Стояние Марии Египетской (Мариино стояние) – см. Андреево стояние. Страстная седмица ( слав, страсть – страдание) – последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе и посвященная воспоминаниям о последней неделе земной жизни Спасителя по входе Господнем в Иерусалим, куда входят Его пророчества и притчи, Тайная вечеря, предание на суд, страдания, смерть и погребение. Все дни С. с. носят название Великих – Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.; в первые три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в Великий Четверток и Великую Субботу – Литургия Василия Великого , в Великий Пяток Литургия не совершается. Страстотерпцы – наименование христианских мучеников, принявших мученическую кончину не за имя Христово, а в силу злобы и коварства людей; главное в подвиге С. – беззлобие и непротивление врагам. С. являются благоверные князья Борис и Глеб (XI в.), св. царевич Димитрий Угличский (1591 г.), последний император Российский Николай II и члены его семьи (1918 г.). Схима ( греч. σχμα – образ, схема) – совокупность одежд монаха, монашеское облачение; соответственно степеням монашества бывает С. малая и великая. Схимонах, или схимник, – монах, принявший великую схиму, иначе – великий ангельский образ. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественней и дольше, чем в малую; монах даёт обет отречения от мира и всего мирского. К именованию монахов, имеющих сан, при их пострижении в великую схиму добавляется приставка «схи-». С.-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти. Дополнительно к обычному монашескому одеянию С. носит куколь и аналав. Сыропустная Неделя (сыропуст) – последнее воскресенье перед Великим постом, когда можно употреблять в пищу скоромные продукты (за исключением мяса), в частности сыр. В это воскресенье воспоминается изгнание Адама из рая ( Быт. 3, 24 ). С. Н. называется также «Прощеным воскресеньем», т. к. в этот день бывает чин общего прощения в храме и принято, приступая к подвигу святой Четыредесятницы, примиряться со всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Рождественский пост. Продолжительность – 40 дней. С 15/28 ноября по 24 декабря/6 января. Заканчивается пост празднованием Рождества Иисуса Христа. (При указании дат первой стоит дата по церковному стилю, второй – по современному стилю.) Великий пост. Продолжительность – 40 дней. К нему присовокупляется Страстная неделя (особенно строгий пост) – последняя неделя перед Светлым Воскресеньем Христовым – Пасхой. Этот пост подвижный, то есть начало его устанавливается на каждый год особым образом и указывается в православных церковных календарях. Начинается Великий пост Прощеным воскресеньем. В этот день христиане просят друг у друга прощения и прощают друг другу все обиды. Прощают не на словах только, а от чистого сердца, чтобы быть в полном мире друг с другом. Петров пост. Продолжительность от года к году различная. Этот пост также подвижный. Он начинается через неделю после празднования Пятидесятницы (дня Святой Троицы) и кончается 29 июня/12 июля на Петров день. Успенский пост. Продолжительность – две недели. С 1/14 по 14/27 августа. Заканчивается празднованием Успения Богородицы. Пост установлен не столько для здоровья тела, сколько для воспитания души. В посту весь распорядок церковной жизни немного меняется. Больше времени посвящаем мы в эти дни молитве, меньше – тяжелым физическим работам. Непременно в посту надлежит исповедоваться, готовиться к достойному причащению. В таинствах исповеди и причащения, когда человек приступает к ним с искренним покаянием, миром в душе, с любовью к Богу и ближнему, душа наша очищается от греха. А грех есть главная причина всяких наших страданий и болезней. Потому неслучайно бывает и так, что после причащения человек исцеляется от каких-то телесных недугов или получает в них облегчение. Притом знай, что мы постимся еще кое-как. Настоящий монашеский пост нам с тобою не осилить. Цель поста настоящих постников была не в оздоровлении тела, а в отсечении страстей телесных, то есть греховных чувств и желаний, живущих в нашем теле. Такие постники измождали свое тело, а вовсе не стремились сделать его физически крепким. Такой пост соответствовал их образу жизни. Но и наш пост должен также иметь для нас воспитательное значение. Он обучает нас терпению, скромности и степенности во всем поведении, он помогает подавлять гнев и раздражительность, а также некоторые другие греховные чувства в нашем теле. Постящийся меньше превозносится физической силой, что у мальчиков бывает часто, когда им хочется показать свое удальство. Постящийся чаще и усерднее вспоминает о церковной службе, о Боге и Небесном Его Царстве. Постящийся легче примет к сердцу нужду ближнего и скорее окажет ему посильную помощь. Для этого очень полезен пост, и ты постарайся уже теперь понемногу замечать это на собственном опыте.

