Видишь ли. Сам Бог свидетельствует, что Он даровал очищение грехов? Даровал же в то время, когда давал Новый Завет. Новый же Завет Он даровал и утвердил смертью Сына Своего, как было раньше показано (Евр.гл.8). А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Если за одну жертву было даровано отпущение грехов, то какая еще нужда после этого во второй жертве? Поэтому указывается, что мы, получив прощение грехов, были приведены в совершенство единым приношением Христа, и уж более не нуждаемся в другой жертве. Итак, иудейские жертвы не нужны и, будучи совершаемы по упорству, давно уже признаны бесполезными теми, кто ныне совершает их. Итак, братия, имея дерзновение. После того, как показал превосходство Первосвященника нашего пред ветхозаветными и приношения Христова пред жертвами по закону, и что чрез это приношение мы освободились от грехов, прерывает догматическое учение, давая отдых слушателю, и вполне благовременно переходит к нравственному учению. И только что упомянув об отпущении грехов, наконец убеждает, чтобы они более не впадали в них: имея, говорит, дерзновение, по причине отпущения грехов. Как грех причиняет стыд и неуверенность, так отпущение грехов дает смелость. Входить во святилище. Так как нам отпущены были грехи, то мы и имеем дерзновение входить во святилище, то есть в небо. Посредством Крови Иисуса Христа. То есть через кровь. Ибо, удостоившись через крест и кровь Христа прощения грехов, мы получили дерзновение. Путем новым (πρσφατον - недавним) и живым, который Он вновь открыл нам Что касается до входа в Святилище, то Он Сам обновил нам путь, то есть Он сам сделал путь новым, Сам начав его и Сам первый прошедши им. Вместо того, чтобы назвать путь новым - ναν, назвал его πρσφατον - недавним, открытым для наших времен. Похвалой для нас служит то, что мы удостоены того, чего не был удостоен Авраам; нам ныне отверсто небо. Живым назвал потому, что первый путь во Святилище, по закону, был смертоносным. Более уже тот путь не имеет места, но для принимающих его становится причиной смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» 107 . Данный отрывок может показаться несколько туманным. Сначала Господь спросил у Симона: «Кто больше возлюбит?» – и Симон справедливо ответил: Думаю тот, которому более простил. А далее Господь говорит нечто, на первый взгляд, противоположное этому: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, то есть она не потому много возлюбила, что ей многое простилось, а наоборот, за многую любовь ей прощаются многие грехи. «Ты проявил малую любовь, не оказал Мне такого почтения, как эта женщина, и потому тебе прощается мало грехов. Это малое прощение грехов свидетельствует о том, что в тебе мало любви. А великое прощение бесчисленных грехов указывает на то, что в человеке много любви». Получается, что человек, который имеет любовь, приступает к Господу с покаянием и получает прощение грехов за свою великую, пламенную, искреннюю любовь, и, получив это прощение, приобретает еще большую чистейшую, светлейшую любовь к Богу. Ей же сказал: «Прощаются тебе грехи». И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: «Кто это, что и грехи прощает?» Он же сказал женщине: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром 108 . Порочная, позорная в глазах всего города женщина, известная всем развратница, отходит от Спасителя совершенно чистой, святой, с душой светлой и праведной, а праведник-фарисей, много заботившийся об угождении Богу (как он это понимал), получает, может быть, некоторое прощение грехов, но не полное, поскольку не имеет такой любви. То же самое происходит и с каждым из нас. Описанное в Евангелии действительное событие (не притча и не образ!) является примером на все времена. Происшедшее исторически во время земной жизни Спасителя один раз, происходит со всеми людьми и во все времена. Пусть мы не можем приблизиться к Господу и общаться с Ним, как с человеком – по словам апостола Павла, мы уже не знаем Его по плоти 109 , ибо Своею плотью Он пребывает одесную Бога и Отца, – но духовно, то есть своей душой, каждый из нас способен приблизиться к Нему и вести себя с Ним так же, как фарисей Симон или как много возлюбившая Господа, кающаяся блудница.