Затем, в ближайший воскресный день Евангелие живописует нам трогательный образ покаявшегося грешника – начальника мытарей Закхея. Растроганный тем, что Господь не возгнушался его греховностью, но милостиво посетил его жилище, Закхей, в душе которого внезапно произошел решительный поворот к новой жизни, в порыве глубокого покаянного чувства, воскликнул:  «Се, пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею»   ( Лк. 19, 8 ). В лице Закхея Церковь указывает нам образец истинного покаяния, которое не ограничивается одним бесплодным сожалением о содеянных грехах, но стремится  загладить  эти грехи противоположными им добрыми делами. Призвав нас к покаянию словами Самого Господа и научив нас, в лице Закхея, каким должно быть истинное, нелицемерное покаяние, св. Церковь вводит нас в недели  приготовительные к Великому Посту.  Этих недель (или воскресных дней) всего четыре, и каждая из них, в связи с евангельскими чтениями и воспоминаемыми в них событиями, носит свое особое название: 1) Неделя Мытаря и Фарисея, 2) Неделя Блудного Сына, 3) Неделя Мясопустная (или Страшного Суда) и 4) Неделя Сыропустная (или Изгнания Адамова), называемая в просторечии «прощеным воскресением». Начиная с недели Мытаря и Фарисея, Церковь влагает нам в уста умилительное песнопение, которое повторяется затем на каждом воскресном всенощном бдении в течение всего Великого Поста, после чтения Евангелия:  «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!»  Какой смысл имеет это песнопение и для чего поется оно в эти дни? Великий пост есть время всеобщего духовного очищения и освящения. Но это очищение и освящение возможны только под условием совершенного оставления греха и изменения образа жизни, мыслей, чувствований и желаний. Необходимо полное обновление и возрождение духовное, А это требует со стороны человека  подвига  – продолжительного, тяжкого, болезненного, к которому постепенно нужно возбуждать, нудить и располагать себя. Без  личного  подвига,  личных  усилий самого человека это возрождение духовное невозможно. Бог не спасает человека помимо самого человека, вопреки его воле. Он, давший человеку свободную волю и разум, чтобы отвергать худое и избирать доброе, никого насильно не вводит в Царство Небесное. С нашей стороны, требуется  самоохотная решимость на подвиги  ради приобретения Царства Небесного. Но, с другой стороны, при крайней поврежденности грехом человеческой природы, одних наших усилий недостаточно: необходимо всесильное  содействие Божественной благодати,  которое привлекается усердным, из глубины души исходящим, болезненным молитвенным воплем о помощи. Господь, слыша нашу слезную мольбу и видя искренность наших стремлений и наших собственных усилий, подает нам Свою всесильную помощь – отверзает  нам «двери покаяния»: сокрушает Своею благодатию наше окамененное нечувствие и помогает возбудить в себе искреннюю скорбь о грехах, без которой не может быть истинного покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вот об этом, об этой помощи Божией и говорит чудо исцеления скорченной женщины. Но это чудо, братия и сестры, даёт нам и другое назидание. Это назидание вытекает из всего того, что произошло после исцеления больной женщины. Начальник синагоги вознегодовал на Христа за то, что Он исцелил женщину в субботу ( Лк. 13:14 ). (Субботний день, по ветхозаветному учению, есть день покоя, ничегонеделания. Законники полагали, что творить чудеса в этот день – значит нарушать субботний покой). Христос сказал ему в ответ: Лицемер! не отвязывает ли каждый из нас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведёт ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний ( Лк. 13:15–16 ). Христос этими словами разъясняет, что если домашний скот (вол и осёл) требуют заботы и в субботний день, то тем более заботу и участие заслуживает дочь Авраама, восемнадцать лет страдающая от недуга своего. Но, однако, не один раз законники обвиняли Христа, что Он творит чудеса в субботу. Не человек существует для субботы, а суббота для человека, для дел любви и милосердия, говорил им Христос в другом месте и по другому поводу ( Мк. 2:27 ). Ветхозаветная суббота для нас, христиан, заменилась днём воскресным, днём нашей радости о воскресении Спасителя, днём нашей любви и единения в Господе нашем Иисусе Христе. Не в этот ли день мы наиболее должны быть близки друг к другу и оказывать любовь и внимание всем нуждающимся: посещать больных, утешать скорбящих и немощных, молиться за врагов и ненавидящих нас, мириться с враждующими против нас. Если бы мы подлинно испытывали в эти воскресные дни радость воскресения Христова, и наше сердце подлинно преисполнила бы надежда и на наше собственное обновление и воскресение, то мы охотно бы творили все эти дела – дела любви и милосердия. Что такое воскресный день? – Он то же, что и пасхальный день, когда мы приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе!» Как пасхальные дни посвящены воскресению Христа, так и воскресные дни посвящены тому же. Как Великий пост и особенно Страстная неделя, неделя страданий и смерти Христа, готовит нас к празднику воскресения Христа, так и каждая седмица готовит нас к воскресному дню, в среду напоминая о страданиях Христа, в пятницу – о страдании и смерти, а в самый воскресный день напоминает о воскресении Христа. Как на Пасхе радуемся, ликуем, торжествуем и бываем готовы наделять друг друга дарами прощения, любви, единения, так и в воскресный день должны наделять друг друга теми же дарами. Вот об этом-то и напоминает нам святая Церковь чудом исцеления в субботний, а по-нашему – в воскресный день, скорченной женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В сам ВЕЛИКИЙ ПОСТ мы входим через ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Или Адамово изгнание. В храмах служится «Чин прощения», вынесен в отдельную службу! Очень глубокая тема, к которой призывает нас Церковь – простить обидящих нас, попросить прощения самому у людей и у Бога. И только через прощение мы можем вступить на путь обретения утерянного рая. 1ая седмица – Торжество Православия  – 1ая неделя поста, прозрачно-строгая. С одной стороны изображена сухая земля с ее «волчцами и терниями», выросшими на ней после грехопадения, с другой стороны – осколки льда, сковывающие воды реки. Чтение Покаянного канона Андрея Критского . Чистый понедельник. И, смотря к воскресенью – мы видим, что воды оттаивают и именно там символично изображен родник «живой воды», бьющий от того места, где стоит икона. Основная тема: ПОКАЯНИЕ – ДАЕТ ЧИСТОТУ, дает возможность напитать душу «живой водой», щедро изливаемой на нас в Таинствах Церкви и Слове Божием. 2- ая седмица — вторая седмица и вторая Неделя Великого поста называются удивительно — седмицей и НЕДЕЛЕЙ СВЕТОТВОРНЫХ ПОСТОВ, во время которых Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. На календаре мы образно выходим из зимы в весну, как созвучие теме света.В богослужении этой седмицы и этой Недели Церковь, сокрушаясь о греховном состоянии человека, указывает на пост как на средство к благодатному внутреннему озарению, побуждая христиан к новым подвигам поста. Здесь отдельно мы поговорим еще раз про Свет Истины, вспоминая святителя Григоря Паламу и его учение о Свете. Вспомним и про дни творения. Основная тема: ПОКАЯНИЕ, ПОСТ, МОЛИТВА – ОСВЕЩАЮТ ДУШУ. 3- я седмица – К рестопоклонная . Символичное дерево и крест под ним продолжают тему, начатую вначале: « Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.»

