2209 Константин Багрянородный. Об управлении империей. – Гл. 53. 22.78.112.127–128, С. 246–247, 250–251,252–253; Зубарь В.М., Сорочан С.Б. О положении Херсона. – С. 118–119. 2210 Honigmann E. Le Synecdemos d’Hierodes et l’opuscule geographique de Georges de Chypre. Texte, introd., comment, et cartes par E. Honigmann. Corpus Bruxellensc Historiae Byzantinae. Forma Imperii Byzantini. Fasc.l. – Bruxelles, 1939. 2211 Гоголев Д.А. Города и крепости Византии в VII – первой половине IX в.: эволюция и функции: Автореф. дис.... канд. ист. наук/Тюменский государственный университет. – Тюмень, 2002. Ч C. 24,26. 2212 Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история/Пер., ст., коммент. A.A. Чекаловой. – М., 1993. – С. 36 (1.12.8); Прокопий Кесарийский. О постройках: Пер. С. П. Кондратьева//ВДИ. – 1939. – – С. 249 (III. 7.12); Храпунов Н.И. О взаимоотношениях Боспора и Византии при Юстиниане I//Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. – Керчь, 2002. – С. 253–254. 2214 См.: Серов В.В. О ранневизантийских монетах в фондах музеев Эрмитаж и «Херсонес Таврический»//Россия – Крым – Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 40. 2215 См.: Белова А.Н. Неизданные монеты Херсонеса//СА. – 1941. – Т. 7. – С. 326–329; Белова Л.Н. Монеты из раскопок XIX – XXII и XXV кварталов Херсонеса//Труды Гос. Эрмитажа. – A., 1981. – Нумизматика. – С. 6; Коршенко А.Н. Римские монетные чеканки Херсонеса//VIII Всероссийская нумизматическая конференция (Москва, 17–21 апреля 2000 г.): Тезисы докл. и сообщ. – М., 2000. – С. 34–36; Гурулева В.В. Л.Н. Белова: Севастополь – Свердловск – Ленинград. Этапы научной деятельности//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 34. – С. 438. 2216 Коршенко А.Н. Херсонский выпуск монет Феодосия II и Валентиниана III//МАИЭТ. – 2000. – Вып. 7. – С. 222–246. 2218 Ср.: Крым в VI-VII веках (под властью Византийской империи)//Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV–XIII века/Отв. ред. Т.И. Макарова, С. А. Плетнева. – М., 2003. – С. 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имеющиеся сомнения на этот счет надуманы (ср.: Виноградов А. Ю., Комар А. В. Институт тудуна... – С. 48–49).Среди исследователей принято считать, что, в понятие «клисуры», которыми овладели восставшие, входили горные проходы, соединявшие Южный берег с остальным Крымом, либо укрепления, прикрывавшие проходы через ущелья и долины непосредственно на подступах к Доросу-Мангупу, в частности оборонительные стены, остатки которых зафиксированы у подножья плато, в балке Каралез (мимо них проходила дорога со стороны степи к Херсону) И. С. Крымская Готия. – К., 1990. – С. 89; Пиоро I. С. Кримська готи в cbimлi icmopuko-apxeoлoriчhux та emhoлoriчhux дocлiджehь//Apxeoлoriя. – 2000. – – С. 22–23; Науменко В. Е. К вопросу о характере византийско-хазарских отношений в конце VIII – середине IX вв.//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12. – С. 546; Сидоренко В. А. «Готы области Дори» Прокопия Кесарийского и «длинные стены» в Крыму//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 115). А. Никитский полагал, что это была «...горная тропа, соединявшая морское побережье с внутренностью Крыма и преимущественно с Бахчисараем» (Никитский А. Указ. соч. – С. 29, прим. 12). Слово kleisoura означало также город-крепость, который господствовал над горным пограничным районом (см.: Дюно Ж.-Ф., Ариньон Ж.-П. Понятие «граница» у Прокопия Кесарийского и Константина Багрянородного//ВВ. – 1982. – Т. 43. – С. 70; Kazdan А. А. Kleisoura//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1132). В таком случае под клисурами, упомянутыми в Житии во множественном числе, следует подозревать некоторые кастра, фруры или укрепленные протогородки – полисмы, в частности, на плато Эски-Кермен и Чуфут-Кале (соответственно в 5 и 20 км от Мангупа-Дороса), куда вполне могли добраться повстанцы. Но не исключено и иное толкование, если учесть, что в конце XIV в. иеромонах Матфей в своем рассказе о Феодоро-Мангупе точно и ясно употребил термин «клисуры» для обозначения «укреплений вокруг равнины», то есть отдельных стен, дефиле, наиболее важных звеньев обороны, которые перегораживали расщелины и ущелья, ведшие на Мангупское плато, поскольку сплошная оборонительная линия вокруг города отсутствовала (Герцен А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прокопий Кесарийский Скачать epub pdf Книга шестая Глава I 1. Вот что было построено императором Юстинианом в этих местах. А вот что он создал в Александрии. Река Нил не доходит вплоть до Александрии, но, докатив свои воды до маленького городка, который носит название Херея, в дальнейшем уходит влево, оставив в стороне пределы Александрии. 