Прокопий Устюжский, ради Христа юродивый Прокопий Устюжский: юродство и дар пророчества. 27 июня, 2012 Прокопий Устюжский: юродство и дар пророчества. Житие и молитва Святому Прокопию Устюжскому. Содержание статьи Житие Прокопия Устюжского Прокопий Устюжский считается первым настоящим юродивым на Руси. В молодости он был немецким купцом из города Любека в Восточной Пруссии. По торговым делам Прокопий прибыл в Великий Новгород, куда в XIII веке часто наведывались заморские купцы. В Великом Новгороде Прокопию довелось побывать на богослужении в православном храме. Это произвело на него такое сильное впечатление, что он решил принять Православие и не возвращаться домой. В поисках духовного наставника Прокопий отправился в Хутынский монастырь, где в то время подвизался старец Варлаам Прокшинич, который стал учить его догматам веры и уставам Православной Церкви. Прокопий избавился от всего имущества, сделав пожертвование монастырю и часть раздав нищим. Его единственным желанием было остаться под монастырским кровом и посвятить свою жизнь Богу. В монастыре Прокопий ежедневно посещал богослужения, помогал монахам в хозяйственных делах. Очень скоро его стала тяготить его известность, так как слухи об иностранце, который принял Православие, очень быстро распространились по округе и новгородцы часто приходили в обитель только для того, чтобы увидеть чужеземца. В бедной одежде без гроша в кармане Прокопий покинул монастырь и отправился на северо-восток России. Спал он под открытым небом. Иногда люди давали Прокопию немного хлеба. Много бедствий претерпел странник на своем пути, безропотно переносил холод и зной, насмешки, оскорбления и даже побои от злых людей. Однако он не унывал. Ступив на путь юродства, он всегда помнил слова Апостола  «Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22) . Наконец юродивый дошел до Устюга. Многие жители встретили странника в рубище и с тремя кочергами в руках насмешками и побоями. Однако Прокопий решил остаться в Устюге. Каждую ночь он молился в открытых папертях Церквей, а днем юродствовал на улицах города. Спал Прокопий очень мало, на голой земле, на камне или даже на навозной куче. От богатых, наживших состояние неправедным путем, он никогда не принимал милостыню. Со временем блаженный стал жить на углу паперти Соборного храма Успения Божией Матери. Прокопий не пропускал ни одной службы, а ночью горячо молился. Он обладал дарами предвидения и пророчества. Пророчество Прокопия Устюжского

http://pravmir.ru/prokopij-ustyuzhskij/

Катарач. Церковь Прокопия Устюжского. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Прокопия Устюжского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1850. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Свердловская область, Талицкий городской округ, с. Катарач Координаты: 56.622374, 64.158703 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Катарацкое село лежит в 220 в. от Екатеринбурга и в 70 в. от Шадринска. По селу протекает небольшая речка. Климат местности здоровый, почва местами черноземная, а местами песчаная. Ближайшая к селу станция ж. д. Поклевская находится в 65 верстах. Катарацкий приход образовался в 1839 г. через отделение от Ирюмского. Свое название с. Катарацкое получило по имени речки Катарач, протекающей по селу и трем деревням: Верхне-Катарацкой – в 1 в., Средне-Катарацкой – в 2 в., и Нижне-Катарацкой – в 4 в. Иногда оно называется еще Беляковский Катарач. Это название указывает на то, что до перехода к Ирюмскому приходу Катарач входил в состав Беляковского прихода. Прихожане Катарацкой Христорождественской церкви все русские, большинство из них раскольники–беспоповцы; принадлежат к крестьянскому сословию. По исповедным росписям за 1900 год всех прихожан значится 1735 м. п. и 1744 ж. п.; из них издавна уклонившихся в раскол 428 м. п. и 463 ж. п. и коренных раскольников 647 м. п. и 624 ж. п. Все жители Катарацкого прихода хлебопашцы, только немногие занимаются перепродажей леса, покупаемого в казенных дачах. Нынешний деревянный однопрестольный храм с. Катарацкаго построен на государственный счет для ослабления раскола в здешней местности и освящен в 1850 году 30 января. Иконостас храма устроен на добровольные пожертвования прихожан. В 1898 году храм окрашен масляной белой краской с наложением по местам орнаментов. Все эти работы были произведены собственноручно местным священником Кронидом Теремецким. Им же в 1897 году обновлен и иконостас храма.

