Итак, вот первый несомненный пример того, что Русские зимуют в Азии, даже около Трапезунта, и один из нескольких случаев, когда они решают судьбу битв в пользу византийского императора. Ничтожный и беспечный брат Василия II, Константин VIII, в продолжение своего царствования (1025–1028 гг.) больше был озабочен ипподромом и театром, чем защитою границ империи против ее врагов, между которыми самыми опасными были Сарацины. Но за то первым делом императора Романа III (1028–1034 гг.) был большой поход именно против Сарацин, владевших Сирией. Пселл (стр. 33), рассказываяоприготовлениях Романа к безрассудному и ничем не вызванному, в его глазах, предприятию, с некоторой иронией описывает состав армии, собранной для похода. Император «собирал и устраивал всяческое войско, увеличивая число полков и выдумывая новые, стягивая наемные силы и набирая новое множество, как будто намереваясь с первого натиска захватить варвара. Он думал, что если он соберет число войска более надлежащего, и особенно если внесет разнообразие в греческий строй, το уже никто не выдержит, когда он нагрянет с такою громадою своих и союзников» (ξενικς τε συγκροτων δυνμεις – – τοσοτω πιν πλθει δ τε κα συμμαχκ). Мы видели и еще несколько раз увидим, что главные наемники и союзники Византийского императора в истории Пселла суть Тавроскифы, то есть, Русские. 30 Поход Романа Аргира кончился самым бедственным образом. В сражении около Халепа (Веррии, Βρροια), – присутствие славянского элемента в этом сражении замечено местными летописцами, 31 – император был разбит на голову и едва успел спастись в Антиохию, благодаря мужеству иностранной дружины, его окружавшей (август 1030 г.): κθμως γωνισαμνων τν βασιλικν ταρων κα διασωσντων – – τν βασιλα (Cedren. II, 493). Начальник этой иностранной дружины царских телохранителей, или великий этериарх (μγας ταειρχης), по имени Феоктист, вскоре был опять отправлен в Сирию с значительными силами греческими, а также иностранными (Cedren. II, 495: μετ δυνμεως δρς «Ρωμαων τε κα θνικν). Последнее выражение (θνικς) означает совершенно то же самое, что у Пселла было названо союзным отрядом (συμμαχικν). Оно вполне объясняется одним местом в истории Пселла (стр. 221 сл.). которое мы и приводим для избежания длинных рассуждений: α συμμαχικα δυνμεις πσαι παρ τν θνν (– θνικς) ατος παρεγζνοντο, »Ιταλο τε κα Ταυροσκθαι; то есть, союзные силы, какие пришли к Грекам от языков (народов), Итальянцы и Тавроскифы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Ряд эпигонов открывается фигурой преемника Василия II, его брата Константина VIII (1025–1028). В течение полувека он был бездеятельным соправителем своего великого брата, и теперь, достигнув единоличного правления, продолжал играть роль представителя государства вместо того, чтобы управлять им. Ему недоставало не столько дарований, сколько силы характера и чувства ответственности. Государственные дела он поручил другим, а сам проводил время в пирах и играх ипподрома, беззаботно проматывая накопленные при Василии II казенные деньги. Важной проблемой было урегулирование престолонаследия, поскольку престарелый император не имел потомства мужского пола. Из трех его дочерей старшая, Евдокия, лицо которой было обезображено оспой, приняла монашеский постриг; в противоположность ей две младшие, уже далеко не юные принцессы, Зоя и Феодора, в качестве последних представительниц Македонской династии сыграли значительную роль в византийской истории последующих десятилетий. Странным образом, лишь на смертном одре Константин VIII озаботился тем, чтобы выдать замуж одну из уже немолодых принцесс и присмотреть ей подходящего супруга. В последний момент выбор пал на эпарха города Романа Аргира. Должность эпарха Константинополя с древности была в большой чести. В XI в. ее значение еще более возросло. Если уже в «Книге церемоний» говорилось, что эпарх является «отцом города», то в XI в. один писатель уже мог сказать, что власть у эпарха – царская, разве что без порфиры 725 . Как носитель этого высокого достоинства и как представитель одной из знатнейших византийских семей Роман Аргир был наиболее видным представителем столичной чиновной знати. 