И Сам Иисус Христос говорил, что когда приидет время воздать по делам, тогда, после дней скорби, солнце померкнет, и звезды спадут с небес, и силы небесныя поколеблются, причем присовокупил: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Не прейдет род сей, как все сие будет ( Мф. 24:29, 35–36 ). Таким образом, и в словах пророческих, как и в словах Господних, можно видеть угрозу вероотступникам как в конце веков, так и во время их жизни, что, как известно, на судьбе Евреев отчасти и исполнилось при разрушении Иерусалима Римлянами, когда однако христиане спаслись, удалившись из Иерусалима заблаговременно (в Пеллу). По изъяснению св. Иоанна Златоуста , смысл слов Апостола следующий: «если те не избегли наказания, не послушавшись заповеданного на земле, то как можем мы не слушаться Заповедующего с неба? Страшен Изрекающий с неба. Апостол говорит здесь о различии не лиц, а даров. Он говорил»: «Егоже глас землю тогда поколеба». А землю поколебал глас Давшего тогда закон, «ныне же обетова, глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом». Таким образом, все будет изменено и устроится к лучшему свыше. Что же ты скорбишь, страдая в мире невечном, бедствуя в мире скоропреходящем? Если бы в будущей судьбе мира была неподвижность, то ожидающему конца следовало мы скорбеть. Апостол повелевает верующим не оставлять Владыку, не прибегать к служителю вместо Бога. Он и тогда потряс землю; Он и предрек, что с землею потрясет и небом». «Отрекшиеся законополагающего на горе Синае – Бога не избежали гибели (ибо почти все погибли в пустыне); тем более не избежим этого мы, отрицающиеся с неба глаголющего Христа. Отрицается же Его неверующий Его обетованиям и отчаивающийся. Ведь не иной был тогдашний законоположник и не иной ныне глаголющий, но Он – один и тот же, но только иначе тогда и иначе теперь; тогда Он говорил на земле, а теперь говорит с неба, седя одесную Бога. Он же сказал чрез пророка Аггея «единою Аз потрясу не только землею, но и небом». Апостол говорит будущем потрясении, о перемене всего к лучшему, об изменении тленного в нетленное» (Евф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И таким образом не их только оправдывает от преступления, но и главных виновников зла. А если бы он обратил речь в обвинение, он сделал бы их более упорными». 113 Предопределение страданий Христовых, о которых предсказывали различно все пророки, – вот главная вина или причина их. И Сам Иисус Христос говорил: «не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:26–27 ). Многие из пророков выразили свои пророчества о страданиях Иисуса Христа в своих книгах, а царь Давид в псалмах, особенно в 21-м, как пророк Исаия в главе 53-й. Но писания пророческие были малым выражением из того многого, что они говорили о Христе, хотя и записанного вполне достаточно, чтобы, видя предсказания и верность исполнения оных, убедиться в истинности Божия предопределения предсказанного пророками (подробное рассмотрение псалмов, изображающих страдания Христовы, можно прочесть в моем сочинении «Изображение Мессии в Псалтыри», во 2-м издании 1901 года, на стр.161–243). Некоторые толковники полагают, что и здесь Апостол приводил эта пророчества, которые Дееписатель опустил, как общеизвестные христианам (см. у протоиерея Полотебнова, стр.140). Но можно допустить, что Апостол сделал здесь одну только общую ссылку, ибо писатель, как точный изобразитель деяний Апостольских, не преминул бы намекнуть на сие. По слову блаженного Феофилакта, «Апостол не приводит прямого свидетельства потому, что вместе с объявлением Иудеям обвинений и наказания высказаны им и все свидетельства, как например: «и дам лукавыя вместо погребения и богатыя вместо смерти его» ( Ис.53:9 ). А в утешение их говорится, что они сделали это «по неведению», но «Бог исполни тако». Это в то же время ответ и на слова их, которые они говорили даже при кресте: «да избавит (Бог) Его» ( Мф.27:43 ). Одного только не сказал им Петр: «неразумные, если так должно было быть, и если все пророки свидетельствуют об этом, то очевидно, что распятие случилось не по бессилию Христову, а по неизреченному могуществу, по премногой власти и бесконечному человеколюбию».