И здесь как примером настоящего патриотизма я хочу привести библейского пророка Иеремию. Мы знаем, что этот пророк отговаривал евреев от бессмысленного сопротивления вавилонскому царю Навуходоносору. Этот момент был предметом моей полемики с противниками христианского патриотизма, утверждавших, что патриотизм противоречит христианству, и приводивших пример Иеремии, чьими злейшими врагами явились еврейские «патриоты». На самом деле пророк Иеремия был в отличие от его противников, оголтелых псевдопатриотов, самым настоящим патриотом, который не хотел приносить народ в жертву национальному честолюбию. И неслучайно имя этого пророка вновь всплывает в Библии, во 2-й книге Маккавеев. Там сообщается о святом вожде израильского ополчения Иуде Маккавее, которому было видение во сне давно почившего пророка: «Вооружил же он [Иуда Маккавей] каждого не столько крепкими щитами и копьями, сколько убедительными добрыми речами, и притом всех обрадовал рассказом о достойном вероятия сновидении. Видение же его было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, - видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий. Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая его, сказал: возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов» (2-я книга Маккавейская, глава 15 , ст. 11-16). Святитель Николай Сербский в толковании на сие место говорит: «Обратите внимание и на то, как небо именует того, кого земля назвала обманщиком, и предателем, и преступником!  Братолюбец - так нарицает его небо.  Братолюбец , который много молится о народе. Уразумейте наконец, что святые на небесах усердно молятся о нас Богу!» [ 2]. Я думаю, что сие место Священного Писания не должно оставить никакого сомнения в том, что пророк Иеремия был патриотом своего народа. Хотя при жизни он, как следует из Писания, ни к какой защите Родины не призывал, а совсем даже наоборот, отговаривал от бессмысленного сопротивления. За это он был объявлен врагом и брошен в яму.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/14/ob_ukr...

– Но ведь Иеремия не только бедствия, не только страдания предвозвещает – после поражения Иерусалима, в скорбные дни пленения иудеев он становится вестником их будущей радости – Божией милости, прощения, возвращения домой: Я не изолью на вас гнева Моего; ибо я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего ( Иер. 3, 12–13 ). Стало быть, Иеремия – и пророк любви Божией тоже? – Да, он и утешитель народа в бедствии. У всех ветхозаветных пророков, в том числе и у тех, у кого проповедь гнева и суда преобладает, все равно есть утешительные пророчества. Чем ближе к падению Иерусалима, тем явственнее слышим мы в проповеди Иеремии утешительные ноты. А после падения города пророк сообщает народу, уведенному в плен, что этот плен не вечен, что через семьдесят лет евреи вернутся в Иерусалим. Обратите внимание на еще одно символическое действие Иеремии – покупку поля (см.: Иер. 32, 1–16 ). Это во время осады Иерусалима, накануне поражения евреев, когда все уже рушится, а сам пророк за свои «пораженческие» пророчества по приказу царя Седекии находится под стражей. Тем не менее он совершает сделку, выкупает поле у специально пришедшего к нему родственника – по праву наследства, согласно иудейскому Закону об имущественных правах. И велит своему ученику Варуху положить обе купчие (запечатанную и открытую, как требует Закон) в глиняный сосуд, чтобы они оставались там на многие дни. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей (32, 15). Представьте, что в 1917 году кто-то стал бы продавать или покупать землю в России и тщательно прятать документы. Это примерно то же самое. В письме, которое Иеремия, оставшийся в Иерусалиме, посылает пленникам в Вавилон (см.: Иер. 29 ; речь идет о первой группе пленников во главе с Иехонией), говорится, что это не халдеи во главе с Навуходоносором переселили евреев в Вавилон, а Сам Бог – такова была Его воля: стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир ( Иер. 29, 5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Подобное состояние пережил апостол Павел, когда был восхищен в рай 98 . При этом он не чувствовал самого себя, поскольку не мог сообразить, в теле ли он был или вне его. Его состояние ведал один Бог. Преподобный Максим Исповедник в своих “Главах о любви” разъясняет, что же в действительности