...Оживут ли кости сии? Вернется ли слава Ягве народу Божию? Ряд пророчеств говорит о имеющей возвратиться славе Ягве. Осуществилось ли это при возвращении иудеев из Вавилонского плена? Вошла ли слава Ягве в храм Зоровавеля? Или должно было ожидать еще чего-то иного? Как, когда слава Ягве воссияет над всеми народами? Ожил ли? Оживет ли первенец Божий, Израиль? Вот тезисные ответы на эти вопросы, а в дальнейшем рассмотрим подробнее некоторые пророческие тексты. Положение 1. Храм Зоровавеля, воздвигнутый иудеями в Иерусалиме после Вавилонского пленения, не достиг не только внешней красоты храма Соломонова, но, главное, в него уже никогда не вернулись основные святыни – ковчег Завета и святые скрижали. Новый храм, в отличие от первого, так и не стал их хранилищем. А слава Ягве обитала над каппорет (крышкой, очистилищем) ковчега. Теперь ей обитать было не над чем – как первый раз выпущенная Ноева голубица не нашла себе сухого места над гибельными водами потопа. В пустой, без ковчега со скрижалями, храм слава Ягве не вернулась. Святое Святых храма Зоровавеля было пусто 18 . Ковчег со скрижалями искали сразу же, когда их спрятал пророк Иеремия, но не нашли. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место... ( 2Мак. 2:7–8 ). При возвращении иудеев из Вавилонского плена ковчег так и оставался ненайденным. Пророчество Иеремии о возвращении иудеев из семидесятилетнего плена сбылось, а о возвращении ковчега – нет. Слава же Ягве и облако по словам Иеремии вернутся только вместе с ковчегом. Значит, тогда, при Зоровавеле, не вернулись. Несмотря на отсутствие ковчега Завета и славы Ягве над ним, храм Зоровавеля был освящен. И совершили сыны Израилевы, священники и левиты, и прочие возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью ( 1Езд. 6:16 ). Так что дом сей стал все-таки домом Божиим. Как при Моисее и Соломоне, этот храм был освящен. Но, в отличие от скинии и храма Соломонова, о схождении славы Ягве и облака здесь ни слова! Так что не случайно при закладке Зоровавелева храма радостные восклицания одних перемежались громким плачем других – стариков, видевших первый храм Соломонов ( 1Езд. 3:11–13 ). И связано это было, не только с внешним видом первого и второго храмов, а с тем, что второй храм, хотя и будет освящен, но где слава Ягве?!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И так приготовительные действия Божии к искуплению человека должны были теперь, так сказать, сосредоточится в одном избранном племени, в потомстве Авраама. Действительно, завет искупления был положен в основу всей жизни избранного народа, образовавшегося из потомства авраамова, и постоянно уяснялся и раскрывался в нем новыми откровениями Божьими. II. Когда Иаков, благословляя сыновей своих, предрекал им, в общих чертах, будущую судьбу их поколений, то, обращаясь к иуде, сказал: Иуда, тебя восхвалят братея твои... Не отнимется скипетр от Иуды и законоположник от чресл его, пока не прийдет Умиритель (Шилог), и Тому покорность народов ( Быт. 49:8–10 ). Смысл пророческого благословения таков: „цари и правители народа, который составится из колен Израиля, будут из колена иудина, и ряд их продолжится до тех пор, пока из того же колена не явится Умиритель, который станет во главе уже не одного народа, а всех племен земных. Здесь прежнее обетование Аврааму, Исааку и Иакову о благословении в семени их всего человеческого рода уясняется и определяется указанием на лицо, через которое совершится примирение людей с Богом и на землю низойдет мир, в человеках откроется благоволение ( Лук. 2:14 ). Так как Иаков был ближайшим родоначальником избранного народа, получившего от него и свое имя израиль, то ему и дано было прозреть во все продолжение истории этого народа, как особого орудия искупительных целей Божиих. При нем только начиналось образование колен израилевых, со временем из них имело составиться особое царство, во главе которого станут правители из колена иудина, царственный дом иуды продолжится, не смотря ни на какие превратности в судьбе израиля, до окончания времени избрания народа израилева; когда отнимется скипетр от иуды, тогда явится первообетованное семя жены, Царь мира, Царь избранных не в части только рода человеческого, но во всем человеческом роде. Моисей, пред кончиной своей, предрекал и завещал народу израильскому следующее: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой: Его слушайте ( Втор. 18:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Обличает пророк и священников, которые веру в Бога свели к бездушным обрядам, пренебрегая наставлением народа в законе Божием: " Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения. Так как ты отвергнул ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною. И как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником: и накажу его по путям его и воздам ему по делам его» ( Ос. 4:6–9 ). Далее пророк призывает тех, которые еще способны внимать его проповеди : «Итак, будем стремиться познать Господа. Как утренняя заря явление Его, и Он (Сын Божий) придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Вот, что Богу дорого в поступках людей: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос. 6:1–3, 5–6 ). При виде надвигающегося уничтожения Израильского царства, пророк напрягает все усилия, чтобы пробудить чувство покаяния. Но видит пророк и то, что будет после бедствий, что относится к концу времен, когда произойдет полное обновление народа Божия, когда все бедствия и самая смерть будут уничтожены: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа?» ( Ос. 13:14 ). Отдельные фразы из книги пророка Осии часто цитируются новозаветными писателями (смотри: Ос. 11:1 , Мф. 2:15 ; Ос. 6:6 , Мф. 9:13 ; Ос. 2:23 , 1Пет. 2:10 ; Ос. 13:14 , 1Кор. 15:55 ; Ос. 10:8 , Лк. 23:30 и другими). Содержание книги пророка Осии следующее: о неверной жене и неверности Израиля (1–2), о верности Божией (3), обличение Израиля (4–7), суд Божий над Израилем (8–10), ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (11–14). Заканчивается книга обещанием спасения праведным (14). Книга пророка Исаии В первой половине восьмого века до Р. Х. жил Исаия – один из величайших пророков всех времен. Наделенный от Бога высокими духовными дарованиями, Исаия принадлежал к высшему столичному обществу и имел свободный доступ в царский дом. Обладал пророк широким государственным кругозором и крупным поэтическим талантом. Сочетание в нем этих исключительных качеств делают его книгу уникальной в древней письменности. Книга пророка Исаии обилует предсказаниями о Мессии, о Его благодатном Царстве и о новозаветных временах, благодаря чему пророка Исаию называют «ветхозаветным Евангелистом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Эти слова апостола Павла сказаны вообще по отношению к человеческому естеству во Иисусе Христе. Как воплотившийся и подъявший крестную смерть – Он ниже Ангелов, но как Бог – Он Творец и Владыка Ангелов. Если имя Сын не означает истинного Сына, то оно не может доказывать и превосходства, а очевидно, что существует разница между тварью и Творцом. И святой апостол Павел выражает сию разницу в следующем стихе: Ст. 5. «Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя; и паки: Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына». «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?» Апостол Павел, желая указать на точное исполнение в Новом Завете того, что было обетовано в Ветхом Завете, не останавливается на голословных положениях, но приводит премудро для доказательства выше сказанного целый ряд пророческих свидетельств, в которых Лицо Иисуса Христа, тогда ожидаемого, ныне же пришедшего, изображается и прославляется так ясно, и подробно, и сильно, что никак невозможно эти свидетельства отнести к Ангелам, о которых нигде не говорится с такой силой. Как премудро поступает апостол с евреями, коим предназначает свое послание. Одних хочет утвердить в вере, других обратить и себя оправдать, придать силу своим словам. Евреи почивали на законе и пророках, постоянно ссылались на них и через них думали иметь живот вечный. Вот апостол Павел и намерен уловить их их же собственной сетью. Еще Христос Господь говорил иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5:39 ). Но иудеи во времена Иисуса Христа потеряли истинное понятие о Мессии, о цели Его пришествия и все свое внимание обратили на внешнее исполнение обрядового закона Моисеева. И в этом дошли до крайностей и мелочностей. Читался закон и пророки по субботам в синагогах, но и тут толкователями выступали фарисеи и книжники, которые не хуже софистов истолковывали все сообразно с выгодой для себя, с целью прославления своей личности, чтобы люди звали их: учитель! учитель! ( Мф. 23:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/ek...