http://azbyka.ru/deti/interaktivnyj-kale...

Наступающая неделя после Прощеного воскресенья — первая седмица Великого поста , в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров . В другие дни недели, кроме субботы и воскресенья, литургии не положено. В первые четыре вечера Великого поста, с понедельника по четверг, в храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского . Чтение Евангелия: Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14–21 Читать отрывок 14  Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15  а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16  Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17  А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18  чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19  Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20  но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21  ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Свернуть Комментирует священник Антоний (Борисов) Апостольское чтение: Послание апостола Павла к Римлянам, глава 13, стих 11 — глава 14, стих 4 Читать отрывок 11 Так  поступайте , зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. 13 Как днем, будем вести себя благочинно, не  предаваясь  ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. 1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 2 Ибо иной уверен,  что можно  есть все, а немощный ест овощи. 3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

http://foma.ru/nedelja-syropustnaja-vosp...

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или после часов священник в епитрахили читает в церкви своим прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», изложенные в Требнике. В субботу первой седмицы Церковь творит память святого великомученика Феодора Тирона и воспоминает чудесную помощь, оказанную им константинопольским христианам в 362 году при императоре Юлиане Отступнике. Тогда христиане были сохранены великомучеником Феодором от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого Поста: святой явился архиепископу Евдоксию и повелел христианам употреблять коливо вместо оскверненной на торжище пищи. Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим. Служба святому Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, соединяющейся с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии по заамвонной молитве поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен 400 состоит из чтения 142 псалма, пения «Бог Господь», тропарей, затем читается канон святому Феодору (Апостол и Евангелие не читаются) 401 . На утрене в субботу поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским. На Литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дню и святому, а прокимен поется один, 7 гласа: «Возвеселится праведник о Господе». Если в понедельник первой седмицы случится Сретение Господне, храмовый праздник или Обретение главы Иоанна Крестителя, то служба им совершается в Прощеное воскресенье. Если Обретение главы Иоанна Крестителя и храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы первой седмицы, то служба Предтечи совершается или в Прощеное воскресенье или в субботу 1 седмицы поста, а храму – в субботу первой седмицы. Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь , и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Казалось бы, ты должен быть приведен в состояние абсолютной «боеготовности». С помощью того великого тренера, которым является Церковь и Евангелие, ты как будто должен превратиться в спортсмена, который подходит к самому главному событию в своей жизни. Это твоя Олимпиада, твой час — Пасха , в которой ты можешь оказаться или со Спасителем, или без Него. Но последнее напутствие, которое Церковь выбрала из всех возможных слов Христа, совершенно не пугающее, не стимулирующее, а наоборот — мягкое, простое и при этом очень внятное. Первое, что ты должен сделать, — это простить. Не взять на себя заоблачные аскетические ограничения. Нет, твой подвиг начинается с простого, но и с самого важного и трудного — с прощения . И при этом ты должен помнить, что если не сделаешь этого, то и Господь прощать тебя не станет. Христос мог быть грозным. Иногда Он начинал свое обращение к людям со страшных слов «Горе вам». Можно вспомнить и эпизод с изгнанием торгующих из храма. А в этом евангельском отрывке нет таких интонаций. Это наставление тебе, заботливое напутствие хотя бы на ближайшие 49 дней: прощай . Можно сказать, что этот опыт возвращает нас на две недели назад, к притче о блудном сыне , когда отец мгновенно принимает свое дитя, которое, оставив его, «спустило» все полагающееся ему наследство. Перед нашими глазами уже есть пример прощения, которому мы должны следовать. В том числе и благодаря этому евангельскому чтению. О тайном и явном Следующее, на что Христос призывает обратить предельное внимание, — это лицемерие, которое, к сожалению, очень часто сопутствует покаянному подвигу. Лицемерный пост — бессмысленно потраченное время. Ведь если ты будешь унылым, мрачным, если ты будешь это делать напоказ, значит, внутренней трансформации и преображения не произойдет. А ты попробуй поститься всерьез, поститься глубоко, поститься не лицемерно. И тут же вспоминается первая подготовительная неделя . Скажи себе: «постись не по-фарисейски». Удивительно, как Церковь мудро сорганизовала нашу предваряющую пост жизнь. Все здесь вторит друг другу. Все взаимосвязано.

http://foma.ru/evangelie-proshhenogo-vos...

