Двадцать третий день. Поучение 4-е. Тезоименитство Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны. (Важность благочестивого настроения и образования женщин). I. Ныне, возлюбленные братие, мы светло празднуем тезоименитство Ея Императорского Величества Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Не напрасно она названа благочестивейшею: глубокая религиозность, искреннее благочестие, ревность по вере, выражающаяся в заботливости о распространении истинного христианства, о восстановлении и основании обителей, о благолепии храмов Божиих, попечение о правильном и благотворном образовании в женских учебных заведениях и об умножении их в России, пламенная любовь к Богу, наконец сострадательность к нуждающимся в помощи, – вот видимые для нас христианские качества тезоименитой ныне нашей Государыни, матери отечества. Это драгоценные перлы, украшающие царственный венец Ея. II. Пример благочестия матери отечества должен служить образцем для матерей семейств в большей или меньшей степени, смотря по кругу деятельности и значению в обществе, побуждением и заботиться о религиозном образованин детей, и в частности женского пола. Важность благочестивого настроения и образования женщин, по влиянию их на семейный, а затем и на общественный быт, не подлежит сомнению и очевидна из опыта. Апостол говорит: «благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго» ( 1Тим. 4–8 ), т. е., благочестие составляет основание счастия временного и вечнаго. а) О том и говорить нечего, что для достижения блаженной участи в вечности необходима благочестивая жизнь; но столько ли же необходимо благочестие для временного благоденствия? Да. С первого разу это представляется как будто не совсем справедливым; но только с первого разу. В чем состоит благочестие? Христианское благочестие состоит из настроения мыслей, желаний и чувствований поучению Христа Спасителя, – состоит в образе деятельности по требованию закона евангельского, а с ним вместе законов церковных и гражданских; следовательно оно в одном слове заключает выражение духа веры и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б. О следствиях всех этих мучений, внутренних и внешних, каковы: плач и скрежет зубов, отчаяние, погибель вечная. «Там будет плач и скрежет зубов», не раз повторял Спаситель о геенне ( Мф. 8:12, 13:42, 50, 25:30 ). «Когда отойдем туда, – рассуждает св. Златоуст, – то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уж не получим от того пользы; но, сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем: напротив, мы услышим тоже, что и евангельский богач, – что «пропасть велика между нами и вами утвердися» ( Лк. 16:26 ). Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты. Что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души?» (Сл. к Феод. падш. 1, в «Христ. Чт.» 1844, 1, 361, 366 – 367). Св. Антоний Великий говорит: «Что означают плач и рыдание, как не величайшее сожаление о грехах? Тогда начнем негодовать на самих себя, раскаиваться, скрежеща зубами... когда покаяние не будет иметь места» («Отечник» еп. Игнатий, стр. 2). Сделаем и здесь сравнение. Вот у нас раздирается сердце, когда мы слышим громкий плач только лишь нескольких несчастных лиц (например когда мать и дети плачут на могиле своего мужа, отца); что же сказать о плаче, стонах и скрежете зубном, которые будут исходить от множества людей? Каждый из мучимых грешников и сам будет испускать плачевные стоны и кругом себя будет слышать тот же плач. Приведем здесь пример из современной жизни, который сделался известен по особенному Божию откровению. Одна благочестивая женщина девять дней была в загробном мире, а потом чудесно ожила. Ей были показаны рай и ад. Когда после рая она была низведена во ад, то «услышала здесь такой вопль, такой стон, что описать невозможно». Поэтому она крепко стала молить Бога, чтоб милосердный Господь возвратил ее к жизни для покаяния («Церк. Вест.» 1884 г., 21).