Творения святого Ипполита в 2–х томах изданы в Казани в 1898–1899 годах. 81 Тертуллиан. Против валентиниан. VII. 30 и далее. 82 См., например: В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. И. СПб., 1910 (репринт: М., 1994). С. 245–246. 83 Александр, или Лжепророк. 25. Сочинения Лукиана неоднократно издавались на русском языке. См., например: Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М., 1991. 84 Тертуллиан. Октавий. 8. — Прим. автора. — Отсылка к Цельсу, видимо, ошибочна: цитируется фрагмент речи Цецилия из «Октавия», из указанной автором в примечании главки. Сходные высказывания Цельса цитирует Ориген (Против Цельса. III. 50, 55). О каком фрагменте Тертуллиана идет речь, установить не удалось. — Ред. 85 Теодор Моммзен (1817–1903) — немецкий историк, юрист и филолог, автор «Римской истории» (в русском переводе издавалась в 1885 году в Москве). 86 Против ересей. I. 10. 2. 87 См.: Евсевий. IV. 26. 5. 88 «Такова душа, которая готова, когда надо будет, отрешиться от тела… И чтобы готовность эта шла от собственного суждения, а не из голой воинственности, как у христиан, — нет, обдуманно, строго, убедительно и для других, без театральности». Марк Аврелий Антонин. Размышления. XI. 3. 89 Евсевий. IV. 23. 90 Анналы. XV. 44. 91 Свидетельство лионских христиан приведено у Евсевия. V. 1–4. 92 Послание к Поликарпу. 8. 93 Против ересей. I. 13. 94 Евсевий. V. 24. И. 95 См.: Против ересей. I; предисловие. 2–3. 96 О монтанистах см. примечание к главе V. 97 «Малый лабиринт» — сочинение святителя Ипполита Римского, представляющее обзор еретических учений. 98 Против ересей. III. 3. 4. 99 Доказательство апостольской проповеди. § 61. — Прим. автора. — «Доказательство апостольской проповеди», второе по значимости творение святителя Иринея, исключительно важное в истории христианского богословия, до начала XX века было известно лишь во фрагментах. Полный текст был обнаружен в армянском переводе. См.: Н. Сагарда. Новооткрытое произведение Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

По поводу статьи проф. В. П. Рыбинского «Самарянство и гностицизм» в «Страннике» 1914 г., март. Древние христианские ересеологи, начиная со св. мученика Иустина, т.е. с первой половины II в., указывают на самарийских волхвов – Симона, Менандра и Досифея (на последнего не всё и не вполне ясно), как на первых виновников христианских ересей и в особенности гностицизма. У св. Иустина в его 1-й апологии, в 26 главе 1 читаем: «По воскресении Христа на небо, демоны выслали некоторых людей, которые называли сами себя богами... (именно) Симона самарянина, из деревни, по названию Гиттон... И почти все самаряне, а некоторые и среди других народов, признавая его первым богом, поклоняются ему; и какую-то Елену, спутницу его, пред тем находившуюся в блудном доме, называют первою мыслью, происшедшею от него. Знаем и некоего Менандра, также самарянина, из деревни Каппаретеи, бывшего учеником Симона, действовавшего также под влиянием демонов и, в бытность в Антиохии, обольстившего многих, благодаря волшебному искусству; он уверял принявших его учение, что они не умрут; и теперь некоторые из его последователей убеждены в этом. (Знаем и) некоего Маркиона из Понта... Все происшедшие от них... называются христианами... 2 Есть у нас и синтагма против всех бывших ересей, каковую, если вам угодно читать, я доставлю». Приведённое свидетельство св. Иустина имеет тем большее значение, что он: а) муж древний, родившийся, быть может, в конце I в. или в начале II, б) происходил так, как и упомянутые им маги – из Самарии 3 , в) лично встречался с учениками по крайней мере Менандра и г) боролся с ересями, след. изучал еретическое движение, при благоприятных условиях в отношении ко времени его возникновения и к месту происхождения. Апология св. Иустина появилась в половине II в. 4 , хотя есть мнения и в пользу более раннего