От редакции Введение 1. Обзор современных исследований 2. Жанр 3. Цель написания 4. Источники 5. Дата написания 6. Рукописи и издания Предисловие Глава 1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 40 41 43 44 45 46 47 48 49     От редакции Произведение блаженного Иеронима «Еврейские вопросы на Книгу Бытия» занимает особое место не только в ряду святоотеческой литературы, но и среди работ самого Иеронима. Задуманная им серия «Еврейских вопросов» на каждую из библейских книг осталась не осуществлённой и ограничивается лишь единственным первым томом. Однако и он предоставляет нам удивительную возможность заглянуть в творческую лабораторию создателя Вульгаты, где блаженный Иероним предстает как лингвист, филолог, текстолог, экзегет. Если учесть, что автор «Еврейских вопросов на Книгу Бытия» уделяет также внимание библейской археологии, истории, географии, хронологии, обнаруживает знакомство не только с христианской, но и с раввинистической традицией, выступает с апологетическими рассуждениями против различных ересей и т.п., то остается лишь удивляться – почему столь важное и уникальное произведение учёного отца до сих пор не было переведено на русский язык. Полагаю, что причина во многом заключается в сложности текста и затрагиваемой в нем проблематики. Латинский текст «Еврейских вопросов...» изобилует греческими, еврейскими и арамейскими фразами и словами, а для того, чтобы понять и адекватно раскрыть содержательную сторону произведения, необходимо хорошее знание библейской текстологии, христианских и раввинистических источников, богословских споров того времени. Преодолевая все перечисленные затруднения, выпускник Московской духовной академии Сергей Жуков мастерски справился с поставленной перед ним задачей и сделал прекрасный, внятный перевод, который свидетельствует не только о высокой языковой подготовке (владении классическими и семитскими языками, а также, что немаловажно, и русским), но и об определенной эрудиции в области библейских и богословских дисциплин 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 3   Таким образом Авдиане расположены спорить об этом более надлежащаго и идут против церковнаго предания, верующаго, что всякий человек создан по образу Божию, и не допускающаго, что образ Божий находится в какой-либо части человека. И сами те, которые допускают баснословное учение относительно этого предмета, и те, которые отрицают оное, не могут ничего доказать. Одни говорят, что образ заключается в душе, думая, что об образе в теле можно только умозаключать. И такие люди не понимают того, что и о душе делается умозаключение, если только нужно обращать внимание на умозаключения, а не просто, с искреннею мыслию обращаться к Богу и верить, что сказанное Богом — истина, известная только Ему одному, ведущему всякую истину. Другие же говорят, что ни в душе, ни в теле не заключается образ Божий, но в добродетели. А иные полагают образ Божий не в добродетели, но в крещении и в благодати, получаемой при крещении, согласно с сказанным: «якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго» (1 Кор. 15:49). Другие опять не соглашаются и с этим, но хотят сказать, что образ Божий был в Адаме; но когда он оказался в преслушании и вкусил от древа и был изгнан из рая, он потерял образ Божий. И велика страсть к измышлению басен у этих людей, которым ни на час не должно уступать (Гал. 2:5), ни этим, ни тем, которые говорят то так, то иначе, но надобно верить, что образ Божий находится в человеке, и притом во всем человеке, а не просто в человеке. А где находится и где заключается образ Божий, это ведомо самому единому Богу, по благодати своей даровавшему свой образ человеку. Ибо человек не утратил образа Божия, хотя и унизил образ Божий, осквернив себя безразсудными делами и неисцельными грехами. Вот что Господь после Адама говорит Ною: «вот Я дал тебе все, яко зелие травное. Заколи и яждь. Не ешь мяса в крови души», потому что я взыщу душ ваших. Всякий, проливаяй кровь человечу на земле, в ея место его кровь пролиется: яко во образ Божий сотворих человека и Я взыщу крови вашей от всякаго проливающаго ее на лице земли». (Быт.9:3—7; Деян. 10:13). Видишь ли, что в человеке признается существование образа Божия после десятаго поколения от Адама? Хотя Давид спустя много времени говорит Духом Святым: «всяческая суета всяк человек живый» (Пс.38:6), однако же и после него Апостол говорит: «муж не должен растить власы, образ и слава Божия сый» (1Кор.11:7, 14). Но и после него Иаков, разсуждая о языке, говорит: «неудержимо зло, исполнь яда смертоносна. Тем благословляем Бога и Отца и тем кленем человеки, бывшия по образу Божию; не подобает, братия моя, сим тако бывати» (Иак. 3:8—10). Смотри, как пало учение тех, которые говорят, что Адам утратил образ Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Таким образом Авдиане расположены спорить об этом более надлежащего и идут против церковного предания, верующего, что всякий человек создан по образу Божию, и не допускающего, что образ Божий находится в какой-либо части человека. И сами те, которые допускают баснословное учение относительно этого предмета, и те, которые отрицают оное, не могут ничего доказать. Одни говорят, что образ заключается в душе, думая, что об образе в теле можно только умозаключать. И такие люди не понимают того, что и о душе делается умозаключение, если только нужно обращать внимание на умозаключения, а не просто, с искреннею мыслью обращаться к Богу и верить, что сказанное Богом – истина, известная только Ему одному, ведущему всякую истину. Другие же говорят, что ни в душе, ни в теле ее заключается образ Божий, но в добродетели. А иные полагают образ Божий не в добродетели, но в крещении и в благодати, получаемой при крещении, согласно со сказанным: якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго ( 1Кор.15:49 ). Другие опять не соглашаются и с этим, но хотят сказать, что образ Божий был в Адаме; но когда он оказался в преслушании и вкусил от древа и был изгнан из рая, он потерял образ Божий. И велика страсть к измышлению басен у этих людей, которым ни на час не должно уступать ( Гал.2:5 ), ни этим, ни тем, которые говорят то так, то иначе, но надобно верить, что образ Божий находится в человеке, и притом во всем человеке, а не просто в человеке. А где находится и где заключается образ Божий, это ведомо самому единому Богу, по благодати своей даровавшему свой образ человеку. Ибо человек не утратил образа Божия, хотя и унизил образ Божий, осквернив себя безрассудными делами и неисцельными грехами. Вот что Господь после Адама говорит Ною: вот Я дал тебе все, яко зелие травное. Заколи и яждь. Не ешь мяса в крови души, потому что я взыщу душ ваших. Всякий, проливаяй кровь человечу на земле, в ея место его кровь пролиется: яко во образ Божий сотворих человека и Я взыщу крови вашей от всякаго проливающаго ее на лице земли. ( Быт.9:3–7 ; Деян.10:13 ). Видишь ли, что в человеке признается существование образа Божия после десятого поколения от Адама? Хотя Давид спустя много времени говорит Духом Святым: всяческая суета всяк человек живый ( Пс.38:6 ), однако же и после него Апостол говорит: муж не должен растить власы, образ и слава Божия сый ( 1Кор.11:7.14 ). Но и после него Иаков, рассуждая о языке, говорит: неудержимо зло, исполнь яда смертоносна. Тем благословляем Бога и Отца и тем кленем человеки, бывшия по образу Божию; не подобает, братия моя, сим тако бывати ( Иак.3:8–10 ). Смотри, как пало учение тех, которые говорят, что Адам утратил образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