http://sobory.ru/article/?object=52868

Прп. Киприан Устюжский. Икона. 2-я пол. XX в. (?) (ц. свт. Стефана Пермского в Вел. Устюге) Устная традиция, отразившаяся в устюжских летописцах, помещает в один временной период земные жизни К. и блж. Прокопия Устюжского († 1303). По Житию блж. Прокопия, К., как и отец свт. Стефана Пермского Симеон, был другом и собеседником блж. Прокопия. Символично, что блаженный приходит принять «разрешение от земных телесных уз» к стенам Михаило-Архангельского мон-ря. По мнению А. А. Турилова , Михаило-Архангельский мон-рь, игуменом к-рого К. оставался до своей кончины, был основан им в 1276 г. Л. Вологдин в летописце сообщает: «Начальник монах Киприян и погребен в том же монастыре, близ святых врат. А по времени над гробом его создана каменная церковь во имя Преполовения Господня. Гроб же его внутрь церкви за левым криласом при стене, и над ним устроена гробница, которая и доныне всеми видима» (Там же. С. 130). В кон. XIX в. еп. Димитрий (Самбикин) так описывал погребение святого: «Гробница над могилою преподобного Киприана каменная, на ней находится писанное на холсте его изображение. Дикий камень, служивший преподобному возглавием, лежит близ гробницы; от сего камня многие, отскабливая частицы, по вере врачуются от болезней. Из вещей, принадлежавших преподобному Киприану, доныне хранится небольшой деревянный напрестольный крест с литым серебряным распятием» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 201). Почитание В нач. XVII в. (ок. 1614) стала вестись запись чудес К. Рассказы о них собраны в «Летописце» из устюжского Архангельского мон-ря сер. XIX в., объединившем все устные предания о К. (РНБ ОР. F I. 788. Л. 62-83), в житийном соч. «Жизнь и сказание о основателе обители устюгского Архангельского монастыря преподобном отце нашем Киприане» (РГБ. Ф. 199. 326. Л. 37-62, на рус. яз.). В этих произведениях, а также в более ранних редакциях Устюжского летописца отразился сложившийся в местной устной традиции образ святого-богатыря. Одним из аскетических подвигов К. было постоянное ношение тяжелого камня («взимал тот камень в руки и держа в сплетенных перстами руках своих пред собою, по тех пор пока преодолен будучи сном, испустит оный из рук своих» - РНБ ОР.

http://pravenc.ru/text/1684702.html

Плотниково. Церковь Прокопия Устюжского. Карта и ближайшие объекты Построена в 1903-1904 гг. Была приписана к церкви с. Асово. Закрыта 3.02.1938 г. Вновь открыта 22.03.1944 г. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003 Эта церковь родилась скромной православной часовней немногим больше ста лет назад – в 1903 г., незадолго до кончины Российской империи, за четырнадцать лет до смутного, беспощадного к ней времени. Пережила многое – и нашествие хулителей и рушителей веры, раздор, надругательство, забвение. В 1944 г., на третьем году Великой Отечественной войны, единственная на березовской земле вернулась к жизни, к Богу. В Плотниковский приход вновь потянулся простой люд. С той поры прошло более шестидесяти лет, а она до сих пор светит на нашей березовской земле. Пока в деревне Плотниково храма не было, прихожане относились к соседней – Асовской церкви. Добираться с плотниковских краев до Асово непросто, все-таки расстояние приличное – в пределах 12 верст, а транспорт не у каждого. Тогда и решено было заиметь у себя молитвенный дом. В одном из документов нашел такую запись: " Церковь строило население деревень Плотниково и Верхних Ковалей, состоящее из 100 дворов. Церковь деревянная, одноэтажная, длина 20 метров, ширина 10 метров”. Вначале это была часовня. В январе 1904 г. последовал Указ Пермской Духовной Консистории по обращению ее в церковь. 18 марта 1904 г. прошло ее освящение. Выписка из Клировой ведомости 2-го Благочинного округа Кунгурского уезда за 1916 г. (Архив г. Кунгура, дело 17. Опись I. Фонд 497. Стр. 243.): «Церковь построена тщанием (усердием) прихожан, обращена в церковь по Указу Пермской Духовной Консистории от 28 января 1904 г. за номером 939. Здание деревянное с такой же колокольнею, на каменном фундаменте. Престолов в ней один в честь Св. Великомученика Прокопия 18 июля, освящена 18 марта 1904 г. По штату при ней положен священник и псаломщик. Жалование положено казною 400 рублей в год. От прихожан 120 рублей на притч. Кружечных доходов за 1916 г. получено 300 рублей 20 копеек. Другие источники содержания членов причта в качестве дохода добровольных сборов. Земли при церкви состоит усадебной вместе с погостом церковным до 600 квадратных сажен. Прихожане приговором от 6 марта 1912 г. отказали в передаче причту.