её происхождения – в 138–139 гг. 5 А синтагма Иустина против всех ересей (несохранившаяся до нас), по его собственным словам, написана ранее апологии. Следующее по времени свидетельство о самарийских магах мы имеем в сочинении св. Иринея Лионского «Против ересей», появившемся в 80-х или 90-х годах II в 6 . В I кн. 23 гл. 2 он пишет 7 : «Симон самарянин, от которого произошли все ереси, образовал свою секту с таким именем»... и т. д. Говоря ниже, в I кн. 23 гл. 4–5. о последователях Симона, Св. Ириней замечает 8 : «имеют они имя от главы нечестивого учения Симона, называясь симонианами; от них получило своё начало лжеименное знание, как это можно видеть из их положений. Преемником его был Менандр, родом самаританин». Ещё одно извлечение из творения того же отца: «Все, которые каким-либо образом (I кн. гл. XXVII, 4) искажают истину и повреждают проповедь церкви, суть ученики и последователи Симона-волхва; хотя они и не объявляют имени своего учителя для обольщения других, но преподают его учение» 9 . См. также предисл. к II кн. и гл. II, IX, 2). Менандр, как уже и сказано, объявляется учеником и непосредственным преемником Симона мага 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Гл. 12. Но, думаю, что и в настоящий раз сказано довольно на твои слова, обманщик. Обличив оные, перейду к следующим по порядку ересям, по обычаю призывая Самого Бога помочь нашей скудости в открытии того, чем можно обличить всякую поддельную ересь. Хотя, как оказывается из сказанного, Птолемей, подобно акуле, вышедшей из моря и вызывающей ехидну, то есть Флору письмом, своим свистом и ввел ее в обман, и других с нею; но, обвив себя неводом истины, под загадкой которого Господь в Евангелии открывал царство небесное ( Мф.13:47 ), и раскрытием негодности речений Птолемея уличив его, что он одна из худых рыб, мы победили его учением истинной веры. Посему, сокрушив его силою Божией, возблагодарим Бога, и, по сказанному прежде, двинемся выступить подобным же образом против следующих по порядку ересей. Отделение 3 Вступление В третьем отделении первой части, в котором содержатся тринадцать ересей, порядок следующий: 1 . Маркосии. Некто Марк был соучеником Колорваса. Он также вводит два начала. Отвергает воскресение мертвых. Как-то призрачно, при помощи ворожбы, изменяя цвет сосудов в синий и багряный, тайноводствовал обманываемых женщин. Он также, подобно Валентину, хотел производить все от двадцати четырех стихий. 2 . Колорвасии. И этот Колорвас, точно также излагая тоже самое, но кое в чем и различествуя от других ересей, разумею ереси Марка и Валентина, иначе учил о горних порождениях (προβολα) и восьмерицах. 3. Ираклеониты. Они также баснословят об восьмерицах, но иначе по сравнению с Марком, Птолемеем, Валентином, и другими. Кроме того, умирающих у них, подобно Марку, искупают при кончине елеем, соком бальзамным и водою, приговаривая над главою мнимо искупаемого какие-то призывания, состоящие из еврейских речений. 4 . Офиты. Офиты – те, которые славят змия, и его почитают Христом. Они естественное пресмыкающееся держат в каком то ящике (στη). 5 . Кайяне. И кайяне также, вместе с предшествующими ересями, отметают закон и глаголавшего в законе, отрицают воскресение плоти, прославляют Каина, говоря, что он от крепчайшей силы; вместе с тем обожают Иуду, также и сонм Корея, Дафана и Авирона, и даже содомлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Иринея была весьма обширна. Он, прежде всего, отдал дань своему времени тем, что написал: 1) краткую апологию «О познании». Но преимущественно Ириней потрудился как полемист. Он написал 2) «Обличение и опровержение лжеименного знания», большею частью известной под кратким заглавием: «Против ересей» – в 5 книгах; 3) послание к римскому пресвитеру Флорину, склонившемуся к валентинианству: «О единоначалии Божием или что Бог не есть виновник