Но если же он видел, что человек смущается, тут же замечал: «Это я о себе говорю»». Лидия (г. Таганрог): «Сидим раз все на полу возле отца Виталия. Батюшка обращается ко мне: «Мать Лидия, ад-то разный бывает: то посадят в огонь, то сразу в лед». А потом вдруг как закричит: «Бейте меня!» Тут я поняла, что ведь это я так кричу на свою маму – как огонь разгорячусь, замахаю руками, а потом сразу остыну и разговариваю с ней ледяным тоном. Вот Батюшка меня и обличил». «Сидим раз все на полу возле отца Виталия. Батюшка обращается ко мне: «Мать Лидия, ад-то разный бывает: то посадят в огонь, то сразу в лед». А потом вдруг как закричит: «Бейте меня!» Тут я поняла, что ведь это я так кричу на свою маму – как огонь разгорячусь, замахаю руками, а потом сразу остыну и разговариваю с ней ледяным тоном. Вот Батюшка меня и обличил». Монахиня А.: «Батюшка никогда нас прямо не обличал, хотя ему были открыты все наши грехи. «Я, Венедикт, – говорил он мне, – пью и ем яко кабан, сплю яко медведь, одеваюсь яко павлин. А вот ты, Мотя, правильно делаешь – читаешь 150 раз «Богородице Дево радуйся», молишься, берешь у папы благословение, целуешь ему руки. Так помолись за грешного Венедикта, чтобы и он так делал». Я краснею, бледнею, затем плачу и кидаюсь ему в ноги: “Батюшка, простите!«». «Батюшка никогда нас прямо не обличал, хотя ему были открыты все наши грехи. «Я, Венедикт, – говорил он мне, – пью и ем яко кабан, сплю яко медведь, одеваюсь яко павлин. А вот ты, Мотя, правильно делаешь – читаешь 150 раз «Богородице Дево радуйся», молишься, берешь у папы благословение, целуешь ему руки. Так помолись за грешного Венедикта, чтобы и он так делал». Я краснею, бледнею, затем плачу и кидаюсь ему в ноги: “Батюшка, простите!»». Когда отец Виталий проводил общую исповедь в храме, он вставал на колени перед исповедником и со слезами начинал каяться в его грехах, переживая их как свои собственные: «Я, грешный Венедикт, не почитаю родителей, пью водку, мужу изменяю…» Глубина его покаяния вызывала ответное чувство. У людей в душе все переворачивалось, слышались рыдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По приказу Декия святого Неофита бросили на растерзание диким зверям, но ни медведь, ни медведица, выпущенные на арену цирка, не тронули юношу. Когда выпустили на арену голодного льва, за пять дней до того пойманного в пустыне, лев подполз к ногам Святого и стал лизать их. Узнав льва, который уступил ему некогда свою пещеру, святой Неофит приказал ему, не трогая никого, вернуться в нее. С устрашающим рычанием лев вырвался из цирка и убежал из города. Разъяренный правитель, видя свое бессилие, приказал пронзить сердце святого мученика копием (†ок. 303–305). Мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила Пострадали в царствование императоров Диоклитиана и Максимиана (284–305). Надеясь переждать ожесточенные гонения, воздвигнутые на христиан, они удалились в Трапезундские горы. Преследуемые отрядом воинов, они были схвачены и приведены в Трапезунд к правителю Лисию. На требование принести жертву языческим богам все четверо ответили решительным отказом, проявив непреложную верность Христу. Пытки не смогли их сломить, и, ничего не добившись, палачи обезглавили всех четверых мучеников. Святые приняли мученическую кончину в начале IV века. Празднование Пресвятей Богородице ради чудотворныя иконы Ея Ватопедския «Отрада, или Утешение» НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры и Слава святаго. И ныне, глас 6: Устрашив сущих в Ватопеде наказанием,/помиловал еси, Владыко, рабы Твоя,/спасши их от убийственных рук разбойников/заступлением Пресвятыя Твоея Матере./Буди убо и на нас милость Твоя, Господи,/и путь неправды отстави от нас,/настави же на стезю заповедей Твоих/Богородицею, Едине Человеколюбче. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: В ведении и неведении/согрешаем присно/Тебе, Дево, и Богу,/но не лиши ны, Пречистая,/заступления Твоего, Богородице. Стих: Помяну имя Твое/во всяком роде и роде. Умоли Сына Твоего/помиловати зде рабы Твоя/и на будущем Суде Его/и муки изми ны/Твоим, Владычице, предстательством.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Доверие Доверяя матери, ты получаешь утешение, Доверяя отцу, ты получаешь мудрый совет, Доверяя Истине, ты получаешь опору в жизни. Доверяя самому себе, ты доверяешь своему врагу. 