Апостол Павел говорит, что в крещении мы соединяемся со Христом подобием смерти и воскресения. Погружение в воду – это знак смерти, смерти человека в его полном порабощении материи, греху, эгоизму, страстям. Возведение из воды – это знак воскресения и оживления, начала новой жизни в единстве со Христом. Христос – по вере Церкви – воскрес из мертвых, и смерть, по слову апостола Павла, им уже больше не обладает. И вот, Свою воскресшую и бессмертную жизнь, Свою любовь, силу Своей победы Он дарует в крещении нам. Отсюда та удивительная радость, которая окружает крещение в ранней Церкви, отсюда вера в него как в духовное, но реальное соединение со Христом. «Мы спогреблись с Ним крещением в смерть, чтобы, как и Он, ходить в обновленной жизни», – пишет апостол Павел. Для христиан крещение – это основа Церкви. Ибо Церковь , то есть общество верующих во Христа, – это не просто организация для распространения учения Христа и для взаимной помощи и поддержки. Это единство во Христе всех тех, кто от Христа принял дар новой жизни и прощения грехов. Единство веры, то есть приятия Христа как Бога и как Спасителя. Единство любви к Нему, и в Нём – друг к другу. Рассеянная по всему миру, среди всех народов, Церковь составляет новый народ Божий, соединенный не кровью и плотью, не земными интересами, как государство и нация, не языком и даже не общностью исторической судьбы, а народ, соединенный верой во Христа, любовью к Нему и опытом Его присутствия. «Я с вами во все дни до скончании века». На земле человек рождается членом определенного народа или нации. Но христианин рождается и вступает в новый народ Божий крещением. «Вода крещения, – пишет один христианский святой, – для нас гроб и мать». Гроб, потому что в воде этой умирает человек, ограниченный только земным и материальным, только «плотью и кровью». Мать, потому что в воде этой рождается новый человек, прощенный, очищенный, возрожденный, живущий уже здесь и сейчас новой и вечной жизнью… Всё время приходят люди ко Христу, слышат Его голос, отдают Ему свое сердце, свою любовь, свою жизнь. Эта самоотдача Христу и есть крещение. Отдав себя Ему, получают они от Него Его жизнь. Его самоотдачу нам. И эта самоотдача Христа нам есть крещение. 21. Чаю воскресения мертвых…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Но как выяснилось впоследствии, эти минуты и часы на Голгофе были необходимым испытанием веры и верности учеников, «Пасхой», прехождением Иисуса из одного качества жизни к другому. А с Ним вместе и прехождением учеников из одного качества веры к другому. Именно этим страшным Голгофским мгновениям и предпосылал Иисус слова о Теле и Крови Нового Завета на Тайной вечере. Новый Завет не только провозглашен Иисусом на Тайной вечере, после чего кровь Христова действительно истекает, а Его тело страдает, «преломляется» на Кресте. Новый Завет наступает, реализуется тогда, когда ученики не находят своего Учителя среди мертвых — там, где они Его погребли: «Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» ( Ин.20:8 ). Вера в Новый Завет проходит испытание в сердцах ближайших учеников. Петр, трижды отрекшийся от своего Учителя в час суда над Ним, трижды прощен Им по Воскресении ( Ин.21:15-17 ). Новый Завет, заключенный в Крови Христовой, становится Заветом с Церковью — с новым народом Божиим. Церковь так и сохранила это первичное (как некое «родимое пятно») самоощущение или восприятие самой себя как собрания прощенных , то есть тех, кого помиловали после отречения и неверности. Причиной же этого помилования была и остается безмерная любовь Того, Кого предали и от Кого отреклись. В этом и заключается то искупление или спасение, которое всем нам даруется во Христе Иисусе, Господе нашем. Воскресение Иисуса Христа и даже явления воскресшего Иисуса (ведь в Евангелиях описано не само Воскресение, а явления Воскресшего) не могут быть подвластны такому же критическому историческому исследованию, какому могут быть подвергнуты проповедь и дела «земного», если угодно, «исторического» Иисуса до Воскресения. Но из этого не следует, что Воскресения не было. Скорее, Воскресение или «иного жития, вечного, начало» — событие, превосходящее сей мир со всеми его неотъемлемыми материальными характеристиками, такими как пространство и время. Это не оживление мертвеца, который впоследствии все равно должен умереть. Это нечто абсолютно новое.