Архиепископ Феофил в своих трудах — к сожалению, в большинстве своем не переведенных на русский язык — затрагивает тему христианской Пасхи. Он развивает ее, в частности, в праздничных посланиях, которыми александрийские архипастыри ежегодно оповещали свою паству о начале поста и о дате самого праздника. Однако, по нашему мнению, взгляд Феофила Александрийского на христианскую Пасху и ее отношение к Богоучрежденному ветхозаветному празднику наиболее полно изложен в его письме к императору Феодосию Первому, содержащем пасхальную таблицу и так называемый Пролог к ней, который дошел до нас как в греческом оригинале, сохранившемся благодаря «Пасхальной хронике» так и в латинском переводе. Оба текста, и греческий и латинский, опубликованы в издании Миня а также полностью приведены Крушем С. 221-226]. Именно Пролог представляет для нас интерес, поскольку содержит конкретные сведения о выборе пасхального месяца и — в пределах этого месяца — дня святой Пасхи, при этом свидетельствуя о том, что этот выбор определяется установлениями Священного Писания. Отметим, что примерно в это же время, т. е. в конце IV столетия, написан Пролог к римской пасхалии, исследованию которого как раз и посвящена работа Круша Пролог Феофила отличается лаконичностью, четкой завершенностью мысли и практичностью. Произведение состоит из шести небольших пронумерованных пунктов-разделов, каждый из которых просто и логично выстроен. Архиепископ Феофил начинает Пролог так: «Святая и блаженная Божия Пасха явно познается из Закона, который одновременно устанавливает месяц и день ее празднования, поэтому они должны соблюдаться с великой тщательностью (Τ μν ‘γιον κα μακριον Πσχα το Θεο διαδην πογρφει νμος, μο κα τν μνα δηλν καθ’ ‘ν δε τοτο ποιεν κα τν μραν κελεων διατηρεσθαι μετ πολλς τς κριβεας)» С. 48]. Феофил , как следует из приведенных слов, не разделяет ветхозаветный и новозаветный праздники, а объединяет их, говоря «Святая и блаженная Божия Пасха». А познается она из Закона, т. е. из всего Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. Однако, называя Пасху Божией, Святой и Блаженной, автор отделяет ее от праздников грешников или иудеев, отвергающих Господа нашего Иисуса Христа. Заметим, что об этом писал и Ориген

http://bogoslov.ru/article/5319381

«Книга Патерик скитцкой в полдесть, писаной» (л. 164) – это мог быть «Патерик Синайский», на пергамене, конца XI в. (ГИМ, Синодальное собр., 551), со вкладной записью патриарха Никона на л. 5, 7, 9, 10, 12 – 19, 21 – 38 1182 ; или Патерик скитский (ГИМ, Воскресенское собр., 120-бум.), на л. 5 – 29 которого имеется скрепа патриарха Никона 1183 . Рукописи под названием «Книга писменая в полдесть, скитцких инок и святых отец», «Патерик разных святых в полъдесть, харатейная» и «Патерик, различных святых повести, в полъдесть» были присланы с домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь 1184 . «Книга Пролог с марта по сентябрь» и «Книга Пролог с сентября по март» (л. 165) – две части Пролога; возможно, один из этих томов (первая часть – с сентября по февраль включительно) был отдан патриархом Никоном в библиотеку Ново-Иерусалимского монастыря: ГИМ, Синодальное собр., 247, вторая половина XIV в.; вкладная запись патриарха Никона на л. 1 – 17. Кроме этого тома, патриарх Никон дал вкладом в монастырскую библиотеку две книги, состоящие из проложных житий и повестей о святых на три месяца: с сентября по ноябрь – ГИМ, Синодальное собр., вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 2 – 10; и с марта по май – ГИМ, Синодальное собр., вторая половина XIV в., вкладная запись патриарха Никона на л. 1 – 9 1185 . С домовой казной патриарха Никона в Воскресенский монастырь были присланы «Книга пролог писмяной в десть, с марта месяца», «Книга пролог писмяной в десть, с сентября месяца по март», «Пролог писменой по