97 См. у Kahle – Biblische Eschatologie, Gotha, 1870, S. 11–15 и П. Юнгерова – Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни, Казань, 1882, стр 19. – Циглер: «Выражение о Енохе, что Бог взял его, указывает только на внезапную тихую смерть, которая, вероятно, последовала от молнии. Oehler – Veteris Testam. Sent., p. 38, n. 78. 99 Енох жил шестьдесят пять (165) лет и родил Мафусала. И ходил Енох пред Богом по рождении Мафусала триста лет (200), и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было тристашестьдесят пять лет ( Быт.5:21–23 ). 101 По эфиопскому переводу: «на небо», с чем согласно повествование о взятии на небо пр. Илии ( 4Цар.2:3, 5, 11 ); по сирскому, Бог взял Еноха «к Себе»; по свидетельству иудейских апокрифов, – в рай. Юнгеров – Учение В. З. о бессмертии души, стр. 20. 102 Не отрицая, впрочем, той мысли, что благочестивый патриарх перешел в иной мир, не видев смерти: «А что Бог преселил Еноха и преселил живым, и не вкусившим смерти, но так, что чрез свое угождение (Богу) он стал выше произнесеннаго над родом человеческим приговора, об этом Божественное Писание сказало, а куда преселил его, и как он ныне живет, этого не присовокупило». На кн. Бытия бес. 21, 6; ч. 1-я, стр. 379. 103 Св. Епифаний Кипрский : «не так преложен быстъ, чтобы оставил тело, или часть тела; ибо если он оставил тело, то видел смерть, а преложившись с телом, не видел смерти, потому что существует в живом теле, носимый вследствие преложения духовно, а не душевно, хотя находясь в теле, но духовно. То же должно сказать и об Илии...» Против ересей, ересь 4-я, гл. 64; тв., ч. 3-я, стр. 194. 105 В греческом тексте нет выражения «на небе», но просто говорится: κα μετετθη, μετανοας παρδειγμα τας γενεας. В Вульгате же читаем: Henoch placuit Deo et translatus est in paradisum. 108 Dillmann. Kurzgefasstes exegetisches Handbuchzurn Allen Testament.Die Genesis, Leipzig, 1882. S. 33–34. 109 Так Delltzsch – Genesis, S. 113. – В русской литературе С. Глаголев оспаривает этот вывод на основании приведенных выше соображений Дильмана (О первобытном состоянии рода человеческого. Чтен. О. Л. Д. П. Янв., стр. 52–56). Впрочем, в отдельном издании (Москва, 1894 г.) это место выпущено.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

218 . Мытарства за грехи: 1) мытарство словом: празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, песни, хохот: Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Мф.12:36 ); 2) мытарство лжи: призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, утаение грехов; 3) мытарство клеветы: осуждение, уничижение, ругательства, насмешки; 4) мытарство чревоугодия: объедение, пьянство, вкушение пищи без молитвы, нарушение постов, рано- и тайноядение, пресыщение, пирование. Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете ( Лк.6:25 ), и только милостыня от смерти избавляет ( Тов.12:9 ); 5) мытарство лености, на котором сочтены все дни и часы, проведенные в лености, в нерадении о службах, унынии, оставлении церковных и домашних молитв, тунеядство, судятся снедающие чужие труды и нехотящие трудиться; 6) мытарство воровства, на котором рассматривают всякого рода похищения и воровства – явные и тайные, грубые и благовидные; 7) мытарство сребролюбия и скупости; 8) мытарство лихвы, где обвиняются ростовщики, лихоимцы и присвоители чужого; 9) мытарство неправды, где уличаются неправедные судии, оправдывающие виновных и осуждающие невинных, ложные весы и меры; 10) мытарство зависти; 11) мытарство гордости, где надменные духи истязывают гордость, тщеславие, самомнение, презорство, величание, непочитание родителей, духовенства; 12) мытарство гнева и ярости; 13) мытарство памятозлобия; 14) мытарство убийства; 15) мытарство волхования, где истязуются чародейства, обаяние, составление отрав, наговоры, призывание бесов; 16) мытарство блуда, где истязуется мечтание помысла, соизволение на грех, услаждение грехом, сладострастные воззрения, скверные осязания и прикосновения; 17) прелюбодейное мытарство – истязуются блудные грехи лиц, живущих в супружестве, несохранение супружеской верности и брачного ложа неоскверненным, похищения и насилия, падения посвященных Богу; 18) мытарство содомское – истязуются противоестественные грехи и кровосмешения; 19) мытарство ересей – истязуются грехи против единого истинного исповедания веры;

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