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И хотя Он Сын Божий, однако, страданиями навык послушанию и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (5, 8–9). Чтобы помочь искушаемым, Он Сам подвергся искушениям (2:18), кроме греха (4:15). Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принёс моления могущему спасти от смерти, и Отец услышал Его за благовейнство (5:7). Но первый завет утвержден был не без крови (9:18). И Христос единожды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей, чтобы подъять грехи многих (9, 26–28). Пренебрёгши посрамление, Он претерпел крест (12:2). Духом Святым Он принёс Себя (как Агнца) непорочного Богу, чтобы очистить совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному (9:14). И вот, мы освящены единократным принесением тела Иисуса Христа (10, 10; 10:14). За претерпение (же) смерти увенчан славой и честью Иисус, Который не много был унижен перед ангелами, чтобы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех, потому что надлежало вождя спасения, приводящего многих сынов в славу, совершить через страдания (2, 9–10). Он совершил Собой очищение грехов (1:3). Одним приношением Он навсегда сделал совершенными освящаемых (10:14). Уразумейте же посланника и Первосвященника исповедания нашего Иисуса Христа, Который верен пославшему Его, как и Моисей во всём доме Его. По сравнению с Моисеем Он достоин тем большей славы, чем большую честь имеет устроитель дома в сравнении с самим Домовладыкой. Моисей верен в доме Его как служитель, а Христос – Сын в доме Его (3, 1–6). Имея же в нём Великого Священника над домом Божиим (Церковью), да приступаем к Богу с искренним сердцем, с полной верой, очистив кроплением сердца от порочной совести и омыв тело водой чистой. Будем держаться исповедания упования неуклонно, «верен бо есть обещавый» (10, 21–23). Лучшего завета сделался поручителем Иисус, пребывающий вечно и имеющий священство непреходящее, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за приходящих к Нему. Таков и должен быть наш первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес (7, 22–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И явившись всем Апостолам, Он говорил, что Ему «надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» ( Лк.24:46–47 ); срвн. ( Ин. 20:30; 21:14 ). Этим же начиналась проповедь о Царствии Божием и Апостольская. «Можем с достоверностью полагать (говорит преосвящ. Евсевий, архиепископ Могилевский, в беседе на Апостольское чтение сие, в 1 части, стр.1), что Иисус Христос, приготовляя избранных Своих учеников к их Апостольскому служению, беседовал с ними преимущественно о благодатном Царстве Божием, о распространении и благоустройстве Христовой Церкви, об установлении и совершении благодатных таинств, о преодолении предстоящих трудностей. Из этих наставлений иные сохранились в Апостольских писаниях, а другие в Священном Предании святой Вселенской и Апостольской Церкви». 36 Повеление Господа о неоставлении Иерусалима дано было Апостолам (по сказанию Евангелия от Луки) после того, как Он, в удостоверение о Себе, взял часть рыбы печеной и сотового меда и ел пред всеми ими, собравшимися вместе ( Лк.24:41–43:49 ). Святой Иоанн Златоуст объясняет, почему Господь повелел не отлучаться Апостолам из Иерусалима: «как воинам, намеревающимся напасть на толпу, никто не позволит выступить прежде, чем они будут вооружены: так и им Господь не позволяет выступит на борьбу прежде сошествия Святого Духа, дабы множество врагов легко не одолело и не пленило их. И не только потому повелевает не отлучаться от Иерусалима, но и потому, что там многие имели уверовать. Если же сами распявшие Его Иерусалимляне явятся в числе уверовавших, то, очевидно, это будет явным знаком и креста и беззакония Иудеев, и великим доказательством воскресения». «Ядение с другими» – предполагает собрание их. Поэтому по-гречески и собраться, и трапезовать вместе означается одним словом: συναλιζμενος. И вот одни переводчики перевели это слово: «ядый», а другие: «собрав»; понятно, что первое слово более содержательное и определительное. Повеление ожидать Святого Духа указывает на необходимость духовной подготовки к сему великому таинству единения человеческого с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Из Коринфа Апостол отправился в Иерусалим, приблизительно в начале 59 года. Таким образом, послание к Римлянам было написано в конце 58 года, или