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Итак, в пятом прошении молитвы Господней мы просим Бога, чтобы Он простил нам грехи наши. Но мы знаем, что Бог правосуден и каждому человеку воздает по делам его. Является поэтому вопрос, каким образом при правосудии Божием можем мы надеяться на прощение грехов наших? Нет сомнения, что если бы мы были предоставлены самим себе, то никогда не избавились бы от грехов и наказания за них. Но по милости Божией, мы имеем Ходатая перед Богом, удовлетворившего за нас правосудию Божию. Он понес наказание за все наши грехи, и ради Него Господь дарует нам прощение грехов туне, без всякой заслуги с нашей стороны. Ходатай сей есть Господь наш Иисус Христос, Который Своими страданиями и смертью избавил нас от греха, проклятия и смерти. О Нем апостол Павел говорит: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех», и в другом месте: «в Иисусе Христе мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов по богатству благодати Его». Ту утешительную истину, что Иисус Христос удовлетворил за нас правосудию Божию и приобрел право подавать нам прощение грехов, мы подробно рассмотрели при изъяснении четвертого члена символа веры и потому здесь не будем подробно говорить о ней. Мы приведем только здесь то восклицание, которое читается так: «о, бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия: как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» Поистине изумительна бесконечная премудрость Божия, находящая средства миловать даже таких грешников, как мы. Но земля, ставшая каменистою, не может быть очищена от сорных трав, сколько бы не очищали ее от них. Подобно этому и человек, не имеющий в сердце своем восприимчивости к усвоению прощения грехов, не может быть разрешен от них. Главнейшим условием для этого разрешения служит то, чтобы и сам человек прощал ближних своих, согрешающих против него. Этому научают нас уже самые слова пятого прошения: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». По учению катехизиса здесь под должниками разумеются именно «люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по Закону Божию, как например, не оказали любви, а вражду».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Кто не может покорно говорить: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего» ( Пс.31:5 ), дабы через это исповедание заслужить прощение грехов, о котором далее сказано: и Ты снял с меня вину греха моего; если ты стыдишься открыть свой грех перед людьми, то не переставай открывать его перед Тем, Кому он известен, говори непрестанно: «беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» ( Пс.50:5–6 ); Он и без обнародования врачует, и без укоров прощает грехи. Благодать Божия, кроме этого несомненного средства получить прощение грехов, дала нам еще легчайшее – прощать другим согрешения их: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ). Итак, кто хочет получить прощение грехов, тот пусть постарается воспользоваться этим средством, не должен избегать этого источника спасения, потому что хотя бы мы сделали все нужное для очищения грехов, но если не покроет их Милосердый, Который Сам изглаживает преступления наши ради Себя ( Ис.43:25 ), то они не изгладятся. Получивший прощение грехов должен удовлетворять за них ежедневными постами и умерщвлением плоти и страстей, ибо, по словам Св. Писания, «без пролития крови не бывает прощения» ( Евр.9:22 ). Это и справедливо, потому что «плоть и кровь Царствия Божия не... наследуют» ( 1Кор.15:50 ). Поэтому, кто не допускает «мечу духовному, который есть слово Божие» ( Еф.6:17 ), проливать кровь, того поразит клятва, произнесенная пророком Иеремией: «проклят, кто удерживает меч Его от крови» ( Иер.48:10 ); ибо этот меч источает из нас вредную кровь, служащую пищею порокам, и отсекает в нас все земное и плотское, через что нам, умершим для пороков, дает средство жить для Бога и украшаться добродетелями. Когда будет поражать этот меч, то человек заплачет не от воспоминания о прежних грехах, а от радостного ожидания будущих благ и, забывая заднее, т. е. плотские пороки, будет простираться вперед, т. е. к духовным дарованиям и добродетелям. Глава 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Сектант: 3)а) Нужно каяться, говорят сектанты, не пред священниками, а