происходит с человеком, удостоившимся Божественного созерцания. В десятой главе первой сотницы он говорит: “Когда влечением любви ум возносится к Богу, тогда он совершенно не чувствует ни самого себя, ни что-либо из сущих. Озаряемый Божественным беспредельным светом, он перестает ощущать все тварное подобно тому, как и чувственное око перестает видеть звезды, когда восходит солнце” 99 . Такое влечение любви и имел святой Иеремия. Именно оно послужило важнейшим условием боговидения. С другой стороны, боговидение, которое имел блаженный пророк, стало подтверждением его искренней жертвенной любви как к Богу, так и к своему народу. Такой образ пророка прекрасно изобразил преподобный Максим Исповедник в своих “Главах о любви”: “Любящий Бога не может не любить и всякого человека, как самого себя, хотя страсти тех, кто еще не очистился, и вызывают отвращение в нем. Поэтому, видя их обращение и исправление, он радуется радостью безмерной и неизреченной” 100 . Слова Иеремии: О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего (Иер 8:21; 9,1 и проч.) становятся ярким тому свидетельством. 2. Святой пророк Иеремия прообразует пришедшего во плоти Сына Я думаю, что, конечно, никто не святее Иеремии, который был девственник, пророк, освящен во утробе и самим именем прообразует Господа Спасителя. Ибо Иеремия значит: высокий Господа. Блаженный Иероним Стридонский Наступающий пятый век предуготовлял блаженному Иерониму Стридонскому весьма горячую пору. Его ожидала страстная полемика с последователями Оригена. В это же время он вступит в яростную борьбу с теми, кто отрицал превосходство девственности и монашества перед брачной жизнью.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Величайшей наградой для отважной женщины явилось то, что она была причислена к народу Божию. Более того, согласно Pesiqta Rav Kahana, Раав была взята в жены никем иным, как самим Иисусом Навином 125 , и их прямым потомком является пророк Иеремия: «Сказал Святой Израилю: Я сказал вам: «Предай их заклятию, хеттеев и аморреев, и хананеев» ( Втор. 20:17 ), но вы не сделали этого. Напротив, «Раав блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее, Иисус оставил в живых» ( Нав. 6:24 ). Вот, Иеремия произойдет от внуков блудницы Раав и будет вам то, что будет «тернами для глаз ваших и иглами для боков ваших» ( Числ. 33:55 ) 126 . Таким образом, тот факт, что Иисус не уничтожил полностью обитателей Ханаана, но оставил в живых большое количество населения – не только Раав и ее семейство – в последствии бумерангом ударит по Израилю: через Иеремию, потомка Раав, и его пророчества реализуется Божие наказание, предупреждение о котором содержится в книге Чисел. Если бы израильтяне строго следовали указаниям Закона, то, согласно мидрашам, им не понадобился бы и пророк Иеремия 127 . Впрочем, тот факт, что Писание обходит стороной личную жизнь Иисуса Навина, давал повод святым отцам полагать, что он был девственником и своей девственностью прообразовал Перводевственника Христа. «Иисус Навин… был девственник, ибо нигде не говорится, что он имел жену и детей» 128 . Итак, как бы там ни было в отношении Иисуса Навина, согласно иудейским источникам, от Раав произошел пророк Иеремия. Христианство идет еще дальше. Раав, наряду с другой иноплеменницей, моавитянкой Руфью – праматерь Мессии: «Салмон родил Вооза от Рахавы» ( Мф. 1:5 ) 129 . В образе Раав, по святоотеческой мысли, представлено все греховное человечество, воспринятое Христом в Его человеческой плоти. Сын Божий, восприняв природу человека, не возгнушался тем, что среди его предков по плоти была блудница Раав. Блудница, спасенная Иисусом Навином вместе с ее домом– прообраз спасенного Иисусом Христом заблудившегося, соблудившего от Бога человечества, символ божественного милосердия и человеколюбия. Спасение Раав – это спасение Церкви, собранной из грешников. «Как Иисусом Навином посланные соглядатаи спасли уверовавшую блудницу, знамением спасения дав ей вервь червлену (2:18), так апостолы Спасителя нашего древнюю блудницу, различным идолам преданную церковь , отвлекли от прежнего непотребства и сподобили вечных благ, не червленую вервь употребив знамением, но даровав ей спасение всесвятою Кровию. Посему никто да не думает, что Раав недостойна быть прообразом Церкви…» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

