Грех осуждать ближних 28 сентября (11 октября) (Из слова святого Евагрия, еже не судите ближнему) Так как один над всеми судья есть Бог, то очевидно, что, осуждая ближних, мы восхищаем право Господне и потому, изрекая суд на других, тем самым даем повод судить и себя. Кто судит брата своего, говорит апостол Иаков, тот злословит закон и судит закон, а если закон судишь, то ты не исполнитель закона, а судья. Един Законодатель и Судья, Который может спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого? ( Иак. 4, 11–12 ) И действительно, закон повелевает любить ближнего. Следовательно, осуждающий ближнего поступает вопреки закону и если не словом, то делом осуждает закон, как будто закон недостаточен и потому можно отступать от него. И апостол Павел учит: ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господу стоит или падает ( Римл. 14, 4 ). Один старец, услышавши, что некоторый брат впал в тяжкий грех, осудил его, сказав: «Великое зло сделал он!» Прошло несколько времени, и видит старец, что Ангел принес к нему душу осужденного им брата и говорит ему: «Вот, тот которого ты судил, умер. Куда велишь теперь положить душу его, в Царство или в муку?» Старец ужаснулся. «Ведь ты судия праведным и грешным, – продолжал Ангел; – так говори же, что прикажешь о души сей? Помилуешь, что ли, ее или мукам предашь?» Понял тут старец, что, осудивши брата, сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем стал просить себе прощения. Долгое время Господь не отвечал ему, но, наконец, сжалился и послал Ангела возвестить ему прощение. «Бог простил тебя, – сказал Ангел, – но с сих пор не забывай, сколь тяжек грех осуждения». Но если, как видите, грешно становиться судьями и действительно согрешивших, то не паче ли грешно осуждать невинных? А сколько может быть таких случаев! Если сердца людей закрыты от нас, то почему мы можем знать, с каким расположением человек делает то или другое дело? Преподобный Виталий (Пролог 22-го апр.), живя в Александрии, днем нанимался на работы, а ночь проводил в домах падших женщин, и весь город в глаза и за глаза называл его развратником. А между тем в дома падших он ходил затем, чтобы, отдав им на пропитание заработанные деньги, удерживать чрез то их от греха. Святый Савва Освященный одного из иноков своей обители, по имени Иоанна, хотел сделать пресвитером, но патриарх посвятить его отказался. Савва счел Иоанна великим грешником; а оказалось, что Иоанн не мог быть пресвитером потому, что был уже епископ (Уч. благоч. т. II. стр. 304). Андрея, Христа ради юродивого, жители города, в котором он жил, считали безумным; одни смеялись над ним, другие бранили, третьи били, многие гнали от себя, тогда как на самом деле он был великий угодник Божий. Но что я говорю? Первосвященники и книжники судили Иисуса Христа как злодея, тогда как Он был Сын Божий, Иже греха не сотвори!

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

2 По крайней мере, в его основной агиологической части, – см. еп. Сергия, Месяцеслов Востока, т. 1 стр. 241, – возражения г. Петрова в «Труд. Киевск. духовн. Академии», март, и «Ответ по Агиологии» еп. Сергия, м. 1876 г. стр. 19 (оттиск, из «Чт. в Об. любит. духовн. Просвещения», 1876 г.). 