Ст. 1, 12. В девятый год царствования своего... пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его,... усилился голод в городе... И взят был город,... и царь ушел дорогою к равнине,... и настигли его на равнинах Иерихонских,... и отвели его к царю Вавилонскому... И сыновей Седекии закололи пред глазами его; а самому Седекии ослепили глаза,... и отвели его в Вавилон... пришел Навузардан,.. слуга царя Вавилонского.,.. И сжег дом Господень,... и все домы в Иерусалиме.... и стены вокруг Иерусалима,... народ, оставшийся в городе... и прочий простой народ, выселил Навузардан... Только несколько из бедного народа земли оставил... Этот краткий и сжатый очерк последней судьбы народа Божия и его столицы современные пророки Иеремия и Иезекииль дополняют следующими печальными подробностями, которые предшествовали сему событию, сопутствовали ему и за ним последовали. События, предшествовавшие падению царства Иудейского. С восшествием на египетский престол сильного и могучего царя Вафрия 694 (у Геродота – Априс, – внук Фараона Нехао), легкомысленный Седекия заключает с ним оборонительный союз против Вавилонян и увлекает в этот союз Сирийские народы, а также Моавитян и Аммонитян 695 . Но, прежде, чем окреп этот союз, Седекия, для отвода, отправляет в Вавилон посольство с изъявлением верноподданичества 696 , и даже сам с этой целью туда путешествует 697 . Но потом он отказывает Навуходоносору в подчиненности и дани 698 , несмотря на свою клятву в верности именем Бога 699 . Ложные пророки поддерживают безумные надежды вероломного царя Иудейского и его народа; но Иеремия надевает хомут и носит его перед всеми, в знак близкого порабощения царю Вавилонскому, и таковые же хомуты посылает союзникам Иудейским 700 . А к переселенным уже пленникам Иудейским Иеремия шлет письмо с трогательным и картинным увещанием терпеливо ждать окончания плена через семьдесят лет и с грозными прещениями на ложных пророков 701 , понапрасну волнующих народ. То, о чем писал Иеремия из Иерусалима, пророк Иезекииль в самой стране плена картинно изображает своими вдохновенными речами, к которым присоединяет он различные символические действия, означающие нужду и горе, приближающиеся к Иерусалиму (Лежание 390 дней на левом и 40 дней на правом боку. Ячменный хлеб, испеченный, вместо дров, на навозе. Истребление волос с головы и бороды – мечом, огнем и ветром) 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о них, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слёз, ибо есть награда за труд твой, и возвратятся они из земли неприятельской»... ( Иер.31 ). «И напою я душу утомлённую, и насыщу всякую душу скорбящую» ... – прозревает затем в таинственном откровении Боговдохновенный пророк – величайшее утешение мира: пришествие в мир Спасителя... «Вот наступят дни, – говорит Господь, – когда Я исполню слово благое, которое Я дал дому Израилеву и дому Иудину. В те дни и в то время возвращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни спасён будет Иуда, и Иерусалим будет жить безопасно; и сие есть имя, которым нарекут Его: Господь – оправдание наше!» ( Иер.33:14–16 ). Между тем и для Седекии увещания пророка оставались гласом, вопиющим в пустыне... Подобно царям предшественникам своим, вместо того, чтобы вразумиться словами Иеремии об исправлении пути своего и о покорном перенесении наказания Божия за грехи народа, он продолжал творить беззакония и также поверил лжепророкам, ублажающим народ обещаниями скорого освобождения от власти царя Вавилонского, и отказался платить ему дань. Иеремию же за обличения его 1 велел бросить в глубокий тинистый ров... Погруженный в тину по самую шею, едва не погиб Иеремия, но, встретив защитника в одном из приближённых царя, по имени – Авдемелехе, был извлечён из ямы и отведён в темницу 2 . Между тем слова его не замедлили исполниться. Иерусалим был осаждён царём Вавилонским, жители подверглись всем мукам голода во время продолжительной осады, и город наконец был взят. Сыновья Седекии в глазах его были умерщвлены; сам же Седекия, которому выкололи глаза, был в цепях отведён в Вавилон. Храм в городе был разрушен, жители