Катарач. Церковь Прокопия Устюжского. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Прокопия Устюжского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1850. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Свердловская область, Талицкий городской округ, с. Катарач Координаты: 56.622374, 64.158703 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Катарацкое село лежит в 220 в. от Екатеринбурга и в 70 в. от Шадринска. По селу протекает небольшая речка. Климат местности здоровый, почва местами черноземная, а местами песчаная. Ближайшая к селу станция ж. д. Поклевская находится в 65 верстах. Катарацкий приход образовался в 1839 г. через отделение от Ирюмского. Свое название с. Катарацкое получило по имени речки Катарач, протекающей по селу и трем деревням: Верхне-Катарацкой – в 1 в., Средне-Катарацкой – в 2 в., и Нижне-Катарацкой – в 4 в. Иногда оно называется еще Беляковский Катарач. Это название указывает на то, что до перехода к Ирюмскому приходу Катарач входил в состав Беляковского прихода. Прихожане Катарацкой Христорождественской церкви все русские, большинство из них раскольники–беспоповцы; принадлежат к крестьянскому сословию. По исповедным росписям за 1900 год всех прихожан значится 1735 м. п. и 1744 ж. п.; из них издавна уклонившихся в раскол 428 м. п. и 463 ж. п. и коренных раскольников 647 м. п. и 624 ж. п. Все жители Катарацкого прихода хлебопашцы, только немногие занимаются перепродажей леса, покупаемого в казенных дачах. Нынешний деревянный однопрестольный храм с. Катарацкаго построен на государственный счет для ослабления раскола в здешней местности и освящен в 1850 году 30 января. Иконостас храма устроен на добровольные пожертвования прихожан. В 1898 году храм окрашен масляной белой краской с наложением по местам орнаментов. Все эти работы были произведены собственноручно местным священником Кронидом Теремецким. Им же в 1897 году обновлен и иконостас храма.

http://sobory.ru/article/?object=52868

Погост (Быстрокурье). Церковь Василия Великого. Церковь Василия Кесарийского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Быстрокурский приход располагался на левом берегу Северной Двины и её проливов Силивановки и Быстрокурки, в 11 верстах от Холмогор. Состоял из 17 деревень, в числе которых были Устьпинежская и Селищенская деревни, стоявшие на другом берегу Северной Двины. Приходская Васильевская церковь располагалаь близ деревни Парфентиевской. Жителей к 1 января 1894 года насчитывалось - 631 мужского пола и 691 женского. О возникновении прихода ничего неизвестно. Существовала отпись д. Копытовской к приходской церкви свт. Василия Великого, данная " Лукою и Пахомом попом Прокопьевыми " 7 июня 7060 г. (1552 г.) по случаю того, что " Царев писец Иван Петрович с товарищи отписал деревню св. Василия Кесарийскаго церковную Болотовскую в царевы Великаго Князя деревни " (Цит. по: Краткое…, с. 263). Таким образом, видно, что церковь Василия Великого в пределах Быстрокурского прихода существовала уже до 1552 г. Митрополитом Макарием 27 июня 7128 г. (1620 г.) была дана грамота, по челобитной церковного прикащика Григория Ермолина, на имя Холмогорского Спасского соборного попа Афанасия на построение нового храма во имя св. Прокопия Устюжского Чудотворца, взамен старого ветхого, у которого " верх валится розно " (там же). Из грамоты следовало, что в Быстрокурском приходе в XVI в., кроме Васильевской церкви, была и другая - во имя св. Прокопия Устюжского. Грамотой митрополита Аффония от 5 сентября 7148 г. (1640 г.) на имя Васильевского попа Кирилла, по челобитью церковного прикащика Евсейки Матвеева Сорванова, дано было благословение: " Во храме Св. Василии Великаго на полатех храм воздвигнути во имя Св. Михаила Архангела и честнаго его собора " . (там же). Спустя около 5 лет после устроения этого придела церковь свт. Василия Великого сгорела, но была вновь устроена с теми же престолами по благословляющей грамоте того же митрополита Аффония от 8 июня 7153 г. (1645 г.), данной по ходатайству Первушки Иванова Орехова, на имя Быстрокурского Васильевского попа Илариона. Но и этот вновь устроенный храм вместе с имуществом и документами стал жертвой огня около 1700 г. После третьего пожара в 1703 г. началась заготовка материала для постройки каменной церкви во имя Василия Великого. Все прихожане во главе с тогдашним священником Никитой принимали горячее участие в этом деле - одни посильными жертвами, другие - и таких было большинство - личными трудами. Однако, постройка церкви, начатая по благословению епископа Рафаила, шла очень медленно, отчасти по скудости средств, а еще более в силу указа Петра I, запретившего повсеместно, кроме Санкт-Петербурга, возведение каменных построек. Первым был освящен придельный храм во имя св. Прокопия Устюжского Чудотворца. Освящение 8 июля 1718 г. совершил архиепископ Варнава.

