простокваше, кефире, сыворотке… С припёком и разными добавками, сладкие и даже солёные, с тмином. С начинкой — со сладким творогом, сыром, вареньем, картошкой и грибами, с рыбой и солёным огурчиком… А раз уж всё равно печём, так не есть же в узком кругу! Хороший повод позвать «на блины» друзей и родных. И всё же более важно для нас Прощёное воскресенье. Всей семьёй мы ходим на чин прощения в наш храм. Мы любим эту тихую короткую службу, трогательный обычай всем просить прощения друг у друга. Придя домой, мы обзваниваем родных, чтобы услышать от них слова прощения. Это так важно! Прощать, принимать друг друга со всеми неудобными особенностями — один из самых главных навыков и для большой семьи, и, более широко, для жизни среди людей. Модное в психологии «безусловное приятие» — ведь это и есть прощение. Кто пробовал, знает, что это не всегда легко, как ни называй. Посиделки у костра

http://pravmir.ru/maslenica-v-mnogodetny...

Знаю, что охоч был мужик до женского пола, жена даже одно время уходила от него, но потом родили девочку, плод их примирения, и семья сохранилась. Правда, со временем девочка подросла и повела не очень хороший образ жизни. А потом, когда к нам пришли наркотики, в зависимость от них тогда попали многие, и та девочка, к сожалению, тоже. Выйдя на пенсию, Иван Григорьевич остепенился постоянно ездил велосипедом на дачу, и стал на удивление заботливым семьянином. Узнав, что неизлечимо болен, постарался сделать дома посильный ремонт, починил сантехнику и умер на руках у жены. Заносить его тело в храм он не велел, но на заочное отпевание согласился. Тронуло то, что, уходя, человек заботился о своих близких. Меня не обижали его насмешки в прошлом, и я совершал все, что мог в его память с добрым чувством на сердце. Окончилось время заказанного по нему сорокоуста, и я забыл о нём. Прошло не более трех месяцев после его кончины, и наступало время начала Великого поста. В день Прощеного воскресения, уже перед тем, как мне окончательно проснуться рано утром на литургию, я увидел Ивана Григорьевича. Он стоял передо мной одетый в свою обычную одежду, в которой ездил на дачу. И хотя все пуговки на пиджаке и рубашке были у него на месте и застёгнуты, а на голове была неизменная фетровая коричневого цвета шляпа, но что-то придавало его внешнему виду жалкое состояние. Я пригляделся, и увидел, что вся его одежда была по краям обтрепана, и рубашка, и пиджак, а шляпа, так ту, словно сильно побило молью. Его щеки, прежде всегда старательно выбритые, покрылись черно-белой старческой щетиной. Он стоял передо мной, слегка согнувшись, и не смотрел мне в лицо, но я мог видеть его глаза. Такие глаза раньше я видел только на фотографиях узников фашистских концлагерей, что случайно попадали в объектив фотокамер. Отчаяние и никакой надежды. «Иван Григорьевич»? спросил я, «почему у тебя такой жалкий вид? Почему ты такой оборванный, не бритый? Неужели твоя Валентина Ивановна перестала следить за тобой»? Его лицо скривилось, словно от боли, и он заплакал как ребенок, плакал и кричал, но я его голоса не слышал. Понимал, что кричит, но что кричит, не слышал. По-моему, Серафим Роуз писал о чем-то подобном. Не каждому, приходящему к нам оттуда, дозволяется говорить с нами. Он пришел на Прощеное воскресенье и просил прощения.

http://azbyka.ru/fiction/vozljubi-blizhn...

