Опору против Аспара и готов Лев нашел в исаврах. В изложении о правлении Феодосия было отмечено, что исавры сослужили большую службу империи в грозную годину нашествия Аттилы. Их вождь, принявший греческое имя Зенона, был удостоен консульства в 448 году, занял пост магистра армии Востока и вошел в круг высшей знати. В составе гарнизона столицы был с тех пор корпус исавров, деливший эту службу с готами. Зенон, после своего консульства, вел себя так, что Феодосий заподозрил его в стремлении посягнуть на государственный переворот. Поэтому он хотел послать Максимина в Исаврию с поручением захватить крепости этой страны, чтобы тем самым ослабить для Зенона возможность попытки сделать восстание. 1025 Но этот план не был приведен в исполнение. Зенон пережил Феодосия и умер в правление Маркиана. Упоминание о его смерти у Иордана заставляет предположить, что был какой-то бунт, опасный для империи, во главе которого стоял Зенон. 1026 Когда Лев вступил на престол, исавры находились в большом числе на службе в столице. Лев сформировал из них особый дворцовый отряд, носивший имя экскувитов. Если схолы с давних пор комплектовались из германцев и в Константинополе – преимущественно из готов, то экскувитов Лев стал набирать из исавров. 1027 Вынужденный впоследствии начать борьбу против могущества Аспара и теснее сблизиться с исаврами, чтобы иметь опору против готов, император Лев выдал за одного из исаврских вождей, по имени Тарасикодисса, отец которого носил имя Русумбладеот, свою старшую дочь Ариадну. Тарасикодисса принял имя Зенона, своего славного соплеменника, 1028 и был удостоен консульства на 469 год. Вандалы. Дела на Западе. Смерть Аспара и ее последствия. Смена лиц на Римском троне В ту пору, когда воцарился Лев, самым опасным врагом империи был царь вандалов Гензерих. Смелый и предприимчивый, кипевший энергией, счастливый во всех своих начинаниях, Гензерих считал Африку завоеванной страной и организовал свое царство на новых началах. Он никогда не был федератом империи, не носил никаких римских чинов и званий, как Аларих и другие цари германских племен, и чувствовал себя свободным от всяких обязательств в отношении империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Библиография Источники Alcinous. Didaskalikos/P. Louis (ed.). Paris, 1945. S. Alexander Episcopus Alexandrinus. Epistolae De Ariana Haeresi//J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Graeca) (далее – PG). In 161 t. Paris, 1857–1866. Vol. 18: 547–584. Alexander Aphrodisiensis. In Aristotelis analyticorum priorum librum i commentarium//M. Wallies (ed.). Alexandri in Aristotelis analyticorum priorum librum i commentarium [Commentaria in Aristotelem Graeca 2.1. Berlin: Reimer, 1883]: 1–418 (Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine – Irvine, CA. URL: http://www.tlg.uci.edu/, далее – TLG). Alexander Aphrodisiensis. In Aristotelis metaphysica commentaria//M. Hayduck (ed.). Alexandri Aphrodisiensis in Aristotelis metaphysica commentaria [Commentaria in Aristotelem Graeca 1. Berlin: Reimer, 1891]: 1–837 (TLG). Alexander Aphrodisiensis. In Aristotelis topicorum libros octo commentaria//M. Wallies (ed.). Alexandri Aphrodisiensis in Aristotelis topicorum libros octo commentaria [Commentaria in Aristotelem Graeca 2.2. Berlin: Reimer, 1891]: 1–591 (TLG). S. Amphilochius Iconiensis. Sententiae et Excerpta//PG 39: 97–118. S. Anastasius Sinaita. Quaestiones//PG 89: 329–824. S. Anastasius Sinaita. Viae dux adversus Acephalos//PG 89: 35–310. Aristoteles. Historia Animalium/I. Bekker (ed.). Berlin, 1837–1870. Aristoteles et Corpus Aristotelicum. Ethica Nicomachea//I. Bywater (ed.). Aristotelis ethica Nicomachea. Oxford: Clarendon Press, 1894 (repr.: 1962): 1–224 (1094 a 1–1181 b 23) (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Contra Apollinarlum Liber Primus//PG 26: 1093–1132. S. Athanasius Alexandrinus. De Decretis Nicaenae synodi// PG 25: 411–476. S. Athanasius Alexandrinus. De incarnatione et contra Arianos//PG 26: 983–1028. S. Athanasius Alexandrinus. De Sententia Dionisii//PG 25: 479–522. S. Athanasius Alexandrinus. De Synodis//PG 26: 681–794. S. Athanasius Alexandrinus. De titulis psalmorum. Psalom XL//PG 27: 809–812. S. Athanasius Alexandrinus. De Virginitate//PG 28: 251–282.