Быть может, это персидский царь? Еще до завоевания Вавилона пророк именно с ним связывает свои надежды: " Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы... чтобы отворялись для тебя двери... Я пойду пред тобою... ради Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня... нет Бога кроме Меня " ./45, 1-5/. Но персидский завоеватель - лишь временное орудие Ягвэ, касающееся ближайших событий. Гораздо более Кира пророка интересует Мессия, чаяние которого особенно усиливается в поворотные моменты истории: " Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим... исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение... лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего "/61, 1-2/. Отдавая дань обычным пророческим восхвалениям силы, славы и справедливости царства Мессии, Исайя 2-ой, однако, видит его служение по-иному: " Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего... трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине. Не ослабеет и не изнеможет... и на закон Его будут уповать народы... "/42, 1-4/. Обратим внимание на ряд важных моментов. Мессия - это " отрок " Ягвэ. Слово это может подчеркивать сразу две мысли. Во-первых, Он есть чадо Божие, и тут мы впервые так открыто встречаемся с евангельской темой " отцовства " Бога. В любом случае, Мессия " кровно " связан с Творцом, Он Божий Сын. Во-вторых, слово это намекает на юность, на возраст до зрелости/30 лет в Палестине/, что предполагает недоверие к Нему и Его словам, что не силой внешнего положения и авторитета будет покорять сердца людей Мессия, что не применит никакого насилия, а явит глубочайшее смирение, и что удивительно: смирение это и завоюет поклонение всех народов. Очевидно, что Исайя Вавилонский дает совершенно новый образ Мессии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Так и побеждающие в добре и правде, тем более – убиенные за свидетельство Иисусово, и держащиеся учения Валаама и знающие глубины сатанинские, как и души, царствующие тысячу лет, – все это проходит чрез всю общечеловеческую историю, а последние – чрез историю общехристианскую. И вот в этом длительном, как бы органическом, росте своем, постепенно намечая и полней и полней выявляя соответственный свой тип к последнему – эсхатологическому – концу, тянутся все они к той поре, когда жатва всякая созреет и плевелы и пшеница расчленятся и обособятся уже в совершенно чистом и законченном виде, сложившись в исчерпывающий, в полной мере выражающий их психологическую природу, тип, и когда, соответственно этому, и наступит последний же, действительно Страшный и грозный суд, а с ним и за ним воздаяние и как бы ликвидация всякого греха, нечистоты и неправды. Обращаемся теперь к последовательному чтению и объяснению текста Апокалипсиса. Глава 1 Приступая, таким образом, к последовательному обозрению глав и стихов Апокалипсиса, мы в первых (1–8) стихах имеем пред собой как бы вступление в эту новозаветную пророческую книгу. И в этом вступлении сразу дается, уже отмеченное нами, точное наименование книги, как именно Откровение Господа Иисуса Христа; откуда и в дальнейших стихах речь идет о Нем же, с приведением соответствующей доксологии – прославлений – Его и тех основных истин о Нем, которые и будут затем раскрываться во всем Апокалипсисе: о грядущем Пришествии Его и о вечности Его, с указанием, что Он есть начало и конец всего существующего. 1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог , чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. Это откровение у людей, по Андрею Кесарийскому , «бывает во время озарений владычествующего ума, или в видениях, посылаемых Богом во сне, или в состоянии бодрственном при помощи Божественного осияния». В данном случае, очевидно, нужно разуметь это последнее. При этом нас не должно смущать выражение: Дал Иисусу Христу Бог показать рабам Своим, коим Сын Божий ставится как бы в подчиненное положение к Богу. Спаситель здесь мыслится как Первосвященник – Небесный Ходатай и Представитель рода человеческого, возглавляемого Им, и, таким образом, со стороны Своей человеческой природы. Не забудем, что именно Иоанн, писатель Апокалипсиса, в своем, четвертом, Евангелии, как равно и в самом Апокалипсисе, «более всех изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных». «Выражение быть вскоре (как и ряд соответствующих: время близко, се гряду скоро) означает то, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками; да и то, что относится к концу, не замедлит прийти, так как у Господа тысяща лет... яко день вчерашний, иже мимо иде» ( Пс.89:5 ; 2Петр.3:8 ) 9 1–2. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельстввал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Народ Израильский должен был быть образцом и источником освящения для всех народов. Вместо этого он сам постоянно оскверняется при соприкосновении с окружающей языческой скверной. Четвертое и последнее слово, с 20 стиха 2-й главы, обращено к Зоровавелю, правителю Иудеи. Ему обещается особое небесное покровительство и особое заступление: « скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:21–23). В этом обращении можно видеть напоминание об обетованиях, которые были даны Давиду. И через это рассматривать Зоровавеля как прообраз Христа, как это и встречается в других пророческих книгах. За богослужением книга пророка Аггея не употребляется. 10.2. Книга пророка Захарии Пророк Захария в начале книги представляется нам как Захария, сын Варахиин, сын Аддов. Аддо был главой одного из священнических родов, возвратившихся из вавилонского плена вместе с Зоровавелем. При преемнике первосвященника Иисуса Иоакиме Захария сам был уже главой священнического рода, об этом говорится в 12 главе книги Неемии (Неем. 12:16). Там Захария назван сыном Иддо. Возможно, что отец его Варахия умер молодым, так что внук фактически наследовал деду с. 200]. Таким образом, Захария был из священнического рода и, более того, был главой этого рода. О продолжительности его служения определенных указаний в Священном Писании не содержится. В житии говорится о сорока и больше годах. Ряд пророчеств в книге датированы. Первое из них относится к тому же второму году Дария, когда пророчествовал и Аггей (Захария — на два месяца позже), что также согласуется с указаниями первой книги Ездры. Последнее датированное пророчество относится к 4-му году Дария, то есть, к 518 году. Поскольку оно находится в 1-м стихе 7-й главы, последующие главы содержат в себе пророчества более позднего периода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

На примерах Моисея и Самуила видно, что пророк не просто является каким-то отрешенным от всего созерцателем тайн Божиих, мистиком, замкнутым на самом себе, но что он очень тесно включен в жизнь народа. Самуил управляет народом, Самуил помазывает Саула, через Самуила происходит отвержение Саула, через Самуила помазывается на царство Давид. То есть его деятельность как пророка очень тесно связана с жизнью всего народа, его служение носит такой принципиально-общественный характер. Оно нужно потому, что народ часто или отпадает от веры, или вера становится формальной, и встречаются тяжелейшие нравственные отклонения, или просто требуется разъяснение тех или иных путей Божиих, которые должны в судьбе народа реализоваться. То же самое можно сказать и о других пророках. Даже живший в окружении чужеземцев пророк Даниил не представляет исключения. Последними по времени до Иоанна Предтечи были пророки Аггей, Захария, Ездра и Малахия, которые пророчествовали уже после возвращения из плена. В завершение еще нужно сказать, что несколько женщин в Писании тоже называются пророчицами: Мариам, сестра Моисея (Исх. 15:20), Девора (Суд. 4:4), Олдама (4 Цар. 22:14). В Евангелии пророчицей называется вдовица Анна дочь Фануила (Лк. 2:36). В этот ряд могут быть еще поставлены Анна, мать пророка Самуила, и Пресвятая Богородица, которые воспевали некогда пророческие песни. 1.3. Истинное и ложное пророчество По мнению святителя Филарета Московского, «пророки, в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли, или чрезвычайные учители ветхозаветной Церкви, право учения и действования коих не основывалось ни на праве преемства и закона (Мал. 2:7), ни на собственном их просвещении (Ам. 7:14, 15; Цар. 19:19), или свободном избрании своей должности, но на повелении Божием, которое побуждало их известным образом учить и действовать» с. 150]. Они поставлялись как стражники, для того, чтобы охранять виноградник Божий от расхищения (см. Ис. 21:11; Иер. 6:17; Иез. 3:17; Авв. 2:1). Истинным пророкам противопоставляются пророки ложные. Это люди, которые не были призваны Богом, но действовали от Его имени: « Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23:21). Что же двигало ими? Писание открывает нам несколько причин. Деятельность лжепророков была востребована обществом: « Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: " я буду проповедывать тебе о вине и