Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжская из книги Е. Поселянина 8 июля совершается память святого Прокопия (сконч. в 1285 г.), устюжского юродивого, и в этот же день празднуют той иконе, молясь перед которой, блаженный Прокопий спас город Устюг от гибели. Прокопий, иностранец по происхождению, вел торговые дела с Новгородом. Пленившись учением православной церкви, он полюбил красоту нашего богослужения, отказался от папизма, принял православие и оставил торговлю. Жизнь православных иноков так подействовала на него, что он раздал все имение свое бедным и жил некоторое время в знаменитой Хутынской обители под Новгородом, но вскоре от тех мест, где его знали богатым и почетным человеком и где у него было так много мирских отношений, он удалился далеко на север, в город Великий Устюг, и там вступил на тяжелый путь юродства. На церковной паперти он проводил ночи в молитве, а днем ходил по городу, терпя насмешки, брань и побои. Над ним издевались дети и легкомысленные люди, а он молился за них словами Распятого Христа: «Господи, не постави им греха сего». Отдыхал он на камне или на голой земле. Пищу принимал он от нищих и людей богобоязненных, а от богачей ничего не принимал. В один воскресный день Прокопий стал говорить в церкви народу: — Покайтеся, братия, во грехах ваших. Умилостивляйте Бога постом и молитвой. Иначе город погибнет, а с ним и вы. Но слушавшие Прокопия уверяли, что юродивый окончательно лишился рассудка. По окончании литургии Прокопий сел на паперти, плача и рыдая, и так провел весь день и следующую ночь. — Что с тобой, Прокопий? — спрашивали его прохожие. — О чем скорбишь? — Бдите и молитесь, — отвечал блаженный, — да не внидете в напасть. Но его проповеди не внимали. На третий день Прокопий, обходя город, говорил со слезами: — Плачьте, други, плачьте о грехах ваших, молитесь, чтоб Господь избавил вас от гнева правды Своей, чтобы не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши.

http://pravicon.com/info-1378

Недавно мне вместе с игуменом А. довелось послужить в храмах Русской Православной Церкви заграницей, в Швейцарии. Побывали мы и в православных храмах   Германии . В Европе вообще все очень близко, там, куда мы приехали, чувствуешь это особенно. Через час после того, как мы прилетели в Цюрих, мы были уже в русской семье в немецком городе Констанце. В Констанце есть православный приход святого Христа ради юродивого Прокопия Устюжского , членами которого и являются приютившие нас на эти дни Андрей Андреевич и Лидия Андреевна Науманы. Андрей Андреевич происходит из немецкой семьи и до перестройки работал на Алтае автослесарем, его супруга трудилась в «Союзпечати». В перестройку семья приняла решение перебраться в Германию, но не утратила ни русский дух, ни, тем более, православную веру. Забегая вперед, скажу, что мы можем в большинстве своем гордиться нашими соотечественниками, хоть изменившими местожительство, но оставшимися именно соотечественниками. После этой поездки мне стало казаться, что Россию теперь больше любят издалека, – то есть больше, чем российские граждане. Жизнь здесь часто только кажется лучше, чем в России. Тут, конечно, больше «социализма». Например, дочь Лидии Андреевны и Андрея Андреевича Светлана и ее муж, православный поляк пан Владек, несколько раз принимали решение переехать на жительство в Польшу, и, отправляясь туда, оставляли муниципальную квартиру в Германии. Передумав, возвращались, и снова получали квартиру, и каждый раз довольно хорошую. Нам сейчас это представить трудно, но в Германии дела обстоят именно так. Но в то же время я не раз замечал панический страх перед любым изменением привычного порядка. И вечером нельзя громко говорить – соседи могут пожаловаться, да и вообще любое административное нарушение карается довольно жестко. И чуть что-то покажется современному бюргеру подозрительным – сразу звонок в полицию. Доносительство тут развито не меньше, чем в печальные годы в России. Кстати, продукты купить можно только в супермаркете, куда надо ехать через весь город на автомобиле. Я, например, закоренелый пешеход и не представляю, как жил бы в этом месте. Но, так или иначе, люди здесь трудятся, учатся, ведут активную приходскую жизнь, любят Россию и верят в ее будущее. Если российскую жизнь трудно назвать скучной, то европейская жизнь своею размеренностью навевает сон. Быть может, от этого в русском зарубежье так активна приходская жизнь.