12 ноября 1028 г. он женился на пятидесятилетней Зое и через три дня, после смерти Константина VIII, вступил на престол 726 . Как типичный аристократ, Роман III Аргир, хотя ему было уже за 60, отличался приятной наружностью и имел подобающее образование. Качества правителя у него совершенно отсутствовали, однако он вдохновлялся великими историческими примерами, которым, как истинный эпигон, одержимый безудержным тщеславием, он стремился подражать. То его идеалом был Марк Аврелий – и он вел философские беседы; то Юстиниан – и он возводил роскошные постройки; то затем Траян или Адриан – и тогда он воображал себя полководцем, который любит войну, пока наконец серьезное поражение, постигшее его в Сирии, не привело его несколько в чувство. Положение спас выдающийся военачальник Георгий Маниак, который здесь впервые появляется на исторической сцене. Благодаря своим победоносным операциям, которые увенчались взятием Эдессы (1032), он смог еще раз продемонстрировать превосходство Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

172 . Kaplan Μ. Les moines et le clergé séculier à Byzance (V е -XII е siècles)//Moines et monastères dans les sociétés de rite grec et latin: Études publiées avec le concours de la Fondation Singer-Polignac/Ed. Lemaitre J.-L., Dmitriev M. and Gonneau P. Genève 1996. 293–311. (АЕНЕ. IV е Section: Hautes Études Médiévales et Modernes. 76). 173 . Pargoire J. Les débuts du monachisme à Constantinople//RQH 1899. Janvier. 69–79. [И отд. изд.]. 174 . Pargoire J. Un mot sur les acémètes//EO 2. 1899. 304–308. 175 . Phountoulis I. Μ. εκοσιτετρωρος κομητος δοξολογα. θναι 1963– Персоналии Александр Акимит BHG 47 176 . Vie d’Alexandre l’Acémète. Texte grec et traduction latine/Ed. De Stoop E. 1 1911. (PO 6:5, 30). Turnhout 1980. 645–657. 177 . Виноградов А Ю. Александр Константинопольский//Православная энциклопедия. М. 2000. 1. 526. Ипатий, игумен Руфинианского м-ря в Вифинии BHG 760 178 . Житие, сост. Каллиником: Callinicos. Vie d’Hipatios/Ed. Bartelink G. J. M. P. 1971. (SC 177). 179 . Woelfle E. Der Abt Hypatios von Ruphinianai und der Akoimete Alexander//BZ 1986. 79. 302–309. Маркелл Акимит BHG 1027z-1028 180 . Дометафр. житие: Dagron G. La vie ancienne de saint Marcel l’Acémète//AB 1968. 86(1/2). 271–321.=BHG 1027. 181 . Житие, сост. Симеоном Метафрастом : PG 116, 705–745.=BHG 1028. Иоанн Каливит BHG 868–869h; BHO p. 11–12; BibS 6, 640–643 182 . Chiesa P. Vita e morte di Giovanni Calibita e Giovanni l’Elemosiniere. Due testi «amalfitani» inediti. Salerno 1995. 126. (Società Salernitana di Storia Patria. Quaderni Salernitani. 1). 183 . Esbroeck M. van. La Vie de Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//OrC 1998. 82. 153–183. 184 . Kaster G. Johannes Kalybites (der Hüttenbewohner)//LCI 7. 139–140. 185 . Les moines acémètes. Vie des saints Alexandre, Marcel et Jean Calybite/Trad. Baguenard J.-M. Bellefontaine 1988. 260. (Spiritualité orientale. 47). 186 . Riedinger U. Pseudo-Dionysios Areopagites, Pseudo-Kaisarios und die Akoimeten//BZ 1959. 52. 276–296. Синайское монашество

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Василий II и Константин VIII 976–1025 Василий и Константин, дети Романа II-ro и внуки Константина Багрянородного, воцарившиеся по смерти Цимисхия, в своем лице восстановили на визант. престоле ряд государей македонской династии, прерванный на время Никифором Фокой и Иоанном Цимисхием. Многолетнее царствование Василия и Константина описано у Манассии кратко; оставлено без упоминания и важнейшее для нашей истории событие – крещение св. Владимира и Руси, – которое, впрочем, игнорируется и другими греч. летописцами, – быть может потому, что обстановка этого события была не весьма приятна для византийского национального самолюбия. Сравнительную характеристику царей – братьев Манассия дает такую: «правду говорит пословица: из одной глины таз и бокал, из одного дерева метла и кропило; по своей жизни братья были различны до противоположности и совершенно не соизмеримы. Василий гнушался удовольствиями, заботился о воинских делах, отличал мужей доброконных, вооруженных, медногрудых, готовых на брань; Константин же – напротив. Он терпеть не мог видеть железных наколенников, шпор и кольчуг, даже, во сне не хотел слышать ни стука военных колесниц, ни звука воинской трубы, ни воинских криков, ни бранного шума. Он проводил все время за роскошными и тучными трапезами и в обществе бесстыдных женщин, плясуний, гитаристок и всяких артисток, – даже когда был уже глубоким стариком. Душу же имел страшливую и боязливую и по пустому навету многих ослеплял, якобы подкапывающихся под его власть» 352 . Воинственный Василий, прозванный за свои опустошительные для болгар войны булгароктоном т. е. «болгароубийцей», умер раньше (1025 г. дек. 16); изнеженный Константин пережил брата почти тремя годами ( 1028 г. ноября 17). История последующих за тем четырех императоров группируется около дочери Константина VIII, Зои, – так как трое из них были ее мужьями, а четвертый усыновленным племянником. Первым мужем Зои был Роман III, Аргиропул 1028–10134 Обстоятельства воцарения Романа так изображается у Манассии: «имея только двух дочерей, заботясь о них, и поверив какому-то предсказанию, что после него должен властвовать Роман, Константин обращает внимание на одного из сановников, по имени Романа, по прозванию Аргиропула, и принуждает его развестись с прежней супругой и сочетаться с своей дочерью порфирородной Зоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Разбор этой рецензии, на мой взгляд, вскрывает подлинные причины реакции определённых кругов на этот фильм, который, по словам рецензента, «является благодарной мишенью для критики: авторы сами подставляются и фактическими ляпами… и поразительной сюжетной невыстроенностью, и монотонностью, и дурновкусием, и аляповатой модернизацией». Посмотрим же на критику, предложенную именитым византологом. «В Византии, жалуется ведущий, «императоры менялись в среднем раз в четыре года - можно ли в этих условиях говорить о каком-то подъеме страны?» Правда, в действительности императоры менялись в среднем раз в 13 лет, но тогда самые тупые могут не понять». Итак, уважаемый рецензент убеждает читателя, что в фильме будто бы утверждается, что вообще «в Византии… императоры менялись в среднем раз в четыре года» , и он тут же опровергает этот «ляп», указывая на общую статистику всех византийских императоров, которая даёт совсем другие цифры. Казалось бы, явный ляп и столь же убедительное его развенчание. Но на самом деле С.А. Иванов предлагает нам образцовый, достойный стать хрестоматийным пример подтасовки. В этом может убедиться любой, кто не поленится посмотреть рецензируемый фильм. Обратив внимание на цитируемую фразу, нетрудно обнаружить, что в реальности она звучит следующим образом: «был период, когда императоры менялись в среднем раз в четыре года». Итак, в действительности автор фильма говорит не обо всей истории византийских императоров, а лишь об одном периоде в ней. Справедливо ли это утверждение? Давайте посмотрим сами, например, на тот период, который как раз обсуждается в фильме – период преемников императора Василия II, поглядим, кто из них сколько правил: Константин VIII (1025-1028) – 3 года Роман III Аргир (1028-1034) – 6 лет Михаил IV Пафлагонянин (1034-1041) – 7 лет Михаил V Калафат (1041-1042) – 1 год Константин IX (1042-1054) – 12 лет Феодора (1054-1056) – 2 года Михаил VI Стратиотик (1056-1057) – 1 год Исаак I Комнин (1057-1059) – 2 года Константин X Дука (1059-1067) – 8 лет

http://pravoslavie.ru/36384.html

