Это скорее – неуспевшие еще стереться следы ненатуральных и грубых разделений, напоминающих неправильный и грубый раскол камня, при котором трудно бывает определить к какой из двух вновь образовавшихся половин принадлежит тот иди другой осколок. Кроме того, приведенные у Нестле примеры касаются греческого текста и не имеют отношения к обычаям еврейских переписчиков, представлявших совершенно отдельный институт, руководившийся совершенно особенными преданиями. – Возвращаясь к сделанному Деринбургом объяснению Иосифова выражения δο βιβλα, мы должны сказать, что оно страдает противоположным недостатком: обычай еврейских переписчиков – заполнять остающееся в строке место, недостаточное для помещения в нем целого следующего слова, повторением отдельных букв одного из соседних слов – переносит на переписчиков греческого текста, которым этот обычай был совершенно излишним, так как они не били связаны, как были еврейские переписчики, запрещением разбивать слово на части перенося его из одной строки в другую. 21 Мы уже окончили настоящую статью, как получили новое исследование Блоха: Die Quellen des Flavius Josephus in seiner Archeolagie, 1879, в котором между 50-ю предполагаемыми источниками Иосифа Фл. не поставлена израильская летопись, как отдельный источник, и те места его археологии, для которых нельзя указать основания ни в библии, ни в мидрашах, сохранившихся до нас, ни в талмудах, поняты только как экзегетические толкования вавилоно-палестинского происхождения (стр. 52). Но документальное толкование исторических книг необходимо должно основываться на особенных исторических же источниках. Если, по мнению самого Блоха, Иосиф Фл. для написания своей археологии перерыл всю свою отечественную литературу, с которою он был близко знаком еще с очень молодых лет, если для объяснения библейских событий Иосиф обращался ко всевозможным иностранным летописям и был так счастливь в своих исканиях (напр. в тирском архиве нашел подлинную переписку царя Хирама с Соломоном); то мог ли он не поискать государственной израильской летописи, к которой отсылала историка сама библия. В кн. прот. Аппиона 1, 10 Иосиф Фл. сам возмущается против тех, которые находили в его сочинении нечто не основанное на документах. Читать далее Источник: Олесницкий А.А. Государственная израильская летопись, или книги царей херема//Труды Киевской Духовной Академии. 1880. 5. С. 3-83. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Судя по содержанию и языку, все думают, что эта книга — произведение египетского иудея и написана в Александрии, так как обнаруживает знакомство с этим городом и жизнью евреев в Египте (3Мак.4 и 7 глл.). Личность писателя вполне неизвестна. Время его жизни определяют преимущественно по цели его произведения: ободрить иудеев и предотвратить их уныние в ожидании — и после — вступления языческих правителей в святилище Иерусалимского храма. Преимущественно указывают два таковых случая: вступление Помпея (64 г. до Р.Х.) и Калигулы (40 г. по Р.Х.) с их вещественными знаками, знаменами римскими и столбами-статуями. Конечно основание — не особенно крепкое и непоколебимое, так как цель эта самими же учеными приписывается писателю рассматриваемой книги. А он сам желал лишь изложить повод для обще-иудейского праздника и устройства памятника (3Мак.7:18). Свидетельства о существовании этой книги появляются не рано, уже в христианской литературе: в 85 Апостольском правиле упоминаются «три книги Маккавейские,» затем Феодорит определенно говорит о том, чему «учит нас третья Маккавейская книга» (Толк. на Дан. XI:7), в Синопсисе Афанасия она упоминается, но как «спорная — αντιλεγμενα,» у Никифора, патр. Константинопольского, также к спорным отнесена (Stychom. M. 100, 105). Иосиф Флавий не знал ее и аналогичное событие — гонение на египетских иудеев приписывает другому царю, Птоломею Фискону (Прот. Аппиона. Дополн. 