http://sobory.ru/article/?object=16668

Возникновение храмов во имя святого великомученика Георгия Победоносца и благоверных князей Бориса и Глеба относится к 1471 году. На месте погребения Прокопия Устюжского на берегу реки Сухоны был построен храм в честь успешного похода устюжан против казанских татар и освящен во имя покровителей русского воинства Бориса и Глеба. В 1490 году храм сгорел. В 1495 году был восстановлен и освящен во имя Праведного Прокопия Устюжского с приделом в честь Бориса и Глеба. Позднее добавился придел во имя Георгия Победоносца. В 1649 году, после очередного пожара, Борисоглебский и Георгиевские приделы Прокопьевского собора были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангельской дороге были построены две деревянные церкви в честь Бориса и Глеба и в честь Георгия Победоносца. Подтверждением этому может служить следующая запись в осьмогласнике: «лета 7167 (1649) июня 3 дня, обложили церковь во имя Страстотерпцев Христовыхъ Бориса и Глеба, нареченныхъ во св. крещении Романа и Давида, да Страстотерпца Христова Георгия, на новых местахъ, поконецъ Песьей Слободы. А крестъ поставленъ 1660 года Ноября 23 дня и освящена тогожъ года Ноября 27-го дня на память Св. Великомученика Иакова Персянина. А другой престолъ Великомученика Георгия освятили 1661 года въ 3 день Декабря на память св. Пророка Сафониа. Сию запись писалъ дьячекъ Ивашко Кстати, в «Летописи Великоустюжской» А.А. и в «Летописи семисотлетнего существования города Устюга Великого» В. Ардашева это событие записано под 1659 годом: «Июня 3. Заложена первая Георгиевская деревянная церковь съ храмами: Св. Благоверныхъ Князей Бориса и Глеба и Великомуч. «Писцовой книге» 1683 года записано: «За острогомъ же на новыхъ местехъ церковь св. страстотерпцовъ Христовыхъ Бориса и Глеба, нареченныхъ в св. крещении Романа и Давида, и св. вел.-муч. Георгия Победоносца, построена после прежнихъ писцов... Колокольня рубленая съ шатромъ, глава и крестъ обиты железомъ, а колоколовъ на ней большихъ и малыхъ 8, весом 37 пудъ 25 Далее дается подробное описание внутреннего убранства храма.

http://sobory.ru/article/?object=06418

Гамбург (Hamburg). Церковь Прокопия Устюжского. Russische Kirche des heiligen Prokop Карта и ближайшие объекты Начиная со средних веков, вольный ганзейский город Гамбург имел тесные торговые и культурные связи с Великим Новгородом, где у немцев была своя церковь ап. Петра, хотя новгородцы в Гамбурге храма не имели. Так продолжалось несколько веков. Русская православная церковь в Гамбурге существовала в 1756–1767 при посланнике бригадире Салтыкове, но после назначения нового дипломата-лютеранина была закрыта и отправлена в Киль. Известны имена ее двух священников: с 1756 — о. Петр Дмитриев, с 1758 — о. Петр Иоаннович Причетников, переведенный затем в Стокгольм. Священник получал в год 400, два причетника — по 200 рублей жалования, но «без долгов никак прожить не могли». В начале XX века оборот торговли России через Гамбург достигал 30 млн руб., однако, как писал русский журналист, хотя «русская колония довольно значительна, но в ней все больше евреи, поляки, остзейцы; настоящих русских сравнительно мало». Православных было больше, чем русских, ибо в их число входили греки, сербы и румыны, работавшие на заводах и фабриках, — Гамбург был крупнейшим промышленным центром и вторым по числу жителей городом страны. Кроме того, через его порт шла мощная эмиграция в США и Аргентину из Галиции, Буковины и Украины, включавшая множество православных верующих. Отсутствие постоянной и большой русской колонии все время препятствовало открытию в городе храма и поэтому когда в 1872 саратовский купец-выкрест Эдуард Крий предложил ее построить с помощью пожертвований, то Синод отклонил это предложение, поскольку тогда в Гамбурге проживало всего 10 русских. Начиная с 1886 служить литургии в Гамбург приезжал из Берлина прот. Алексей Мальцев, председатель Свято-Владимирского братства. Они проходили в канцелярии российского консульства или на квартирах его чиновников. В 1898 для постройки храма, проект которого составил А. И. фон Гоген, была выдана сборная книга, но собранных денег хватило только на покупку за 30 тыс. марок (из которых 10 тыс. дал московский купец Иоганн Берстлинг) в апреле 1901 трехэтажного дома на Бемервег, 4, на верхнем этаже которого, после приспособления, была 19 декабря 1901 освящена Никольская церковь, вмещавшая всего 30 человек. Она была устроена Свято-Владимирским братством «в память выздоровления от тяжкой болезни Его Императорского Величества Государя Императора Николая II».