2) в совершении брака между заведомо православными, наказывается: денежною пенею не свыше пятисот рублей. Сверх того, виновный удаляется от занимаемой должности на время от трёх месяцев до одного года, а при повторении – на время от одного года до трёх лет или навсегда (Угол. Улож., 94 ст.; см. также 93 ст.; сн. Ук. Св. Син. 31 мая 1888 г. 8 920 Лица женского пола, вступившие в законный брак с иностранцами, не состоящими ни в службе, ни в подданстве России (какого бы вероисповедания, православного или иноверческого, ни были супруги), следуют состоянию и месту жительства своих мужей (Св. Зак. X т., 1 ч., 102 ст.). – Русская подданная, вступившая в брак с иностранцем и вследствие того почитаемая иностранкой, может, после смерти мужа или расторжения брака её с ним, возвратиться в подданство России, и в таком случае обязывается лишь представить губернатору той губернии, где она изберёт себе место жительства, надлежащее удостоверение о прекращении брачного её состояния; свидетельство, выданное губернатором в том, что означенный документ был ему представлен, служит предъявительнице доказательством возвращения её в подданство России (Св. Зак., IX т., Зак. о сост., 1026 ст.). – Иностранки, вступившие в брак с русскими подданными, а равно жёны иностранцев, перешедших в подданство России, становятся через то самое русскими подданными, без совершения особой с их стороны присяги; вдовы же, а равно разведённые жёны, сохраняют подданство своих мужей (там же, 1028 ст. печатного оригинала; см. 3 прим. к 1193 стр.). – Вышеприведённая 102-я статья 1 ч. X т. Св. Зак. вовсе не имеет в виду вступления в брак с русским подданным, перешедшим в иностранное подданство после брака с русской подданной; точно так же и в 100, 101 и 103 ст. 1 ч. X т. и 1028 ст. IX т. нет указания, чтобы переход в иностранное подданство мужа русской подданной делал её иностранкой (реш. Гр. Кассац. Деп. 1868 г., 526 – Жена русского подданного, перешедшего затем в подданство иностранного государства, остаётся русскою подданною, если в Высочайшем повелении об освобождении мужа от подданства России о жене его не упомянуто (реш. Гр. Кассац. Деп. 1896 г., 118

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Короткое правление Константина VIII (1026–1028 гг.), брата Василия Болгар οбойцы, уже представляло отвратительный контраст с управлением его предшественника. Редко можно было встретить противоположность большую, чем между Василием и Константином, так что византийцы прилагали к ним поговорку: «крест и плевательница из одного дерева». Сам совершенно не воинственный, Константин выказывал молчаливую подозрительность относительно армии и её вождей. Высшие места в армии и в государственном управлении он доверил преданным ему придворным; так, евнух Спондил был назначен наместником в Антиохию, другой фаворит – на важнейший и ответственейший пост в Иверию. При этом без всякого сожаления выколачивали подати. Но несравненный организм, созданный гениями двух предшествующих поколений, пока что, действовал со всей желательной точностью. Константин Диоген отбросил обратно за Дунай вторгшихся в 1027 г. печенегов; точно так же были победоносно отражены нападения африканских мусульман, угрожавших Эгейскому морю. Умирая, император оставил только трёх дочерей. Евдокия была монахиня, Феодора не хотела выходить замуж и, таким образом, оставалась «порфирородная» Зоя, особа, правда, уже очень немолодая (ей было 48 лет), но весьма склонная к замужеству и очень любимая столичным населением. От брачных уз, в которые вступила бы эта законная наследница императорского престола, зависела судьба государства. В силу предсмертной воли её отца ей дали в мужья почтенного сенатора Романа III Аргира (1028–1034 гг.), который, будучи уже шестидесятилетним стариком, именно с целью жениться на императрице, должен был расстаться со своей супругой. Источники молчат о том, чтобы патриарх и правящий синод, которые как раз в то время допускали несчётные послабления в брачных делах, каким-нибудь образом осудили это тягчайшее нарушение не только священнических предписаний, но и Божеской заповеди. В течение пятидесяти двух лет только порфирородные занимали престол. Понятно, что Роман, выскочка, старый и боязливый человек, прежде всего, заботился о том, чтобы приобрести расположение различных классов населения. Простой народ привлёк он на свою сторону выкупом пленных, захваченных во время войны печенегами. Заключённые за долги в тюрьму были все помилованы, и в удовлетворение претензий их кредиторов казна уплатила их долги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