4 О происхождении Пролога и его судьбе в славяно-русских литературах – см. Филарета Черн., Обзор русск. духов, литер., СПБ. 1884, стр. 55, – Сергия, Агиология, т. 1 стр. 243 и др., – Петрова, О происхождении и составе славяно-рус. печатнаго Пролога. Киев, 1875, стр. 1 и сл. 5 Так, в Прологе изд. 1675 г. стихословия сохранены под следующими днями: 13 сент. (л. 40), 5-го, 10, 22, 24 и 25 мар. (л. 17, 34, 92, 98 об. 102), 12-го апр. (л. 171), 22 и 30 авг. (л. 679 и 706 об.). Вот два из таких стихословий: «Христос сошед к борению адову един, и мног плен взем взыде с победою: тому слава и держава во веки. Аминь» (на день воспоминания «еже о Господстей пасце, воскресения Господа нашего Иисуса Христа» – 25 марта), – «Корене зловоннаго плод благовонный паче. Анфуса честная от земли отцвете и жития» (помещено пред житием св. Анфусы, 12 апр.). 6 При изучении Пролога рукописного мы пользовались, главным образом, следующими рукописями – Новгор. Соф. библиотеки: Пролог XII – XIII в. 1324 (Срезневский относит эту рукопись к началу XIII в., – см. Изд. Акад. Наук, т. 10 стр. 200); Прологи: 1325 – XIV в. (пергаминный; 1331 – XV в.: 1371; 1327; 1328; 1329; 1330; 1334; 1340; 1362, 1386 и 1387 – XVI в.. Кирилло-Белозер библ. XV в. 1240; XV в. 1250, XVII в. 1241 и 1443. – Для печатного Пролога мы руководились преимущественно изданием 1675–1677 г., исправленным. В предисловие к этому изданию (см. мартовскую половину) говорится: «Аще кто, прочитая книгу сию, обрящет некая речения в ней не тождесловна со прежде изданными: да весть таковый, яко обретшаяся некая неисправления речении, не самодерзостно, ниже самомненно пременишася или отъяшися, а иная привложишася: но вся таковая свидетельствовашася греческими синаксариями (Синаксарь – древнее греческое наименование Пролога), и древними словенскими рукописными и харатейными: и оттуду некая нужнейшая но именех, и глаголех, на лучшее и полезншая исправьшася».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Преподобный Виталий, живя в Александрии, днем нанимался на работы, а ночь проводил в домах падших женщин, и весь город в глаза и за глаза называл его развратником. А между тем в эти дома он ходил за тем, чтобы, отдав женщинам на пропитание заработанные деньги, удерживать чрез то их от греха. (Прол. 22-го апр.). III. Святой Савва освященный одного из иноков своей обители, по имени Иоанна, хотел сделать пресвитером, но патриарх рукоположить его отказался. Савва счел Иоанна великим грешником; а впоследствии оказалось, что Иоанн не мог быт пресвитером потому, что был уже епископ, по великому смирению скрывавший свой сан. (Уч. бл. т. II, стр. 304). IV. Андрея Христа ради юродивого жители города, в котором он жил, считали безумным; одни смеялись над ним, другие бранили, третьи били, многие гнали от себя, тогда как на самом деле он был великий угодник Божий. Но зачем приводить эти примеры? Первосвященники и книжники судили Иисуса Христа как злодея, тогда как Он был Сын Божий, Иже греха не сотвори! V. Однажды к Иоанну савваитскому приходит из одной обители старец с целию посетить праведника и принять от него благословение. «Как живут твои собратия?» – спросил у него подвижник. – «Хорошо, молитвами твоими», отвечал пришедший инок. «А как живет такой-то черноризец?» опять спросил его угодник Божий об одном иноке, о котором носилась худая молва. – «Он нисколько не изменился в своем нравственном поведении», сказал посетитель. – «Горе ему» – воскликнул Иоанн, – и с этим словом объят был каким-то чудесным сном: он видите себя стоящим пред Голгофою, видит Иисуса Христа между двумя разбойниками. Иоанн устремился поклониться Ходатаю мира, но, едва он успел приблизиться в Нему, Иисус обратился к предстоящим ангелам и сказал им: «изриньте его вон, это антихрист, ибо осудил своего брата прежде Моего суда». Когда Иоанна изгоняли, и ему как будто нужно было выйти из дверей, в них задержалась его мантия так крепко, что он принужден был ее оставить. Тотчас