2, 5). У иудеев она не известна и не сохранилась ни в хагадических, ни в мидрашистских, ни в таргумических памятниках. Остается, стало быть, думать, что к эпохе появления христианских памятников эта книга уже существовала, появившись может быть во II в. до Р.Х. Общепризнанно в современной ученой литературе, что начало книги утрачено, потому что в 1 главе (1—2 стт.) есть ясные ссылки на него и «недоумения».    Об историческом авторитете этой книги современные западные ученые очень невысокого мнения, которое не чуждо и древности и русским богословам. Еще христианский историк Филосторгий отвергал историчность этой книги в ее повествованиях о чудесах (Fotius.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

прот. Аполлинарий Ковальницкий Содержание I. Древности Иудейские Потоп Долгая жизнь людей перед потопом Вавилонская башня Авраам Сыновья Авраама от Хеттуры Голод в царствование Клавдия Хирам и Соломон О засухе во времена Ахаава Нападение Салманассара на Сирию Навуходоносор Александр Македонский Иисус Христос Иоанн Креститель Смерть Ирода Иаков, брат Иисуса Христа II.     Иудейский историк Иосиф Флавий родился в 37 г. от Рождества Христова в Иерусалиме, происходил из священнического рода, принадлежал к секте фарисеев, от природы был одарен богатыми способностями и был человеком довольно образованным. В 66-м году от Р. Хр. принимал участие в возмущении против римлян; ему удалось сделаться правителем Галилеи; скоро он пришел к мысли образовать но­вое возмущение. В 67 г. по Рожд. Хр., при покорении крепости, называемой Иосафат, он был взят в плен римлянами, но, как человек образованный, Иосиф пользовался особым благоволением императоров Веспасиана и Тита. После разрушения Иерусалима он с Титом отправился в Рим, где, по всей вероятности, умер в 95 г. от Р. Хр. и где написал свои главные сочинения, именно: 1) «Об Иудейской войне» 7 книг (De bello judaico). Это сочинение сначала было написано на еврейском языке, а потом самим автором было переведено на язык гре­ческий. 2) «Иудейские древности» 20 книг (Autiquitatum judaicum libri 20). Эго история Иудеев с древнейших времен до 66-года по Р. Хр. 3) две книги против Аппиона Александрийского (Contra Appionem). Книги Иосифа Флавия причисляются к источникам библейской археологи. Иосиф, подобно другим писателям языческим и иудейским, нарочно избегал упоминания о христианах, хотя, нет сомнения, знал о них очень хорошо. Это молчание в книгах «Об Иудейской войне» объясняется тем, что Иосиф тогда был историком, обязанным удовлетворять вкусу римлян; он был несчастным льстецом, зашедшим в своем лицемерии так далеко, что Ветхозаветтные пророчества о Мессии относил к Веспасиану. И. Флавий писал свое произведение соответственно мысли и желанию императора: он сам в этом сознается, когда говорит (Жизнь с. 65), что император Тит утвердил его сочинение, как истинное, своею собственною подписью. Ирод Агриппа написал 65 листов в доказательство достоверности слов Иосифа Флавия. Тит не любил, чтобы ему напоминали о ненавистных христианах, и это было для И. Флавия достаточным побуждением к тому, чтобы о них совершенно умалчивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

56 August. Орег. edit. Mign. t. V, pars 2, col. 2412. По учению православной церкви, ветхозаветные праведники получили благодать Христову при сошествии Христа в шеол. 59 В новом завете (в Откровении) как религии духа, напротив, почти опускается обрядовая сторона, и все внимание обращается на духовную сторону религии. 