Глава 1 2 3     Введение Краткое сведение о Св. пророке Софонии, время его пророческого служения, содержание его книги Св. пророк Софония 1 , как сам он говорит о себе, был сын Хусия, имел деда Годолию, прадеда Аморию, прапрадеда Изекию. Ни одно из сих лиц по истории неизвестно. Но, конечно, не без причины Св. Софония привел такое удлиненное родословие против обыкновения св. пророков (кроме Варуха), которые избегали указаний на длинные родословия. Потому можно думать, что лица, упомянутые в родословии Софонии, не безызвестны были в своем отечестве, чем-нибудь славились, а некоторые из толковников 2 , хотя без достаточных оснований и нерешительно, думают, что Езекия, упоминаемый в сем родословии, есть известный, благочестивый царь Иудейский, сын Ахаза (цар. 29 л.; 4Цар. 18:1; 729–713 до P.X) О жизни и деятельности Св. пр. Софонии история не оставила нам никаких достоверных сведений. Епифаний 3 , епископ Кипрский, передает известие, что Св. Софония происходил из колена Симеонова, родился на горе Саравафе, о смерти своей узнал по откровению, умер и погребен в отечественном селе; но эти сведения подвергаются сомнению. Блаж. учители Св. Церкви, Феодорит и Иероним, оставившие нам свои толкования на Св. пророка Софонию, не сообщают сведений о жизни сего пророка. Память Св. Софонии 3-го декабря. Сам Св. Софония показывает время своего пророческого служения, когда говорит, что пророческое слово Господне сообщено было ему во дни Иосии сына Аммоня царя Иудина ( Соф.1:1 ; цар. 31 год; 4Цар. 22:1–20; 642–611 до Р. Хр.). Иосия был один из благочестивейших царей Иудейских. Восьми лет возведенный на престол после отца своего Аммона, убитого слугами, он с юных лет возлюбил благочестие, а достигши 16-ти летнего возраста, всячески старался следовать благочестивой жизни царя Давида, и это было в то время, когда кругом, повсюду, была глубокая тьма язычества, почти полное забвение истины и добродетели. После благочестивого царя Езекии (729–713 до Р. Хр.) в Иудеи царствовали два царя – Манассия и Аммон.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

16.12.2014. Прямой эфир. Протоиерей Андрей Ткачёв. 26.12.2014 09:44:51 Протоиерей Андрей Ткачев       Добрый вечер, друзья мои. С вами протоиерей Андрей Ткачёв. Наша встреча посвящена пророку Божию Софонии и его книге.        Память пророка Божьего Софонии празднуется 16-го декабря по григорианскому календарю. Существует правило, что если в литургическом календаре присутствует день памяти святого - автора книги, вошедшей в Библейский канон - допустим, Иов, или Павел, или Моисей, или Давид, или Софония -  то почтить этого священного писателя  лучше всего участием  в Литургии, а также чтением книги, написанной им или записанной с его слов. Таким образом, мы соединяемся с духом этого человека и открываем для себя слова Божии, которые были сказаны через него. Люди Божии, это некие ретрансляторы, если говорить современным языком, они принимают и передают внушения Господни. Софония - один из них. Он - один из малых пророков. Мы приближаемся к Рождеству. Уже была память пророка Аввакума, потом будет Захария, Аггей и т. д. И вот Софония. Его место здесь. Лишний раз я хотел бы подчеркнуть своё всегдашнее желание, обращённый к людям призыв, чтобы мы читали Священное Писание. Потому что оно есть Сила Божия ко спасению всякому верующему.        Итак, мы читаем книгу пророка Софонии, в которой всего лишь три главы. Этот пророк Божий (еврейское произношение его имени звучит как Цфания), современник пророка Иеремии. Он жил в вавилонскую эпоху, когда главным врагом Израиля был Вавилон. В эту эпоху и было пленение. Мы будем читать не все подряд, плотным текстом, а по стихам, и не все стихи; некоторые стихи я буду подвергать остановке, чтобы мы полюбили Писание и почувствовали его вкус.        Итак, первая глава. Начинается книга пророка Софонии словами: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского». Перечисляются четыре человека в роду Софонии. Т.е. напоминаются отец, дед, прадед и прапрадед. Таким надписанием характеризуются далеко не все книги Священного Писания.