2. Поэтому еще древние ее обитатели, чтобы их город не был окончательно лишен воды Нила, вырыли от Херея глубокий канал и, приняв туда небольшую часть вод Нила, сделали Александрию доступной для судов. В этот канал впадают еще другие потоки из озера Марии. 3. Плыть по этому каналу большим судам не представляется возможности, поэтому они перегружают в Херее египетский хлеб на мелкие суда, которые обычно народ называет «диаремами», и таким образом доставляют его в город. И действительно, по течению реки можно достигнуть ладного места только этим каналом. Складывают они этот хлеб в место, которое александрийцы называют Фиалой. 4. Но так как случалось, что народ, неоднократно поднимая мятежи, погибал вместе с хлебом, то император Юстиниан, окружив это место крепостной стеной, тем положил конец злоумышлениям на этот хлеб. Вот что в Александрии было создано императором Юстинианом. 5. Но так как рассказ мой довел меня до пределов Ливии, ну что ж, я расскажу и о том, что сделано императором и здесь: ведь, застав всю Ливию находящейся в руках варваров, этот государь присоединил ее к остальной римской державе. 6. Река Нил из пределов Индии стекает в Египет и делит здешнюю землю вплоть до моря на две части. И эта земля, разделенная потоком Нила, поэтому различается и своими именами, нося два различных наименования. 7. Правая сторона реки называется Азией, вплоть до реки Фазиса в стране колхов; эта река является границей между Азией и Европой – или до Киммерийского пролива и реки Танаиса. 8. По этому вопросу спорят между собой специалисты, как я об этом говорил в своих книгах «О войнах» 65 , когда я давал описание берегов так называемого Понта Эвксинского.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkak...

180 Как пишет об этом Малх: «Севастиан (фаворит Зинона – А.К.) всем торговал, как на рынке; не позволял, чтобы при царском дворе что-нибудь делалось не за деньги. Все должности он продавал; вырученные деньги частью брал себе, частью давал царю. Кто подбавит к цене, того и предпочтут. Ни одно дело при дворе не производилось без взятки. Если Зенон давал какую-нибудь должность людям, находившимся при нем, то Севастиан, как торговец должностями, покупал ее у них за безделицу, и продавал другим дороже, а украденное давал Зинону.» (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. отр. 11 с. 241) 181 Феофан сообщает, что Василиск произвел этот переворот при помощи Верины. (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.95) Также Феодор чтец (kh.I, 28) указывает на ее поддержку. Кандид Исавр сообщает: «Зинон обманутый Вириною, убежал из столицы и оставил царство вместе с супругою и матерью. Вирина, надеясь сочетаться браком с магистром Патрикием и возвести его на престол, употребила хитрость и заставила бежать зятя своего; но и сама была обманута в своих надеждах; ибо сановники провозгласили царем брата ее Василиска.» (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 476) 182 Иешу Стилит считает, что эта нелюбовь к Зинону объясняется тем, что он был исавром. По этой причине: «Зенон всем своим землякам давал посты чести и могущества, за что был особенно ненавидим ромеями. " (Иешу Стилит. Сирийская хроника. (12.,/Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.132) Прокопий Кесарийский называет другую причину: «И вот, когда он царствовал уже год и восемь месяцев, практически все, особенно же дворцовые воины, возненавидели его из-за страшной скупости.» (Прокопий Кесарийский «Война с вандалами» кн. 1; rл.VII,19. Последнее издание – с.195)

