Блж. Феодорит толкует слова пророка Софонии: «Взыщите Господа вси смирении земли. Обратите взор на ничтожность своего естества, на праотца своего – персть, и взыщите Создателя, богато оделившего вас столькими благами. Потом учит пророк, каким способом можно взыскать Бога: Суд содевайте, и правды взыщите, взыщите кротости, и отвещайте я. Держитесь прямодушия и справедливости, возлюбите жизнь скромную и умеренную, и примите за правило следовать сему до конца» ч. V, Толк, на пр. Софонию, гл. 2]. Человек должен познать ничтожность своего падшего естества, прах должен взыскать Создателя. Жизнь скромная и умеренная приятна Богу. Говоря о грядущем избавлении, Ягве утешает через пророка Своего Софонию: Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Ягве ( Соф. 3:12 ). Таков спасенный остаток Израиля – народ смиренный и простой. О том ли мечтали честолюбивые цари Израиля и гордые в своем избранничестве иудеи?! (ам ани ва дал) – народ смиренный и простой. В слове (ани) значение не только бедности, но и внутреннего смиренного состояния. (дал) переведено, как «простой», имеет еще значение «худой» или «хилый». Здесь у пророка уже прямое предчувствие христианской аскезы. Так что Христос возвещал Царство Небесное нищим духом не только как нечто новое, о чем никто и не слышал, а чтобы исполнилось Писание. Блж. Августин пророческие слова Софонии И оставлю в тебе люди кротки и смиренны и убоятся о имени Господни останцы Израилевы относит к уверовавшим во Христа иудеям: «Ибо эти останки Израильского народа уверовали во Христа» О граде Божием, кн. 18, гл. 33]. Блж. Феодорит относит слова пророка Софонии о народе смиренном и простом еще конкретнее к лику апостольскому и, обобщая, вообще к характеру христианскому, народу Христа-Мессии: «И сие [ Соф. 3, 12–13 ] ясно указует нам на лик апостольский, ублажая который, Владыка сказал: блажени кротции, яко тии наследят землю ( Мф. 5:5 ); и еще: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим ( Мф. 11:29 ). Их-то и блаженный Софония называет людьми кроткими и смиренными: потому что не таковы израильтяне, но людие буии и немудри ( Втор. 32:6 ), и по словам другого пророка: жила железна выя их и чело их медяно ( Ис. 48:4 )» ч. V, Толк, на пр. Софонию, гл. 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

в Суккот… Праздника Суккот, этот святой праздничный день, день нашего веселья… » РОШ–ГАШАНА «Скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый денъ месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание» (Лев. 23:24). Наверное, самое странное в еврейском Новом году то, что он падает на седьмой месяц еврейского календаря, это примерно то, как если бы в западном мире Новый год праздновался 1 июля, а не 1 января. Талмуд определяет четыре разных даты, говоря, что есть четыре «новых года», один из которых отмечают 1–го Нисана: «Первого Нисана — новый год для отсчета лет правления царей и отсчета лет для праздников» (Рош–Гашана, 1 а). Однако первым месяцем в году считается не весенний месяц нисан, а осенний месяц Тишрей. Это месяц, когда Бог сотворил мир и первого человека. По преданию, до Моисея год начинался с первого осеннего месяца, носившего название Афаним (Этаним), что означает «сильные», так как именно в этот месяц родились главные патриархи еврейского народа. После Вавилонского пленения название месяца изменили на вавилонское «Тишрей». Рош–Гашана — праздник с большой направленностью на личность. В это время евреи анализируют свои поступки за весь прошедший год. Цель этого праздника — этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к наступающему году. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог решает, кто на следующий год будет жить, а кто умрет. Раввины считают, что в Новый год должны иметь место определенные события: 1. Народ приветствует Бога звуками труб, как коронованного царя. 2. Пророк Софония предсказывал приближение великого дня Господня. День суда — это день сигнальной трубы. «Близок великий день Господень, близок — и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня. Горько возопиет тогда и самый храбрый!… День трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен (Соф. 1:14–16). 3. Пророк Исайя говорил о великом шофаре, который провозгласит мессианскую эру: «И будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирии и изгнанные в Египет, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» (Ис. 27:13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