http://sobory.ru/article/?object=16212

Источник: " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902 В 40 км к юго-востоку от Шадринска, на левом берегу реки Ичкиной, в ложбине реки раскинулось село Неонилино. В предании об основании села говорится, что в незапамятные времена на территорию современного поселения пришла крестьянка Неонила со своей коровой-кормилицей. Понравилась ей эта земля, не знавшая плуга, обширные заливные луга, обилие леса и наличие водоемов. Вот и решила отважная женщина обосноваться здесь, к тому же далеко кочевья степняков, жить безопасно. Долгое время основанная Неонилой деревня относилась к селу Кондинскому. Лишь 28 ноября 1895 года поселение было выделено в самостоятельный приход, в состав которого вошли деревни Ширяева и Каширцева. Ввиду малочисленности прихода в 1899 году в состав его была причислена деревня Титова, но она вскоре была возвращена в прежний приход (села Кондинского). В 1884 году православные жители деревни Неонилиной стали ходатайствовать пред епархиальным начальством о разрешении построить в своем селении каменный храм, однако разрешение было выдано только в 1886 году. 27 мая 1886 года состоялись торжества по случаю закладки каменного храма во имя Блаженного Прокопия Устюжского Чудотворца. Строительство велось на средства жителей села, деревень Ширяевой и Каширцевой и некоторых жертвователей из близлежащих сел. Постройка была завершена к началу 1891 года, и 21 февраля того же года храм освятили. Иконостас перевезли из Кондинской церкви Параскевы, где он находился без употребления, так как там ранее был установлен новый. Так в селе Неонилино появилась каменная, однопрестольная церковь. В связи с малочисленностью прихожан, а их к концу XIX века насчитывалось 1618 человек православных и 621 раскольников, храм не отличался благолепием и изысканностью убранства. Согласно штату, в храме служили священник, выпускник Пермской духовной семинарии, Успенский Григорий Павлович и псаломщик Шишкин Дмитрий Федорович. Также в селе действовала небольшая ветхая часовня во имя Прокопия Устюжского Чудотворца, и земская начальная школа, а в деревне Титовой – церковно-приходская школа. Законодателем в обоих учебных заведениях служил уже упоминавшийся выше Г. Успенский.

http://sobory.ru/article/?object=48215

Прокопьевское. Церковь Прокопия Устюжского. Прокопиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Прокопия Устюжского Год постройки:Между 1875 и 1895. Адрес: Россия, Кировская область, Шабалинский район, с. Прокопьевское Координаты: 58.370317, 46.820031 Проезд:Трасса Примерно через 10км. после Ленинского, правый поворот на Прокопьевское-Колосово. От поворота примерно 10км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построена в 1861 г., деревянная, с одним престолом во имя Св. Прокопия Устюжского. При церкви состоят священник, диакон и два дьячка. Дома имеют собственные, кроме диакона, проживающего в казенной избе. Земли отведено к церкви 49½ дес., но причт не введен во владение ею. Приход простирается на 13 в. от церкви; в нем 34 селения; прихожан 1413 м. п. и 1653 ж. Село Прокопьевское от г. Вятки в 170 в. Ближайшия села: Троицкое и Богородское в 15 в. и Архангельское в 17 в. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.)//Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, 11) Село Прокопьевское (Машалевское) – Прокопьевская церковь, каменная, построена в 1875 г.; расстоянием от г. Вятки в 180 вер., от уездного города в 100 в.; часовня сельская, деревянная, построена в 1866 г.; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные, кроме диакона, имеющего свой дом; земли: 66 д., из них пах. 43 д., сенок. 8 д.; братский денежный доход по общей кружке: св. 404 р. 40 к., диак. 269 р. 60 к., пс. 134 р. 80 к.; по частной кружке: св. 190 р. 80 к., диак. 127 р. 20 к., пс. 63 р. 60 к.; руги собир. на весь причт до 200 п. ржи и 40 п. ячменя; прихожан: правосл. рус. 2515 м. п., 2577 ж. п.; приход состоит из 35 селений, расст. 1-10 вер. Село расположено в низменной болотистой местности; близ села ни реки, ни леса. нет. Приход же находится в довольно обильной лесом местности. В приходе две земские школы: одна однокласснная в селе, другая одноклассная же в поч. при речках Черной и Осиновке в 5 вер. Главное занятие прихожан земледелие, побочное – ремесла; между прихожанами есть столяры, плотники, шерстобиты, скорняки, бандыри, сапожники. В последнее время некоторые крестьяне стали заниматься отхожим промыслом. Мед. пунк. фельдшерский в селе Прокопьевском, а лечебница в с. Троицком в 20 вер., вол. правл. в 19 вер., ст. ж. д. Гостовская в 8 вер., нарох. прист. в г. Котельниче. Село стоит на проселке.