http://pravoslavie.ru/60945.html

Но о св. юродивых мы должны сказать, что рознь между ними и современным им обществом простирается еще далее, чем указано и доходит до полной противоположности интересов той и другой стороны, потому что св. юродивые ни во что вменяют все то, чем живет окружающий их мир. По отношению к ним и обществу в данном случае сбываются слова святого апостола Павла: «душевный человек, не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» 771 . Св. юродивых, как людей духовных, могли понимать только такие же, как и они, духовные люди, т. е. вполне отрешившиеся от мира. Характерный случай представляет житие св. Исидоры тавеннисиотской, о чем было говорено выше. Из жития св. Киприана Устюжского известно, что он любил принимать к себе св. юродивого Прокопия (Устюжского) и много утешался посещением этого угодника Божия 772 . Из жития преп. Иринарха затворника видно, что на его духовное развитие много влиял св. юродивый Иоанн Власатый, и что, когда Иринарх терпел временное изгнание из обители, то пользовался советами и утешением от него 773 . Словом, для людей того же духовного склада, каким отличались св. юродивые, для соучастников в одной общей брани духовной, какая ведется всеми св. угодниками, странности св. юродивых не казались таковыми, так как в духовной жизни они естественны и целесообразны. В самом деле, духовная жизнь на высших ступенях её развития очень разветвляется: брань с невидимым врагом, старающимся при всяком случае привнести в эту жизнь что либо свое, усложняется, видоизменяются приемы и средства в этой брани. Вот один из них, указываемый св. Лествичником: «постараемся, говорит он, не только бороться с демонами, но и нападать на них. Кто победил страсти, тот поражает демонов, притворно показывая, что имеет страсти и тем обманывает своих врагов, оставаясь неуязвленным для них 774 . И здесь заключается разгадка таких непонятных явлений в жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Люди шли для того, чтобы почтить тех, кто за Христа переносил тяжкие, несказанные страдания; тех, которые испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11:36–38 ). Это те, кто прошел путь, указанный Господом Иисусом: тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную ( Мф. 7:14 ); тот путь, о котором Он говорил: В мире скорбны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир ( Ин. 16:33 ). К великому сонму древних мучеников Христовых приложились святые имена двенадцати мучеников российских, среди которых особенно ярко сияют перед Богом св. Михаил, князь Черниговский и его боярин Феодор и Роман, князь Рязанский, замученный в Золотой Орде за отказ переменить веру христианскую на веру мусульманскую, а также три мученика Виленских: Антоний, Иоанн, Евстафий. Не могу умолчать о такой яркой черте русского благочестия, как подвиг юродства, явленный великими людьми, которые взяли на себя этот тягчайший из всех крестов. Двенадцать великих имен юродивых находим мы в святцах Церкви Российской, только два-три имени в Православной Церкви Греческой, и ни одного в церкви римско-католической. Великой прозорливостью и чудесами Сам Бог засвидетельствовал святость юродивых, и весь православный русский народ глубоко чтит страдальцев и чудотворцев, добровольных мучеников, блаженных Василия и Максима Московских, Прокопия Устюжского и остальных. Трудно нам, нынешним христианам, стоять и держаться против буйных ветров безбожия, но нас укрепляет Всемилостивый Господь памятью о жизни и подвигах множества наших святых предков, увещевает и святой апостол Павел, говоря: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13:7 ). Воздадим же от всего сердца славу и честь, хвалу и благодарение в Троице славимому Богу нашему, излившему на землю Русскую Свой истинный свет, которого не может угасить никакая тьма. Ведь перед нами – огромное сверкающее облако свидетелей о Господе Иисусе. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими ( Евр. 12:1–3 ) и пойти вслед за Христом. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

