На самом деле, мы должны знать и помнить, что осуждение осуждению рознь: что есть разные виды осуждения. Одно осуждение — греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием. Если мы никогда, никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло, и легко сможем сами быть увлечены на путь зла. Одним из главнейших и важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именно прощение, или отпущение грехов. Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 19-23). А далее, из книги Деяний Апостольских мы видим, что св. Апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих слушателей к покаянию и принятию святого крещения во оставление грехов. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа», — так взывал св. Апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы (Деян. 2, 38). «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши», взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. Апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения (Деян. 3, 19). «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17, 30-31). Это «прощение» или «отпущение грехов» дается нам не безусловно, а условно — именно под условием покаяния (конечно, искреннего). Потому-то Господь, даровав Своим ученикам власть отпускать грехи Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи — очевидно тем, кто не кается по-настоящему: «на ком оставите, на том останутся», — следовательно, не простятся.

http://pravmir.ru/otpushhenie-grexov-i-m...

Но как любить грешника, как любить нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим: «…и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим…» Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя, — ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг; — это ты и есть тот самый грешник; — это ты нелюбовный — любишь по выбору; -это ты — чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил. Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви. И звучат слова сегодняшнего Евангелия: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете, и наследуйте рай. А сейчас же за этими словами Господа о прощении звучат и другие слова: «Не судите, да не судимы будете…» (Мк. 7, 1). И в этих словах Господь указывает кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата Царствия Небесного. Господь указывает на то, без чего все наши подвиги и усилия в жизни вообще, и на поприще Великого поста в частности, будут тщетны. И этот путь один — путь любви к людям, начинающийся с неосуждения. «Не судите, да не судимы будете…» Господь пришел в первом Своем пришествии не судить мир, но спасти. Он пришел открыть миру заключенный для него рай. А весь суд Бог отдал Сыну Своему во втором пришествии, а пока «…милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся, поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других. И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы — свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: «…властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.

http://pravmir.ru/svyatoj-velikij-post-p...

Подпишитесь на наш Телеграм Приближается Великий пост и Прощеное воскресенье. Начинаем размышлять над тем,   что такое прощение. В Интернете поднялась дискуссия о прощении . Ее автор – общественный деятель Наталья Холмогорова – поделилась своим пониманием завета Господа: «Простить» – означает очень простую вещь: отказаться от мести. «Вам сказано: око за око, зуб за зуб [т. е. месть, но справедливая и адекватная, «в рамках»], а я говорю: прощайте врагам своим [т. е. не мстите им вообще]». «Я тебя прощаю» – значит: «Ладно, я согласен тебя за это не бить, не убивать, не подавать на тебя в суд и даже, пожалуй, не злорадствовать вслух твоим неприятностям». Вот и все». (Авторская орфография и пунктуация сохранены.) Разумеется, такая позиция встретила непонимание, весьма аргументированное. Многие сочли, что этого недостаточно. Пару лет назад я встал бы на сторону критиков Натальи, но с тех пор я немножко подтянул свои знания в богословии. Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?  (Мф 26:52-53) Трудно поспорить с тем, что Библия – книга противоречивая. Особенно Ветхий Завет. То там запрещают убивать, то прямо-таки Сам Господь приказывает уничтожать «неверных». То же самое и с Новым Заветом. То Иисус на вопрос Петра «Сколько раз прощать брату моему?» говорит: «Прощай до семижды семидесяти раз», то «а если и церкви не послушает, то будет тебе как язычник и мытарь». Насчет Ветхого Завета поговорим в другой раз, а сейчас хотелось бы порассуждать о прощении, тем более, эта тема никогда не перестанет быть актуальной. Так все-таки – безусловно прощать или с оговорками? А дело в том, что в то время, когда проповедовал Иисус, любовь понималась иначе, чем сейчас (в том числе и Им самим). Тогда это понятие означало прежде всего действие, активную ответную реакцию человека. Возлюбить Бога в то время понималось как активное приношение жертв, творение милости во Имя Его и так далее. И Христос на языке эпохи доносит до учеников новое понимание ветхозаветного принципа «око за око, зуб за зуб». Ты не обязан воспылать любовью к спонтанному «стоматологу», который в подворотне подкорректировал тебе челюсть, но у тебя есть возможность ему не ответить – и это будет выше Закона.

http://blog.predanie.ru/article/proshhen...