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Воскресенье подготовительного предпостного периода Евангельский урок Пример: О Закхее Желание увидеть Господа 1-ое воскресенье О мытаре и фарисее Я буду_ 2-ое воскресенье О блудном сыне Я буду_ 3-ое воскресенье О страшном суде (неделя мясопустная) Я буду_ 4-ое воскресенье Прощенное воскресение (неделя сыропустная) Я буду_ Сформулируйте для каждого воскресного Евангельского чтения главную тему, используя приведенные слова: Любовь – смирение – терпение – гордость – «Я раскаиваюсь» – молитва – «Прости меня» – помощь другим – пост – осознание грехов – возвращение к Богу – раздача милостыни. 21. Грех и прощение Приуготовление к Великому посту В течение трех недель мы вступаем в период, который Церковью называется Великим постом. Великий пост – это время подготовки к Святой Пасхе, когда мы празднуем и воспоминаем смерть и Воскресение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Предпостные воскресения Перед началом Великого поста Церковь установила 4 воскресения (3 недели), чтобы напомнить нам перед Великим постом о самом важном. Что нам должно думать и делать во время Великого поста. Каждое Евангельское чтение этих четырех воскресений имеет свою особую тему. 1 . Воскресенье о мытаре и фарисее: тема смирения. 2 . Воскресенье о блудном сыне: тема нашего возвращения к Богу. 3 . Воскресенье о Страшном суде (неделя мясопустная): тема любви к ближнему. 4 . Прощеное воскресенье (неделя сыропустная): тема прощения, совместно с постом и молитвой. Так как мы начинаем готовиться к Великому посту, мы должны попытаться понять важность и значение того, что мы будем делать в это чрезвычайно важное время церковного года. Мы разберем каждую из этих тем, чтобы подготовить себя к покаянию и возвращению к Источнику жизни. Принести прощение «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Тема прощения появляется в Евангельских чтениях в течении всего года, но особенно в эти предпостные дни. На предыдущем уроке мы говорили, что Господь простил Закхея и пришел к нему в дом, поскольку Закхей раскаялся и обещал переменить всю свою жизнь. Сегодня мы услышим о том, как один человек просил прощения у Бога, а другой смотрел на него с презрением. Мы также прочтем о слуге, которому были прощены значительные долги, а сам он отказался простить даже маленький долг своему другу. В одно из ближайших воскресений в храме будет читаться история о сыне, растратившем все свое наследство и возвратившемся, чтобы попросить прощение у своего отца. А на последней неделе перед Великим постом мы услышим в храме, что должны испросить прощения у друг друга, чтобы войти в Царство Божие. Две стороны монеты – Прощение долгов

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новости УПЦ благословила 22 февраля особо поминать погибших, призвала отменить развлечения на Масленицу и продолжить траур до Пасхи 21.02.2014 19:53 Киев, 21 февраля. Украинская Православная Церковь объявила Родительскую субботу 22 февраля - традиционный поминальный день накануне Масленицы - днем молитвы за упокой душ всех погибших в Украине. Как сообщили УНИАН в пресс-службе Киевской митрополии, во всех храмах и монастырях УПЦ будут совершены заупокойные литургии или панихиды по погибшим. В то же время УПЦ призвала собственные приходы и всех организаторов массовых мероприятий отменить все развлечения на Масленицу. Церковь призвала верующих молитвой и покаянием готовиться к Прощенному воскресению и Великому посту. В частности, вышло распоряжение Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира: «В связи с трагическими событиями в Украине и гибелью людей благословляю 22 февраля, в день Вселенской Родительской субботы, во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви особенно помянуть всех погибших и помолиться за упокой их душ и прощение грехов без распределения по политическому или любому другому признаку”, - говорится в тексте документа. “Перед Богом нет ни правых, ни левых; ни милиционера, ни протестующего. Церковь молится за упокой их душ, за прощение грехов и Божие милосердие к тем, кто преждевременно предстал перед Нелицемерным Судьей и Милосердным Богом”, - подчеркнул митрополит Владимир. “Одновременно призываю всех церковных и нецерковных организаторов массовых мероприятий отменить все развлечения на Масленицу. Украинская Православная Церковь призывает верующих молитвой и раскаянием готовиться к Прощеному воскресению и Великому посту и предлагает продлить дни траура по погибшим до Светлого Христова Воскресения, перед которым наступит 40-й день от их гибели”, - отмечается в обращении. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Напрасно ты говоришь это, человек; прощать грехи возможно одному Богу; начальники и цари хотя прощают прелюбодеев и человекоубийц, но они освобождают их только от настоящего наказания, а самих грехов их не очищают; и хотя бы они возвели прощенных в высшие звания, хотя бы облекли их в порфиру, хотя бы возложили на них диадему, и тогда они сделают их царями, но от грехов не освободят; это совершает один Бог. Он совершает это в бане пакибытия; благодать касается самой души и с корнем исторгает из нее грех. Потому душа прощенного царем может быть нечистой, а душа крещенного - нет; она чище самих солнечных лучей, и такова, какой была в начале, или даже гораздо лучше, потому что она получает Духа, Который совершенно воспламеняет ее и делает святой. Как ты, переплавляя железо или золото, делаешь его опять чистым и новым, так точно и Дух Святой, переплавляя душу в крещении, как бы в горниле, и истребляя грехи, делает ее чище и блистательнее всякого чистого золота. Отсюда также ты можешь убедиться в истине воскресения тел. Так как грех ввел смерть, то по истреблении корня, без всякого сомнения, истребится и плод его. Потому ты и говоришь наперед об оставлении грехов, а потом исповедуешь и воскресение мертвых, переходя от первого к последнему; далее же, так как слово: воскресение еще не доказывает всего, - многие ведь воскресшие опять умерли, как, например, (воскресшие) в Ветхом Завете, как Лазарь, как (воскресшие) во время крестной смерти Христовой, - то тебе повелевается говорить: и в жизнь вечную, чтобы никто не думал, что смерть будет и после того воскресения. Таким образом, припоминая эти слова, Павел и говорит: что делают крестящиеся для мертвых? Если нет, говорит, воскресения, то эти слова - шутка; если нет воскресения, то как мы убеждаем других верить тому, чего не даем? Если бы кто, требуя от другого расписки в получении того-то и того-то, не дал ничего, в ней написанного, а потом, получив расписку, стал бы требовать прописанного, то как бы поступил подписавшийся сделав себя должником, а между тем не получив того, в чем сознал себя должным? Тоже и (апостол) говорит здесь о крещающихся: что делают, говорит, крестящиеся, подписывала под истиной воскресения мертвых, а между тем не получая и обманываясь?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2074...

Такое положение дел сохранялось до того момента, когда «да» женщины позволило божественному Изгнаннику вернуться в самое сердце Своего творения, чтобы спасти человечество от фатума небытия, от зачарованности им, и открыть во мраке пути воскресения. Но распятый Бог не имеет могущества тиранов и не действует с неотвратимостью стихийных бедствий. Он является в дуновении мира, света и любви и нуждается в том, чтобы человек свободно раскрылся Ему навстречу. Парусия станет прорывом этой реальности, уже сейчас наполняющей каждое мгновение своим сиянием, но она нуждается также и в подготовке: во Христе под воздействием Духа человек постепенно возвращается к своему призванию – быть сотворенным творцом. Когда Господь встретил слепорожденного, Он сказал, что его болезнь не есть следствие греха, ни его, ни его родителей, но допущена для того, чтобы явилась Слава Бога. И Он исцеляет слепца. Духовность третьего тысячелетия будет предполагать не столько отказ, сколько преображение – это будет пасхальная духовность, духовность воскресения! Мы поймем, что невозможно ставить границы надежде, как замечательно писал об этом Урс фон Бальтазар вслед за величайшим мистиком VII в. Исааком Сириным . Молитва и служение, направленные на всеобщее спасение, станут ответом на трагедию ада. Ад, как последствие первородного греха, как отсутствие Бога, был упразднен в Великую Субботу. Отныне нельзя сказать, что Бог отсутствует где бы то ни было. Однако, необходимо «сесть с грешниками за один стол», как говорила св. Тереза из Лизье, и «проливать кровь» в молитве, по выражению св. Силуана Афонского , чтобы тот последний ад, тот, который сковывает человека изнутри, оказался смыт волною любви и общения святых в случае готовности грешника быть прощенным. Одним из важнейших оснований общего будущего христиан является кенозис. Бог, говорит апостол Павел в послании к Филиппийцам, вернее, Бог во Христе ekenosen, умалился, совлекся Себя. Наша задача: говорить о Боге не в терминах полноты, но с точки зрения Его умаления. Полнота ассоциируется с богатством, изобилием, мощью. Умаление, совлеченность выражают тайну любви. Бог нисходит к человеку, не обрушиваясь на него, а увлекая его за Собой. Божественная полнота могла бы поглотить и растворить в себе человека, а в кенотическом снисхождении Бог пребывает в ожидании нашей ответной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/r...