http://sobory.ru/article/?object=35929

Вдруг он почувствовал вокруг себя необыкновенную теплоту. Прокопий открыл очи, и увидел перед собой Ангела Божия, подобно тому, как Ангел явился некогда св. Андрею, Христа ради юродивому (память его октября 2-го), который в таком же положении ожидал смерти. В руке Ангел держал райскую, цветущую ветвь, которою прикоснулся до лица св. Прокопия, после чего блаженный почувствовал теплоту во всем теле своем. Прокопий все бывшее с ним рассказал Симеону, церковному клирику, который впоследствии был родителем св. Стефана Пермского, память которого совершается 26-го апреля. О Стефане и его матери Марии, когда ей еще исполнилось только три года, св. Прокопий изрек следующее предсказание. Во время вечернего Богослужения трехлетняя Мария вместе со своими родителями пришла в храм, где увидел ее Прокопий. Блаженный поклонился ей до земли и, обратившись к народу, во всеуслышание произнес: «смотрите, люди! вот идет мать великого епископа Стефана, учителя Пермского». Многие, слыша эти слова, не хотели верить в то, чтобы вера христианская проникла в Пермскую страну к язычникам. Однако слова св. Прокопия исполнились в точности, так как Стефан действительно просветил Пермь верой Христовой. Для сей цели он предварительно изучил Зырянский язык, на котором говорили жители Перми, перевел на него некоторые Священные и Богослужебные книги, и был у Зырян первым епископом. Имея дар прозрения будущего, Прокопий, ходя по селениям, носил в левой руке три кочерги. И когда он держал кочерги головою вверх – лето было изобильно хлебом и всякими плодами земными; когда же кочерги были опущены вниз – лето, наоборот, было неурожайное. Часто св. Прокопий отправлялся на берег реки Сухоны, на которой стоит город Устюг, смотрел за плавающими в лодках и молился Богу за их благополучное плавание. Св. Прокопий так полюбил одно место реки, что часто просил окружавших его людей похоронить его здесь и возложить на могилу камень. Много еще лет прожил святой страдалец, и наконец, предчувствуя близкую свою кончину, отправился в обитель св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда он молился Господу Богу, то был невидим людям; Божьей помощью и благодатью был прикрываем. Житие блаженного Прокопия было таково. Славу мира суетного и мимотекущего он ни во что не ставил. Днем оскорбляемый и избиваемый людьми был истязаем многими обидами, а ночью не давал себе никакого покоя, а ходил по городу и по всем божьим церквям и молился Господу с обильными слезами, стоя на коленях, прося у Бога помощи городу и людям. С утра же опять весь день блаженный Прокопий ходил по городским улицам, пребывая в юродстве. Когда же святой хотел обрести покой от многих своих трудов или немного уснуть, тогда он ложился на улице, на помойке, или на куче мусора, или в ветхой некрытой часовне, не прикрывая свое нагое тело. И зимний мороз, и снег, и летний солнечный жар, и зной и дождь – все это переносил блаженный Прокопий с радостью и благодарностью Бога ради. И так проходили дни его жизни. И как блаженный Прокопий возлюбил Бога всей своей душою и телом, так и Бог его возлюбил и прославил в мире с юного возраста не только в наш век, но и в будущем царствии, сторицею воздав ему превеликую Свою благодать. И принял от Него блаженный Прокопий пророческий дар, а также дар чудотворения. Затем блаженный Прокопий изволил жительствовать на паперти у соборной апостольской церкви пресвятой Богородицы, честного и преславного Ее Успения. Соборная же церковь тогда была деревянной и весьма высокой. Здесь, при церкви Пресвятой Богородицы, блаженный Прокопий бывал постоянно: зимой и летом, днем и ночью, тут же, не входя ни к кому в дом и не беспокоясь о пище и одежде, принимал немного пищи от богобоязненных прихожан и тем питал свое тело (и то не всякий день); от богатых же не принимал никакой пищи. Вот такой была жизнь этого блаженного. Следует вспомнить важнейшие из множества чудес святого преподобного и блаженного Прокопия; о некоторых из них составлено мною такое слово. Блаженный Прокопий провидел божественное явление страшного чуда и необычайное зрелище и мог как бы проникать духовным оком в чувства слушающих и говорящих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гамбург (Hamburg). Церковь Прокопия Устюжского. Russische Kirche des heiligen Prokop Церковь. Действует.   Престолы: Прокопия Устюжского Год постройки:Между 1961 и 1965. Архитектор:Л.Н. Серов Ссылки:   Адрес: Германия, г.Гамбург, район Аймсбюттель, Штеллинген, Хагенбекштрассе, 10 Hagenbeckstraße 10, D-22527 Hamburg Координаты: 53.584414, 9.94691 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Начиная со средних веков, вольный ганзейский город Гамбург имел тесные торговые и культурные связи с Великим Новгородом, где у немцев была своя церковь ап. Петра, хотя новгородцы в Гамбурге храма не имели. Так продолжалось несколько веков. Русская православная церковь в Гамбурге существовала в 1756–1767 при посланнике бригадире Салтыкове, но после назначения нового дипломата-лютеранина была закрыта и отправлена в Киль. Известны имена ее двух священников: с 1756 — о. Петр Дмитриев, с 1758 — о. Петр Иоаннович Причетников, переведенный затем в Стокгольм. Священник получал в год 400, два причетника — по 200 рублей жалования, но «без долгов никак прожить не могли». В начале XX века оборот торговли России через Гамбург достигал 30 млн руб., однако, как писал русский журналист, хотя «русская колония довольно значительна, но в ней все больше евреи, поляки, остзейцы; настоящих русских сравнительно мало». Православных было больше, чем русских, ибо в их число входили греки, сербы и румыны, работавшие на заводах и фабриках, — Гамбург был крупнейшим промышленным центром и вторым по числу жителей городом страны. Кроме того, через его порт шла мощная эмиграция в США и Аргентину из Галиции, Буковины и Украины, включавшая множество православных верующих. Отсутствие постоянной и большой русской колонии все время препятствовало открытию в городе храма и поэтому когда в 1872 саратовский купец-выкрест Эдуард Крий предложил ее построить с помощью пожертвований, то Синод отклонил это предложение, поскольку тогда в Гамбурге проживало всего 10 русских. Начиная с 1886 служить литургии в Гамбург приезжал из Берлина прот. Алексей Мальцев, председатель Свято-Владимирского братства. Они проходили в канцелярии российского консульства или на квартирах его чиновников.