Помнить о нашей виновности перед тварью, это благо, потому что, только осознав вину, можно рассчитывать на прощение. Но это и – тень будущего истинного блага. Мы еще должны осознать свою главнейшую вину. И тогда уж получим совершенное прощение. Мы должны осознать, что своим непослушанием человек также убивает и Бога, вычеркивает Его из своей жизни. Как дети своим наглым непослушанием укорачивают жизнь родителей, но не осознают этого. И мы должны были сделать это своими руками, чтобы никто не оставался в заблуждении. Потому что «без пролития крови не бывает прощения» ( Евр.9:22 ).И чтобы это могло совершиться, Сын Божий, готовясь стать Сыном Человеческим, говорит Отцу: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне». Тело дает возможность выполнить послушание даже до смерти. Для этого «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту». И когда распяли Господа, то поняли всю правду. И вследствие этого – «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых». Кто же эти «освящаемые»? Наверное, каждый, кто, «видя происходившее» на Голгофе, «возвращался, бия себя в грудь» ( Лк.23:48 ). Четверг. О вере Мк.9:10–16 Евр.10:35–11:7 Сегодня дается определение, что же такое – вера. «Вера … есть осуществление ожидаемого, и уверенность в невидимом». Иными словами, то, что еще только ожидается, и неизвестно – настанет или не настанет, – для верующего человека уже настало и уже определяет его жизнь. Причем, определяет сильнее, чем то, что принято называть «реально существующим». Так же и то, что для других невидимо, и – может, оно есть, а может, его и вовсе нет, – для верующего – безусловно и несомненно есть. Можно еще сказать, что вера – один из двух методов познания. Верою познаем то, что нельзя увидеть, пощупать, взвесить. Так, только «верою познаем, что веки устроены словом Божиим». Никто из людей не видел акта творения, но мы считаем его совершенно достоверным. Потому что происхождение мира из пустоты силами самой же пустоты – совсем уж невероятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Почил», т.е. умер – благоговейно верующее обозначение смерти, которая есть как бы сон до будущего воскресения мертвых. «Приложился к отцам своим» – древнейшее еврейское выражение, указывающее на судьбу умерших по смерти ( Быт.15:15, 25:8 ; Суд.2:10 ); душа умершего отходит в шеол и там присоединяется к прежде умершим предкам. «Увидел тление» – телесное, в противоположность чему Христос «не увидел тления» – потому, что Он воскрес, и должен был жить вечно, чтобы исполнились все обетования Божии отцам ( Деян.13:32 ). Деян.13:38 .  Итак, да будет извест­но вам, мужи братия, что ради Него воз­вещает­ся вам про­ще­ние грехов; «Ради Него возвещается вам прощение грехов», т. е. ради Него даруется прощение грехов верующим в Него, о чем и возвещается Апостольскою проповедью Деян.13:39 .  и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Мо­исеевым, оправдывает­ся Им всякий веру­ю­щий. «Оправдаться» – δικαιωθναι – «оправдитися» – сделаться праведными пред Богом. Об этом оправдании и очищении грехов верою Христовою и о недостаточности для сего закона Моисеева подробнее говорит апостол в своих посланиях к Римлянам и Галатам. «Во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым». Это все имеет здесь безъисключительный смысл, ибо – по учению апостола – закон Моисеев ни в чем не мог оправдывать человека пред Богом. Таковым оправданием его является исключительно лишь вера во Христа, соединенная с делами любви христианской ( Рим. 3 и д. Рим.3:28 ; Гал.3 и д.). Деян.13:40 .  Берегитесь же, чтобы не при­шло на вас ска­за­н­ное у про­роков: «Сказанное у пророков...» Ср. Авв.1по перев. LXX. Деян.13:41 .  смотрите, пре­зрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не по­верили бы вы, если бы кто рас­сказывал вам. «Презрители» – т.е. голоса Божия, предостережений Божиих, а отсюда – и самого Бога. «Подивитесь и исчезните». Пророк говорит здесь от Лица Божия о предстоявшем нашествии на еврейскую землю халдеев в наказание за неверие и разврат народа еврейского. Это нашествие являлось столь неожиданным и сопровождалось столь удивительными переворотами для евреев, что они как бы «исчезли» от удивления, смирились до ничтожества, до небытия, до полного поражения всех своих ожиданий и представлений возможного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При смерти телесной, например, происходит разделение души и тела. Но Бог не есть виновник этого разделения; оно произошло через грех, почему и смерть называется в Писании оброком греха. Самый грех также есть разделение, именно разделение от Бога, почему и Писание свидетельствует: «всякий, не делающий правды, не есть от Бога». Ввиду этого грех, по справедливости, называется духовною смертью. Что касается, наконец, вечной смерти, то она состоит в осуждении на вечные мучения и в вечном проклятии. И от этой троякой смерти избавляет нас крещение. Это мы объясним сейчас. В первый день Пятидесятницы апостол Петр в своей проповеди требовал от всех покаяния. Но кающийся не пребывает в грехах, а напротив, оставляет их. Вот почему уже перед крещением человек должен отвратиться от всех грехов, а в самом крещении он действительно получает оставление всех грехов, после чего он уже не должен пребывать в них. Об этом выразительно говорит апостол Павел в следующих словах: «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» И далее: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» Так апостол сопоставляет здесь крещение и смерть для греха. А кто умирает для греха, тот переходит от духовной смерти к новой жизни в Боге и вместе освобождается от смерти вечной. При этом заметим еще: всякий, освободившийся через Христа от смерти духовной, не имеет более страха и перед смертью телесною. Из притчи о богатом и Лазаре мы знаем, что есть добрая и злая смерть. Смерть Лазаря была блаженной, ибо она привела его к блаженству. Напротив, смерть богатого была неблаженной, ибо через нее он подпал вечным мукам. Без прощения грехов никто не может удостоиться доброй кончины. Почему, например, с такою радостью умер за своего Господа архидиакон Стефан? Очевидно потому, что во Христе он имел прощение грехов. Апостол говорит: «жало смерти – грех». Но жало уязвляет и причинает боль. Грех, злая совесть делают именно смерть страшною для всех грешников нераскаянных. Между тем, Господь Иисус Христос взял наши грехи и тем освободил нас от страха и мучений смерти. Смерть теперь стала для нас переходом к новой жизни. Далее крещение избавляет нас от рабства дьяволу. Дьявол есть виновник греха и смерти, и кто пребывает во грехах, тот не пребывает в Боге, а делает дела дьявола. С обращением же ко Христу, со вступлением через крещение в Царство Божие, человек удаляется из царства тьмы в царство света. Об этом выразительно говорит апостол Павел в следующих словах: «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых со свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Приведенный рассказ содержит в себе экзегетическую парадигму, которой следовали ранние христиане, читая 53-ю апостол главу Исаии. 486 Они видели в этой главе пошаговое описание истории Страстей и ясное указание на ее искупительный смысл. Не случайно этот текст, отраженный во всех четырех Евангелиях, 487 стал одним из наиболее часто цитируемых в христианской богословской литературе и в литургических текстах в связи с распятием и смертью Иисуса. Рассказ Луки о распятии отличается от параллельных повествований Матфея и Марка рядом существенных деталей: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский ( Лк.23:32 38). Только Лука упоминает о том, что двух разбойников, приговоренных к смерти одновременно с Иисусом, вели на казнь вместе с Ним. И только у Луки мы находим молитву Иисуса о прощении. Этот стих отсутствует в ряде древних рукописей и переводов, что дало повод критикам усомниться в его подлинности. В то же время он присутствует во многих манускриптах и древних переводах, включая сирийскую Пешитту (III век), латинскую Вульгату (IV век). Данные рукописной традиции в пользу и против аутентичности стиха распределены практически поровну. Уже во II веке некоторые рукописи Евангелия содержали его, тогда как в других он отсутствовал. 488 В знаменитом Синайском кодексе IV века стих первоначально присутствовал, затем был стерт, но в VII веке был восстановлен. Ученые, считающие молитву о прощении позднейшей вставкой, обычно указывают на ее сходство со словами Стефана о тех, кто побивал его камнями: Господи, не вмени им греха сего ( Деян.7:60 ). Указывают на то, что якобы эта молитва нарушает цельность повествования. 489 На наш взгляд, это суждение слишком субъективно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Признав Господа подлежащим смертной казни, синедрион не мог привести в исполнение свой приговор без утверждения его правителем Иудеи, римлянином Пилатом. Когда члены синедриона встали со своих мест, чтобы идти к Пилату, в зал суда вошел Иуда-предатель. При виде связанного и отведенного на судилище Господа, раскаяние стало мучить Иуду; когда же он узнал, что Господь осужден на казнь, то решил открыто покаяться в своем грехе и засвидетельствовать о Его невиновности. Войдя в зал суда, он торжественно объявил всем первосвященникам и старейшинам: Согрешил я, предав кровь невинную! Раскаяние Иуды не тронуло судей; все они вполне соглашались с ним, что он предал им кровь неповинную; понимали они также, что сами сознательно решили уже пролить его неповинную кровь. А потому они, с холодным презрением, ответили: Какое нам дело до твоего греха? если ты согрешил, то ты же и отвечать будешь: что нам до того? смотри сам. Иуда мог бы броситься к ногам Господа и со слезами молить о прощении своего тяжкого греха; и наверное всепрощающий, любвеобильный Господь простил бы искренно каявшегося. Но, или Господа успели уже увести из судилища до прихода Иуды, или же Иуда не посмел молить о прощении. Не зная, что делать, на что решиться, он вспоминает про полученные тридцать сребренников и бросает их первосвященникам; сам же бежит вон из судилища, нигде не находит покоя от угрызений совести, и кончает самоубийством: он повесился, удавился. Брошенные Иудой сребренники были подобраны. Первосвященники после, на досуге, решили, что сребренники эти не подобает класть в храмовое казнохранилище, потому что это цена крови; они купили на эти деньги землю у одного горшечника для погребения на ней странников. И долго земля та называлась землею крови. И в этом сбылось пророчество Захарии, сказавшего: И они отвесят в уплату мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище! – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника ( Зах. 11:12–13 ). 95. Первый суд Пилата. Мф. 27:11–14; Мк. 15:1–50; Лк. 23:1–7; Ин. 18:28–38