пред каждым христианином, особенно пред которым мы согрешили, как и учит ап. Иаков: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника» ( Иак. 5:16 ). Объяснения православного: 3)а) Приведенное место св. Писания говорит против самих же сектантов, ибо слова ап. Иакова: «признавайтесь друг пред другом в проступках», как это видно из предшествующих слов св. апостола, говорят о необходимости признания в грехах именно пред пресвитерами. Раньше апостол говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». Сказав, что по молитвам пресвитеров болящий исцелится и получит прощение грехов, апостол далее говорит, чтобы христиане не скрывали пред пресвитерами грехов, а признавались в них друг другу, то есть пресвитерам. Если больной не исповедует грехи пред пресвитерами, то и не получит прощения, ибо, не зная грехов больного, как пресвитер простит их ему? Вот почему апостол и велит признаваться в грехах друг другу, разумея здесь больного и молящихся о нем пресвитеров. Св. Иоанн Златоуст так объясняет рассматриваемые слова ап. Павла: «вы, болящие, исповедуйте пред пресвитерами согрешения ваши, а вы, пресвитеры, молитесь за болящих» (слово о священстве 1:3). Следовательно, слова: «друг пред другом» не говорят об исповеди у мирян, а об исповеди пред пресвитерами Церкви, по молитвам которых больные получают прощение грехов. Сектант: б) Каждый человек может простить грехи другому человеку: «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф. 4:32 ). «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). Объяснения православного: б) Для всякого понятно, что здесь разумеется не прощение грехов, в смысле уничтожения их, а прощение людьми для мира взаимных обид и оскорблений, – как необходимое условие получения прощения грехов от Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Некоторые же, возможно, найдут прибежище в смягчении слов богомудрого Луки с помощью блаженного Марка и предотвращении их несогласия друг с другом, ведь они сказали бы, что проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк 1:4) означает не крещение, собственноручно совершаемое Предтечей, но представляет то крещение, глашатаем которого был послан Иоанн. Ведь священный Марк, мол, о первом говорит: Явился Иоанн, крес­тя в пустыне (Мк 1:4) , а словами проповедуя крещение покаяния для прощения грехов возвещает спасительное крещение. И они сказали бы, что блаженный Марк таким образом разделил оба крещения, засвидетельствовав, что даже сам податель крещения не утверждал, будто оно дает оставление грехов. Ведь поэтому он и сказал правдивым и богочестивейшим разумом: Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк 1:8). Если же Марк ясно поведал нам о различии крещений, уделив Владычнему оставление грехов, и [сказав], что оно совершается Духом Святым, а Иоанново крещение и есть водное, и именуется таковым, то понятно, что и Лука, стало быть, храня согласие с соевангелистом и сотоварищем, таким образом соблюдет неущемленным и достоинство истины. И сказанное им И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк 3:3) , будет относиться не к тому, которое творили руки Предтечи, но к спасительному и Владычнему, которое очищало от душевной скверны всех крестившихся. Ведь немного спустя он тоже представляет Иоанна говорящим: Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви (Лк 3:16) ; а затем [показыва­ет] и достоинство Господнего крещения: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем . Да и Марк, опять-таки, после того как фарисеи и саддукеи бежали от грядущего гнева (а что это было за бегство, если не приход к крещению?), прибавляет: Сотворите достойный плод покаяния (Мф 3:8) 13 , как если бы данное им крещение не имело силы доставить совершенное искупление грехов. Или кто-нибудь отнес бы это высказывание не к тем, кого освященные воды, приняв, омыли от скверны, а к тем, кто подвигся на крещение, но еще не сподобился очищения. Впрочем, если даже допустить, что разбираемое речение имеет в виду уже крестившихся, то окажется, что и это не отнимает с необходимостью оставления грехов у крещения Предтечи, — ибо плодоношение добродетелей ближе очищенной душе, нежели той, которую многие тернии страстей и поросли плевелов сделали поврежденной и загрязненной.