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Согласно Феофану, сообщение которого по отдаленности от событий заслуживает меньшего доверия: «И отправил Тиберий к царю персидскому послов, возвещая по обычаю о своем воцарении. И не захотел царь персидский продолжить перемирия. Тогда Тиберий собрал большую силу и, не жалея царских сокровищ устроил лучшие армии и назначил стратилатом Востока некоего Юстиниана. Этот последний, взяв войско, направляется к Даре. Ополчаются тут же неподалеку и персы под предводительством Мехосрова. Когда же войска были готовы к битве, воеводы вступают в переговоры и заключают обоюдное условие, чтобы в течение 4 лет римляне и персы не опустошали Востока, а ограничили поле военных действий одной Арменией. (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.191) 506 Прокопий Кесарийский относит такую же историю к Каваду, отцу Хосрова. (Прокопий Кесарийский. Война с персами II, 26. 31–38.) Но в самой речи врача Стефана, оказавшего эту услугу, есть слова, подтверждающие сообщение Евагрия: «Однако, если у тебя осталась хоть какая-либо память об оказанных мною тебе услугах, не причиняй нам больше никакого зла...». 507 Сирмий – один из главных городов Иллирии. Баян, каган аварский, первый раз попытался захватить этот большой и важный стратегически город еще в 568 г. Затем, он повторил попытку в 580 г. Он обосновывал свои притязания тем обстоятельством, что этот город когда-то принадлежал гепидам, а так как авары разгромили гепидов, то и город должен принадлежать им. Менандр так описывает сдачу города в 581 г., после того, как Тиберий убедился в невозможности его отстоять: «Бывшие в Сирмий римляне терпели ужасный голод. Совершенный недостаток в съестных припасах заставил их употреблять в пищу вещи отвратительные. Неприятель навел мост через Сай. Соломон, дукс Сирмия, управлял делами без надлежащей деятельности, не выказывал никаких способностей стратега. Жители города были в отчаянии; они оплакивали свою судьбу и упрекали римских военачальников. У Феогнида было мало войска. Когда эти обстоятельства дошли до василевса Тиберия, считая более выгодным, чтобы жители Сирмия не сделались подвластными неприятелю вместе с городом, он писал к Феогниду, чтобы тот прекратил войну на таких условиях, чтобы жители вышли из города все живые, не взяв с собой ничего своего, кроме одного платья.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Сирийская хроника. 53.,/Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.151) Феофан рассказывает так: «Наконец, кто-то сдал персам Амиду, осаждаемую варварами более трех месяцев; она предана была им ночью со стороны той башни, которую защищали монахи. Здесь неприятели, с помощью лестниц, вошли в город ...» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.114) Прокопий Кесарийский подробно рассказывает об этом, но совершенно иначе: «Немного дней спустя некий перс увидел вблизи одной из башен плохо скрытый выход старого подземного хода, заваленный, да и то весьма непрочно, мелкимикамнями. Ночью он пошел туда один, попытался проникнуть в проход и оказался внутри укреплений. Утром он все рассказал Каваду. С наступлением ночи Кавад сам явился сюда с немногими людьми, имея при себе заранее приготовленные лестницы. И тут судьба послала ему благоприятный случай. Охрана башни, возле которой находился подземный ход, была возложена на самых целомудренных христиан, которых обычно называют монахами. Случилось так, что в тот день они справляли какой-то ежегодный праздник Господень (видимо, Богоявление – А.К.) Когда наступила ночь, они, утомленные праздненством и сверх обычного насытившись едой и питьем, заснули сладким и спокойным сном, совершенно не подозревая о случившемся. И вот персы мало-помалу проникли по подземному ходу внутрь укрепления, поднялись на башню и, застав там монахов все еще спящими, всех их перебили.» (Прокопий Кесарийский «Война с персами» кн. 1; rл.VII,20–24. Последнее издание – М., 1993 г. с.24) 264 Крепость была отбита зимой 504–505 гг. После того, как персы взяли город штурмом в нем осталось в живых немного жителей. Во время осады персы перебили всех мужчин, и великое множество женщин умерли от голода. Император предпринял большие усилия для восстановления города. Месопотамия была освобождена от налогов, с большим трудом был наложен подвоз хлеба из Эдессы. Один императорский евнух ездил по Месопотамии, раздавая неждавшимся деньги. 