Просить ли прощения в смс и соцсетях? Нам трудно бывает посмотреть в глаза тому, перед кем виноваты — гордость мешает. Смс-ку отправить легче. 13 марта, 2016 Нам трудно бывает посмотреть в глаза тому, перед кем виноваты — гордость мешает. Смс-ку отправить легче. В Прощёное воскресенье соцсети и блоги забиты бесконечными «Простите меня, грешного — Бог простит, и вы меня простите», на мобильник массово приходят смс подобного содержания, порой с неизвестных номеров и без подписи… Насколько уместна и оправдана практика подобных рассылок? Отвечают священники. — Важно понимать, что современные информационные технологии расширяют круг нашего общения, а времени и душевных сил нам не прибавляют. Неизбежно со значительной частью наших дальних, а тем более виртуальных знакомых отношения носят достаточно формальный характер, в том числе и тогда, когда мы поздравляем их с праздником или просим прощения в  Прощеное воскресенье . И такой знак внимания — смс или два слова по электронной почте — кого-то может порадовать, утешить. Но все же, мне кажется, и здесь должен быть хотя бы элемент личного отношения. Все зависит от степени близости и от конкретной ситуации. Если мы действительно чувствуем вину перед конкретным человеком, не ограничимся простой смс-кой, либо встретимся с ним и объяснимся, либо хотя бы позвоним, но в любом случае попросим прощения неформально. По крайней мере, должны попросить. Ну, а такие старинные традиции, как тещины субботы, золовкины четверги и так далее, когда мы не звоним, а посещаем другого человека, предполагают совсем другой уровень общения. Когда ты не просто звонишь и даже не просто в храме встречаешься, а приходишь в гости, садишься за стол, в процессе еды и пития можно серьезно и глубоко поговорить по душам. Понятно, что такое общение с большим количеством людей невозможно. Поэтому важно правильно расставить приоритеты и по возможности избегать голого формализма. По крайней мере, не демонстрировать получателям групповой характер рассылки — это, думаю, никому не понравится.

http://pravmir.ru/prosit-proshenija-v-sm...

На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: « Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас ». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И цел у ем свят ы я и честн ы я ик о ны» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На рек а х Вавилонских…» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И т а ко возопи и м». История Чина прощения Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества . Согласно этой традиции, на период Святой Четыредесятницы иноки удалялись в безлюдные пустынные места (как это описано, например, в житии преподобной Марии Египетской ). Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию , ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе . Однако прежде чем покидать стены обителей , братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы . В этот день испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились. Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений ( Мф.18:21-22 ), хранении мира, любви ( Мк.12:31 ). Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже — вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

В этот день происходит заговенье на Великий пост , т. е. им оканчивается вкушение молочных продуктов и яиц. На литургии читается Евангелие о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» ( Мф. 6:14–20 ). Сообразно с этим христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к «примирению с враждующими». Поэтому это воскресенье принято называть Прощёным воскресеньем. Вечером в храмах совершается «чин прощения», после чего верующие получают от духовенства благословение на пост. Стихиры на Господи воззвах Создатель мой Господь, персть от земли прием мя, живоносным дуновением вдушив оживи, и почте на земли начальствующа видимыми всеми, и ангелом купножителя. Сатана же льстивый, сосуд змия употребив, снедию прельсти, и Божия славы разлучи, и преисподнейшей смерти предаде в землю: но яко Владыка и Благоутробен, паки воззови. [«Создатель мой – Господь, взявши пыль земную и вдунув душу живоносным дуновением, сделал меня живым, и на земле почтил меня начальством над всем видимым и жительством вместе с Ангелами. Льстивый же сатана, употребивши змия орудием, прельстил меня вкушением и лишил Божией славы и предал меня преисподней смерти, возвратив в землю. Но Ты, как Милосердный Владыка, снова воззови меня».] Седален по 3-й песни, глас 4 Изгнан бысть Адам от райския сладости снедию горькою, в невоздержании заповеди не сохрани Владычни, и осудися делати землю, от неяже взят бысть сам, потом же многим ясти хлеб свой. Темже мы возлюбим воздержание, да не вне рая возрыдаем, якоже он, но в него внидем. [«Изгнан был Адам из райского блаженства из-за пагубной пищи, ибо в невоздержании он не сохранил заповеди Владыки и был присуждён возделывать землю, из которой сам был взят, и со многим потом есть свой хлеб. Поэтому возлюбим воздержание, да не возрыдаем, как Адам, перед дверями рая, но войдём в него».] Кондак по 6-й песни, глас 6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010