Объяснение соборных посланий святого Апостола Иоанна Богослова О первом соборном послании святого Апостола Иоанна Богослова Писатель этого послания не называет себя по имени, но он говорит о себе так: «Возвещаем, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, что жизнь вечная, которая была у Отца, явилась нам» ( 1Ин.1:1–2 ). Эти слова напоминают слова Евангелия Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). И вообще во всем послании виден повсюду тот же дух пламенной любви возлюбленного ученика Христова и тот же язык возвышенный, с теми же повторениями и противопоставлениями, какие замечаются в его Евангелии. Наконец, вся христианская история свидетельствует об Апостольском происхождении сего послания от святого Апостола и Евангелиста Иоанна. Святой Апостол Иоанн был сыном Галилейского рыбаря Зеведея, семья которого принадлежала к числу немногих истинных Израильтян, полных самых живых и горячих ожиданий Мессии. Кроме Иоанна у Зеведея был еще старший сын – Иаков. Юный Иоанн рано углубился всею душой в мир великих ожиданий Спасителя, и когда раздалось мощное слово Предтечи Господня о приготовлении пути Господу, то Иоанн сделался одним из первых учеников Предтечи. Слушая проповедь Предтечи, он горел желанием видеть Мессию. И вот желание его исполнилось. Когда Предтеча Господень, увидев грядущего Христа, сказал: «се Агнец Божий», тогда Иоанн тотчас пошел за Иисусом Христом, вместе с Андреем Первозванным, и пробыл с Иисусом Христом тот день. Когда вскоре потом Иисус Христос позвал за Собою Иоанна, то он, оставив отца и мать, стал повсюду следовать за Христом и сделался преданным учеником Его. И Господь не удалял от Себя Иоанна даже тогда, когда Он оставлял почти всех Своих учеников. Так, когда Господь преобразился на Фаворе, то здесь были с Ним только Петр, Иаков и Иоанн. Даже из сих учеников Господних Иоанн был любимейшим. На тайной вечери он возлежал на груди Христовой, и ему первому поведана была тайна предательства Христа Иудой. Он провожал Иисуса Христа в глубину Гефсиманского сада вместе с другими двумя избраннейшими учениками, но при крестных страданиях Христовых находился уже один, и за то удостоился великой чести быть названным сыном Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Обычное знание касается прежде всего разных предметов и лиц, а потом их многоразличных отношений, хотя преимущественно естественно-материальных. Познание всяких предметов вообще уважается, но более высоко ценится и чествуется всеми, когда оно восходит от предметов и лиц, к одушевляющим их идеям, мыслям или законам, которых они бывают носителями. Не тем ли ценнее и выше должно почитать познание предметов высших, духовных, в их отношениях, глубоко-таинственных и святейших. Всякая наука через непрерывный ряд мелких явлений постепенно восходит до высших обобщений, а все высшие обобщения и вопросы разрешаются в полноте всех истин, которая есть Бог . Таким образом, религиозное знание служит основою и венцом всех знаний и, так сказать, завершением их. Поэтому, кто хочет знать мир вообще и человека в особенности, тот непременно должен основательно сначала познать Бога, т.е. иметь твердую веру во всеблагого Бога, Творца и Промыслителя мира и жить сообразно с этим пониманием, ибо в христианстве познание и жизнь нераздельны. Отсюда понятно, что познание Бога и всего вообще, относящегося к религии, неизмеримо важнее и необходимее, нежели все другие знания, из коих многие бывают нужны только отдельным классам лиц, ученым, художникам, артистам, а религиозное знание – всем. Вот почему еще древний Премудрый внушал сыну своему: «во всех путях твоих познавай Господа, и Он направит стези твои». «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобретения сребра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого не сравнится с нею» ( Притч. 3:6, 13–15 ). В другом месте Премудрый, говоря о познании Бога, как об истинной Премудрости (9:10), называет тех, которые из видимых совершенств мира не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника их – суетными, т.