«О Господи Боже (Яхве)! Я не умею говорить, ибо я еще молод.» И Яхве отвечает: «…все, что повелю тебе, скажешь.» ( Иер. 1:5–7 ). Иеремия в данном случае – уста Яхве. Момент его призвания совпадает с дарованием Божественного слова ( Иер. 1:9 ), обращенного к народам и царствам. Таким образом, он говорит так: «Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я – как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа, ради святых слов Его» ( Иер. 23:9 ). И именно слово «Яхве» делает Иеремию объектом насмешек и издевательств, но оно его поддерживает в служении пророка. Именно из него Иеремия черпает свое вдохновение. Пророк не использует слово, но служит этому слову. Чувства греха у Иеремии наиболее обострено, пророк чувствует грех, который проявляется в измене Богу, в невнимании к Слову Божию, в незнании Бога и Его промысла. Он говорит: «Даже учители закона не знают Меня, и ходите вслед иных Богов, которых вы не знаете». И в этом Иеремия кается за весь народ. «Возвратись отступница, дочь Израилева, –говорит Господь, – Я не изолью на вас гнева моего, ибо Я милостив, не вечно буду негодовать; признай только вину твою». (Иер.З, 12) Последняя тема – речь Иеремии в Храме, куда входит ряд тем, которые нужно знать, вернее их символы, которые встречаются и в других его пророчествах. Это «жезл миндального дерева» – он переводится, как бдительность; «кипящий котел» означает суд; «льняной пояс» – изничтожение, это повязка, которая символизирует его рабство (что на Христе осталось во время Его казни); «запрещение брака» – воздержание; «горшечник» – всемогущество Божие; «разбитый кувшин» – уничтожение; «две корзины смокв» – возможность выбора; «покупка поля» – дело веры; «зарытые камни» – покорение; «погруженная книга» – бедствие. Важнейшие предсказания : 1 . Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен ( Иер. 25:11 ); возвращение из пленения ( Иер. 29:10 ): восстановление Иерусалима ( Иер. 30:18 ); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос ( Иер. 31:31–34 ); объединение Иудеи и Израиля ( Иер. 3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Погиб пророк, очевидно, вскоре после разрушения Иерусалима. Ориентировочно называют цифру 580 год до рождества Христова (до нашествия вавилонян на Египет). Согласно преданию, пророк Иеремия, уведенный вместе с беглецами в Египет, был там своими же соплеменниками побит камнями за то, что не переставал пророчествовать и обличать их в непослушании воле Божией. Таким образом, его служение продолжалось около 50 лет. Уже в ветхозаветные времена пророка Иеремию почитали очень высоко. Во второй книге Маккавейской описано, как перед одним из сражений Иуде Маккавею в видении является пророк Иеремия, о котором при этом говорится, что он великий молитвенник и предстатель перед Богом за народ иудейский и за Иерусалим. Иеремия подал Иуде золотой меч, которым тот сокрушил врагов (2 Макк. 15:12–16). На вопрос Христа: « За кого почитают меня люди?» — апостолы ответили, что одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, третьи за Иеремию или за одного из пророков (Мф. 16:14). Таким образом, Иеремия стоял в народном сознании в ряду великих пророков: Иоанна Предтечи, Илии, так что и Самого Иисуса Христа за него принимали. 7.4. Значение послушания При чтении книги пророка Иеремии возникает вопрос. Не оправдывает ли противников пророка парадоксальность его требований — покориться царю Вавилонскому, и пророчеств о разрушении Иерусалима и храма Божия? Господь говорит через пророка: « Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо; ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: " слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо! " ». (Иер. 7:21–23). Следовательно, основанием для пребывания в Завете является послушание Богу. А волю Его надо исполнять так и тогда, как и когда Он этого хочет. Вспомним отказ и последующую попытку захватить землю обетованную (Чис. 14 гл.), вспомним непослушание Саула в случае с амаликитянами, о котором было сказано, что « непокорность есть [ такой же] грех, что волшебство, и противление [ то же, что] идолопоклонство» (1 Цар. 15:23). Так и здесь. Господь требует отказа от стереотипов мышления и «благочестия» ради того, чтобы из-под них оказалась вера, которая есть основание Нового Завета — « и Я буду вашим Богом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