93. «…Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.» (Пс. 26:10). Надежда Надеешься на родителей, – они не вечны, Надеешься на друзей, – они не надежны, Надеешься на семью, – она не прочна. Только Истина никогда не оставляет человека. 94. «…Они наслаждаются обманами своими…» (2Петр. 2:13). Мечтатели и практики Мечтатели никогда не становятся практиками, Практики никогда не бывают мечтателями. Порабощенные фантазиями никогда не достигнут истинной цели, Стремящиеся же к истинной цели не могут жить в мире фантазий. 95. «Слово Твое оживляет меня.» (Пс. 118:50). Держаться за Истину Если будешь держаться за молодость – не удержишь, Если будешь держаться за благополучие – не убережешь, Если будешь держаться за счастье – не сохранишь. Если будешь держаться за Истину – все остальное само будет держаться за тебя. 96. «Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.» (Ин. 12:39). Туристы и медвед ь По горной тропе шла небольшая группа туристов. Двое из них, шедшие впереди, увидели медведя, копающегося на лугу, и замерли от испуга. Остановилась и вся группа. Медведь, заметив людей, опрометью кинулся в сторону ближайшего леса и спрятался в кустах на опушке. Оттуда, время от времени, доносилось его недовольное ворчание. Туристы, которые шли последними, стали спрашивать: «Что там такое? Что случилось?» Им ответили: «Медведь пробежал перед нами и сидит в кустах неподалеку. Слышите его ворчание?» Сзади послышались насмешливые голоса: «Какой там еще медведь? Это гром». – «Если вы думаете, что это гром, – отвечали видевшие медведя, – то можете проверить, кто сидит вон в тех кустах». – «Нет, нет, – ответили задние. – Давайте лучше побыстрее уйдем отсюда».

http://isihazm.ru/1/?id=122

– Пришел лев, лег подле меня и согревал собою » гл. 167, с. 396–397] Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский По пути в ссылку владыка был выброшен из вагона поезда. «Стояла снежная зима. Мороз пробирал до костей сквозь изношенную рясу. Чувствуя, что начинает замерзать, митрополит стал читать себе отходную. Вдруг видит: к нему приближается что-то большое и темное, всмотрелся – медведь . «Загрызет», – мелькнула мысль, но бежать не было сил, да и куда? А медведь подошел, обнюхал сидящего и спокойно улегся у его ног. Теплом повеяло от огромного зверя и полным доброжелательством. Он заворочался и, повернувшись к владыке брюхом, растянулся во всю длину и захрапел. Долго колебался владыка, глядя на спящего медведя, потом не выдержал сковывающего холода и лег рядом с ним, прижавшись к теплому брюху. Лежал и то одним, то другим боком поворачивался к зверю, чтобы согреться, а медведь глубоко дышал во сне и обдавал его горячим дыханием. Когда начал брезжить рассвет, митрополит услышал далекое пение петухов. «Жилье близко», – мелькнула радостная мысль, и он осторожно, чтобы не разбудить медведя, встал на ноги. Но тот поднялся, встряхнулся и вразвалку побрел к лесу» [XIV]. 4.2. Птицы небесные приносят пищу Святым Проявляя заботу об угодниках Своих, Всемилостивый Господь не раз питал их чудесным образом, заставляя птиц служить Святым. Самым, наверное, известным примером такого Божьего попечения о верном рабе Своем является библейское повествование о святом пророке Илье, пищу которому доставлял ворон. 3 Книга Царств, гл. 17 2. И быстъ глагол Господень ко Илии: 3. Иди отсуду на восток и скрыйся в потоце Хорафа прямо лицу Иорданову; 4. и будеши пити от потока воду, и враном заповедах препитати тя тамо. 5. И сотвори Илия по глаголу Господню, и седе при потоце Хорафове прямо лицу Иорданову. 2. И было к нему слово Γοподне: 3. пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; 4. из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. 5. И пошёл он и сделал по слову Господню; пошёл и остался у потока Хорафа, что против Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