12 Апр. 4737 «Всяко еже аще что творите, от души делайте, яко же Господу, а не человеком... Господу бо и Христу работаете» ( Koл. III, 23 ). Какое возвышенное, идеальное обоснование святости и важности труда. Люди придумали столько других обоснований: материальные выгоды, упражнение сил, избежание лености и праздности – матери всех пороков. Все это по-своему верно, но только ум Апостольский мог указать эту нигде более неуказанную сторону труда: «Господу Христу работаете»!.. 13 Апр. 4738 Что было бы, если бы не было воскресения мертвых? Был бы один Господь, Который – неизвестно для чего и страдал, умирал, обрек Себя на такие страдания, дал такое учение, проливал Свою драгоценную Кровь, воскресал для Себя одного. Это была бы какая-то издевательская бесцельная прогулка на землю, которой и без того тошно от отяготевших на ней бед и зол! Так, несообразностью допущения противного, воссияет тем светлее истина нашего будущего воскресения! 14 Апр. 4739 Чудо природы – появление бабочки из безобразного червяка, – прекрасный образ чуда воскресения мертвых. Разница только во времени, которое очень непродолжительно между смертью червяка и воскресением бабочки, как непродолжительна и вся жизнь этого насекомого, и более продолжительно между нашею смертью и воскресением. Но эта продолжительность – ничто пред вечностью, которая одна может измерить возраст полной жизни человека. С другой стороны, сходство обоих воскресений в том, что как то, так и другое возможны лишь при допущении одной и той же действующей в них мудрости и силы Божией! 15 Апр. 4740 О, иудина окаянства! О, доброе неверие Фомино! Неверие Фомино и окаянство Иуды. По-видимому, много общего, ибо и Иудино окаянное дело коренилось на его неверии в Иисуса, разочаровании в Нем, усомнении в Его Божестве. И, однако, первое – Иудино – окаевается, второе – Фомино – ублажается! Почему? В виду той неизмеримой между ними разницы, что первое проистекло из сильного желания нажиться, второе – от сильного желания верить. 16 Апр. 4741 Нет сил бороться со грехами! Нет сил победить немощи! Не сил и умения побороть соблазн и расслабление. Нет сил быть святым. Господи! А грешных Ты не любишь! Что же делать мне, о, Господи! Научи, помоги, вразуми. Ужели век грешить и умереть грешным, беспомощным, виновным пред Тобою! Господи! Пред смертью родители прощают самых неблагодарных детей! И мой вопль о прощении и помиловании услышь хотя пред смертью! Да предстану страшному престолу Твоему прощенным, помилованным, утешенным Тобою!..

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

– Расскажите о радости духовной, которую получают верующие после Святого Причастия. Это не залог радости небесной? – Верующие испытывают после Святого Причастия безмятежность души, прощенной Богом, радость чувствующих Христа в себе и уже не замкнутых исключительно на одной земной жизни. У них радость чувствующих себя примиренными со всеми людьми, понимающих и любящих всех. Она действительно залог той радости небесной, когда каждый будет братом для всех, и возлюбленным чадом для Отца Небесного, и возлюбленным братом для Христа. – Каковы в общем самые главные воздействия, дары, которые подает нам Святое Причастие? – Церковь учит, что Святое Причастие преподается нам «во оставление грехов и жизнь вечную», то есть для вечной жизни в блаженстве. Ведь пречистые Тело и Кровь Христовы изглаждают из нашего существа грехи, совершенные в ведении и неведении, которые невозможно исповедать, а вечность воскресшего Тела Господня, неподвластного тлению, придает нашей душе силу для восстановления нашего тела в нетлении и блаженстве в момент всеобщего воскресения. Причащение апостолов. Византийская миниатюра. XI в.      Прощение и глубокое изглаждение всех наших грехов мы получаем благодаря состоянию сынов Отца Небесного, а его мы получаем по напечатлению в нас Тела Сына Его Единородного, и это же состояние обеспечивает нам вечную жизнь в полном блаженстве всего нашего существа. Глубокое прощение грехов равнозначно укреплению нас, ослабевших в результате грехов, и исцелению более или менее явных болезней нашей души и тела, нашедших на нас в форме или вследствие грехов. Это исцеление и укрепление (подтвержденное молитвами до и после причащения) нашего тела и особенно души подаст душе силу восстановить свое тело в момент всеобщего воскресения, а также силу вечного и блаженного продолжения существования нашей личности. Но Святое Причастие, оказывая эти воздействия на человека, придает ему и качество наследника Царства Небесного, поскольку он соединен со Христом, Который и как Человек стал Сыном Царя этого Царства, то есть Отца. Качество сына Отца, Царя вечного, сонаследника Царства вместе с Сыном Единородным дает человеку дерзновение к Отцу во всех его прошениях.