265 Постройка крепости Дара была начата еще до окончания войны, в 505 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Эти события поставлены Прокопием в тесную связь с грандиозными планами Юстиниана отвоевать утерянные территории древней Римской империи. Историк в данном случае находится в полном согласии с императором, который в одной из своих новелл предельно четко выразил концепцию единой Римской империи и византийского императора как наследника римских цезарей, а потому имеющего полное право на господство во Вселенной. «Мы питаем полную надежду, – сказал он после завоевания Африки и Сицилии, – что Бог даст нам возвратить остальные страны, которыми обладали древние римляне, до пределов обоих океанов» 91 . Идее необходимости восстановления в прежних, границах Римской империи служит у Прокопия и географический экскурс в главе I «Войны с вандалами». При всем том, что писатель хорошо знал и использовал, как явствует из изложения истории франков 92 , эллинистическую концепцию деления мира на три континента (Европу, Азию и Ливию), в данном географическом экскурсе он руководствуется двухчастным делением Вселенной на Европу и Азию с границей по Гибралтару и реке Фасис. Использование географической концепции времен классической Греции понадобилось Прокопию для того, чтобы подчеркнуть несоответствие между вертикальным делением Вселенной и горизонтальным разделением империи и таким образом показать необходимость восстановления единства Римской державы. В части, повествующей о проникновении германских племен на территорию Западной Римской империи, Прокопий использовал исторический труд своего предшественника Приска Панийского (V в.), и это дает нам возможность уяснить себе метод использования Прокопием письменных источников. В отличие от многих других византийских авторов Прокопий не переписывает дословно свой источник, но делает в него вставки и стилистически перерабатывает текст. При описании, например, взятия Рима Аларихом в 410 г., он наряду с Приском использовал либо не дошедший до нас источник, либо (что более вероятно) устную традицию. В результате он объединил три осады Рима Аларихом (408 – 409, 409 и 410 г.) в одну, причем дал ее в литературном обрамлении, выдержанном в духе античных авторов – Геродота и Дионисия Галикарнасского.

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

Невольно вспоминается определение понятий «царь» и «тиран», сделанное в начале V в. аристократом и философом Синесием из Кирены: «...Только тот, кто соединяет свои интересы с благом подданных, кто готов страдать, чтобы оградить их от страданий, кто подвергает себя опасности, лишь бы только они жили в мире и безопасности, кто бодрствует днем и ночью, чтобы им не было причинено никакого вреда (вспомним, что, по Прокопию, даже огромная трудоспособность Юстиниана и почти постоянное его бодрствование шли во вред подданным 158 ), тот – пастух для овец, государь для людей» 159 . И далее: «царь подчиняет свой нрав закону», для тирана же «собственный нрав служит законом» 160 . Сам Юстиниан утверждал, что «Бог подчинил императору законы, посылая его людям как одушевленный закон» 161 . Между тем сочинения Иоанна Лида и дьякона Агапита свидетельствуют о том, что в Византии VI в. еще были живы представления о том, что в дилемме «Царь и закон» предпочтение должно отдаваться закону 162 . В «Тайной истории» эта идея, так же как и идея Синесия о благополучии государства и подданных как главном условии и цели императора, нашли наиболее яркое воплощение. Для Прокопия, как мы видим, важен не столько способ прихода к власти, сколько образ правления василевса. Тесно связанной с представлением о Юстиниане как о тиране является и апокалиптическая линия в «Тайной истории». Сюда относятся рассказы о том, что Юстиниан родился не от человека, а от некоего невидимого демона 163 , о видении Феодоре, что она станет супругой владыки демонов 164 , о том, как некий монах, явившийся с прошением к императору, отказался от общения с ним, ибо увидел вместо него на троне этого самого владыку демонов 165 , а также рассказы о таинственных изменениях, происходивших с телом императора, в частности, рассказ о том, как голова Юстиниана отделялась от туловища, а тело его продолжало двигаться 166 . Сюжет этого рассказа поразительно близок к апокрифическому «Завету Соломона» 167 . Главное же доказательство дьявольской природы Юстиниана, а вместе с ним и его жены, заключается, по Прокопию, в той огромной силе зла, который они обладали, и масштабах вреда, причиненного ими людям 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