253 Подвиг юродства обычно основывается на словах апостола Павла из первого послания к Коринфянам, гл. 1, стих 18: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». Эту же мысль продолжает и стих 10 из этого же послания, гл. 4: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе: мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии». Эти мысли апостола Павла неоднократно, на протяжении веков, вызывали желание оспорить их. Смысл этих не совсем обычных слов можно уяснить следующим образом: «Человечество до Христа, руководимое естественным разумом, не познало Бога в Его вечной Премудрости, хотя людям дана была эта возможность. Поэтому Бог не мирскую мудрость избрал орудием спасения, но проповедь Креста, которая представляется безумием миру сему. Но если в глазах язычников с их рациональным умом эта проповедь – юродство, то для иудеев, чающих чуда, она соблазн, ибо утверждение, что Мессия умер позорной смертью, как преступник, представляется им кощунственным. То, в чем неверующие видят противоречие разуму и свидетельство немощи, открывается избранным, просвещенным благодатию, как Премудрость Божия, постыжающая мудрость века, и как сила Божия, побеждающая мир». Протоиерей Александр Мень. Ключ к пониманию Священного Писания. Брюссель, 1982. С. 371. 260 «...образу Пресвятой Богородицы Одигитрии» – один из распространенных богородичных иконных сюжетов. Одигитрия – в переводе с греческого путеводительница. 261 Великого Стефана, епископа Пермского – говорится о будущем святом Стефане Пермском, просветителе пермяков. 262 «...к собору великого Божьего архистратига Михаила...» – т. е. ко храму, построенному в честь архангела Михаила. Архистратиг – в переводе с греческого: полководец, предводитель воинских сил. 263 «...безмятежно пройти начала и власти темных сил» – по учению Православной Церкви, душа, разлучившаяся с телом после смерти, проходит так называемые «воздушные мытарства», т. е. происходит борьба между ангелами и аггелами (или бесами) за право обладания душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своем похвальном слове князь С. И. Шаховской пошел по другому пути. Он основал свою интерпретацию на числе, на символике священного для каждого христианина числа «три»: «Стреми жезлы хождаше, и тем пресвятую Троицу прообразоваше». Однако от уподобления Троице жест Прокопия Устюжского отнюдь не стал понятным. Дело в том, что юродивый изображается не только «с треми жезлы». Среди избранных святых. в молении Христу Прокопий предстоит с двумя кочергами.  Есть иконы, на которых в руке юродивого одна кочерга.  Следовательно, лишь самый мотив обрядового значка -т кочерги в легендах о Прокопий Устюжском был инвариантным, число же значков могло меняться. Одну из разгадок дает фольклор. Как известно, кочерга используется в свадебном обряде. Выходя на сватовство, связывают вместе кочергу и помело, изображая жениха и невесту. То же находим в русских эротических загадках (там фигурируют кочерга и печь). Иначе говоря, кочерга — фаллический символ, обрядовый значок, пережиточный атрибут языческой магии. Не возражая против такого комментария, Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский сделали к нему весьма существенное дополнение: «Три кочерги в руке Прокопия Устюжского явно коррелируют с тремя свечами в руке архиерея при святительском благословении; при этом Прокопий носит кочерги в левой руке и ходит по церквам ночью, а не днем. Поведение Прокопия… предельно приближается к кощунственному пародированию церковнойслужбы и. не является таковым лишь в силу того обстоятельства, что понятие пародии принципиально неприложимо к характеристике юродивых».  Мысль о такой корреляции подтверждена изящным и веским аргументом — поговоркой «Ни богу свечка, ни черту кочерга». Замечу, что вариации в количестве значков не должны нас смущать: архиерей благословляет и трикирием (коррелят — три кочерги), и дикирием (коррелят — две кочерги). Но с чем сопоставима одна кочерга? Быть может, с подсвещни- ком или мануалием? Пожалуй, ее коррелят — воздвизальпый крест (см. ниже). Однако указанием на фольклорно–обрядовые и богослужебные аналогии интерпретация жеста Прокопия Устюжского не исчерпывается. Древнерусский человек ощущал себя эхом вечности и эхом минувшего, «образом и подобием» преждебывших персонажей мировой и русской истории. Жизненная установка на повторение и подражание в средневековой «культуре памяти» была общепринятой ценностью. Каждый откровенно, в отличие от ренессансной и постренессансной эпохи, стремился повторить чей-то уже пройденный путь, сознательно играл уже сыгранную