http://pravoslavie.ru/65168.html

5. Прощение (неделя сыропустная) Теперь только несколько дней осталось до начала Поста. Уже в течение мясопустной недели, завершающейся Прощеным Воскресением, два дня, среда и пятница, стоят как бы отдельно, они уже совершенно «великопостные»: в эти дни не полагается совершать Божественную литургию и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к Посту. В среду на вечерне поется прекрасная стихира, приветствие Посту: Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче. Наступила весна Поста! Свет покаяния; очистимся, братия, от всякого зла, воспевая Светодавцу (Подателю Света) Слава Тебе, Едине Человеколюбче! Суббота Мясопустной недели посвящена памяти всех «мужей и жен подвигом поста просветившихся (спасшихся)»: святые, примеру которых мы должны следовать, учат нас трудному пути, трудному искусству поста и покаяния. Мы не одни, начиная подвиг Поста: «Восхвалим собор святых Отцов! Антония Великого , Евфимия Великого и всех их собратий, проходящих по жизненному пути своему, как будто сквозь райскую сладость...» У нас есть помощники и примеры: почитаем ваш пример, святые Отцы! Вы научили нас истинному пути; благословенны вы, потому что вы поработали для Христа... Наконец наступает последний день, обычно называющийся «Прощенным Воскресением»; но мы не должны забывать его второго литургического названия: «Изгнание Адама из рая». Это название действительно подводит итог всему подготовлению к Посту. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь , показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму: Изгнан бысть Адам из рая снедию, темже и седя прямо сего рыдаше, стеня... Увы мне, что пострадах окаянный аз: едину заповедь преступих Владычню, и благих всяческих лишихся! Раю святейший, мене ради насажденный быв, и Евы ради затворенный, моли тебе Сотворшаго, и мене Создавшаго, яко да твоих цветов исполнюся. Темже и к нему Спас: моему созданию не хощу погибнути, но хощу сему спастися, и в познание истины прийти, яко грядущаго ко Мне не изгоняю вон.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Батюшка его особенно любил, как дар Божий, как памятник благости небесной. Ибо батюшке удалось, при помощи Божией, не только собрать деньги на это доброе дело, но и выполнить его свято. Например, батюшка убедительно просил рабочих не курить, не пить и, вообще, работая, как бы говеть духовно. Сам постоянно ходил на эту стройку и назидательным словом поддерживал в них сознание святости дела и доброе настроение. Мирно и тихо прошло время работ, и благословение Божие было на храме. Однажды Господь спас его от пожара. После службы пономарь не доглядел, что на паннихидном столике (кануннице) осталась горящая свеча в свечной колодке; очевидно, она догорела до конца и от нее загорелась свечная колодка, воск растопился и пламя охватило столик и часть бокового (левого) иконостасика. На другой день нашли церковь полной дыма, но огня нигде не было: пламя потухло, сожегши облачение на столике и отчасти попортив нижнюю часть иконостаса. Чудесное горение лампад Несколько позднее был еще такой случай: после мясопустного воскресения в этом храме службы не было почему-то в течение всей масленицы. И вот, когда пономарь пришел готовить храм к воскресной литургии в «прощенное» воскресение, то с величайшим недоумением увидел, что пред всеми иконами горят лампадки (собственно – фарфоровые «свечи» с лампадными вставками в них, пред местными иконами и кивотами); между тем он сам гасил их в предыдущее воскресение, да и ключей от храма он никому не давал. Этот случай так и остался необъясненным, но произвел на всех впечатление, тем более – и пономарь настаивал, что он гасил лампады и потом в храме уже не был. Склеп, больница и пересуды. Старец принимает на исповедь Памятуя о смерти, батюшка велел под этим храмом приготовить и место для своего погребения, склеп. Тут-то именно Господь и благословил ему теперь обрести вечный покой. Одновременно с постройкой храма батюшка начал строить по близости к нему и небольшой домик, предполагая устроить в нем больничку монастырскую. Материалом для постройки послужили разбитые кирпичи – лом, который оставался при теске и кладке фигурных украшений храма, или разные «половинки» кирпича с кирпичного завода.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010