http://pravmir.ru/amfilohii/

Некоторые же, возможно, найдут прибежище в смягчении слов богомудрого Луки с помощью блаженного Марка и предотвращении их несогласия друг с другом – ведь они сказали бы, что »проповедуя крещения покаяния для прощения грехов« ( Мк. 1:4 ) означает не крещение, собственноручно совершаемое Предтечей, но представляет то крещение, глашатаем которого был послан Иоанн. Ведь священный Марк, мол, о первом говорит: »Явился Иоанн, крестя в пустыне« ( Мк. 1:4 ), а словами «проповедуя крещения покаяния для прощения грехов» возвещает спасительное крещение. И они сказали бы, что блаженный Марк таким образом разделил оба крещения, засвидетельствовав, что даже сам податель крещения не утверждал, будто оно дает оставление грехов. Ведь поэтому он и сказал правдивым и богочестивейшим разумом: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мк. 1:8 ). Если же Марк ясно поведал нам о различии крещений, уделив Владычнему оставление грехов, и [сказав], что оно совершается Духом Святым, а Иоанново крещение и есть водное, и именуется таковым, то понятно, что и Лука, стало быть, храня согласие с соевангелистом и сотоварищем, таким образом соблюдет и достоинство истины неущемленным. И сказанное им, «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк. 3:3 ), будет относиться не к тому, которое творили руки Предтечи, но к спасительному и Владычнему, которое очищало всех крестившихся от душевной скверны. Ведь немного спустя он тоже представляет Иоанна говорящим: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви» ( Лк. 3:16 ); а затем и достоинство Господнего крещения: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Да и Марк, опять-таки, после того как фарисеи и саддукеи бежали от грядущего гнева (а что это было за бегство, если не приход к крещению?), прибавляет: »Сотворите достойный плод покаяния« (Мф. (sic!) 3:8), как если бы данное им крещение не имело силы доставить совершенное искупление грехов. Или кто-нибудь отнес бы это высказывание не к тем, кого освященные воды, приняв, омыли от скверны, а к тем, кто подвигся на крещение, но еще не сподобился очищения. Впрочем, если даже допустить, что разбираемое речение имеет в виду уже крестившихся, то окажется, что и это не отнимает с необходимостью оставления грехов у крещения Предтечи – ибо плодоношение добродетелей ближе очищенной душе, нежели той, которую многие тернии страстей и поросли плевелов сделали поврежденной и загрязненной.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Второю чертою царства благодати служит, по слову апостола, мир и именно мир с Богом. Мир этот есть необходимое следствие благодатного оправдания перед Богом, как говорит о сем апостол: «итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа». Миру противоположна вражда, состоящая в разделении враждующих лиц. Разделение же между Богом и людьми происходит от грехов человеческих, как говорит о сем пророк Исайя: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать». Но ради заслуг Иисуса Христа Бог дарует нам прощение грехов и тем уничтожает причину, разделяющую нас от Него, и оправдывает нас. Так во Христе мы примиряемся с Богом, не имеем страха перед Ним, но вступаем в блаженное общение с Ним. Третью отличительную черту царства благодати составляет, по апостолу, радость во Святом Духе. Слово радость столько же утешительно для людей, как и слово мир. Но апостол говорит не о радости людей мира сего, но о той радости, которая производится в нас Духом Святым. Эту радость мы испытываем, когда получаем прощение грехов и вступаем в мир с Богом. Грех есть самое тяжкое бедствие, самое ужасное бремя, почему и прощение грехов есть самое великое благо. Уже обыкновенные должники испытывают великую радость, когда им прощают долги. Тем естественнее радоваться нам, когда мы получаем прощение грехов. Поэтому христианин может радоваться всегда о спасении своем во Христе Иисусе. К этой радости призывает и апостол, говоря: «радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь». Таковы отличительные черты благодатного Царства Иисуса Христа. Поэтому словами «да приидет Царствие Твое» мы просим Бога, чтобы все грешники пришли в раскаяние и уверовали в Евангелие, чтобы все люди соделались членами благодатного царства и, ради заслуг Господа нашего Иисуса Христа, удостоились оправдания и соединенного с этим оправданием мира и радости в Духе Святом. Блаженны те, которые достойно пребывают ныне в благодатном Царстве Христовом; по смерти своей они непременно войдут в царство славы, где будут вечно блаженствовать. В последний день мира на страшном суде Своем Господь скажет им: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Как дети Божии по благодати мы – наследники Божии и сонаследники Христа. В ночь Своих страданий Господь молился также и о нас: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне». Посему-то, молясь о Царстве благодатном, христианин может также просить во втором прошении и Царства славы, то есть совершенного блаженства на небесах. Этого Царства желал и