уведены в плен; Иерусалим опустел, в стране Иудейской остались одни земледельцы, да пастухи... В то время, когда началось разрушение города, но прежде запустения церковного, освобождённый Иеремия взял скинию, устроенную Моисеем, и кивот завета со скрижалями, и при помощи священников и левитов отнёс эту святыню на гору Нафан, с которой открылась перед Моисеем обетованная земля... Здесь, положив в пещеру горы ковчег завета и алтарь кадильный, Иеремия заградил камнями вход в неё. Предание передаёт слова его, сказанные при этом случае священникам: «Господь отошёл от Сиона на небо и опять придёт с силой; а это будет, когда все народы станут поклоняться древу. Тогда Моисей вынесет из пещеры кивот завета, и Аарон разогнёт скрижали закона» ... Таким же образом скрыл Иеремия и огонь, постоянно со времён Моисея горевший в храме Иерусалимском; он скрыл его на дне глубокого и безводного колодца для того, чтобы Иудеи, по возвращении из плена Вавилонского, снова возожгли этот огонь в храме, который им предстояло построить.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор , избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти ( 2 Мак 2 ). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого. Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет . Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе . Там пророк жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своею молитвою крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию . Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии ( Мф. 16, 14 ). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием " Книга пророка Иеремии " . Иеремии принадлежит также книга под названием " Плач Иеремии " , а также приписывается особое " Послание к вавилонским пленникам " ; но этого послания нет в еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств ( 23 , 24 , 25 ), во 2-й Книге Паралипоменон ( 2 Пар. 36, 12 ) и во 2-й Книге Маккавеев . В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: " И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " ( Мф. 27, 9 - 10).

http://drevo-info.ru/articles/5704.html

Поэтому и другой пророк свидетельствует, говоря: «о, если бы я не был мужем, имеющим духа, и лучше бы я говорил ложь» ( Мих. 2. 11 ). Иона же, напротив, печалится, зачем он солгал, и укоряется Господом, что полезнее пророку солгать, чем погибнуть такому множеству людей (Ион, гл. 3). И чтобы не показаться одобряющим предсказание лжепророка, он, не оскорбляя лжеца, доказывает истину из примера других. Ст. 7–9. Только послушай слово сие, которое я говорю в слух тебе и в слух всего народа: пророки, которые от начала были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и голод. Пророк, который предсказывал мир, тогда только будет признан за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбудется слово его. Иеремия мог сказать Анании: ты говоришь ложь, обманываешь народ; ты не пророк, а лжепророк. Если бы он сказал это, то и лжепророк мог отвечать Иеремии тем же; поэтому Иеремия не оскорбляет его и обращается к нему как к пророку. Не только, говорит, мы с тобою пророки, но прежде тебя и меня были многие другие, как например Исаия, Осия, Иоиль, Амос и прочие. Они пророчествовали, говорит, многим землям и не малым, а великим царствам, возвещая им войну, бедствия и недостаток во всем. И напротив, были другие, обещавшие мир и благоденствие. Приговор тех и других оправдывался не лживою лестью, а исходом обстоятельств. Таким образом о себе и Анании Иеремия говорит ссылаясь на пример других, что истинность пророков оказывается тогда, когда наступит исход обстоятельств. Тоже сказал и Господь чрез Моисея (Второз. гл. 23), что пророк обнаруживается концем пророчества. Нужно заметить и то, что упрекает лжеца не грозно, не сурово, а с надеждою на силу истины, и отлагает решение на будущее время, чтобы слушатели подождали исхода дела. Ст. 10–11. И снял Анания пророк ярмо, (которое по еврейски mutoth), с выи Иеремии пророка и сокрушил его. И сказал Анания пред глазами всего народа, говоря: так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, чрез два года