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

И блаженный Прокопий, по благословению преподобного отца Варлаама, отправился из Великого Новгорода в путешествие в восточные страны. И проходил блаженный многие города, и села, и страны, и непроходимые леса, и топи, и болота непроходимые, и все это с радостью терпел святой Христа ради, желая отыскать прежде потерянное небесное отечество. В пройденных городах и окрестных землях блаженный Прокопий перенес много оскорблений и позора, и побоев, и тычков от неразумных людей. Святой представлялся им юродивым или безумным и ничего не отвечал, а только говорил про себя: «Господи, помилуй!» – и молился за них: «Господи, не поставь им это во грех , ибо не ведают, что творят!» Великое свое терпение явил: от зимнего мороза замерзал, а в летнее время сгорал от солнечного зноя; днем ходил как юродивый, а ночью пребывал без сна и молился непрестанно Господу Богу, оплакивая грехи свои, а про себя говорил, утешая свою душу: «О Прокопий, подобает тебе, претерпев многие муки, войти в Царствие Небесное, ибо только прилагающие усилия достигают его» 259 . И утешая себя такими милосердными словами, блаженный Прокопий переходил из города в город, из страны в страну и пришел к достойному месту, которое было ему уготовлено. И дошел блаженный Прокопий до Великого и славного града Устюга и вошел в него. И опочил после своего путешествия в верхнем конце города в. ветхой часовне. Затем встав, пошел по городу и увидел в городе красоту церковную, и пожелал блаженный Прокопий тут жительствовать. Тогда все горожане увидели его и, вообразив, что он юродивый и убогий умом, вознаградили градом ударов, тычков, оскорблений, обид и ранили его. Блаженный же Прокопий, как будто чужим телом, воспринимал с благодарностью и переносил все эти оскорбления от них, неразумных людей, взирая и уповая на предстоящий подвиг, на главу веры и свершителя, Иисуса. А досаждающим ему людям не хотел причинить никакого зла и лишь мысленно молился за них, говоря: «Владыка, Царь Небесный, не посчитай им это за грех , ибо не сознают, что творят».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский. К сожалению, его житие составлено (XVI век) много поколений после его кончины, которую оно само относит к 1302 году, помещая отдельные события его то в XII, то в XV столетия. Житие это приводит Прокопия в Устюг из Новгорода и, что самое поразительное, делает его немцем. Был он смолоду богатым купцом «от западных стран, от латинского языка, от немецкой земли». В Новгороде он познал истинную веру в «церковном украшении», иконах, звоне и пении. Крестившись у Варлаама Хутынского (анахронизм) и раздав свое имение, он «приемлет юродственное Христа ради житие в буйство преложися», по Апостолу. В чем состояло его буйство, не указывается. Когда его начали «блажити» в Новгороде (автору следовало сказать о «блажении» до принятия юродства), он отпрашивается у Варлаама в «восточные страны» и идет по градам и весям, непроходимым лесам и болотам, «взыскуя древнего погибшего отечества». Его юродство навлекает на него от людей «досаду и укоренив и биение и пхание», но он молится за своих обидчиков. Город Устюг, «великий и славный», он избрал для жительства тоже за «церковное украшение». Житие он ведет жестокое, с каким не могли сравняться самые суровые монашеские подвиги: не имеет кровли над головой, спит «на гноище» нагой, после – на паперти соборной церкви. Молится тайно, по ночам, прося, «полезных граду и людям». Принимает у богобоязненных людей помалу пищи, но никогда ничего у богатых» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 302). Местное почитание святого Прокопия Устюжского началось, по-видимому, в конце XV в. В середине XVI в. была написана центральная часть жития – о «подвигах» и «чудесах» святого. Окончательный текст жития с 28 чудесами и похвальными словами был создан лишь в конце XVII в. Житие святого Прокопия дается в сокращении, без похвальных слов и чудес, по тексту, изданному Обществом любителей древней письменности, – «Житие преподобного Прокопия Устюжского» (Спб, изд. ОЛДП, 1893. Т. 203. С. 1–72, подготовленному Д. П. Лебедевым и П. Н. Тихановым по списку ГБЛ, собрание В. М. Ундольского, 362).