На основании сходства всех трех пастырских посланий 1027 , он признал неподлинными все три, указывая как на существенное отличие их по содержанию и языку от остальных Павловых посланий, так и на их исторические трудности; его примеру последовали потом, вооружившись оружием Шлейермахера и Ейхгорна, и другие известнейшие критики, между ними особенно де-Ветте Einleit. (1828) §155 ff. 1028 , который, сделав некоторый уступки относительно внешних свидетельств, оспаривал подлинность всех трех, упирая главным образом на первое послание к Тимофею 1029 . Ейхгорн 1030 , при своем нападении, захотел быть и положительным и приписывал послание к Титу, равно как и оба послания к Тимофею, некоему ученику Павла, по смерти сего апостола, указывая при этом ту цель написания их, чтобы собрать в этих посланиях устные наставления апостола об устройстве церкви. В этом пункте на помощь ему является Шотт (lsagoge 1830 § 78) с своею несчастливою находкою, которая может иметь значение только как забавный вымысел, будто бы Лука написал все три послания. – Но каким образом какой-то ученик Павла мог быть настолько не знаком с его историею, что мог допустить такие исторические и хронологические ошибки, какие находит в посланиях Ейхгорн! Если и согласиться, что он мог это допустить, то все же он, сознавая свое незнание, не примешал бы в свои послания, по крайней мере, таким частных обстоятельств из жизни ап. Павла (напр. 2Тим. 4:13 ), что про общей цели его вовсе и не было необходимостью. Потом, если он действительно примешал исторические обстоятельства и притом ложные: то каким образом современники этих посланий, близко знакомые с историею Павла, столь единодушно признали их Павловыми? Умалчиваем уже о том замечательном обстоятельстве, что Ейхгорн во всех трех посланиях особенно выхваляет ясность мыслей, красноречие и обработанность, между тем как Шлейермахер в первом послании к Тимофею видел беспорядочное писание 1031 . Против Ейхгорна, де Ветте, Шотта, теперешние защитники подлинности 1032 стараются доказать как сходство пастырских посланий между собою, так и отличие их от остальных посланий ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

954 Стиси краегласнии в похвалу преподобныя мученицы Евдокии. – Стихотворение написано в январе 1681 г. и произнесено в присутствии царя несколькими чтецами в мар те того же года. Произведение, в котором излагается житие преподобномученицы Евдокии (ум. в 152 г.; ее память приходится на 1 марта), было написано по случаю именин царевны Евдокии Алексеевны (1650–1712), сестры царя Федора Алексеевича. В тексте стихотворения упоминается и сам царь, и его ближайшие родственники. Печатается по рукописи XVII в. из собрания Австрий ской национальной библиотеки (Cod.slav.174, л.26 об.–34) с уточнением ряда чтений по рукописи: ИРЛИ, Пинежское собр., 113, л.602 об.–607 об. 964 Сказание о страстех Господа Бога... – Стихотворное переложение евангельской истории последних дней жизни и страданий Иисуса Христа написано, вероятно, в апреле 1681 г. В работе над своей декламацией Сильвестр помимо евангельского текста (на полях рукопи сей есть ссылки на соответствующие места) пользовался также какой-то не установленной «Гисторией Иерусалимской» в прозе. Сильвестр, безусловно, был знаком с популярными в рукописной традиции XVII в. «Страстями Христовыми», а также с какими-нибудь из многочисленных польских или латинских стихотворных мессиад, но эти источники не установлены. Текст «Сказания» был распределен Сильвестром между 12 «певцами», которые декламировали «Сказание» перед царем Федором Алексеевичсм и царским семейством (все они, а также патриарх и архиереи перечислены в заключительной части «Сказания»), Печ. по рукописи XVII в. из собрания Австрийской Нацио нальной библиотеки (Cod.slav.174, л.1–17) с уточнением ряда чтений по рукописи: ИРЛИ, Пинежское собр., 113, л. 584–596. 