60 Нужно помнить, что главным готовым материалом, из которого Моисей под руководством Божьим создал обрядовый закон, были все-таки не те формы и обряды, которые он заимствовал из культов языческих народов, а преимущественно те обряды и обычаи, которые еще прежде него существовали в зародыше у предков евреев и вообще истинных поклонников Бога в патриархальном мире. 66 См. св. Иоанн Златоуст . Беседы. VI на Матф.; его же слово IV против иудеев; св. Иринея Лионск. Против ересей. Кн. IV, гл. XV; Origen. in Numer. Homil. XVII, 1; Theodoret Graecar. affectat cural Serm. X; блаж. Иероним Толков. на Иерем. VII, 21 23; Terlull. Advers. Marcion. lib. II. с. XVIII; св. Кирилл Алекс., Твор. ч. III, 214. 67 См. «Установления ветхозав. церкви и христианские, для которых первые служили образами» прот. Дебольского. – Сиб. 1861 г. 69 Мысль, что еврейский народ и религия есть самые древние, вполне самостоятельные и ниоткуда ничего не заимствовавшие, напротив, послужившие примером и источником заимствований и подражаний для других народов и религий, проникает вообще все сочинения Иосифа Флавия и особенно его «Две книги против Аппиона» (см. для прим. 2-ю кн. в перев. 1818 г., стр. 400–419; 422–423). В новое время этот взгляд был повторен в первый раз в XVII в. Гер. Воссием (в соч. De mheologia gentili s. de origine ac progressu idolalriae), а после него Дилгерром (в сочин. De αοξηλα gentilium) и доведен до крайности французским епископом Дан. Гюртом (в соч. Demonstratio euangelica). 70 В первой форме это второе мнение об отношении обрядового закона к языческим культам развито Гёрресом в его «Истории мифов восточного мира»; второе же – редакция его (пантеистическая) представлена Фатке – в соч. «Библейское богословие и ветхозаветная религия». Подробнее об основаниях теорий Гёрреса н Фатке см. Археолог. Кейль, ч. I, стр. 80.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

la Medie. Он указывает путь движения по I-мy фаргарду Вендидад-Заде. 681 См. Герод. I, 95–103 и заметки в Раулинсоновом Геродоте; в Ancient Monarchies: Media. Деиок должен быт отнесен к 850 году до Р. Хр. 682 Их считают частью Туранцами, но частью и родными братьями Пелазгов и Греков, оставшихся в степях южной России. См. моего Promethée, рр. 42, 62 и др. 685 См. выше ст. 6. О слиянии погибели Иерусалима, как прообразования с великим последним днем см. Mф. XXIV-XXV ; Марка XIII, Луки XIII, и XXI. Ср. в нашем толков. Еванг. Иоанна Богослова ч. I, стр. 161 подстр. примечание. 686 В Слав. ст. 10 гов.: „Звезды бо небесныя и Орион и все украшение небесное света своего не дадят“. 695 См. превосходные примечания в изданном Раулинсоном Геродоте и Essay III в I томе. См. Appendix р. 388 sq. Ed. of 1875. 697 См. Страбона XV, III, § 12. Эта страна Елам называлась также Сиссия; ср. у Геродота III, 91 и примечания у Роулинсона. 698 Menant Annales des rois d’Assyrie (ed. de 1874). v. Sarkin: pp. 167, 181. Ассирия никогда не покоряла, впрочем, всей Мидии. Хотя часть ее была занята Саргоном, но в надписях сына его Сеннахерима и внука Ессархадона говорится о депутациях от дальних частей Мидии, о которых прежние цари не слыхали. См. Роулинсона Media, v. II of the Ancient Monarchies p. 381. См. также в Annales, изданных Menant p. 244. Assur-Akhi-Addin. 700 О легендах Издубара см. хороший отчет Делича в Chaldâishe Genesis; ср. Ленормана в les premières Civilisations; у Дж. Смитта, у Фаукса и у мн. др. Мы в скульптурах Ассирии несомненно имеем воспоминания и о древе жизни, которому молятся цари. (См. Роулинсона рисунки и отделы, под рубрикой: Religion в Assyria, Babylonia и Chaldea). 701 Софония пророчествовал позже Исаии около 640 года, лет за 30 до гибели Ниневии (606 до Р. Хр.). 703 См. Ker Porter’s (1817–20) Travels vol. II; см. Роулинсона Геродота v. II, Essay IV, § 4 in the Appendix to Herod. III. См. Layard’s Nineveh and Babylon, chapt. XXII, etc. 704 Это нам известно из фрагмента Бероза под 14, который приводится Дж. Роулинсоном в Библ. Слов. Смитта (sub. v. Babylon) и в его Ancient Monarchies. Самый отрывок см. в Cory’s Fragmenta р. 68 ed. of. 1876, со ссылками на Фл. Иосифа прот. Аппиона (I, 20) и Евсефия (Praep. X). Читать далее Источник: Священная летопись/Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В те времена первым в Аргосе правил Инах, 50 лет. Его дочерью была Ио, которую египтяне почитают под именем Изиды. 