4. И рекоша црю: да умретъ члвкъ той, к сей разслаблетъ рц мжей воюющихъ ставшихс во град, и рки всхъ людей, глагол к нимъ по словесемъ симъ: к человкъ сей не проповдаетъ людемъ симъ мира, но токмо 4. Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такия слова. Ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия. 5. И реч црь с той в ркахъ вашихъ: понеже не можаше црь против имъ. 5. И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам. 6. И взша и ввергоша его в ровъ сна царева, же бше во двор темничнмъ: и свсиша его ужами в ровъ, в ров же не бше воды, но тина, и бше в тин 6. Тогда взяли Иеремию, и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь.  – Ров Малхии был подобен тому рву или яме, в которой Иеремия сидел в доме Ионафана книгочия (ср. Иер. 37:16 ), и находился во дворе стражи, следов. рядом с царским дворцом (ср. толков. на Иер. 32:2 ). О цели, которой хотели достигнуть, ввергая сюда Иеремию, можно судить по первым словам речи, с которою обращаются к царю вельможи, слышавшие то, что говорит Иеремия народу. Да умретъ человкъ той: они хотели замучить его до смерти, которой пророк опасался уже и прежде, в доме Ионафана (ср. Иер. 37:20 ). Что сей разслаблетъ рц мжей воюющихъ, ставшихс во град, и рки всхъ людей, – это правда: пророк Иеремия не ободрял иерусалимлян к упорному сопротивлению халдеям; он советовал иудеям добровольно сдаться вавилонскому царю. Но что такой совет клонился не к благополучию, а во зло народу, – это было ложное заключение самих доносчиков. Ср. Иер. 21:9 . сынъ Наань (=Ват. и Александр. сп. и Альд. изд.). Первое имя, согласно с евр., читается в сирском с гекзапл Оригена переводе: Сафатиа. Вместо «Нафань» в Комплют. изд., согласно с евр., читается Μαϑν, каковое чтение воспроизведено также и в сирско-гекзаплском переводе. – Имя лица, по слав.-греч. как здесь, так и в Иер. 37:3  называемого Иоахалом, по русскому переводу здесь произносится: Юхал, а в 37 гл. – Иегухал. Первая форма русского перевода есть сокращение второй.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

В 605 Вавилонский царь Навуходоносор, – этот сильный «древний враг с севера», – победил при Кархамисе фараона Нехао, но по печальным семейным обстоятельствам должен был возвратиться на родину. Для пророческого взора победа Навуходоносора была не только началом конца, но как бы уже самым концом Иудейского царства. С этого времени пр. Иеремия считает самый плен народа. Он произносит свою знаменитую речь, которая является как бы пророческою программою всемирной истории или схемою мировых событий (гл. 25). Он положительно говорить, что за непослушание Израиля законам Иеговы и пророкам, его «вся земля будет пустынею и ужасом; и народы её будут служить царю вавилонскому 70 лет. И будет: когда исполнятся 70 лет, накажу царя вавилонского и тот народ, – говорить Господь,– за их нечестие, и землю халдейскую, и сделаю ее вечною пустыней» (25:11–12). Пророческий взор обнимает не только судьбы Иудейского народа, но и всех других царств (25:13–28, 46–51).– Так как божественный приговор над нечестивым, закоснелым народом был произнесен и оставался не изменен, то собственно миссия пр. Иеремии была уже окончена. И Господь повелел ему записать в книжный свиток то, о чем он проповедовал: «Может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать ему, чтобы они обратились каждый от этого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их» (36:3). Иеремия исполнил это повеление Господне при содействии ученика своего Варуха (36:4, 32). Но и после этого пр. Иеремия не мог прекратить своей деятельности «И подумал я: не буду я напоминать о Нем (т.е. об Иегове) и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истощился, удерживая его, и не мог " (20:9). Итак, пророк не мог противиться любви к людям, горящей, как факел, в его сердце, и шел проповедовать. Кроме того, в миссии пророка стояло не только искоренять и разорять, губить и разрушать, но и созидать и насаждать (1:10). Цель дальнейшей деятельности пророка и заключалась в том, чтобы среди предреченного к политической смерти народа насадить и возрастить зерно истинно верующих в Иегову, создать и укрепить тот «остаток» народа, в котором был бы залог будущего спасения его, а затем, насколько возможно, помочь и всему народу: избавить его от бесполезных страданий вследствие его