сикере " , то он и был бы угодным проповедником для этого народа» (Мих. 2:11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Удостоенный в жизни пророческих видений, св. патриарх Иаков пред смертью изрек пророческие откровения. Ясно и точно предсказав судьбу потомства каждого из сынов своих, Иаков предрек между прочим, что колено Иудино будет царственным коленом до тех пор, пока из него произойдете обетованный Примиритель, Надежда народов, то есть, Иисус Христос ( Быт. 49:10 ). Итак мы рассмотрели важнейшие события из жизни святых патриархов: Авраама, Исаака и Иакова. Что мы скажем о них вообще? Что представляют нам времена, так называемые, патриархальные? Великую простоту в жизни внешней, домашней и общественной, и великую святость в жизни внутренней, духовной. Святые патриархи не имели пребывающего града, но искали грядущего, небесного, как говорить Апостол Павел ( Евр. 11, 10 ). Они твердо соблюдали веру в истинного Бога, умеренность в желаниях; были трудолюбивы, смиренны, терпеливы, гостеприимны. Посему-то Бог нередко называете Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова. Посему-то и ныне св. Церковь , молясь о чадах своих, отошедших из временной жизни, в вечную, просит у Господа, чтобы упокоил их в недрах Авраама, Исаака и Иакова. Да сподобит Бог и всех нас небесных Своих обителей, милостью и щедротами Единородного Сына Своего и благодатью Святого Духа, – Аминь 18. О святом пророке Моисее Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божьим, нежели иметь временное греховное наслаждений, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища, ибо он взирал на воздаяние,. Евр. 11:24–26 .   В прошедшей беседе мы видели, что Бог, для сохранена истинной веры и благочестия на земле, избрал Авраама, а потом сына его Исаака и внука Иакова. Теперь нам открывается новый вид домостроительства Божия для той же священной цели Бог назначает уже не одного человека, не одно семейство, а целый народ, – народ Израильский. Не достанет нам времени исчислить все благодеяния и чудеса, сотворенные Богом для сего народа, все пророчества и прообразования, ему или через него открытых. История народа Божия есть целый ряд знамений и откровений, прообразов и дивных судеб Божьих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Деян. 2:2427 , цитата из Пс. 15:810 ; курсив добавлен. В этом псалме Давид, пророчески говоря от имени Христа, выражает уверенность в том, что Бог не оставит Христа. Таким образом, утверждать, что Бог оставил Иисуса – будь то на кресте или в «аду», – просто неправильно, потому что, как говорится в псалме, Господь всегда был с Иисусом. Был ли Иисус рожден вновь? Последний аспект учения Движения Веры о смерти и воскресении Христа, который мы рассмотрим, гласит, что Иисус был вновь рожден в аду, а потом воскрешен из мертвых. В богословии Веры учение о возрожденном Христе вытекает из утверждения, что Он стал грехом, – Ему нужно было родиться вновь. Поскольку мы убедились, что Иисус никогда духовно не умирал, можно с уверенностью сказать, что Он не нуждался в новом рождении. Однако проповедники Веры ссылаются на ряд библейских отрывков, которые якобы подтверждают их точку зрения, – эти отрывки мы и рассмотрим. Первая цепочка рассуждений, посредством которой проповедники Веры пытаются подвести библейское основание под учение о возрожденном Иисусе, начинается со слов 2-го Псалма: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (стих 7). Эти слова, которые в контексте псалма Бог говорит помазанному царю Израиля, Новый Завет применяет к Христу в контексте Его воскресения из мертвых ( Деян.13:33 ; Евр.1:5 ). Из этого факта проповедники Веры заключают, что в момент воскресения Иисус был в буквальном смысле «рожден» как Божий Сын; а поскольку Он и прежде был Сыном Божьим, речь идет Его новом рождении в этом качестве. Если последовательно применять эту логику к другим библейским текстам, она окажется несостоятельной. По крайней мере некоторые проповедники Веры (в том числе Хейгин) признают, что Иисус был Сыном Божьим еще до рождения в Вифлееме. Однако в Лк.1ангел говорит Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Значит ли это, что Иисус стал Сыном Божьим только через непорочное зачатие? Те проповедники Веры, которые (как и я) верят, что Иисус был сыном Божьим еще до Своего рождения, скажут «нет»; но если они понимают Лк.1так же, как они понимают Евр.1и Деян.13:33 , то скажут «да».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010