2238 г. (­ 1713 г. до Р.Х.) Иаков, когда ему было 130 лет, спустился в Египет в числе 70 душ. В те времена Аписом, царём Аргоса, в Египте был основан Мемфис. А Спартоном, сыном аргосского царя Форонея, была основана Спарта. 2453 г. (­ 1498 г. до Р.Х.) Времени же, в которое сыны Израилевы пребывали в Египте, было 430 лет, по прошествии которых всё воинство Господне в тот же день ушло из земли Египетской, как свидетельствует книга Исхода; хронографы же считают общее число этих лет от 75-го года рождения Авраама, когда он пришёл в землю обетованную, следуя изданию 70 толковников, которое говорит: «Времени же, в которое сыны Израилевы пребывали в Египте и в земле Ханаанской, как они сами, так и их отцы, было 430 лет. То, что этому по необходимости надо следовать, показывает и истинное предание евреев, которое говорит, что Кааф, сын Левия, который, как известно, родился в земле Ханаана, жил 133 года, сын его Амра, отец Моисея, жил 137 лет, а самому Моисею во время исхода из Египта было 80 лет. Ибо несомненно, что иначе общее число 430 лет просто не могло бы исполниться. С их переводом согласен также апостол, когда говорит: «Аврааму даны были обетования и семени его; не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как об одном; «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета, утверждённого Богом, закон, явившийся спустя 430 лет, не отменяет и не уничтожает обетования отцов». 2493 г. (­ 1458 г. до Р.Х.) Моисей правит в пустыне выведенным из Египта народом Израилевым 40 лет, из которых в первый год он поставил шатер Господу и, завершив работу за семь месяцев, возвёл его в первый день первого месяца второго года. «До этого времени, – как упоминает Евсевий, – пять книг Моисея охватывают, согласно толкованию 70 старцев, деяния 3730 лет». А о том, сколько лет это времени содержит истинное предание евреев, упоминает в первой книге против грамматика Аппиона Иосиф: «У нас нет бесчисленного множества книг, к тому же расходящихся между собой, но есть только 22 книги, которые охватывают историю всех времён и по справедливости считаются боговдохновенными. Из них пять принадлежат Моисею и включают в себя законы жизни и историю человеческого рода до времени самого Моисея. Этот период охватывает чуть менее 3000 лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

– Что же касается до этого вопроса, – продолжал член присутствия, – то он имеет историческое значение и опирается на довольно веский факт. Известно, что евреев еще во времена дохристианские обвиняли в употреблении крови детей. Это видно из слов иудейского историка Иосифа Флавия против греческого писателя Аппиона. Затем обвиняли евреев в употреблении христианской крови с религиозною целью в средние и новейшие века, говорили, что они ее употребляют в «мацот» – опресноки, примешивают ее к вину, которое каждый еврей пьет в первые два вечера пасхи и для других целей, следовательно, такое обвинение возможно. Я уважаю каждое историческое сказание (нам говорили, что член этот был знаменитый наш историк Костомаров, находившийся тогда в Саратове). – Признаюсь вам, – сказал я, что такого исторического сказания, греческого писателя Аппиона, я не знаю и ничего подобного не читал. – Очень жаль, – возразил К...., – что не знаете, потому-то и представляется вам вопрос об употреблении христианской крови странным. – Но я знаю Божественную историю, она ничего такого не передает, а человеческие сказания, хотя бы они были исторические, могут быть ошибочны. – Вот какого профессора, – сказал Председатель, – прислали к