Осознание того факта, что в центре Великого поста — прощение, помогает нам понять и дисциплину Великого поста. 23 февраля. ПРАВМИР. Вечером 22 февраля 2015 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы достигли с вами особого момента, через который проходит каждый христианин, сознательно относящийся к поприщу Великого поста, через чин прощения. Конечно, этот чин имеет во многом символическое значение, потому что нередко те, с кем мы находимся в ссоре, на кого мы обижаемся или кто обижается на нас, находится не рядом с нами в момент совершения этого чина. Тем не менее, эта символичность имеет огромное значение. Когда мы даже просто склоняемся в поклоне перед человеком, который нас не обидел и которого мы не обидели, мы входим в замечательную духовную атмосферу прощения. Собственно говоря, в центре Великого поста — именно прощение грехов, ничто иное. Все остальное — это средства и способы воздействовать на нашу душу, то есть на наше сознание, на наши волю и чувства, чтобы расположить нас к искреннему покаянию, а значит и к прощению обид тем, кто нам такие обиды нанес, и к готовности простить этих людей. Святой Марк Подвижник, египетский аскет и духовный писатель, живший в глубокой древности, на рубеже IV и V beka в Египте, говорил о том, что воздаяние за прощение, которое мы даем другим людям или которое мы испрашиваем у наших обидчиков, превышает воздаяние за все другие добродетели. Нам иногда кажется, что в течение Великого поста мы должны стяжать какие-то особые добродетели. Порой люди именно к этому и стремятся и напрягают свои силы, направляя их не на самое главное, не на самое ответственное и нужное. Прощение и покаяние в центре поприща Великого поста. Об этом замечательно сказал святой Ефрем Сирин. Слушай, человек, — так он обращается к своим слушателям, читателям, — прощение превышает все другие добродетели!

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Семь недель перед Пасхой. Что и почему меняется в храме Великим постом? 5 мин., 20.03.2014 В великопостные дни и пространство храма, и содержание молитв меняется очень сильно. Все чаще звучат Псалтирь и отрывки из Ветхого Завета, все реже — пение, даже колокольный звон становится более размеренным и простым. Особая атмосфера, особая тональность пения, особые чтения, особые каноны, земные поклоны. Всего не охватишь, но скажем несколько слов об основных богослужебных изменениях в период Великого поста и об их значении. Чин прощения Традиция просить друг у друга прощения перед началом поста — монастырская. Монахи древних монастырей на время Четыредесятницы поодиночке уходили в пустыню, и никто из них не мог знать, вернется ли он в обитель к Страстной неделе или не доживет до этого дня. Монахи просили друг у друга прощения за все вольно и невольно нанесенные обиды, причем во время этого чина — как ободрение и напоминание о грядущей радости — звучали пасхальные песнопения. Их можно услышать и в наше время перед самым началом поста. Чин Прощения сегодня — это вечерня, обычно она начинается в 16 или 17 часов в последнее воскресенье перед постом. Интересно, что первая ее половина — праздничная, священники совершают ее в соответствующем облачении. В середине службы они пере­облачаются в традиционные для Русской Православной Церкви великопостные одежды черного цвета, и тональность богослужения — уже совсем иная. В конце вечерни настоятель с земным поклоном просит прощения у всех прихожан, потом каждый из присутствующих просит прощения у других. Приходские традиции этого действа различны: где-то люди по очереди подходят к настоятелю и к священникам, а потом — к родным и просто знакомым. Где-то кланяются в землю, где-то — в пояс. Где-то принято троекратное целование, где-то нет. Главное — содержание происходящего, на которое настраивает само богослужение. Великий покаянный канон Андрея Критского Это творение святителя Андрея Иерусалимского (или Критского), подвижника из иерусалимского монастыря св. Саввы, жившего на рубеже VII-VIII веков и поставленного архиепископом города Гортины на острове Крит.