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

Во вторую подготовительную неделю«Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» ( Лк.15:11-32 ), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию. Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины . Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» ( Мф.25:31-46 ). Этим чтением Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений. Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди ( Мф.6:14-21 ), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем». Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью. Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий пост: время скорби или радости? Несколько слов о церковных датах февраля 15.02.2012 644 Время на чтение 3 минуты «Что за унылые люди эти православные! Только что, перед Рождеством, сорок дней постились, не успели оглянуться - у них уже Великий пост. Ну, казалось бы, хоть в промежутке-то можно расслабиться, устроить, к примеру, какой-нибудь карнавал, как в Венеции или в Рио, так нет, они, оказывается, за месяц уже к посту готовятся, и в церкви у них все про покаяние да про Страшный суд. Только на Масленицу и погуляют немножко, но тут же начинают у всех прощения просить, и потом - до самой Пасхи - только про слезы да про грехи...». Так или примерно так воспринимается церковная православная жизнь со стороны. А изнутри? Вторая неделя подготовки к Великому (12 февраля/30 января), которая называется Неделей о блудном сыне, действительно начинается плачем - накануне воскресения, когда на Литургии будут читать всем известную евангельскую притчу, на Всенощной впервые запоют 136-й псалом: « На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом... », - плач о нашем духовном плене и утраченном Небесном отечестве. Но разве не с тоски по дому начинается радость возвращения? А накануне следующей недели - о Страшном Суде (19 февраля/6 февраля) - Церковь отмечает Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу (10 февраля/28января). В этот день она молится обо всех усопших - не только о благочестивых христианах, но и обо всех скоропостижно ушедших без покаяния и церковного напутствия, погибших во время войн и стихийных бедствий, убитых, утонувших, замерзших, сгоревших и даже о тех, кто в неведении или умопомрачении окончил жизнь самоубийством. О всех них перед началом Великого поста звучит под сводами храмов наша молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!». И вот, наконец, Неделя сыропустная (26/13 февраля) - воспоминание Адамова изгнания из рая, Прощеное воскресенье и заговение на Великий пост. Как писал митрополит Антоний Сурожский, «в отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения Великого поста - это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить - со всем простором и глубиной, к которой мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Разве 100 лет назад было не то же самое? Разве товарищ Ленин из Швейцарии не засылал к нам те же прокламации? Давайте же посмотрим, чем все это закончилось. Именно поэтому мы должны беречь нашу страну, беречь наше духовное, религиозное наследие, ценить тот мир и согласие, которые с таким трудом выработаны многими поколениями наших предков. И мы не должны позволять посягать на наши основополагающие ценности. Е. Грачева: Владыка, в понедельник начинается масленичная неделя. Что такое масленица в нашем обществе — остатки, пережитки язычества или это простонародное христианское мироощущение? Как надо себя вести, как подготовиться к Великому посту? Митрополит Иларион: Масленица — последняя неделя перед Великим постом, когда Церковь не благословляет есть мясо, но можно еще есть и рыбу, и сыр, и яйца, и молочные продукты. В традиции Руси, включая историю Российской империи, масленица была временем гуляний, празднований, имевших, в том числе, некоторый налет языческой символики. Даже исследователи Руси говорили о том, что в некоторых масленичных обрядах в завуалированном виде сохраняется язычество. Но мы не должны забывать, что у масленицы есть, прежде всего, духовный смысл, который заключается во внутренней подготовке человека к Великому посту. Не случайно масленица завершается Прощеным воскресением, когда люди просят друг у друга прощения, что совсем не просто для тех, кто рассорился со своими близкими, особенно с членами своей семьи. Но мы по опыту знаем, насколько очищающее действие чин прощения оказывает на души людей. Если провести параллель между тем, что происходило 100 лет назад, и тем, что происходит сейчас, то прощение — одно из ключевых слов, которое Церковь использует, когда говорит о событиях 100-летней давности. Мы должны извлекать уроки, и не бросать обвинения в адрес тех или иных людей, или групп, но прежде всего заботиться о примирении и прощении, сохраняя память о наших почивших. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru .

http://patriarchia.ru/db/text/4811077.ht...