упорства и дурной политики, сохранить в целости его святыни и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Однако Иеремии предстояло взойти и еще на одну ступень подвижничества — на ангельский путь безбрачия. Ветхозаветные евреи не знали такого пути; брак воспринимался как Божественная заповедь. Особое значение в браке отводилось чадородию. Иеремия, как известно, имел наследственное священство. Он должен был стать в своей родословной связующим звеном с будущим поколением в передаче семейной святыни. Однако ж он услышал противоположное о себе определение: И было ко мне слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем (Иер 16:1–2). Суровым было повеление Божие. Тяжелой оказалась данная ступень, что еще более усугубляло внутреннюю драму пророка. У него не оказалось даже того, на что имел право каждый еврей. Не с кем было поделиться выпавшими страданиями, поскольку не было своего собственного тыла, домашнего теплого очага, где бы можно было получить нежную супружескую любовь. Наконец из груди страдальца вырвался один из самых тяжелейших воплей, запечатленных на страницах Библии: Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: “у тебя родился сын”, и тем очень обрадовал его (Иер 20:14–15). Выдержал ли эти испытания блаженный страдалец? В хоре церковного предания различаем мы голос святого Феодора Студита: “Никто из святых не отчаивался при продолжительности испытаний и не изменялся при постоянстве скорбей” 24 . Наконец, утомленный страданиями отшельник, собрав все свои силы, воскликнул Богу: Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! (Иер 16:19). 2. Святой пророк Иеремия перед народом Божиим. Внешняя драма О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. Иер 9:1 2.1. Иеремия — мать Иерусалима Мать рождает и воспитывает своих чад. Своими нежными чувствами она окружает ребенка, заполняя его эмоциональные емкости. Всей своей жизнью она служит ему; все радости чада, которые встречаются в его жизни, становятся ее собственными, все его скорби и страдания пронзают и материнское сердце. Материнский образ следует дополнить красками воительницы, заступницы, когда при виде угрожающей ребенку опасности мать становится подобной неукротимой львице.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

При всем идолопоклонническом извращении, народ все-таки в крайности полагал свое упование на Иегову, надеясь, что Он окажет ему защиту против могущественнейшего врага. Народ находился в крайнем возбуждении, и в опасении за свое будущее, стекался на храмовую площадь, как будто бы там можно было найти верное убежище. При этом приносились многочисленные жертвы, многие надевали грубые волосяные одежды, посыпали голову пеплом, как бы надеясь этими знаками скорби отвратить надвигающееся бедствие. Иеремия повелел своему верному ученику Баруху записать ту пророческую речь, в которой он несколько лет пред тем предсказал о непреодолимой силе тогда только-что возникавшего халдейского царства, пророчествуя, что все народы кругом Иудеи и она сама подвергнутся игу его. Когда Варух занес это пророчество в свиток, Иеремия велел ему открыто прочитать содержите свитка пред храмом в присутствии собравшегося народа столицы и страны. Отсюда народ должен был узнать, что надвигающуюся опасность пророк уже предвидел и предвозвещал раньше. Иеремия надеялся этим пробудить в народе сознание своей виновности и заставить его всем сердцем обратиться к Богу. Сам пророк почему-то не мог выступить с проповедью, вследствие чего и заменял его Варух. Но этот последний сначала не решался приступить к этому делу, опасаясь худых для себя последствий. Содержанием речи ему, очевидно, приходилось увещевать собравшийся народ к покорности Навуходоносору, между тем как народ собрался у храма для того, чтобы молить об избавления от этого бедствия. В таком затруднительном положении Варух воскликнул: «горе мне! ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя» ( Иер. 45:3 ). На это Иеремия отвечал ему полуукоризненно, полунежно: «так говорит Господь: вот, что я построил, разрушу, и что насадил, искореню, – всю эту землю. А ты просишь себе великого: не проси». Всякий отдельный человек во время столь тяжких переворотов и бедствий должен жертвовать собою. Варух наконец согласился и принял на себя данное ему поручение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010