Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Разрешительная молитва – 1) молитва , которую священник произносит в конце таинства исповеди , возложив на голову кающегося епитрахиль : «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». 2) Молитва, читаемая священником в конце  отпевания . В ней испрашивается усопшему прощение содеянных согрешений (разрешение, освобождение от них). В современной практике существует 2 вида этой молитвы. В Русской Православной Церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы. Лист с текстом этой молитвы называется разрешительной грамотой, или подорожной. Разрешает ли священник покойного от грехов в чине отпевания? В данном вопросе речь идет о чтении священником так называемой разрешительной молитвы, которую после прочтения он влагает в руки умершего. Именно из-за ее названия некоторые полагают, что молитва эта предназначена для того, чтобы «разрешить», т.е. отпустить грехи усопшего. Однако такой функции она в себе не несет, несмотря на наличие прошений о прощении грехов усопшего. Единственной молитвой, также называемой разрешительной, несущей в себе действие прощения и отпущения грехов, является тайносовершительная молитва исповеди, читаемая священником над человеком, принесшим покаяние в грехах. Именно в ней священник произносит слова: «Прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих». Иного способа отпущения грехов Церковь не знает. Особо важно в контексте данного вопроса понимать, что исповедь – это Таинство, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Совершителем Таинства исповеди является Сам Бог. Таким образом, сколько бы молитвословий о прощении грехов священник ни произносил, они не заменяют Таинство исповеди, а для прощения и отпущения грехов, в первую очередь, необходимо покаяние в них. Что совершенно невозможно исполнить в случае с уже умершим человеком. Об этом подлинном смысле разрешительной молитвы, читаемой священником во время погребения, подробно пишет прот. Константин Никольский :

http://azbyka.ru/razreshitelnaya-molitva

ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ И МНИМАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ И ВСЕПРОЩЕНИЕ. «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся».  ( Иоан. 20, 22–23 ). «Никтоже да плачет прегрешении, прощение бо от гроба возсия»...  слышим мы в священную и всепразднственную спасительную нощь Воскресения Христова столь радостные для нас слова великого вселенского учителя и святителя, прославленного церковного витии св. Иоанна Златоуста . И действительно! Одним из главнейших и важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именно прощение,  или  отпущение грехов. Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал:  «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся»   ( Иоан. 20, 19–23 ). А далее, из книги Деяний Апостольских мы видим, что св. Апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих слушателей к  покаянию  и принятию святого крещения  «во оставление грехов». «Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, и приимите дар Святаго Духа», – так взывал св. Апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы ( Деян. 2, 38 ). «Покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших», взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. Апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения ( Деян. 3, 19 ). «Бог ныне повелевает человеком всем всюду покаятися», говорил св. Апостол Павел афинянам в своей знаменитой проповеди перед ареопагом:  «зане уставил есть день   (ибо Он назначил день),  в оньже хощет судити вселенней в правде   (в который будет праведно судить вселенную)» ( Деян. 17, 30–31 ). Отсюда ясно видно, что это «прощение», о котором говорит св. Златоуст, или «отпущение грехов» дается нам не безусловно, а  условно  – именно  под условием покаяния   (конечно, искреннего). Потому-то и Господь, даровав Своим ученикам власть «отпускать грехи» Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и  не прощать  грехи – очевидно тем, кто не кается по-настоящему:  «... и имже держите, держатся», то есть: «на ком оставите грехи, на том  останутся "  – следовательно,  не простятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). «Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия»... слышим мы в священную и всепразднственную спасительную ночь Воскресения Христова столь радостные для нас слова великого вселенского учителя и святителя, прославленного церковного витии св. Иоанна Златоуста . И действительно! Одним из главнейших и важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именно прощение, или отпущение грехов. Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» ( Ин.20:22–23 ). А далее, из книги Деяний апостольских мы видим, что св. апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих слушателей к покаянию и принятию святого крещения «во оставление грехов». «Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, и приимете дар Святаго Духа» – так взывал св. апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы ( Деян.2:38 ). «Покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших» – взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения ( Деян.3:19 ). «Бог ныне повелевает человеком всем всюду покаятися, – говорил св. апостол Павел афинянам в своей знаменитой проповеди перед ареопагом, – зане уставил есть день (ибо Он назначил день), в оньже хощет судити вселенней в правде (в который будет праведно судить вселенную)» ( Деян.17:30–31 ). Отсюда ясно видно, что это «прощение», о котором говорит св. Златоуст, или «отпущение грехов» дается нам не безусловно, а условно – именно под условием покаяния (конечно, искреннего). Потому-то и Господь, даровав Своим ученикам власть «отпускать грехи» Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи – очевидно тем, кто не кается по-настоящему: «...и имже держите, держатся», то есть: «на ком оставите грехи, на том останутся» – следовательно, не простятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Осознание того факта, что в центре Великого поста — прощение, помогает нам понять и дисциплину Великого поста. 23 февраля. ПРАВМИР. Вечером 22 февраля 2015 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы достигли с вами особого момента, через который проходит каждый христианин, сознательно относящийся к поприщу Великого поста, через чин прощения. Конечно, этот чин имеет во многом символическое значение, потому что нередко те, с кем мы находимся в ссоре, на кого мы обижаемся или кто обижается на нас, находится не рядом с нами в момент совершения этого чина. Тем не менее, эта символичность имеет огромное значение. Когда мы даже просто склоняемся в поклоне перед человеком, который нас не обидел и которого мы не обидели, мы входим в замечательную духовную атмосферу прощения. Собственно говоря, в центре Великого поста — именно прощение грехов, ничто иное. Все остальное — это средства и способы воздействовать на нашу душу, то есть на наше сознание, на наши волю и чувства, чтобы расположить нас к искреннему покаянию, а значит и к прощению обид тем, кто нам такие обиды нанес, и к готовности простить этих людей. Святой Марк Подвижник, египетский аскет и духовный писатель, живший в глубокой древности, на рубеже IV и V beka в Египте, говорил о том, что воздаяние за прощение, которое мы даем другим людям или которое мы испрашиваем у наших обидчиков, превышает воздаяние за все другие добродетели. Нам иногда кажется, что в течение Великого поста мы должны стяжать какие-то особые добродетели. Порой люди именно к этому и стремятся и напрягают свои силы, направляя их не на самое главное, не на самое ответственное и нужное. Прощение и покаяние в центре поприща Великого поста. Об этом замечательно сказал святой Ефрем Сирин. Слушай, человек, — так он обращается к своим слушателям, читателям, — прощение превышает все другие добродетели!

