Письмо владыки Василия (Кривошеина) митрополиту Антонию (Блуму)в связи с высылкой из СССР Александра Солженицына РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_51017.html 21 февраля 2008 Письмо владыки Василия (Кривошеина) митрополиту Антонию (Блуму)в связи с высылкой из СССР Александра Солженицына Источник:  http://bogoslov.ru/text/286310.html Богослов. ру Богослов.Ru предлагает вниманию читателей письмо владыки Василия (Кривошеина) митрополиту Антонию (Блуму), написанное вскоре после высылки из СССР А.И.Солженицына. Письмо любезно предоставлено Никитой и Ксенией Кривошеиными и публикуется впервые. " ...недовольны митр. Антонием за то, что он подал в отставку сразу после своего выступления в пользу Солженицына. На своём заседании 05.04.1974 Священный Синод РПЦ, заслушав прошение митрополита Антония от 21.02.1974г. об отставке с поста Патриаршего Экзарха по состоянию здоровья, поставил освободить его от должности и иметь суждение о назначении Патриаршего Экзарха Западной Европы после праздника Святой Пасхи. Митрополит Антоний предлагал на этот пост митрополита Берлинского Филарета (Вахромеева), Патриаршего Экзарха Средней Европы " . 6.С.4) Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Антонию, Митрополиту Сурожскому, патриаршему экзарху в западной Европе. Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Получил Ваше письмо от 28 февраля с сопровождающими его приложениями (впрочем, я получил всего одну проповедь, а Вы пишете о двух). Постараюсь ответить прежде всего на самое главное, то есть, конечно, на предполагаемую Вашу отставку от должности Экзарха. Конечно, я определенно против, хотя бы потому, что Вас некем заменить и некоторую пользу благодаря Вашей популярности среди западных инославных Вы несомненно приносите. Ведь что будет в случае Вашего ухода? Меня Патриархия никогда не назначит, да и я не соглашусь по возрасту. Владыка Петр совершенно не подходит, не пастырская личность, не русский, и к тому же большевизан (его назначение было бы началом советизации Экзархата, он уже сейчас дошел до того, что бывает в посольстве на праздник красной армии). Во всяком случае мы его здесь как Экзарха не примем, а будем просить о непосредственной зависимости от Патриархии. Нечего и говорить, что советский Экзарх еще менее приемлем. Нет у них ни одной подходящей личности, все они не разбираются в положении на Западе, сотрудничать с ними я не смогу и не желаю (хотя бы в вопросе о " Вестнике " ). Придется тоже просить о непосредственной зависимости от Патриархии (по принципу: Москва далеко, Париж близко, значит, иго ее будет менее чувствительным).