1009 «Относя этот (т. е. описываемый в Гал.2:11–21 ) спор Павла с Петром к этому (т. е. к началу третьего путешествия св. Ап. Павла) времени, замечает в своих лекциях Прот. А. В. Горский, мы получаем несколько более света для соображения связи последующих событий». Прот. Горский. История евангельская. Стр. 452. – Яснее эта связь может быть установлена впоследствии, при описании дальнейших событий из 3-го путешествия св. Ап. Павла. 1023 А. В. Горский. История еванг., стрр. 450 – 453. – Преосв. Феофан (Толкование посл. к Галат., стр. 158) затрудняется принять последнюю хронологию антиохийского события ввиду следующего: «в том случае, пишет он, надо привлечь туда (в Антиохию) и Варнаву из Кипра, лишнее предположение, без которого можно обойтись при первом мнении». – Но св. Варнава, по нашему мнению, с самого начала третьего путешествия сопутствовал св. Ап. Павлу из Иерусалима, так что привлекать его к антиохийскому событию из Кипра нет надобности. 1047 Каковы, например: A. B. C. H. P. 10. 17. 31. 46. 80. 115. 137. Vg. Syr-sch. Syr-p-mg. Cop. Arm. Aeth. Eus-Hist. I, 12, 2. Euthal-cod. et elench capp. Dam. Ambrst. Pelag. 1049 В своем толковании на Посл. к Галатам. – Впрочем некоторые католич. богословы (как напр., Harduin) повторяли впоследствии предположение Климента. Rückert. Commentar etc. S. 85. 1054 Renan говорит, что «так как Апостол без боязни посещает Антиохию, то мы думаем даже, что он в известные времена имел там свои обычные пребывания. Образуемые Оронтом и Аркевой болота и озера, которые находились вблизи города и доставляли жителям дешевую пресноводную рыбу, давали ему, может быть, случай снова заниматься своим давним рыболовством». – Paulus. S. 265. 1055 Евсевий. Церковная История, II, 15; III, 39. Ириней. Против ересей, III, 1, §1; 10, §6. Tertullian. Adversus Marcionem. IV, 5. 1058 Позднее оно было и записано. «Кто ест с необрезанным человеком, ест как бы с собакой; кто касается его, касается как мертвого тела, и кто моется в одном и том же месте с ним, моется как бы с прокаженным».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

В-пятых, по содержанию канонические Евангелия и апокрифические сильно отличаются по содержанию. В апокрифах есть примеры легкомысленных истории об Иисусе. Даже те апокрифы, которые наиболее соответствуют каноническим Евангелиям, содержат в себе понятия сильно отличные от Нового Завета. И наконец, заявление Эрмана о том, что никогда нельзя полагаться на рассказы врагов для справедливого и беспристрастного представления, не соответствует действительности. Во-первых, по причине того, что те, кто имеют дело с богословскими вопросами, не может быть «беспристрастным». Во-вторых, Барт Эрман, имея определенные богословские убеждения: что Библия не заслуживает доверия и т.д., не может оставить эти убеждения в стороне. Источники и литература 1) Бокэм Р. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей/Ричард Бокэм; [пер. с англ. Н. Холмогоровой]. – М.: Эксмо, 2011. – 672 с. 2) Ириней Лионский , сщмч. Против ересей. III, 11, 8. URL: обращения: 12.12.2016). 3) Мецгер Б. М., Эрман Б. Д. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала/Пер. с англ. (Серия «Современная библеистика»). – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство ББИ, 2013. –405 с. 4) Bauer W. Orthodoxy and Heresy in Earliest Christianity. Philadelphia: Fortress, 1971. 5) Decker R. J. The Rehabilitation of Heresy: ‘Misquoting’ Earliest Christianity. URL: (дата обраще-ния: 12.12.2016). 6) Decker R. J. The Rehabilitation of Heresy: ‘Misquoting’ Earliest Christianity, Part 1. Journal of Ministry and Theology 13, no. 1 (2009): 30–61. 7) Ehrman B. D. Jesus, Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions in the Bible (and Why We Don’t Know About Them). HarperCollins e-books. 2009. 8) Ehrman B. D. Lost Christianities: The Battles for Scripture and the Faiths We Never Knew. Oxford University Press. 2003. 9) Kostenberger A.J., Kruger M.J. The Heresy of Orthodoxy: How Contemporary Culture’s Fascination with Diversity Has Reshaped Our Understanding of Early Christianity. -Crossway, 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kritika...

