344. О чём следует помнить во время совершения таинства? В самое время совершения Таинства и во время причащения священнослужителей в алтаре следует вспоминать тайную вечерю Самого Иисуса Христа с апостолами, Его страдание, смерть и погребение. 345. Что означает открытие завесы, царских врат и явление Святых Даров? Открыванием завесы и царских врат и явлением Святых Даров обозначается явление Самого Господа Иисуса Христа после воскресения. 346. Что означает последнее явление Святых Даров народу? Последним явлением Святых Даров народу, после которого они скрываются, изображается вознесение Господа Иисуса Христа на небо. 347. Всегда ли пребудет Таинство Святого Причащения в истинной Церкви? Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви христианской продолжится до самого пришествия Христа, по слову апостола Павла: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). О Покаянии 348. Что такое покаяние? Покаяние есть Таинство, в котором каящийся в своих грехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом. 349. Когда появилось это Таинство? Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов»… (и они) «крестились от него… исповедуя грехи свои» ( Мк. 1:4–5 ). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). По воскресении же Своём действительно дал им эту власть, когда сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22–23 ). 350. Что требуется от кающегося? От кающегося требуется сокрушение о грехах, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Христа и надежда на Его милосердие. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор. 7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

35 Точно также и прощение грехов без малейшей тени соответствующей настроенности со, стороны прощаемого не имеет ни малейшего нравственного смысла и значения, как прощение, можно сказать, насильственное, механическое. Такого прощения мы не можем ожидать от Бога. Милость Божия, конечно, бесконечна; для нее самый слабый, едва заметный добрый порыв грешной души, самое слабое движение совести достаточно для полного прощения и спасения, и здесь не может быть никакой мерки, никакого внешнего соответствия. Несколько слов, произнесенных благоразумным разбойником, перевесили в глазах Божиих все его многочисленные и тяжкие злодейства, и сознание блудным сыном своей вины перед отцом побудило последнего забыть все обиды и преступления, совершенные этим сыном. И, наоборот, одно лишь вкушение от запрещенного плода погубило на веки Адама и его потомство. – Таким образом, вопрос надо ставить не о том, справедливы или несправедливы вечные мучения грешников, а о том, может ли душа человеческая достигнуть такой глубины падения, талого ожесточения, такого омертвения, такой злобы против Бога, 36 чтобы уже не в состоянии быть подняться и ответить на непрекращающиеся призывы Всеблагого Господа, как, по-видимому, уже не способен к этому павший ангел. Библия, очевидно, отвечает на этот вопрос утвердительно и потому говорит о вечных мучениях грешников, но устанавливает лишь принцип, не открывая нам никаких реальных подробностей, кроме разве намека на то, что как среди праведников, так и среди грешников будут многочисленные степени или градации, подобно различию между звездами: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых»... ( 1Кор. 15:41–42 ). Высшее благо, уготованное праведникам, – непосредственное созерцание Господа и ближайшее общение с Ним. Праведники будут так близки к Богу, как дети к своему отцу. Они будут жить вместе с ангелами и святыми, соединенные с ними любовью, как члены одной и той же торжествующей Церкви ( Мф. 13:43 ; 1Кор. 2:9; 13:12 ; Евр. 12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

4 . Обрати внимание, что Иоанн учил даже в темнице, ибо и здесь были у него ученики. И разве остались бы они там, если бы учитель не наставлял их и не учил их слову Божьему? Именно тогда и возникает вопрос об Иисусе, и Иоанн посылает к Нему своих учеников и их устами вопрошает Его: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». Они возвращаются и передают учителю то, что Спаситель повелел им сказать. Вооружившись словом Иисуса, Иоанн готов к битве и бесстрашно и спокойно принимает смерть; он тайно обезглавлен и умирает, укрепившись словами Самого Господа и верой в то, что Тот, в Кого он уверовал, – воистину Сын Божий. Вот что мы должны были