http://sobory.ru/article/?object=38164

Скачать epub pdf Житие Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого 252 Издавна Божественное писание глаголет о святых мужах, блаженных и юродивых 253 , достойных вечной памяти, ибо святые эти прожили на земле во плоти богоугодную и преподобную жизнь непорочную и честно подвиг свершили о Христе, и сего ради уподоблены были ангелам. И так как пребывали в посте, молитвах и подвиге духовном, просияли в жизни сей как звезды небесные и победу великую одержали над вражьей силой, красоту мира сего суетного от себя отринули и славу света сего прелестного ни во что не ставили, но всегда своими пречистыми душами жаждали нескончаемого века будущей жизни и услаждения с Господом Богом и со святыми его ангелами, с пророками и апостолами, и мучениками, что уготовано было им от сотворения мира. Ради этого, братия, благо нам и полезно тех святых мужей, блаженных Христа ради юродивых, чистое их житие и подвиги и бывающие от них преславные чудеса и слушать, и переписывать, ибо за то бывает нам от Господа Бога великое благо и немалое воздаяние. Слушателям же и сведущим толкователям известно, что лучше оседает и укореняется в сердцах наших то, чего боишься, и на добрые дела направляет и побуждает последовать житию этих святых. Если же не будут описаны благодеяния их, достойные запоминания, то из памяти нашей уйдут и обречены на забвение. В нынешнем же последнем роду нашем кто сможет святых блаженных, Христа ради юродивых мужей по достоинству восхвалить и о них поведать?! Их житию и терпению и сами ангелы Божий удивлялись и их восхваляли, ибо имена тех святых мужей и добродетели их записаны на небесах, как эти святые силою Пресвятого Духа взяли крест Христов на плечи свои и последовали Ему, а за это открыл им Господь двери райского блаженства, чтобы вкусили радость и насладились вечной жизнью. Об этих святых в Поучении своем Василий Великий , епископ Кесарии Каппадокийской пишет так: «Братия, будьте ревнителями праведно живущим на земле людям: осознанно обращайте внимание на знамения и имена, деяния и подвиги их и впишите в сердца свои».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стефан, святитель, епископ Пермский (Великопермский) (по прозвищу Храп) † 1396, память 26 апреля/9 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в 1345 году в Великом Устюге в русской семье. Согласно Житию Прокопия Устюжского, юродивый Прокопий был другом отца Стефана, Симеона, который служил причётником устюжского собора. Юродивый Прокопий поклонился матери Стефана, Марии, когда ей было всего три года, поприветствовав её как мать великого Стефана, учителя и епископа Пермского. Отданный в «научение книжное», мальчик удивлял своими способностями. Свободное от занятий время он любил посвящать чтению Священного Писания . Через год он стал чтецом в соборной церкви. Как и многие северные русские города. Великий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян, или западных пермяков. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. В 1365 году, по благословению Ростовского епископа Парфения († 1369), в монастыре во имя святителя Григория Богослова , славившемся своими образованными монахами, был совершён монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан. Вскоре епископ Ростовский Арсений удостоил его сана иеродиакона. Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян (коми), с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевёл на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание . К концу своего десятилетнего пребывания в монастыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу евангельской проповеди, святой Стефан отправился в Москву за благословением. В Москве епископом Коломенским Герасимом (1388) святой Стефан был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение на миссионерское служение. Снабжённый антиминсами, миром, частицами святых мощей, а также необходимой для богослужения церковной утварью, святой Стефан отправился на родину, чтобы проститься с родителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца на Меленках. Церковь Николы на Меленках Карта и ближайшие объекты Церковь Николы на Меленках в Ярославле. Построена в 1672 г. Летняя, четырехстолпная, пятиглавая. Внутренняя роспись - 1707 г., выполнена ярославскими мастерами во главе с Ф. Федоровым. Отдельно стоявшая колокольня разобрана в 1920-х гг. На месте, где сейчас располагается церковь когда-то была деревня Меленки, получившая свое название от бывших тут ветряных мельниц. До возведения храма здесь существовал мужской Николо-Сковородский монастырь в Глинищах, который был упразднен в 1660-х годах. Первые упоминания о деревянном храме на этом месте относятся к 1627г. Каменную церковь начали строить в 1668г. на средства ярославского купца Мартиниана Дурандина. Храм во имя Николая Чудотворца с приделом Прокопия Устюжского в паперти освятили в 1627г. Храм представляет собой кубический объем, окруженный с трех сторон закрытой галереей с окнами, и увенчанный пятью чашуйчатыми главами на высоких барабанах. С западной и южной стороны расположены крыльца под двускатной крышей, с северной – придел. Фасады декорированы простыми пилястрами, аркатурно-колончатым поясом на барабанах, простыми прямоугольными наличниками на галерее. В северо-западном углу ранее находилась шатровая колокольня, которую разобрали в 1939г. Росписи стен выполнены в 1705-1707 годах ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым. В 1822 году стенопись частично поновил Е.С. Камещиков. Храм закрыли в 1931 году. В 1995г. вернули православной церкви.  Информация: Архитектурные шедевры Святой Руси. Ярославль. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007 Главный каменный холодный храм Николы в Меленках, с приделом в северной галерее в память блаженного Прокопия Устюжского чудотворца, был заложен по благословению митрополита Ростовского Ионы Сысоевича в 1668 г. и освящен в 1672 г. Тогда же возвели и шатровую колокольню. Строительство велось на средства ярославского купца Мартимиана Дурандина, скончавшегося в монашестве с именем схимонах Макарий.