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Имея за собой авторитет отцов и учителей церкви, и мы признаём евангельское учение о неумирающем черве не символическим выражением угрызений совести, но учением буквально понимаемым. Желая придать своему убеждению возможную основательность, обратимся опять к данным, добытым наукой, и дающим материал для уяснения евангельского учения, предлагаемого в форме положительной истины. Чем же наука дарит нас для разъяснения рассматриваемого предмета? У Катрфажа, например, читаем: «большое число пузырчатых червей живут в кишечном канале; тремалоты встречаются почти во всех внутренностях, пузырчатые глисты, кажется, предпочитают самые ткани, почему и встречаются в мышцах, центре мозга» и т. д. «Мы видим, что все эти и подобные им животные питаются и даже дышат за счёт животного, в котором обитают. Всякое животное, имеющее свойственное ему питание, свою температуру, свои собственные жидкости, представляет вместе с сим совокупность различных условий, а потому и особенный мир для гельминтов. Поэтому, эти чужеядные существа должны распределяться сообразно их натуре и не могут без различия жить во всех животных. Наблюдение подтверждает эти теоретические соображения. Всякий род животного питает ему лишь свойственного гельминта. Чтобы перечесть всех без исключения чужеядных, надо было бы рассмотреть все творения и перебрать всех животных». «Эти странные животные иногда мириадами наполняют внутренности и ткани, проникают в самую черепную часть и в полость глазного яблока 796 . В книге: «Бог в природе, по Камиллу Фламмариону», читаем: «жизнь разлита во всей природе, материк для неё слишком тесен; она рвётся во все стороны, она населяет воды и неорганическое царство... Таким образом, эта сложная, непостижимая, разнообразная жизнь населяет животными каждую породу существ и всякого рода вещества... Знаем ли мы, сколько различных родов животных и растений есть в нашем теле?». «Со времени изобретения микроскопа, увидели, что паразиты живут в нашей крови, в нашем мясе, в груди, в зубах, в ушах, под яблоком глаза, даже под сосочками носовых нервов. Мы питаем и плотоядных и травоядных животных, в наших венах плавают пресноводные рыбы, а в артериях находятся такие, которые живут только в солёной воде... Незаметные насекомые проникают в наши лёгкие и разводятся там целыми поколениями. Вообще, сколько пород животных находится в живых органических существах, так что они этого не замечают! Один философ сказал, что каждая часть животного существа живёт сама по себе, самостоятельной жизнью, теперь уже не считается большой смелостью сказать, что высшие животные похожи на здания, разделённые на множество комнат, наполненных множеством элементарных животных. Если это так, то в природе всё живёт. Не только воздух, но вода, летающие пылинки, органические и неорганические элементы, всё населено невидимой жизнью, существами, подвергающимися трём метаморфозам; везде мы видим их в той или другой форме, сообразно с условиями температуры, окружающей их, сообразно теплоте и влажности» 797 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) Во-вторых, надобно стяжать сердце чистое, сокрушенное и смиренное, простое, мягкое и нежное, которое легко чувствовало бы ядовитость каждого греха, которое болело бы от всего, что противно святейшему Господу, и своею болью извлекало слезы, очищающия скверны сердечныя; надобно приучить его к искренности и к искренней любви ко всем людям и в частности к сострадательной любви к бедным и несчастным. Сердце сокрушенно и смиренно Бог никогда не уничижит, и чистые сердцем в будущей жизни узрят Бога, да и в настоящей жизни только чистые сердцем способны искренно любить Бога и ближних. Простота, искренность сердца любезны Богу. Свв. апостолы были выбраны не из премудрых и разумных людей века сего, потому что они болышею частию очень непросты; а из младенцев, то есть, из людей, которые по своим понятиям, простоте и неиспорченности подобны младенцам. Земная мудрость иногда стыдится простоты евангельской; но эта простота и есть та самая мудрость, которой должны научиться все люди, если они дорожат вечным спасением. Да, из Евангелия и апостольских посланий всем нам нужно учиться простоте и искренности, чистоте и любви. «Аще не обратитеся, и будете яко дети», говорит Спаситель, «не внидете в царство небесное». в) Наконец, в-третьих, надобно стяжать любовь к добродетели или к святой жизни. Много зла в мире, и он «весь во зле лежит» со времени первого греха; поэтому людям, по природе злым и лукавым, склонным ко греху, надобно заботиться избегать случаев ко греху и искать случаев – сделать доброе дело. А сделать доброе дело представляется случай каждому – во всяком звании. Каждое звание от Бога и добросовестное прохождение обязанностей его есть уже доброе дело, хотя можно найти случай сделать много и других добрых дел. Добрыя дела необходимы нам для будущей жизни. У Господа Бога такой закон, что все люди, как растения, которым прирождена способность производить из себя плоды и тем быть полезными живым тварям, – должны также непременно давать от себя плоды добрых дел; в противном случае и нам грозит Он посечением, как в притче один садовник хотел посечь бесплодную смоковницу, или – связанием в снопы, назначенные для сожжения. Мир есть гумно Божие. На этом гумне есть пшеница и плевелы, т.