после этого пробудился он и, будучи объят трепетом, с глубоким вздохом сказал посетителю: «ужасен для меня этот день!» – «Почему так?» – спросил старец. Тогда святой Иоанн, рассказав ему свой сон, присовокупил: «оставленная мантия моя означает, что я за осуждение брата лишился Божьего покровительства и благодати». С этого времени Иоанн сем лет молил Бога о прощении ему греха осуждения и обрек себя на более тяжкие подвиги: не вкушал хлеба, не входил в келлию, не говорил с людьми. Наконец в чудесном сне он увидел, что Господь отдал ему его мантию, и этим удостоверился, что и тяжкий грех осуждения ему прощен. (Пролог окт. 22 дня).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

510 Просв. 547. Великий царь Ираклй не хотящих креститися иудей повеле убивати, – и мнози же тогда бяху патриарси же, и святителие, и преподобнии не возбраниша сечо творити. 511 Упомянем в заключение этого отдела еще о нескольких византийских сказаниях, имеющих историческую окраску и отразившихся так или иначе и в русской письменности: а) о Зиноне царе (491) Зинон царь отъят дщерь у вдовицы насилием и пр. (март. 5) б) о разбойнике, спасшемся слезами в 10 день при Маврикие царе – 582–602 (окт. 10); в) о Меситее чародее в Константине граде (дек. 2); г) о сапожнице, его же обрете царев писец молящася в Халкопратии д) о магистриане, иже мертвого своей срачицею покры (апр. 30) Слич. соч. Максима Грека III, 172 в обличении русского двоеверного обычая выгребать утопленников; е) о юноше, ковавшем крест (сент. 23). Слич. патерик печорский в рус. перев. стр. 53: «вспомни того патриция, который велел сковать крест из чистого золото; один юноша, возревновав ему, приложил немного и своего золота, и за то сделался наследником всего его имения». ж) еже не осуждати никогоже; осуждаяй бо иного, яко антихрист есть (окт 22). Слич. Ио. Грозный в переписке с Курбским II, 88 з) о Георгие игум. синайском, како ангелом восхищен в Иерусалим и паки в свою келью (март. 26). Слич. нечто сходное в житии Иоанна Новгородского. 512 Пролог изд. 1643 г. л. 228. «Нужею вдаста ю за муж и по браце мину 16 дней; руси пришедшим в страну ту и мужу ее убиену бывшу, Афанасия же радовашеся, зане хотяше восприяти иноческое житие. И царево напрасное прииде повеление, вдали веляше юныя вдовицы ее оружники своя. Афанасия же и второму браку неволею сочтася». 514 Почему-то в макарьев. минеях опущен преп. Михаил Малеин, родственник имп. Никифора Фоки и духовный старец пр. Афанасия афонского . Подробное и любопытное житие Михаила Малеина с описанием Афона есть в прологе изд. 1643 г Царь Михаил Феодоровичь на память сего святого (ион. 12) праздновал свои именины; в этот же день родился и скончался. 515 Этого праздника нет в греческих святцах, и само собой понятно, что грекам не было основания праздновать воспоминаемое событие. Отсутствие этого праздника у греков и присутствие у русских давало возможность латинам в период унии делать два вывода: а) о схизме греков и б) о давней унии Руси с Римом. Автор Палинодии Захария Копыстенский в главе о теле св. Николы и о иных св. костех (Б. XI. 2) доказывает: а) что Апулия, где находится Бар, – была в то время в подчинении греч. императору и патриарху и след. перенесение мощей св. Николая совершилось из малой Греции в великую, б) что отсутствие праздника в греч. святцах ничего не доказывает, ибо греки не празднуют и Покрову Богородицы г) что унии с Римом в конце XI в. на Руси не было, ибо тогдашний русский митрополит Ефрем был посвящен визант. патриархом Николаем III. – В Трудах киевск. д. акад. 1874 12 – помещено подробное исследование г. Красовского об установлении в русской церкви праздника 9-го мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