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

LIII. Плен Монассии, Аммон, благочестие Иосии. Пророки Аввакум, Софония Недостойный сын наследовал благочестивому отцу; едва воцарился двенадцатилетний Манассия, как уже в первые годы отклонился от всех путей Езекии и Давида, жертвуя всем мерзостям языческим, которые так строго запретил Господь. Он обновил опять высокие места и дубравы, разоренные отцом, и соорудил алтарь Ваалу и всей силе небесной, по примеру Ахаава, дерзнул даже воздвигнуть алтарь идольский во дворе храма и поставил там кумир, вопреки страшных заповедей Господа. Преданный волхованиям, проводил он детей своих сквозь огонь языческих требищ, много пролил невинной крови в Иерусалиме, умертвил даже святого Пророка Исаию, и не внимал гласу пророческому, когда предсказывали ему неминуемое наказание от имени Божия: «за все мерзости идольские, какие сотворил Манассия, свыше Аммореев в Иерусалиме, и за грех , в который вовлек с собой народ свой, наведет Господь бедствия на Иуду, так что зазвенит в ушах народа, когда нечаянно грянут беды сии на него: простер Он на Иерусалим меру Самарийскую, взвесит его на весах Ахаава и сотрет с лица земли, и предаст остаток людей в руки врагов.» Восстал и Пророк Аввакум, жалуясь на возрастающее нечестие; в страшных видениях, угрожал он Иерусалиму владычеством Халдеев, и утешал себя пришествием Мессии. Господь велел ему стать на духовную стражу и смотреть, что откроется ему вдали? Дабы потом вписать в свои скрижали; ибо его видение, обнаружится после известного времени, и Грядущий придет и не замедлит; не благоволит Господь к сомневающимся, праведник же верой жив будет; и вот молитва , которую произнес к Мессии, ожидавший его пришествия Пророк: «Господи, я услышал глас Твой и убоялся, разумел дела Твои и ужаснулся; посреди двух времен Ты познан будешь, откроешься, когда наступят годы, и вспомнишь о милости своей во дни гнева. Бог от юга приидет и Святый от горы, осененной чащею; добродетель Его покрыла небеса и славой Его исполнилась земля; сияние Его как свет будет, и Он утвердит державную любовь свою; пред лицом Его предыдет Слово; – Ты изшел для спасения людей своих, спасти помазанных Тобой и сокрушить беззаконных; возрадуюсь о Господе и возвеселюсь о Боге Спасе моем.» (III).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) 40 библейских портретов Книга «40 библейских портретов» рассказывает о людях, героях Библии: кем они были, как жили, чему учили своих современников и учат нас, потомков. Мир, который открывает перед нами автор многое объясняет в поступках и словах героев, кажущихся нам странными, а порой и жестокими. Книга написана живым современным языком, с отсылками к нашему времени и нашим реалиям. Содержание От автора 1. Адам и Ева: в начале 2. Ной: человечество как единая семья 3. Авраам и Сарра: путь призванных 4. Исаак: продолжение странствий 5. Иаков – праведник, боровшийся с Богом 6. Иосиф – проданный брат 7. Моисей – посредник меж Богом и народом 8. Иисус Навин – воин во имя Господа 9. Судьи: череда харизматических вождей 10. Самуил и Саул: последний судья и первый царь 11. Давид – царь перед Богом 12. Соломон: золотой век Израиля 13. Цари двух царств: Иерусалим и Самария 14. Илия – молниеносный пророк 15. Амос, Осия, Михей, Софония: пророки предупреждения 16. Исаия – пророк с большой буквы 17. Иоиль, Аввакум, Наум, Иона: пророки разрушения 18. Иеремия – печальный пророк 19. Иезекииль – пророк надежды 20. Даниил – пророк изгнания 21. Эсфирь – царица из народа 22. Аггей, Захария, Авдий, Малахия: пророки возвращения 23. Эзра и Неемия: новое начало 24. Маккавеи – первые антиглобалисты 25. Иов: проклятые вопросы 26. Матфеи – мытарь и евангелист 27. Марк – робкий юноша и смелый апостол 28. Лука – врач, художник, повествователь 29. Иоанн – любимый ученик 30. Иоанн Креститель: на шаг впереди Христа 31. Дева Мария и плотник Иосиф: семья Иисуса 32. Двенадцать апостолов: ближний круг 33. Петр – первый из двенадцати 34. Двенадцать апостолов: остальные имена 35. Ироды, цари Иудеи 36. Каиафа и Анна: священники при Храме 37. Иуда Искариот и Понтий Пилат: сделавшие свой выбор 38. Никодим, Иосиф, Гамалиил – фарисеи за Иисуса 39. Павел, посол и узник Христа 40. Первые христиане: у истоков Церкви