9–11а. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, – озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми – как мертвые. Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби. (Того ради отступи от них суд, и не постигнет их правда: ждущым им света, бысть им тма, ждуще зари во мраце ходиша. Осяжут яко слепии стену, яко суще без очес осязати будут, и падутся в полудни яко в полунощи, яко умирающе возстенут яко медведь, и яко голубь вкупе пойдут). Ради того, что пути народа крайне испорчены (ст.7–8), отступил от них суд Божий, не постигает их правда, т.е., им нет оправданий и спасения: они ждут света – счастья, а продолжается тьма – бедствия всяческие; ожидают хотя бы первых проблесков света – зари, нет того, продолжается ночь. А во мраке они блуждают с постоянной опасностью и тревогой за собственную жизнь, руководствуясь не зрением точным, и не верным осязанием, т.е. не светом Закона Божьего, а чувством и влечением своей плоти. А потому, наконец, они падают и в полдень, как в полночь, т.е. неожиданно умирают и среди всех благ жизни, как бы среди гибельных лишений. В виду неотразимой гибели, сами погибающие, перед смертью, будут стонать то громким и резким ревом, как медведь при последнем издыхании оглашает холмы и дубравы глухим стоном, то нежным и тихим рыданием, как голуби над разоренным гнездом в дождливый и холодный вечер. Так, и сильные мужчины, и слабые женщины равно будут беспомощны и, сходясь вместе, с болью сердца, восплачутся о своей неминуемой гибели. 11б-13. Ожидаем суда, и нет его, – спасения, но оно далеко от нас. Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. (Ждахом суда , и несть, спасение далече отступи от нас. Много бо беззаконие наше пред Тобою, и греси наши противу сташа нам: беззакония бо наша в нас, и неправды наша уразумехом. Нечествовахом и солгахом и отступихом от последования Бога нашего: глаголахом неправду и не покорихомся, во утробе зачахом и поучихомся от сердца нашего словесем неправедным).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«– Да неужто и у них (то есть у зверей) Христос?» – спрашивает юноша в рассказе старца Зосимы, в «Братьях Карамазовых». «Как же может быть иначе, говорю ему, ибо для всех Слово, все создание и вся тварь, каждый листик устремляется к Слову, Богу славу поет, Христу плачет, себе неведомо тайной жития своего безгрешного совершает сие. Вон, говорю ему, в лесу скитается страшный медведь, грозный и свирепый, и ничем-то в том неповинный». И рассказал я ему, как приходил раз медведь к великому святому, спасавшемуся в лесу, в малой келейке, и умилился над ним великий святой, бесстрашно вышел к нему и подал ему хлеба кусок: «Ступай, дескать, Христос с тобой», и отошел свирепый зверь послушно и кротко, вреда не сделав. И умилился юноша на то, что отошел, вреда не сделав, и что и с ним Христос. «Ах, как, говорит, это хорошо, как все Божие хорошо и чудесно!» Сидит, задумался тихо и сладко». Да, тут есть какая-то незапамятно-древняя, все еще до конца не додуманная, постоянно возвращающаяся, неодолимая религиозная дума человечества не только о бесплотной святости, но и о святой плоти , о переходе человеческого в божеское не только через духовное, но и через животное – незапамятно-древняя и, вместе с тем, самая юная, новая, пророческая дума, полная великого страха и великого чаяния: как будто человек, вспоминая о «зверском» в собственной природе, то есть о незаконченном, движущемся превращаемом (ибо ведь животное и есть по преимуществу живое, не замершее, не остановившееся, легко и естественно преобразующееся, переливающееся из одной телесной формы в другую, как утверждает и современная наука о животной метаморфозе), вместе с тем предчувствует, что он, человек, – не последняя достигнутая цель, не последний неподвижный венец природы, а только путь, только переход, только временно через бездну переброшенный мост от дочеловеческого к сверхчеловеческому, от Зверя к Богу. Темный лик Зверя обращен к земле – но ведь у Зверя есть и крылья , а у человека их нет. Откровение св. Иоанна предвещает в самом конце мира, перед вторым пришествием – явление Зверя, который «выйдет из бездны». Первый Зверь, мудрейший из всех зверей, обитавших в раю, «древний дракон», окрыленный Змий, соблазнивший человека плодами с Древа Познания – «вкусите от них и откроются глаза ваши и станете, как боги» – даст этому второму Зверю, «силу свою, и престол свой, и великую власть». – «И дивилась вся земля, следя за Зверем. И поклонились Зверю, говоря: кто подобен Зверю сему и кто может сразиться с ним? И отверз он уста для хулы на Бога. И дано было ему вести войну со святыми, и победить их; и дана ему была власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И творит он великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Беседа 21. Зверь из моря. Барс, медведь и лев. Кодирование сознания. Не давайте детям чупа-чупсы! Мать моя, иже на Небесех… «Агнец» из-под земли. Победят телевизоры. Штрих-код и борьба с наличными. 