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Аверкий (Таушев): Мнимая «христианская любовь» и всепрощение 16.07.2014 827 Время на чтение 12 минут Одним из важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнедавцем, было именно прощение, или отпущение грехов. И действительно! Одним из главнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнедавцем, было именно прощение, или отпущение грехов. Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:19-23). А далее, из книги Деяний Апостольских, мы видим, что св. Апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих слушателей к покаянию и принятию святого крещения «во оставление грехов.» «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» - так взывал св. Апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы (Деян. 2:38). «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши»- взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. Апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения (Деян. 3:19). «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться»- говорил св. Апостол Павел к афинянам в своей знаменитой проповеди перед ареопагом: «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:30-31). Отсюда ясно видно, что это «прощение» о котором говорит св. Златоуст, или «отпущение грехов» дается нам не безусловно, а условно - именно под условием покаяния (конечно, искреннего). Потому-то и Господь, даровав Своим ученикам власть «отпускать грехи» Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи - очевидно тем, кто не кается по-настоящему: «...и им же держите, держатся» то есть: «на ком оставите грехи, на том останутся»- следовательно, не простятся.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Мати Молебница   Икона Мати Молебница Комментарии Всего комментариев: 829 2014/11/11, 10:01:59 Пресвятая Богородица Дева Мария Царица Небесная Матери Божья Молебница ! Помоги рабе Божьей Надежде в чужой стране. Помоги в учении, найти хорошую работу, встретить доброго человека спутника жизни, быть здоровой и счастливой. Помоги в осуществлении задуманного ею. Молю тебя. Прости меня грешную. Аминь. 2014/11/11, 06:06:40 Матушка, Пресвятая Богородица!Помоги умолить Господа нашего Иисуса Христа о прощении грехов наших вольных и не вольных,прости наш грешных.Помоги матушка пресвятая Богородица р.Б.Максиму устроиться на работу,чтоб он мог рассчитаться с долгами,настави его на путь истинный,помоги р.Б.Дарии,Ангелине в учебе,даруй здравия рабам Артемию,Михаилу,Ангелине,болящей р.Б.Марине.Во имя отца и сына и святаго духа.Аминь! р.Б.Марина 2014/11/10, 13:21:16 Матушка Пресвятая Богородица!Помоги умолить Господа нашего Иисуса Христа о прощении грехов наших вольных и не вольных,прости нас грешных Олега и Ирину. Научи бороться с унынием и отчаянием и устрой все наши дела. неостави нас без помощи Твоей,Матушка Пресвятая Богородица. 2014/11/10, 05:28:30 Матушка,Пресвятая Богородица помолись о моей мамочке р.Б. Марии и обо мне р.Б.Ирине,о даровании нам прощения грехов наших ,о даровании здоровья... 2014/11/10, 05:26:57 Матушка,Пресвятая Богородица,всем нам грешным пример,помолись пред Господом Богом о моей доченьке р.б Евгении о создании христианской семьи,пошли ей хорошего мужа,чтобы она в последствии родила здоровых деток! 2014/11/10, 04:30:50 Матушка, Пресвятая Богородица!Помоги умолить Господа нашего Иисуса Христа о прощении грехов наших вольных и не вольных,прости наш грешных.Помоги матушка пресвятая Богородица р.Б.Максиму устроиться на работу,чтоб он мог рассчитаться с долгами,настави его на путь истинный,помоги р.Б.Дарии в учебе,даруй здравия рабам Артемию,Михаилу,Ангелине,болящей р.Б.Марине.Во имя отца и сына и святаго духа.Аминь!