дней с выи всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Пророк Иеремия      Второй великий пророк, проходивший служение в самое трагическое время жизни избранного народа, был сыном священника Хелкии из Анафофа, расположенного в колене Вениаминове. Избрание на пророческое служение — яркий пример всеведения Господа, Который сказал Иеремии: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя (Иер 1, 5). Служение свое он начал совсем юным, в тринадцатый год царствования Иосии, то есть в 627 году до Р. Х. Апогея его проповедь достигла в годы, предшествовавшие разрушению Иерусалима. С раннего утра он неустанно возвещал царю Седекии, вельможам и народу волю Божию. Слово слышалось на площадях, во дворе храма, в царском дворце и в домах. Ему сопутствовала ненависть сограждан, люди преследовали его поношением и клеветою, князья требовали у царя казнить его. За обличение лжепророков он подвергся аресту и побоям. После падения Иерусалима пророк остался в Иудее. Когда был убит правитель Годолия, остававшиеся в Палестине евреи бежали в Египет и насильственно увели Иеремию. Согласно преданию, которое сообщают преподобный Ефрем Сирин, святитель Епифаний, блаженный Иероним, великий пророк был побит камнями в Тафнисе за обличение иудеев. Пророка Иеремию побивают камнями. Монастырь Дионисиат, Афон      В пророческих речах Иеремия призывал народ к покаянию и предсказывал грядущие народные бедствия. Книга Иеремии показывает великое долготерпение Божие. Даже после тяжелого испытания, посланного Богом народу за упорное отвержение воли Божией, Господь через Иеремию возвещает народу надежду: возвращу Израиля на пажить его, и будет он пастись на Кармиле и Васане, и душа его насытится на горе Ефремовой и в Галааде (Иер 50, 19). Господь обещает не только прощение грехов и прекращение плена. Через Иеремию Бог возвещает время, когда Он заключит Новый Завет и напишет Закон на сердцах их: буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер 31, 33). 7 июня 2017 г. Рейтинг: 6.5 Голосов: 292 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104117.html

343 Разве, в самом деле, другие пророки отличались меньшей живостью и пламенностью духа? Почему же у них этот прием так сравнительно редок? 344 Заметим здесь кстати, что, по нашему мнению, совершенно справедливо Пьюзей восстает против крайностей той школы ученых, которые на «пророков» смотрят преимущественно, как на «поэтов», и потому свободно усматривают в языке Малахии «упадок пророческого духа» (Pusey, 595). Пророк от поэта, во всяком случае, отличается тем, что последний всегда сознает себя глашатаем чисто субъективных настроений, стремлений и образов; пророк же всегда сознавал себя вестником самой объективной истины. 348 Cornill, 201. В общем, впрочем, он относится к нашему пророку довольно дурно и несправедливо, находя его изложение «совершенно казуистико-диалектическим». 353 2Мак.2:4–8 : «Сей пророк (Иеремия), по бывшему ему божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, восшед, видел наследие Божие. Пришед туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда пришли потом некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее.» Не невероятно, что предание это существовало и в 5 веке. 354 Чрезвычайно знаменательно с этой точки зрения в надписании книги пророка Малахии (см. в коммент. § 4) 355 Позволим себе привести здесь одну трогательную легенду, показывающую, как после Навуходоносоровского разгрома должен был каждый еврей смотреть на Библию : Глава семейства спрашивает поочередно отдельных его членов, что спасли они из своего имущества, когда враг погнал их от родного очага, из страны отцов. – «Тонкое полотно, белый ковер и золотое кольцо для носа», отвечает умная мать. Но отец ей советует ковер и полотно кинуть в огонь, а украшение – глубоко в Евфрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Иер. 28:5–9 5. И реч пррокъ ко лжепророк пред очима жерцевъ, и пред очима всхъ людей стощихъ в дом Гдни, 5. И сказал Иеремия пророк пророку Анании пред глазами священников и пред глазами всего народа, стоявших в доме Господнем; 6. И реч поистинн так