http://foma.ru/cem-nedel-pered-pasxoj.ht...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Прощение — не примиренчество со злом 25.02.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Прощеное воскресенье Слово в Прощеное воскресенье Из года в год мы совершаем этот чин, но многие из нас слишком легко относятся к нему. Некоторые говорят, что для них прощение вообще не составляет никакой проблемы. Другие с легкостью говорят: «Я тебя прощаю». Третьи ? не то, чтобы не хотят никого прощать, но само прощение находится на периферии их духовной жизни, и часто бывает избирательным, пока не откроется человеку, что речь идет не просто о каких-то отношениях с тем или иным человеком. Прощение или непрощение другого человека всегда выявляет наши отношения с Богом. Один священник рассказывал, как однажды, еще до своего священства, он услышал в церкви Евангелие, всем нам хорошо известное: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, оставь дар твой, иди, вначале примирись с братом твоим, и потом приноси твой дар». И его обожгло как огнем, по милости Божией ему открылась реальность того, что совершается в храме ? за Божественной литургией, за таинством покаяния или за слышанием слова Божия. Он понял по благодати Божией, почему Церковь всегда, даже прежде чтения молитв ко святому причастию, напоминает нам: «Первее примирися тя опечалившим». Нет нам участия в Великом посте ? Господь не примет нашего поста и нашей молитвы, не будет на нас Божия благословения, если мы не сделаем все от нас зависящее, чтобы исполнить Его завет. Когда стоите на молитве, говорит Господь, прощайте, если кто согрешил против вас, и Отец Небесный простит вам. Пост всегда соединен с сугубой молитвой, но невозможно нам будет молиться, бескрылой будет наша молитва, Господь не примет наше покаяние, если мы не будем заботиться о прощении друг друга. Мы всегда напоминаем, что прощение — это не значит примиренчество со злом, это не есть какая-то индульгенция, согласие с несправедливостью, оно всегда обращено к личности живого человека, а не к тому греху, который он, может быть, совершил против нас. Грех всегда остается грехом. И еще в Ветхом Завете пророк говорит: «Не допусти и в мыслях своих ненависти к брату твоему, но научись противостоять всякой неправде». Непрощение другого человека связано как раз с нашим общим состоянием греховности, которая выявляется здесь в очень высокой степени. Это уже не спрячешь и не скроешь ? это конкретное отношение с человеком, которого ты знаешь. Все твои грехи, осознаваемые тобою или неосознаваемые, присутствуют в этом главном грехе нелюбви. Потому Господь и говорит так о тайне прощения, потому Он и предупреждает, что непрощение может привести нас к разрыву с Богом. И оно уже означает именно это. Если мы легко будем относиться к непрощению других людей, то наступит горшее.

http://moral.ru/forgiveness-sunday/

     Два года назад, именно Прощеным воскресеньем вспыхнул у нас в ленте социальной сети Facebook ожесточенный спор, окончившийся вполне традиционно: одна из его участниц вместо прощения вылила мне на голову ведро кипятка и забанила меня навсегда. А ведь неглупый совсем даже человек, филолог, литератор… До сих пор не очень хорошо понимаю, чем я вызвала раздражение этой женщины. Я лишь попыталась корректно возразить ей и объяснить, в чем смысл этой старинной благочестивой традиции — просить друг у друга прощения перед Великим постом. Совершенно ни в чем ее не обвиняя, вообще не задевая ее личности. Ей представлялось, что Прощеное воскресенье — это некий лицемерный и ханжеский ритуал. «Можно сколько угодно пакостить ближнему,— раздраженно стучала она по клавишам,— а потом сказать " Прости меня " , и ты опять чистенький, как младенец. Прямо умиление сплошное…». Из не совсем внятного текста можно-таки было уяснить, что кто-то из верующих воцерковленных людей эту женщину обидел, причем давно, а прощения попросил — только в это воскресенье, чем и вызвал негодование: ханжа, лицемер, фарисей, где ты раньше был со своим «простите»?! Меж тем Прощеное воскресенье — это действительно особый день. В этот день мы, при всем нашем вопиющем несовершенстве, ясно видим необходимость быть другими — лучшими, чем мы есть; и именно поэтому пересматриваем все наши споры, конфликты, все те не слишком приятные ситуации, которые, так или иначе, складывались у нас с окружающими людьми. И понимаем, что не можем вот так это оставить. Поэтому, если человек накануне начала поста попросил прощения за то, за что не просил его в течение многих месяцев, да хотя бы и лет — нужно не сердиться, а радоваться за человека, для которого Прощеное воскресенье стало — не ритуалом, и не традицией даже, а реальным событием его духовной жизни. О том, как возникла традиция Прощеного воскресенья, рассказывает житие Марии Египетской, то самое, которое читается в храмах на пятой седмице Великого поста: «В монастыре существовал обычай, ради которого и привел сюда Бог преподобного Зосиму. В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви.