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1019 Общее заглавие: « Περ πρνοιας », — De providentia. Con. начинает 8-ю книгу: De Providentia…, etc. 1020 Вм. της προαιρσεως в D. 1, A. 3, Con. и Vall, της πραξεως (actione), что одобряет и Matth., хотя мысль от этого почти не изменяется. 1021 Иначе с греч.: «не достигает цели». 1022 Точнее с греч.: «то следующее за рассуждением о том, что в нашей власти, есть рассуждение о провидении». 1023 В лат. Ant. добавлено: quaerendum est. 1024 Буквально: с подлинника — «дела». 1025 Буквально: «невероятнейшее» (Matth. Var. lectiones. p. 333). 1026 Т.е. — не только к одним христианам; в D. 1: «не только к одним иудеям». 1027 Т.е. греки. 1028 Буквально: с греч.: «никогда нисколько не изменяющееся». 1029 Точнее: «каким образом совершалось бы, одинаково распределяемое». 1030 Иначе: «сообщается такого рода случай " … и т. д. 1031 Буквально: «некоторыми» ( πο τιμν ). 1032 Accidit — см. лат. перев. Ant. 1033 В лат. переводе добавлено: «spectandi causa». 1034 Таковы у Немесия космологическое и нравственное доказательства существования промысла Божия. 1035 У пер.: бытии — ред. 1036 Буквально: с греч.: «прилежные, трудолюбивые». 1037 Точнее: «одинаковую красу». 1038 Переводим метонимически; буквально — «храмами», в которых, конечно, совершаются священнодействия. О таком значении слова περιβολος см. у Matth. Var. lectiones p. 336. Таково у Немесия психологическое доказательство существования промысла. 1039 Буквально: «естественно возгревающаяся в неизвращенных (натурах)». 1040 В лат. Ant. добавлено: «in posterum tempus». 1041 В лат. перев. — религия. 1042 Буквально: «не уделяет наград поступающим хорошо». 1043 Δι υερων можно еще перевести: «посредством сновидений». 1044 Иначе: «многие предсказания изречены относительно каждого поколения». 1045 Точнее с греч.: «устрашаются ночью и по дням». 1046 Ср. И. Дамаскин, Цит. соч., гл. 29, стр. 111 по рус. пер. 1047 См. более полный лат. пер. Ant. В греч. подлиннике здесь — один длинный период в вопросительной форме. 1048 У пер.: никакой прибавки — ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

Но здесь нужно остерегаться противоположного заблуждения, что будто бы римская империя снова была перенесена на старое место, как это силятся доказать папские энтузиасты, что будто бы империя Карла была прочным и развивающимся организмом от времен Карла до Рудольфа, или что коронование Карла и Оттона в Риме сокрушило непрерывность империи на Босфоре или, по крайней мере, ослабило ее авторитет и престиж. Напротив, эти западные церемонии затрагивали ее лишь на мгновение и более со стороны ее самочувствия, чем со стороны власти. Западная империя, сколь бы мощные люди не держали ее скипетр и какие бы порывы силы по временам она ни развивала, долго не сознавала своего значения и мощи: она являлась скорее каким-то туманным, пустым и неопределенным символом чести, а не прочной и признанной системой управления. За все это время (византийские) императоры в своих раскрашенных сапожках регулярно короновались в св. Софии; все они участвовали здесь в богослужении, и все жило и устроялось под их покровительством. При каждой династии и во все века они владели одними и теми же дворцами на Босфоре, правили той же громадной бюрократической машиной, устрояли одну и ту же армию и флот; они поддерживали те же самые церкви, библиотеки, монастыри и театры, без всякого прерыва, не смотря на то, что мусульманские завоеватели опустошали и захватывали их азийские