да сотворитъ Гдь, да утвердитъ Гдь слово тво, еже ты прорицаеши, еже возвратити сосды дом Гдн, и вс преселенны из Вавлна на мсто 6. И сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие Господь! да исполнит Господь слова твои, какия ты произнес о возвращении из Вавилона сосудов дома Господня и всех пленников на место сие! 7. Обаче слышите слово еже азъ глаголю во ушы вашы, и во ушы всхъ людей: 7. Только выслушай слово сие, которое я скажу вслух тебе и вслух всего народа: 8. Прроцы прежде мен, и прежде васъ вка, прорекоша на мнги земли, и на црства велика рати и и глад: 8. Пророки, которые издавна были прежде меня, и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. 9. Пррокъ миръ, пришедш слов познаютъ пророка, егоже посла имъ Гдь в вр. 9. Если какой пророк предсказывал мир,  то тогда только он признаваем был за пророка, котораго истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка. Понимая эту опасность и видя в то же время, что словами Анании собственная речь Иеремии представляется как будто лживою, что к ней внушается недоверие, святый пророк хочет убедить народ, что было бы незаконно признать слова Анании за несомненную истину и самого его за истинного пророка. Закон ( Втор. 18:22 ) повелевал выждать и посмотреть, исполнится ли слово человека, выдающего себя за пророка. Вероятно, Анания в первый раз являлся в качестве пророка: только в таком случае становятся понятными слова пророка Иеремии Иер. 28:8, 9 . Сами по себе, слова Анании представляются Иеремии сочувственными: так да сотворитъ Гдь, да утвердитъ Гдь слово тво. Иеремия не желает зла народу; он готов всегда молиться за народ (ср. Иер. 14:11 ). Если он советует покорность вавилонскому царю, то только для того, чтобы не навлечь новых, более тяжких несчастий на страну, сделать существование в ней сносным и даже благополучным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Иосия, сын его, царствовал тридцать один год. Народ поставил его царем, когда он был восьми лет, и творил он правду во всем подобно Давиду, не уклоняясь ни направо, ни налево; он истребил дубравы и уничтожил всех идолов. Будучи шестнадцати лет, он обратился к закону и, нашедши его в пренебрежении, приказал читать, объявил и совершил пасху, как написано. Его умертвил фараон Нехао при Евфрате во время сражения. При нем были пророки Иеремия и Софония и пророчица Олдана, жена Селлима. Иоахаз, сын его, царствовал три месяца и делал зло; его переселил фараон Нехао. При нем был Иеремия. Елиаким, другой сын Иосии, который был переименован в Иоакима, царствовал одиннадцать лет, и делал зло. Иоаким, он же Иехония, сын его, царствовал три месяца, делал зло, и отведен был в Вавилон. Матфанию, сына его, Навуходоносор сделал царем, переименовав в Седекию; он царствовал двенадцать лет и делал зло. И при нем был Иеремия. До этого времени существовало царство иудейское, теперь оно было разрушено, подобно Самарии; город был взять и все отведены пленниками в Вавилон, с сосудами. Всего — двадцать один царь, кроме Гофолии. Имена царей, бывших в Самарии, конец деятельности каждого из них и продолжительность их царствования таковы. Иеровоам, сын Навата, царствовал двадцать четыре года. По разделении царства, он, возвратившись из Египта, первый царствовал в Самарии и делал зло, как никто другой. Опасаясь лишиться царства, он сделал двух золотых тельцов и соблазнил народ, сказав: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской (3Цар.12:28); учредил и праздники и жрецов; он ввел в грех Израиля (3Цар.14:16), потому что ему подражали все последующие цари. При нем был пророк Ахия Силонитянин, и пророк, обличивший его у жертвенника. Нават, сын его, царствовал два года и делал зло. Из его рода более уже никто не царствовал. Замврий, из другого рода, — двенадцать лет. Вааса — двадцать четыре года, и делал зло. При нем были пророки: Илия, Елисей, Михей, пророк, предсказавший Ахааву о Сирии и о сыне Адера, пророк, поразивший его ранами и обличивший Ахаава, кроме того, и многие сыны пророческие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Отвержение жертвоприношений, нашествие царя