В среду-лакомку теще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни. В семьях могло быть до десяти зятьев, и теща должна была всех накормить до отвала. Вечером в этот день в некоторых губерниях устраивали женские разъезды по деревням, пели песни про щедрую тещу и разыгрывали шуточные постановки про нее. Четверг — 10 марта В четверг начинался разгул, после семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния. Кулачные бои, катания на горках и лошадях, сани и другие забавы в этот день увлекали всех от мала до велика. В некоторых регионах на разгул празднично одетые дети ходили колядовать и выпрашивать угощение в домах и храмах. Пятница — 11 марта В пятницу зять приглашал на тещины вечерни, это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу. После тещиных угощений нельзя было ударить в грязь лицом, поэтому зятья старались максимально выказать почтение. Суббота — 12 марта На золовкины посиделки в субботу невестка приглашала родню мужа, его сестер с их семьями. Если золовки были еще не замужем — на посиделки приглашали незамужних подруг, а для семейных собирали в гости всю родню. В этот день народные гуляния достигали кульминации — все балаганы были переполнены. Воскресение — 13 марта Прощеным воскресеньем завершается масленичная неделя. Уже завтра начнется строгий Великий пост. В этот день молодожены должны были отблагодарить всю родню за свадебные подарки, а родители — поздравить кума и куму. В воскресенье все у всех просили прощения, чтобы с чистой совестью вступить в пост. Также в этот день сжигали или хоронили соломенное чучело Масленицы, символизируя прощание с зимой.   Масленица в 2016 году: как совместить с христианством? Масленица возникла как языческий обычай провода зимы, который, постепенно утрачивая языческое содержание, стал составной частью сыропустной седмицы. Но почему бывший языческий праздник вдруг не только прилепился к христианству, но и прижился на этой почве? Не свидетельствует ли это о том, что русское православие до сих пор больно язычеством? И вместо того, чтобы резко отмежеваться от таких явлений как «яблочно-медовые Спасы», ритуальные купания в крещенской воде, наша Церковь слишком лояльна к этому относится? Может быть, если бы Церковь заняла более жесткую позицию по этому поводу, то невоцерковленные думающие люди с большим уважением посмотрели бы на Православие и, возможно, даже задумались бы: «А что же тогда такое Церковь, если не обряды и традиции, от которых отказываются сами церковники?»

http://pravmir.ru/maslenitsa-v-2016-godu...

Когда мы молимся наедине, в своей комнате, заочно прощая и прося прощения друг у друга, то это хорошая и каждодневно нужная молитва . Но в этом случае мы уподобляемся одинокому молитвеннику, выносящему в своей домашней молитве на суд Бога все свои согрешения и все распри с ближними. При такой молитве недруг по-прежнему остаётся сам по себе при своём недуге (недружелюбии); хотя мы и молимся о том, чтобы Господь простил его и ниспослал мир в его душу. Когда же наступает Великий пост , и мы должны будем говеть, каяться, исповедоваться и причащаться в храме, широко распахнув свою душу для раскаяния и примирения с ближними, то заочного прощения друг друга уже недостаточно, и возникает необходимость очного, пред лицом друг друга, взаимного прощения, чтобы не только свою душу счистить от недружелюбия, но и расположить к этому и вчерашнего недруга. Нелёгкое это, братия и сестры, дело – тяжёлое, мучительное. Нам предстоит простить наших обидчиков и со своей стороны просить прощения у тех, кого мы обижали. Готовы ли мы на этот двойной подвиг? Готовы ли смирить свою гордость, чтобы искренне и чистосердечно просить прощение у обиженных нами. Готовы ли смягчить и расширить своё сердце, чтобы искренне и чистосердечно простить своих обидчиков? Как, как возможно всё это? Преподобный Нил Сорский указывает, что человек только тогда может простить другому человеку, когда, поразмыслив, убедится, что сам грешнее и виновнее всех. Истину этого спасительного суждения может проверить на самом себе каждый из нас. В самом деле, если мы задумаемся о своих согрешениях к людям, то придём к выводу, что в подавляющем большинстве случаев эти отношения определяются нами самими. Каждый из нас вспомнит, что если сам искренне и доброжелательно относился к людям, то и с их стороны встречал искренность и доброжелательство. Если же лукавил и проявлял неприязнь и недоброжелательство, и в ответ получал то же. Значит, всё дело в нас самих: каковы мы в отношениях к людям, таковы и они в отношениях к нам. Если отношения с моими ближними вчера у меня были хорошие, а сегодня испортились, то причину надо искать в себе самом: что-то я не предусмотрел, что-то не так или лишнее сказал, в чём-то не проявил участия, чем-то кичился, в чём-то не проявил сдержанности и терпения и прочее. И вот появилась туча, и испортились отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Но так получилось, что когда отцы Церкви устанавливали чтения на каждый день, то начало этого чтения о посте предварили четыре с половиной строчки, где говорится о том, что «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:14–15). И наши предки, которым трудно было вместить в себя этот текст, все внимание уделили этим словам о прощении. И поэтому в народе это воскресение, когда читается это Евангелие, стало называться Прощеным. Есть древний обычай в монастырях, когда братья-монахи или сестры-монахини каждый вечер, отправляясь ко сну, испрашивают друг у друга прощения. Потому что живут тесно в монастыре, все время соприкасаются по разным послушаниям, возраст, характер у всех разный; воспитание, образование и время пребывания в монастыре тоже у всех разное, поэтому между ними возникают всякие коллизии. Взрослые в этом смысле мало чем отличаются от детей, только дети еще постоянно дерутся. А взрослые говорят друг другу всякие колкости. А так и те и другие постоянно жалуются друг на друга, каждый ищет своего, каждый хочет манипулировать с помощью начальства. Как дитя: если папа говорит «нет», он к маме, если мама — «нет», тогда — к бабушке, пока не находит того, кто наконец скажет «да». Так же и у взрослых: хочет добиться — старается. Если прямым путем не получается, идет косым, если ему кто-то препятствует, старается его оклеветать, для того чтобы добиться своего. Так что это все давно известно, очень понятно и противно в своей пошлости. Ничего нового тут нет, так было и тысячу лет назад, и две тысячи, и три. Так было всегда, и так всегда будет, только еще более ужасно и мерзко. Единственное, что этому может противостоять, — это Слово Божие, и то при условии, если человек его воспримет. Потому что большинство людей, по замечательной русской пословице, изображают из себя стену, в которую кидают горох. Горох отскакивает с таким шумом и падает вниз, и ни для стены нет никакого изменения, потому что это же не шрапнелью стрелять, ни для самого гороха.