е. люди добродетельные, Богу приятные и людям полезные, и люди порочные, на всякое благое дело неискусные, Богу противные, а иногда и для людей малополезные или и совсем бесполезные. Но верно слово Божие, что только «пшеница собрана» будет «в житницу» небесную, т.е. в царство небесное, а «плевелы», или негодная трава, будут сожжены «огнем неугасающим», или огнем вечных мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четвертый грозд содомской лозы пьянства есть возбуждение плотской похоти, почему и увещевает апостол «не упивайтеся вином, в немже есть блуд» ( Еф. 5:18 ). Пятый грозд, полный яда змииного, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, брань и кровопролития. Упившись вином, люди возстают с яростию друг против друга. Шестой желчный грозд с лозы пьянства есть повреждение здоровья, изнеможение телесных сил, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, страдание желудка, стоны, немощи, преждевременная старость, умаление лет жизни и несчастная смерть. Седьмой грозд – расточение имущества, потеря богатства, лишение выгод: " Делатель бо пьянивый, – говорит сын Сирахов, – не будет богат» ( Сир. 19:1 ). Как много людей, которые из-за пьянства от большого богатства пришли в последнюю нищету! Пример этому блудный сын, описанный в евангельской притче. Восьмой горький грозд – утрата спасения. Как вещественное богатство, так и духовные сокровища расточаются от пьянства, потому что пьяный имеет дерзость на все грехи. Какого греха трезвый гнушается, боится или стыдится, того самого греха не стыдится делать, ни боится, ни гнушается, когда бывает пьян. Человек, который через пьянство лишился всех добродетелей, разве не лишает себя спасения и не отчуждает себя от небесного наследия? Справедливо говорит апостол: «пьяницы... царства Божия не наследят» ( 1Кор. 6:10 ). Девятый желчный грозд –гнев Божий: пьяница, преступая заповеди Божии, возбуждает на гнев Самого Бога своими грехами. Вот почему вопиет Исаия пророк: «Горе востающим заутра и Сикер гонящим, до вечера: вино бо сожжет я» ( Ис. 5:11 ). Десятый самый горький плод пьянства есть всеконечная погибель души... Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться и сожалеют о грехах своих, потому что их ум трезв: а умирающий пьяница как может покаяться, когда он не помнит себя, когда он не сознает, что наступает его смерть, которой он вовсе не ожидал? А для умирающего без покаяния – геенна неизбежна. Вот каковы нравственные грозды сего содомского винограда, т. е. пьянства: хотя на вкус они и кажутся в начале сладкими, но потом эта сладость превращается в горечь желчи, в яд змиев и аспидов (из тв. св. Димитрия Рост.). 29. В чем корень пьянства?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Потом, взяв меня, приводят в некое место, где стояло великое множество Ангелов, двери же и храмины были выше всякого слова. Когда же я вошла внутрь, вижу престол возвышенный и многих стоящих там, красотой и величием превосходящих тех, которые стояли вне. На престоле сидел Некто, Своим светом всех освещающий, Которому все поклонились. Меня тоже привели к Нему на поклонение, и я услышала, что Он повелел показать мне все для вразумления живущих на земле. Придя в некое место, вижу великое множество творений красоты несказанной, облеченных в различные одежды, блистающие золотом и драгоценными камнями, и храмины разнообразные, и живущих в них мужей и жен великое множество в чести и славе. Показывая их, говорили мне: «Это суть епископы, это клирики, это миряне, из них одни в своем служении просияли, другие целомудренно и праведно пожили». Там я увидела пресвитера своего селения и клириков, которых знаем. Увидела множество дев и вдов, жен, в браке честно поживших; из них многие были знакомы, иные из нашего местечка, другие же из разных мест... одни упражнялись в подвижничестве, другие пожившие честно в своем состоянии, некоторые во вдовстве провели большую часть жизни и сокрушаемы были скорбями и многими бедствиями. Есть из них некоторые в девстве и во вдовстве сначала павшие, и за покаяние и многие слезы, опять восстановленные в прежний чин. Взяв меня оттуда, отвели в некоторые места, страшные по виду и ужасные для зрения, исполненные всякого плача и рыданий». О некоторых же из них говорили, что они человеконенавистно, хотя и правильно, пересказывали о намерениях других, что послужило для некоторых из них к развращению, и сделались они виновными в их погибели. Я же, видя их стенания и плач, не меньше их была объята страхом. Посмотрев внимательно, вижу двух самых любезных мне девиц, объятых огнем и муками... увидев их и восстенав, по имени позвала я одну из них. Они же взглянули, и лица их покрылись стыдом по причине наказания, которому подверглись, и еще более мучились стыдом и поникли вниз.