провинции или что франские и саксонские правители попирали их авторитет и похищали их титулы. Империя Франков и Тевтонов не имела ни систематического управления, ни постоянного местопребывания: империя же греков обладала всеми отличительными признаками прочно выработанной и связной государственной системы. Во всей истории нет ничего более поразительного и достойного изучения, как постоянная способность этой Римской империи к самовозрождению. Занимательно наблюдать сменяющиеся эпохи прилива и отлива в ее протяжении и силе. Удивительное возрождение при Юстиниане, и потом при Ираклии, в шестом и седьмом веках, достаточно известно читающей публике, – известно, по крайней мере, столько же, как и смуты, происходившие при их преемниках. Более блестящий и продолжительный подъем при Исаврийской династии и потом Василианской, – весь период от 717 года по 1028, – менее знаком читателям, и однако он богат событиями, как роман. Анархия, последовавшая за падением жалкого тирана Юстиниана II, казалось, грозила всей империи разрушением, но от этой участи оберегли ее исавряне (или сирийцы), – Лев III, его потомки и преемники; затем, еще раз порядок и империя были спасены Василием Македонянином и его преемниками, царствовавшими 160 лет. Прогрессивный натиск побеждающего мусульманства поднял всю империю на защиту своего существования, и на всем протяжении восьмого, девятого и десятого веков мы встречаем последовательный ряд государственных мужей и полководцев из Малой Азии и Фракии, политика и подвиги которых не менее достойны памяти, чем и все другое на тогдашнем Востоке или Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Из предисловия к Исагоге следует, что первоначально в ходе анакатарсиса " обилие древних законов " (πλτος τν παλαιν νμων) было " очищено " от позднейших наслоений и неточностей и сведено в 40 книг. Как самостоятельный этот сборник не сохранился, но он составил основу для последующих законодательных сводов. В дальнейшем была составлена Исагога, в которой заметно влияние Эклоги иконоборцев (особенно в установлениях, касающихся брака). На смену Исагоге вскоре пришли Василики, а затем Прохирон. Василики стали крупнейшим кодификационным трудом Македонской династии. Их первичная форма, возникшая при Льве VI около 888 года, получила название τ βασιλικ ξ βιβλα - «императорские 60 книг». Вероятно, при Константине VIII (1025-1028) " 60 книг " были подвергнуты дальнейшему редактированию, в результате чего возник сборник, называемый с XI века Василиками (τ Βασιλικ). Свод охватывает почти исключительно законы Юстиниана; в области уголовного права отмечены также заимствования из Исагоги при заметном влиянии Эклоги. Составление Прохирона ( Πρχειρος νμος, букв.- удобный для использования закон) ранее датировалось 879 годом или временем между 870 и 878 годами, новейшие исследования (А. Шминк) относят его к 907 году, т. е. к концу правления имп. Льва VI. Прохирон воспроизводит законодательство Юстиниана. В предисловии Исагога подвергается критике за следование законодательству иконоборцев. Некоторые исследователи видят в этом стремление Льва VI ослабить влияние Церкви (в частности, влияние последователей патриарха Фотия, занимавшего резко негативную позицию в отношении четвертого брака императора) на законотворческую деятельность. Подобно Исагоге, Прохирон также состоит из 40 титулов, повторяет некоторые ее установления и распределение материала по титулам. В интитуляции Прохирона упоминаются имена имп. Василия I (отца Льва), Константина (умершего в 879 брата Льва) и самого Льва - т. о., данный сборник включается в традицию кодификации законов, восходящую к основателю Македонской династии. Как следует из предисловия к Прохирону, в ходе работы по кодификации был составлен также (несохранившийся) сборник справочного характера, в который вошли юстиниановские законы, утратившие к тому времени силу.