http://pravoslavie.ru/110795.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в прощеное воскресение 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Прощеное воскресенье Завтра мы начнем Великий Пост. Надо чтобы постом углубились в нас голод и жажда. Не просто какой-то голод или какая-то жажда, но жажда Того, Кто наше все. Иначе наш пост не имеет смысла. Мы должны очистить наши сердца, испрашивая Духа Святого, чтобы Он очистил их. Великое время Великого поста — время сосредоточения. Мы слышали в прошлое воскресение от Самого Господа, что высший суд, критерий всего — это любовь, но любовь, которая есть Он Сам. Мы должны стремиться к тому, чтобы центром нашей жизни стала эта любовь, Христос, наше сокровище. В течение Поста святая Церковь призывает нас к более углубленному чтению Ветхого и Нового Завета. Постараемся увидеть в Писании, особенно в Евангелии, не только драгоценные нравственные и духовные предписания. Это необходимо. Но мы должны понять, что во всем Писании, особенно в Евангелии, речь всегда идет о Христе. Евангелие это Христос. Во всех Его словах и делах присутствует Он, Превечное Слово Отчее, Самое человеческое, какое только может быть. Слово, открывающее нам и Отца, и нас, чтобы мы могли вступить в общение с Отцом и друг с другом. Как заканчивается сегодняшнее воскресное Евангелие за литургией, которым мы вступаем в Великий пост? «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Как узнать, там ли мое сердце, где мое сокровище, что я должен для этого делать? Для этого даже необязательно великое испытание совести. Мы очень усложняем себя, а Господь прост. Достаточно посмотреть на то, что мы называем «невниманием». Она проявляется прежде всего в молитве. Но это невнимание на самом деле иного рода внимание. Оно влечет меня, но куда? Туда, где мое сокровище. Иначе бы все это меня не интересовало. Запомним эти слова Господа. Это и есть тайна нашей молитвы и наших добрых дел, которые должны быть по слову Христову «втайне». Все, что совершается не на уровне сердца, не имеет тайны. Это только внешнее исполнение нами некоей роли, то, что «кажется» глазам других или даже взору нашей совести. Глубина нашего «я», наша личная тайна — это наше сердце, и в него мы должны войти как мытарь. Здесь ничего не «кажется», здесь Бог, и мы — лицом к лицу с Ним. Эта заповедь о вхождении в сердце не относится только к немногим святым. Все чада Божии, прежде всего оттого что они — Его чада, живут непосредственно лицом к лицу с Богом в молчании сердца.

http://moral.ru/слово-в-прощеное-воскрес...

Памяти митрополита Лавра Два года назад, 16 марта 2008 года, в Прощеное Воскресение, ушел из жизни Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр. При нем произошло историческое событие – объединение Русской Церкви в Отечестве и рассеянии. 16 марта, 2010 Два года назад, 16 марта 2008 года, в Прощеное Воскресение, ушел из жизни Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр. При нем произошло историческое событие – объединение Русской Церкви в Отечестве и рассеянии. Два года назад, 16 марта 2008 года, в Прощеное Воскресение, ушел из жизни Первоиерарх Русской Православной Церкви За границей митрополит Лавр. При нем произошло историческое событие – объединение Русской Церкви в Отечестве и рассеянии. Предлагаемая вниманию читателей беседа состоялась в преддверии прошедшего в мае 2006 г. Сан-Франциско IV Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. В числе прочего Собором было разработано и принято послание для паствы, где, в частности, было освещено духовное значение процесса примирения РПЦЗ с Московским Патриархатом. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр в эксклюзивном интервью Игорю Смыкову, начальнику Войсковой Православной Миссии, ответственному за общественные проекты журнала «Экономические стратегии» и иноку Всеволоду (Филипьеву) раскрывает причины, по которым в первые годы советской власти произошло разделение двух частей Русской Церкви, дает оценку перспективам диалога между ними, разъясняет миссию русской церковной эмиграции. Митрополит Лавр. Фото священника Максима Массалитина Ваше Высокопреосвященство, как на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношения между Православной Церковью и государством в современной России? Как Русская Зарубежная Церковь оценивает происходящие в России политические, экономические и социальные процессы? В XX в. Отношения между Церковью и государством в России носили очень сложный, даже трагический характер. Пришедшие в результате переворота 1917 г.

http://pravmir.ru/pamyati-mitropolita-la...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье в Успенском соборе Московского Кремля 2 марта 2014 г. 15:28 2 марта 2014 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и день памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки, братия и сестры! Всех вас хотел бы сердечно приветствовать с особым праздником для града Москвы — днем памяти святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Два года назад мы праздновали 400-летие со дня его мученической кончины. В прошлом году мы имели возможность осуществить надежду огромного числа москвичей на установление памятника святителю как выдающемуся духовному лидеру страны, как выдающемуся государственному деятелю, позиция которого оказалась решающей, чтобы предотвратить полное порабощение Руси иноземными силами, сохранить ее независимость, сохранить Церковь, сохранить веру православную. С какой радостью билось сердце, когда мы освящали памятник, который по злой человеческой воле не мог быть воздвигнут в течение ста лет! И как хотели те, кто более ста лет назад поставил вопрос об установке памятника у Кремлевской стены, так все теперь и совершилось. Память о святителе Гермогене занимает особое место в нашей церковной истории, в нашей агиографии, в нашем календаре святых. В образе этого человека соединились верность Богу, верность Церкви и верность своему народу, а потому святитель Гермоген является примером для всех нас — примером, вдохновляющим на жертвенное служение Церкви и народу.  Сегодня память святителя Гермогена совпала с другим важным днем в церковном календаре — с Прощеным воскресеньем. Этот день посвящается воспоминанию изгнания Адама из рая, и неслучайно именно это воспоминание предлагает Церковь накануне Великого поста. Что такое изгнание из рая? Это отлучение человека от непосредственного общения с Богом.