сказать об Иоанне, его свободе и о безумии Ирода, который к своим преступлениям прибавил еще одно: сперва заключил Иоанна в темницу, а затем обезглавил его. 5 . Господь крещен, небеса разверзаются, и Дух Святой сходит на Него. И прогремел голос с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк.3:22 ). Мы должны сказать, что небеса отверзаются во время крещения Иисуса и ради замысла прощения грехов, не Того, Кто «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 ); небеса отверзаются, и Святой Дух сходит с небес ради прощения грехов всего мира, чтобы Господь, «восшед на высоту, пленил плен» ( Еф.4:8 ) и дал нам Святой Дух, Который пришел к Нему, и Он дал Его во время Своего Воскресения, когда сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). Но «Дух Святый» сходит на Спасителя, «как голубь» ( Лк.3:22 ) – птица кроткая, чистая и бесхитростная. Поэтому и нам заповедано подражать голубиной кротости (ср. Мф.10:16 ). Таков Святой Дух: чистый и быстрый, возносящийся на небесную высоту. 6 . Поэтому мы и произносим в молитве: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя?» ( Пс.54:7 ), то есть «кто дал бы мне крылья Святого Духа?». В другом месте пророчество обещает: «Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом» ( Пс.67:14 ). Ибо если мы расположимся «в уделах своих», в Ветхом и Новом Заветах, будут даны нам крылья, покрытые серебром, то есть слова Божьи, и перья, блистающие золотом, чтобы наши чувства могли исполниться восприятием Святого Духа, иными словами, чтобы наша речь и наш ум наполнились Им и мы бы говорили и воспринимали только то, что Он внушает. Таким образом, освящение, как в наших сердцах, так и в словах и делах наших, может прийти от Святого Духа во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 28. Евангелие от Луки 3:23–38. На родословную Спасителя и на то, что в Евангелиях от Матфея и Луки записаны различные прародители.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

603 13. молитвах за умерших Со смертью христианина, связь его с членами земной церкви не прекращается, так как, умирая плотью, он остается жив духом, составляет вместе с ними единое тело – Церковь Христову ( Еф. 1:23 ; Кол. 1:18 , Евр. 12:22–23 ) и ждет от Господа последнего суда. Внешним выражением этой связи служат молитвы живых членов за умерших. Эти молитвы, по учению православной Церкви, «исхищают из уз ада души» усопших братий наших, находящихся там (Прав. испов. отв. на вопр. 64), и «вспомоществуют им к достижению блаженного воскресения» (Прост. катих. 11 чл.), т. е. помогают очищаться от грехов, получать от Бога прощение их и переходить в лучшее состояние. Придавая такое значение молитвам за умерших, православная Церковь следует, с одной стороны, слову Божию, а с другой – указаниям св. отцов и учителей. Слово Божие, заповедуя христианам «молиться друг за друга» ( Иак. 5:16 ), «за брата своего, согрешающего грехом не к смерти» ( 1Ин. 5:16 ), «о всех святых» ( Еф. 6:18 ), т. е. о христианах и «за всех человеков» ( 1Тим. 2:1 ), не делает исключения для умерших, потому что у Господа «все живы» ( Лк. 20:38 ) и «живем ли или умираем, всегда Господни» ( Рим. 14:8 ). Побуждением к этой молитве должна служить взаимная любовь христиан друг к другу, как членам одного тела Христова, а любовь, по слову ап. Павла, «никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ); истинной любовью члены Церкви все возвращают в Того, Который есть глава Христос» ( Еф. 4:15 ), т. е. содействуют духовному возрастанию друг друга, очищению и прощению грехов. 604 Возможность такого возрастания, а отсюда и прощения грехов по смерти, ясно видна из слов Господа: «всякий грех и хула простятся человекам... если же кто скажет на Духа Св., не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32). Если бы по смерти невозможно было прощение грехов, то Господь не сказал бы, что в будущем веке не простятся только смертные грехи. Далее, Ап. Пет, говоря о проповеди Господа «находящимся в темнице духам, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению», замечает, что и «мертвым было благовествуемо» Им ( 1Пет. 3:19,20; 4:6 ); если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы и благовествования. 