http://drevo-info.ru/articles/13679354.h...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Социальный патронат грозит деградацией самого общества» 01.10.2012 1028 Время на чтение 11 минут Глава АРКС России, директор Центра правовых экспертиз и законодательной деятельности Ольга Леткова в интервью «Полит.ру» рассказала об угрозах, которые таит в себе принятие закона о социальном патронате семьи. По словам эксперта, сферу опеки ждет резкий скачок коррупции и самоубийств, а общество - потеря целых поколений детей и неминуемая деградация. Ольга Леткова Ольга Владимировна, законопроект о «социальном патронате», или, если официально, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», прошел в Госдуме первое чтение. Вы активно боретесь с законопроектом с весны 2012 года. Расскажите, пожалуйста, какие шаги вы предприняли, чтобы воспрепятствовать движению документа, и почему вам это не удалось? 15 мая мы организовали митинг на Пушкинс кой площади в Москве , участие в котором приняли движения «Суть времени», «Союз православных граждан», «Всероссийское родительское собрание» и наша «Ассоциация родительских комитетов и сообществ России», а также представители РПЦ. На этом митинге был дан старт кампании против внедряемой в России ювенальной юстиции и законопроекта о социальном патронате, в частности. Большим успехом можно считать, что многие регионы откликнулись на наш призыв к объединению и провели у себя протестные мероприятия. После этого мы начали собирать подписи и провели в июле еще один митинг в Москве, который собрал уже более 3 тыс. человек. Тогда же к нам стали съезжаться люди из регионов. 135.000 подписей. Фото: arks.org.ru Мы сумели собрать и передать в Госдуму 70 тысяч подписей граждан только против ввода данного законопроекта. Нам в Думе даже пришлось выделить целую комнату, потому папки со списками не умещались на столах. После этого нас пригласили в Госдуму, где пообещали, что не будут ничего принимать без обсуждения с общественностью и с экспертным сообществом. Нам пообещали провести круглые столы по всем законопроектам, касающимся предложенных к введению элементов ювенальной юстиции. Полное согласование нам обещала лично глава комитета Думы по вопросам семьи, женщин и детей «эсер» Елена Мизулина. Нас обнадежили еще и тем, что готовы включить в рассмотрение несколько наших предложений (у нас есть своя альтернативная родительская концепция и свой законопроект).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

В основе этики утилитаризма (И. Бентам, Дж. Милль) Попов находит убеждение в изначальной эгоистичности человеческой природы и отрицание возможности бескорыстных движений воли с точки зрения теории познания. В связи с этим он критикует также гедонистическую этику, рассматривает взгляды Рибо, даже опыты Вейсмана и проблему наследования приобретенных признаков… В отношении последней он делает вывод, что она не решена окончательно и «продолжает разделять биологов», а потому сей камень в здании эволюционной этики «нужно признать по меньшей мере ненадежным» 1025 . В целом, утилитаризм, согласно Попову, оказывается одной из форм эвдемонизма, но весь характер христианства «как религии самопожертвования» говорит против эвдемонистического понимания нравственности 1026 . Под рубрикой «мораль бескорыстных чувств» И. В. Попов объединил взгляды весьма различных по духу и времени жизни мыслителей – Кирхмана и Шопенгауэра, Шефтсбери и Хатчесона… В учении И. Кирхмана (1802–1884) на первое место выдвигается «чувство уважения». По мнению Попова, последнее неотделимо от чувства удовольствия, а стало быть, и не вполне бескорыстно; оно «не имеет никаких преимуществ сравнительно с другими чувствами, предметом которых служит собственное я», оно «не уясняет возможности происхождения содержания нравственности из произвольных волений авторитета», оно «приобретает истинно-нравственный характер , если соединяется с любовью» 1027 . Однако сама тема «уважения» не прошла для Попова бесследно. Нравственное поведение, с его точки зрения, ведет к «самоуважению» : «Когда поступающий согласно с требованием нравственности чувствует свое единство с повелевающим авторитетом, исчезает чувство подавленности, собственного принижения, которым начинается уважение, заповедь авторитета перестает быть чуждой и воля исполняющего отождествляется с волею заповедающего» 1028 . Эта тема была прекрасно разработана еще пиетистами XVIII века, и герой романа К. Ф. Морица «Антон Райзер» (1783–1790) постепенно тоже пришел к пониманию того, что основой добродетели (Basis der Tugend) является самоуважение (Selbsachtug)…

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Camelot C. Th., Hellénisme, DS 7,1 (1969) 153–156. Daniélou J., Platonisme et théologie mystique. Essai sur la doctrine spirituelle de saint Grégoire de Nysse, Paris 1954, cc. 61–66, 92–97. Dirking A., Die Bedeutung des Wortes Apathie beim hl. Basilius dem Grossen, in Theologische Quartalschrift 134 (1954) 202–212. Guillaumont А., Вступ. ст. к кн.: Évagre, Traité pratique, SC 170 (1971) 98–112. Konstantinou E.G., Die Tugendlehre Gregors von Nyssa, Würzburg 1966, cc. 138 слл. Labriolle C. de, Apatheia, in Mélanges... A. Ernout, Paris 1940, cc. 215–223. Mozley J. K., The impassibility of God, Cambridge 1926. Pire H. D., Pitié ou insensibilité? Le témoignage de Clément d’Alexandrie, Thuillies 1939. Pire H. D., Sur l’emploi des termes Apatheia et Eleos dans les oeuvres de Clément d’Alexandrie, in Revue des sciences philosophiques et théologiques 27 (1938) 427–431. Pohlenz M., Vom Zorne Gottes. Eine Studie über den Einfluss der griechischen Philosophie auf das alte Christentum, Göttingen 1909. Rüther Th., Die sittliche Forderung der Apatheia in den beiden ersten christlichen Jahrhunderten und bei Klement von Alexandrien, Freiburg im Br. 1949. Špidlik T., Apatheia, DIP 1 (1974) 714–715. Theodorou E., Apatheia, in Threskeutiké каг éthiké enkyklopaideia, vol. II, Афины 1963, 1028. Völker W., Fortschritt und Vollendung bei Philo von Alexandrien, Leipzig 1938, cc. 126–138. Воля Божия Jacquemin E. – Léon-Dufour X., Volonté de Dieu, VTB (1970) 1381–1386. Michel A., Volonté de Dieu, DThC 15,2 (1950) 3309–3374. Wetter F., Wille Gottes, LThK 2 10 (1965) 1161–1163. Послушание Capelle С., Le voeu d’obéissance des origines au Xlle siècle, Paris 1959. Gribomont J., Obéissance et Evangile selon saint Basile le Grand, in VS Suppl. 21 (1952) 192–215. Hausherr I., L’obéissance religieuse, Toulouse 1967. Holstein H., Gouvernement spirituel, DS 6 (1967) 644–669. Lécuyer J., Docilité au Saint-Esprit, DS 3 (1957) 1471–1497. Mouratides К., Монашеское послушание в древней Церкви (на греч. яз.), Афины, 1956.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Античный мир тоже имел ясное понимание «социальной природы» человека, и в то же время он любил свободу и независимость, необходимые условия для развития отдельно взятой личности 1025 . Отцы никогда не отрицали естественных потребностей, однако предупреждали, что они с трудом сочетаются со средой людей, которые презирают заповеди Господа, и что нужно, следовательно, присоединиться к жизни тех, кто «соединены одним и тем же духом» 1026 . Соединение в едином духе, как кажется, способствует некоторой исключительности, но на деле превосходит ее. Поскольку единение христиан порождает любовь, всеобщую по своей природе, которая является наиболее верным путем, ведущим к совершенному соединению с Богом все человечество. Единство любви к Богу и любви к ближнему Необходимость любить Бога и ближнего выражена совершенно однозначно и не может оспариваться. «Всемогущий Бог, – пишет Дадишо Катрайа, – повелел народу Израиля любить Бога и ближнего по отдельности, а не в их единстве в Духе; Сын Божий открыл и дал нам, христианскому народу, познать внутреннюю взаимосвязь этих двух типов любви, их единство и