Разве 100 лет назад было не то же самое? Разве товарищ Ленин из Швейцарии не засылал к нам те же прокламации? Давайте же посмотрим, чем все это закончилось. Именно поэтому мы должны беречь нашу страну, беречь наше духовное, религиозное наследие, ценить тот мир и согласие, которые с таким трудом выработаны многими поколениями наших предков. И мы не должны позволять посягать на наши основополагающие ценности. Е. Грачева: Владыка, в понедельник начинается масленичная неделя. Что такое масленица в нашем обществе — остатки, пережитки язычества или это простонародное христианское мироощущение? Как надо себя вести, как подготовиться к Великому посту? Митрополит Иларион: Масленица — последняя неделя перед Великим постом, когда Церковь не благословляет есть мясо, но можно еще есть и рыбу, и сыр, и яйца, и молочные продукты. В традиции Руси, включая историю Российской империи, масленица была временем гуляний, празднований, имевших, в том числе, некоторый налет языческой символики. Даже исследователи Руси говорили о том, что в некоторых масленичных обрядах в завуалированном виде сохраняется язычество. Но мы не должны забывать, что у масленицы есть, прежде всего, духовный смысл, который заключается во внутренней подготовке человека к Великому посту. Не случайно масленица завершается Прощеным воскресением, когда люди просят друг у друга прощения, что совсем не просто для тех, кто рассорился со своими близкими, особенно с членами своей семьи. Но мы по опыту знаем, насколько очищающее действие чин прощения оказывает на души людей. Если провести параллель между тем, что происходило 100 лет назад, и тем, что происходит сейчас, то прощение — одно из ключевых слов, которое Церковь использует, когда говорит о событиях 100-летней давности. Мы должны извлекать уроки, и не бросать обвинения в адрес тех или иных людей, или групп, но прежде всего заботиться о примирении и прощении, сохраняя память о наших почивших. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru.

http://pravoslavie.ru/101332.html

В Неделю 4-ю и 5-ю св. Четыредесятницы, вместо кондака Триоди, берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику , преп. Марии Египетской), и на литургии этот кондак святому следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого) 74 . От Недели о мытаре в фарисее до Недели ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», и только в Недели Православия и Крестопоклонную припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Уставе и Триоди на этот счет нет 75 . Седмица и Неделя о блудном сыне В эту Неделю евангельской притчей ( Лк. 15, 11–32 ), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. В этом случае благодать исходит к ним в сретение, лобызает их, украшает и помогает им в достижении своего спасения. «Познаем, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки своей славы познание (отличия) дарует: в таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших» 76 . Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. И потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. Особенность богослужения в эту Неделю

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Скачать epub pdf 53. 32 неделя по Пятидесятнице. О Закхее. Зов Божий (Лк. 19:1–10) Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее ( Лк. 19:9 ). Наступающая неделя и следующие за ней, благочестивые слушатели, являются неделями, подготовительными к Великому посту. Они называются неделями о Закхее 96 , о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сырная. Подготовительными они называются потому, что начинают нас готовить к глубокому покаянию и исправлению в течение Великого поста для достойной встречи светлого праздника Христова Воскресения. Все названные выше недели имеют то общее, что касается вопроса об отношении Бога к кающемуся грешнику и об отношении этого грешника к взыскующему его Богу. Если человек грешник покаянно обращается к Богу, то Бог милосердно отвечает прощением грехов возрождением к духовной жизни в Боге. Так, когда грешник Закхей по внутренним побуждениям захотел увидеть Иисуса Христа, то Он (Христос) Сам пришёл к нему и даровал спасение дому его ( Лк. 19:9 ). Когда мытарь (из притчи о мытаре и фарисее), движимый сознанием своей греховности и потребностью в очищении, вошёл в храм помолиться, то милосердием Божиим был оправдан более чем фарисей ( Лк. 18:14 ). Когда блудный сын (из притчи о блудном сыне) с сокрушением сердечным возвратился из страны далёкой к отцу, то был встречен им с любовью и всепрощением. Все три притчи 97 , братия и сестры, приводят к выводу, что если человек захочет искать Бога, то он найдёт Его. Если решением своей собственной воли и покаянного чувства устремится к Нему, то его встретит милосердие Божие и духовное обновление. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что без нас, без нашего желания и свободного решения Бог не спасёт нас. И это потому, что Бог не творит ни над кем насилия, ибо создал человека по образу Своему, т. е. разумным и свободным и не лишает его свободы в выборе пути жизни – в сторону добра или зла, спасения или гибели. Господь желает видеть в каждом из нас не раба и не наёмника, а сына, чадо своё любезное, милое, дорогое, влекомое к Богу сыновним чувством, т. е. добровольно, охотно и радостно 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