нам! Так вы отрицаете все, – обратился он ко мне, – и уверяете, что ничего не знаете о существовании у евреев обряда, в котором могла быть употребляема христианская кровь? – Не знаю. – Трудно как-то верится, чтобы вы, будучи иудейским законником, не знали того, что мне известно. Я узнал от одного ученого крещеного еврея, что в первые два вечера пасхи евреи воспоминают, и не раз, о крови, говоря: «дам» – кровь; об этом говорится в пасхальном уставе, изложенном раввинами; а если есть уже в раввинском творении намек на кровь и об этом читается в самый священный час пасхального вечера, то очень возможно и употребление оной. – То – то не возможно! Что евреи при совершении пасхального обряда упоминают о крови (дам), то это знает каждый еврейский мальчик, обязанный участвовать в вечерней пасхальной трапезе, но это ровно ничего не доказывает, что евреям необходима христианская кровь для совершения пасхального обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

—382— schim 30 а ). Филон замечает, что «из писаний Моисея, не смотря на их глубокую древность никто не решился (и не решается) ни одного слова отнять или изменить, или к ним прибавить» (Eusebius, Praepar. Ev. VIII, 6). И. Флавий распространяет подобную строгость на все ветхозаветные книги (Против Аппиона 1, 8). За тщательность хранения св. текста в это время говорят и упоминаемые в талмуде критико-текстуальным замечания и правила, относимым учеными ко времени с 4 в. до Р.Х. до 2 в. по Р.Х. Таковы счисления букв и слов в разных книгах св. Писания, замечания, известным под названием ittur soferim (опущение буквы вав в некоторых случаях), ticcun soferim (исправление некоторых неудобных выражений), keri и ketib (соответствующие нашим опечаткам), правила об особенном начертании некоторых букв (majusculae, minusculae, suspensae litterae) и др. Что св. текст, бывший в употреблении с 4 в. до Р.Х. до 2-го Р.Х., существенно сходен с современным еврейским текстом, об этом с несомненностью свидетельствует существенное сходство с ним пятокнижия самаританского, всех древних переводов: LXX, Акилы, Симмаха, Феодотиона, Пешито, Таргумов, а также цитат Филона, И. Флавия и Нового Завета. И из существующих сравнительно незначительных разночтений между современным подлинником и древними переводами наибольшая часть по общему признанию ученых была допущена переводчиками намеренно, с целью пояснить текст, или ненамеренно благодаря разнообразным ошибкам переводчиков и переписчиков. В третий период истории св. текста с 3 в. по 6 в. заботы о хранении подлинного текста еще увеличились. В талмуде появился целый ряд правил относительно переписки св. рукописей с указанием размера полей рукописи, известного начертания букв, деления слов и букв и мн. др. Находимые в талмуде разночтения и отступления от современного еврейского текста объясняются тем, что выдержки из писания приводились раввинами иногда по памяти и намеренно в перифрастической форме. 4-й период истории св. текста с 7 в. по 10 в. обнимает время деятельности мазоретов. Сущность мазоры И. Буксторф определил так: «мазора есть критическая доктрина,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Диагор был афинянин, но вы его наказали за то, что издевался над таинствами афинскими; и, однако, читаете его фригийские книги, а нас ненавидите. Вы сохраняете толкования Льва и не терпите обличений от нас; вы имеете у себя мнения Аппиона о богах египетских, а нас изгоняете, как крайних безбожников. У вас показывают гробницу Зевса олимпийского, хотя некто говорит, что критяне лгут. Собрание множества богов есть ничто. И хотя Эпикур, презритель их, отправлял священные обязанности к ним, но я не буду скрывать пред правителями то понятие, какое я имею о Боге и Его владычестве над всем. Зачем ты советуешь мне лгать насчет моего верования? Ты говоришь, что