http://religare.ru/2_51017_1_21.html

Новости Игумен Петр (Мещеринов): Уважение к человеческой личности – пастырский урок митрополита Антония Сурожского 29.09.2007 21:45 Москва, 29 сентября, Благовест-инфо. Уважительное, бережное отношение к каждой человеческой личности, основанное на Евангелии,  свобода от церковной «идеологизации», нравственная ответственность христианина – на эти черты духовного наследия митрополита Антония Сурожского обратил внимание игумен Петр (Мещеринов), выступая 28 сентября на открытии первой международной конференции, посвященной осмыслению наследия одного из самых известных русских пастырей ХХ в. Форум,  организованныйй Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Библиотекой-Фондом «Русское Зарубежье», проходит в Москве 28-30 сентября. В своем докладе игумен Петр выделил несколько главных признаков духовного делания митр. Антония, рассматривая их в контексте современной церковной жизни в России. Во-первых, по утверждению докладчика, пастырский опыт митрополита Антония «очень отличался от той системы духовничества, которая сложилась в нашей сегодняшней церковной жизни: владыка был подлинным делателем Жатвы Христовой, но отнюдь не духовником в нашем традиционном, идеологическом понимании», когда духовник зачастую «подменяет собой Христа», лишая своих чад самостоятельности и личной ответственности. Докладчик отметил, и это многократно подтверждали другие участники конференции, что  митрополит Антоний совершенно не занимался «прямым устроением чьих бы то ни было судеб». Главная его задача как духовника – «свидетельствовать,  показать, обнаруживать перед всеми, что значит Христос в его жизни, и предлагать своим духовным чадам: если хотите – идите к Нему, только сами». «Вот в этом «сами» и коренится пастырский метод владыки, который базируется на глубоком, подлинно евангельском уважении к личности человека, к свободе его нравственного выбора», -- отметил о.Петр. Второй краеугольный камень жизни и проповеди митрополита Антония – это Евангелие. По наблюдениям докладчика, в нашей православной действительности Евангелие «не популярно, не оно определяет наше существование». Нынешняя церковная идеология предлагает православным христианам принцип, чётче всего сформулированный святителем Игнатием (Брянчаниновым): «Евангелие – через Отцов». О.Петр подчеркивает, что этот принцип совершенно необходим для понимания догматического, вероучительного смысла Священного Писания, однако его нельзя распространять «на весь объём христианской жизни -- на практике, в личной духовно-нравственной сфере, он не реализуется, ибо, коль скоро нет фундамента Писания, этот принцип «повисает в воздухе». Все проповеди митрополита Антония свидетельствуют о том, что он «положил в основу своей жизни именно Евангелие», и этот его «чистый и подлинно церковный «евангелизм» многих обратил к вере.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Человек перед Богом, I. Поиск Книга «Человек пред Богом» составлена из устных выступлений митрополита Антония Сурожского и охватывает период с 1969 по 1991 годы. Это беседы на радио (в русских передачах Би-би-си) и в московских квартирах во время приездов владыки Антония в Россию, а также внебогослужебные беседы в лондонском приходе в периоды великопостных и рождественских говений. Беседы митр. Антония Сурожского объединены общим настроением предстояния перед Богом. Эта книга требует внутренней тишины и медленного чтения: подобно тем паузам, которые делал сам Владыка во время бесед в своей общине. В «Поиск» (первая часть «Человека перед Богом») вошли: «О вере», «Диалог об атеизме и о последнем суде», «Созерцание и деятельность», «Ответы на вопросы». О ВЕРЕ Вера безрелигиозная. Вера и доверие к человеку. Вера в себя   Когда мы говорим о вере, мы всегда думаем о вере в Бога. На самом деле существует также вера в человека, и эта вера в человека определяет нашу жизнь по меньшей мере столь же постоянно и глубоко, как и вера в Бога. Кроме того, Бога веруют не все, а для того, чтобы жить с людьми, без веры в человека не обойтись. Именно на вере в человека основаны все попытки преобразования — общественного, политического, семейного, ибо что бы ни проповедовалось — будь то религия или новый жизненный строй — если человек не вступит в труд, если человек не будет осуществлять то, что задумано, никогда оно никаким образом не осуществится. Поэтому всякий преобразователь, всякий человек, призывающий людей к чему-то новому, основывает свой призыв на вере в человека; а в малых вещах, в повседневной жизни все основано на этой вере в то, что в человеке есть что-то доброе, хорошее, что может отозваться на нужду, на горе, на радость, что может послужить основанием к тому, как строить жизнь. И вот об этой вере мне хотелось бы сказать нечто. Такая вера — не легковерие, не наивное отношение к человеку, которое допускает, будто все возможно, будто стоит только обратиться к человеку — и он отзовется. Но вместе с тем это уверенность, что нет такого человека, в котором не было бы подлинной человеческой глубины, нет такого человека, в котором нельзя вызвать доброе и достойное. К этому мы приходим во всех областях жизни. Например, сейчас во всех странах света идет громадное преобразование тюремной системы. Раньше преступника заключали в тюрьму, чтобы его удалить от общества людей; он был отрезанный ломоть. Теперь все больше думают о тюрьме как о месте, где преступнику можно помочь стать человеком. Вот такое отношение и есть вера в человека. Эта вера не основана на очевидности; часто приходится сквозь очевидность заглянуть куда-то вглубь и обнаружить что-то, чего как будто и нет. В Евангелии есть два рассказа, которые очень ясно показывают отношение Христа к человеку, Его веру в человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   2 2006 р. 16:43 «Грех — единственное несчастье человеческой жизни» та звернення] Проповедь митрополита Антония Сурожского (1914—2003) в Неделю 4-ю Великого Поста, посвященную памяти преподобного Иоанна Лествичника. 26 березня 2006 р. 21:08 «Вера Иисуса Христа велит и жить, и думать, и делать, руководясь одним чувством — любви к Богу» та звернення] Проповедь в Неделю Крестопоклонную Великого поста протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836-1908). 12 березня 2006 р. 10:22 «Торжество Православия — это день, когда мы ликуем, что Бог остался непобежденным человеческим грехом» та звернення] В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь отмечает праздник Торжества Православия. О духовном содержании праздника — проповедь митр. Антония Сурожского (1914—2003). 19 лютого 2006 р. 09:45 Сегодня Церковь отмечает Неделю о блудном сыне та звернення] «Оправдания мне нет, — но я сделал, что мог; помилуй и спаси!» Проповедь митрополита Сурожского Антония (Блума; 1914—2003), произнесенная в Неделю о блудном сыне 11 февраля 1990 года, снова возвращает нас к размышлениям о евангельской притче. 15 жовтня 2005 р. 01:41 Слово митрополита Калужского и Боровского Климента при посещении Нижнекамчатского острога та звернення] Усть-Камчатск, 13 октября. Митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, глава делегации Русской Церкви на празднованиях 300-летнего юбилея Православия на Камчатке, посещая Нижнекамчатский острог, места, где был сооружен первый на полуострове храм, обратился к собравшимся с архипастырским словом. 27 серпня 2005 р. 21:36 Успение Божией Матери — престольный праздник всей Русской Церкви та звернення] Проповедь митрополита Антония Сурожского (1914-2003) 3 липня 2005 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/homily/1264/...