http://bible.predanie.ru/nedelya-syropus...

Указ опередил письма и пр.Иосифа и Пратасова: седьмого апреля он был получен Скрипициным, а восьмого пр.Василием и консисторией. Девятого было воскресенье, неделя Св.Жен Мироносиц: пр.Василий собрался служить в соборе. Посоветовавшись со Скрипициным, пр.Василий решил объявить народу за литургией указ и поминать Синод вместо папы, иерархическая власть которого над униатской церковью после этого указа кончалась, а всякую другую отрицал и Синод, и униатские епископы 1059 . Богослужение вышло очень торжественным. В это время в городе происходило собрание уездного дворянства, среди которого был только один православный помещик Крыжановский. Помещики явились в собор к богослужению 1060 ; прибыли также сюда гражданские чиновники, директор с офицерами кадетского корпуса, профессора семинарии и училища с учениками 1061 . По прочтении часов и выхода пр.Василия с духовенством на амвон, секретарь консистории Тарновский, одетый по форме, прочитал указ, после чего был отслужен молебен, в конце которого, после многолетия Государю и Августейшей Фамилии, было возглашено многолетие и Св.Синоду. «Женщины р.-католички, пораженные этим», – пишет пр.Василий, –«выходили из собора, утирая слезы на глазах, а мужчины оставались до коща литургии» 1062 . Когда на великом входе преосвященный стал поминать вместо папы Св.Синод, многие, приблизавшись к иноностасу, прислушивались к поминанию, но беспорядка не произошло. «Слава Богу, совершися!» – подумал преосвященный, возвращаясь с потиром к престолу 1063 . «Все это», – писал Скрипицин, – «не произвело ни малейшего беспокойства или удивления; народ также усердно молился, также рвался ко кресту». Агатонов доносил: «Во время торжественного события в церкви при стечении многого народа соблюдались порядок, тишина и полное спокойствие» 1064 . Бывший в соборе Полоцкий уездный предводитель дворянства только и сказал Скрипицину: «Стало быть, все кончено и мы все давно это ждали», а случившийся тут священник, участвовавший в подаче известного прошения, явившись после литургии к епископу, просил прощения и сам принес подписку 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010