http://isihazm.ru/?id=2026&c_pid=9

Беседа LXXXI. О десятом члене символа веры. О покаянии Всякий готовящийся к таинству св. Причащения должен предварительно испытать пред Богом совесть свою и очистить ее покаянием в грехах. Для этого очищения от грехов, в которые впадают христиане после Крещения, установлено Иисусом Христом таинство Покаяния. Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Покаяние в грехах, как средство к умилостивлению Бога, известно было еще в ветхом завете. Оно было приносимо как частными людьми, так и целыми народами. Царь Давид, тяжко согрешив пред Богом, искренно раскаялся в грехах своих и получил помилование от Бога. Ниневитяне, убежденные проповедью пророка Ионы, положили всенародно принести Богу покаяние в грехах своих, и Господь помиловал их. Святой Пророк Иоанн Предтеча и Сам Господь наш Иисус Христос начали свою проповедь призванием людей к покаянию. Об Иоанне Предтече евангелист Марк говорит так: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк.1:4–5 ). Но покаяние в ветхом завете не было таинством, оно не очищало человека от грехов, а только отвращало от него гнев Божий. Как таинство, спасительное для человека, покаяние было установлено Господом Иисусом Христом. Сначала Он обещал Апостолам дать власть прощать грехи. Елика аще свяжете на земли, говорил Он, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена, на небесех ( Мф. 18:18 ). По воскресении же Своем действительно дал им сию власть, когда сказал: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). Отсюда видно, что Сам Господь дал власть Апостолам прощать грехи силою Духа Святого. От Апостолов эта власть перешла к их преемникам – епископам и священникам. Следовательно, епископ и священник преподают кающемуся разрешение от грехов невидимою силою Духа Святого по праву, данному им Самим Господом Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Проповедь о Христе – «Слово Крестное». Так называет проповедь о Христе и о спасении в Нем великий Апостол языков св. Павел, прошедший с проповедью о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых все страны тогдашнего культурного мира – Переднюю Азию и Европу. «Слово крестное«, говорит он в своем первом послании к Коринфянам,  «погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть»   ( 1Кор. 1, 18 ) и заключает:  «иудее знамения просят, и эллины премудрости ищут: мы же проповедуем Христа распята: иудеем убо соблазн, эллином же безумие, самим же званным иудеем же и эллином Христа, Божию Силу и Божию Премудрость»  ( 1Кор. 1, 22–24 ). На кресте Христос  «пригвоздил рукописание грехов наших»,  как всегда неизменно учила и доселе учит истинная Церковь Христова (см. Колос. 2, 14 ). Дело спасения и искупления рода человеческого от греха, проклятия и смерти совершено ничем иным, как именно драгоценною Кровию Христовою, истинного Агнца Божия, пролитою за нас на кресте. Об этом ярко и сильно свидетельствует Священное Писание, утверждающее, что  самая Церковь Христова «приобретена Им Кровию Своею»   ( Деян. 20, 28 ) и что мы с тех пор  «получаем оправдание... искуплением во Христе Иисусе, Котораго Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания Правды Его в прощении грехов, соделанных прежде»   ( Рим. 3, 25 ). Мы искуплены, как учит св. Апостол Петр, «не тленным серебром или золотом», «но  драгоценною Кровию Христа, как непорочнаго и чистаго Агнца»   ( 1Петр. 1, 18–19 ). Мы  «оправданы Кровию Его»,  как учит св. Апостол Павел, ибо «будучи врагами,  мы примирились с Богом смертию Сына Его»  ( Римл. 5, 9–10 ). «Мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов», как учит св. Апостол Павел в другом своем послании ( Ефес. 1, 7 ). Во Христе  «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов»  ( Колос. 1, 14 ) и примирены с Богом «Кровию Креста Его»  ( Кол. 1, 20 ). Христос  «омыл нас от грехов наших Кровию Своею», свидетельствует и возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов ( Апок. 1,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО) Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым о прощении Никита Филатов Прощение – необходимая составляющая духовной жизни христианина. Мы уповаем на прощение Господом наших грехов, молим об этом; нам заповедано прощать обиды, нанесенные нам вольно или невольно, и самим просить прощения у тех, кого мы задели, против кого совершили нечто дурное или даже просто о ком-то плохо подумали, кого-то осудили. Но человек слаб, и прощать получается не всегда. Что уж говорить об испрашивании прощения! Как быть, если обида не забывается? И почему тебя мучит грех, за который ты попросил прощения и который исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу? Об этом мы и беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым . – Отец Валериан, спасибо за возможность встретиться с вами, задать вопросы, поговорить о насущных проблемах, которые волнуют очень многих. Сегодня хотелось бы коснуться темы прощения обид. Ведь каждый из нас сталкивается с этим ежедневно. Так что такое прощение? Почему оно так важно для нас? – Что такое прощение? Это когда человек раскаивается в том, о чем просит прощения, а тот, кто прощает, забывает об этом навсегда. – И не напоминает больше? – Навсегда – и всё. Поэтому, поскольку мы все невольно согрешаем в разной степени, Сам Господь дал нам пример молитвы, которая включила слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Собственно говоря, это и есть самое главное, что проповедует Евангелие. С чего начал свою проповедь Иоанн Предтеча ? «Покайтесь!» С чего начал свою проповедь Сам Господь? «Покайтесь!» С каким напутствием Господь послал апостолов на проповедь? «Проповедуйте Евангелие покаяния и отпущения грехов во всех языцех». В Евангелии это прямо так и сказано: «Если отпустите каждый из вас ближнему своему согрешения его, Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваши» – простит вам согрешения ваши.