телятине, с месяца марта» и «Книга Пролог в десть» 1186 . Поскольку в «росписи» не указан вид книг – печатная или рукописная, можно предположить, что в личном распоряжении патриарха Никона могли находиться отдельные издания Прологов, осуществленные на московском Печатном дворе до 1666 г. – до осуждения и ссылки Никона в Ферапонтов монастырь: 29 августа 1641 г. (первая половина Пролога), 16 декабря 1642 г. (вторая половина Пролога), I июня 1659 г., 17 августа 1661 г. (первая част Пролога); 1 марта 1660 г., 17 марта 1662 г. (вторая часть Пролога) 1187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. 16, Март. Р. 15 марта. Преп. Агаввы. Измаильтянин, ученик Евсевия, подвижника Сирийского (15 февр.) в 5 веке. Пролог. (Act SS. 25 ian. 486. Феодорит в Боголюб. Ист. гл. 5). Св. и праведного Михаила воина, Болгарина. Воинствовал у римлян при царе Михаиле против Агарян и Ефиоплян. Скончался мирно в доме своем. Пролог. Св. благоверного вел. кн. Михаила Ярославича Тверского. Родился в 1272 г., вступил на великокняжеский престол по смерти Андрея Александровича (1304); по наветам Георгия Даниловича Московского лишен жизни в Орде в 1319 году. Мощи его обретены в 1655 году. Пролог. (Описание жизни и страдания св. благов. кн. Михаила Ярославича, соч. архимандрита Макария. Москва. 1798 г.) Есть служба. 23 Св. отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского. Каппадокианин, друг Василия Вел. и Григория Назианзина , член Второго Вселенского собора, Первого Константинопольского (381), ревнитель по правоверии пред имп. Феодосием. Преставился ок. 403 г. Чет. Минея от Вел. Четии и историков различных. (Or. Chr. I. col. 1060. Fabr. VIII. 373). Мес. В. 10 окт. Март. Р. В службе канон Феофана. Св. отца нашего Григория, епископа Акрагантийского. Сицилианин, славившийся чудотворениями и благочестием в 7 веке. В Чет. Минее Житие, списанное Леонтием, пресвитером монастыря св. Саввы в Риме и Метафрастом. (Vita Melaphr. ар. Surium ad h. d. Leontii in s. Gregorii Opp. ed. Venetiis. 1791. Caiet, in Vitis SS. Siculorum. Он считает трех Григориев 1) ум. в262. Его память 22 июня. 2) ум. 564. 22 ноября. 3) ум. 680. 19 дек. Мес. В. 24 ноября. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. муч. Сисиния. Пострадал в Кизике при Диоклетиане, от Александра. Пролог. Мес. В. 21 ноября. Март. Р. Св. муч. Феодора, иже в Антиохии. Страдал при Иулиане, скончался мирно. Пролог. Св. благоверного вел. князя Александра Невского. Сын Ярослава II. Проименование Невский получил от победы, одержанной им над Шведами в 1240 году, июля 15, на берегах Невы близ устья Ижоры. Скончался 14, погребен 23 ноября 1263 года. Пролог. Есть служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Древнейшие славянские прологи суть ни что иное, как перифраз или редакции месяцеслова императора Василия с дополнением его новыми сказаниями и памятями. Дошедшие до нас древнейшие славянские прологи представляют две редакции: одну кратчайшую, составленную Илиею греком и Константином, митрополитом мокисийским, и другую более пространную, славянином составленную. К первой редакции относятся самые древнейшие славянские прологи, именно: Лобковский , принадлежавший почетному гражданину Лобкову, потом находившийся в библиотеке А. И. Хлудова 187), ныне в единоверческ. московск. монастыре. На последнем листе его находится следующая запись: в лето σ ψ c с написах книги сия рукою моею грешною аз грешный Тимофей пономарь святого Якова святому образу стяжанием Захарии Олекшинича при попе Овстафии и проч. В означении года последняя буква не ясна: походить на с (на слово); одни читают ее за ε т. е. 5 и таким образом пролог относят к 1197 году 344 , другие – за ο и пролог относят к 1262 году. К сожалению, столь замечательный пролог имеет многие пропуски, простирающиеся на многие дни, а в ноябре с 7 до 27 