вавилонского и обличение неисправимой воли иудеев. Бог увещевает иудеев сделаться лучшими, и угрожает, что, если они не сделаются, то подвергнутся тем же бедствиям, как израильтяне; а Иеремии запрещает молиться о них. Отвержение жертвоприношений, осуждение иудеев за невнимательность и за человеческие жертвы, которые они приносили бесам. Предсказание о том, что место, где стоит идол их, будет для них гробом и что некоторые из убитых даже не будут преданы погребению. Еще о нашествии неприятелей и плач Иеремии о нечестии иудеев. Осуждение иудеев, как необрезанных сердцем; увещание — не служить идолам; плач как бы от лица народа о будущих бедствиях и обличение от Бога. Увещание израильтянам — слушать Бога; осуждение отцов их, и предсказание им будущих зол. Опять запрещается Иеремии молиться о них. Пророк плачет, подвергаясь козням иудеев в Анафофе, и по этому поводу предсказывает ожидающую их погибель. Иеремия получает повеление скрыть пояс и предсказывает, что народ будет пресыщен и опьянен бедствиями. О бездождии. Пророку запрещается молиться о народе; Бог отвергает всесожжения их и посты, и угрожает бедствиями лжепророкам, которые говорили, что несчастья не постигнут народ. Пророк умоляет Бога; но Бог говорит, что Он не послушает, хотя бы даже Моисей и Самуил ходатайствовали за них, и предаст их на меч и смерть, на голод и плен и на жертву всем бедствиям. Иеремия молит Бога об отмщении тем, которые поносят его, а Бог говорит ему: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим (Иер.15:19). Иеремия получает повеление не вступать в брак, не плакать и не участвовать с израильтянами в обрядах при погребении умерших. Пророчество об апостолах и о Христе. Пророк предрекает слова неверующих в Него и молится о наказании их; затем увещевает иудеев хранить субботу. Пророк посылается в дом горшечника. Иногда Я скажу , говорит Бог, о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его : но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел , не искореню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Эти угрозы Иеремии не оказали желаемого действия: пророку не верили, гнали и преследовали его (37, 13–18; 38, 1–3). Только однажды под влиянием тяжелых бедствий осады Иерусалима царь Седекия и начальники иудейские сделали попытку нравственного исправления, дав клятвенное обещание исполнять закон о рабах, который они прежде нарушили, и отпустить их на свободу (34, 8–9). В это время Навуходоносор, осаждавший Иерусалим, узнал о приближении египетских войск, идущих на помощь осажденным, и снял на некоторое время осаду с Иерусалима, чтобы идти навстречу египтянам (37, 5–11). Тогда иудейские вельможи, думая, что опасность миновала, снова поработили отпущенных на свободу рабов. Пророк Иеремия грозно обличил этот вероломный поступок, предсказав возвращение халдеев (34, 10–22). Предсказание исполнилось: Навуходоносор, разбив египтян, снова осадил Иерусалим и эта осада продолжалась до его падения в 586 году до Р.Хр. (39, 2; 52, 7). 3 . Предрекая нечестивым иудеям бедствия, пророк от имени Бога утешал их пророчествами о том, что вавилонское пленение будет временным и, что по истечении 70 лет, они снова возвратятся в свое отечество (25, 11–12). Тоже самое возвестил Иеремия в своем письме к вавилонским пленникам, уведенным вместе с Иехонией в 597 г. «Так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на это место... И взыщите Меня и найдите... и возвращу вас из плена и соберу из всех народов» (29, 10–14) (ср. 30, 2, 8–10; 31, 4–5, 8–9, 11–14, 23–25; 33, 6–13). Чтобы возможно сильнее запечатлеть в сердцах народа эту отрадную надежду, пророк во время осады иудейской столицы по повелению Божию совершает символическое действие: он покупает землю у своего родственника Анамеила из Анафофа, составляет письменный договор – документ об этой покупке и отдает его ученику своему Варуху на хранение (32, 6–15). Тем самым пророк Иеремия уже не словами, а самым делом убеждал своих соотечественников в том, что предстоящий им плен будет иметь конец, и что они снова возвратятся в свою землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010