в начале 59 года. Что послание писано было в Коринфе, это, между прочим, видно из того, что он посылает привет Римлянам от Гаия и Ераста, жителей Коринфа, и посылает послание из Кинхрей, прибрежного места, находившегося близ Коринфа. Послание Ап. Павла к Римлянам, очевидно, произвело великое впечатление на читателей оного, а посему когда Ап. Павел чрез год или два явился в Рим, то Римские Христиане вышли ему на встречу до Аппиевой площади ( Деян. 28:15 ). Еще большим уважением послание Павла стало пользоваться после того, как он увенчал свою проповедь мученическою за нее кончиною. Древнейшее свидетельство о послании к Римлянам находится у одного из первых епископов Римских, именно у св. Климента. Столь же рано оно было известно и на Востоке, как это видно из свидетельства св. Поликарпа, епископа Смирнского. Так как послание прежде всего назначалось для Римских Христиан, то некоторые полагают, что оно первоначально было написано на Латинском языке; но Греческий язык послания представляет ясные следы первоначальной чистоты его, несвойственной переводам. С другой стороны, Греческий язык в то время был в большом распространении в Риме, почему его многие могли понимать свободно; на Латинском же языке стеснялись писать и природные Римляне. Содержание послания к Римлянам вполне соответствует указанным обстоятельствам и целям написания, и в характере своем оно вполне носит дух ревности св. Ап. Павла по истинной вере. После приветствия св. Ап. Павел вскоре высказывает главную мысль послания, что благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет (1: 16, 17). Далее эта мысль раскрывается подробно в том, что язычники и Иудеи все находились во грехе и не могли оправдаться сами (3:20); поэтому ныне независимо от закона явилась правда Божия чрез веру в Иисуса Христа (3: 22), дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом Господом нашим (5:21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Изображению сего посвящены первые 12 глав книги Деяний 28 . Правда, и здесь имеются отдельные рассказы и о проповеди Апостола Петра, Филиппа и Варнавы язычникам (см. гл. 3, 5–40; 10; 11, 19–26), но далее (13–28 главы) преимущественно повествуется о проповеди среди язычников, в особенности Апостола Павла: в Дамаске, Антиохии, Малой Азии, Греции, Македонии и наконец в Риме. Проповедуя Евреям в Риме, Апостол Павел от утра до вечера излагал им учение о Царстве Божием, приводя свидетельства об Иисусе Христе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались, а другие не верили ( Деян.28:23–24 ). Тогда Апостол сказал: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: «пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, – и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:9–10 ). Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» ( Деян.28:25–28 ). Здесь, с одной стороны, указывается на универсальное значение христианства, ради достижения которого и пришел Павел в Рим, как всемирную столицу, а с другой – на исторический порядок призвания народов ко спасению. Этот порядок состоял в первоначальном призвании верующих из Евреев и в отвержении неверующих, а потом в призвании язычников, что и получило завершение в Риме, как столице всего известного тогда мира. Нередко говорили об этом порядке Евангельского благовестия и другие Апостолы ( Деян.2:23; 3:14 ), ибо такова была заповедь и Самого Спасителя ( Деян.1:8 ), ср. ( Лк.24:46–48 ). Посему можно сказать: в этом была самая существенная мысль Дееписателя, которому, как сотруднику Апостола Павла, была весьма приятна та мысль его, что христианство есть сила Божия во спасение всякому верующему, Иудею же прежде и Еллину ( Рим.1:16 ). А так как он сам был Еллин, а Павел – Апостол языков, то это спасение о Христе язычников было ему и еще приятнее. А потому оно, как говорится, и проходит красною нитью во всей книге, как существенная ее идея, так ясно выраженная Апостолом Павлом Евреям в Риме, чтобы они, зная это, не совершенно отложились от Христа, но возревновали бы хотя тогда, когда восполнится число верующих из язычников ( Рим.11:11 ) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Именуя Иисуса Христа Сыном Божиим и говоря, что Бог послал Его к Евреям первым, Апостол этим самым высказывал вместе и то, что, значит, Христос послан и к другим. Но