дня. Он содержит сентябрьское полугодие. Софийский пролог пергаменный, бывший в новгородской софийской библиотеке, ныне находящийся в петербург. духовной академии. По мнению И. И. Срезневского , он написан до 1250 года. Содержит также сентябрьское полугодие с большими пропусками: в сентябре всего 9 дней, в январе нет от 14 до 26 дня. В нем одном нами найдено 4 сент. сказание о муч. Вавиле никомидийском. Он замечателен еще тем, что нравственные сказания в нем не расположены по дням, а составляют вторую отдельную часть пролога. Посему он древнее самого лобковского пролога или есть список с древнейшего его, ибо естественнее внести сии сказания в пролог, чем вынести из него. Пролог единственный во всей России; в нем нет русских праздников, нет 26 ноября праздника освящения храма великомуч. Георгия, а о празднике Покрова Богородицы говорится во второй нравоучительной части под заглавием, как и в прочих сказаниях: слово; поэтому он, по составу, древнейший из всех прологов в Россия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Чет. Минея от Метафраста. Пролог от преп. Даниила. (Surios ad 27 febr. Act SS. oct. IV. 997). Март. Р. Есть канон на повечерии. Св. праведного Авраама праотца, и Лота, племянника его. Быт. 11–23 . (Act SS. ост. IV. р. 371–697). Март. Р. Свв. мучч. Еввентия и Максима, воинов. См. сведение о мучч. Иувентине и Максиме 5 сент. Св. Попли u , диакониссы Антиохийской церкви. Овдовев после кратковременного супружества, от которого родился св. Иоанн пресвитер, собрала лик дев, и служила Богу. Однажды, когда мимо дома ее шел со своей свитой Иулиан Отступник, св. Поплия (Публия) с девами пела: »Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих; подобни им да будут творящии я«. Царь приказал бить ее по лицу. Скончалась мирно. Пролог. (Оеодор. кн. 3. гл. 17. Act SS. oct. IV. 993). Март. Р. Мес. Вас. Преп. Петра. Галатянин, в мире Леонтий и саном комит. Постригшись в иноки, странствовал к святым местам и в Италию. Скончался в царствование Василия Македонянина в обители св. Фоки (ок. 866). Пролог (Act SS. oct. IV. 1044). 10 Свв. мучч. Евлампия и Евлампии. Браг и сестра. Пострадали в Никомидии при Максимиане, в 303 году. Первый взят был за порицание царских повелений о взыскании христиан, вторая предстала на суд добровольно. Чет. Минея от Метафраста. (Latine apud . Surinum 10 oct. et in Actis SS. oct. V. 67). Мес. Вас. Март. Р. В службе канон Феофана. Преп. Феофила исповедника. Родился близ Тивериополя; на 13 году удалился на Селонтийскую гору к св. Стефану, и принял иночество. Родители создали для него особую обитель. При Льве Исавр. страдал в Никее за иконопочитание. Скончался мирно, в 8 веке. Пролог. (Act SS. 2 oct. I. 492). Мес. В. и Март. Р. 2 окт. Св. муч. Феотекна. Именитый воИн.Страдал в Антиохии при Максимиане; после мук – утоплен. Пролог. Преп. Вассиана. СирианИн.В Цареграде устроил обитель и имел до 300 учеников, в числе коих была преп. Матрона (9 ноября). Преставился ок. 450 года. Пролог именует Василианом. (Act SS. oct. 5. p. 79). Мес. В. 11 Св. ап. Филиппа, единого от семи диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Из русских и славянских Святых встречаются жития: л. 13 об. Сент. 5. Убиение Глеба князя русьскаго. л. 551. Февр. 14. Память препод. отца нашего Кирила философа, учителя словенскаго. л. 40 об. Сент. 16. Св. мученице Людмилы, бабы св. Вячеслава. л. 68 об. – 28. Страсть св. Вечеслава, князя чешьскаго. 727. (1726.) Пролог, сентябрьская половина, полууст., напис. 1632 года старцем Германом Тулуповым, в лист, 786 листов. Заглавие: Пролог с Богом починаем. Благослови отче. Книга, заключающая собрание, кратких повестей о Святых, у Греков называется Синаксарь (Συναξρεον), а слово Пролог (Πρλογοι) значит Предисловие, которое тут и следует: Мнози философиею велми восиявше и яко тщанием множайшем положиша на всяк день поминаемых Святых, отечество и житие и конец, каковый имея кождо, и проч. Первые четыре месяца, с римскими названиями, имеют и славянские. См. 725. Из русских Святых и праздников упомянуты здесь те же, что под 725, за исключением сказания о убиении Михаила кн. черниговского и след. прибавления: л. 85. Сентяб. 