е. пустыми ( Прем.13:1 ). Если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследовать временный мир; то почему они не обрели Господа (ст. 9), ибо от величия красоты познается Виновник бытия их? (ст. 5). Премудрый колеблется обвинить этих людей. Но св. ап. Павел прямо утверждает, что открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо невидимое Его – вечная сила Его и Божество от создания мира через рассмотрение творений видимы, так что они безответны, обезумели ( Рим.1:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Однако, Писание божественное несомненно сохранялось и во дни пр. Исаии. В одной из грозных речей своих, в которой он говорил о гибели ненавистников Сиона, читается: отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих (наказаний) не преминет прийти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их (34:16). Пророк Иеремия, современник плена Вавилонского, часто в своих речах ссылается на прежние писания (ср. 5:6 и Ав.1:6–8 ). Во 2-же кн. Маккавейской (2:4–5) говорится, что пр. Иеремия во время Вав. разрушения Иерусалима скрыл в ущелье горы Синайской ковчег завета и все то, что было в нем, т.е. и книги, как дополняет иудейское предание (Herzog VII, 245). Пр. Даниил говорит, что он узнал о числе лет плена из книг (9:2). У пр. Захарии упоминается закон, и слова прежних пророков (7:8–13. Сравн. Исх.22:22 ; Лев.1:33 ; Иер.5:3 ; Ис.48:2, 1:15 ; Иез.8:18 ), как руководительные правила веры и нравственности. Из этого можно заключить даже, что именно около того времени составился полный канон священных книг. Захария и Малахия были последними пророками-писателями. Они и могли судить богодухновенно о непререкаемом достоинстве священных книг. А вожди народные – Ездра и Неемия, были осуществителями сего святого дела, столь необходимого для воссоздания народа возвратившегося из плена. В 1 кн. Ездры говорится даже, что и самое избавление от плена было совершено Киром во исполнение слов Господних (1:1). И вот, одною из первых забот освободителя было ознакомление с законом Божиим. Для сего, когда наступил седьмой месяц, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принес священник Ездра Закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца. И читал из него на площади от рассвета до полудни. И читали из книги Закона Божия внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Он говорит: „Я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь (10 ст.); правды Твоей не скрывал я в сердце моём, возвещал верность Твою и спасение Твоё, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим” (11). Этим он напоминает, между прочим, то прославление Бога, которое он, по 21 псалму, обещал возвестить в собрании (ст. 23). И чрез слова этого псалма: „боящиеся Господа! восхвалите Его, всё семя Иакова прославь Его” и пр. (24–25), он действительно восхвалил Бога в собрании великом (26). Этим несколько показывается позднее происхождение 39 псалма, сравнительно с 21 псалмом. Свою молитву об избавлении от врагов Давид высказывает в 39 псалме в таких выражениях, и своё бедственное положение он рисует в таких образах, что многие из них оказываются буквально сходными с теми, в которых он молится и изображает свои страдания в псалме 68. Как и там он говорит здесь: „не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно. Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне” (12, 14 срав. 68 пс. 17–19). Так же как там говорит он и о множестве бед и беззаконий взводимых на него (срав. 13 ст. с 5 ст. 68). Потом, посрамление врагов так же выставляется как бы побуждением, по которому Господь должен помиловать его (срав. 15–16 с 23–29, 68 пс.). Псалмопевец и закапчивает свою молитву мыслями, тоже находящимися в 30 ст. 68 псалма, которые и выражаются в тех же словах, только формулируемых иначе. „Я же беден и нищ”, говорит псалмопевец, „но Господь да попечётся обо мне. Ты помощь моя и избавитель мой; Боже, не замедли”! Смотря на это очень близкое сходство 39 псалма с 68, можно даже подумать, что здесь представляется не новая молитва Давида об избавлении от новых опасностей, а как бы воспроизведение 68 псалма. Но это сходство только внешнее, не идущее далее слов, которыми изображаются хотя также моления к Богу и страдания, но явно иные, отличные от тех, потому что там страдания дают себя знать чрез внешние ощущения и знаки (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Отеческий характер