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иоиля Введение Автор Имя «Иоиль» означает «Господь есть Бог». Иоиль был сыном Вафуила (1,1). В книге нет иных сведений о личности пророка, о времени и обстоятельствах его жизни. Внимание Иоиля к Иерусалиму, особенно к храму и его служителям (напр., 1,9.13.14; 2,14–17.32; 3,1.6.16.17), наводит на мысль о том, что он жил в Иерусалиме и служил в качестве храмового пророка. Иоиль нигде не отождествляет себя со священниками (1,9.13; 2,17), но тем не менее молится от лица народа (1,19.20). Время и обстоятельства написания Многие современные толкователи считают, что Иоиль жил в период после плена (400 г. до Р.Х.). Основанием этому служит неупоминание царства и государства и многочисленные цитаты других пророков (Амос, Михей, Наум, Софония, Иезекииль, Авдий). Можно, однако, считать, что он жил в более позднюю эпоху на основании следующих доводов. Иоиль говорит только о старых врагах Израиля: филистимлянах, финикийцах, едомитянах и египтянах, не упоминая ни сирийцев, ни вавилонян, ни ассирийцев. Если бы в его время эти народы были угрозой Израилю, он наверняка назвал бы их. Иоиль нигде не упоминает о царе израильском, но несколько раз о священниках (1,9.13; 2,17) и старейшинах (1,14; 2,16). Это позволяет заключить, что в его время правление было главным образом в руках священников и, по всей вероятности, что он жил во время опекунства богобоязненного священника Иодая над юным царем Иоасом, его племянником. Характерные особенности и темы Как еврейское, так и христианское предания считают автором этой книги пророка Иоиля. Новый Завет подтверждает это ( Деян. 2,16 ). Пророк Иоиль рассматривает ужасное нашествие саранчи как наказание Божие и обращается к народу с призывом к покаянию. Однако его пророческий взгляд распознает в этой катастрофе образ грядущего, еще более страшного Божиего суда, который пророк называет «день Господень». Во второй части книги Иоиль описывает благословение Божие, на которое может надеяться народ, если покается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1. В Палестине, в пустынях между Иерусалимом и Мертвым морем, внезапно напали на иноков варвары, – и очень многих избили. Как Бог попустил совершиться над Своими рабами такому злодейству? – Этот вопрос обыкновенно возмущает души тех, которые имея мало веры и ведения, думают, что добродетели и подвиги Святых вознаграждаются в краткое продолжение сей жизни – временной. Мы же, которые не «в животе сем точию уповающе есмы во Христа», чтоб по Апостолу, «не быть окаяннейшими всех человек» ( 1Кор. 15, 19 ), не должны быть вводимы в заблуждение такими мнениями; чтоб, по неведению верного определения истины относительно таких событий, приходя в ужас и смятение от искушений, которым и себя увидим преданными, не подвигнуться нам ногами своими с пути правды ( Пс. 72, 2 ), – или, что и сказать страшно, не приписать Богу неправоСудья и непопечения о делах человеческих, за то, что яко бы, Он людей Святых и праведно живущих не избавляет от искушения, и добрым – добром, а злым – злом не воздает в настоящей жизни, – и за то не заслужить осуждения с теми, которым угрожает Пророк Софония от лица Господа, говоря: «отмщу на глаголющие в сердцах своих: не имать блага сотворити Господь, ниже имать озлобити» ( Соф. 1, 12 ), или не подвергнуться одинаковой участи с теми, которые такими жалобами изрекают хулу на Бога: «всяк творяй зло, добр пред Господем, и в них сам благоволи; и где есть Бог правды» ( Мал. 2, 17 )? Присовокупляя к сему и то богохуление, которое у Пророка описывается после того: «суетен работаяй Богу, и что более, яко сохранихом хранения Его, и яко ходихом молитвенницы пред лицом Господа Вседержителя? И ныне мы блажим чуждих, и созидаются вси творящии беззаконная: сопротивишася Богу и спасошася» ( Мал. 3, 14. 15 ). – Посему, чтоб нам избежать неведения, которое есть корень и причина этого непотребнейшего заблуждения, надобно нам наперед определительно узнать, что есть воистину добро, и что зло. Содержа же потом не ложное о сем мнение толпы, а истинное определение Писаний, мы никак уже не прельстимся заблуждением людей неверующих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