1028 А нам от Сына ти данному дару. – Сильвестр обыгрывает здесь значение имени «Феодор» – божий дар (греч.). 1030 Вручение... привилия на Академию... – Замысел учреждения в Москве академии принадлежал Симеону Полоцкому , однако его кончина, а затем смерть царя Федора Алексеевича заставили отложить этот проект. В начале 1685 г. Сильвестр Медведев возобновил перед ца ревной Софьей ходатайство об открытии академии и приложил к подготовленной грамоте стихотворный текст, в котором многократно обосновывает необходимость «в Москве невежества темность прогоняти». Печатается по кн.: Прозоровский А. Сильвестр Медведев (его жизнь и деятельность). M., 1896 (по рукописи: ГИМ, Синодальное собр., 44/231).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно желанию Бенедикта, чтобы вновь найденный материал был приложен к его сборнику, действительно впоследствии были присоединены к нему четыре приложения (additiones), по форме подобные самому сборнику. Сборник Бенедикта в связи со сборником Ансегиза рассматривался как пятая, шестая и седьмая книга капитулярий (преимущественно в церковном употреблении). 1. Состояние источников церковного права в Галлии в эпоху появления Лжеисидоровского сборника. – В 9 веке в Галлии, во франкском королевстве, сосредоточились почти все источники церковного права, действовавшего тогда в разных странах латинского мира. Здесь мы находим сборники римского, испанского, ирландского, африканского происхождения наряду с туземными, именно: 1) сборники галльских соборов, 2) сборник Кенелев, 3) сборник Дионисио-Андриановский, 4) чистый Испанский сборник, 5) Испано-Андриановскую редакцию, 6) Statuta ecclesiae antiqua, 7) сборник правил африканских соборов, 8) сборник Крескония (галльский Кресконий), 9) Ирландский сборник, 10) пенитенциалы, 11) кодексы и сборники римского права: а) Lex Romana Wisigothorum и комментарии к нему, b) Кодекс Феодосия, с) Кодекс Гундобада, т. e. Lex Romana Burgundionum, d) Кодекс Юстиниана, e) Epitome Iuliani, f) сборники римского права для церковного употребления 1028 , 12) различные народные кодексы туземные и lex Wisigothorum, 13) сборники капитулярий. Из канонических сборников было составлено несколько сборников систематических, в которых материал был распределен по книгам или главам и статьям 1029 . К этому следует присоединить еще местные источники в пределах самой франкской монархии, так называемые Capitula episcoporum, которые составлялись или одобрялись провинциальными или диэцезальными местными соборами, под председательством выдающихся епископов, и основывались на общих действовавших правилах или даже их в себе и содержали, каковы были Capitula: Бонифация (745), Теодульфа Олеанского (ок. 797), Гаттона (Hatto) Базельского (ок. 822), Рудольфа Бургского (850), Герарда Турского (858), Гинкмара Реймсского (852–874), Вальтера Орлеанского (871) 1030 . Вся эта пестрая масса сборников должна была породить большое разнообразие и неустойчивость в их применении на практике. Для внесения однообразия и введения устойчивости нужно было составить сборник, который один мог бы заменить все эти сборники, заключив в себе всю массу постановлений, относящихся к различным сторонам церковного строя, управления и дисциплины. Такой сборник действительно явился и очень скоро вошел во всеобщее употребление как в пределах франкского королевства, так во всем латинском мире; но этот сборник хотя и содержал в себе все необходимое для церковного строя, однако был составлен с особой целью и был проникнут особыми стремлениями, для проведения или оправдания которых в него внесена была масса подложных, нарочито для этой цели составленных документов. Это был так называемый Лжеисидоровский сборник или Лжеисидоровские декреталии 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010