То есть через что-то простое и внешнее хорошо идти к объяснению важного, внутреннего.  Праздничная неделя перед постом – возможность говорить о церковном календаре, о его движении, о периодичности, о динамике церковного года, но, пожалуй, самое важное – о мирном духе и прощении обид. – Что же делать взрослым, если перед Великим постом хочется попраздновать, поесть блины?  – Если просто расставить все акценты, то никакой проблемы не будет. Да даже традиционные названия дней Масленицы, к кому в какие дни хорошо и правильно пойти, вполне могут быть осмыслены в контексте грядущего Прощеного воскресения. Если человеку не хватает сил в течение года подойти к такому серьезному вопросу, как прощение, а здесь ему представляется такой простой и удобный повод – почему бы не попытаться решить конфликты и прийти к миру в рамках похода в гости, чаепития? Чтобы идти к Прощеному воскресенью уже не формально, а с испрошенным и полученным прощением. Да вообще любая добрая встреча – это хорошо. Если мы не переступаем каких-то границ, не делаем эту неделю форматом веселого праздничного карнавала с обильным чревоугодием, то неделя, которую называют Масленицей, может стать поводом к хорошему, настоящему, глубокому общению. Как, например, христианину совершенно не зазорно отпраздновать гражданский Новый год, поздравить своих близких и явить ту самую любовь – от человека к человеку – в самых обычных обстоятельствах. – Христианину не стоит пугаться сжигания чучела на разных праздничных мероприятиях – в школах, например, или на городских гуляниях?  – Нет, конечно. Во-первых, из соображений, что, по слову апостола Павла, идол в мире – ничто. А во-вторых, я подозреваю, что устроители мероприятий не считают, что они совершают какое-то ритуальное действо. Никакой языческой составляющей тут явно нет. Странно, если верующий человек начинает ругаться на происходящее, называть это язычеством. Есть риск в попытке некоего миссионерского порыва оказаться миссионером совершенно противоположной стороны. То есть, пока «миссионер» сам не принес эти смыслы, их здесь никто бы и не увидел. 

http://pravmir.ru/mozhno-prosto-otprazdn...

Матушка Анна Федоровна, Воскресение Христово – это не полевые работы, а пост существует вовсе не для очищения мужикова брюха к посевной. Совсем иначе призывает Церковь избавляться от греха – покаянием и сокрушением. А в помощь кающимся даны Христом две вещи – перечитайте шестую главу Евангелия от Матфея, – пост и прощение. Постом христианин добровольно показывает сатане льстивому, что дух человеческий сильнее воли плоти. Прощая же согрешения своим близким, мы чаем себе Божественного прощения. Описываемая Вами масленая неделя в Православной Церкви называется мясопустной, то есть в это время возбраняется есть мясо. Вступает в силу частичный пост. В богослужениях появляются великопостные особенности, звучит молитва Ефрема Сирина. Вся эта неделя – усиленная подготовка к посту, и завершается она не пьянкой, а Прощеным воскресением, умилительным богослужением, во время которого падает на колени весь православный люд и его священство и просят друг у друга прощения, проламывая стену мучительного греха и вступая в долгий постный путь, ведущий к Светлому Христову Воскресению. Никогда православие не имело отношения к жуткому весеннему беснованию язычества, богословию которого Вы так чутко сопереживаете и остатки которого так поэтично описываете. Нет уж, матушка, давайте снимем христианское седло с осатанелой языческой коровы и не будем смущать в посту братьев наших. СМ.ТАКЖЕ авторы: Александр Щипков книги: Александр Щипков. Соборный двор ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 21.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 7 /Экономика нацизма " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/2_26625.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010