апр. 22). IX. Преп. Дулу оболгали недобрые люди, будто он похитил из церкви церковные сосуды. Он начал было оправдываться, но когда не хотели его слушать, он сказал: «Простите меня, братия, согрешил я!». И чего-чего после с ним не делали! Сорвав с него монашескую одежду и одев его в мирскую, били его, водили с места на место с тяжелым железом на шее, бросали на горячие уголья; а он все повторял: «простите меня, братия, согрешил я», – и все это продолжалось дотоле, пока истинный вор не сознался в своей вине. (Чет.-Мин. июн. 16). (Из книги «Минуты пастырского досуга», т. II, стр. 32–33). X. Преподобный Кир, при всей кротости своей, не нравился чем-то братии. Не только старшие, но и младшие иноки, находившиеся под испытанием, оскорбляли его и нередко выгоняли его из-за стола. Это продолжалось пятнадцать лет. Случилось быть в этой обители Иоанну Лествичнику . Видя, что кроткий Кир, обижаемый безвинно, часто ложился спать голодным, он спросил у него однажды: «Скажи мне, за что тебя безжалостно так обижают?» – «Поверь мне, любезный о Христе брат, – отвечал старец, – они поступают так со мною вовсе не по злобе: они только испытывают меня, достойно ли я ношу на себе монашеский чин. Я слышал, что отшельнику должно быть под испытанием тридцать лет, а я провел только одну половину» (Пролог 12-го марта). XI. В одно время на преп. Моисея Мурина напали ночью в его келье четыре разбойника. Преподобный, так как был сильнее их, одолел их, связал и, возложив на плечи, как бремя, принес в монастырь, сказав братии: «Вот эти люди напали на меня, я их связал, но мне не подобает обижать никого; что повелите с ними делать?» – «Отпусти их, – отвечал игумен, – как не следует убивать никого». Разбойники так были тронуты этой кроткой снисходительностью, что умилились сердцем, раскаялись в своих делах и, оставя разбой, поступили в иноки, сделавшись людьми добродетельными и подвижниками (Дост. сказ. о подв. св. и бл. оо.). XII. Св. девица Фавста, дочь благочестивых родителей, на 13-м году возраста предается на мучение за веру Христову в руки языческому жрецу Евиласию. Но ее невинность, терпение и кротость так подействовали на зверское сердце мучителя, что он и сам, умилившись душою, уверовал во Христа и даровал ей свободу, за что, преданный казни, и восприял венец мученический. Тогда император предал ее в руки другого жесточайшего мучителя, по имени Максима, повелев ему истощить весь ужас мучений над святою. Но и здесь, среди лютых мучений, святая только благодарила Бога и кротко молилась за своего мучителя, взывая непрестанно: «Молю Тебя, Господи, возлюби Максима, просвети его верою и утверди в страхе Твоем». Эта кроткая молитва и благожелание святой своему мучителю так поразили и размягчили каменное сердце его, что он воскликнул: «Помощник и покровитель невинной девицы! Яви Твою благодать и на мне недостойном, приими в раба Твоего, воистинну Ты Един Господь и Бог сил!». Уверовав во Христа, он вместе со св. Фавстою принял венец мученический (По Ч.-М.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На пр., Сентября 2-го празднование Иоанну и Павлу Коистантинопольским. Последнему ныне празднуется Августа 30-го и Ноября 6-го; Сентября 7-го, «Страс. Св.Мученика Созонта при Максимине Царе и Св.Муч. Харитинии»; последней ныне нет. «10 и 11-то дня Поклонение Честному Кресту»; ныне нет. «13-го, 18 и 21-го М. Симеону, по плоти южице Господней»; ныне не положено. «21-го Священие (т.