теперь уже не могла действовать узкая исключительность, ибо вопрос жизни был теперь уже не в том, кому первому быть в Царстве Мессии, а в том: как бы не лишиться его, при всей его доступности. Последнее, как бы обрывающееся по необходимости, Апостольское слово (по изъяснению святого Иоанна Златоуста ) таково: «итак, не считайте себя отринутыми и отверженными». «Кто пожалеет о тебе, Иерусалим?» – вопрошал один пророк (Иерем.15:5). «Ты, Господи!» – отвечал другой. «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его: ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют». «Призрит Господь на молитву беспомощных» ( Пс.101:13–15 ); срвн. ( Рим.11 ). И вот, в призыве Апостольском и слышится это призрение Божие из рабов Своих, готовых покаяться и обратиться, чтобы не оказались тщетными столь великие и многоразличные Божие заботы о спасении Израиля, и чтобы не померкла слава его, о которой так много воздыхали ветхозаветные люди, истинные сыны и дщери Израиля. 121 Очередные священники и начальник стражи и саддукеи, подступивши к Апостолам с явно неблагоприятными намерениями, прервали речь Апостола Петра. Священникам могло показаться, что Апостолы предвосхищают их права учительства в храме, с приведением Священного Писания и изъяснением оного. Начальнику стражи беседа Апостола, окруженного множеством народа, могла казаться нарушающей тишину, свойственную священному месту. Чудо исцеления хромого они, видя, не видят, и знаменательные слова по поводу сего как бы, слыша, не слышат. Они смотрят на все формально, как подобные им смотрели и на чудеса Христовы, запрещая приходить к Нему и исцеляться, и осуждая Его за исцеление в субботу ( Мк.3:2–4 ). Такое обрядоверное направление было тогда господствующим у многих уклонившихся от духа и силы святой жизни, и обрядовым соблюдением прикрывавших свою греховную жизнь, что создавало то противное фарисейское лицемерие, против которого так много говорил Иисус Христос ( Мф.23:28 ); ( Лк.12:1 ); ( Мк.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иоанн Златоуст говорил: «Коринфяне не говорили так ни о нем (св. Павле), ни о Петре, ни об Аполлосе; но он показывает, что если и таких лиц не следует ставить в такое к себе отношение (как главу и исключительного учителя), то тем более других... Таким образом он только применительно перечисляет эти имена, чтобы скорее исцелить их болезнь. Притом делает речь свою менее неприятною, не упоминая по имени разделявших церковь ». Также смотрят на эти упоминания имен апостольских и другие православные толковники, между тем как некоторые западные экзегеты несправедливо видят здесь указание на борьбу Апостола с партиями, несогласными с ним. Главная причина разделений заключалась в притязаниях на мудрость и особенное искусство в слове; поэтому Апостол, не говоря против кого-либо в частности, особенно часто восстает против самого источника зла, т. е. против излишнего уважения к человеческой мудрости и искусства в слове и ставит неизмеримо выше всего простоту учения о Христе Спасителе и Его божественную и вседейственную силу. Он говорит: «Когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие, для самих же призванных Иудеев и Эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1:21–24). Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать, дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным (11:12–13). Царство Божие не в слове, а в силе (4:20). Также мудро и с силою разрешаются Апостолом и другие затруднения и вопросы, возникшие в Коринфской церкви, а именно: относительно кровосмесника (которого он повелевает на время отлучить от церкви), и о других недостатках (в V и VI главах), относительно брака и безбрачия (VII), относительно вкушения идоложертвенного (гл. VIII–XI), а равно относительно непорядков при церковных собраниях (XI).