зла» (Euseb. Hist. eccl. V, 20//PG. T. 20. Col. 484–485; р. п.: С. 232–233; здесь же приводится и фрагмент послания, содержащий воспоминания о св. Поликарпе); 4) объяснение по поводу [отступления] Флорина от Церкви – «Об огдоаде», 5) послание к папе Виктору относительно Флорина с просьбой принять меры против этого пресвитера, соблазнявшего многих своими сочинениями. К сочинениям написанным по поводу пасхальных споров, относятся: 6) послание к папе Виктору; 7) послание к римскому пресвитеру квартодециману Власту «О расколе»; 8) послание к Александрийскому епископу. Наконец, Ириней выступал на поприще литературной деятельности, как пастырь, наставник и защитник церковной веры. К его сочинениям преимущественно назидательного типа принадлежит – 9) «Доказательство апостольской проповеди» к «брату» Маркиану; 10) Собрание разных проповедей. Из всех этих сочинений до нас сохранились только 5 книг «Против ересей» и недавно открытое «Доказательство апостольской проповеди». Подложных сочинений с именем св. Иринея не дошло, ибо имя его не пользовалось благосклонностью у византийских фальсификаторов. Указания разных авторов или фрагментов большею частью покоятся на недоразумении или ошибке переписчиков. Подделку новейшего времени составляют так наз. Пфаффовы фрагменты (4), изданные (гессенским) проф. Пфаффом будто бы по туринской рукописи в 1715 году. То, что это подделка видно из следующих оснований: 1) все новозаветные цитаты, из которых собственно и составлены фрагменты, приводятся по textus receptus; 2) фрагменты имеют соприкосновение с сочинением «Против ересей», но только с теми его частями, которые до 1715 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Сщмч. Ириней на основании учения ап. Павла о двух Адамах, выраженного только в нескольких тезисах, но поражающих своей богословской глубиной, построил целую сотериологическую теорию рекапитуляции, которая стоит в центре всего его богословия. По мнению священномученика, невозможно правильно понять искупление, если не смотреть на Христа в первую очередь как на нового Адама. Сотериологическая теория рекапитуляции утверждает, что не могло быть никакого подлинного обновления, оживотворения и спасения человека, если бы Сын Божий из-за Своей любви к падшему человечеству добровольно не снизошел до того, чтобы полностью отождествить Себя с первым человеком Адамом, сделавшись новым главой человеческого рода.     БИБЛИОГРАФИЯ   Источники: Adversus Haereses: 1.      Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre I. SC 263-264./Éd. par A. Rousseau et L. Doutreleau. – Paris: Cerf, 1979. 2.      Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre II. SC 293-294./Éd. par A. Rousseau et L. Doutreleau. – Paris: Cerf, 1982. 3.      Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre III. SC 210-211./Éd. par A. Rousseau et L. Doutreleau. – Paris: Cerf, 1974. 4.      Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre IV. SC 100, 2 vols./Éd. par A. Rousseau, B. Hemmerdinger, L. Doutreleau, et C. Mercier. – Paris: Cerf, 1965. 5.      Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre V. SC 152-153./Éd. par A. Rousseau, L. Doutreleau, et C. Mercier. – Paris: Cerf, 1969.   Demonstratio Apostolicae Praedicationis: Irénée de Lyon. Démonstration de la prédication apostolique. SC 406./Éd. par A. Rousseau. – Paris: Cerf, 1995.   Русскиепереводы: 1.  Ириней Лионский, сщмч. Против ересей.// Ириней Лионский, св.Против ересей. Доказательство Апостольской проповеди./Пер. прот. П. Преображенского. – Изд. 2-е, исправ. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010. –  С. 21-537. 2.   Ириней Лионский, сщмч. Доказательство Апостольской проповеди.// Ириней Лионский, св.Против ересей. Доказательство Апостольской проповеди./Пер. проф. Н. И. Сагарды. – Изд. 2-е, исправ. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010. – С. 576-632.