Репортажи «Владыка не в прошлом и не в будущем. Владыка сегодня» Состоялся предпремьерный показ фильма о митрополите Сурожском Антонии «Тайна присутствия» 12.04.2024 16:22 Москва, 12 апреля, Благовест-инфо. Фонд «Духовное наследие митр. Антония Сурожского» устроил 11 апреля предпремьерный показ документального фильма «Тайна присутствия» (2023, реж. Сергей Канев), снятый к 20-летию кончины митрополита Антония Сурожского. Просмотр и встреча с создателями фильма состоялись в Московском доме Достоевского. Фильм посвящён одному из наиболее ярких проповедников XX века митрополиту Антонию Сурожскому. Впервые картина была представлена в сентябре 2023 года на научной конференции по наследию митрополита Антония, которая называлась так же, как и фильм: «Тайна присутствия: Бог в мире и человеке». Съемки фильма инициировал Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», президент которого Егор Агафонов стал продюсером картины и одним из авторов сценария. Сергей Канев – режиссер и автор сценариев целого ряда фильмов православной тематики, сотрудник телепроекта «Православная энциклопедия». Средства на сьемки фильма «Тайна присутствия» собирались всем миром на краудфандинговой платформе «Планета». В картине документальные видео- и фотоматериалы, фрагменты видеозаписей проповедей и бесед митрополита Антония сочетаются с размышлениями и воспоминаниями близко знавших его людей: это протоиереи Владимир Архипов и Христофор Хилл, публикатор и редактор проповедей Елена Майданович, профессор РГГУ, гебраист Анна Шмаина-Великанова, сотрудник Первого московского хосписа Фредерика де Грааф, художник Елена Утенкова-Тихонова и другие. Задача картины, как формулируют ее авторы, – «попытаться понять, как сегодня мы ощущаем присутствие в нашей жизни, в нашей Церкви этого великого пастыря – митрополита Антония Сурожского»; что значит в богословии митрополита Антония понятие «присутствие»; «не уходит ли его наследие в прошлое, оставаясь прекрасным, но все более удаляющимся от нас примером, или же мысль и слово владыки остаются живыми и действенными для нас и поныне, ободряя и вдохновляя на путях христианской жизни».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Подпишитесь на наш Телеграм Семь текстов митрополита Антония Сурожского о кротости: от шока и непонимания к конкретным практикам Владимир Шалларь: 4 августа 2003 года отошел ко Господу пастырь, проповедник, богослов митрополит Антоний Сурожский, один из главных голосов Православия в современную эпоху. Наследие его огромно и охватывает множество тем. Сегодня в память о владыке Антонии мы предлагаем почитать семь его текстов о кротости — может быть, самой непонятной, самой скандальной, стыдной — самой Божественной, Христовой — добродетели. Тексты эти выстраиваются в некую лествицу: от отвержения кротости, шока и отвращения через непонимание, а что это такое вообще эта кротость, к конкретным практикам кротости. Домашний молитвослов митрополита Антония Порой, когда в беседах и проповедях митрополит Антоний обращался к слушателям, неожиданно у него вырывались слова молитвы, словно приоткрывалась завеса сокровенного разговора со своим Господом. Собрали некоторые моменты такого разговора. Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии Митрополит Антоний Сурожский: Царство Божие внутри нас — и мы не чувствуем этого. И это — предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. Священник Павел Адельгейм, обличитель безбожников и епископов, о милосердии и любви Владимир Шалларь: 10 лет назад 5 августа в собственном доме был убит протоиерей Павел Адельгейм. 1 августа ему бы исполнилось 85 лет. Жизнь и труды отца Павла крайне знаменательны для истории нашей страны: гонимый (арестованный и заключенный) в годы атеистической диктатуры — в годы «церковного возрождения» попавший из огня в полымя: растить и защищать хрупкую жизнь христианской общины — вот служение священника: и защищать надо было сначала (что понятно) от атеистов-гонителей, а потом (парадоксально, трагифарсово) — от православных епископов. Антисоборный, антилюбовный, антибратский, антихристианский принцип власти, господства — вот враг, изобличенный отцом Павлом — будь этот враг в явном обличии атеиста-гонителя, или в прелестном образе архипастыря Церкви.