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Итак последние стихи 15 псалма, особенно же 10 стих, несомненно относятся к Мессии. Но эти стихи, как было показано, находятся в самой тесной и неразрывной связи со всеми стихами псалма и в особенности с предшествующими им: 8 и 9-м, по отношению к мыслям которых последние стихи представляют дальнейшее раскрытие и вытекают из них, как доказательства или основания их. Но эти последние стихи также могут быть рассматриваемы, как мессианские, не на основании только своей связи с 10 и 11 стихами, а главным и преимущественным образом на основании прообразовательного значения их первого, исторического предмета. На этом же основании могут быть принимаемы за мессианские и все прочие стихи 15 псалма. Черты, в которых представляется здесь Давид, именно: его благочестие, всецелое посвящение себя исполнению воли Божией, непреклонная надежда на Бога, затем его любовь к праведникам, к своей доле (срав. Мф. 25:36 ) и пр. и пр. на столько сходны с чертами исторически-известного образа Мессии, что нет особенной нужды доказывать с этой стороны возможность мессианского значения 15-го псалма. Но само собою попятно, что все стихи 15-го псалма, могущие относиться к Мессии, на основании прообразовательного значения их первичного предмета, имеют не столь прямое и непосредственное мессианское значение, как два последние стиха. Вот почему ещё Апостол Пётр, в своей речи, в знаменитый день Пятидесятницы, объясняя и доказывая мессианское значение главным образом 10 стиха, вместе с тем указывал и на 8, 9 и 11 стихи, также как на сказанные о Мессии ( Деян. 2:25–28 ). Сказавши (в ст. 24), что Бог воскресил Иисуса Христа, расторгнув узы смерти, Апостол продолжает: „потому что ей невозможно было удержать Его, ибо Давид говорит о Нём: „видел я пред собой Господа всегда; ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался”, и затем, дословно по переводу LXX, приводит все прочие стихи 15-го псалма. Обращая особенное внимание своих слушателей на слова, сказанные в 10 стихе псалма, Апостол говорил: „мужи братья! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его ( 2Цар. 7:12 ; Пс. 131:11 ), он провидя сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления” и пр. ( Деян. 2:29–31 ). Едва ли ещё можно встретить во всём Новом Завете другое место, где бы более обстоятельно объяснялось какое-либо иное место из Псалтири, так как здесь Апостолом ясно показан не только образ отношения пророческих слов к событию, на котором они исполнились, но и объяснено, как это пророчество могло явиться, и даже сделано указание на невозможность иного полного объяснения слов псалма. Здесь оставлено необъяснённым только одно: имели-ли какое-нибудь отношение показанные слова 15 псалма, между прочим, и к Давиду?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иустина Философа -мученика, св. Иринея, епископа Лионского, и других. Св. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним, Августин, Феодорит писали толкования на послание Ап. Павла к Галатам. Достойны также упоминания толкование на сие послание блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, а также толкования Русских иерархов: Филарета, еп. Черниговского, Феофана, еп. Тамбовского, а равно архиепископа Агафангела и священника И. Галахова , труд которого отпечатан в 1896 году. Церковным употреблением, идущим от древнейших времен, пользовались все места послания к Галатам. Церковные чтения сего послания идут в таком порядке: I гл. ст. 1–10; 20–24 и II гл. ст. 1–5 в четверток 14 недели. I гл. ст. 11–19 в 20 неделю и в неделю по Рожд. Христ. II гл. ст. 6–10 в пяток 14 недели. II гл. ст. 11 –16 в понедельник 15 недели. II гл. ст. 16–20 в неделю 21 и по Воздвижении. II гл. ст. 21 и III гл. ст. 1–7 во вторник 15 недели. III гл. ст. 8–12 в субботу 26 недели и в субботу пред Рождеством Христовым. III гл. ст. 13–14 в великую Субботу. III гл. ст. 15–22 в среду 15 недели. III гл. ст. 23–29; IV, 1–5 в четверг той же 15 недели и преподобным женам до 29 ст. III гл. IV гл. ст. 4–7 на Рождество Христово. IV гл. ст. 8–21 в пяток 15 недели и о болящих до 14 ст. IV гл. ст. 23–31 св. Иоакиму и Анне (9 сентября). IV гл. ст. 28–31 и V гл. ст. 1 –10 в понедельник 16 недели. V гл. ст. 11–21 во вторник 16 недели. V гл. ст. 22–26 и VI гл. ст. 1–2 в субботу 27 недели, препод. VI гл. ст. 2–10 в среду 16 недели. VI гл. ст. 11–18 в 22 неделю и в Великий Пяток на 1 часе. Послание к Галатам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел Апостол избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, 2. и все находившиеся со мною братия – церквам Галатийским 291 : 3. благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего: 5. Ему слава во веки веков. Аминь 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010