http://bogoslov.ru/article/4278505

Сщмч. Ириней на основании учения ап. Павла о двух Адамах, выраженного только в нескольких тезисах, но поражающих своей богословской глубиной, построил целую сотериологическую теорию рекапитуляции, которая стоит в центре всего его богословия. По мнению священномученика, невозможно правильно понять искупление, если не смотреть на Христа в первую очередь как на нового Адама. Сотериологическая теория рекапитуляции утверждает, что не могло быть никакого подлинного обновления, оживотворения и спасения человека, если бы Сын Божий из-за Своей любви к падшему человечеству добровольно не снизошел до того, чтобы полностью отождествить Себя с первым человеком Адамом, сделавшись новым главой человеческого рода. БИБЛИОГРАФИЯ Источники: Adversus Haereses: 1.      Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre I. SC 263-264./Éd. par A. Rousseau et L. Doutreleau. – Paris: Cerf, 1979. 2.      Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre II. SC 293-294./Éd. par A. Rousseau et L. Doutreleau. – Paris: Cerf, 1982. 3.      Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre III. SC 210-211./Éd. par A. Rousseau et L. Doutreleau. – Paris: Cerf, 1974. 4.      Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre IV. SC 100, 2 vols./Éd. par A. Rousseau, B. Hemmerdinger, L. Doutreleau, et C. Mercier. – Paris: Cerf, 1965. 5.      Irénée de Lyon. Contre les hérésies, Livre V. SC 152-153./Éd. par A. Rousseau, L. Doutreleau, et C. Mercier. – Paris: Cerf, 1969. Demonstratio Apostolicae Praedicationis: Irénée de Lyon. Démonstration de la prédication apostolique. SC 406./Éd. par A. Rousseau. – Paris: Cerf, 1995. Русскиепереводы: 1. Ириней Лионский, сщмч. Против ересей.// Ириней Лионский, св.Против ересей. Доказательство Апостольской проповеди./Пер. прот. П. Преображенского. – Изд. 2-е, исправ. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010. –  С. 21-537. 2. Ириней Лионский, сщмч. Доказательство Апостольской проповеди.// Ириней Лионский, св.Против ересей. Доказательство Апостольской проповеди./Пер. проф. Н. И. Сагарды. – Изд. 2-е, исправ. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010. – С. 576-632.

http://pravmir.ru/hristos-kak-vtoroy-ada...

Фрагмент VIIIb, 44 (SC 123, 232). 122 Доказательство апостольской проповеди 78. 123 Против ересей 4, 27, 2. См. также 5, 31, 2: Господь пробыл до третьего дня «в преисподних [местах] земли (in inferioribus terrae)». 124 Против ересей 3, 20, 4. 125 Против ересей 4, 22, 1. 126 Диалог с Трифоном-иудеем 72. Подробнее о логионе Иеремии см.: J. Danielou. The Theology of Jewish Christianity. P. 235—237. 127 На песнь Моисея (PG 10, 612 A). 128 О Христе и антихристе 45 (PG 10, 764 B). 129 См., в частности: Климент Александрийский, Строматы 6, 6; Ориген. О чревовещательнице 7 (PG 12, 1024 A), и др. 130 Иов 38:17 (по переводу LXX). 131 Фрагмент III в цитации Никиты диакона (Hyppolitus Werke. GCS 1. Leipzig, 1897. S. 268). 132 Греческий оригинал утрачен. Ученые расходятся во мнениях относительно авторства «Апостольского предания». Авторство Ипполита признают Э. Шварц, Р. Коннолли, Г. Дикс и др.: E. Schwartz. Uber die pseudoapostolischen Kirchenordnungen. Strassburg, 1910; R. H. Connolly. The So-called Egyptian Church Order and Derived Documents. Cambridge, 1916; G. Dix. The Apostolic Tradition of St Hyppolitus. London, 1937. Ж. Мань, напротив, оспаривает авторство Ипполита: G. Magne. Tradition Apostolique sur les Charismes et Diataxeis des saints Apotres. Paris, 1975. 133 Апостольское предание 4 (Цит. в переводе протоиерея Петра Бубуруза по изд.: Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 2. М., 1996. С. 244). 