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Приимите, ядите, сие есть Тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобие и чашу по вечери, глаголя: Пиите от нея вси, сия есть Кровь моя нового завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов «. По русски это звучит так: Ты и мир Твой так возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он же, придя и всё предусмотренное о нас исполнив, в ночь, в которую был предан, а вернее Сам Себя отдал за Жизнь мира, взяв хлеб во Свои Святые и Пречистые и Непорочные Руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломил и подал Святым Своим Ученикам и Апостолам сказав: Примите, вкусите, это тело Моё, за вас преломляемое для прощения грехов. Аминь. Так же и Чашу, после трапезы, говоря: Пейте из неё все, это Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая для прощения грехов Аминь. Вспоминая таким образом «спасительную заповедь», а также соединяющуюся с ней тайну всего искупления, т.е. все происшедшее: «крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие», священник возносит поставленные на святом алтаре Святые Дары – хлеб и чашу с вином – провозглашая: Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Таким образом, «принося словесную сию и безкровную службу», община далее молится Богу: «низпосли Духа твоего Святого на ны и на предлежащий дары сия» и Им претвори «хлеб в Тело Христа», а то, что в чаше – «в честную Кровь Христа Твоего». Одновременно совершитель службы благословляет хлеб и чашу с вином, по отдельности и затем вместе. Совершив это, духовенство и вся община провозглашают в один голос: «Аминь, аминь, аминь». Итак, народ Божий, принося, т.е. жертвуя хлеб и вино, которое избраны из пищи, поддерживающей земную жизнь, принимает для поддержания своей духовной жизни небесную пищу: святые Тело и Кровь Христовы. Православная Церковь не старается объяснить невидимое, но истинное претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, потому что это тайна, предназначенная для восприятия верою.