http://sobory.ru/article/?object=38164

Степаново. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). Рождественская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Прокопия Устюжского Год постройки:1793. Год утраты:приблизительно 1960 (снесена при расчистке ложа Воткинского водохранилища) Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Удмуртия, Воткинский район, с. Степаново, на месте затопленного храма установлен памятный знак Координаты: 57.023131, 54.372362 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Впервые Степаново упоминается в переписи, проведенной в 1646 году казанским воеводой Тимофеем Бутурлиным. В «Книге письма и дозору Тимофея Федоровича Бутурлина да подъячего Олексея Грибоедова 154-го году», среди прочих монастырских селений, входящих в вотчину Осинского Преображенского монастыря, отмечается и деревня Степанова. Всего в деревне было четыре двора, один монастырский, в котором жил старец Харитон с работником Гаврилком Ильиным и его сыновьями, да три крестьянских двора. Так в ту пору и выглядело типичное селение монастырских крестьян. Первоначально на земли, пожалованные или пожертвованные монастырю, селились монах с работником для освоения этих земель, а вскоре к ним подселялись и другие крестьяне, прибывавшие, бывало, совсем из разных мест, в поисках земли и душевного спасения. В дальнейшем Степаново развивается как селение монастырских крестьян. Название свое получило, вероятно, по имени первого старца (монаха) Стефана, поселившегося здесь ещё до старца Харитона. В период с 1646 по 1708 г.г. в Степаново была построена церковь, освященная во имя Святого Прокопия Христа ради Юродивого Устюжского Чудотворца. В дальнейшем храм был перестроен и освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а придел во имя Святого Прокопия Христа ради Юродивого Устюжского Чудотворца. С этого времени село именовалось Богородское Степаново тож. За указанный период село разрослось, к тому помимо его в окрестностях образовалось несколько деревень и починков, которые вошли в приход Богородицкой церкви. Это деревни и починки: Гамы, Забегаево, Бабка, Свинкин, Кичижиха.