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный и дивный в житии и чудесех угодниче Божий, святый блаженный Прокопие, песньми духовными любовию восхваляем тя, небеснаго заступника нашего и молим ти ся прилежно: яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Икос 1 Ангел во плоти был еси, святе Прокопие, егда яко юрод Христа ради на земли являлся еси, да от людей святость жития твоего утаиши, безчестием же всяческим вечную славу на Небеси улучити сподобишася. Сего ради ублажаем тя сими хвалебными глаголы: Радуйся, от земли Отечествия твоего спасения ради в землю Российскую смотрением Божиим приведенный. Радуйся, от купли житейския к купле духовной промышлением Его обращенный. Радуйся, в Велицем Новеграде светом веры православныя озаренный. Радуйся, заблуждение еретическаго инославия далече от себе отринувый. Радуйся, во обители Хутынстей благочестию христианскому добре навыкий. Радуйся, наставлением старца духовнаго в православии крепко утвердивыйся. Радуйся, богатство твое земное храмом Божиим и нищым иждивый. Радуйся, в вольней нищете пребывати изволивый. Радуйся, в Великий Устюг яко нищ и странен пришедый. Радуйся, юродственное житие в нем проходивый. Радуйся, от неразумных посмеваем, поругаем и биен яко юрод бывый. Радуйся, терпением велиим и смирением совершенным душу твою к подвигом уготовавый. Радуйся, святый блаженный Прокопие, великий и преславный чудотворче. Кондак 2 Видев благолепие храмов Божиих в велицем Новеграде, и красоту службы церковныя, уязвился еси, Прокопие блаженне, любовию к православней вере Христовой, и сию не познати токмо, но и исполнити восхотев, в обитель преподобнаго Варлаама Хутынскаго пришел еси, и от игумена оныя наставлен быв, добре познал еси догматы святыя веры, и верен ея исповедник явился еси, зовый в Троице единому Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум просвещен от Бога имый, добре суету и тленность сокровищ мира сего уразумел еси, Прокопие богомудре, и куплю земную оставль, вся стяжания твоя храмом Божиим, обителем иноческим и нищым расточил еси, сам нищ быв, да богатому в милости Христу Богу послужиши невозбранне, темже слышиши от нас сия похвалы:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Другом и собеседником его был блаженный Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители, но и у него не искал покоя он для плоти своей 280 . Раз была ночью жестокая стужа. Сильная вьюга засыпала дома, а мороз и ветер северный так были сильны, что птицы падали мертвые на землю, даже скот и люди замерзали. Можно представить, каково было нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на паперти Устюжского собора. Терзаемый морозом, он пытался войти в хижину нищих, чтобы сколько-нибудь погреться: но одни запирали дверь, другие прогоняли его палкой. Прогнанный страдалец нашел сарай, где в углу лежали собаки; он лег около собак, чтобы от них согреться, но и собаки ушли от него. Не тяжко ли не найти защиты от смерти у людей и даже у псов?! Раб Божий Прокопий, видя «яко не точию человецы, но и пси им гнушаются», глаголаше в себе: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», и пошел на обычный свой ночлег – паперть церковную; дрожа всеми членами и ожидая смерти, молился он: «да приимет Бог душу его». И вот он чувствует отрадную теплоту; взглянув, видит пред собою Ангела Божия с прекрасною веткою в руке; небесный посетитель, коснувшись веткою лица Прокопия, оживил страдальца: приятная теплота разлилась по всему телу его. Это было точно то же, что испытал блаженный Андрей в подобном положении. Об этом блаженный Прокопий рассказал любимому клирику Симеону, отцу святого Стефана Пермского, под условием – не говорить о том другим до смерти юродивого 281 . За великие подвиги Господь одарил Прокопия даром прозрения и чудес еще на земле. В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «Покайтеся, братие, во грехах своих, поспешите умилостивить Бога постом и молитвами, иначе город погибнет от града огненного». – «Он не в уме», – говорили слушавшие Прокопия. После литургии Прокопий, сидя на паперти, плакал и рыдал, плакал он потом днем и ночью. Проходившие мимо его спрашивали: «Что с тобою, Прокопий? Что за скорбь у тебя?» Блаженный отвечал: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть»; но проповеди его не принимали к сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010