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мое ли дело думать о спасении? Чье же это дело? Этих граждан пустыни, обитателей уединенных келий, людей, обрекших себя на одни подвиги благочестия, которым я отдаю должную дань благоговения, но взяться подражать не смею?.. Знаю, что не все вмещают словеса их высоких обетов... Но за исключением этих обетов, за исключением внешнего образа жизни, который мне не по силе, не остается ли еще чего-нибудь, чему бы мог подражать в них, к чему одинаково обязан, как и они?.. Скажу ли, что я имею право меньше их любить Бога; что я могу меньше их дорожить заслугами крестной смерти Христа Спасителя; что я имею возможность безнаказанно не пользоваться средствами спасения, предоставленными и мне, как и всем?.. О, Боже мой! нет, нет! Мое ли дело забота о спасении... О, жизнь, жизнь земная, ты даешь мне слишком ясный ответ на это. Без нашей воли нам даруемая, не по нашей воле прекращаемая, ты, в самом большем продолжении своем до нескольких десятков лет, так коротка, что самый жаркий защитник и искатель твоих радостей не сочтет тебя единственной целью бытия нашего. Ты и в самом меньшем продолжении своем от нескольких дней до немногих годов так можешь быть длинна, что и в юное сердце можешь заронить искру жажды другой жизни, более отрадной. Боюсь я потерять хоть один день, зная, что он не возвратится; боюсь употребить его на какую-нибудь суетную заботу или удовольствие. Мне жаль становится дня, который я провел беспечно; мне страшно бывает за один день, проведенный в греховном удовольствии, которое оставляет в душе один след раскаяния. Голос совести, как и учение Евангелия, непрестанно твердят мне, что будет некогда День Суда, когда нужно дать Богу ответ за каждое мгновение жизни. Что же я принесу на этот Суд? Довольно я уже обманывал себя надеждой, что будет еще время для забот и о спасении; вот прошла и половина жизни (Бог знает, не больше ли еще?) и не принесла мне для будущего ничего: что, если так же пройдет и другая? Нет, забота о спасении души не принадлежит известным годам: мне это очень ясно говорит теперь совесть, трепещущая Суда Божия; эта забота должна сопровождать целую жизнь, которая вся есть приготовление к вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Постараемся воспользоваться им для своей духовной пользы, для своего вечного спасения. Да не подумает кто-либо из нас по причине долготерпения Божия дать простор своим страстям и вожделениям. В таком случае не к оправданию, а к большему осуждению нашему послужит это долготерпение Божие о нас! Страшен суд, и ужасны муки, ожидающие за гробом грешников и нечестивцев, презревших благость Божию и умерших нераскаянными! Однако нередко суд Божий и в сей жизни исполняется над нечестивцами и грешниками, когда они продолжают коснеть в своем беззаконии и упорствовать в греховном ожесточении. Много времени ожидал Господь покаяния от нечестивых людей, живших до потопа; но когда увидел, что нет в них покаяния, истребил их потопом. От содомлян также ожидал Он покаяния, но, не дождавшись, истребил их огнем; от фараона, царя египетского, немалое время ожидал покаяния, но когда сей последний пренебрег Его долготерпением, потопил его в глубине морской со всем воинством. «Тот же суд Божий, – говорит святитель Тихон, – и ныне постигает беззаконнующих, нерадеющих о Божием долготерпении! Слышим часто, как беззаконники поражаются иногда в самом беззаконии. Хотя не все они, по неведомым судьбам Божиим, караются здесь, однако же все смертию, как секирою, посекаются и в огнь вечный ввергаются». Познаем же великую любовь Господа нашего к нам, Его неизреченное милосердие и долготерпение о нас. Покаемся во грехах и беззакониях своих, пока еще продолжается время долготерпения Его, пока еще слышится святой глас Его: покайтеся ( Мф. 4, 17 ), да не постигнет нас смерть и Суд Христов во грехах. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония наша (ср.: Пс. 50, 3 ). Господь долго терпит, да больно бьет Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Ежечасно и даже ежеминутно мы прогневляем Его своими тяжкими грехами, но Господь все терпит и ждет нашего покаяния, исправления. Он не хощет смерти грешника (ср.: Иез. 33, 11 ) и всегда готов помиловать кающегося, как бы ни были велики и тяжки его грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Считая ближними только присных, друзей, и, может быть, соотечественников своих, иудеи думали, что эта заповедь не распространяется на иноплеменников, язычников, особенно же на ненавистных притеснителей – римлян. Но Иисус Христос пришел проповедать любовь всеобъемлющую, не связанную никакими расчетами, – такую, которая уподобляла бы людей всеблагому Отцу Небесному: «Аз... глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущие вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгнящия вы... Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? не и мытари ли тожде творят?.. И аще благотворите благотворящим вам, кая вам благодать есть? Ибо и грешницы тожде творят. И аще взаим даете, от них же чаете восприяти, кая вам благодать есть, ибо и грешницы грешником взаим давают, да восприимут равная... И аще целуете други ваша токмо, что лишше творите? не и язычницы ли такожде творят?» ( Мф. 5:44, 46 ; Лк. 6:33, 34 ; Мф. 5:47 ) Господь требует от Своих последователей неизмеримо высшей любви: «Обаче любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте, ничесоже чающе: и будет мзда ваша многа, и будете сынове Всевышнего... Отца вашего, Иже есть на небесех... яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя... солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя. Будете убо милосерди и совершени, якоже Отец ваш небесный милосерд и совершен есть» ( Лк. 6:35,36 ; Мф. 5:45, 48 ) (Сост. по кн. «Евангельская история», прот. Матвеевского, стр. 830–338). 16. Совмещаются ли между собою свобода и подчинение нравственному закону? На этот вопрос вполне утвердительный ответ дает мудрый святитель Филарет, митр. московский. Апостол, «имея полную свободу, отрекается от нее, и порабощает себя всем: «Свободен... сый от всех, всем себе поработих» ( 1Кор. 9:19 )». Это должно случиться при известных условиях со всяким другим человеком. «Чем охотнее и вернее следуют добрым побуждениям духа, тем более священный огонь духа возгорается, свет его просиявает, он идет от силы в силу, так что...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Они требовали самоотвержения, учили смирению и нищете духовной, кротости и терпению, простоте сердца и незлобию, благодушному перенесению всех оскорблений, напастей и озлоблений, упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле, – и царствующая в мире гордость житейская отвращалась от них с презрением, сопровождала их насмешками и поруганием, предавала истязаниям и темницам. Вообще, когда человек живет жизнию мира и находится во власти века сего, когда он любит греховную тьму свою и отдается всем сердцем необузданной воле страстей своих: тогда он не только не любит света и убегает от него, но и ненавидит свет и старается угасить его, если можно; тогда все святое, божественное становится ему ненавистным и как бы враждебным; тогда он устремляется всею силою ума своего против учения евангельского, вооружается всею злобою сердца своего против самых проповедников сего учения, против людей праведных и благочестивых, живущих жизнию Христовою. б) Ненависть мира ко всему святому, небесному, божественному всегда та же. Правда, в наше время она выражается иначе, нежели прежде. Теперь не терзают последователей Христовых пытками и муками, не отдают на съедение зверям, не сожигают на кострах, не распинают на крестах; но отвращение от слова истины и правды, но презрение к христианскому учению о самоотвержении и нищете духовной, о кротости, смирении, долготерпении, но ненависть к слову обличения, требующему истинного покаяния и исправления жизни, – всегда те же. И современные Христу иудеи говорили: «если бы мы были во дни отцев наших, мы не были бы участниками их в пролитии крови пророков» а сами гнали, мучили и убивали посланных Господом проповедников Евангелия. И то правда, – мы, по-видимому, благоговеем к памяти великих провозвестников слова Божия, прославляем их подвиги, удивляемся их нелицеприятному слову истины и правды. Но ведь и иудеи строили богатыя надгробия пророкам и украшали раки праведных; а похвалил ли их за это Господь? Нет; потому что украшая раки праведников, они не последовали их вере и благочестию, не подражали святой и праведной их жизни; созидая гробы пророков, не исполняли их наставлений, не веровали предвозвещенному ими Искупителю мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010