134 Подробнее о теме сошествии во ад в евхаристических чинах Древней Церкви см. в: J. A. MacCulloch. The Harrowing of Hell. Edinburgh, 1930. P. 75—82. 135 Критическое издание «Стромат»: Clemens Alexandrinus. Band II: Stromata I—VI. Hrsg. von O. Stahlin, L. Fruchtel, U. Treu. GCS 52. Berlin—Leipzig, 1960; Band III: Stromata VII—VIII. Hrsg. von O. Stahlin. GCS 17. Berlin—Leipzig, 1970. S. 3-102. Этим изданием мы и пользовались при переводе нижеследующих фрагментов. Русский перевод, выполненный Н. Корсунским (Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892), представляет собой весьма вольное переложение памятника, сделанное, по-видимому, с французского перевода и во многих отношениях ненадежное. 136

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Но каким образом это непосредственное и явное научение от учеников Господа (νγεια) может служить надежным источником христианского познания и для всех последующих христиан? Чрез апостольское преемство епископов, отвечает святой Ириней, величайший из отцев II века. Ириней, епископ Лионский Исходной точкой зрения Иринея в вопросе о значении епископского авторитета служила его полемика с гностическими лжеучениями. В понимании христианского вероучения гностики не руководились никаким обязательным авторитетом, ставя выше всего свое личное, субъективное разумение. Они признавали писание и предание, но относились к ним с чрезвычайным произволом. „Когда обличают (еретиков) от писаний, говорит Ириней, они обращаются к обвинениям самих писаний, будто они неправильны, не имеют авторитета, различны по изложению и (говорят), что из них истина не может быть открыта теми, кто не знает предания. Ибо истина предана не через письмена, а живым голосом... Когда же мы отсылаем их опять к тому же преданию, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах чрез преемство пресвитеров, то они противятся преданию, говоря, что они мудрее·не только пресвитеров, но и апостолов, и что они нашли чистую истину“ (Против ересей, III, 2, 1. 2). Выше общего церковного предания они ставили тайное предание, предание, сообщенное апостолами лишь немногим избранным лицам (Против ересей, I, 25, 5). Пользование таким преданием открывало конечно безграничный простор для произвола гностиков. Вступая в борьбу с гностическими лжеучениями, Ириней прежде всего должен был утвердить обязательность авторитета церковного предания. Только последнее могло ограничить произвол гностиков и дать твердый базис для борьбы с ними. Отсюда учение о предании занимает в полемике Иринея фундаментальное положение. По учению Иринея, предание составляет необходимый источник вероучения рядом с писанием, пожалуй еще более необходимый, чем писание. Предание предшествовало писанию. Апостолы сначала устно проповедовали евангелие и лишь потом излагали его письменно (Против ересей, III, 1, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Идентификация автора осложняется еще и тем, что Евсевий Кесарийский упоминает некое анонимное соч. «Против ереси Артемона» (CPG, N 1915). В частности, он пишет, что «у многих и доныне сохраняются многие писания старых церковных писателей... [но] при отсутствии всякой точки опоры невозможно определить ни время их написания, ни время событий, о которых они рассказывают. Очень много дошло сочинений, даже заглавий которых нельзя назвать. Все они написаны правоверными церковными писателями (что видно из того, как они толкуют Писание), но нам неизвестными, ибо в заглавии имя их не приведено» ( Euseb. Hist. eccl. V 27). Далее он сообщает, что кто-то из этих древних писателей составил сочинение против ереси Артемона. В цитате же из этого сочинения говорится, что эта ересь появилась при еп. Викторе, к-рый отлучил за нее Феодота Сапожника, но при его преемнике еп. Зефирине «истину стали искажать» (Ibid. V 28. 