605 Наконец, слово Божие указывает немало и случаев молитвенного поминовения умерших и благотворительности в память их, с целью испрошения им прощения грехов. Так, в ветхозаветной церкви во все времена существовал обычай преломлять по умершим хлебы и при гробах раздавать их неимущим ( Втор. 26:14 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), налагать на себя пост по случаю кончины ближних ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12 ), соединяя все это с соответственными молитвами, и таким образом оказывать милость умершим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   В тот день святой Павел произнес речь, которая состояла в кратком, но сильном изображении истории еврейского народа от времен патриархов до Давида. Целью этого исторического обзора было, как это сделал раньше и святой Стефан, указать на имевшие место тогда великие благодеяния Божьи. Затем он непосредственно перешел к истории Господа Иисуса Христа и учению о прощении грехов через Него, с сильным предостережением против неверия в Него. Речь его обращена не только к природным иудеям («мужие Израильтяне»), но и к прозелитам врат («боящиеся Бога»), которые занимали особые места на собраниях синагоги. Речь эта разделяется на три части:    1) Вступление с 16 по 22 стих, носящее чисто исторический характер, которое говорит о попечении Божьем над Израильским народом от патриархов до Давида;    2) Главная часть речи с 23 по 37 стих, содержащая учение о Господе Иисусе Христе, как о Мессии, предсказанном в Ветхом Завете — здесь говорится о проповеди Иоанна Крестителя, об осуждении Господа Иисуса Христа, о смерти Его и воскресении; характерно, что и святой Павел, подобно Апостолу Петру (Деян. 2:27—31), приводит те же самые слова Псалмопевца Давида из 15 псалма, утверждая, что невозможно приложить их к Давиду и что они могут быть приложены только ко Христу;    3) Заключение носит чисто-практический характер (стихи 38—41) — в нем Апостол возвещает о прощении грехов всем, кто уверует во Христа, и предостерегает от неверия словами пророка Аввакума (Деян. 1:5). Успех проповеди Апостола Павла и гонение со стороны иудеев (Деян. 13:42—52) Деян.13:42. При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Деян.13:43. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.    Проповедь Апостола Павла произвела, видимо, сильное впечатление на прозелитов (которых Дееписатель называет «язычниками»), так как при выходе Апостолов из синагоги (как видно, еще до формального роспуска собрания, что разрешалось для пришельцев-гостей), они просили их говорить о том же в следующую субботу. Впрочем, в большинстве древних рукописей этого слова «язычники» нет, так что можно полагать, что и иудеи также участвовали в этой просьбе, как это можно заключить из следующего стиха 43, где говорится, что «многие Иудеи последовали» за Павлом и Варнавой. Очевидно, сердца их коснулась благодать Божья.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   Слово Божие ясно свидетельствует, что «без пролития крови не бывает прощения»  (Евр. 9:22), а так как кровь тельцов и козлов в Ветхом Завете сама по себе не давала прощения — не уничтожала грехов» (Евр. 10:4), то Христос-Спаситель вошел во святилище не с чужою кровию, как это делали ветхозаветные первосвященники, но «со Своею Кровию… и приобрел вечное искупление»  (Евр. 9:12).    Так именно постоянно учили христиан Святые Апостолы:     «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» 1 Иоан. 4:10).     «Христос умер за грехи наши, по Писанию»  (1 Кор. 15:3).     «Не тленным серебром или золотом искуплены вы», говорит св. Апостол Петр, « но драгоценною Кровию Христа, как непорочнаго и чистаго агнца»  (1 Петр. 1:18—19). Здесь ясное указание на то, что приносившиеся в жертву в Ветхом Завете агнцы были прообразами Крестной Жертвы Христа-Спасителя, отчего и Сам Он получил наименование «Агнца Божия, вземлющаго грехи мipa»  (Ин. 1:29) или — «Агнца, закланнаго от создания мipa»  (Апок. 13:8), поскольку принесение Себя в жертву за грехи мipa Сыном Божиим имелось в виду в предвечном Совете Божием еще от создания мipa.     «Христос пострадал за нас... Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились»  (1 Петр. 2:21—24).     «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти»  (1 Петр. 3:18).    Разъясняя значение Крестной Жертвы Христовой, святитель Афанасий Великий говорит:    «Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг  (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиною пришествия Иисуса Христа на землю); посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец, и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы, чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления  (т.