е., Храма) Св. Мины; мученика Феодора в Персии»; того и другаго нет; Феодора нет и в Василиевом Менологе. «22-го М. Приска, Мартина, Николы». Приску положена пам. 21-го Сент.; прочих невидно; «25-го М. Романа и М. Ия», последняя ныне 11-го Сентября. «28-го Рапсимии и дружины ея», ныне 30-го Сентября. Наконец «29 и 19. М. Трофима и Дорумедонта» ныне только 19 Сент. По сим примерам видно, что а) в Остромировом месяцослове некоторыя празднования показаны только местныя, таковы Сент. 2 Павлу, Сент. 13, 18 и 19 Симеону, 17 Харлампию и Пантелеймону, 21 Мине и пр. (см. Пролог 13 в. у Востокова стр. 449, 452); б) Другия празднества – остаток славной древности: таково поклонение кресту 10 и 11-го ч. Это памятник событий при Им. Ираклии. в) Иные перенесены на другой день для празднования знаменитейшим, на пр., память Рапсимии с 20 на 30-е потому, что 20 празднуется великому Иоанну Евангелисту и Апостолу. 118 По месяцеслову Остромирова Евангелия пам. Константина, во иночеств Кирилла, 14 Февр., так и в других древних памятниках, на пр., в Еван. XIII в., у Румянцова (опис. 175) 6; это день кончины Св.Кирилла. Память Мефодия и вместе с ним Кирилла в древнее время праздновали у нас без всякого сомнения 6 Апр., когда Св.Мефодий скончался: так по древнему житию его (в Москвит. 1843. стр. 434, 425). 119 В Прологах Слав, краткое житие Св.Вячеслава читалось, по крайней мере в 12 в., именно под 28 Септ. Ибо древний повествователь о Св. Борисе и Глебе пишет: «помышляше бо себе богоблаж. Борис мучение Св.Никиты и страсти Св.Вячеслава». (Востоков в опис. муз. стр. 693, 454. Журн. Прос. 1859, ч.12). А. вместе с тем соединялась память, Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но иногда указания месяцесловов получали в глазах Святителя и большее значение, так что он под влиянием их переносил памяти святых с одного числа на другое. Напр., помещая память св. Ионы Савваитского 22-го сентября вместо 21-го, где ее полагает Пролог, Святитель во втором издании Четиих-Миней 21-го сентября делает заметку: «в месяцеслове память его утро» и, следовательно, предпочитает Прологу месяцеслов 98 . Такое же перенесение памяти по руководству месяцеслова (и служебных Миней) сделано 20-го января, о чем мы уже приводили свидетельство Четиих-Миней и Пролога 99 . 28 августа, как бы указывая на неправильность Пролога, Святитель в Четиих-Минеях замечает: «В Прологу в сей день положена память св. Анны, дщери Фануиловы; в месяцеслове же память ее февраля 3-го купно с св. Симеоном Богоприимцем, тамо о ней зри» 100 . Однако подобные последним примеры сравнительно редки и поэтому можно утверждать, что различные сборники памятей святых оказывали небольшое влияние на работу над месяцесловом. Немалое значение здесь имели и иностранные, именно – латинские источники. Свят. Димитрий очень скоро оценил их высокое научное достоинство и не боялся пользоваться ими. По некоторым из этих источников, как мы видели, он проверил почти все памяти святых в Прологе и во многих местах исправил его ошибки. Эти исправления в одних случаях касались наименования святых и времени празднования их памятей, в других относились к тем историческим сведениям, какие давались о святых в синаксарях Пролога. Исправлений последнего рода мы теперь не будем касаться, – нам придется подробно говорить о них в следующих главах сочинения. Здесь мы приведем только те поправки, которые относятся к именам и памятям святых. Первых немного, вот из них наиболее важные: 1) сентября 10-го память свв. апостолов Апеллия, Луки и Климента. На поле Пролога Святитель пишет: «не Луки, а Лукия апостола, Римл. г. 16. Vide Martyrol. Romanum, april 22, ibi ponitur вместо Луки Lucius. He Апеллий се, але Алоллос, зри о нем декабря 8-го» 101 . 