Прокопий Кесарийский Книга 3 1. И вот, хотя дела были еще в неопределенном положении, Велизарий прибыл в Византию вместе с Витигисом и знатнейшими из готов, имея при себе сыновей Ильдибада и везя все сокровища. Его сопровождали только Ильдигер, Валериан, Мартин и Геродиан. С удовольствием увидал император Юстиниан Витигиса и его жену своими пленниками и удивлялся толпе варваров, их физической красоте и огромному росту. Приняв замечательные сокровища Теодориха в Палатин (дворец), он разрешил сенаторам секретно их осмотреть, завидуя огромности совершенных Велизарием подвигов. Он не выставил их на показ народу и не дал Велизарию триумфа, подобно тому, как это сделал он для него, когда Велизарий вернулся с победой над Гелимером и вандалами. Однако имя Велизария было на устах у всех 27 : ведь он одержал две такие победы, каких раньше ни одному человеку никогда не удавалось одержать, привел в Византию с боем взятые корабли, двух пленных царей, отдав в руки римлян в качестве военной добычи потомство и сокровища Гензериха и Теодориха, славнее которых среди варваров никогда никого не было, и вновь вернул римскому государству богатства, отобранные им у врагов, в столь короткое время возвратив под власть империи почти половину земель и моря. Для византийцев было величайшим удовольствием видеть каждый день, как Велизарий выходил из своего дома, идя па площадь, или возвращался назад, и им никогда не надоедало смотреть на него. Его выходы были похожи на блестящие триумфальные шествия (овации), так как его всегда сопровождала большая толпа вандалов, готов и маврусиев. Он был красив и высок ростом и превосходил всех благородством выражения лица. И со всеми он был настолько мягок и доступен, что был подобен человеку очень бедному и незнатному. Любовь к нему как к начальнику со стороны воинов и земледельцев была непреодолима. Дело в том, что по отношению к воинам он больше, чем кто-либо другой, был щедрым. Если кто из воинов в стычке подвергался какому-либо несчастию, будучи ранен, то он прежде всего успокаивал его мучения, мучения, вызванные раной, крупными суммами денежных подарков, а наиболее отличившимися подвигами он позволял иметь как почетные отличия браслеты и ожерелья; если же воин терял в сражении или коня, или лук, или другое какое оружие, то он тотчас же получал от Велизария другое 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

(8) Этот человек показал ему своего слугу, который после трехдневного плавания вернулся в этот день из Карфагена и сказал, что нет никаких оснований подозревать, что вандалы устроили римскому флоту засаду. (9) Ни от одного человека они еще не слышали, чтобы на них шло какое-либо войско; все боеспособные вандалы незадолго до этого отправились в поход против Годы 111 . (10) Поэтому Гелимер даже не помышляет о войне и, оставив без должной защиты Карфаген и другие приморские укрепленные пункты, живет в Гермионе, которая находится в Бизакии 112 , в четырех днях пути от берега. Так что они могут плыть, не опасаясь никаких неприятностей, и пристать там, куда их пригонит ветер. (11) Услышав это, Прокопий, взяв слугу за руку, пошел с ним к гавани Аретузе, где у него стоял корабль, расспрашивая этого человека обо всем и стараясь выведать все подробности. Взойдя с ним на корабль, он велел поднять паруса и спешно плыть в Кавкану. (12) Хозяин этого слуги стоял на берегу и удивлялся, что ему не возвращают его человека. Тогда, уже после отплытия корабля, Прокопий громким голосом просил извинить его и не сердиться на него, (13) ибо необходимо представить этого слугу стратигу. Когда же тот приведет флот в Ливию, он, получив большие деньги, вернется в Сиракузы. (14) Прибыв в Кавкану, они нашли всех в большом горе, поскольку умер стратиг армянских войск Дорофей, оставив по себе большую печаль у всего войска. (15) Когда этого слугу привели к Велисарию и он поведал ему весь свой рассказ, Велисарий был очень обрадован, усердно хвалил Прокопия и велел трубным звуком дать знак к отплытию. (16) Быстро подняв паруса, они направились к Гавлу и Мелите, островам, которые являются границей между Адриатическим и Тирренским морями. (17) Поднялся сильный восточный ветер и принес их корабли к берегу Ливии, к местечку, которое римляне на своем языке называют «Головой отмели», имя его – Капут-Вада, и отстоит оно от Карфагена на расстоянии пяти дней пути для пешехода налегке 113 . Глава XV Когда они приблизились к берегу, Велисарий приказал спустить паруса на кораблях и стать на якорь.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010