3-е Святого пророка Софонии Софония, из колена Симеонова, живший в VII веке до Рождества Христова, современник пророка Иеремии и пророчицы Олдамы, жил при царе Иосии и, проповедуя покаяние народу Иудейскому, способствовал благочестивому царю в его стараниях об истреблении идолопоклонства. Удостоенный Божественных откровений, он пророчествовал о бедствиях, предстоящих жителям Иудеи и соседних с нею: Газы, Аскалона, Крита, Моавитянам, Аммонитянам и в особенности Ниневитянам: «И простру руку Мою на них, – возвещает он народу открытое ему Духом Божиим, – истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нем. И накажу тех, которые говорят в сердце своем: не делает Господь ни добра, ни зла». «Близок великий день Господа, близок… уже слышен голос дня Господа; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день этот, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы…» «Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнём ревности Его пожрана будет вся эта земля; ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли». «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришёл на вас пламенный гнев Господень…» «Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня». И назвав народы и города, подлежащие каре Господней, пророк продолжает от имени Господа: «Остаток народа Моего возьмёт их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. Это им за высокомерие их, за то, что издевались и величались над народом Господа Саваофа». «Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов». «И прострёт Он руку Свою на север и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня. И покоиться будут среди неё стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в её резных украшениях. Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своём: “Я, и нет иного, кроме меня”. И вот, он стал развалиною, логовищем зверей! Всякий, проходя мимо его, посвищет и махнёт рукою…»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14     В русской и славянской библиях за книгой пророка Даниила, а в еврейской после книги Иезекииля следуют книги Двенадцати малых пророков. В древности все эти книги составляли одну, которая у евреев называлась schaejasar (Арам. trejasar, treisar), а у греков δωδεκαπιρφητον. Первое свидетельство о том, что книги малых пророков были соединены в одну, можно находить у Иисуса сына Сирахова ( Сир 49.10 ). Это свидетельство, затем, находит подтверждение и у Иосифа Флавия, который считает в еврейском каноне только 22 книги (Апион I, 8) и у церковных учителей Мелитона Сардийского (Евсевий, Церк. Ист. IV, 26), Афанасия Великого (39 Пасх. Посл.), Кирилла Иерусалимского (Сл. IV, 35), Григория Богослова (33 стих.) и др., употребляющих термин δωδεκαπιρφητον определяющих число ветхозаветных канонических книг только в 12. Мотивы соединения 12 пророческих книг в одну неизвестны, так как высказанное блаж. Феодоритом (Предисл. к толков. на малых пророк.) и р. Кимхи (Comment. in psalm. proef.) и принимаемое некоторыми новыми авторами (Гоонакер) соображение, что книги соединены были вследствие малого объема, для предупреждения потери их, не может считаться основательным. Составляя одну книгу, писания Двенадцати пророков занимали в кодексах Библии не одинаковое место: по Мелитону, они помещались после книг великих пророков, по Оригену и Епифанию пред этой книгой, как и теперь в принятом тексте LXX-mu. Равным образом, порядок отдельных произведений в сборнике малых пророков изменялся. В евр. библии сохранился порядок, принятый в наших текстах, а у LXX книги располагались иначе, именно: Осия, Амос, Михей, Иоиль, Авдий, Иона, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Какие мотивы легли в основу указанного распределения книг малых пророков, нельзя сказать с определенностью; по-видимому твердого принципа не было, а отчасти руководились принципом хронологическим, отчасти принимали во внимание и объем книг. Поэтому книги послепленных пророков помещены были в конце всего собрания, а из допленных книг большая по объему кн. Осии помещена была впереди кн. Амоса, хотя Амос был предшественником Осии в пророческом служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Содержание I. Паримия в Великую субботу (Гл. III, 8–15) II. Паримия в субботу