презираешь смерть; зачем же убеждаешь меня избежать ее хитростию? У меня не оленье сердце, а ваши речи походят на болтовню Ферсита. Как я поверю тому, кто говорит, что солнце есть огненная масса, а луна (другая) земля? Это словопрение, а не раскрытие истины. Не безрассудно ли верить рассказам о Геркулесе в книгах Геродота, в которых говорится о высшей земле, с которой будто бы упал лев, убитый Геркулесом? Что пользы в аттической речи, философских соритах, силлогистических доказательствах, в измерении земли, расположении звезд и обращении солнца? Заниматься подобными вопросами свойственно человеку, который налагает на себя мнения, как законы. 28. Поэтому я отверг и ваши законоположения. Должен быть один и общий для всех образ жизни. А теперь, сколько городов, столько законодательств, так что одни почитают гнусным то, что, по мнению других, прекрасно. Так эллины признают незаконным брачное сожительство с матерью, а у персидских магов это почитается прекрасным установлением; педэрастия осуждается варварами, но она пользуется особым преимуществом у римлян, которые стараются собирать стада мальчиков, на подобие коней пасущихся. 29. Когда я увидел все это, когда ознакомился с мистериями, исследовал различные виды богопочтения, совершаемые людьми женоподобными и гермафродитами, когда и у римлян нашел, что Зевс Латиар услаждается человеческою кровию и человекоубийцами, что Артемида недалеко от великого города занимается подобными же деяниями, и что во многих других местах тот или иной демон служит причиною злодейств: тогда я углубился в самого себя и исследовал, каким образом могу найти истину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/559/...

А когда случалось есть его, употребляли вместе с ним в пищу толченый иссоп, чтобы при помощи его переварить сравнительно тяжелую пищу. Масло кушали только с овощами, но и то в малом количестве, для устранения позыва на рвоту, и для смягчения жесткости вкуса. Что скажу я, замечает он, о пернатых, когда они удалялись от яиц и молока, как от мяса. Об одном они говорили, что то жидкое мясо, о другом – что то кровь, изменившая цвет. Постель их была плетеная из листьев пальмы, которую они называют baias: вместо подушечки под голову они ставили на земле скамеечку, покатую и скошенную на одну сторону, проводя в воздержании от пищи по два и по три дня. Телесные влаги, которые рождаются от недеятельности и пребывания в одном месте, они иссушали чрезвычайною умеренностью образа жизни. Иосиф, во второй истории плена иудейского, в восемнадцатой книге Древностей и в двух книгах против Аппиона, описывает три иудейские секты: фарисеев, саддукеев и ессеев. Из них он превозносит последних чрезвычайными похвалами за то, что они всегда воздерживались от жен, вина и мяса и ежедневный пост обратили в природу. О жизни их издал особую книгу и ученейший муж Филон. Неант Цизический и Асклепиад Кипрский писали, что в тот век, когда на Востоке царствовал Пигмалеон, мясо в пищу не употреблялось. Евбул, изложивший историю Митры во многих книгах, рассказывает, что у персов есть три рода магов, из коих первые, самые ученые и красноречивые, не употребляют в пищу ничего, кроме муки и овощей. В Элевзисе считается обычным воздерживаться от птиц, рыб и некоторых плодов. Бардесан, муж вавилонский, разделил индийцев гимнософистов на две секты, из коих одну назвал брахманами, другую саманеями: они соблюдают такое воздержание, что питаются только плодами деревьев, растущих у реки Ганга, или общенародною пищею из риса или муки; и когда царь приходит к ним, то творит им поклонение, и полагает, что мир его области зависит от их молитв. Еврипид рассказывает, что оракулы Юпитера на острове Крите воздерживаются не только от мяса, но и от вареной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001   002     003    004    005    006