666 –число зверя. Я поздравляю всех с началом учебного года, с началом занятий нашей воскресной библейской школы для взрослых. Мы продолжаем с вами изучение Книги Откровение Иоанна Богослова. И сегодня мы будем рассматривать, может быть, наиболее сложную главу – это 13 глава Книги Откровение. Она является самой сложной потому, что в ней говорится о «начертании антихриста», о числе 666, – это такие вопросы, такие темы, которые интересуют многих людей, особенно в наше время. Итак, мы читаем 1 стих 13 главы: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» ( Откр.13:1 ). Что означает зверь, выходящий из моря? Прежде всего, надо определиться, что «море» – это множество народа. Море – это символ политической жизни нашей планеты: море шумит, и, как сказано в Писании, оно пенится срамотами своими: «свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими» ( Иуд.1:13 ). Как волны нечестивые люди пенятся. Ведь именно из мира политики и выйдет сын дьявола антихрист. Архиепископ Аверкий пишет: «Под этим “зверем, выходящим из моря”, почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из “моря житейского”». То есть выходящего из мира человеческих политических страстей. Это когда житейские интересы для людей доминируют. Вся современная политика не знает принципа теократии, власти Бога. Она придерживается гуманистических принципов, когда на место Творца ставят тварь, и интересы человеческого желудка ставят выше духовных интересов. В свое время безбожник Людвиг Фейербах так и заявлял: – Интересы человеческого желудка для меня важнее, чем разговоры о Боге. Эти гуманистические идеи, гуманизм, когда тварь, человек ставится на пьедестал, а о Боге забывают, – это очень опасное явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В 7-й главе той же книги повествуется о видении самого Даниила (Дан. 7:1–28). Пророку предстали четыре зверя, выходящие из бушующего моря: лев с орлиными крыльями, медведь с тремя клыками, барс с четырьмя крылами и четырьмя головами и чудище с железными зубами и десятью рогами. Среди этих рогов вырос новый рог, исторгший три других, и были на нём «глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно». Затем на огненном престоле воссел Ветхий днями в белоснежных одеждах, «и судьи сели, и раскрылись книги». Жуткий зверь с говорящим рогом был убит и сожжён, а у прочих зверей была отнята власть. Даниил увидел, как «с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится». Один из предстоящих объяснил Даниилу: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков». Пророчества Даниила вызывали живой интерес: ведь этот пророк точно указал время пришествия Христа (Дан. 9:25–26). Описанные им четыре царства хорошо укладывались в мировую историю: Нововавилонское царство (золотой лев) сменила Персия (серебряный медведь), ее поглотила Македонская держава Александра, разделившаяся после его смерти (медный барс о 4 головах). А затем почти всю вселенную объединила в своих железных объятиях могучая Римская империя. От всех прочих её отличало отсутствие единого правящего этноса (что объясняло непохожесть олицетворявшего её чудища ни на какого зверя), а примесь глины к железу легко объяснялась постепенным смешением воинственных римлян с подчинёнными народами. Рога можно было соотнести с боровшимися за власть императорами, а «высокомерные уста», угнетающие «народ святых», естественно было отождествить с приходом Антихриста — за которым наступало Царство Божие. Именно такое толкование дал Книге Даниила св. Ипполит Римский (III в.), и позднее оно стало весьма популярно. Между прочим, Ипполит, подчитав сроки минувших царств, предположительно вычислил и время господства римлян: 500 лет. Любопытно, что между установлением империи при Августе (30 г. до Р.Х.) и её падением при Ромуле Августуле (476 г.) прошло почти ровно столько времени — 506 лет. Но «пала» только Западная половина. Восточная Римская империя, которую мы знаем как Византию, не просто уцелела: она просуществовала ещё без малого 1000 лет.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/86...