http://sobory.ru/article/?object=51132

Храм пятиглавый с колокольней на юго-западном углу. На колокольне 10 колоколов, самый большой весом 120 пудов. В 1695 году по приказу устюжского епископа Александра колокольня была разобрана, а стройматериал использован для строительства архиерейского двора. В 1720 - 1724 году были подняты своды Прокопьевского собора, убраны несущие столбы. В 1902 году пристроен придел во имя Тихона Задонского, ризница и трапезная. В храме до сих пор находится гробница с мощами святого Прокопия устроенная в 1833 году. Единственная сохранившаяся после 1917 года гробница устюжского святого. В основании храма заложен черный камень. По преданию, один из камней, выпавших из каменной тучи. Говорят, что на этом камне любил посидеть и поразмышлять Прокопий. Камень, по завещанию Прокопия, венчает его могилу. Из достопримечательностей Прокопьевского собора следует отметить пятиярусный иконостас с иконами XVII – XVIII века, возведенный, вероятно, после перестройки 1720-1724 годов. В местном ряду иконостаса сохранилось несколько икон XVI – XVII веков, наиболее древней является «Прокопий Праведный в житие». Большой интерес представляет каменный крест с изображением распятия и бога Саваофа вставленный в икону XVII века. 21 марта 1940 года собор закрыт, в 1946 году вновь передан верующим. В 1964 году собор опять закрыт и передан в ведение краеведческого музея, в Прокопьевском соборе разместился филиал музея и планетарий. Рака с мощами святого Прокопия была перенесена в Стефана Пермского кладбищенскую церковь. Через 30 лет в 1994 году прихожанам передан Тихоновский придел Прокопьевского собора. 31 октября 1995 года прихожанам передан весь Прокопьевский собор. Рака с мощами Прокопия Праведного вернулась на свое первоначальное место. Святой Прокопий Устюжский в житии. 1602 год. Происходит из местного ряда иконостаса Прокопьевского собора. Реставраторы М. В. Романова, Ю. В. Чернова 1987-1990 годы. Великоустюгский краеведческий музей. На тыльной стороне иконы имеется надпись в две строки: «...та 7 110 Июн в 13 д поставил сий образ на Устюге Великом на посаде у целбоноснаго гроба у святаго праведнаг Прок...

http://sobory.ru/article/?object=03462

Примерно в 1925 г. здание церкви, находившейся на центральной площади села, перестроено под клуб, который существовал до 1960-х годов. В 1970-х годах на этом месте построено кирпичное здание Дворца культуры. На незастроенной площадке к северу от ДК находится памятник на братской могиле погибших в 1921 году. Предположительно на этом месте находилось первое армизонское кладбище. В 2010 г. на Троицу был освящен Крест на месте строительства будущего храма, где начались фундаментные работы. 14 июня 2011 г., совершая миссионерскую экспедицию «Славянский ход», Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил закладной камень и собственноручно установил его в нише будущего алтаря храма во имя святого Прокопия Устюжского. Источник: tobolsk-eparhia.ru Село расположено около озера и окружено степью. Храм в селе деревянный, на каменном фундаменте, построен на средства прихожан в 1884 г., приход же открыт в 1802 году. В церкви один престол во имя свят. Прокопия, Устюжского чудотворца. В деревне Крашеневой (25 вер.) находится часовня. Всего в приходе дворов 1086, прихожан муж. пола 2819, жен. пола 2909. Церковной земли имеется: усадебной 3 дес., пахотной 180 дес., сенокосной 18 дес., земля находится в 3 вер. от церкви. Церковный капитал 3400 руб. Штат: два священника, диакон и два псаломщика. Священники получают жалованья по 140 руб. в год, псаломщики по 35 руб., просфорня получает от церкви 60 руб. Кружечных доходов получается причтом до 1200 руб. в год. Для причта имеются четыре дома. Один из них построен на церковные средства в 1908 году, а остальные три построены на средства прихожан в 1897, 1898 и 1908 гг. В селе имеется министерская школа, учрежденная в 1880 году. Ближайшая к приходу церковь в селе Снигиревском (4 вер.). Расстояние от Консистории 400 вер., от благочинного 55 вер., уездного города Ишима 130 вер. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

http://sobory.ru/article/?object=26243

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010