е. от первородного греха Адамова, тяготевшаго на всех людях), с другой — явить Себя победителем смерти, и нетление собственнаго Своего Тела, соделать начатком всеобщаго воскресения... Смерть была необходима: непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общаго долга,лежавшаго на всех людях. На сей конец Слово, по природе Своей безсмертное, восприяло плоть смертную, дабы ее, как Свою собственную плоть принесть в жертву за всех людей, и дабы плотию претерпеть за всех смерть» («О воплощении» 20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Апостольское чтение на литургии возвещает наступление времени духовного пробуждения для всей Церкви: Наступил уже час пробудиться нам от сна… Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13. 11, 12). Евангельское чтение указывает на смысл и содержание этого духовного пробуждения – взаимное прощение и примирение друг с другом: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6. 14). Примирение христиан друг с другом накануне первого постного дня – нечто несравненно большее, чем всего лишь необходимое условие примирения каждого из них с Богом. Прощение и примирение воссоздают Церковь в ее первоначальном замысле – как единое Тело Христово, призванное возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). Субъектом поста является не хаотическое множество разрозненных индивидуумов, но Церковь как собрание любви. Именно и только Церковь способна встретить воскресшего Христа и вновь принять от Него дар новой жизни, и поэтому постится в ожидании Воскресения тоже вся Церковь, примиренная и собранная в единении любви.   Такое понимание поста нашло свое выражение и в стихирах Вечерни Недели сыропустной, помещенных в «Триоди постной». В первой стихире на «Господи воззвах» свт. Иосиф Студит проводит параллель между Церковью, собранной воедино для прохождения Великого поста, и общенародным постом жителей Ниневии. «Молитвами и слезами Господа спасающего нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне» . В стихире подчеркивается соборный характер пощения, примиряющего постящихся и возводящего их как единый народ в Царство Божие, которое есть Царство любви. Прп. Феодор Студит – автор третьей стихиры на «Господи воззвах» -  видит смысл поста в совершенствовании в любви, которая отверзает духовные очи постящихся для созерцания таинства спасения, совершенного Христом.

http://bogoslov.ru/article/1245492

В. Когда руковозложение заменено миропомазанием? О. Руковозложение заменено миропомазанием еще при Апостолах. Поэтому-то и пишет Ап. Иоанн: «вы имеете помазание от Святаго» ( 1Ин.2:20 ) ( 2Кор.1:21–22 ).       В. Признают ли сектанты св. миропомазание? О. Нет, не признают. Только одни самочинники баптистов и адвентистов кладут руки на совращаемых из Православия, будто, Духа низводят на них, а того не понимают, что Св. Дух низводится только Апостолами и их преемниками, православными епископами, а не самочинниками. 16. О таинстве покаяния В. Какая благодать Божия дается в таинстве покаяния? О. В таинстве покаяния даруется христианам благодать прощения всех грехов, в которых христиане раскаиваются и обещают их не делать. В. Кто может прощать грехи? О. Прощал грехи сначала только один Бог , а потом Спаситель обещал даровать это право Апостолам и их преемникам, православным пастырям. Господь сказал: «истинно говорю вам; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). В. Даровал ли Господь это право? О. Господь Спаситель даровал право прощения грехов Апостолам и их преемникам, православным пастырям после своего воскресения. Господь «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся , на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). В. Совершается ли это таинство в Церкви Христовой? О. Да, совершается со дней св. Апостолов, как передается в Св. Писании, что «многие из уверовавших приходили (к Апостолам) исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ). И теперь христиане приходят к пастырям «исповедуя и открывая дела свои», а пастыри, по благодати Христовой, прощают согрешения христиан. В. Признают ли сектанты таинство покаяния или исповеди? О. Нет, не признают, потому что сектанты считают себя безгрешными и спасенными. 