просил Павел, как сам он свидетельствует о сем: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Если подавлением своих страстей и пороков не можешь достигнуть совершенства добродетелей, то приложи благочестивую заботу о пользе и спасении других; если же ты признаешь себя неспособным к этому служению, то можешь покрыть грехи свои делами любви; если какая–нибудь беспечность сделала тебя слабым для этого, то молитвою и заступничеством святых со смирением проси исцеления своих ран. Кто не может покорно говорить: я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего (Пс 31, 5), дабы через это исповедание заслужить прощение грехов, о котором далее сказано: и Ты снял с меня вину греха моего; если ты стыдишься открыть свой грех перед людьми , то не переставай открывать его перед Тем, Кому он известен, говори непрестанно: беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал (Пс 50, 5, 6); Он и без обнародования врачует, и без укоров прощает грехи. Благодать Божия, кроме этого несомненного средства получить прощение грехов, дала нам еще легчайшее — прощать другим согрешения их: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф 6, 12). Итак, кто 654//хочет получить прощение грехов, тот пусть постарается воспользоваться этим средством, не должен избегать этого источника спасения, потому что хотя бы мы сделали все нужное для очищения грехов, но если не покроет их Милосердый, Который Сам изглаживает преступления наши ради Себя (Ис 43, 25), то они не изгладятся. Получивший прощение грехов должен удовлетворять за них ежедневными постами и умерщвлением плоти и страстей, ибо, по словам Св. Писания, без пролития крови не бывает прощения (Евр 9, 22). Это и справедливо, потому что плоть и кровь Царствия Божия не наследуют (1 Кор 15, 50). Поэтому, кто не допускает мечу духовному, который есть слово Божие (Еф 6, 17), проливать кровь, того поразит клятва, произнесенная пророком Иеремией: проклят, кто удерживает меч Его от крови (Иер 48, 10); ибо этот меч источает из нас вредную кровь, служащую пищею порокам, и отсекает в нас все земное и плотское, через что нам, умершим для пороков, дает средство жить для Бога и украшаться добродетелями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Римско-католическая церковь понимает спасение, как заслугу и каждого человека в отдельности, даже в такой степени, что можно своими заслугами не только покрыть свои грехи, но еще иметь и остаток их, который может пойти на пользу других. Отрицая эту крайность, протестанты впали в другую. Исповедуя, что все спасены заслугою одного Спасителя, они и останавливаются на этом одном. Дар прощения грехов и жизни вечной получается и сохраняется только одною верою твоею, которой вполне достаточно для твоего вечного спасения. Только веруй и знай, что ты спасен, и ты спасен уже. «Иди, вера твоя спасла тебя». Если есть и слово – «иди и впредь не греши», то вера в прощение грехов возрождает душу и побуждает уже к плодам добрых дел. Однако, твои добрые дела, нравственное совершенство, молитвы, подвиги тебя не спасают. И отсутствие их, при наличии одной уверенности в своем спасении, не лишает тебя Царства Божия. Ты уже спасен, ты перешел от смерти в жизнь по одной уверенности в своем спасении. А если ты уверен в своем спасении, которое уже совершено, то никакие таинства, обряды, храмы, иконы, крест тебе также не нужны, тебя не спасают. Истину же твоего спасения ты узнаешь из одного Священного Писания , которым и назидайся постоянно, и никакого церковного предания тебе не нужно. Главные протестантские направления – лютеране и англикане-епископалы, – хотя и исповедуют такую же уверенность в спасении, но признают два-три таинства, кое-какие обряды и такие святыни, как крест. Крайние же секты, как баптисты и другие, отрицают спасительное или благодатное значение даже своих некоторых действий, как крещение и причащение. Когда же они нападают на истины и различные святыни Православия, то хотя и приводят разные тексты Писания и доводы против, но, прикрываясь, как ширмою, стоят только на одном главном убеждении своем, что уверенный в своем спасении ни в чем больше не нуждается. Уверенность в своем спасении можем ли мы основывать на одной только вере нашей, что Христос Господь спас нас? Конечно, мы знаем, что Господь простил нам грехи наши. Но вспомним притчу о должнике, который получил от государя своего прощение долга в десять тысяч талантов, а сам, вслед за этим, не простил своему должнику ста динариев. Сохранил ли он за собой прощение своего долга? «Злой раб, – сказал государь, – весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня, не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И разгневавшись отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его ( Мф.18:23–35 ). Господь отнимает прощение грехов наших, если мы сами не будем прощать людям грехов их. Уверенность в прощении грехов наших от любви и милости Божией основывается на том, что и мы сами по любви и милости прощаем грехи другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010