подобие» 1027 . Эту взаимосвязь иллюстрируют многочисленные утверждения. Учение, упомянутое выше, трактует образ Божий в человеке. Роль любви, говорит преп. Евагрий, состоит в том, чтобы «вести себя по отношению ко всякому образу Божию так же, как по отношению к Первообразу, тогда как бесы пытаются осквернить этот образ» 1028 . Так и усыновление: тот не любит Отца, кто не любит в то же время Сына, возлюбленного Отцом 1029 . Отечники рассказывают, что Аполло, «когда приходили к нему просить об услуге, уходил счастливый, говоря: «Я буду работать сегодня со Христом для блага моей души, так как Он – ее вознаграждение» 1030 ». Тем не менее это единство двух видов любви может быть рассмотрено иначе: любовь к ближнему как условие нашей любви к Богу или, напротив, как ее следствие. Для Феодорита Кирского любовь к ближнему и любовь к Богу суть делание и созерцание 1031 , первое, таким образом, предшествует второму. Итак, как говорит св. Василий, «кто любит ближнего, исполняет полученную заповедь любить Бога» 1032 . С другой стороны, любовь к Богу придает форму нашей любви к ближнему, она стимулирует ее и делает ее истинной; по Иоанну Златоусту она как «душа» по отношению к «телу» 1033 . Авва Дорофей прибегает к следующему сравнению: кто приближается к Богу – движется к центру окружности, вот почему святые так похожи друг на друга 1034 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Что представлял из себя хазраний, – за отсутствием данных не можем сказать. Может быть, последним термином в отличие от обычного архиерейского жезла обозначалась обыкновенная трость, батог наших древнерусских святителей и вообще предков. Временник Общ. Ист. и Древн. кн. XV, стр. 116; сн. 105. 1027 Рукоп. Московск. Синод. библ. 426 лл. 453, 524–525, 528 об., 534 об.; 425 лл. 6 об., 202; 428 лл. 90, 91. Составитель выходов патр. Адриана, описав подробно торжественное служение последнего 1 апр. 1693 года, в субботу акафиста, заметил между прочим: «А посоха подьяки не держали, учинилось в забвении, а надобно держать: в прошлых летех держали». Рукоп. Моск. Синод. библ. 93 л. 293. 1028 Как это делает, например, г. Фармаковский в Извест. Русск. Археолог. Инстит. в Константинополе, т. VI, в. 2–3, стр. 329. 1029 О символическом значении жезла в иудейском и христианском мире довольно подробные и обстоятельные сведения даны у Kraus’a в Real-Encyklopädie d. christl. Alterthümer, В. II, S. U. Stab. 1030 В качестве древнейшего свидетельства в пользу употребления посохов верующими при богослужении вообще, на литургии в частности, приводят слова Гонория Августодонского: Dum euangelium legitur, baculi de manibus deponuntur (Gemin. anim. I, 24). Констатируемый им церковный обычай, подтверждаемый между прочим и 26-ю главою нашего Устава, не был во всяком разе в церкви явлением изначальным, повсюдным и всеобщим, как справедливо отмечают то некоторые исследователи. Martigny, Dictionnaire des Antiquités chrétiennes, sub voce: baton; cfr. Kraus’a Real-Encyklopädie, s. v. Stab. В. II, s. 778. 1032 Hic ergo Dominus et Deus noster… ovis et pastor in nobis est, quia nos invisibili baculo et salutari virga intus regit, ut etiam si ambulemus in umbra morti, non timeamus mala, quia nobiscum Deus est (Epist. ad Florent. n. 2). Данные о времени появления, литургическом употреблении и наиболее древних изображениях архиерейского посоха на памятниках, относящиеся к западной церкви, довольно полно представлены у Kraus’a в Энциклопедии (s. v. Stab) и у Бока в Geschichte der liturgischen Gewänder, В. II. SS. 218–226. 1033 Huic (episcopo) dum consecratur datur baculus, ut ejus indicio subditam plebem vel regat vel corrigat vel infirmitates infirmorum sustineat (De offic. eccles. II, 7). Те же самые мысли и почти в одинаковых выражениях повторил, касаясь архиерейского посоха, как одного из отличий епископского сана, и Беда Достопочтенный .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010