Господи Всеблагий, слава Тебе и [по]хвала! Тебе единому слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 3 декабря 1. Св. пророк Софония . Родом из горной страны Саравафа, из колена Симеонова. Жил и пророчествовал в VII веке до Рождества Христова, в правление благочестивого иудейского царя Иосии. Современник пророка Иеремии. Стяжав великое смирение и воздвигнув чистый ум к Богу, он удостоился дара предвидеть грядущие события. Предрек день гнева Божия, кару над Газой, Аскалоном, Азотом, Аккароном, Ниневией, Иерусалимом, Египтом. Иерусалим созерцал он как город нечистый [в серб, букв.: отступнический. – Пер.], оскверненный, притеснитель... Князья посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки... Пророки его – люди легкомысленные, вероломные [в серб, букв.: хвастуны, обманщики. – Пер.], священники его оскверняют святыню, попирают [в серб, букв.: извращают. – Пер.] закон (гл. 3). Провидя время пришествия Мессии, он вдохновенно восклицает: Ликуй [в серб, букв.: Пой. – Пер.], дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима ! Упокоился сей тайновидец в месте своего рождения, дабы ожидать всеобщего воскресения и воздаяния от Бога. 2. Преп. Иоанн Молчальник . Родом из Никополя Армянского, его отца звали Енкратий, а мать Евфимия. На 18-м году жизни стал иноком и подвизался строго и всеусердно, многими слезами, постом и молитвой очищая свое сердце. Через 10 лет был рукоположен в епископа Колонийского. Собственным примером привлек к богоугодной жизни своего брата Пергамия и дядю Феодора, знаменитых мужей при дворах императоров Зенона и Юстиниана. Наблюдая козни и озлобленность сего, которую он не мог уврачевать, святой Иоанн оставил епископскую кафедру и, переодевшись простым монахом, пришел в обитель преподобного Саввы близ Иерусалима, где многие годы прилежно и безукоризненно исполнял любое послушание, которое налагал на него игумен. Видя это, преподобный Савва представил его патриарху Илии, чтобы тот рукоположил его в пресвитера. Когда патриарх хотел его рукополагать, Иоанн исповедал ему о себе, что он уже в епископском сане. После этого святой Иоанн затворился в келью, где многие годы провел в молитвенном безмолвии. Затем прожил 9 лет в пустыне, питаясь только дикими травами, и снова возвратился в монастырь. Отвращал верующих от Оригеновой ереси, весьма усердно посодействовав ее обузданию и осуждению. Ясно прозирал в духовный и исцелял людей от болезней. Победив себя, он легко одолевал бесов. Великий в смирении, силе и мудрости, сей Христов служитель мирно упокоился в 558 году, достигнув 104-летнего возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Здесь идет речь, во-первых, о праздниках иудейских, во-вторых, о той потере духа благочестия, какая обнаружилась в этом случае со стороны иудеев. Устами пророков здесь изобличаются неблагодарные и вероломные евреи, оставившие Господа: Ис.1:4 ; превратившие суд в отраву и правду повергшие на землю: Ам. 5:7 . В разбираемых местах из книги пророка Исаии и Амоса вовсе не отменяется четвертая заповедь о святости седьмого дня недели. Словами пророков запрещается в праздники особенно удаляться от греховных дел, могущих оскорбить духовное величие праздника. Дела же милосердия, как видно из слов Господа: Лк. 13:15 – 16 , не только можно, но и должно было делать в праздничные дни ( Исх. 20:8–10 ). Между тем иудеи полагали, что совершенным безделием они исполняют заповедь о седьмом дне. Такое-то ложное воззрение иудеев на праздничные дни и изобличается в разбираемых местах свящ. Писания. Господь чрез пророков как бы так говорит: научитесь в эти дни делать добрые дела ( Ис. 1:17 ), удалите песни и главным образом идолопоклонство, тогда Я их приму ( Ис. 1:18 ), и как бы в подтверждение приведенной мысли в следующей 2 главе пророк Исаия возвещает радостное будущее праздничное торжество народов, заключающееся в хождении в дом Бога Иаковлева (в храмы), где Бог научит нас Своим путям: Ис.2:3 . Затем пророчество Амоса о возвращении скинии Давидовой падшей ясно показывает, что у нового Израиля, верующих во Христа, должны быть установлены праздники, временно уничтоженные беззаконием Евреев, когда говорится: «что в ней разрушено воссоздам». Деян. 15:16 –17 ; и наконец, об учреждении новозаветных праздников говорит пророчествовал Софония (3:18). Ис. 1:4 . Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев,сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад. Ам. 5:7 . О вы, которые суд превращаете в отраву, и правду повергаете на землю! Лк. 13:15 . Господь сказал ему (начал, синагоги) в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? 16 . Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? Ис. 2:3 . И пойдут многие народы, и скажут: прийдите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и словоГосподне из Иерусалима. Деян. 15:16 . Потом обращусь и воссоздам Скинию Давидову падшую, и то, что в нейразрушено, воссоздам, и исправлю ее. 17 . Чтобы взыскалиГоспода прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говоритГосподь, творящий все сие. ( Ам. 9:11. 15 ). Соф. 3:18 . Сетующих о торжественных праздниках Я соберу; твои они, на них тяготеет поношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Евангельское объяснение дает блж. Феодорит: «Душ убогих Твоих не забуди до конца. Убогими могут быть названы смиренномудрые. Ибо: блажени нищие духом; яко тех есть царствие небесное ( Мф. 5:2 )» Псалтирь с объяснениями, Пс. 73 ]. Так псалмопевец предвидел царство Божие, которое откроется ХристомМессией для нищих духом. Кто эти бедняки Ягве или нищие духом хорошо объясняет Ориген : «Не все нищие – Божии, но те, которые говорят: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; которые отвергли богатство злое, которые – нищи духом» Толк, на псал. 73, сноска]. Так, бряцая струнами арфы, пел о бедняках Ягве царь-скиталец Давид. 10.2. Пророчество Софонии о бедняках Ягве И все-таки россыпь изречений псалмопевца о бедняках Ягве – это некое предчувствие новых начал Царствия Божия, а само пророчество было изречено позднее устами пророка Софонии в VII в. до Р.Х. Пророчество Софонии – основное библейское свидетельство о бедняках Ягве. Софония – старший современник Иеремии, пророчествовал при царе Иосии (659–628 гг.), по-видимому, при его малолетстве еще до реформ. Пророк Софония раскрывает учение о том, что события истории происходят не сами собой, но в них проявляется воля Ягве. Как буря грядет на язычников и иудеев катастрофа приближающегося дня Ягве. В этой буре сохранятся только бедные земли, а после возмездия откроется их царство. Призывая перед надвигающимся днем Ягве свой народ к покаянию, пророк Софония восклицает: Взыщите Ягве, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Ягве ( Соф. 2:3 ). Страшен судный день Ягве – кто устоит? Разве лишь смиренные земли, если исполнят законы Ягве и взыщут правду Его. Смиренные земли – (анве га-арец). Семьдесят толковников переводят ταπεινο γης, по-немецки – Elende im Lande. В этом словосочетании содержатся оттенки и бедности, и убогости, и смирения. Таков народ Ягве в день Его. Таким образом мнение, что в Израиле смирение не почиталось добродетелью, несправедливо. Анвим – это и материально, и духовно нищие, смиренные, таков образ мессианского народа, такова община Мессии!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