http://pravoslavie.ru/91425.html

Дональд Ферберн (протестант) Скачать epub pdf Глава 9. Путь к вере. Приобщение к Сыновним отношениям с Отцом Я надеюсь, что к этому моменту читатель смог увидеть, что в понимании ранней церкви христианское спасение заключалась не только в прощении грехов. Грех – это пропасть, которая разделяет нас с Богом, в то время как смерть Христа, воплотившегося Божьего Сына, стала нашей заместительной жертвой. Благодаря смерти Христа мы можем получить прощение грехов, которое служит обязательным условием христианской жизни, все же далеко не исчерпывает полного значения христианского спасения. Поэтому, переходя от главной темы искупления к теме, что значит быть христианином, мы должны рассматривать прощение грехов, как и другие последствия спасения, в свете главной идеи христианства, любви между Отцом и Сыном. Как мы уже видели, в Евангелии от Иоанна главным образом показана связь между жизнью Христа и нашей жизнью. Следующие отрывки наилучшим образом подчеркивают это: Ин.1:12  («А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими») и Ин.20:31  (где главная цель всего повествования о Христе состоит в том, «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его»). В обоих отрывках упоминается о нашей вере во Христа, а во втором эта вера связывается с принятием Христа. К тому же в этом отрывке поясняется, что наша вера (принятие) во Христа превращает нас в детей Божьих и дает нам жизнь во имя Божьего Сына. Отцы церкви учили тому, что принимаемая нами жизнь – Божественна по своей природе и описывали приобщение к ней с помощью словатеозис. Кроме этого, согласно тому направлению патристической мысли, которое я считаю наиболее библейским и последовательным, эта Божественная жизнь отражает взаимоотношения Сына со своим Отцом. Будучи соучастниками этой Божественной жизни, мы приобщаемся к сыновству Иисуса, то есть становимся чадами Божьими. Быть спасенным – не означает просто получить прощение, хотя это тоже часть спасения; на более глубоком уровне это означает стать приемным чадом Бога и приобщиться к взаимоотношениям, которые извечно были между Сыном и Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010