2) Октября 10-го память преп. Василиана, поправлено, неизвестно на каком основании, «Вассиана» 102 . 3) Апреля 13-го в Прологе память св.м. Фусика. На поле – «не Фусика, а Пусика vide in vita s. Simeonis. Acta SS. apr. II, 845 in fine historia f. 847.» 103 . 4) Мая 31 память св. апостола Ермия ; Святитель поправляет – «Ермина» и на поле пишет: «апостол Ерма апр. 8. К Римл. гл. 16, зри о нем ианнуария 4. Инша Ермин, инша Ерма. Римл. 16 -я» 104 . 5) Июля 6-го св.м. Пергина, на поле: «Перегрина» ... «Sic Martyrol. Romanum iunii 17-o» 105 . Malgovzata. Skarga июля XX, f. 638, тож есть, еже и Марина» 106 . 7) Августа 15-го слово Григория Двоесловца о Карпе епископе; Святитель исправляет: «Kassius. Martyrologium iunii 29» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Трофима и Евкратия, «в Четье марта 22-го» (Пролог, ч. III, л. 106 об.); 28-го – свв. Ионы и Варахасия, «в Четье 29 дня» (л. 152 об.); апреля 2-го – м. Феодоры, «Четья апреля 2-го, л. 81, сия мая 29-го Феодосия» (л. 179 об.); 5-го – свв. мм. Феодоры и Дидима, «Четья апр. 6-го, л. 121» (л. 188 об.); мая 4-го – св.м. Еразма, «историю страдания сего св. мученика зри в великой Минеи Четье сего месяца в 10 день» (л. 287 об.); 11-го – преп. м. Феодосии, «сияж 18 числа, в Четье житие и страдание ея мая 29, л. 1556» (л. 328 об.); 18-го – м. Феодосии, «сияж 11 числа, в великой Минеи Четье житие и страдание ея положено мая 29-го, л. 1556» (л. 363); июля 4-го – св. м. Феодора Киринейского и м. Кирилла, «в Четье л. 59-й» (ч. IV, л. 558 об.); 6-го – св.м. Коинта Фригийского, «Четья л. 32-й» (л. 538 об.); 26-го – св.м. Параскевы, «о сей святой в великой Минеи Четье несть воспоминовения» (л. 626-й об.). 2. На Сурия: Сентября 16-го – св. Людмилы, «Surius. т. 7, с. 212», (л. 56 об.); 28-го – св. Вячеслава, «т. 5, с. 444-я» (л. 99 об.); Октября 5-го – св. Дионисия Александрийского , «т. II, стр. 653 ex Eusevio» (л. 126-й); 7-го – свв. Иулиания и Кесария, «т. 6, с. 12-я, ноября 10-го» (л. 136); 12-го – св. Мартина милостивого, «т. 6, с. 258» (л. 160); Декабря 12-го – св. Александра Иерусалимского, «т. 2, с. 306» (л. 445); Февраля 19-го – преп. Евгения и Макария, «т. 5, стр. 973» (л. 713); 28-го – св. м. Нестора, «сего святого житие зри Surius т. I, с. 1083-я» (л. 740 об.); Апреля 7-го – св. Вадима, «т. 6, стр. 651» (л. 201 об.); Мая 4-го – св. м. Еразма, «т. 7-й, с. 388-я» (л. 187 об.); Июня 15-го – св. Иеронима, «т. 5, с. 495» (л. 465-й). 3. На Vitae sanctorum Patrum: Сентября 16-го – «Слово о Дорофее пустыннике, Л.709-Й» (л. 57-й); 24-го – преп. Коприя, «ин Коприй июля 9-го, еще ин in VSSPP л. 466-й» (л. 76-й); Октября 18-го – преп. Иулиана, «VSSPP, 800» (л. 178 об.); Ноября 2-го – преп. Маркиана, «зри о нем in VSSPP, л. 806-й (л. 240-й); 10-го – преп. Милия, «VSSPP, л. 585-й» (л. 269); Декабря 28-го – преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Стефана исповедника. Вас. (28 марта). Преп. Захарии . Строг. (24 марта). Родиона от 70 и Евтиха еп. 240. У. 80. Сирм. (8 апр. Иродион и 24 авг. Евтих). Филимона и Домна . 245. 1429. (21 мар. МГр.). Илариона пеликитского. 240. 243. Клар. и др. (28 мар.). Пренесение и положение честной ризы Господней в Москве. Мил. Сборн. Общ. Древн. 321 (июля 10). Пр. Василия нового и Феодоры цареградские. Мил. (30 декаб.). 28 I. Пр. Стефана , игумена триглийского, † после 815 г. при Льве Армянине (813–820). Кал. Коал. 2. У. 1298. Хил. М. 451. М. 1345. Канон Иосифа, в М. 451 еще другой Стефана. Служба. (245. 