3 . Пророки не оставляли без внимания и политическую сторону народной жизни. Они старались раскрыть евреям, что у них Царь Сам Иегова и что они в политической жизни не должны ничего делать без Его позволения. По тесной связи евреев с язычниками пророческое служение касалось и язычества. Промыслительно влияние пророков распространялось на язычников, так как язычники тоже должны были войти в царство Мессии. Пророки обличали язычников за вражду к народу Божию и обращали на путь истинный, предсказывая, что и они получат обещанное спасение, если будут того достойны. Понятие о пророческих книгах и их значение В Священном Писании Ветхого Завета отдел пророческих книг занимает одно из самых значительных мест. Всех 16 пророков-писателей, по объему их книг традиционно разделяют на великих и малых пророков (4 великих: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и 12 малых: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия). Пророческие книги – это такие священные еврейские книги, в которых боговдохновенными мужами записаны Божественные Откровения, данные пророкам относительно судьбы основанного Богом царства. В греческой, русской и славянской Библии пророческий отдел помещен вслед за учительными книгами в вышеперечисленном порядке с добавлением после книги пророка Иеремии книг: Плачь Иеремии, Послание Иеремии и книги пророка Варуха (2 последние неканонические). В европейской Библии, где все книги делятся на 3 раздела -Закон, Пророки и Писания, пророческие книги следуют под рубрикой «Поздние пророки» сразу же за «Ранними пророками», включающими в себя книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и четыре книги Царств. Книга пророка Дании здесь помещена в разделе Писания (агиографы). Хотя из общего числа пророков мы условно выделяем так называемых «пророков-писателей», т.е. тех, которым, согласно библейскому канону, принадлежит какая-нибудь книга, однако, это наименование может быть не совсем верно понято, ибо не совсем точно отражает пророческое служение. Пророк был не писателем, а оратором, проповедником. Пророческие книги, в том виде, в каком мы их сейчас имеем, не были известны современникам пророков, ибо последние могли оставить лишь небольшие записи собственного опыта, которые позднее были редактированы либо учениками пророков, либо их последователями. Эту мысль подтверждают четко прослеживающиеся по методу изложения материала три основных элемента. Первый – собственно пророчества – т.е. Слова Самого Бога или поэтические картины, выражающие их смысл: возвещение, грозное предупреждение, обетование. Второй – повествование от 1-го лица; сам пророк говорит о своем опыте. Третий – повествование от 3-го лица – описание кем-то жизни, служения и учения пророка. Все эти 3 элемента часто сочетаются в одной книге, что указывает на позднейшую редакцию книги, в которую были внесены не только слова и писания самого пророка, но и нечто о нем самом, передаваемое устным преданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Ис. 41:23 ; Иер. 10:5 ), он «не делает ни добра, ни зла». Таковым-то людям, отвергающим действие Божие в мире, а с тем вместе необходимо отвергающим и существо Божие, Бог и покажет Себя Управителем и верховным Судиею мира; Он предаст» имение на разграбление, а домы их на запустение», так что они испытают на себе истинность наказаний, которыми Он угрожал издавна презрителям Его имени ( Лев. 26:32, 33 ; Втор. 28:10, 39 ; Амос. 5:11 ; Мих. 6:15 ): «они построят домы, а жить в них не будут; разведут виноградники, а вина из них пить не будут» (1:8–13). И всё это придёт очень скоро. «Близок», возвещает пророк, «великий», по своим действиям «день Иеговы», день Его суда, «близок и весьма спешит, уже слышан день Иеговы»; по своему действию это – «день скорби и стеснения» (ср. Иов. 15:24 ), день опустошения и запустения (ср. Иов 38:27; 30, 3 ); день несчастия: «день тьмы и мрака, день облачный и пасмурный» (ср. Иоил. 2 ); по своему свойству – это «день трубы и военной тревоги» к нападению «на укреплённые города и на высокие башни», к овладению ими и разрушению их ( Амос. 2:2 ). В это время Бог так стеснит людей (ср. Втор. 28:52 ), приведёт их в такое отчаянное положение, что они от страха совершенно растеряются «и будут ходить как слепые» (ср. Втор. 28:29 ), будут искать какого-нибудь выхода из беды и не найдут. Так поступит с ними Иегова, «потому что они согрешили против Иеговы» чрез отпадение от Него, чрез идолослужение и чрез преступление Его заповедей, чрез нерадение о них (ср. ст. 2–14). Самая же беда будет состоять