http://blog.predanie.ru/article/teksty-a...

Отца Александра убили, и жизнь остановилась Стоя у гроба, я понимал, что начинается новая жизнь 14 апреля, 2017 Стоя у гроба, я понимал, что начинается новая жизнь Протоиерей Вячеслав Перевезенцев о Страстной седмице и личном опыте переживания катастрофы. Но тогда пятница была последним днем Протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Фото: Анна Гальперина/artos.name Страстная седмица наступает всегда строго в соответствии с календарем. Но то, что происходит в эти дни, то, к чему мы, «яко же можаху», можем приобщиться, таинство страданий, крестной смерти и воскресения Бога, ставшего Человеком, имеет отношение к каждому дню нашей жизни и к каждому из нас. Неслучайно в молитве Анафоры Литургии св. Василия Великого мы встречаем такие слова: «Елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете». Смерть и Воскресение Христа не только главное содержание Страстной седмицы, но и всей нашей жизни. Вот и апостол Павел свидетельствует: «Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Что это значит – знать Распятого? Ведь это же не просто знание о том историческом факте, что при прокураторе Понтии Пилате в Иерусалиме был распят некто Иисус, называвший Себя Царем Иудейским. «Знать» на библейском языке значит иметь какой-то опыт, приобщиться к чему-то или кому-то. И вот мне кажется, что главный опыт, главное переживание Страстной седмицы – это опыт смерти, переживание катастрофы, конца, а еще страшный опыт одиночества. «На кресте Иисус взывал к Отцу Своему: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (Мф. 27:46). В этом крике вместилась боль всего человечества и каждого человека – боль всякого, кто чувствует, что он одинок и оставлен Богом. Ибо страшно быть оставленным близкими и друзьями, но еще страшнее, когда тебе кажется, что Бог покинул тебя, когда непреодолимая стена встала между тобою и Богом, и Он словно не слышит, не видит, не замечает тебя» (митр. Антоний Сурожский). У митрополита Сурожского Антония в его потрясающе глубоких проповедях Страстной седмицы есть такие слова, сказанные им перед Плащаницей Спасителя:

http://pravmir.ru/ottsa-aleksandra-ubili...