25. Память препод. отца нашего Сергиа. л. 268 об. Ноябр. 4. Священие св. София яже в Русии, юже созда благоверный князь Ярослав, и митрополию св. Софеи сотвори, посем церковь на Златых вратех св. Богородица Благовещение, еже бе заложил град великий Киев, посем св. Георгиа монастырь, и проч. л. 279 – 6. Преставление препод. и блаж. отца нашего Варлама игумена св. Спаса на Хутыне. л. 785. Послесловие, в коем сказано, что сия св. книга Пролог от мес. сентября на полгоду шесть месяць написана бысть в дому Пресвятыя и Живоначалные Троицы и великих чюдотворцов Сергиа и Никона, повелением и благословением отца нашего господина архимарита Дионисиа, при келаре старце Александре, и при казначее старце Иосафе соловецких с братиею. А положил сию св. книгу Пролог отец наш архимарит Дионисий Живоначалные же Троицы и великих чудотв. Сергия и Никона в служню слободу, в церковь Рожества Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа от себя по отце своем иноке Феодосие, и по матери своей иноке Улее, и по иноке Еуфросиние, и по Вассе и по своей душе и всех своих родителех, при Рожественском священнике Феодоре Феодорове же сыне Попове стариченине. А писал сию св. книгу Пролог многогрешный чернець Герман Тулупов стариченин в лета от созданиа миру 7140 (1632), индикта 15, мес. июля в 12 день, на память св. муч. Прокла и Лария и препод. отца нашего Михаила Малеина.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

18. Мирчев К, Кодов X. Енински апостол. Старобългарски паметник от XI в. София, 1965. 19 Творогов О.В. Переводные жития в русской книжности XI–XIV веков: Каталог. М.; СПб., 2008. 20. Иванова Кл. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. 21. Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург). Отдел рукописей. Ф. 728. (Библиотека Новгородского Софийского собора). 22. Сазонова Л.И. Проложное изложение как литературная форма//Литературный сборник XVII века Пролог. М., 1978. 23. Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сентябрь – февраль. М., 2010. Т. I. 24. Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска литература (XIV–XV век). Археология, текстология и издание на проложни стихове. Пловдив, 2000. 25. Богданови Д., Jobahobu-Cmunчebu Б. [и др.] Опис ирилских рукописних манастира Високи Дечани. Београд, 2011. 1. 26. Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния пролог. Текстове. Лексикален индекс. Пловдив, 2011. Т. VI. 27. Турилов А.А. Межславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры славян. М., 2012. 28. Российская государственная библиотека (Москва). Научно-исследовательский отдел рукописей. Ф. 304/1. (Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры). 29. Пролог. Первая половина (сентябрь – февраль). М., 17 августа 1661 30. Пролог. Первая половина (сентябрь – февраль). М., Март 1675 31. Синайский патерик. М., 1967. 32. Николова Св. Патеричните разкази в българската средневековна литература. София, 1980. 33. Государственный исторический музей (Москва). Отдел рукописей и старопечатных книг. Синодальное собрание. 34. Великие Минеи Четьи. Декабрь. День 31. М., 1914. 35. Лимонарь, сиречь Цветник. Киев, 1628. 36. Жития святых. Декабрь – феврал. Киев, 1695. [Т. II]. 37. Святителя Димитрия Ростовского неизданное Слово на день св. апостола Петра (29 июня)//Странник. 1895. 6–7. 38. Опись имущества, оставшегося после Димитрия митрополита//Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709). СПб., 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/po...