17. Обличение сектантов, отвергающих исповедь В. Как должно от Св. Писания обличать сектантов, когда они называют себя безгрешными? О. Нужно объяснять, что нет ни одного человека безгрешного, потому что Ап. Иаков говорит, что «все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). И Ап. Иоанн говорит также: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» . ( 1Ин.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В словах «будете прощать людям согрешения их» Господь заменяет слово «долги» – из Молитвы Господней – словом «согрешения» . Согрешения простить – означает простить не просто долг, который может иметь чисто денежное выражение, но простить грех, и возможно, очень тяжелый, совершенный против нас. Приблизилось Прощеное Воскресенье, и все мы должны простить всем своим обидчикам их согрешения, совершенные против нас. Если имеем возможность сделать это лицом к лицу, то так и надо поступить. Если возможно, то и по телефону надо попросить прощение. В любом случае надо простить от всего сердца обиды, нанесенные нам, и уже более и не вспоминать их. Тогда течение Великого поста будет воистину благословенным для нас. Время поста – это время большего попечения о душе, чем о теле. Душа не материальна, она как искра, от божественных энергий высеченная в нашем теле. Душа вечна, она никогда не перестанет быть. Душа не умрет вместе с нашим телом. Хотя душа имеет начало, она не имеет конца. Забота о душе, о ее очищении, это и есть самое важное и серьезное дело, о котором нам не надо забывать (особенно на время поста). Итак, Сын Божий призывает нас: «прощать людям согрешения их» . Самым великим примером подлинного прощения должен являться для нас Сам Христос. Сказано: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» ( Кол.3:12–13 ). Прощать надо все обиды, нанесенные нам или нашим близким, но нельзя спускать обид, нанесенных всему обществу нашему христианскому. Христианину Филисову Константину, нареченному Кириллом, сарацины (мусульмане) задали вопрос о непротивлении: мол, христианам не надо и защищаться. На что он ответил: «Христос Бог наш повелел нам молиться за обижающих нас и благотворить им; но Он же заповедал нам: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Поэтому мы терпим обиды, причиняемые каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Важнейшие воспоминания о Спасителе, соединяемые с различными священнодействиями литургии, следующие: 1) Когда бывает на литургии шествие с Евангелием, тогда следует вспоминать Иисуса Христа, явившегося проповедывать Евангелие; поэтому и во время чтения Евангелия должно иметь такое внимание и благоговение, как бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа. 2) Шествие с приготовленными дарами в алтарь (великий вход) напоминает нам шествие Иисуса Христа на вольные страдания, как жертвы на заклание, между тем как более двенадцати легионов ангелов готовы были охранять Его, как своего Царя: Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися – поется на литургии в Великую Субботу. 3) Совершение самого таинства и причащение священнослужителей в алтаре напоминает тайную вечерю Самого Иисуса Христа с апостолами, Его страдание, смерть и погребение. 4) Когда же вслед за тем отнимается завеса, отверзаются царские врата и являются перед народом святые Дары, то это представляет собою явление Самого Иисуса Христа после воскресения апостолам, мироносицам и другим верующим. 5) Последнее явление св. Даров народу, после чего они переносятся с престола на жертвенник, изображает и напоминает нам вознесение Спасителя на небо. Непрерывность совершения таинства причащения до конца мира . Таинство св. причащения будет совершаться в истинной Христовой Церкви всегда, до самого второго пришествия Христова. На это ясно указывают слова ап. Павла: Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет ( 1Кор.11:26 ). возвещаете, доколе Он придет. О таинстве покаяния Понятие о таинстве покаяния . Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом выражении прощения их от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Божественное установление его . Как священный обряд, покаяние существовало и в Ветхом Завете. Равным образом и приходившие к Иоанну Крестителю, проповедывавшему крещение покаяния для прощения грехов, исповедывали грехи свои ( Мк.1:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010