http://azbyka.ru/kak-my-veruem

Про послабление же я не стану говорить — в Великий пост можно быть к себе более строгим. Но, если ест какие-то болезни, немощи, обязательно нужно посоветоваться — не с врачами, а со ста рицей, конечно, изложив ей и мнение врача о болезни. Все — с благословения. Бог вас благословит! 12 февраля 2001 г. О правильном прохождении Великого поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Прощеное воскресенье. Евангельское чтение в этот день начинается с рассуждения о прощении: нам необходимо прощать друг друга, если мы хотим, чтобы Бог простил нас. Евангелие можно уподобить необыкновенному окну, через которое мы из обыкновенного, временного и суетного мира можем взглянуть на нечто совершенно непривычное, возвышенное, вечное. Читая Евангелие, мы с удивлением, благоговейным ужасом и духовным вожделением взираем на тайны будущего века. Евангелие написано на обычном человеческом языке, но через него мы видим совершенно иную реальность: новую, удивительную, чудесную. Евангелие так насыщено благодатью, что иногда кажется, будто сквозь написанные слова, сквозь буквы и знаки препинания мы видим вечность. Сегодня особенно важный для нас день — преддверие духовного поприща Великого поста. Мы должны понять, как нужно поститься и подвизаться в эти дни для того, чтобы еще теперь, находясь на земле, предвкусить вечность и стяжать ее в будущем, потому что второе невозможно без первого. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (ст. 14–15). О чем нужно прежде всего подумать, когда мы читаем эти стихи? О том, что мы нуждаемся в прощении грехов. Нет такого человека, который бы не имел согрешений, больших и малых. Об одних грехах мы забываем или снисходительно их себе прощаем. Другие уязвляют нашу совесть и не дают покоя. Человек ежедневно совершает бесконечное множество нравственных преступлений. Не замечает этого только тот, кто относится к себе слишком снисходительно или вовсе не предъявляет к себе никаких требований, считая естественным каждый свой поступок и находя оправдание любому греху, например, тем, что он должен отстаивать свои интересы и исполнять свои желания.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010