1429 марта 22. 51 марта 24. 240. 319. Сарл. 26 марта. Вас. 27 мар. 1295. Сирм. 3 сент. 248 нояб. 21. МГр. Сирм. 240 втор. Тип. М. 14 в. марта 31. Петр У. 1398 марта 30). Пр. Илариона , нового игумена пеликитского, † при Копрониме ок. 754 г. Вас. (имя). Иер. Петр. Нан. 2. Вен. Сирл. и др. МКр. М. 1345. Канон Иосифа. Служба. (Вас. МГр. втор. 4 мая Илария. МГр. еще 6 мая. Неап. 11 мая. 246 и Пролог втор. 5 мая. 240. Клар. и др. 27 мар. Ев. 1199 г. мая 6). Свв. мучч. Ионы и Варахисия и с ними Занифы (Занифана), Лазаря, Маруфы (Маруфана), Нарсы (Нарсипа), Илии, Мара (Марина), Авива, Сивеифа (Сивефина) и Савы в Персии по одним в 327 г. или в 330 или 331 году по другим. Сн. 17 апреля. Петр. ЧГр. XI в. 240. Тип. У. 1236. (Вас. Екл. Супр. Акад. М. Р. I. 14 в. МГр. со службою и каноном Иосифа 29 мар.). Пр. Евстратия печерского, † 1096 г. Ч. М. от Патерика. (Львов. 14 15. фев. 13. 201 фев. 14). Мощи го в Антониевой пещере. III. Преставление пр. Илариона гдовского, † 1476. 209. †. Мощи в храме прежде бывшей обители его под спудом. Бояна , князя болгарского, усеченного за Христа ок. 830 г. (Мосхоп. 28 нояб.). IV. Святителя Василия . Сир. (Св. Василиска Хлуд. 35). Св. Спиридона . Хлуд. 28 и 31. Исихия , пресвитера иерусалимского, † 434. Вас. (Иер. Муз. 13 мар. 5. В Деян. св. исследов. 28 мар. Сн. Филар. Ученик об отцах § 203. У нас он в сырную субботу). V. Св. муч. Филита и дружины. Акад. Антон. Нан. 2. Мст. Ев. 1 и др. (23 мар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Т. 14. С. 464515, 730739. 118 ...ученик его Корнилий... – В «Цветнике священноинока Дорофея» ученик, как и старец, был безымянным. 120 Анастасий мних – речь идёт либо об Анастасии Персидском (см.: Пролог, 22 января), либо об Анастасии Синайском (см.: Пролог, 20 апреля), однако описанных подробностей подвига святого в Прологе нет. 123 ...Максима, и Василия, Исидора, паче же и древняго великаго Андрея, и Прокопия, Иоанна уродивых. – Имеются в виду юродивые святые Максим Московский (Пролог, 13 августа), Василий Блаженный (Пролог, 2 августа), Исидор Ростовский (Пролог, 14 мая), Андрей Юродивый (Пролог, 3 октября, 12 октября), Прокопий Устюжский (Пролог, 8 июля), Иоанн Устюжский (Пролог, 29 мая). Все они русские святые, кроме Андрея Юродивого, имя которого в общем ряду особо выделено. В соответствующем фрагменте статьи «Цветника священноинока Дорофея» называются лишь первые три имени. Упоминания Андрея Юродивого, Прокопия и Иоанна Усюжских появились в более поздней редакции текста, дошедшей до нас в «Кринах сельных» и в «Старчестве» Матфея Никифорова. 124 ...великомучеников Георгия и Димитрия, Иякова Персянина, и Феодора Тирона, и Феодора Стратилата, и 40 мученик, и пятечисленую пятерицу – Евстратия и Евгения, Мардария и Ореста, и Авксентия. – Имеются в виду великомученики Георгий Победоносец (Пролог, 23, 24 апреля), Димитрий Солунский (Пролог, 26 октября), Иаков Персянин (Пролог, 27 ноября), Феодор Тирон (Пролог, 17 февраля), Феодор Стратилат (Пролог, 8 июня, 8 февраля). 40 мучеников севастийских – см. в Прологе под 9 марта, а «пятечисленую пятерицу» севастийских мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – под 13 декабря. В «Цветнике священноинока Дорофея» этот фрагмент имеет несколько иной вид: Федор Тирон упоминается в другой части статьи, Федор Стратилат не упоминается вовсе, а вместо «пятечисленой пятерицы» названы мученицы Ирина и Екатерина. См.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XIXV веков: Каталог. СПб., 2008. С. 3739, 4446, 52, 6061, 116, 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010