10 . Будут осязать, как слепые, стену, и как невидящие глазами будут осязать и падать в полдень, как в полночь; как умирающие будут стонать. 11 . Как медведь и как голубь будут ходить вместе 764 . Мы ждали суда, и нет; спасение далеко отступило от нас. 12 . Ибо велико беззаконие наше пред Тобою и грехи наши противостоят нам, ибо беззакония наши с нами и неправды наши мы знаем. 13 . Мы поступали нечестиво и солгали и отступили от пути 765 Бога нашего, говорили неправду и не повиновались, внутри зачинали и поучались от сердца нашего словам неправедным. 14 . И оставили позади суд, и правда далеко отступила от нас, ибо изнемогла 766 на путях их истина, и прямым (путем) 767 не могут они ходить. 15 . И не стало истины, и прекратилось разумное понимание 768 , и увидел Господь, и неугодно Ему было 769 , что не было суда. 16 . И видел, что нет мужа, и помыслил, что нет избавителя; и отмстил за них мышцею Своею и милостью Своею утвердил. 17 . И оделся правдою, как бронею 770 , и возложил на голову шлем спасения и облекся в ризу мщения и в одежду Свою, 18 . Как воздающий позор в воздаяние противникам Своим. 19 . И убоятся живущие на западе имени Господня и на восходе солнца славного имени Его, ибо придет, как бурная река, гнев Господа, придет с яростью. 20 . И придет Избавитель ради Сиона и отвратит нечестие от Иакова 771 . 21 . И сей им от Меня завет, сказал Господь: Дух Мой, который на тебе, и слова, которые Я дал в уста твои, не иссякнут из уст твоих и из уст семени твоего, (ибо) 772 сказал Господь, отныне и во веки. 764 По изъяснению Кир. Алекс., иудеи соединят в себе дурные свойства медведя (дикость) и голубя (неразумие). 767 Оскобл. слав. путем нет букв. соотв. в греч. т., но слово εθεας, несомненно, согласовано с предполагаемым δς. 769 Слав. негодова, греч. οκ ρεσεν ατ. Русское негодую в нынешнем значении не вполне соответствует указанному греч. слову. Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Большие пророки. – Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - 725 с./Книга пророка Исаии. 13-213 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

12:21). Также во всех виноградниках будет плач, потому что виноградники их — виноградники содомлян, и вместо вина радости, веселящего сердце человека (Псал. 103:15), они принесли вино драконов и неисцельную ярость аспидов (Второз. 32:32). Они подвергнутся всему этому потому, что Господь пройдет среди их, но не для того, чтобы вселиться в них и сказать: «вселюся в них и похожду» (2 Кор. 6:16), и: «се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» (Матф. 28:20). Ам.5:18—20. Горе желающим дня Господня! для чего он вам? Этот день Господень — тьма, а не свет: то же, как если бы человек (vir) убегал от льва и встретился бы с медведем, или если бы вошел в дом и оперся рукою своею о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не тьма, а свет? Разве он не мрак, в котором нет сияния? LXX: Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? Он тьма, а не свет: тоже, как если бы человек убегал от льва, и на него напал бы медведь, или если бы вошел в дом и оперся руками своими о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не тьма, а свет? Разве он не мрак, не имеющий сияния?    Чтобы не казалось, что пророк, который был из Фекуи, в колене Иудином, совсем оставляет без внимания жителей своего колена и обращается с речью только к десяти коленам, он теперь направляет свою пророческую речь к обоим царствам, то есть к Иудейскому и Израильскому, как это можно видеть и из многого другого, а в особенности из того, что далее следует: «горе богатым на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую» (гл. 6, ст. 1). Итак горе Иуде, и Израилю, которые говорят: пусть настанет день, пусть настанет плен, лишь бы только последовало то, что обещано пророком, и время восстановления, потому что нет столько зла в бедствиях плена, сколько добра в том, что Господь обещает, [как имеющее быть] в след за пленом. Пророк отвечает им, что они напрасно то, что последует после долгого времени, по пришествии Сына Божия, ожидают после семидесяти лет пленения Вавилонского, за которыми последует разорение, обеднение и бесчисленные бедствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010