1-6). Ряд исследователей увидели в этом намек на схизму, к-рая описывается в «Опровержении всех ересей». Кроме того, Феодорит сообщает, что Артемон был монархианином и соратником Феодота Византийца, отлученного Римским еп. Виктором, и против него был составлен «Малый лабиринт», который некоторые считали сочинением Оригена ( Theodoret. Haer. fab. 2. 5). Свт. Фотий также отмечал, что в схолии на полях имевшейся у него рукописи с соч. «О вселенной» говорилось, что некоторые приписывали сочинение под названием «Лабиринт» Оригену ( Phot. Bibl. 48). На этом основании мн. исследователи делали вывод, что анонимное соч. «Против Артемона» имело др. название - «Малый лабиринт». Поскольку в «Опровержении всех ересей» встречается выражение «лабиринт ересей» ( Hipp. Refut. X 5. 1), «Малый лабиринт» пытались отождествить либо с кратким антиеретическим трактатом, который предшествовал «Опровержению...», либо, наоборот, с эпитомой «Опровержения...», которой пользовались ересеологи IV-V вв. Хотя во 2-й пол. XX в. возобладало мнение, что соч. «Против ереси Артемона» все-таки следует исключить из списка возможных работ И. Р., оно продолжает обсуждаться в связи с корпусом творений И. Р. как его возможная составляющая ( Brent. 1995).

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

Максима Исповедника . По мнению Ганса фон Бальтазара, уже « Григорий Нисский в некоторых отношениях полагает начало тому гностическому динамизму в византийской философии, логическим завершением которого был гнозис Достоевского, Соловьева и Бердяева» (Balthasar Н., von. Presence et penseë essai sur la philosophie religieuse de Gregoire de Nysse. Paris, 1988. P. 90). 63 Aland B. Gnosis und Christentum//The Rediscover) of Gnosticism: Proceedings of the International Conference on Gnosticism at Yale New Haven, Connecticut, March 28–31, 1978/Ed. B. Layton. Vol. 1. Leiden, 1980. P. 348. 73 Idem., Delimitation of the Gnostic Phenomenon//Le origini dello Gnostdcismö Colloquio di Messina 13–18 Aprile 1966/Ed. U. Bianchi. Leiden, 1967. P. 92. 75 Aland В. Erwahlungstheologie… S. 150; Mebat A. «Vraie» et «fausse» gnose d’apres Clement d’Alexandrie//The Rediscovery of Gnosticism: Proceedings of the International Conference on Gnosticism at Yale New Haven, Connecticut, March 28–31, 1978/Ed. B. Lavton. Vol. 1. Leiden, 1980. P. 429. 78 Haardt R. Gnosis und Freiheit. ‘Die Gnosis ist Freiheit’ (Evangelium nach Phillipus 132,10): Einige Bemerkungen zur Exposition des Problems//Ex Orbe Religionum: Studia Geo Widengren. Pars Prior. Leiden, 1972. S. 443. 90 Qnispel G. La Conception de l’homme dans la gnose valentdnienne//Eranos-Jahrbuch. 15, 1947. S. 250. 91 Pagels E. The Orthodox Against the Gnostics: Confrontation and Inferiority in Early Christianity//The Other Side of God: A Polarity in World Religion/Ed. Peter Berger. New-York, 1981. Pp. 71–72. 95 Например, у Иринея (Против ересей 1.5.4, 1.29.4, 1.30.6), у Ипполита (Опровержение всех ересей 6.33, 6.36.2), в текстах из Наг-Хаммади (II, 4.86.30, 94.22). 98 Lobr W. Basilides und seine Schulë Eine Studie zur Theologieund Kirch-engeschichte des zweiten Jahrhunderts. Tubingen, 1996. S. 76. 104 Aland В. Gnosis und Kirchenvater: Ihre Auseinandersetzung um die Interpretation des Evangeliums//Gnosis: Festschrift fiir Hans Jonas. Gottingen, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010