И в предпоследней фразе Библии звучит призыв: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20). Не «прииди, Истина» и не «осени нас, Дух!», но: Гряди, Господи Иисусе. Христос спрашивает учеников не о том, каково мнение людей о Его проповедях, но о том, за кого люди почитают Меня (Мф. 16, 13). Основоположники других религий выступали не как предмет веры, а как ее посредники. Не личность Будды, Магомета или Моисея были настоящим содержанием новой веры, а их учение. В каждом случае можно было отделить их учение от них самих. Но: Блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. 11, 6). Вот великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16). Сами апостолы именно это называют главной тайной христианства. Тайна Богочеловечества Христа, Который «воспроизвел в Себе человека» (св. Ириней Лионский. Против ересей. 5, 14, 2). Сноски (1) Вообще во всех четырех Евангелиях совесть упомянута только один раз — и то у фарисеев: она обличает их (Ин. 8, 9). Впрочем, и это результат двойной вставки: во- первых, вся история с женой, которую фарисеи обличили в прелюбодеянии, отсут- ствует в древнейших рукописях. Во-вторых, и в тех позднейших рукописях, где эта история присутствует, нет слов «обличаемы совестью» (они появляются лишь в рукописях IX в.). (2) Христианский мыслитель III в., свидетель еще традиционно-языческого уклада жиз- ни, Климент Александрийский поясняет смысл этих слов: «Словом “мать”, которую при- ходится оставлять ради Христа, обозначено аллегорически отечество и родная страна. Под словом же “отец” Писание разумеет порядки частной жизни, над которыми праведник с благодарением и великодушием должен возвышаться, чтобы стать угодным Богу» (Стро- маты. IV, 4). «Господь вовсе не повелевает проникнуться ненавистью к своему собствен- ному семейству. Господь хочет сказать нам своими словами только это: Не увлекайтесь неразумными пожеланиями и избегайте следовать обычаям общественным, ибо семейство состоит из родных, а города из семейств» (Строматы. III, 15). Речь идет о том, чтобы быть готовым отказаться от следования общественным предрассудкам (естественно, даже в том случае, если эти предрассудки побуждают родителей воспитывать сына в духе противле- ния Евангелию — а потому «Убежим от обычая: он душит человека» (Климент Алексан- дрийский.

http://pravmir.ru/chto-glavnoe-v-evangel...

2205 А. В. Горский. История еванг., стрр. 450–453. – Преосв. Феофан (Толкование посл. К Галат., стр. 158) затрудняется принять последнюю хронологию антиохийского события ввиду следующего: «в том случае, – пишет он, – надо привлечь туда (в Антиохию) и Варнаву из Кипра лишнее предположение, без которого можно обойтись при первом мнении». – Но св. Варнава, по нашему мнению, с самого начала третьего путешествия сопутствовал св. Ап. Палу из Иерусалима, так что привлекать его к антиохийскому событию из Кипра – нет надобности. 2229 Каковы, например: . А. B. С. Η. Р. 10. 17. 31. 46. 80. 115. 137. Vg. Syr-sch. Syi-p-mg. Cop. Arm. Aeth. Eus-Hist. I, 12:2. Euthal-cod. et elench capp. Dam. Ambrst. Polag. 2231 В своём толковании на Посл. к Галатам. – Впрочем, некоторые католич. Богословы (как напр., Harduin) повторяли впоследствии предположение Климента. Rückert. Commentar etc. S. 85. 2236 Renan говорит, что «так как Апостол без боязни посещает Антиохию, то мы думаем даже, что он в известные времена имел там свои обычные пребывания. Образуемые Оронтом и Аркевоой болота и озера, которые находились вблизи города и доставляли жителям дешёвую пресноводную рыбу, давали ему, может быть, случай снова заниматься своим давним рыболовством». – Paulus. S. 265. 