475 Начат печатанием 1-го Января 1607-го года; окончен печатанием 25-го Апреля 1610-го года. Приготовлен к печати монахом Чудова монастыря, последующим известным головщиком Троицко-Сергиева монастыря, Логгином Шишеловским. Не совсем справедливо осужден и в 1633-и году сожжен патр. Филаретом (Акт. Экспед. 476 Первое издание 1633-го года начато печатанием 17-го Декабря 1630-го года, окончено печатанием 20-го Февраля 1633-го года. Второе издание, представляющее собою простую перепечатку первого, начато 17-го Марта 1633-го года, окончено 30-го Сентября того же 1633-го года (неправильно иными относится к 1634-му году). 477 Устав напечатан в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографическою Комиссией, Спб., 1876, coll. 1–156 (Заметка 1634-го года под 12-м Февраля. – col. 54). 479 Святцы с летописью, напечатанные не при какой-либо богослужебной книге, а сами по себе, отдельной иди особой книгой, суть такие святцы, в которых сообщаются краткие биографические сведения о святых (в старое время у нас назывались летописью всякие исторические, пространные и краткие, сведения: запись на стене церкви о времени ее построения – летопись; запись на книге о времени и месте ее написания – летопись). Святцы 1646-го года начаты печатанием 21-го Сентября 1646 года, окончены печатанием 6-го Декабря того же 1646-го года. Святцы 1648-го, тождественные с святцами 1646-го года или представляющие их перепечатку, начаты печатанием 14-го Июля 1648-го года, окончены печатанием 14-го Ноября того же 1648-го года. 480 Святцы других богослужебных книг: евангелий, апостолов, служебников, требников, следованных псалтирей вообще значительно сокращеннее святцев, находящихся в уставах. 482 Служебник 1656-го года окончен печатанием 31-го июля сего года, а что касается до служебника 1658-го года, то на экземпляре его, находящемся в Типографской библиотеке, которым мы пользовались, выход его глухо обозначен «в лето от воплощения Божия Слова 1658 третье издадеся» (после оглавления грамоты патр. Паисия и перед самою грамотою, на особом белом листе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Зделошная запись Володимерского уезду села Боголюбова крестьянина Петрушки Тарасова 144-го году. Память мировая Василья Федорова сына Вельяминова Воронцова 144-го году. Память Покровского и Николаевского монастыря крестьянина Дмитрейка Иванова сына белопасца 145-го году. (Л. 53) Отпись Матвеева человека Петрова сына Стромилова 145-го году. Запись зделошная Ивана Федорова сына Соймонова 145-го году. Память поступная Федора Иванова сына Полтева 145-го году. Отпись Иермолая Иванова сына Векова ерославца 146-го году. Отпись княгини Ульяны Васильевны Троекуровы человека ее Петра Власова 146-го году. Заемная память Николы Чюдотворца Шартомского монастыря келаря старца Елевферия Суринова 146-го году. Отпись Патракейка Самсонова сына Козьмодемьянскова уезда деревни Зольги Большие посацкого человека 147-го году. Запись Николая Чюдотворца Шартомского монастыря архимандрита Иоасафа да келаря старца Андреяна Казимерова з братьею 147-го году. (Л. 53 об.) Зделошная запись Ивана Феоктистова сына Порошина 147-го году. Зделошная запись Игнатья