послания здесь выразился еще яснее (нежели в 1-м послании), как в ходе мыслей, так и в образе выражений и обращения к возлюбленному ученику и духовному сыну. Апостол Тимофей, конечно, навестил Павла в узах, утешил его, как мог, и после поучительно-мужественной смерти мученика-учителя своего, усеченного мечем, возвратился к месту своего служения, на котором и подвизался еще около 18-ти лет. Скончался Ап. Тимофей мученически. В царствование Домициана он был убит язычниками города Ефеса, буйно справлявшими одно из своих странных празднеств. Святые мощи его были сначала похоронены за городом (Ефесом) а потом перенесены были в Константинополь, где положены были (в храме Апостолов) вместе с мощами св. Евангелиста Луки и Ап. Андрея Первозванного. Память Ап. Тимофея ублажается Православною Церковию 22-го января. Сохранялось и распространялось во вселенской Церкви 2-ое послание к Тимофею так же, как и первое, а потому и свидетельства о нем приводят почти все те же церковные писатели и отцы Церкви. В Православной Церкви 2-ое послание к Тимофею употребляется при Богослужениях в таком порядке: Гл. 1, ст. 1–2 и 8–18 пяток 27-ой недели. 3–9 св. Апостолу Тимофею. Гл. 2, ст. 1–10 мученикам. 11–19 в субботу 33-ей недели. 20–26 в понедельник 28-ой недели. Гл. 3, ст. 1–9 в субботу 34-ой недели. 10–15 в неделю 33-ю. 16–17 и Гл. 4, ст. 1–4 во вторник 28-ой недели. 5–8 в неделю по Просвещении. 9–22 в среду 28-ой недели. Второе послание к Тимофею святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2. Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего 125 . 3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью 126 , 4. и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5. приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По его предсказанию потомки Иуды должны были царствовать до тех пор, пока приидет определенное время, как говорится в Славянском переводе Библии, или когда явится Примиритель людей с Богом (по переводу с Еврейского), Спаситель, Который был желанным не для одних только Иудеев, но и для всех народов. В дни Ирода родился Иисус Христос , Который – истинный лев от Иуды ( Апок.5:5 ) через веру покорит Себе все народы, потому что в Его Церковь вступят люди всех племен земных, и об имени Иисусове поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.11:10–11 ). Таким образом, в пророчестве Иакова указано было одно колено, от которого должен явиться Мессия. Из этого пророчества Евреи должны узнать, что теперь, когда власть колена Иудина давно совершенно исчезла, давно пришел Мессия, Примиритель людей с Богом, духовный Царь духовного Израиля. И пророки ждали Мессию как духовного Царя, напр., Исайя называл Его Князем мира (9:6). Мессия Иисус произошел от Иуды, поэтому так и ведется Его родословная у Св. Евангелистов ( Мф.1:2–3 ; Лк.3:33 ). Ст. 11, 12. «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи (его) от вина; и белы зубы (его) от молока». Ст. 11–12. Вместе с царским достоинством и духовными мессианскими дарами, Иуде обещалось еще плодородие земли, обилие винограда, вина, молока и проч. Виноградного вина, составлявшего на востоке обыкновенное питье, обещается так много, что в нем, выжимающие его из винограда, будут вымачивать свою одежду. Красный сок не бесцельно назван Иаковом кровью. Этим он указал, что Будущий самый Великий Князь от Иуды должен обагрить на кресте Своею Пречистою Кровью Свою одежду, от чего излились на людей разные благодатные дары. А осленок, который по предсказанию Иакова при изобилии винограда будет привязываться к виноградным лозам, как к обыкновенному дереву, может напоминать нам того, на которого воссел наш Спаситель, входя по-царски в Иерусалим. Конечно, об этом предсказал Иаков неясно, почему об этом яснее и было предсказано впоследствии Пророком Захариею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По обычаю, он начал свою проповедь Иудеям, которые, хотя жили не в центре Филипп, но освоились в городе вполне, имели молитвенный дом, в котором и проповедовал Павел. В первую же проповедь обратилась ко Христу одна богатая женщина (из Фиатир), по имени Лидия, которая крестилась вместе с домашними своими. Пример ее не остался, конечно, без подражания. Это возбудило врагов веры против Апостолов. Явился и особый повод к гонению на Апостолов. Одна служанка, одержимая духом прорицания, доставлявшая этим доход своим господам, ходя за Павлом, много раз кричала: «сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Апост. Павел изгнал из нее духа. Господа ее, видя, что они лишились дохода, схватили Павла и Силу и привели их к воеводам, говоря: «эти люди проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует принимать». Народ же сорвал с них одежды, бил их палками и вверг их в темницу. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога: узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение; отворились все двери, и у всех ослабели узы. Темничный страж думал, что все уже разбежались, и хотел умертвить себя: но Павел остановил его, сказав: «все мы здесь». Тогда страж в трепете припал к ногам Павла и Силы, прося сказать: что делать, чтобы спастись? «Веруй в Господа», сказали они, и потом проповедовали всем, бывшим в доме его. Немедленно же он крестился, а равно и все домашние его. Между тем городские власти, узнав, что Павел и Сила – Римские граждане, извинились пред ними и просили их удалиться из города. Навестив Христиан, собравшихся в доме Лидии, и сделав им прощальное назидание, Апостолы оставили Филиппы, посеяв здесь достаточно обильные семена Христианства и поставив достодолжных священных руководителей. Заходя сюда во время других путешествий, Ап. Павел так укрепил и возрастил веру и любовь христианскую в Филиппийцах, что они постоянно заботились об успехах проповеди, доставляя для того посильные средства ( 2Кор. 11:8–9 . Флп. 4:16 ). Обстоятельства написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом пред зачатием Его во чреве ( Лк. 2:21 ). У Матфея, другого евангелиста, повествуется, кроме сего, что когда оказалось, что св. Дева имеет во чреве от Духа Святого, то Иосиф, не будучи еще свыше научен о святости зачатия св. Девы, но будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне, и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену Твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их . А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка ( Ис. 7:14 ), который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит (с еврейского) с нами Бог ( Мф. 1:18–23 ). Далее сей же евангелист передает, как приходили с востока путеводимые чудною звездою до Вифлеема волхвы, чтобы поклониться новорожденному Христу Спасителю и принести Ему дары: золото – как царю, ладан – как Богу, и смирну – как человеку; как они, поклонившись Христу, не сказали о месте Его рождения Ироду, который потом избил всех младенцев в Вифлееме и окрестностях его от двух лет и ниже, думая в числе их убить и Христа, уже пребывавшего в это время с Иосифом и Материею своею в Египте, откуда потом они возвратились в Назарет. Да сбудется,– говорит Евангелист,– реченное чрез пророков, что Он Назареем наречется ( Мф. 2:23 ). И жил Он здесь под именем сына Иосифа ( Лк. 3:23 ) Вот обстоятельства, которые сопутствовали рождению Иисуса Христа, жизни первых дней Его на земле и вообще прославлению схождения Бога на землю, или иначе Богоявления в мир для искупления и спасения нас, грешных. О многих дивных и чудесных делах божественного величия, премудрости и силы мы слышали сейчас. Необыкновенно чудно было многовековое приготовление людей к принятию Спасителя, законченное необычайным предсказанием о рождении Предтечи. Еще чудеснее было благовестие св. Деве Ангелом о рождении Ею без мужа от Духа Свята Христа нашего Спасителя. Затем рождение Иисуса Христа в Вифлееме, т. е. в отечественном городе царского рода Давидова, где должен был родиться обещанный Помазанник по пророчеству Михея (5:2), рождение в предуказанное пророками время; все те дивные и чудные знамения и явления, которыми открывалось и сопровождалось рождение Спасателя: славословие ангелов, поклонение пастырей и волхвов – все, все сие исполнено множества чудес и необычайных проявлений божественного могущества, правды и величия, которые составляют предмет нашего удивления, восторга и торжества, особенно же дивно чудесное рождение Христа Спасителя от Святой и Пренепорочной Девы без мужа!