http://sobory.ru/article/?object=01176

XXIII. Продоложение следствия по делу о житии Феофана и о подметном письме. 1) Иеромонах Макарий. – Живописец Березин и устюжская партия. – Курская партия. – Никитины. – Допросы и истязания Яковлева. – Допросы и смерть Барсова В промежутках от допросов главных лиц, в разные времена допрашивали и решали дела о виновных в меньшей степени. – В 1732 г. 4 октября допросили известного переписчика Осиповых тетрадей иеромонаха Макария.Он показал, что ту тетрадь дал ему Иона в архимандричьей келье, снявши с полки. «Вот, говорит, послушай, я прочитаю». И после того дал переписать. Макарий возражал было, что не смеет взяться за это; но Иона обнадежил его, что ничего за это не будет. Когда Макарий переписал одну тетрадь, Иона дал ему за работу звено соленой рыбы, да кувшии пива, да вина две чарки. Декабря 16 Кабинет решил его дело: бить плетьми и освободить. – В 1732 г. 8 октября решено дело устюжской партии. Живописец Березин хаживал к Варлааму, потому что писывал ему иконы и портреты. Раз пришел он на троицкое подворье с устюжским купцом Герасимом Сидельниковым для покупки книг. Иона спросил его про бывшего епископа устюжского Лаврентия: как он с подданными обходится? Сидельников сказал, что не без труда, что-де он человек нравный и много бьет безвинно. По случаю разговора о Лаврентии Иона вспомиил о Феофане: вот-де у меня о новгородском «житие», и дал Березину с Сидельниковым. Березин прочитал его Сидельникову, а для себя снял копию. Сидельников показал, что ничего не выразумел из читанной тетради. Кабинет решил: Березина бить плетьми и освободить, а Сидельникова освободить без битья. – Поддьяка устюжского архиерейского дома Попова (Венчик он же) за то, что переписывал тетрадь для Березина, и товарища его Алексеева за то, что читал эту тетрадь, бить плетьми и освободить. – 16 декабря состоялись определения – о бывшем вагенмейстере при доме Екатерины Иоанновны Степане Колобове: бить плетьми и освободить; священника Василия Аникеева, который брал у Колобова тетрадь, тоже; синодального поддьякона Петра Федорова, который брал тетради у Осипа, – тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010