Леонтьева сына Соринова 147-го году. Отпись зделошная Живоначальные Троицы Серьгиева монастыря села Шухобалова посельного старца Гурия Ляхова да слуги Федота Парошина 148-го году. Память зделошная Якова Витофтова 148-го году. Да другая память ево, Яковлевых, людей Тимофеева сына Витовтова Якушки Андреева да Ивашка Кирилова 148-го году. Зделошная запись суздальца Ивана Меньшева сына Шилова 149-го году. Зделошная отпись Степана Михайлова сына Колычева 149-го году. Зделашная память Андрея Афонасьева сына Молъвянинова 149-го году. (Л. 54) Зделашная запись Угрезского монастыря стряпчего Василья Останкова 149-го году. Зделашная запись Калинника Федорова сына Зилова вязмятина 150-го году. Отсрочная запись стряпчего Ивана Матфеева сына Рябинина с арзамасцом Иваном Кричковым сыном Олениным 150-го году. Зделашная запись Тугарина Федорова сына Молчанова 150-го году. Мировая запись истопника Александра Федорова сына Боркова 151-го году. Отпись приселка Обезова деревни Дмитровского крестьянина Митьки Емельянова в пропалой лошеди 151-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

Св. священномуч. Феодора, епископа Киринейского. Пострадал при Диоклетиане, от Дигниана. С ним умучены свв. жены: Лукия, Иароя, Киприлла и многие другие, принявшие от него крещение. Пролог. (Or. Chr. II. col. 622). Март. Р. Мес. В. Свв. мучч. Феодота и Феодотии. Утверждены были в вере муч. Иакинфом (3 июля), по смерти его вскоре изведены из темницы и усекнуты, в царствование Траяна. Пролог. (Act SS. iulii р. 634). Пролог вторично и Мес. В. 3 июля. Св. праведной Марфы, матери св. Симеона Дивногорца. Из Антиохии Сирийской. Скончалась мирно, и погребена при столпе своего сына. Чет. Минеи, (In Actia SS. maii V. р. 403–431. Vita auct. monacho coevo). Мес. В. 5 июля. Есть служба. Обретение мощей преп. Евфимия Суздальского. В 1507 году. Пролог. Преставление его 1 апр. 5 Преп. Афанасия Афонского . ТрапезонтянИн.Подвизался сперва в Клименской обители под руководством прп. Михаила Малеина (12 Июля), потом – на Афонской горе, где основал обитель. Добродетельное житие преподобного и, ради его, милости к святогорцам императоров Никифора Фоки, который лично знал Афанасия еще прежде своего вступления на престол, и после него – Иоанна Цимисхия, привлекли в обитель преподобного множество отшельников. Скончался от падения с церковного здания, которого строение осматривал, в 980 году. Чет. Минея от Вел. Ч. сокращенно. (Act SS. iulii II. р. 246). Есть служба. Преп. Лампада. От юности возлюбив подвижническое житие, до старости подвизался в пещере. Чет. Минея. (Мес. Вас. и Киев. называют его Иринопольским). Свв. мучч. Анны и Кириллы. Мес. всех свв. (Март. Р. говорит только о Кирилле, которая в Диоклетианово гонение пострадала в Кирене Ливийской, вероятно, с еп. Феодором. См. 4 июля). Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. В 1423 году, при вел. кн. Юрии Димитриевиче. Пролог. Память его 23 сент. Есть служба. 6 Преп. Сисоя Великого. Подвизался в Антониевой пустынной горе шестьдесят лет, преставился около 429 г. Чет. Минея от Отечников. (Act SS. iul. II. р. 280–284.) Мес. В. Имеет службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010