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По свидетельству древних христианских писателей, епископская кафедра Тита находилась в главном городе Крита – Гортине, откуда он мог удобно наблюдать за церковными обществами всего острова Крита и в окружных местах, в которых он благовествовал Евангелие, как свидетельствует о сем блаж. Иероним, утверждающий еще, что Тит писал по-гречески то, что Павел диктовал ему по-сирски или по-еврейски. Тит умер в глубокой старости (94-х лет) и был погребен на острове Крите, где хранится его глава в храме, посвященном его имени. Православная Церковь чтит его память 25-го августа. Содержание послания соответствует его задаче и цели. После указания назначения послания п приветствия, Павел пишет Титу: «сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры». Далее указываются качества пресвитеров и прибавляется: есть много и непокорных, пустословов, обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста. Стихотворец сказал: Критяне лживы. Обличай их строго, не внимая Иудейским басням. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (гл. 1). Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, старицы – не клеветницы. Юношей увещавай быть целомудренными, рабов – повиноваться господам. «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Обличай со всякою властию, чтобы никто не пренебрегал тебя (гл. 2). Напоминай покоряться начальствующим. Мы были некогда несмысленны, гнусны, ненавистниками. «Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но о Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Его наследницы будем по упованию жизни вечныя». Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем. Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся. Благодать Иисуса Христа со духом вашим. Аминь (гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Почитаемый и хорошо известный православным людям недавно почивший насельник Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предупреждал: «Отступление от Бога — вот причина всех бед и во все времена» (см. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Главное — быть с Богом. — М.: Благовест, 2009). Как правящий архиерей ты должен будешь неустанно проповедовать слово Евангельской истины, защищать Церковь и паству от волков, стремящихся расхитить и погубить словесных овец стада Христова, беречь богозаповеданное церковное единство, иметь попечение о клире, монашествующих и мирянах твоей епархии, являть личный пример жизни во всяком благочестии и чистоте (см. 1 Тим. 2:2). Нелегок сей путь, и ты принял дар и власть не для того, чтобы благодушествовать и почивать на лаврах, не для того, чтобы самодовольно думать о том, что жизнь удалась и церковная карьера состоялась, а для того, чтобы трудиться с еще большей ревностью, не жалея ни сил, ни времени, с готовностью душу свою положить за овцы , как о том говорится в Евангелии (см. Ин. 10:11). Посему со смирением и дерзновением, возложив упование на Господа и Его Пречистую Матерь, гряди к пастве своей с тем, чтобы усердно поработать на ниве Христовой. И если тебе спустя годы вдруг покажется, что ты преуспел в многоразличных трудах и есть чем гордиться, вспомни слова Спасителя, обращенные к Его ученикам, идущим на проповедь: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10). Сегодня после рукоположения, стоя в алтаре на горнем месте, я и собратья-архиереи в соответствии с древней традицией приветствовали тебя словами «Христос посреде нас!» . Твой утвердительный ответ: «И есть и будет!»  — стал литургическим свидетельством присутствия Самого Господа вместе с нами. Памятуй о том, что только с Ним мы можем служить, творить и созидать. Он с нами, когда мы приносим Ему словесную сию и бескровную службу, и просим, и молим и умоляем (см. Последование Литургии), Он с нами, когда мы предстоим Престолу и возносим Святые Дары, Он с нами, когда мы совершаем добрые поступки, сочувствуем и сострадаем ближним, Он с нами, когда мы идем к нищим и убогим, обездоленным и отчаявшимся, нуждающимся в нашей помощи и человеческом участии. Своими делами яви окружающим милосердный лик Христа, и тысячи людей к тебе потянутся; ты обретешь их для жизни вечной в невечернем дне Царства Божия.

http://patriarchia.ru/db/text/3537518.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010