Ваий на вечерне (Софон. III, 14–19)     Софония, по его словам (I, 1), проходил пророческое служение во дни Иосии, благочестивого царя Иудейского, царствовавшего 31 год, с 642 по 611 год до Р. Христова. Пророческие речи Софонии относятся к первой половине царствования Иосии, когда Иудея еще не была очищена от идолопоклонства (I, 4–5; 2Nap. XXXIV, 3, 8, 33 ), и Ниневия, которой пророк угрожает разрушением, произошедшим на 18 году Иосии, еще не была разрушена (III, 13). – В книге Софонии, состоящей из трех глав, содержатся, кроме обличений современного нечестия и пороков, предсказания о разрушении Иудейского царства (I) и угрозы соседним, враждебным Иудее, языческим народам и Ассириянам. Мессия, по пророчеству Софонии, принесет спасение Израильтянами и язычникам (III). Из книги Софонии извлечены две паримии: одна читается в Великую субботу, другая в неделю Ваий. I. Паримия в Великую субботу (Соф. III:8–15) В сей паримии предрекается суд над народами, затем возрождение Израиля и распространение повсюду истинного Богопочтения. Соф.3:8 Тако глаголет Господь: потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, зане суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев Мой, весь гнев ярости Моея, зане огнем рвения Моего поядена будет вся земля. В предшествующих стихах Господь обличает сынов Израиля в неверности Ему и в крайнем развращении и примером наказанных Им Египтян и Хананеев предостерегает их от постигшей сии народы участи. К сожалению, эти примеры не вразумляли обличаемых. Правда, думали они, Господь покарал Египтян и Хананеев, зато прочие народы, не менее их нечестивые, благоденствуют. Надлежало отнять у виновных повод оправдывать свое нечестие примерами безнаказанности нечестивых языческих народов. И вот Господь уверяет Израиля, что не оставит эти народы без наказания. Потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, говорит Господь Израилю, т.е. не соблазняйся тем, что Я не спешу наказывать нечестивые языческие народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Пророк Софония, сын Хуция, сына Гедалии, сына Амарии, сына Езекии, как полагают, – Езекии, царя иудейского 1 , проходил служение своё в дни Иосии, сына Амонова, царя иудейского ( Соф. 1:1 ), царствовавшего от 641–610 г. пред Рожд. Христ. С таковым определением времени деятельности пророков согласуется как помещение его книги в ряду малых пророков – между Аввакумом с одной стороны и Аггеем с другой; так равно и содержание его пророчеств. По 2, 13–15 ст., где пророк возвещает погибель царству Ассирийскому и столице этого царства Ниневии, как это царство, так и столица его представляются существующими ещё во всей своей могучей крепости. Погибель же их совершилась не ранее, как в последние годы Иосии, а может быть даже и по смерти его. Затем, находящееся в книге пророка изображение нравственного развращения, господствовавшего в его время в Иерусалиме, во многом сходится с изображением этого состояния у пророка Иеремии, который выступил на поприще своей деятельности в 13-й год царствования Иосии. Согласно с Иеремиею, Софония рядом с почитанием Иеговы ( Соф. 1:5 ср. Иер. 6:20 ) говорит об идолослужении ( Соф. 1:4, 5 ср. Иер. 7:17, 18 ); о ложных клятвах Иегове и клятвах идолами ( Соф. 1:5 ср. Иер. 5:2; 7:9, 5:7; 12:16 ); о преступном владении законом ( Соф. 3:4 ср. Иер. 8:8 ); о глубоком нравственном развращении, которое проникло во все сословия, – в царский род, князей, пророков и священников (1, 4, 8, 9; 3, 3; ср. Иер. 2:8, 26 ). Согласно с Иеремиею, он обозначает народ Израилев, как народ бесстыдный (2, 1; 3, 5 ср. Иер. 3:3; 6, 15; 8, 12 ) и Иерусалим, как город возмутительный ( Соф. 3:1, 5 ср. Иер. 4:17; 5:23 ), как город обагрённый кровью и очернённый мерзостью идолослужения ( Соф. 3:1 ср. Иер. 2:22, 23, 34 ), как город, насильствующий вдов и сирот, как город, дома которого полны добра, добытого путём неправды ( Соф. 3:1 и Соф. 1:9 ср. Иер. 5:27; 6:6 ). Такое сходство между пророками свидетельствует о том, что Софония пророчествовал при тех же обстоятельствах и при том же состоянии народа, при каких обстоятельствах и при каком состоянии народа начал свою пророческую деятельность и Иеремия, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010