в том, что «кровь их прольётся, как песок», будет проливаться без всякого сожаления, как вещь ничего нестоящая (Ср. Цар. 13:7) «и их трупы будут как навоз», дочиста вытасканный из хлевов (ср. 3Цар. 14:10 ) и валяющийся на поле (ср. Иер. 9:21 ). Ничто не спасёт от этой беды. Нельзя будет умилостивить в день гнева Божия врагов ни серебром, ни золотом; ни то, ни другое «не сильно будет спасти их в день негодования Иеговы» (ср. Ис. 13:17 ; Иер. 4:30 ; Иез. 7:19 ), несильно потому, что Господь определил совершить суд над всею землёю и потому не будет народа, у которого бы можно было найти спасение себе, «огнём ярости Его поедена будет» неизбежно «вся земля; ибо Он совершит и конец внезапный всем жителям земли» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Моавитяне и Аммонитяне имели своих царей, а Дамаск царствовал над всею Сириею; но все они низложены Вавилонянами; одним только Иудеям Бог всяческих даровал возвращение чрез персидского Кира. Они снова пришли в цветущее состояние, возвратили себе прежнюю власть, и содержали в страхе все оные народы; Иудеи владели землею сих народов, и они не в силах были противиться Иудеям. Посему-то Божие слово предвозвещает, что Моавитяне и Аммонитяне будут преданы конечному разорению, и Дамаск уподобится оставленному на гумне стогу. Сие-то потерпели они в нашествие Халдеев. И о «Дамаске» говорит Пророк, что «будет разорен во век», потому что с сего времени на все последующее время утратит у себя царскую власть, не будет более обладать покорными ему народами; но сделается данником прежде царствовавших Вавилонян, Персов, Македонян, и ныне царствующих Римлян. Однако же и здесь пророчество прияло точное исполнение чрез священных Апостолов и их преемников – святых. Ибо их и Божественный Апостол нарек «останком». Представив пророчества, ясно возглашающее: «аще будет число сынов Израилевых яко песок морский, останок спасется» ( Рим. 9.27 ). Апостол толкует оное, говоря: «тако убо и в нынешнее время останок по избранию благодати бысть» ( Рим.11, 5 .). Тоже вещает Владыка и устами блаженного Софонии: «и оставшии языка Моего наследят их». Потом истолковывает это яснее. Соф.2:11 . Явится Господь на них и потребит вся боги языков земных: и поклонятся Ему кийждо от места своего, вси острови язычестии. Слова сии не дают места бесстыдному возражению Иудеев. Если скажут они что, по возвращении из Вавилона, многие из язычников, уверовав в Бога всяческих, в иерусалимском храме совершали законное служение; то ясно изобличены будут во лжи своей. Пророческое слово говорит, что «поклонятся Ему кийждо от места своего». А сие делается не по закону, но по евангельскому учению; потому что закон всех собирал в оный единый храм; Господь же в евангелии говорит Самаряныне: аминь, аминь, сказываю тебе «жено, яко грядет час, егда» не в Иерусалиме и не на этом месте, но на всяком месте «поклонятся Отцу» ( Иоан. 4, 21–23 ). Тоже взывает и Богомудрый Софония: «явится Господь на них», то есть, на всех упомянутых прежде иноплеменниках, Филистимлянах, Моавитянах, Аммонитянах, жителях Дамаска, и на всех прочих народах, «и потребит вся боги языков земных, и поклонятся Ему кийждо от места своего вси острови язычестии», то есть, города не только находящиеся на твердой земле и приморские, но и те, которые среди моря. К сему присовокупляет Пророк:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скифское нашествие, таким образом, могло лишь давать повод к изображаемой пророком страшной перспективе, ожидающей Иудеев. Косвенный намек на это опустошительное для многих азиатских народов нашествие скифов не без основания усматривают в словах прор. Софонии Соф.3:6–8 , а также в первой половине стиха Соф.1:18 . В последнем месте можно предположительно видеть напряженное указание на особенно отличавшее завоевательные походы скифов корыстолюбие этих хищников. Остается, таким образом, отнести речи пророка Софонии к третьему и последнему периоду жизни и царствования Иосии, т. е. после 18-го года его правления, что и делают некоторые исследователи (Делич, Клейнерт, Филиппсон и др.). Вся ситуация