Разделы портала «Азбука веры» Владимир Лосский . История одного проводника в православие Анна Голубицкая " loading="" decoding="" title=""/> Признаюсь: несколько лет не решалась взяться за написание статьи о Владимире Николаевиче Лосском . Почему? Потому что о таких людях всегда непросто писать в каком бы то ни было «популярном» жанре. Дисциплинированный, скромный, добросовестно делающий своё дело. Тихая жизнь, лишённая всяких «жареных фактов» – такие биографии редко, к сожалению, попадают в фокус писательского и читательского внимания. Даже родной отец, кажется, реже всего упоминает в своих воспоминаниях именно Владимира (по сравнению с его братьями Борисом и Андреем), хотя он оставил наиболее яркое творческое наследие. Мало известен Владимир Николаевич и широкому христианскому кругу читателей. Конечно, уже одно из первых изданий его трудов в СССР – 8й выпуск «Богословских трудов» в 1972 году в Новодевичьем монастыре – стало настоящем событием в кругах отечественной воцерковлённой интеллигенции. Да и его труды (« Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита », « Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие », « Боговиденье » и др.) давно приобрели статус «учебников» в семинариях и духовных академиях. Но для христиан без специализированного богословского образования, к сожалению, они оказываются на периферии внимания, так как требуют особого медленного чтения, определённых усилий для понимания. Потому и редко цитируются в проповедях и популярных статьях (в отличие от книг митр. Сурожского Антония , прот. Александра Шмемана , еп. Николая Сербского ), в различных христианских пабликах и пр. Попытаемся восстановить историческую справедливость и вспомнить этого прекрасного современного православного богослова. Владимир Николаевич Лосский – ещё одно яркое опровержение циничной формулы «На детях великих людей природа отдыхает». Он действительно родился в семье одного из самых известных и системных русских философов, интуитивиста Николая Онуфриевича Лосского в германском Гёттингене. Семья имела польские корни и по родительской линии была связана с кругами российской либеральной интеллигенции.

http://azbyka.ru/way/vladimir-losskij-is...

«Торжество Православия — это день, когда мы ликуем, что Бог остался непобежденным человеческим грехом» 12 марта 2006 г. 10:22 В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь отмечает праздник Торжества Православия. О духовном содержании праздника — проповедь митр. Антония Сурожского (1914—2003). Мы празднуем сегодня день Торжества Православия. О каком торжестве идет речь? Когда мы сейчас озираемся вокруг, когда смотрим в глубины родного нам, дорогого Православия, — сколько мы видим побежденности, удручения, как мало, казалось 6ы, причин торжествовать. Но мы не торжествуем только, или, вернее, мы вовсе не торжествуем о видимой славе Православия; торжество Православия мы видим в двух вещах. Во-первых, в том, что православные люди, рассеянные по лицу земли или собранные в плотные народные общины, несмотря на гонения, несмотря на громадные трудности, сохранили в чистоте свою веру, сохранили благоговейно свое богослужение, сохранили путь духовный, который вам завещан Христом в Евангелии и Отцами Церкви в течение всех веков нашей церковной жизни. Мы можем ликовать об этом; мы можем благоговеть перед людьми, которые в течение всех тысячелетий устояли в вере чистого исповедания, в духовности подлинно евангельской, и сохранили нам наше драгоценное, глубокое, поучительное богослужение. Но мы знаем, что как бы ни хотел человек быть верным, сколько бы ни напрягал он свои силы, он бывает легко побеждаем, если не Сам Господь даст ему силу, если не благодать Божия будет сражаться за него. И, в конечном итоге, торжество Православия, о котором ликует наше сердце, потому что оно и на будущее дополняет нас надежды, это победа Божия в немощи человеческой, над нами и в нас, среди нас, в течение уже прошедших тысячелетий. Торжество Православия — это день, когда мы ликуем, что Бог остался непобежденным человеческим грехом, грехом ума, холодностью и неустойчивостью сердца, колебаниями воли, грехами плоти. Бог остался непобедим в Церкви Христовой, Бог остался непобедим в отдельных, конкретных личностях — в этом великая наша радость.

http://patriarchia.ru/db/text/94829.html

Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Мы призваны к Встрече: богословие богообщения у митр. Антония и С.С.Аверинцева». Москва ММПЦ " Россия сегодня " . Видеомост Москва – Абуджа – Фес – Дахран к окончанию месяца Рамадан. Москва Предпремьерный показ документального фильма «Тайна присутствия». Москва «Вдохновляясь древней иконописной традицией». Выставка и круглый стол по современному христианскому искусству. Москва Все » Анонсы 18 – 19 апреля: Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва   Версия для печати В 2024 году исполняется 20 лет со дня смерти С. С. Аверинцева – выдающегося отечественного ученого, мыслителя, литератора, церковного проповедника. В этой связи в ПСТГУ 18–19 апреля 2024 года пройдет всероссийская научная конференция с международным участием «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». В рамках конференции предлагается обсудить место и значение наследия С. С. Аверинцева в современной науке, культуре и церковной жизни. Работу конференции предполагается организовать по тематическим секциям, соответствующим основным направлениям деятельности самого С. С. Аверинцева: •  классическая филология, •  библеистика, •  патристика, •  философия и теология Нового времени,

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010