http://patriarchia.ru/db/text/3588242.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье после Литургии в храме священномученика Ермогена в Крылатском 13 марта 2016 г. 20:31 13 марта 2016 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма священномученика Ермогена в Крылатском г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Уважаемый настоятель отец Алексий! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с большим событием в жизни Москвы — с освящением здесь, в Крылатском, первого храма, посвященного святителю Гермогену. Его имя было незаслуженно забыто — конечно, не в Церкви, но в обществе нашем и даже в Москве. Но по милости Божией в течение последних лет, особенно в связи с юбилейными датами того страшного времени, которое мы называем Смутным, и той героической битвы, которая произошла в Москве именно потому что был несломлен врагом Патриарх Гермоген, мы несомненно оживили и в обществе, и в народе нашем память об этом святом угоднике. И осуществилась мечта очень многих, не одного поколения людей, чтобы в Москве, у Кремлевской стены, стоял памятник святителю Гермогену, который был вдохновителем и духовным организатором великого сопротивления не только иноземным захватчикам, но и той смуте, которая захватила умы и сердца русских людей в начале XVII века. И, по милости Божией, возведен и этот храм, — первый, посвященный святителю Гермогену; его строительство завершено, хоть и протекало с большими трудностями. Я хотел бы выразить благодарность всем, кто потрудился, созидая этот Божий храм, и несколько позже вручу им награды. А сегодня я хотел бы сказать несколько слов о значении этого последнего воскресенья перед Великим постом. Мы в этот день вспоминаем изгнание первых людей из рая. Вообще все, что связано с первыми страницами Библии, овеяно некой тайной, и святые отцы учили, что не следует буквально воспринимать каждое слово, потому что смысл этих писаний превосходит то, что написано.

http://patriarchia.ru/db/text/4397392.ht...

Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения (+видео, аудио) Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды 6 марта, 2022 Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. Евангельское чтение в Прощеное воскресенье: Мф., 17 зач., 6, 14—21 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,  15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.  17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,  18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,  20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,  21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…» Проповеди в Прощеное воскресенье

http://pravmir.ru/proshhenoe-voskresenie...

В Прощеное воскресение епископ Игнатий совершил Божественную Литургию и вечерню с Чином прощения  в Выборге февраля 2017 Владыка совершил священническую хиротонию Георгия Греченюка. 26 февраля, в Прощеное воскресение, Неделю сыропустную - воспоминание Адамова изгнания -   епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную Литургию. Его Преосвященству сослужили клирики собора. За Литургией правящий архиерей совершил священническую хиротонию Георгия Греченюка . После Литургии Его Преосвященство обратился к богомольцам с пастырским словом: " Всех вас, дорогие братия и сестры, поздравляю с воскресным днем и напоминаю, что жато последнее вс перед началом Великого поста. Ему предшествовали тематические подготовительные недели, напоминавшие каждому из нас о его слабостях, проблемах и возможности с Божией помощью уйти от этих проблем. Мы вспоминали в Неделю о мытаре и фарисее превосходство последнего над людьми, гордыню. В Неделю о блудном сыне мы вспоминали предательство сыном отца, его покаяние и получение прощения. Мы вспоминали и тему Страшного суда - перспективу будущности всего человечества. Это Суд будет над каждым из нас. А последнее воскресенье перед постом на церковном языке называется воспоминание изгнания Адама из рая - в народе же этот день именуется Прощеным воскресением. В этот день вспоминаются события, описанные в Ветхом завете и произошедшие на заре человеческой истории - события отлучения человека от Бога. Сотворенный свободным, живущим в раю человек не имел никакой нужды в раю. Одну лишь заповедь должен он был исполнять - послушание Богу. Он заповедал Адаму и Еве не вкушать от древа познания добра и зла, оставаясь в Божественном промысле. Но человек возжелал вкусить запрещенный плод - и Бог изгоняет чел из рая, давая ему возможность свободной жизни вне Божия присутствия. Но это было скорее не наказание, а урок - ведь Господь дал обетование человеку, что он сможет вернуться снова в рай, быть Божиим чадом. Господь не сказал времени этого возвращения. Ведь оказалось, что эта перспектива вернуться в рай стала страшной - Сам Господь должен был кровью очистить человеческий грех!

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010