книги – изображение грехов народа против веры и нравственности, а также ожидающих его кар – является аналогичною пророческим речам Иеремии, произнесенным несомненно времени после уже реформы Иосии. Говорить о предстоящем истреблении «остатков Ваала» ( Соф 1.4 ) можно было лишь после того, как Иосия по достижению совершеннолетия положил почин религиозной реформе, особенно же после обретения книги закона (в 18-й год) с новою ревностью принялся за истребление остатков идолослужения в своей стране. Равным образом, об официальном употреблении в стране закона, хотя и нарушаемого священниками ( Соф 3.4 ), не могло быть и речи до открытия «книги закона». И пророк Иеремия говорит как об идолослужении ( Иер 7.17, 18 ) рядом с официальным господством истинного богопочитания и законничества ( Иер 6.19–30 ), о ложной клятве именем Иеговы рядом с клятвою идолами ( Иер.5:2, 7:9, 12:6 ; ср. Соф 1.5 ), о злонамеренном преступлении закона ( Иер 8.8–9 ), о развращении всех классов народа – царской семьи, князей, пророков и священников ( Иер 2.8, 26 сн. Соф 1.4, 8–9, 3.4 ). Посему оба пророка признают единственно возможным исходом для современного им народа – всеобщую гибель, грозную кару Божию, воспламенение всепоедающего пламени гнева Божия ( Соф 1.18 см. Иер 7.20 ), имеющего истребить с лица Палестины людей и все живущее ( Соф 1.2–3 см. Иер 4.25, 9.9, 12.4 ), и, таким образом, как бы повторяют и развивают суть грозного пророчества Олданы по поводу обретения книги закона и ее клятв ( 4Цар 22.16 сл. 2Пар 24.24 ). Наконец, и то обстоятельство, что пророк Софония, примыкая к известному пророчеству Наума (см. особенно Наум 1.14, 2.2, 3.15 ), предвозвещает скорую гибель Ниневии и всей Ассирии ( Соф 2.13–15 ), что, по принятому теперь в науке счислению, произошло в 606 году до Р. Х. более благоприятствует сравнительно более позднему, чем более раннему, написанию книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так мы напомним слова пророка Аввакума, восклицающего: „на стражу мою стал я! ( Авв. 2:1 ) 872 и у Иеремии пророка ( Иер. 6:17 ) Господь глаголет Израилю: „поставил Я стражей над вами“. И у Иезекииля ( Иез. 3:17, 33:7 ) Господь глаголет пророку: „Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву“. Господь в настоящем пророчестве повелевает своим пророкам смотреть на Вавилон, который должен пасть. Мы видели уже в главе X, что предсказывается гибель Ассура и Вавилона, при чем эти оба царства сливаются во едино, как бы представляя собою одно и то же олицетворение духа зла. После Исаии Наум (около 700 г.); Аввакум и Софония (около 640 г.) пророчествуют о падении Ниневии, совершившемся в 606 г. до Р. Хр. Это исполнение лишь части пророчества X главы Исаии, но вслед за сим грядет полное исполнение пророчества, окончательное уничтожение Семито-Кушитских царств. Уже в настоящей главе, произносимой позже X, Исаия ни слова не говорит ни об Ассуре, ни о Ниневии. Для него, живущего в мире откровений, Ассура уже нет, – он видит события, имеющие последовать гораздо позже падения Ниневии. Когда Исаия умолкает, против Вавилона подымается голос Иеремии. Этому последнему суждено было видеть земными очами своими тяжелые удары, наносимые Вавилоном другим народам, – этим молотом земли, как называет его Иеремия ( Иер. 50:23 ). Но ему-же дано было предвидеть духовными очами падение Вавилона и даже видеть последний пир Валтасара. ( Иер. 51:39,57 ). Он видит и разрушителей Вавилона: „великий народ с севера, искусные стрелки“, которых Господь посылает „веятелями на Вавилон“ ( Иер. 51:2 ), ибо сам Господь „возбудил дух царей Мидийских“ ( Иер. 51:11 ). В числе идущих на Вавилон народов под главенством Мидян пророк называет народы царств Араратского, Минейского и Аскенатского, которых причисляют к Кавкасским народностям 873 . В главе LI книги Иеремии мы видим, что пророчество о гибели Вавилона изречено пророком в то время, когда это царство было на высоте своего могущества;-Иеремия начертал и отослал его около 598 года с Сераиею в Вавилон к пленным братьям своим, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010