2237 Евсевий. Церковная История. II, 15; III, 39. Ириней. Против ересей, III, 1 §1; 10 § 6. Tertullian. Adversus Marcionem. IV, 5. 2240 Позднее оно было и записано: «кто ест с необрезанным человеком, ест как бы с собакой; кто касается его, касается как мёртвого тела, и кто моется в одном и том же месте с ним, моется как бы с прокажённым». Pirke Rabbi Eliezer, 29. См. Фаррар. Жизнь и труды св. Ап. Павла. Стр. 723, прим. 445. 2245 Гал.2:12 . – De Wette (в толковании на это место) напрасно разумеет под τ ϑνη не крещённых язычников (Baumgarten – Crusius. Gommentar. etc., S. 48); как под ονδαοι стиха 13 разумеются христиане из иудеев, так и под τ ϑνη по смыслу стиха 14, должно разуметь именно христиан из язычников. В таком же смысле это слово употреблено, напр., и в Рим.11:13;15:27;16:4 ; Ефес.3:1 . – Подробнее об этом – ниже, при истолковании самой речи Апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предисловие Часть первая. Жизнь св. Иринея Лионского Глава I. Происхождение св. Иринея Лионского 1. Национальность и место рождения св. Иринея 2. Время рождения св. Иринея Глава II. Ранние годы св. Иринея 1. Место жительства и среда, где вращался Ириней в ранние годы 2. Светское образование св. Иринея 3. Знакомство св. Иринея с Поликарпом и «пресвитерами» 4. Поездка св. Иринея в Рим в 154–155 г. Глава III. Галльская церковь в эпоху св. Иринея 1. Краткие географические и исторические сведения о Галлии 2. Христианство в Галлии 3. Гностицизм 4. Монтанизм 5. Пасхальные споры Глава IV. Жизнь и деятельность св. Иринея в Галлии 1. До 177 г. 2. Лионское гонение 177 г. 3. Поездка св. Иринея в Рим по поводу раскола монтанистов 4. Посвящение св. Иринея в сан епископа 5. Борьба с гностиками 6. Участие св. Иринея в пасхальных спорах 7. Борьба с ересью Флорина 8. Раскол Власта 9. Пастырско-проповедническая деятельность 10. Ученики св. Иринея 11. Мученическая кончина св. Иринея Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Рукописные кодексы и печатные издания творений Иринея Глава I. «Обличение и опровержение лжеименного знания» 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Содержание «Против ересей» 3. Источники «Против ересей» 4. Время появления латинского перевода «Против ересей» 5. Греческий подлинник «Против ересей» в Новое время 6. Подлинность «Против ересей» 7. Значение «Против ересей» Глава II. «Доказательство апостольской проповеди» 1. Свидетельства древности и открытие сочинения 2. Армянский перевод 3. Первоначальное заглавие сочинения 4. Адресат «Доказательства» 5. Время написания «Доказательства» 6. Содержание «Доказательства» 7. Подлинность «Доказательства» 8. Значение «Доказательства» Глава III. Несохранившиеся и сомнительные сочинения 1. «О единоначалии, или О том, что Бог не виновник зла» ( Περ μοναρχας) 2. «Книга о восьмерице» ( Περ γδοδος) 3. «О расколе» ( Περ σχσματος)   4. Письма к папе Виктору 5. Письма к разным епископам по поводу пасхального спора 6. «О познании» ( Περ πιστμης) 7. «Книга разных проповедей» ( Βιβλον διαλξεων διαφρων) 8. «Книга против Маркиона» 9. Письмо Лионской и Виеннской церквей о мучениках лионских 10. «О вере» ( Περ πστεως) 11. Комментарии на разные книги Св. Писания 12. «О сущности всего» ( Περ τς το παντς οσας) 13. «О Св. Троице» ( Περ τς γας τριδος) 14. «Слово против Саторнина» 15. «Слово против Колорваса» 16. «Слово о домостроительстве Спасителя» 17. Фрагменты Пфаффа Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010